В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: " Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя " . Феодор удивился этому приветствию и отвечал: " Что ты говоришь, будто давно не видал меня? И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мной, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне " . Василий же еще больше удивился такому ответу и спросил: " Скажи мне, брат Феодор, что значит слово это? Ты говоришь, что и вчера, и до того, и постоянно я был с тобой и поучал тебя. И куда идешь ты? Я возвратился с дороги и не знаю ничего. Если было что над тобой от бесовского действа, молю тебя, Бога ради, не утаи от меня " . Феодор же с гневом сказал ему: " Что ты искушаешь меня, зачем смущаешь душу мою: то говоришь ты мне так, то иначе. Какому слову мне верить? " - и он с досадой прогнал его от себя. После такого приема Василий пошел в монастырь, а бес, в образе Василия, снова пришел к нему и сказал: " Брат, безумствовал я, окаянный, говоря тебе другое; поэтому не принимаю я досаждения, принятого от тебя; но опять говорю тебе: поскорей уходи отсюда в эту ночь, взяв найденное сокровище " . Сказав это, он ушел от него. После этого снова Василий пришел к нему, взяв с собой некоторых старцев, и сказал пещернику: " Они свидетели тому, что теперь три месяца, как я не видел тебя, ибо был отправлен игуменом по монастырскому делу, и теперь лишь третий день, как вернулся в монастырь. Ты же, едва я пришел, сказал мне, что и вчера, и до того, и постоянно я был у тебя; поэтому я думаю, что здесь был бесовский призрак в моем образе. И, если хочешь узнать истину, сделай так: не позволяй никому, приходящему к тебе, разговаривать с тобой, пока не сотворит молитву Иисусову. Если не захочет - ты поймешь, что это бес " . Сказать это, Василий произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келию. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову, тогда уже беседовал с ним. Так укрепился он на врага, и Господь избавил его из уст льва, старающегося поглотить, как случается со многими, скитающимися в пустынях и в пропастях земных и безмолвствующими наедине в затворах, которым нужна великая сила и Божия помощь, чтобы они не были побеждены в единоборстве и поглощены душегубными зверями.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Ибо истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом 108 . 2. О кознях диавола и о том, что молитва есть действительнейшее средство к отражению их Тридцать первого числа января месяца св. церковь совершает память преподобного Никиты, затворника печерского, епископа новгородского. Об этом Христовом подвижнике прошу послушать мое посильное слово, которое поможет нам глубже понять и читанное в нынешнюю неделю евангелие о исцелении бесноватого. В Киево-Печерском монастыре, при игумене Никоне, был один молодой подвижник, по имени Никита, Он просил у игумена дозволения подвизаться в затворе. Игумен не позволял ему и говорил: «чадо! ты молод, нет пользы для тебя сидеть праздным; лучше тебе трудиться вместе с братиями, и ты не потеряешь своей награды; сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он прельщен был в затворе от бесов, только великая благодать Божия спасла его». Никита отвечал: «никогда не соблазнюсь я такою вещию, но крепко желаю стать против козней бесовских и прошу Бога, дабы дал мне дар чудотворения, как Исаакию затворнику, который и доселе чудеса творит». Игумен опять сказал ему: «выше сил твоих желание твое; остерегись, чадо, чтобы, вознесшись, не упасть; я велю тебе служит братии, и за свое послушание будешь венчан от Бога». Но Никита не послушал совета и предостережений игумена и, затворив себя в келлии, крепко заградил двери и жил один, пребывая в молитве, никуда не выходя. Однако по прошествии не многого времени затворник Никита не избежал сетей диавола искусителя. Однажды во время молитвы своей он услышал другой голос, вместе с ним молящийся, почувствовал необыкновенное благоухание, и, прельстившись этим, говорил: «если бы не был он ангел, то не молился бы со мною,» и начал молить Господа, чтобы Он сам явился ему видимо. Тогда был к нему голос: «не явлюсь тебе, потому что ты молод, чтобы ты, вознесшись, не упал».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

СЛУШАЛИ: 11. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области и о назначении иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области. 2). Назначить иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни села Сазанье Сердобского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 12. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области и о назначении игумена Кронида (Петрова) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области. 2). Назначить игумена Кронида (Петрова) настоятелем Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Трескино Колышлейского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 13. Прошение Преосвященного Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об освобождении монахини Анастасии (Зиберт) от обязанностей настоятельницы Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области и о назначении на эту должность монахини Софии (Прощаевой). ПОСТАНОВИЛИ: 1). Освободить монахиню Анастасию (Зиберт) от обязанностей настоятельницы Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области. 2). Назначить монахиню Софию (Прощаеву) настоятельницей Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

Содержание Литература Иллюстрации     Среди памятников церковной архитектуры окраин Византийской империи комплекс пещерных храмов Юго-Западного Крыма занимает совершенно особое место (Могаричев 1997). Весьма перспективным путем исследования этих памятников (общим числом около трех десятков) представляется метод анализа сохранившихся в них литургических устройств (Виноградов, Гайдуков, Желтов 2005), т.е. конструкций (или пазов, отверстий и т.д., для установки таковых), имевших особое и вполне надежно реконструируемое практическое назначение при совершении богослужения. Важнейшее из таких устройств – это святой престол, каменный (в современной русской практике – деревянный) стол, на котором совершается Евхаристия. Престол – это главная святыня храма; место расположения святого престола образует алтарную зону храма, вход куда доступен только посвященным; совершенно очевидно, что анализ литургических устройств храма следует начинать именно с анализа конструкции и особенностей устройства престола. В то время, как устройству престолов в наземных храмах посвящена довольно большая специальная литература (см., в первую очередь, обстоятельнейшую монографию И. Брауна (Braun 1924), престолы пещерных храмов юго-западной Таврики, как самостоятельный объект исследования, никогда прежде не привлекали внимание исследователей 1 . Но анализ конструкции престолов, как и других литургических устройств и особенностей интерьера пещерных храмов, должен иметь первоочередное значение при изучении крымских пещерных храмов – в том числе, и потому, что эти памятники часто не сохранили датирующего археологического материала (Могаричев 1992, с. 7). К сожалению, из всех литургических устройств престолы сохранились хуже всего – ни один целый (т. е. с наличествующими престольной дской и вложенными св. мощами) престол до нас не дошел; в большинстве храмов от престола сохранились лишь пазы для установки престольных столпов/столпа или же пазы для установки престольной дски; в нескольких храмах сохранились монолитные основания престола без престольной дски. Кроме того, в ряде случаев конструкция престола сохранила отверстие для вложения св. мощей, а иногда – и следы других устройств, располагавшихся в непосредственной близости от св. престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Бог в пещере В пещере, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных, пестрых существ на стене мироздания; но Его рисунки обрели жизнь. 25 декабря, 2010 В пещере, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных, пестрых существ на стене мироздания; но Его рисунки обрели жизнь. В пещере, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных, пестрых существ на стене мироздания; но Его рисунки обрели жизнь. Часть II , Глава 1 из книги « Вечный Человек» под редакцией Н. Л. Трауберг Эта книга начинается пещерой; именно с пещерой связывают ученые жизнь первобытного человека, и в пещере нашли древнейшие изображения животных. Вторая половина человеческой истории, подобная новому сотворению мира, тоже начиналась в пещере. И животные были тут, потому что пещера эта служила стойлом для горных жителей у Вифлеема; там и сейчас загоняют скот на ночь в такие ущельица и гроты. Именно здесь, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных, пестрых существ на стене мироздания; но Его рисунки обрели жизнь. Легенды и поэмы, которым нет и не будет конца, повторяют на все лады немыслимый парадокс: руки, создавшие солнце и звезды, не могли дотянуться до тяжелых голов осла и вола. На этом парадоксе, я сказал бы даже, на этой шутке зиждется вся поэзия нашей веры; и, как всякую шутку, ученые ее не замечают. Они скрупулезно растолковывают, сколь невероятно то, что мы сами подчеркиваем с вызовом, даже со смехом; они снисходительно объясняют, сколь дико то, что мы сами зовем немыслимым; они говорят, что это слишком хорошо, чтобы сбыться, — но ведь это сбылось.

http://pravmir.ru/bog-v-peshhere/

И далее исследователь задается вопросом: «Как же это могло случиться, что люди скрываются от преследований и удаляются, как обыкновенно говорят, в дебри и трущобы для спокойного отправления своих обрядов и молитв, и в то же время эти люди устраивают себе очень многочисленные и совершенно открытые – хотя и пещерные – жилища, устраивают их почти на виду у всех и в самом близком соседстве к центру населения, которое – следует тут допустить – было им враждебно, гнало и преследовало их? Ибо припомним, что, например, открытые инкерманские пещеры находились у самого людного города на полуострове, то есть у Херсонеса, откуда, главным образом, и могли идти гонения на христиан от язычников или же от ариан, если только гонения эти тут когда-либо имели место. Сколько времени и труда… располагаемых совершенно свободно и беспрепятственно, нужно было употребить на то, чтобы изрыть повсюду в горах эти тысячи крипт, и устраивать пещерные города – с явными признаками того, что обитатели их не были как-нибудь случайно загнаны сюда и устроились наскоро, а что напротив, они помещались здесь как постоянные жители страны и старались обставить свою жизнь в этих пещерных жилищах известными удобствами… Нет, крымские крипты и пещерные города по своему первоначальному происхождению весьма далеки от христианских времен и указывают, напротив, на целый отдаленный народ, устроивший и населявший их в глубокой древности». Являясь доисторическими по происхождению, крипты Инкермана были «употребляемы» сосланными на херсонесские каменоломни ранними христианами и греками-византийцами «с пользою для себя», то есть в христианские церкви могли быть обращены прежние молитвенные помещения. «Не оттого ли, – пишет художник Д.М. Струков, в середине XIX века принимавший участие в благоукрашении престольного храма Инкерманской киновии, – пещерные храмы, сохранившиеся до наших дней, имеют самобытный характер, различный от древних храмов, имеющихся в Риме, Палестине, на Афоне и в других местах?» Инкерман Древний храм таким увидит отец Сергий Булгаков: «Алтарь сохранился в целости в том неизменном виде, в каком существовал в I веке, престол в нем (каменный с крестом посредине) высечен из скалы, по преданию, самим святым Климентом».

http://pravoslavie.ru/757.html

Попробуем, наконец, наложить нашу хронологическую схему на археологическую карту Юго–Западного Крыма. Здесь выделяются четыре больших района концентрации пещерных памятников: «Качинский» (Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Марьям-Дере, Чуфут-Кале), «Мангупско-Эски-Керменский» (Мангуп, Челтер-Коба, Чилтер-Мармара, Шулдан, Эски-Кермен, Черкес-Кермен), «Инкерманский» (Инкерман, Георгиевская и Троицкие балки) и «Херсонесско-Гераклейский» (Херсонес, Сарандинакина балка, мыс Виноградный, мыс Фиолент). Особняком стоит самое северное городище Бакла. Представим в таблице распределение классов и типов пещерных храмов по районам. На какие выводы наводит это сопоставление? Наибольшее количество храмов всех типов расположено в «Мангупско-Эски-Керменском» районе, однако, начиная с типа II.2, его догоняет «Инкерманский», где ранние памятники вообще неизвестны. В «Херсонесском» районе имеется древний триконх в Херсонесе и два поздник храма на Гераклейском полуострове. Для «Качинского» района выделяются три этапа: ранний, связанный с ранневизантийским строительством на Тепе-Кермене, средневизантийский на Качи-Кальоне и поздний, где пещерные храмы типологически полностью совпадают с другими районами. Распределение количества храмов по типам и районам Тип Датировка, вв. «Качинский» «Мангупско-Эски-Керменский» «Инкерманский» «Херсонесско-Гераклейский» VIII-X IX-XII XII-XIII XIII-XV XIV-XV Такие всплески строительной активности еще лучше видны на примере отдельных городищ с большим количеством пещерных церквей. На Эски-Кермене большинство храмов либо вообще не имеют протесиса, либо имеют протесис в наосе, т.е. являются ранними; лишь два памятника здесь относятся к следующему типу (II.2), а типы II.3–4 вовсе не представлены (оговорим, что тип II.3 встречается на Эски-Кермене в одном неизданном полупещерном храме, на западном обрыве). Такая картина хорошо отражает историю городища с ее двумя периодами расцвета: VI-VIII вв. и XIII в. Наоборот, на Мангупе все храмы (кроме одного, типа II.2) относятся к позднейшим типам II.3–4, совпадающим по времени с существованием княжества Феодоро. Почти то же самое мы видим в Инкермане: пещерные храмы начинают здесь строиться в это же время и появляются вплоть до XV в., что легко сопоставить с преобладанием поздневизантийского материала в инкерманской крепости Каламита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Детский омбудсмен Москвы о выселении онкобольных детей: «Пещерная, людоедская позиция» 10 декабря, 2018. Новостная служба По его мнению, в подобных ситуациях необходимы меры воздействия через общественное мнение и СМИ 10 декабря. ПРАВМИР. Московский уполномоченный по правам ребенка готов вмешаться в ситуацию со сдачей квартир семьям с онкобольными детьми. Детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович назвал решение о сборе подписей против проживания онкобольных детей в доме «людоедской позицией». «Любой имеет право собирать подписи, если это не нарушает законодательства. Не думаю, что здесь нужно юридическое вмешательство. Есть другие меры: моральные, этические. Вот если детям действительно не дадут заселиться, если будут препятствия, то мы вмешаемся, в данном случае у них нет никаких прав запрещать сдачу квартир», — заявил он ТАСС «Эта пещерная, людоедская позиция для людей XXI века, да еще живущих в большом европейском мегаполисе, вызывает у меня брезгливость и отторжение. Сочетание агрессии и невежества — это очень опасный симптом. Мы много говорим о воспитании детей. Воспитывать, к сожалению, надо и взрослых», — считает Бунимович. По его мнению, в подобных ситуациях необходимы меры воздействия через общественное мнение и СМИ. «Это должно быть стыдно», — добавил он. В одном из многоквартирных домов в Москве жительница начала сбор подписей за выселение семей с онкобольными детьми . Квартиру сдают благотворительному фонду, в ней живут дети, которые приезжают в Москву лечиться от онкологических заболеваний. Активистка считает, что рак — это вирусное заболевание, передающееся воздушно-капельным путём. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 июня, 2015 25 февраля, 2015 29 ноября, 2018 29 апреля, 2023 27 апреля, 2022 13 февраля, 2022

http://pravmir.ru/detskiy-ombudsmen-mosk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010