Среди рукописей К. сохранились также 2 славянские: болг. Апостол 1-й пол. XIII в. и церковнослав. (рус.?) Апостол XVII в. (оба без номера) ( Bakker M. Discovered on Mount Athos the Karakalski Apostol//Palaeobulgarica. 1990. 4. C. 61-67; Слав. рукописи афонских обителей/Под ред. А.-Э. Н. Тахиаоса. Фессалоники, 1999. C. 30, 43). Евангелие-лекционарий (Ath. Karakal. 272, XVIII в.) было переписано груз. мон. Дамаскином из Иверского монастыря по заказу некоего Ашота. В наст. время в б-ке мон-ря Хиландар находится Псалтирь 89 на болг. языке, подаренная К. в сер. XVI в. иереем из Ясс Иеремией ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 48). В архиве хранятся хрисовулы, моливдовулы, султанские фирманы и др. документы. Фирманы 1518 и 1539 гг. касаются подворья К. в Зихне, фирманы 1548 и 1563 гг.- строительства кафоликона. Подворья К нач. ХХ в. К. имел подворья на п-ове Касандра, на о-ве Тасос, в Иерисосе (Иериссе), в Калиполисе, в Киосе (Вифиния), в Ретимноне и на о-ве Айос-Эфстратиос. До 1762 г. во владении К. находился скит Провата, переданный затем Великой Лавре ( Χρυσοχοδης, Γουναρδης. 1985. Σ. 19, 21). В наст. время конак К. находится в Фессалонике; основную часть монастырских доходов получают от продажи орехов, которые собирают в орешниках на Афоне. Келлии В 1707 г. К. владел 22 келлиями, к нач. ХХ в.- 21 келлией: Всех святых, Трех святителей, Крестовоздвиженской, Рождества Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы (Киприана или Макареев), Введения Пресв. Богородицы (Сидирадико), Введения Пресв. Богородицы (Ставрудадико), Успения Пресв. Богородицы при конаке, Успения Пресв. Богородицы (Панагуда), Успения Пресв. Богородицы (Силака или Картадико), вмч. Георгия Победоносца (Евфимия), вмч. Димитрия Солунского, свт. Николая Чудотворца (Андронатикон), свт. Николая Чудотворца в Камаре, св. Иоанна Предтечи, первомч. Стефана, свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, Св. Троицы, прор. Илии, св. Архангелов. В наст. время К. принадлежат 17 келлий и конак, из к-рых заселены 4: келлии Трех святителей, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца и Воздвижения Честного Креста Господня. Остальные келлии находятся в руинированном состоянии. От древней келлии Эксиполиту сохранился только храм.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

По образцу деисусного чина ц. Протата Дионисием был написан деисусный чин в виде эпистилия для К. (Ibid. N 57-58). Кисти мастера и его мастерской принадлежит поясная икона «Свт. Иоанн Златоуст» (2-я четв. XVIII в.; Ibid. N 60); под влиянием этого типа икон создавались позднее схожие изображения, напр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (1769; Ibid. N 61), которая является «молением Парфения проигумена из Пелопонесса». Эти иконы отличаются чрезвычайно обильными орнаментами на облачениях, у Николая Чудотворца серебряный венец - знак особого почитания. Наследие мастера Дионисия со временем претерпело изменения, напр., на приемы личного письма с усиленной пластикой оказало влияние европейское искусство. Значительная часть икон 1-й пол. XVIII в. (25 из 32 сохранившихся этого периода) принадлежит иером. Дамаскину из Янины, расписавшему фресками кафоликон К. (1717), в котором были установлены новые царские врата (ок. 1717; Στρατ. 2011. N 62) с 2 рядами живописных изображений в арочных обрамлениях: вверху на створках - «Благовещение» и образы апостолов Петра и Павла по сторонам, ниже - фигуры святителей, отличающиеся простотой форм, светлым колоритом, обилием золота. Над изображениями помещены крупные рельефные орнаменты золоченой резьбы. Тем же иконописцем для кафоликона был написан эпистилий с композициями двунадесятых праздников (ок. 1717; Ibid. N 63-77), для к-рых характерны яркое сочетание цветовых контрастов и воспроизведение образцов критской иконописи XVI в., обилие золота, киновари, белил, плотное заполнение фона композиций пейзажными горками и архитектурными кулисами. Неотъемлемой частью эпистилия является золоченая резьба, включающая ордерные элементы (витые колонки и арочки). Выше эпистилия было установлено Распятие с предстоящими (ок. 1717; Ibid. N 78), подножие креста оформлено резными рельефами в виде драконов. Кисти того же мастера приписывается ряд храмовых икон: «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», парные иконы с тронными изображениями Богоматери с Младенцем и Христа Пантократора, великомучеников Димитрия и Георгия, вмч.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

вместе с другими святогорцами сопровождали отправленные из К-поля в Яссы честные мощи св. Параскевы. В 1648 г. К. получил от К-польского патриарха Иоанникия II для своего нового подворья статус ставропигиального монастыря (Ibid. Σ. 17, 19), обязуясь в соответствии с патриаршим сигиллием ежегодно поставлять за это Патриархии 12,8 кг икры ( Nsturel. 1986. P. 222-223). В 1648 г. 3 каракальских монаха купили протатскую келлию Панагии ( Χρυσοχοδης, Γουναρδης. 1985. Σ. 29). В 1661 г. Протат продал К. 3 келлии в Карее, в т. ч. келлию Введения Пресв. Богородицы - за 137,5 гроссов (Ibid.). В кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. К. приобрел обширные угодья в окрестностях Иерисса (Ibid. Σ. 42-45). В 1-й четв. XVIII в. во владение К. перешел мон-рь Преображения Господня «ту Фотину» на о-ве Айос-Эфстратиос. В 1707 г. проигум. Дионисий Ивирит отремонтировал сев. корпус мон-ря, а мон. Иоасаф - др. корпуса. В 1710-1714 гг. на средства игум. Никодима к кафоликону были пристроены экзонартекс и колокольня. Посетивший К. в 1725 г. В. Г. Григорович-Барский отметил благополучное экономическое состояние мон-ря: «...обаче вь всякой потребе ненужден, имат бо своя корабля и мрежа и прочая прибитки, имиже питается» ( Григорович-Барский. 1885. С. 237-238). От насельников он слышал, «яко тамо прежде болгары обытаху, нине же ни единаго болгара несть, но вси греки» ( Он же. 1887. С. 118). В 1813 г. К. перешел на общежительный устав в соответствии с сигиллием К-польского патриарха Кирилла VI. В К. подвизался прмч. Гедеон († 1818). Под давлением обстоятельств в юности он отрекся от Христа, но впосл. раскаялся, 35 лет прожил монахом в К., после чего добровольно отправился на место бывш. отречения и претерпел мученическую кончину за веру. Местночтимым святым Иерисской митрополии является др. насельник мон-ря - прп. Гервасий, юродивый Христа ради († 1830; пам. 14 окт.). Серьезные испытания выпали на долю К. и др. афонских мон-рей во время греч. национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Архим. Серафим из К.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

На царских вратах (посл. четв. XVI в.; Ibid. N 15), согласно древней схеме, расположена композиция «Благовещение» (на одной створке стоящие в рост арх. Гавриил, на другой - Богоматерь и в завершении изображен небесный сегмент). По иконографии и исполнению они подобны типу царских врат, характерному для мастеров Македонии и Св. Горы, вероятнее всего, произведены в афонской мастерской. К храмовому убранству принадлежит эпистилий с 10 иконами праздничного чина из состава старого иконостаса в кафоликоне монастыря: Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, «Распятие», Явление Христа женам-мироносицам, «Уверение ап. Фомы», Исцеление слепого, Сошествие во ад, Вознесение, Сошествие Св. Духа (Ibid. N 16-25). Кафоликон был возведен в 1548 1563 гг. (?), по качествам живописи праздники могут быть отнесены к посл. четв. XVI в. На иконе «Сретение» ( Idem. Εκνες π τ τλος το 16ου. 2011. N 26) прав. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом на руках стоит слева, к нему приближаются Богоматерь, прор. Анна и прав. Иосиф. Композиция насыщена деталями, восходящими к лучшим образцам палеологовской живописи и сохраненными в иконах критских мастеров XV-XVI вв.: величественная и нарядная архитектура, формы к-рой не загромождают композиционное поле и не подавляют масштабом фигуры. Изокефалия сочетается с попыткой внести драматизм и динамику во взаимодействие персонажей, протянутые к Матери ручки Богомладенца, как и обращение прор. Анны к идущему позади прав. Иосифу, призваны соединить все фигуры в единое целое. По стилю икона имеет сходство с иконами 1-й трети XVII в. из мон-рей Афона и Метеор. Светлые тона архитектуры сияют на золотом фоне. Богатство узорочья на золотом фоне подчеркнуто введением орнаментальной рамки по краям иконы, с золотым вьющимся узором на красном поле, а также использованием золота для разделки нимбов и царских врат, у к-рых Симеон встречает Христа. При написании «Вознесения» (кон. XVI - нач. XVII в.; Ibid. N 27) использованы те же декоративные приемы: апостолы взволнованы, активно жестикулируют, как бы стараясь привлечь внимание к происходящему, благодаря их движениям удается передать легкую глубину пространства, как и благодаря малым размерам горок на фоне и умелому построению многофигурной композиции. Упрощенность художественного языка сказывается не только в стандартных позах и движениях большинства фигур, но и в художественном исполнении: крупные пятна цветов на поземе, изобилие деревьев, покрывающих горки.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

К числу работ иером. Дионисия Фурноаграфиота, находящихся в К., принадлежат иконы: «Собор апостолов» (1722) в размер местной храмовой иконы ( Idem. Εκνες το Διονυσου το κ Θουρν. 2011. N 50): ученики Спасителя окружили верховных апостолов Петра и Павла, вдвоем поддерживающих маленький храм; в руках евангелистов книги, над к-рыми они склонили головы. Живопись отличается богатством колорита, разнообразием поз и жестов, сложностью личного письма и классицизирующими позами и движениями, лики апостолов выразительны и разнообразны. Согласно надписи на иконе, игум. Неофит сделал мастеру заказ на это и другие священные изображения. Представляется неслучайным обращение к такому изводу композиции «Собор апостолов». Судя по сохранившейся печати монастыря (кон. XIX в.; Θησαυρο. 1997. N 17.11), символом К. было изображение апостолов Петра и Павла, держащих купольный храм (в легенде на печати монастырь назван «киновией»). Ап. Матфей. Фрагмент иконы " Собор 12 апостолов " . 1722 г. Иконописец иером. Дионисий Фурноаграфиот Ап. Матфей. Фрагмент иконы " Собор 12 апостолов " . 1722 г. Иконописец иером. Дионисий Фурноаграфиот К образам поклонных настолпных фресок ц. Протата в Карее восходят по рисунку и иконографическим деталям, а также отчасти по цвету изображения Христа Пантократора и Божией Матери «Одигитрия» на местных иконах с темплона кафоликона К. (1722; Ibid. 51, 52). По образцу позднепалеологовского искусства написана икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (1722; Ibid. N 53): пророк представлен в рост среди скал. Этот образ близок к более ранним работам мастера - иконе и фреске парекклисиона в келлии св. Иоанна Предтечи в Карее (1711) и поясному изображению пророка в том же изводе (1717-1722; Ibid. N 56). Для темплона в парекклисионе свт. Иоанна Милостивого были написаны местные иконы «Христос Пантократор» и Богоматерь «Одигитрия» (1717-1722; Ibid. N 54, 55), повторяющие изводы икон с темплона в кафоликоне К. Их отличает более темный цвет санкиря, придающий суровость ликам.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Сохранившаяся над дверью башни греч. надпись свидетельствует, что она создана господарем Петру и мон. Иоасафом, к-рые поручили строительство мастеру-каменщику Дионисию Сиропулу ( Millet G., Pargoire J., Petit L. Recueil des inscriptions chrétiennes de l " Athos. P., 1904. N 332. P. 106). Из предания, зафиксированного в «Проскинитарии Св. Горы Афонской» Иоанна Комнина (Яссы, 1701), известно, что Петру Рареш послал на Афон протоспафария Петру следить за ходом восстановительных работ в мон-ре. Однако протоспафарий построил только башню арсанаса и присвоил себе оставшиеся деньги. Когда господарь узнал об этом и разгневался, протоспафарий во избежание наказания поклялся отстроить мон-рь за собственные деньги. Петру Рареш простил его, и оба приняли в К. постриг с одинаковым именем Пахомий ( Григорович-Барский. 1887. С. 111-112). По др. афонскому преданию, с именем Пахомий принял постриг в Дохиаре господарь Александру Лэпушняну ( Κριλλος Δοχειαρτης. Προσκυνητριον το βασιλικο, πατριαρχικο, σταυροπηγιακο τε, κα σεβασμου ερο μοναστηρου το Δοχειαρεου. Βουκουρστιον, 1843. Σ. 21-26). Однако это предание не соответствует действительности: Александру стал монахом с именем Паисий накануне смерти, скончался в Молдавии и был похоронен в Слатине. По мнению П. Нэстурела, валашский господарь Влад IV Монах, также постригшийся с именем Пахомий, мог стать прототипом легендарного господаря-ктитора, ушедшего в мон-рь в конце жизни ( Nsturel. 1986. P. 219). В 1536 г. благодаря стараниям Петру Рареша султан Сулейман I Великолепный выдал фирман на восстановление мон-ря. В фирмане указывалось, что молдав. господари традиционно покровительствовали К. и им разрешается и теперь восстановить обитель в ее прежнем виде, не возводя новых, ранее не существовавших построек ( Guboglu M. N. Paleografia i diplomatica turco-osman: Studiu i album. Bucur., 1958. P. 157, facs. 6; Nsturel. 1986. P. 220). К 1548 г. относится разрешение на строительство кафоликона (соборного храма), который был завершен к 1563 г.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

   Итак, пусть ищут той благости, которую Бог уготовляет уповающим на Него, а не той, которую Он будто бы приготовляет презирающим и хулящим Его. За пределами настоящей жизни человек напрасно ищет того, чего не хотел приготовлять, находясь в своем теле. Точно так же и слова апостола: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать», сказаны не в том смысле, будто Он никого не осудит, а в том, какой вытекает из предыдущей речи апостола. Ибо, сказав об иудеях, имеющих впоследствии уверовать, апостол обращается со своими словами к уверовавшим уже язычникам, которым писал свои послания: «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы» (Рим. XI:30-31). Вслед за этим прибавляет он слова, которые они ложно толкуют в свою пользу, и говорит: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. XI:32). Кого это всех, если не тех, о которых апостол вел свою речь раньше, как бы говоря теперь так: «И вас, и их»? Таким образом, и язычников, и иудеев, «кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего» (Рим. VIII:29), всех заключил в непослушание, чтобы они, почувствовав через покаяние горечь своего непослушания и обратившись через веру к святости милосердия Божия, восклицали словами псалма: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя!» Итак, Бог милостив ко всем сосудам милосердия. Но к кому именно «ко всем»? Да к тем, кого Он как из язычников, так и из иудеев предопределил, призвал, оправдал и прославил; только из этих всех Он не осудит никого, а не вообще из всех людей. Глава XXV. Могут ли благодаря таинствам надеяться на освобождение от вечного наказания те, которые крещены у еретиков, и после вследствие дурной жизни делаются худшими, или которые возрождены у кафоликов, но уклоняются в ереси и расколы, или которые хотя и не отклонились от кафоликов, у которых возрождены, но продолжают жить порочно

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ап. Лука. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е - 40-е гг. XI в. Ап. Лука. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е - 40-е гг. XI в. У Л. отсутствуют 2 добавления к словам Иисуса Христа, объясняющим, почему Он учит притчами (см.: Лк 8. 10; Мк 4. 11-12). Первое добавление представляет собой пространную цитату из Книги прор. Исаии с характерной для Матфея вводной фразой: «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф 13. 14-15). Этой цитатой заменен краткий перифраз текста Исаии у Марка (Мк 4. 12). Второе добавление - макаризм, обращенный к ученикам, слышащим и видящим то, к чему желали, но не могли приобщиться ветхозаветные праведники (Мф 13. 16-17). Кроме того, Матфей скорректировал Мк. 4. 10: если в Евангелиях от Марка и Л. ученики спрашивают Иисуса Христа о значении притчи о сеятеле, то в Евангелии от Матфея их вопрос обращен к самой форме поучения: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?» (Мф 13. 10). Все эти добавления и корректура Матфея не отражены в тексте Л., к-рый обнаруживает лишь свою зависимость от Евангелия от Марка. Тем не менее эти параллельные места у 3 синоптиков и «молчание» Л. могут быть убедительно интерпретированы и в др. ключе, в рамках «гипотезы Марка без Q». Сравнение Лк 8. 10 с Мк 4. 10-12 показывает, что Л. сознательно сократил аллюзию на Ис 6. 9-10 у Марка: «Так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Марк); «так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лука). Л. устранил ту часть пророчества, в к-рой народ объявляется непрощенным, и эта авторская правка Л. хорошо согласуется с тенденцией, отраженной как в его Евангелии, так и в кн. Деяния св. апостолов: именно Л. приводит молитву Иисуса Христа о прощении Его распинателей, которые «не знают, что делают» (Лк 23. 34); подобную молитву произносит диак. Стефан, побиваемый камнями (Деян 7. 60); ап. Петр, обращаясь к иудеям, говорит, что они предали Иисуса Христа смерти «по неведению» (Деян 3. 17). При таком подходе Л., предельно сокративший обличительное пророчество Исаии, сознательно не стал бы принимать авторскую вставку Матфея. Т. о., отсутствие текста, аналогичного Мф 13. 14-15, у Л. не означает, что он не знал о тексте Матфея. Поскольку правка в Мф 13. 10 непосредственно связана с добавлениями Мф 13. 14-17, ее отсутствие в Лк 8. 10 также может быть объяснено сознательным авторским решением Л.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. Жертвоприношение Авраама. Роспись кафоликона сщмч. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр. 3-я четв. XIII в. История И. Авраама символична. Подобно Аврааму, народ израильский имеет обетования Божии, однако неоднократно Бог, как кажется, отказывается от Своих обетов, испытывая Свой народ. В сложных исторических обстоятельствах Израиль должен был видеть Промысл Божий и сохранять верность Богу. В кн. Иудифь угроза Ветилуе расценивается как божественное И., которое уподоблено И. Авраама, Исаака и Иакова (Иф 8. 25-27). То, что Бог испытывал патриархов и теперь испытывает жителей Ветилуи, не случайность, у Бога есть цель испытать их сердца и привести к мудрости: «Как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему» (Иф 8. 27). Неоднократно Свящ. Писание напоминает о добродетелях патриархов евр. народа как образцах для подражания. Неизменно в таких случаях упоминается верность Богу Авраама (Сир 44. 19-24; 1 Макк 2. 52; 4 Макк 16. 20; др.). В ВЗ присутствовало сознание того, что беды и несчастья постигают человека вслед. греха и в конечном счете человек волен выбирать между благополучием и страданием (см., напр.: Втор 30. 15-18). Такое понимание вполне соответствовало ветхозаветному представлению о справедливости Бога. Однако в ряде случаев проявление воли Божией в отношении людей оказывается видимо не связанным с их конкретными поступками (см., напр.: Иов 2. 3). Бог проявляет Себя как властитель, Который волен посылать как благо, так и зло людям: «Видите ныне, видите, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор 32. 39; ср. также: Ис 45. 6-7; Ам 3. 6; Еккл 7. 14; Плач 3. 38). Кроме того, явные грешники не несут немедленного наказания; прор. Иеремия вопрошает Бога: «Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер 12. 1). Напротив, праведник часто оказывается в угнетенном положении («Господи! как умножились враги мои!» - Пс 3. 2).

http://pravenc.ru/text/674970.html

Прор. Даниил. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Прор. Даниил. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. В оде 6 стихов; 1-я часть каждого стиха благословляет Бога, а 2-я представляет собой почти постоянный рефрен. Для датировки оды привлекают обычно стих 53: «Благословен Ты в храме святой славы Твоей», однако непонятно, идет ли речь о храме в Иерусалиме, или имеется в виду «небесный храм». Можно предположить также, что моделью для оды и для псалма стала Молитва Товии (Тов 8. 5); в этом случае Песнь трех отроков датируется не ранее чем рубежом III и II вв. до Р. Х. Псалом по структуре напоминает Пс 135, где 1-я часть каждого стиха также является призывом к восхвалению Бога, а 2-я представляет собой постоянный рефрен. По тому, как все части творения Божия вовлекаются в это восхваление, можно предположить влияние Пс 148. Большинство исследователей считают, что псалом, как и ода, был написан во II в. до Р. Х. в Палестине ( Moore. 1977). II. «Сусанна». В этом добавлении рассказывается о «красивой и богобоязненной» (Дан 13. 2) иудейке по имени Сусанна, к-рая, отвергнув домогательства 2 старейшин, была обвинена ими в прелюбодеянии и спасена от неминуемой смерти лишь благодаря вмешательству Д. Повествование начинается с рассказа о том, как в доме некоего именитого вавилонского иудея Иоакима двое старейшин-судей были «уязвлены похотью» (Дан 13. 10) к Сусанне, жене Иоакима. Старейшины подкараулили женщину, когда она пошла мыться в сад; после того как служанки Сусанны вышли из сада, они стали принуждать ее к прелюбодеянию, угрожая в противном случае публично оклеветать ее и предать суду. Сусанна отвечала: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» (Дан 13. 23). На следующий день старейшины устроили суд над Сусанной; они свидетельствовали, что в саду «пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею» (Дан 13. 37). Иудейское собрание поверило им «как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть» (Дан 13. 41). После этого «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниил» (Дан 13. 45), к-рый убедил народ возвратиться для повторного рассмотрения дела. Для изобличения старейшин-лжесвидетелей Д. допросил их по отдельности; поскольку ответы оказались разными, собрание оправдало Сусанну, а старейшин народ умертвил. В конце говорится, что «Даниил стал велик перед народом с того дня и потом» (Дан 13. 64).

http://pravenc.ru/text/171183.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010