2 . Тогда ведь, пожалуй, можно подумать, что между нами различие более во времени, чем в сути, потому что божество, о Котором мы говорим, что родилось вместе с Господом нашим Иисусом Христом, ты называешь внедренным позже. Но дело в том, что, отрицая, что божество родилось вместе с Господом, ты не можешь потом верно исповедовать [Его]. Так как не может одно и то же в одном отношении быть нечестивым, а в другом – ясно представляться благочестивым и одно и то же представлять [собой] отчасти веру, а отчасти – вероломство. Поэтому первое, что я у тебя спрашиваю: Господа нашего Иисуса Христа, Который родился от Марии Девы, ты называешь человеческим ли только Сыном или также Сыном Божиим? Сын Божий и Сын Человеческий 3 . Ибо мы, то есть вера всех кафоликов, мы, повторяю, все и верим, и помышляем, и знаем, и исповедуем и Того и Другого, то есть что Он – и Сын Человеческий, так как родился от человека, и Сын Божий, так как зачат от Божества. Итак, ты признаёшь и то и другое, то есть что Он – Сын Божий и человеческий или [что] только человеческий? Если только человеческий, то тебе возражают апостолы, возражают пророки, возражает, [Col. 45] наконец, Сам Дух Святой, посредством Которого совершилось [Его] зачатие. 4 . Заграждаются твои бесстыднейшие уста всеми свидетельствами Божественных Писаний, заграждаются священными рукописаниями святых свидетелей, заграждаются [они], наконец, самим Евангелием Бога, словно Божественной рукой. И упомянутый великий [Архангел] Гавриил, который у Захарии голос неверия удержал силой своего слова, гораздо более осудил твои хулу и нечестие своими собственными устами, говоря Деве Марии [Col. 46], Матери Бога: Дух, говорит, Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ). Видишь ли, что Иисус Христос для того, чтобы стать Сыном человеческим по плоти, прежде объявлен был Сыном Божиим? Ибо Дева Мария, Которой предстояло родить Господа, зачала в Себе от сошествия Святого Духа (260) и при содействии силы Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

945 Потому и Иезекииль, которому возвестил Господь: Сын человеческий, ты будешь жить у скорпионов; не бойся... ( Иез.2:6 )... И Я дал лицо тебе медное и чело тебе железное», как если бы, пожалуй, поднялся против него молот всей земли, как будто бы над крепчайшей наковальней, и она противостояла молоту и сокрушила его. Об этом написано: Как разбит и сокрушен молот всей земли! ( Иер.50:23 ). Этот же наставник, толкуя евангельское речение, в своем труде также говорит: «Не приятное и не безмятежное исповедание в Боге: кто верует в Меня, должен пролить свою кровь. Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ( Мф.10:39 )». 946 Когда пророк Агав пришел к апостолам, то, подняв пояс апостола Павла, связал им себе руки и ноги и сказал: Так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников ( Деян.21:11 ). Когда услышали апостолы и те, кто был в том месте, то молились со слезами, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса Христа ( Деян.21:13 ). И когда они не смогли его убедить, успокоились, говоря: Да будет воля Господня! ( Деян.21:14 ). Так и блаженнейший Феликс, 947 получив точные известия о преследовании кафоликов, которое происходило у пограничного с Галлией испанского города Герунды, и узнав о том, что там Церковь Божия жестоко преследуется язычниками, тотчас оставил занятия свободными искусствами, которым он предавался, находясь в Цезарее Мавретанской, в благоприятном плавании переправился через море, приехал в вышеназванный город и там победно принял мученичество, которого не было у него на родине. Так святой Себастиан, 948 так блаженнейший Фирс, 949 так избранный Адриан, 950 так Иуст и Пастор, 951 так Евлалия, 952 барселонская дева, так предстоятель Вавила 953 и многие другие по своей воле себя принесли в жертву и были увенчаны, и поэтому, как упомянул некто из мудрецов, «на первые места в Царстве Небес должно ставить тех, кто идут незваные на страдание, и возвышенное желание – поспешать на мучения, когда не преступление скрыться от преследования».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В восточном конце галереи пробивающиеся из глубины огоньки лампад и свечей указывают проход к двум православным часовням. Ближайшую из них называют «часовней Уз» или, по-другому, «Темницей Христовой». По греческим объяснениям, Иисус с двумя разбойниками должен был провести здесь некоторое время, пока палачи на Голгофе готовили орудия казни. Скорее, мы имеем здесь дело не с археологической реконструкцией, но с архитектурно оформленным – подобно «станциям» Крестного Пути – литургическим воспоминанием. В этом смысле следует понимать и положенную здесь под престолом каменную плиту с двумя отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, – подобие той кандальной каменной скамьи, что мы видели в Претории. «Часовня Уз», «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы, упоминается на этом месте, по источникам, не ранее XV в. Далее, в глубине, под низкими мрачными сводами расположена вторая часовня. Каково было исконное назначение данного помещения, судить трудно. Есть предположение, что ко времени Распятия здесь тоже находилась обширная древнееврейская гробница, подобно тому, как находились совсем неподалеку Гроб Господень и могилы Иосифа и Никодима. Может быть, позже сюда, в заброшенную пещеру, приходили жены-мироносицы. В настоящее время часовню называют чаще всего, по чудотворной иконе, приделом Богоматери Плачущей. Пройдя дальше, мы вступаем в ту часть галереи, которая изгибается полукругом позади алтарной абсиды Кафоликона. Здесь, за алтарем, находятся еще три придела. Первый, православный, посвящен св. Лонгину Сотнику – центуриону, командовавшему римским оцеплением на Голгофе. Это о нем сказано в Евангелии: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение (в момент смерти Спасителя на Кресте. – Н.Л.) и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Этот стих из Евангелия начертан на мраморной балюстраде придела. Следующий расположенный в галерее придел принадлежит Армянской Церкви и посвящен «Разделению риз». (Вспомним, что на Голгофе существует другой, католический престол того же посвящения.) Преступников распинали нагими. Одежда их, по обычаю, доставалась палачам и могла быть потом продана или проиграна в кости. Как сказано в Евангелии: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: резделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В горнице, где мы собрались (ν τ περ ο μεν συνηγμνοι), было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились ( Деян.20:7–12 ). Раннехристианская трапеза. Фреска в катакомбах Петра и Марцеллина. Рим.2 -я пол. III в. – 1-я пол. IV в. Событие происходит в тот момент, когда община собралась для преломления хлеба, то есть для совершения Евхаристии. В первохристианской Церкви Евхаристии совершались в частных домах ( Деян.2:46 ), куда христиане собирались по приглашению их хозяев. В данном случае дело происходило «в горнице», то есть в помещении на верхнем этаже. Наличие в комнате большого количества людей потребовало обилия светильников, которые горели и коптили, что, в свою очередь, требовало, чтобы окна были открытыми. На одном из таких окон и сидел юноша, которого разморило, пока Павел беседовал до полуночи 63 . Рассказ проливает свет на то, как совершалось евхаристическое собрание в древней Церкви. Оно начиналось с вечера и могло длиться до утра. Преломление хлеба (собственно Евхаристия) происходит в данном рассказе не под утро, когда пора расходиться, а глубокой ночью. Беседа Павла предшествует ей и продолжается после нее. Ап. Павел. Мозаика кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами), Константинополь. Ок. 1316–1321 гг. Некоторые ученые предполагают, что евхаристическое собрание, описанное у Луки, совершалось не в ночь с субботы на воскресенье, а в ночь с воскресенья на понедельник, и что оно не было связано с воспоминанием воскресения Христова, а было специальным собранием верующих для встречи с Павлом, который планировал отъезжать на следующий день. Основанием для этого является предположение, что Павел вел счет дней не в соответствии с иудейской традицией, в которой день начинался с заката, а в соответствии с римским календарем, в котором день начинался с рассвета (в подтверждение этого указывают на Деян.3:1; 4:3–5, 10:3, 23:12, 31–32 ) 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В настоящее время в часовне идут ремонтные работы. Трудно сказать, насколько изменятся в результате реставрации ее планировка и убранство. Пройдя дальше, мы вступаем в ту часть галереи, которая изгибается полукругом позади алтарной абсиды Кафоликона. Здесь, за алтарем, находятся еще три придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику – центуриону, командовавшему римским оцеплением на Голгофе. Это о нем сказано в Евангелии: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение (в момент смерти Спасителя на Кресте) и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий ( Мф. 27, 54 ). Этот стих из Евангелия начертан на мраморной балюстраде придела. Некоторые из святых отцов считали, что Лонгина имеет в виду и евангелист Иоанн Богослов в рассказе о том, как пронзены были ребра Иисуса. Но так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу... просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их (голени перебивали для ускорения смерти). Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода ( Ин. 19, 31–34 ). ...«Лонгин» означает в латинском попросту «длинный». В римскую армию вообще отбирались высокие парни, тем более в командный состав. Напрасно иногда думают, что воинская служба не совместима с религиозной верой. Скорее наоборот: чувство долга, обостренное до готовности отдать свою жизнь и взять чужую, ближе всего подводит человека к проблеме христианского выбора. Каким был в жизни этот командир римской центурии, прибывший в Иерусалим в апреле 33 г. с отрядом префекта Иудеи Понтия Пилата? Наверное, крутой и честный вояка, привычный к дисциплине, служивший не за страх, а за совесть. Может быть, он был свидетелем, как в крепости Антонии, на мощеной мостовой Лифостротона, солдаты маршировали, играли в кости, избивали узников – как в любом гарнизоне. Может быть, был участником...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста Воспоминание Тайной вечери И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мф. 26, 26–28 Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон    В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12–17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской. На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому.

http://pravoslavie.ru/1698.html

Значение закона Моисеева для христианской Церкви Упоминание в анафоре о «законе» отсылает к важнейшей теме, осмыслению которой апостол Павел посвятил Послания к Галатам и к Римлянам: о значении закона Моисеева для христианской Церкви. В Послании к Галатам Павел говорит о законе Моисеевом как «детоводителе ко Христу» ( Гал.3:24 ), подчеркивая прямое преемство между Ветхим и Новым Заветами. Однако Ветхий Завет в представлении Павла соответствует детскому этапу духовного развития человечества; пришествие в мир Иисуса Христа означает вступление человечества во взрослое состояние. «До пришествия веры», то есть до Христа, «мы заключены были под стражею закона» ( Гал.3:23 ). Но после того как Христос даровал нам свободу от закона, мы не должны снова подвергаться «игу рабства» ( Гал.5:1 ). Свою позицию Павел оправдывает следующими соображениями: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:15–16 ). Тема соотношения между верой во Христа и законом Моисеевым является центральной в Послании к Римлянам. Здесь Павел утверждает, что «ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» ( Рим.3:21–22 ). По словам Павла, «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:27 ). Однако данное утверждение, по его мнению, никоим образом не умаляет значение закона, но, наоборот, утверждает его ( Рим.3:31 ). Моисей получает скрижали на горе Хорив. Моисей передает скрижали еврейскому народу. Роспись кафоликона монастыря Дионисиат, Афон. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Критский Закон Моисеев в Послании к Римлянам предстает как нравственное мерило, посредством которого выявляется грех ( Рим.3:20; 7:7 ). Закон был дан человеку не сразу: он «пришел после, и таким образом умножилось преступление» ( Рим.5:20 ). В Послании к Галатам Павел спрашивает: «Для чего же закон?». И отвечает: «Он дан после по причине преступлений…» ( Гал.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божие велико, славно, свято и страшно; где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы. Вот лишь несколько наиболее выразительных примеров: «Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ); «Да защитит тебя имя Бога Иаковлева ( Пс.19:2 ); «Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ); «Вечно буду славить Тебя… и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ); «Боже! Именем Твоим спаси меня» ( Пс.53:3 ); «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь» ( Пс.67:5 ); «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ); «Свято и страшно имя Его» ( Пс.110:9 ). Возведение Иерусалимского храма Соломоном и перенесение в него ковчега Завета. Роспись кафоликона монастыря Дионисиат. Афон. 1546–47 гг. Мастер Дзордзис Критский В Новом Завете сохраняется в целом такое же восприятие имени, какое было характерно для Ветхого Завета. В Своих беседах с учениками и народом Иисус неоднократно говорит об имени Отца. Уже в Ветхом Завете Бог нередко назывался Отцом ( Пс.102:13 ; Ис.9:6; 63:16 ; Иер.31:9 ; Мал. 1:6; 2:10 ; и др.), однако именно в Новом Завете, в особенности в Евангелии от Иоанна, о Боге говорится главным образом как об Отце, во имя Которого Сын пришел на землю, от имени Которого Сын действует: «Я пришел во имя Отца Моего» ( Ин.5:43 ); «дела, которые Я творю во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» ( Ин.10:25 ). Описывается беседа Иисуса с иудеями и эллинами, в ходе которой Он говорит о Своей предстоящей смерти и обращается с молитвой к Отцу: «Отче! прославь имя Твое», – на что голос с неба отвечает: «И прославил и еще прославлю» ( Ин.12:27–28 ). Иисус Христос благословляет детей. Миниатюра из Евангелия. 1262 г. Художник Торос Рослин (Художественный музей Уолтерса, Балтимор. Cod.539)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Почему же так? Вспомним, что язычество, с которым пришлось бороться Феодосию, далеко не представляло собою трупа, не было еще единичным явлением в греко-римской империи. Как явление массовое, язычество еще, разумеется, могло представлять серьезную опасность для христиан, а особенно для недостаточно укрепленных в вере. Отсюда, последние могли в случае каких-либо обстоятельств или личных симпатий к язычеству переходить из христианства к вере отцов. И действительно, явление апостасии, столь обычное и естественное в первые времена христианства, не исчезло и в век Феодосия. Историки предполагают разнообразные причины, которые поддерживали это явление и даже способствовали развитию отступничества. Так, по мнению Готофреда 2128 , благодаря ожесточенному гонению на христиан кафоликов при Валенте, поднятому частью язычниками, частью еретиками, которым Валент дал свободу 2129 , многие из христиан обращались в язычество или силою, или по своей воле, чтобы только избегнуть преследований со стороны своих врагов. История, говорит Готофред, передает, что свобода язычников проявилась в Александрии во время гонения Луция, епископа арианского, когда кафоликов силою принуждали к культу богов 2130 . Бесспорно, страх пред гонениями и насмешки, которыми осыпали язычники кафоликов, должны были побудить малодушных переходить отчасти в язычество, а отчасти в арианство, но думать, что ариане взяли на себя задачу насаждать язычество среди ненавистных им кафоликов, едва ли это будет верно. Сами по себе ариане были не меньшими. если не большими врагами язычества, а потому они не могли стоять за переход кафоликов в идолятории. Достаточно указать на Констанция, этого упорного арианина, который, преследуя кафоликов, в то же время не забывал издавать законы и против языческого культа. Шастиль, не соглашаясь с точкою зрения Готофреда, допускает, что апостасия была обязана своим существованием тем способам, какими совершалось обращение язычников в христианство. Крещенные поспешно, без предварительного испытания и наставления в вере, часто благодаря приказу или по подкупу, неофиты не скоро освобождались от своих языческих привычек, которые время от времени одерживали верх и возвращали их к идолам 2131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Западный фасад также делится на 2 уровня. Верхний аналогичен той же части вост. фасада и украшен 3 арками. В средней арке помещено 4-угольное орнаментированное окно, в боковых - аналогичные восточному фасаду треугольные в плане ниши с канелюрованными лучами. Во время переделки кафоликона в мечеть мусульмане заменили зап. вход более широким проломом. Юж. фасад состоит из 2 частей. Выступающий юж. рукав храма украшен 3 арками, в каждой сделано по окну, в средней, более высокой, арке устроено также круглое окно. Юж. часть зап. рукава имеет 4 арки, в 3 из них находится по окну. Во 2-й арке устроена дверь. Фасад выступающего сев. рукава обустроен аналогично южному. В сев. части зап. рукава окон нет, она представляет собой древний придел, облицованный мелким камнем. Скульптурный декор Изысканное декоративное убранство кафоликона И. (аркатура, рельефы, резьба по камню) позволяет причислить памятник к одному из лучших образцов груз. архитектуры этого времени. Лев, борющийся с драконом. Рельеф юж. окна кафоликона мон-ря Ишхани Лев, борющийся с драконом. Рельеф юж. окна кафоликона мон-ря Ишхани Особенно изящно украшен барабан. Резные колонки граней, сообщающиеся плетеными 2-ступенчатыми арками, имеют базы и капители с орнаментацией различных мотивов. Круглые окна украшены резьбой по всей окружности, окна с полуциркульной аркой - в верхней части. Карниз барабана решен оригинально (прямых аналогий в архитектуре нет): по плоско профилированной горизонтальной линии фриза сверху проходит линия зубчато-лиственного орнамента. Между карнизом и аркатурой тянется фриз из кругов. Пилястры аркатуры опираются на 2-полосный пояс рельефных кругов и жгутообразный валик (Там же. Табл. 13). Карниз храма по всему периметру имеет одинаковый профиль, его скос между 2 жгутами орнаментирован. Св. царица Нана. Роспись вимы алтарной апсиды кафоликона мон-ря Ишхани Св. царица Нана. Роспись вимы алтарной апсиды кафоликона мон-ря Ишхани Основной ритм украшения фасадов задает аркатура. Арки опираются на сложные базы, заканчиваются капителями тонкой обработки. Окно жертвенника имеет 4-угольный резной наличник с процветшим крестом (Там же. Табл. 8); окно диаконника, очевидно, также было выделено, но резьба утрачена. Орнаментированы 2 верхних окна вост. фасада: окно в средней арке украшено резьбой и плетением наличника, дополнительным навершием с зубчатым орнаментом и плетеным равнобедренным крестом над ним, вырезанным на одном камне (Там же. Табл. 12); круглое окно под коньком фронтона также имеет резное украшение (Там же. Табл. 3). Четырехугольное окно средней арки западного фасада орнаментировано (Там же. Табл. 6-2). Арки выступающей части фасада полуциркульные, боковых углубленных частей - стрельчатые. Западный фасад в общих чертах повторяет декор восточного (аналогично разделение фасада 3 арками). Окно в средней арке декорировано широким 4-угольным орнаментальным обрамлением. В боковых арках имеются глубокие ниши.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010