Надгробия над могилой святых Мириана и Наны в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета Надгробия над могилой святых Мириана и Наны в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета Появление в Картли просветительницы Грузии св. Нины было обусловлено рядом чудесных событий, в т. ч. касавшихся и М. Когда она бежала из Армении от преследований царя Трдата и остановилась у предгорий Юж. Кавказа близ оз. Паравани, ей во сне предстал некий человек, к-рый передал ей запечатанное послание и велел отдать его «царю язычников в Мцхете». Св. Нина пришла в Мцхету в день главного языческого праздника в честь идола Армази и стала свидетельницей идолопоклоннического служения М. По ее молитве буря разрушила идолов ( Леонти Мровели. 1955. С. 86, 88, 90, 91; Он же. 2008. С. 48-51). Поселившись в царском саду, она ждала возможности увидеться с М., проповедовала и исцеляла. Царь неоднократно становился свидетелем чудес, к-рые происходили по ее молитвам, однако в течение долгого времени М. не обращал на св. Нину внимания. Первыми учениками св. Нины стали царский садовник и его жена Анасто, иудейский свящ. св. Абиатар (Авиафар), его дочь св. Сидония и 6 женщин-иудеек. После того как св. Нина исцелила жену М. св. Нану, М. обратил внимание на учение о Христе, стал расспрашивать о вере св. Абиатара и взял у него книги Свящ. Писания. Сведения о пришествии Мессии, почерпнутые из них, он сравнил с главной для зороастрийцев «Книгой Неброта», к-рая хранилась в царской семье, и был удивлен тождеством знаний о спасении человечества. Позже он беседовал со св. Ниной, однако «смотрел на ее дело все еще с некоторым недоверием» ( Леонти Мровели. 1955. С. 102, 103, 105; Он же. 2008. С. 51-56). Спустя год после исцеления св. Наны М. задумал истребить всех христиан, в т. ч. и свою супругу, если она не отречется от Христа. Исполнению его замыслов помешало чудо, к-рое произошло с ним во время охоты и к-рое привело его к обращению в христианство. Как указывают груз. источники, 20 июля царь направился в сторону Мухнари и поднялся на гребень горы Тхоти осмотреть Каспи и Уплисцихе. В полдень померкло солнце, стало темно, спутники царя рассеялись, всех охватило ощущение «беды и горя». Царь бродил по горам в лесу и призывал языческих богов. Ему казалось, что он живым находится в аду, он не мог понять, «всю ли вселенную постигла погибель эта» или только его. Спустя какое-то время М. вспомнил об исцеляющем «Боге Нино» и взмолился Ему. Показалось солнце, и царь исповедал Христа: «Ты - Бог над всеми богами и Владыка над всеми владыками... Достойно Имя Твое хвалы от всякой твари, живущей под небесами и на земле». Прибыв в Мцхету, М. поспешил к св. Нине, совершавшей с 50 приверженцами вечернюю молитву, назвал ее своей матерью, а ее Бога - своим Избавителем. Святая научила его молиться ( Леонти Мровели. 1955. С. 109-111; Он же. 2008. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/2563312.html

Этим законом, изданным pro religione catholicae sanctitatis, в целях прекращения собраний еретиков, предписывалось обращать в государственную собственность все места в городах и вне городов, где только ни находились алтари еретиков. 3196 Направленный против еретиков вообще, он касался, конечно, и ариан в частности. Теперь тактика Амвросия в отношении к еретикам становится совершенно иною. Брожение, вызванное среди ариан только что указанным законом Грациана, вероятно, угрожало уже интересам и безопасности кафоликов и причинило много огорчений Амвросию; под влиянием, этого из прежних терпеливых и примирительных отношений к еретикам его отношения делаются теперь полемическими. Теперь взоры Амвросия естественно обращаются к Грациану, от которого он в данном случае только и мог ожидать поддержки для своей Церкви. Грациан со своей стороны рад был найти энергичного защитника своей религиозной политики среди епископов кафоликов, и, вероятно, —618— таким путем постепенно складываются очень дружественные отношения между императором и миланским епископом. Скоро случилось событие, во время которого обнаружилась вся сила этой дружбы и одновременно стали открываться истинные намерения ариан. Приблизительно около 378 г., восточная половина империи, правителем которой в это время был брат Валентиниана I Валент, назначенный им восточным Августом еще в год своего восшествия на престол, 3197 подверглась страшному нападению Готов, которые, будучи теснимы гуннами, хитростью, вместе со всем своим имуществом и оружием и с согласия самого Валента, перебрались на восточную часть римской территории и теперь вероломно производили там страшные опустошения. Растерявшийся и бессильный бороться с врагом Валент просил помощи у Грациана, который в виду этого вместе с вспомогательными отрядами должен был поспешить на восток. 3198 Вынужденный жить некоторое время на востоке, Грациан, видимо, был удручен своим положением среди врагов в незнакомой стране. Он тоскует по Амвросию, пишет к нему письмо, 3199 в котором дает полный простор выражению своей преданности к нему и, вероятно, осаждаемый арианами, которые при Валенте чувствовали себя хозяевами положения на востоке, зовет Амвросия к себе и просит его наставлений в вере. 3200 Амвросий в свою очередь спешит ответить ему письмом, в котором не скрывает, что хотя ариане и не выступают открыто, но хранят в своих сердцах какие-то замыслы, что положение остается не вполне благоприятным. 3201 Грациан хотел бы скорее возвратиться на запад, но дела на востоке принимали всё более и более неблагоприятный оборот. В битве при Адрианополе Валент пал;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С западной стороны здания пристроили новый широкий притвор, на который поставили шестигранную звонницу. Прорубили по два больших окна на северной и южной стенах. Прямоугольный в плане объём часовни внутри и снаружи обшили профилированным тёсом и перекрыли двухскатной тесовой крышей. Конёк крыши был увенчан луковичной главой на тонкой шейке. На главе, обитой городчатым лемехом, установили высокий крест. Углы здания выделили вертикальной обшивкой в виде лопаток, декорированных филёнкам. Цоколь обшили тёсом горизонтально и выделили на фасадах отливными досками. Вход в здание устроили с северной стороны паперти. Из паперти начиналась двухмаршевая лестница на звонницу. В эти же годы фасады часовни покрасили. На подшивке свесов кровли сохранились следы красной, синей и зелёной краски. В 1989 г. часовню обмерили специалисты Проектного института «Спецпроектреставрация» под руководством Л. А. Ткаченко. Консервационные работы с элементами реставрации были проведены Национальным Парком «Кенозерский» в конце 1990-х г.г. Часовню перекрыли новой кровлей, починили обшивку стен. Звонницу перекрыли шатром и установили высокий крест. Над коньком крыши установили главку на тонкой шейке. Стены часовни рублены из бревен диаметром до 20 см. В интерьере (кроме восточной стены) и в экстерьере обшиты досками. Восточная стена со стороны интерьера (за рамой иконостаса) обтесана на один кант. Цокольное перекрытие выполнено из широких плах, настеленных по направлению запад-восток. Чердачное перекрытие (перекрытие-«небо») в кафоликоне отсутствует. В притворе плоское, из плах по матице, уложенной по линии запад-восток. Крыша традиционной конструкции по слегам. Водоотвод неорганизованный. Храмовая глава по журавцам, барабан сплошной, крест деревянный. Кровля из двух слоев досок. В кафоликоне по два окна на северной и южной стене, в притворе окна не предусмотрены. Дверной проем в кафоликон выполнен колодами простой работы, в притвор – дверная коробка. Дверь в кафоликон дощатая на шпонках, двустворчатая дверь притвора филенчатая.

http://sobory.ru/article/?object=09236

В VI веке при Юстиниане империя делает самую внушительную попытку возвратить под свой прямой контроль недавно потерянные территории. Первой жертвой внешней политики Юстиниана стало царство вандалов. Вандальская экспедиция во многом удовлетворяла и внутренним, и внешним интересам Восточной Римской империи. С одной стороны Юстиниан после восстания «Ника» стремился отвлечь народные массы и аристократию от внутренних проблем масштабными военными действиями. С другой – ему было необходимо обезопасить побережье Средиземного моря и морские границы Восточной Римской империи от постоянных нападений вандальских пиратов. Надо сказать, что к началу VI века вандалы подрастеряли свой легендарный пыл. Пока жив был великий Гейзерих, вандалы наводили ужас на все Средиземноморье. Но при его наследниках они явно обленились. Вандалы вкусили все прелести цивилизованной жизни, и вандальская аристократия начала щеголять знанием литературы, роскошью стола, бассейнами и виллами. Прокопий Кесарийский уже в VI веке называл этих недавних варваров самым изнеженным народом на земле. Тем не менее при вандальском дворе существовала партия, которая постоянно пыталась напомнить вандальским вождям о былых днях военной славы и возбудить их воинственный пыл. Собственно, проримская, более спокойная партия, которая была ориентирована на улучшение отношений с местным римским населением, нормализацию взаимодействия с Католической Церковью, находилась в постоянной борьбе с более агрессивной традиционалистской партией вандальской знати, которая всячески стремилась продолжать давить римлян, изничтожать кафоликов, насаждать арианство, бывшее официальной религией вандалов. В первое десятилетие V века при короле вандалов Тразамунде восторжествовала более мягкая партия. Тразамунд пытается наладить отношения с кафолическим клиром, прекращает гонения на епископов-кафоликов, не столь рьяно поддерживает ариан. В общем-то, эти внутренние действия Тразамунда во многом связаны с его попытками наладить отношения с Восточной Римской империей. Однако недовольные партии арианствующей вандальской знати свергают Тразамунда и возводят на престол гораздо более радикального Гелимера.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-viza...

Треугольные в плане ниши вост. фасада, многооконный барабан, паруса обычны для церквей такого типа. Ворота со звонницей мон-ря Кинцвиси Ворота со звонницей мон-ря Кинцвиси В отличие от большинства груз. церквей XI-XV вв., выстроенных из тесаного камня, кафоликон К. и современный ему кафоликон мон-ря Тимотесубани сложены из кирпича, что лишило мастеров возможности использовать разработанную к тому времени систему фасадного декора, основанную на богатом репертуаре резьбы по камню. Выразительность фасаду придают разбивка, точно найденные размеры и пропорции оконных проемов, скупой декор - аркатура 12-оконного, суживающегося кверху барабана, ниш и портала с входом на зап. фасаде. Дифференцируя пропорции арок в интерьере (более низкие и широкие в западной и более высокие и узкие в вост. части) и их очертания (полуциркульные на западе и заостренные на востоке), зодчий придал различный вид зап. и вост. частям церкви. Двухступенчатый цоколь подчеркивает устремленность храма вверх. В древности купол кафоликона, очевидно, был покрыт обливной черепицей. Крест в плане выявлен снаружи повышенными центральными объемами каждой из его ветвей. Одинаково решены 3-частные сев. и юж. фасады: центральная часть выше боковых, она освещена 3 окнами (одним в верхней части и 2 в нижней) и увенчана 2-скатной кровлей. В позднее средневековье из тесаного камня к зданию с севера и с юга были пристроены притворы, перекрытые 2-скатными кровлями; в юж. притворе длиннее вост. часть, в северном - западная. Наиболее полно сохранился юж. притвор: вход в него обрамлен 3-уровневым порталом с капителями и базами, в тимпане помещен рельефный крест с узким окном над ним видна апсида. Южный притвор освещается узким восточным окном; сев. притвор имеет дополнительный вход с запада. Зап. фасад кафоликона образует 3-частный нартекс перед зап. стеной храма, который ниже ее по высоте. Средняя часть нартекса, как и на фасадах храма, с севера и юга выше боковых и увенчана 2-скатной кровлей. В нижней части боковые арки-ниши, как считают исследователи, в свое время были открытыми, но в XV в.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

традиции и небиблейских источников, переосмысленные в свете христ. откровения. М. в НЗ прежде всего олицетворение всей традиции ветхозаветного откровения, получившей полное исполнение в Иисусе Христе. Это подразумевает параллельное сопоставление основателей обоих заветов, содержащее описание как различия, так и сходства между ними. В Евангелиях В Евангелиях обращения к М. преимущественно связаны с цитированием предписаний ветхозаветного закона: М. становится его отождествлением и неотъемлемым символом его постановлений. М. не только предстает как посредник в обретении закона (Мк 1. 44; Ин 1. 17), но и является его олицетворением: М. «сказал/заповедал/написал/позволил» (Мф 8. 4; 19. 7-8; Мк 1. 44; 7. 10; 10. 3-4; Лк 20. 28; Ин 9. 29). При этом Пятикнижие называется «книгой Моисея» (Мк 12. 26), «законом Моисеевым» (Лк 2. 22; 24. 44) и само имя Моисей выступает в качестве обозначения закона (Лк 16. 29, 31; 24. 27; Ин 8. 5). Часто авторитет М. ассоциируется с ритуальными постановлениями закона (Лк 2. 22), напр. с очистительными обрядами, исполнение которых необходимо, когда речь идет о свидетельстве об исцелении, совершённом Иисусом Христом (Мк 1. 44; Лк 5. 14). Преображение Господне. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 3-я четв. VI в. Преображение Господне. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 3-я четв. VI в. В свете этого отождествления образ М., олицетворяющий собой божественный закон, противопоставляется в Евангелиях преданиям, получившим под его именем распространение в фарисейской среде. В устах Спасителя М. выступает как авторитетный символ и свидетель закона, обращение к которому служит аргументацией в споре с фарисеями (Лк 16. 29-31). Христос упрекает фарисеев не столько за обращение к авторитету М., сколько за то, что они, провозглашая следование его постановлениям, сами их не исполняют (Мф 23. 3; Ин 7. 19). Т. о. посредством человеческих преданий под именем «учения Моисея» книжники и фарисеи отменяют заповедь Божию (Мк 7. 10-13). Обращаясь к образу М.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Интерьер вост. части кафоликона. 1010–1014 гг. Роспись 1600–1670 гг. Интерьер вост. части кафоликона. 1010–1014 гг. Роспись 1600–1670 гг. В кон. XI в. Н. был крупным религиозным и просветительским центром. По сведениям анонимного автора, настоятеля мон-ря и составителя Никорцминдской грамоты, он «застал (в мон-ре.- Авт.) иадгар наполовину написанным 1; и завершил его полностью; одел в ризы, позолотил их и покрыл [каменьями]». Эти работы стоили «драхканов дукатов 15». Он же купил Параклитик, заплатив стоимость «половины лошади», а эристав эриставов Микел пожертвовал Н. Синаксарь. Священнослужители в Н. были приглашены из Вост. Грузии; на их содержание выделялось «драхканов костантинатов 52 в день Пасхи». В мон-ре большим спросом пользовались драгоценные ткани (в документе названы «златоткань ломоани греческая», «багдадский апи», «златоткань кобай», «одеяние греческое»), из к-рых шили церковные облачения и подушки. В мон-ре хранились коврики и военные доспехи, к-рые часто служили обменным товаром. Н. владел обширными виноградниками, пашнями, лесными угодьями и крестьянами в селах Знаква, Пути (совр. Путиети), Метехара (совр. г. Амбролаури), Джуариса, Николаосцмида (совр. Никорцминда), Бетабрели (все ныне расположены в муниципалитете Амбролаури), Сахади (наименование окрестностей Н.), Захлеули (видимо, в окрестностях Н.), Качаети, Хевхмели (на западе от Н.), Шхро (ныне - название источника к западу от Н.), Величрули (Велишеули; не локализуется), Шкмери и др. Н. владел землями и крепостными и за пределами Рачи, в пров. Окриба (села Боботи, Надарбазеви, Джуариса и др.). В Н. и владениях мон-ря (Сацире, Мухура, Хивши и др.) были возведены жилые здания для насельников и хозяйственные постройки марани (помещения для хранения вина), давильни, хлева, амбары. Монастырю покровительствовали крупные феодалы: Иоанн, сын Липарита Багваши, представители родов Кахаберис-дзе, Цорбели, Циркуалелис-дзе и др. (Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 38-44; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Лит.: Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; он же. Рачинский триптих из слоновой кости// Он же. Вопросы истории груз. искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 206-235; Бадридзе Ш. Некоторые замечания о строительной надписи Никорцминды//Мнатоби (Светоч). Тб., 1961. 6. С. 181-183 (на груз. яз.); Бердзнишвили М. Груз. исторические источники XI в. по социально-экономической истории Грузии. Тб., 1979 (на груз. яз.); Соселия О. Очерки из социально-политической истории Зап. Грузии эпохи феодализма. Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Чачхунашвили Ц. К истории храма Никорцминда//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1986. 1. С. 23-24 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен, XI-XVII вв./Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Исторические памятники и древности Рача-Лечхуми. Тб., 1994 (на груз. яз.); Двали М. Никорцминда - что было сделано для ликвидации последствий землетрясения 1991 г.//Дзеглис мегобари. 1996. 1 (92). С. 13-17 (на груз. яз.); Бахтадзе М. Институт эриставства в Грузии. Тб., 2003 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Церкви и священнослужители Рачи во времена экзархата. Кутаиси, 2005 (на груз. яз.). Г. Чеишвили План кафоликона мон-ря Никорцминда С т. зр. плана кафоликон Н. входит в группу многоапсидных храмов. Церкви этого типа характерны для определенного периода груз. зодчества, встречаются пяти- и более апсидные церкви, временной диапазон ограничен периодом кон. X - нач. XI в. ( Джабуа. 2012. С. 146-152): это храмы Олтиси, Гогиуба, Киагмис-Алти, Бочорма, Кацхи, Ноджихеви, Кумурдо и Н. Наибольшее сходство имеют планы Н. и Кумурдо. Кафоликон Н. в плане представляет радиально расположенные 5 апсид ярко выраженной подковообразной формы; прямоугольный зап. рукав и глубокая алтарная вима удлиняют здание по вост.-зап. оси. Внешне храм имеет форму креста. К апсиде алтаря с севера и юга прилегают 2-этажные боковые пастофории (жертвенник и диаконник). Апсидные часовни, приблизительно такой же прямоугольной планировки, расположены в зап. части церкви по обе стороны западного рукава.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Мученичество Е., А., Евг., М. и О. было переведено на груз., арм. (BHO, N 300) и лат. (BHL, N 2778) языки; последний перевод был выполнен по заказу Неаполитанского еп. Афанасия II (875-898). Мученики Евгений, Евстратий, Авксентий Севастийские. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Мученики Евгений, Евстратий, Авксентий Севастийские. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Мученичество Е., А., Евг., М. и О. интересно с лит. т. зр.: агиограф цитирует античных авторов, наделяет героев яркими речевыми характеристиками (так, слова Лисия и Агриколая выдержаны в офиц. стиле имп. постановлений, а речь аравракских жителей, напр. М., нарочито проста). Мученичество Е., А., Евг., М. и О. имеет много общего с др. агиографическими произведениями вост. региона Византийской империи. Исследователи обнаруживают параллели и совпадения с Мученичеством 40 Севастийских мучеников ( Walter. 2003. P. 219) и с Житием мч. Евгения Трапезундского и 3 его спутников ( Bryer, Winfield. 1985. P. 166-169): действие происходит в Сатале при Лисии Сатальском и Агриколае Севастийском, во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана, мученики не желают принести жертву богам на разожженном жертвеннике. Образ мч. Евгения Трапезундского, популярный в агиографической лит-ре в более поздний период, напрямую связан с фигурой Евг., появляющегося в 10-й гл. Мученичества Е., А., Евг., М. и О. Согласно выводам Э. Брайера и Д. Уинфилда, мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила Трапезундские неразрывно связаны с Е., А., Евг., М. и О. (Ibidem). Традиция почитания Е., А., Евг., М. и О., по мнению брит. ученых, сложилась под влиянием почитания 40 Севастийских мучеников, поэтому в источниках 5 мучеников Аравракских часто выступают как 5 мучеников Севастийских. Е., А., Евг., М. и О. были одними из самых знаменитых святых в вост. провинциях Византийской империи; традиция их почитания прервалась только в XI в. в связи с нашествием сельджуков ( Rosenqvist. 2002. P. 194). Культ Е., А., Евг., М. и О. был очень распространен с IX в. в Византии, Сербии и Италии (особенно в Неаполе и Риме), однако к XII в. в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) и понтийских землях он был постепенно вытеснен почитанием 4 Трапезундских мучеников (Е., А., Евг., М. и О. продолжали оставаться почитаемыми среди трапезундских армян, а на юж. окраине Трапезунда в XIII в. еще существовала ц. мч. Евстратия (о храме см.: Bryer, Winfield. 1985. P. 225; Janin. Grands centres. P. 270).

http://pravenc.ru/text/187517.html

Когда тот это услышал, приказал, чтобы пока обстоятельства дела были покрыты молчанием, дабы, узнав, что заговор их раскрыт, не бросились в бегство. Но как только они стали проводить тщательное расследование, он предельно ясно выяснил, что все сообщенное – правда. И когда множество воинов, расположившихся повсюду в засадах, которые расставили вышеназванные арианские сановники, бросились в нападение, внезапно вождь Клавдий выступил на них. Одни из них были захвачены, другие же, которые захотели пустить в ход мечи, тут же от меча и погибли. Затем вождь Клавдий с огромной толпой направился к дому арианского епископа Сунны и схватил самого, ничего не подозревающего, еретического епископа, отдал его под стражу святому епископу Мазоне и, равным образом, передал под стражу всех его соучастников. Виттерика, который рассказал о заговоре злодеев, приказал отпустить на свободу. Все, что произошло, вождь Клавдий сообщил православному правителю Рекареду и просил его отдать приказ, определив свой приговор, как ему следует поступить с врагами Господа Иисуса Христа. Царь же, вняв этому обращению, вынес такой приговор, чтобы всех их, лишив владений и почестей, отправить в ссылку, сковав тяжелыми железными кандалами. Псевдоепископа Сунну побудить обратиться в кафолическую веру и, если обратится, лишь при том условии, что он принесет должное покаяние и смоет свои преступления искупительными слезами, то после принесения покаяния, когда уже узнают, что он стал совершенным кафоликом, приказал назначить его епископом в какой-нибудь другой город. Когда Сунне неоднократно говорили. чтобы он принес покаяние за столь великие преступления и смягчил плачем гнев Господа, который вызвал злодеянием, он не пожелал это исполнить, но, не отступая от прежних тиранических привычек, ответил так: «Я не знаю, к чему это покаяние. И да будет вам известно, так как я не знаю, зачем это покаяние, то и кафоликом никогда не буду, но или буду жить по обычаю, в котором жил, или за религию, в которой я пребывал от юности моей и поныне, охотно приму смерть».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010