439 Потемкина Татьяна Борисовна (1801–1869), урожденная княжна Голицына, статс-дама; в течение 30 лет была председательницей женского Петербургского комитета Общества попечительного о тюрьмах, известная благотворительница. 443 Портарь – привратник, в обязанности которого входит встреча гостей, сопровождение их в гостиницу (архондарик) и надзор за соблюдением ими правил посещения обители. 444 Аутодафе (португ. auto da fe – деяние веры) – казнь за преступление против веры, сожжение на костре. 445 Гурко (Ромейко-Гурко) Иосиф Владимирович (1828–1901), генерал-адъютант, участник русско-турецкой войны (1877–1878). В июле 1877 г. во главе передового отряда совершил поход в Забалканье, освободил значительную часть Южной Болгарии, удержал Шипкинский перевал, завершил окружение Плевны. В декабре 1877 г. во главе 70-тысячной русской армии перешел через Балканы, занял Софию, разбил турок под Ташкисеном и Филиппополем (январь 1878), затем занял Адрианополь. Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882), генерал-лейтенант, один из командующих русской армией в русско-турецкой войне (1877–1878). Со своим отрядом отличился в двух штурмах Плевны, в сражении под Ловчей, занял Адрианополь и Сан-Стефано, командовал дивизией в сражении при Шипке – Шейново. 446 Хиландарь был восстановлен из запустения сербским царем Стефаном Неманей, в монашестве Симеоном, и его сыном Саввой (в миру Растко), впоследствии архиепископом Сербским. 449 Параклис (параклит) (греч. παρλσιου) – так называются все храмы в афонских монастырях, кроме соборного храма – кафоликона (греч, αθολιν), а также приделы кафоликона. В параклисе обычно совершается литургия в будничные дни, а также некоторые другие богослужения. См.: Афон/ПЭ. Т. 4. С. 136–137. 450 В афонском храме каждый монах имеет свою стасидию – своеобразное стоячее кресло с подлокотниками, в котором разрешается сидеть в некоторые моменты службы. 452 Милан Обренович (1854–1901), сербский князь (1868–1882, Милан IV), король (1882–1889, Милан I). По малолетству Милана (1868–1872) при нем был регент, во время правления которою Сербия стала конституционной монархией с сословным представительством (Скупщиной). В годы правления Милана Обреновича в Сербии появились политические партии: радикалы, прогрессисты и либералы, расходившиеся во мнении о методах проведения модернизации в стране и выборе внешнеполитической ориентации. В этом вопросе прогрессисты, находившиеся у власти с 1880 по 1887 гг. делали ставку на Австро-Венгрию. В 1881 г. был заключен торговый договор между Сербией и Австро-Венгрией и тайная конвенция, фактически лишавшая Сербию экономической и политической самостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Фрагмент декора окна кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора окна кафоликона мон-ря Ишхани В 1941 г. Кекелидзе опубликовал восстановленный им текст сочинения анонимного автора, т. н. 1-го историка царицы св. Тамары , - «История и восхваление венценосцев». В предваряющем текст исследовании затронут вопрос об авторе сочинения. Кекелидзе выправил одно место в тексте (« »): «Арсени скажет икв нели» на «Арсени скажет Ишхнели» и заключил, что автором сочинения был «некто Арсени Ишхнели... писатель первых двух двадцатилетий XIII века» (История и восхваление венценосцев. 1941. С. 23-24). Гипотеза Кекелидзе не нашла поддержки в научных кругах, искаженное место принято читать как «Арсени скажет Икалтоели»; эти слова опровергают гипотезу о существовании в это время ишхнели с именем Арсений ( Каухчишвили. 1959. Т. 2. С. 011-012; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 447). В XIII в. ишхнели в наибольшей степени по сравнению с др. архиереями ГПЦ пользовались высокими иерархическими почестями. Во время коронации царя, после того как его подводили к царским вратам, его встречал католикос-патриарх всей Грузии, которому «низко кланялся царь». Католикос-патриарх брал царя за правую руку, а католикос Зап. Грузии (Абхазский) - за левую. «Ежели католикоса Абхазии не окажется - тогда берет ишхнели или архиепископ (Картлийский.- Авт.)» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 51). С амвона коронованного царя низводили также католикос-патриарх всей Грузии и католикос Зап. Грузии, «или же чкондидели (архиеп. Чкондидский; это слово в текст документа вписано позднее письмом мхедрули.- Авт.), или ишхнели, и так входили во дворец» (Там же. С. 53). В составленном в XIV в. документе «Распорядок царского двора» в отдельных случаях сохранились положения 2-3-вековой давности, особенно описания оказываемых ишхнели почестей. В частности, здесь сказано: «Когда прибудут епископы западные - ишхнели, мацкверели, анчели, мтбевари и голготели (Ишханский, Ацкурский, Анчийский, Тбетский и Голгофский.- Авт.), при их поклонении царю он притрагивается к ковру рукой, для ишхнели - с большей почестью, делает в его сторону 2 или 3 шага и приветствует его, к другим равно и не двигается с места» (Документы груз. права. 1970. С. 71; Распорядок царского двора. 1991. С. 51-53; То же. 1993. С. 58-59). С аналогичными почестями царь встречал разве только католикоса-патриарха и чкондидели (Распорядок царского двора. 1993. С. 25). На дворцовом приеме после коронации среди 36 архиереев ишхнели занимал 10-е место, между ниноцминдели (Ниноцминдским, 9-е место) и анчели (11-е место) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). Среди 13 архиереев Самцхе-Саатабаго (Юж. Грузия) ишхнели занимали 3-е место после мацкверели и кумурдоели (Кумурдойского) (Там же. 1970. Т. 3. С. 245).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

1965; Rainey. 1970); с этим, видимо, связаны указания об особенностях ее принесения по важнейшим праздникам (Числ 25. 22-24; 28. 15, 30; 29. 5, 11, 16, 19-34). Жертва Маноя и жены его. Роспись кафоликона Хиландар, Афон. Мастера мон. Вениамин и иером. Захария. 1803–1804 гг. Жертва Маноя и жены его. Роспись кафоликона Хиландар, Афон. Мастера мон. Вениамин и иером. Захария. 1803–1804 гг. Ж. «повинности» (  ,   см.: Лев 7. 1-7) представляла собой единственный вид Ж., к-рая могла быть заменена денежной выплатой. Она приносилась в случаях недолжного использования какого-либо священного предмета (Лев 5. 14-16) или же животного, предназначенного для принесения в Ж. (ср.: Лев 27. 9-13); греха по неведению (Лев 5. 17-19); ложной клятвы (Лев 6. 1-7); при очищении от проказы (Лев 14); при возобновлении обетов нечаянно осквернившегося назорея (Числ 6. 9-12); при вступлении в связь с рабыней, обрученной др. человеку (Лев 19. 20-22). Дж. Милгром считал, что почти все из перечисленного является частным случаем более общей ситуации осквернения чего-либо, посвященного Богу ( Milgrom. 1976); тогда отличие Ж. «повинности» от Ж. «за грех» состоит в том, что 1-я приносилась в случае осквернения какой-либо святыни, а 2-я - в случае осквернения самих людей. Но у Ж. «повинности» есть явно выраженное социальное измерение - при причинении кому-либо ущерба она сочеталась с его возмещением (Лев 5. 16 - 6. 7). В Ж. могли приноситься лишь домашние животные, употребляемые в пищу, без порока (Лев 22. 17-25), не младше 8 дней от рождения (Лев 22. 26-30), являющиеся собственностью жертвующего. При передаче жертвенного животного священникам жертвующий возлагал на него руку (Лев 4. 4 и др.), среди возможных значений этого жеста часто указывают на символическое отождествление жертвующего с Ж. Мясо Ж. обязательно осаливалось солью. «Мирную» Ж. и Ж. «всесожжения» (1-ю - всегда, 2-ю - за исключением нек-рых частных случаев, но обязательно по праздникам и при ежедневной Ж.; см.: Числ 28 и др.) сопровождало принесение «хлебной» Ж., состоявшей из муки, елея и ливана (или смешанных друг с другом, или в форме испеченного из них бесквасного хлеба); «хлебная» Ж. могла приноситься и как самостоятельная. «Мирная» Ж. и Ж. «всесожжения» также сопровождались возлиянием вина (см.: Rainey. 2007. P. 641-642).

http://pravenc.ru/text/182231.html

Поставляя себя на положение преследуемых, донатисты относят к себе слова Спасителя: «Пошлю к вам пророки и премудры и книжники» и. т. д. ( Мф.23:34 ), и под пророками, мудрыми и книжными разумеют себя, а под преследующими их – кафоликов. Но если так, спрашивает Августин, – если донатисты считают себя пророками, то почему они отказываются беседовать с кафоликами. Они не хотят беседовать с православными. Петилиан не хотел даже подписывать свое послание своею рукою, не хотел, чтобы его послание попало в руки православным. Донатисты, по словам Августина, ничего так не боятся, как того, чтобы кафолики не услышали того, что они говорят. Какие же они после этого пророки, мудрые? 200 На них исполняются слова псалма: «заграждены уста говорящих неправду» (62:12). Они называют православных родом змеиным и не принимают православного крещения. Но родом змеиным они называли некогда максимианистов; однако этих же максимианистов они приняли в общение, и не только их, но и тех, которые были крещены ими. Наконец, Августин снова возвращается к словам Писания, приводимым Петилианом: «От плодов их познаете их» ( Мф.7:15–16 ), и в противовес Петилиану, называвшему православных предателями, ссылается на историю их, представляющую не мало фактов, когда у них самих предатели были поставляемы на иерархические должности 201 . Так он указывает не факт поставления Сильвана, который в бытность свою иподьяконом, был признан властями за самого очевидного предателя. Эти и подобные факты могут свидетельствовать только о том, что донатисты – схизматики, хотя бы сами они представили доказательства того, что православные – предатели. Если те и другие доказательства истины, то донатисты – схизматики, потому что, избегая преступлений, в которых обвиняют вселенную, они имеют эти преступления в своей маленькой общине. Если же они должны, донатисты опять-таки схизматики, потому что из-за пустых обвинений отделились от общения со вселенскою Церковью. Не то нужно делать им даже в том случае, если они владеют документами, говорящими о предательстве кафоликов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Рельефы кафоликона мон-ря Пархали. Ан-гел Фото: Icon Dexter from Brooklin/Wikimedia Commons Крест Фото: Б. Кудава Рельефы кафоликона мон-ря Пархали. Ан-гел Фото: Icon Dexter from Brooklin/Wikimedia Commons Крест Фото: Б. Кудава Более обильно украшены фасады. Рельефы сконцентрированы вокруг оконных отверстий; сеченые и плетеные кресты и розочки рассыпаны по фасадам. Слева от юж. входа высечена пара львов - скульптура малых размеров, без обрамления. Рельефные плиты, вставленные над окнами южного и северного фасадов, содержат изображения зверей и птиц (львы, павлины и др.). Над окном вост. фасада размещена бровка больших размеров, покрытая крупнопрофильным геометрическим орнаментом. Пространство между навершием окна и бровкой заполнено радиально уложенными камнями. Над зап. большим окном помещен тонкий наличник. В обрамлении надоконной плиты нижней части зап. фасада, представляющем собой радиально раскрытые лучи, традиционно для Тао-Кларджети раскрашенные в красный и синий цвета, с одной стороны расположен Голгофский крест, с другой - миниатюрное изображение человека (единственное на фасадах П.), снабженное надписью «Христе, помилуй Т(еодор)е» ( Djobadze. 1992. Р. 184. Ill. 254). Роспись Живопись, очевидно, была осуществлена в скором времени после завершения строительства, ок. 973 г. ( Skhirtladze. 2009. P. 213). Роспись долгое время была скрыта под слоем побелки и масляной краски лазурного цвета, во время реставрации 2016-2019 гг. интерьер церкви расчистили и выявили остатки живописи. Основные темы росписи можно установить на основе краткого описания Г. Н. Казбека ( Казбек. 1876. С. 121) и фотографий, снятых в 1917 г. экспедицией Такаишвили ( Такаишвили. 1952. Ил. 144) и Н. Л. Окуневым ( Окунев. 1917. С. 1435-1438; Zakharova, Mal " tseva. 2017. P. 679-790). Программа росписи с небольшими изменениями аналогична росписи Отхтаэклесиа. Живопись в алтаре и конхе делится на 5 регистров. В конхе был изображен Христос во славе, ниже помещен апостольский ряд с образом Божией Матери «Оранта» по центру и фланкированный, очевидно, изображениями архангелов; ниже располагался пророческий ряд.

http://pravenc.ru/text/2579120.html

Интерьер кафоликона мон-ря Кватахеви Интерьер кафоликона мон-ря Кватахеви Оформление вост. фасада в общих чертах следует распространенной в груз. архитектуре XI-XIII вв. схеме, восходящей к кафедралу мон-ря Самтависи (1030). Основные элементы декора скомпонованы по вертикали: на ступени цоколя основан базис, от к-рого поднимается двойной вал, обрамляющий 2 косо поставленных декоративных квадрата и над ними соединяющийся с широким прямоугольным наличником окна. Над окном валики образуют маленький шарик, на него опирается большой орнаментированный крест с удлиненной нижней частью. По сторонам центральной оси в толще стены вырезаны треугольные в плане ниши, арочные обрамления окон пастофориев сделаны в XIX в. Сев. ворота мон-ря Кватахеви Сев. ворота мон-ря Кватахеви Др. фасады украшены двойными окнами и рельефными изображениями крестов над окнами зап. и юж. фасадов. Над окнами сев. фасада помещен рельеф, созданный кругообразным геометрическим орнаментом. Над папертью юж. входа вырезан еще один крест ( Закарая. 1978. Т. 2. С. 72-73). В интерьере сохранена кладка стен грубо обработанным камнем. На пилястрах и арках использованы также тесаные квадры. Возможно, интерьер храма предполагалось расписать. В 1854 г. стены были побелены, в наст. время покрыты краской белого цвета. Вост. часть храма трехчастна, в ней расположены алтарная апсида, жертвенник и диаконник, не выявленные снаружи. В алтаре с глубокой вимой прорезаны 3 окна. По полукружию алтаря на уровне пола проходит выступ в одну ступень, над которым в центре сделана глубокая ниша. Каменный престол относится к позднему средневековью, хотя, очевидно, помещен на месте древнего. Пастофории сообщаются с вимой небольшими проходными арками (дверь диаконника прорезана в позднее время) и имеют по одному маленькому окну в вост. апсидах. С юж. стороны диаконника устроено дополнительное узкое окно. Над пастофориями оборудованы 2 комнаты: туда поднимались (очевидно, при помощи приставной лестницы) по тоннелю, прорезанному от пастофорий. Вероятно, их использовали как кладовые для церковной утвари.

http://pravenc.ru/text/1684021.html

В 1489 г. в И. м. было всего 50 монахов, что свидетельствует об упадке обители (Idem. Р. 23), характерном и для др. мон-рей Афона в этот период. Однако, по сведениям мусульм. податного реестра, в 1520 г. в И. м. подвизался уже 151 монах (Lowry. 1981. S. 125; Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 23). Афонская документация 2-й пол. XV-XVI в. позволяет судить о временном понижении статуса И. м.: его игумен ставил подпись после подписей прота и игуменов Великой Лавры, Ватопеда и Хиландара, что обусловлено поддержкой, оказываемой серб. правителями своему мон-рю. В 1486 г. Хиландар пытался оспорить принадлежавшие И. м. поля, пастбища и сенокосы Комитиссы, расположенные на северо-западе Афона (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 100). Иверские монахи в 1492 и 1503 гг. были вынуждены пойти на компромисс и совместно с монахами Хиландара владели территорией, принадлежавшей И. м. с XI в. Сперва Хиландар, а затем Ватопед навсегда изгнали И. м. из Комитиссы (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 28-29). В кон. XV - нач. XVI в. И. м. пользовался покровительством рода Джакели-Цихисджварели, представителей правящей династии груз. княжества Самцхе-Саатабаго, сведения о чем сохранились в 3 записях 162-164) «Книги агап» (Хаханашвили. 1901; Метревели. 1998. С. 184-187; Бердзенишвили. 2007. С. 275-276) и в др. материалах иверского архива. Так, атабаги Кваркваре Великий (1451-1498) и его сыновья Кайхосро (1498-1500) и Мзечабук (1500-1515) передали мон-рю значительные пожертвования; на их средства были восстановлены башни-бастионы и часть келлий, заново выстроены главная башня, больница, надстроены боковые главы кафоликона, возведена и расписана наружная галерея храма. Ктиторские портреты Кайхосро и Мзечабука, а также груз. царей, имеющих особые заслуги перед И. м., были включены в программу росписи (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 190; Натроев. 1909. С. 56). В 1883 г. по указу греч. настоятеля мон-ря фрески были записаны, надписи переделаны (Марр. 1900. С. 73; Кончошвили. 1901. С. 175-176; Надареишвили. 1903. С. 268-269). Сведения «Книги агап» подтверждает греч. надпись на зап. стене кафоликона, где указано, что в сент. 1513 г. были закончены строительные работы в церкви и на башне; также были отремонтированы проемы в монастырских стенах для стрельбы из орудий (Millet, Pargoire, Petit. 1904. P. 67. N 220).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ [евр.  ,  ], ветхозаветный пророк (пам. 9 мая), согласно традиции, автор названной его именем книги (см. Исаии пророка книга ). Род. в Иерусалиме ок. 765 г. до Р. Х. Библейское и апокрифическое предания об И. Время служения Видение И. в храме, когда Господь призвал его на служение, по словам самого пророка, произошло в год смерти царя Озии (Ис 6. 1). И. проповедовал, как следует из свидетельства Книги прор. Исаии (Ис 6. 1; 7. 1-9; 14. 28; 20. 1; 36-39), во время правления иудейских царей Озии, Иоафама , Ахаза и Езекии (Ис 1. 1). При переводе указанного в Ис 6. 1 года смерти Озии (года призвания пророка) на современное летосчисление время служения пророка (по причине разногласий данных о правлении царей Израиля и Иудеи в 3-4-й книгах Царств) приходится на период с 747/6 до 735/4 г. до Р. Х. (более вероятно - между 740/39 и 735/4) ( Kaiser О. Jesaja/Jesajabuch//TRE. 1987. Bd. 16. S. 636-658). Прор. Исаия. Мозаика кафоликона Неа Мони на Хиосе. 1042–1056 гг. Прор. Исаия. Мозаика кафоликона Неа Мони на Хиосе. 1042–1056 гг. В 7-й гл. книги говорится, что пророк выступил на проповедь во время т. н. сирийско-эфраимитской войны. Ход и цели этой войны остаются во многом неизвестными, т. к. сообщения о ней в основном отражают богословское осмысление этих событий (4 Цар 15. 37; Ис 7; 4 Цар 16; 2 Пар 28; Ис 8; Ос 5. 8 - 7. 16). Ассир. держава стремилась в эти годы к мировому господству. Египет, пытаясь остановить ее продвижение, втягивал в борьбу с ней гос-ва Сирии и Палестины. И. был последовательным противником участия Иудеи в этой борьбе и призывал царей сосредоточиться на религиозно-общественных преобразованиях. Когда Дамаск и Самария пошли войной на Иерусалим, чтобы принудить его к вступлению в антиассир. коалицию, И. изрек перед царем Ахазом (735-715) 1-е мессианское пророчество (Ис 7; ок. 734 г.). Но Ахаз, вместо того чтобы положиться на помощь Божию, как советовал пророк, вступил в союз с ассирийцами, которые осадили Дамаск и вторглись в Галилею. После войны Иудейское царство попало под власть Ассирии, Северное царство потеряло значительную часть территории, сократилось до границ колена Ефрема , Дамаск также был разрушен. Война закончилась не ранее завоевания Дамаска Тиглатпаласаром III в 732 г. (см. также в ст. Израиль древний ). Приблизительно в это время И. записал 2-е мессианское пророчество - о чудесном Младенце, Который принесет мир на землю (Ис 9. 2-7). Т. к. в Ис 28. 1-4 предсказано завоевание Самарии, к-рая пала после 4-летней осады воинами Салманасара V (723/2), И. должен был продолжать служение с 732 по 722 г. В Ис 20. 1-6 говорится о слове Господа к И. в связи с антиассирийским восстанием в Ашдоде против Саргона II, пославшего на подавление бунта военачальника в 713-711 гг.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Потому умоляю вас, о наши святые братия и блаженные во Христе сестры, не расстраивайтесь из-за утверждений глупцов и не позволяйте подстрекать себя против воинов Божиих, хотя бы чуть-чуть поверив толкованиям незнающих. Они суть те, кто не уязвляем жаром благочестивой веры, и потому не только не могут содействовать Истине, но и не могут защитить святую веру, которую носят в сердцах неглубоко и на слабом основании легковерия, более отнимая славу, если ради веры кто-то добровольно погибнет, чем скорбя, что многие, отступая от нее, попадают в западню двуличия. И по этой причине они легко переходят к нечестивому святотатству, когда эта неученая чернь, о ком написано: Нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых ( Дан.12:10 ), не боится осуждать то, что оправдано Богом; она, как соль, потерявшая вкус, должна быть присуждена к тому, чтобы ее выбросили вон из собрания кафоликов, и попирали бы все, и словно бесплодное дерево, посекли бы евангельским топором и предали вечному огню. Должно обдумать, братия, какому наказанию подлежит тот, кто не убоялся чернить хвалу столь великой победы, кто противодействует столь многим победам мужей. Они же, не забывая апостольской проповеди, не стыдились открыто произносить свидетельство Господа нашего Иисуса Христа и истину Святого Евангелия к смущению нечестивого учителя и его почитателей, о ком они знали, что его как одного и великого из лжепророков некогда отметили в Евангелии уста Господни, когда Он с осторожной осмотрительностью предлагал апостолам быть внимательными, говоря: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие [лжепророки] придут под именем Моим,... и многих прельстят ( Мф.24;4,5 ; Мк.13:5,6 ). И мы, отказавшись от страха, торжественно оказываем еретикам преходящую почесть, если не почитаем этих мучеников. Горе тем, кто этому следует, горе им, кто, думая, что добро – это зло, превращая свет во тьму, эти люди еще и тайной хулой нападают на то, что опровергают открытым поношением, чтобы не оказывалось должное почтение тем, кто, выступая упрямым духом против недруга веры с злословящими устами, истреблен мщением, соответствующим его подвигу, и чтобы другие не бежали отовсюду на такого рода ристалище, приказывается, чтобы их осуждали в разных местах грамотами отлучения. Итак, если от них Господь отнимает награду, потому что они открыто и добровольно ведут войну против врага веры, сколь дальше отстоят от общения Превечного Царя те, которые, угнетенные страхом плоти, делают это ежедневно с тайным ропотом? Да неужели уста наши не исполняют эту проповедь? Да неужели не нужна исповеданию кафоликов таковая хвала?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разумеем отношение Феодосия к делу двух пресвитеров Фаустина и Марцеллина. Последние принадлежали к числу люцифериан, т. е. последователей Люцифера, еп. Сардикии 1530 , в свое время считавшихся еретиками 1531 . Секта эта образовалась на почве разлада по вопросам церковной дисциплины. Так, Люцифер рукоположил Павлина во епископа Антиохии и отказывался принять в общение Мелетия, как бывшего арианина 1532 . Впоследствии люцифериане также не хотели принимать в общение епископов, принадлежавших к арианской ереси, хотя бы после они раскаялись, равно как избегали общения с теми, кто принимал таких епископов 1533 . Отсюда, люцифериане скорее были раскольниками, чем еретиками, хотя, правда, Феодорит свидетельствует, что Люцифер «к церковным догматам присоединил нечто чуждое» 1534 , а что – не объясняет. Эта секта существовала еще во времена Феодосия, а видными представителями ее и были Фаустин и Марцеллин. Испытывая притеснения со стороны римского епископа Дамаса, они решили обратиться за помощью к Феодосию. Но чтобы реабилитировать себя от подозрения в ереси, Фаустин и Марцеллин представили императору «Libellum precum» 1535 в 383 или 384 г. 1536 В своей докладной записке они пытаются очернить еп. Дамаса участием его в схизме Урсила, горячо доказывают, что их гонят и притесняют именно за принадлежность к люциферианам, тогда как сам Люцифер чист был от всякой ереси 1537 . С единственною просьбою они обращаются к Феодосию, именно, чтобы он оказал им защиту от преследовавших их кафоликов. Феодосий В. поверил искренности этих пресвитеров и решил вступиться за пострадавших. С этой целью он издал рескрипт на имя Цинегия, в котором называет Фаустина и Марцеллина священниками, полными веры (plenissimos fidei sacerdotes), возмущается против всех, кто преследует кафоликов, к которым он причисляет всех, имеющих общение с Григорием Испанским и Гераклидом Восточным, затем признает кафоликами жаловавшихся пресвитеров и в заключение просит Цинегия защищать и охранять Григория Испанского и Гераклида Восточного и всех согласных с ними от несправедливостей нечестивых людей и еретиков 1538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010