Сообразно с таким местоположением лавра Евфимия называлась обителью верхней, а киновия Феоктиста нижней. Какая же судьба была оной лавры и этой киновии в последующее время? 473–485гг. Прошли 12 лет со дня блаженной кончины св.Евфимия, а завещание его о преобразовании лавры в киновию еще не было исполнено. Тогда кафедру Иерусалимской Церкви занимал Мартирий, ученик Евфимия. Он-то исполнил завещание учителя своего и среди киновии воздвигнул великолепный храм, а в пещере, в которой первоначально подвизался Евфимий, устроил хорошую церковь и сам освятил как эти, так и прочие здания 7 мая 485г. В этот же день было перенесено тело св.Евфимия в пещерную церковь и положено в мраморную гробницу, окруженную красивыми колоннами и благолепной сенью. На ней поставлена была серебряная урна. Преемником св.Евфимия был Илия, родом из Иерихона, эконом Феоктистовой киновии. Славные сподвижники его: Косма был избран на святительскую кафедру в палестинском городе Скифополе, Христин был экономом, Гавриил Затворник достиг высокой степени духовного совершенства, Емилиан вел жизнь самую строгую. Весьма скудны мои дальнейшие сведения о лавре Евфимия. Во время междоусобных войн палестинских магометан, в годы 796 и 801, эта лавра много пострадала вместе с монастырями Харитона, Кириака, Саввы Освященного и Феодосия киновиарха 136 . Но скоро она поправилась. В первое десятилетие девятого века (802–814гг.) в ней были-жили 30 монахов 137 . В девятом же веке монах Епифаний в своем повествовании о святых местах упомянул, что восточнее Вифании находится монастырь св.Евфимия: νατολικτερον δ τς Βηθανας κεται γιος Εθμιος Μγας 138 .Только! Наш игумен Даниил (1113–1115гг.) был в этом монастыре и в своем дорожнике записал о нем вот что: «от лавры св.Саввы, на восток лиц, за горою есть монастырь св.Евфимия, верст 10 и далее от лавры. И ту лежит св.Евфимий и иние мнозии св.отцы, яко живи телеса их лежат. Есть же монастырь на ровне месте; около же его и по далее горы каменны суть; оделан городом; церковь же была с верхом. И ту был монастырь св.Феоктиста, под горою на полдни лиц от монастыря Евфимиева. А ныне же разорено все есть от поганых!» 139 . Точно определено Даниилом местоположение монастыря, о котором идет речь. Он стоит на ровном темени горы; вокруг его везде горы; выглядывает он городом. Верно показано расстояние и Феоктистовой обители, ниже и южнее монастыря Евфимиева. Но эта обитель уже разорена была тогда погаными.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ибо какая польза в том, что сии места называются святыми, если они так опустошаются и подвергаются такому посрамлению? Мир Божий, превышающий всякий ум, да утвердит ( Флп.4:7 ) святую Церковь волею Вашего величества, и да уничтожит соблазны, ее обременяющие, к славе Божьей и к чести Вашего боголюбивого царствования». – Подобное сему прошение отцы наши послали и к Иоанну, который тогда по смерти Тимофея рукоположен был во епископа Константинопольского. Император Анастасий, принявши сие прошение, положил оставить дело сие пока без внимания, ибо он был занят возмущением Виталиана. Таким образом, Иоанн не был низложен с Иерусалимской кафедры. 58. Савва, сей земной ангел и небесный человек, был мудрым и искусным учителем, защитником православия, обличителем неправоверия, верным и благоразумным домостроителем, умножил божественные таланты, облекся силою свыше, и по благоволению Бога Отца, при содействии Христа и по вдохновению Святого Духа, населил пустыню множеством монахов, и основал в ней, как о сем уже сказано, семь славных монастырей. Они суть следующие: во-первых, Лавры: Великая его Лавра, главная из всех палестинских Лавр, после нее, вторая по порядку, Новая Лавра и, наконец, Лавра Гептастом (семиустная); потом киновии: Кастеллийская, Пещерная и так называемая Схолариева и Заннова. Савва поддерживал также благосостояние и древних двух киновий святых отцов Евфимия и Феоктиста. Имея попечение и заботу о сих монастырях, он никак не хотел приобретать что-нибудь для будущего, и укрепляясь несомненным упованием на Бога, никогда не предавался сей заботливости. Сие видно было наипаче во время голода. Ибо как скоро архиепископ Илия послан был в ссылку, то небо заключено было не дождить на землю пять лет; к бездождию присоединилось весьма много саранчи и бесчисленное множество червей, поедающих растения. Сии насекомые поели все на земле. На другой год по появлении саранчи, явилась другая саранча, которая затмила воздух, и истребила все полевые растения. По сей причине сделался великий голод и мор. Жители Иерусалима говорили, что сии бедствия постигли страну сию за грех , сделанный против архиепископа Илии. Тогда святой отец наш Савва внушал настоятелям своих монастырей ни мало не заботиться о плотском, и напоминал им следующие слова Господа: не заботьтесь говоря: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что знает Отец ваш, что вы во всем том имеете нужду? Ищите же, во-первых, царствия Божия; и все сие приложится вам ( Мф.6:31–33 ). Так мыслил и учил сей божественный старец. Бог же подавал ему обильно все нужные вещи, так что терпели недостаток более те, которые надеялись на свои деньги и доходы, нежели монастыри им управляемые.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Таким образом, совсем не от трудностей на Афоне стремились на Родину – на Кавказ – монахи-афониты. Влекло их сюда «расширенное сердце» – христианская любовь и желание поделиться благодатным духом Святого Афона с земляками. Так, началу создания второго афонского монастыря на Кавказе – Свято-Михайловской Афонской общежительной пустыни – послужила «случайная встреча» приехавшего для поклонения Святой Горе Афон с Кавказа схимонаха Виталия (Расторгуева) и будущего основателя этого монастыря иеромонаха Мартирия. Афонский иеромонах Мартирий (Островый), уроженец г. Херсона, принявший постриг в Киево-Печерской лавре, проживал уже около 10 лет на Афоне в Успенской келлии греческого Кутулмушского монастыря. Услышав рассказ схимника о древнем византийском пещерном монастыре в горах неподалеку от г. Майкопа и о стремлении местного населения к возрождению здесь монашеской обители был глубоко взволнован и, согласно описанию Леонова (монаха Прокопия), «воспламенился идеей создания монастыря на Кавказе». К этому времени на месте будущей Свято-Михайловской пустыни уже поселились искавшие монашеского отшельничества государственный крестьянин Саратовской губернии будущий монах Исидор Турбин (в миру Феодор) и присоединившийся к нему через год харьковский мещанин Илия Безверхов, жившие первоначально прямо в пещерах византийско-греческого древнего монастыря и начавшие хлопоты по устроению нового монастыря с обращения в 1874 г. с ходатайством к правящему архиерею Ставропольской епархии преосвященному Герману, поддерживаемые местными казачьими поселениями (станицами Царская, Севастопольская, Каменномостская и Даховская) [xii] . Надо сказать, что в тот период казачьи станицы на своих сходах неоднократно «постановляли приговоры» о выделении средств на поддержание православных приходов и духовенства [xiii] . Иеромонах Мартирий, узнав о возможности создания монастыря на седом Кавказе, пожелал все свои материальные средства (55 тыс. руб.), духовные и физические силы направить на основание обители. В 1877 г. он с товарищем приехал на место будущей обители. Вскоре по благословению афонских старцев в монастырь прибыли и другие афонские монахи. С собой они привнесли на землю Адыгеи не только афонский богослужебный устав, но и книги, частицы святых мощей.

http://bogoslov.ru/article/2343352

В Сарове состоялась встреча, посвященная 100-летию со дня рождения митрополита Николая (Кутепова) 12 апреля 2024 г. 16:01 11 апреля в Художественной галерее города Сарова состоялась встреча, посвященная100-летию со дня рождения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), которое будет отмечаться 4 октября 2024 года. Мероприятие было организовано региональным фондом его памяти совместно с Нижегородской митрополией и администрацией города Сарова. Перед началом встречи представители фонда посетили музей Российского федерального ядерного центра, Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) и Успенский мужской монастырь Саровскую пустынь, в частности, побывали в пещерном храме в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. В городской Художественной галерее была развернута выставка «Величайший гражданин и патриот земли Нижегородской», посвященная приснопамятному архипастырю. Участниками встречи стали заместитель председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Дмитрий Краснов, епископ Балахнинский Илия , почетный научный руководитель РФЯЦ ВНИИЭФ Радий Илькаев, заместитель главы администрации города Сарова Илья Волков, настоятель Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), благочинный Саровского округа протоиерей Лев Юшков, директор фонда памяти митрополита Николая (Кутепова) Сергей Маков, его заместитель Галина Сысоева, проректор Нижегородской духовной семинарии Алексей Дьяконов и другие члены правления фонда, духовенство Саровского благочиния, ученики православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, представители различных организаций города. Присутствующим был продемонстрирован фильм, рассказывающий о жизни и служении митрополита Николая. К собравшимся обратился Илья Волков, который отметил неоценимый вклад приснопамятного владыки в возрождение духовной жизни Сарова. В своем выступлении Дмитрий Краснов рассказал о личных встречах с митрополитом Николаем, об уроках жизни, которые получил от него. «К владыке можно было обратиться с любым вопросом и всегда получить поддержку и мудрый совет. Жизнь митрополита Николая служит примером любви к людям и Родине», — отметил заместитель председателя Законодательного собрания.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Епископ Житомирский Гурий посетил с рабочим визитом три епархии Грузинской Православной Церкви 19 сентября 2006 г. 12:41 Председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи епископ Житомирский Гурий , в рамках программы межцерковного сотрудничества отдела, совершил поездку в Грузию. Владыка посетил три епархии Грузинской Православной Церкви : Некресскую, Ахалцихскую и Потийскую. 30 августа владыка Гурий был на приеме у Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . Святейший Патриарх поинтересовался работой Синодального отдела, который возглавляет владыка, и предложил ознакомиться с молодежной программой, осуществляемой в епархиях Грузии. Блаженнейший Патриарх Илия II в беседе с епископом Гурием еще раз подтвердил, что Грузинская Православная Церковь находится в каноническом, евхаристическом и молитвенном общении только с канонической Украинской Православной Церковью под омофором Блаженнейшего Митрополита Владимира . С 31 августа по 2 сентября владыка Гурий посетил Некресскую епархию, где митрополит Некресский Сергий показывал святыни и достопримечательности Кахетии. Епископ Гурий отметил, что иконописная школа, мастерская резьбы по дереву, молодежный мужской архиерейский хор — все это свидетельство практической, деятельной работы, проводимой с молодежью в епархии. 3 сентября владыка сослужил Божественную литургию Патриарху всея Грузии Илии II в Свято-Троицком кафедральном соборе Тбилиси. После этого владыка Гурий посетил захоронения новопрославленных святых — праведного Илии Чавчавадзе и праведного Евфимия, а также поклонился святому Кресту равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. 4 сентября митрополит Ахалцихский Феодор показал епископу Гурию святыни своей епархии: Вардзийский мужской пещерный монастырь, высеченный в скалах по повелению грузинской царицы Тамары, а также расположенные в горах Свято-Успенский Сафарский мужской и женский монастыри XIII века. Владыка Гурий встретился с руководителями епархиального молодежного отдела и преподавателями общеобразовательной православной гимназии, действующей при епархии, а также с мэром города Поти, который рассказал о совместных восстановительных проектах епархии и мэрии. Украинская Православная Церковь /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/143261.htm...

Новости 27 июня, 2013 27 июня, 2013 27 июня, 2013 Половину российских академий наук сократят В ближайшее время система академий наук подвергнется серьезному реформированию. На сегодняшний день в России шесть академий наук, их станет три. 27 июня, 2013 В Саратове начался ежегодный крестный ход в Вавилов дол 26 июня из Саратова вышел многодневный крестный ход в Вавилов Дол, где в годы советской власти были репрессированы насельники пещерного монастыря. Крестный ход проходит в память новомучеников и исповедников Российских и ежегодно собирает множество участников не только из Саратова и области, но и других регионов России. 27 июня, 2013 В Москве обустроят сквер для бездомных В Москве в сквере «Большевичка» возле площади Трех вокзалов городские власти обустроят площадку для оказания социальной помощи бездомным гражданам. 27 июня, 2013 Министерство культуры изучит наследие Андрея Рублева Министерство культуры РФ организует изучение 80 работ, приписываемых иконописцу и святому Андрею Рублеву. 26 июня, 2013 Иеромонах Илия (Семин) лишен сана Проступок монаха Илии стоил жизни двум невинным людям, родные которых понесли безвозвратную потерю. Мы разделяем с ними скорбь и молимся об упокоении в селениях праведных рабов Божиих Николая и Павла. 26 июня, 2013 В Саратове водитель Службы спасения подставил свой грузовик под удар, чтобы спасти людей Автомобиль уже сбил девушку, помял 34 автомобиля и стремительно двигался по склону прямо на людей. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/441...

К числу святых Архипастырей наших того времени принадлежать: св. Михаил, первый Митрополит Киевский; святые Иоаким Корсунянин, Лука Жидята, Герман, Никита, Иоанн (Илия), Мартирий и Антоний – владыки Новгородские, почивающие в Новгородском Софийском храме и чтимые местно, и Новгородский Святитель Нифонт «поборник земли Русской», коего мощи покоятся в Киевских пещерах; святые Леонтий и Исаия, просветители и Епископы Ростовские, коих мощи почивают в Соборной церкви Ростовской; препод. Стефан, бывший Епископом Владимирским; препод. Ефрем Епископ Переяславский, коего св. мощи почивают в пещерах препод. Антония; св. Меркурий, Епископ Смоленский, коего мощи почивают также в Киево-Печерской Лавре; св. Кирилл Епископ Туровский, бывший несколько времени столпником; св. Симон, первый Епископ Владимирский, названный в современной летописи учительным и милостивым: св. мощи его почивают в Киевских пещерах. Из числа подвижников Киево-Печерских одни явили в себе, более или менее, образец всех добродетелей Христианских. Таковы особенно были: препод. Аптоний, много лет проведший в тесной пещере и изумлявший своих учеников суровостью пещерных подвигов, необычайным постом, непрерывною молитвою к Богу, а вместе обильным даром предведения и чудотворений, и препод. Феодосий, обладавший теми же самыми нравственными качествами и благодатными дарами: образец кротости, самоумерщвления, неистощимой любви и самой пламенной ревности по славе Божией и спасению ближних. Другие известны, главным образом, своими страданиями, добровольными, или понесенными от других, но употребленными ими к своей нравственной пользе. Таковы Иоанн многострадальный, в продолжение тридцати лет умерщвлявший плоть свою то шестидневным постом, то тяжкими веригами, то закапыванием себя в землю по рамена; Мовсей Угрин многострадальный, потерпевший многие мучения и пытки от одной Ляхини, бывшей его госпожою, и понуждавшей своего невольника изменить девству; Никон Сухой, которому, когда он был взят в плен Половцами, хозяин подрезал под коленами жилы, чтобы воспрепятствовать его побегу, и который, после чудесного своего избавления от плена, к прежним своим страданиям присоединил новые добровольные для изнурения своей плоти; и Пимен многоболезненный, двадцать лет прострадавший тяжкою болезнью, и только в последние дни жизни получивший исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1994 Монахи особенно сильно возвышали свой голос против высшей власти в том случае, когда она злоупотребляла своими правами и попирала чувство справедливости к подданным. Тогда иноки, не заботясь о личных неприятностях, оскорблениях и лишениях, открыто становились на сторону угнетенных и теснимых и поражали обличениями и укоризнами жестоких и несправедливых начальников, даже самих царей. В 1001–1002 гг. император Василий Болгаробойца издал повеление о так называемом аллилен- гие, состоявшем в том, что властели в податном отношении признавались ответственными за убогих и, в случае несостоятельности последних, должны были платить за них налоги. Мера эта наносила сильный ущерб всем властелям и грозила многим из них разорением; кроме того, она вела к ограничению крестьянской свободы перехода; поэтому монахи с силою восстали против аллиленгия и требовали его отмены. Хотя просьба их была напрасна, однако мера эта не удержалась. 1995 Монах Евфимий, современник императора Льва Философа, был горячим преследователем магистра Сти- лиана Цауца, впоследствии тестя императора, отличавшегося жестоким, деспотическим характером. Он обличал его при всяком удобном случае, грозил небесными карами за злодеяния, доносил о его жестокостях императору и т. д. Когда мера долготерпения Евфимия переполнилась, он сделал открытый протест против поведения Цауца. На приглашение Льва – прибыть в день Пятидесятницы в храм св. Мокия для участия в торжественном богослужении Евфимий ответил решительным отказом, объявив, что в городе совершается множество неправд ( δι τ πλθος τν ν ατ ( πλει) πραττομνων δικν). Царь признал себя главным виновником злодеяний Цауца и обещал Ефимию обуздать его. 1996 Калабрийский монах Илия Пещерник († 960) безбоязненно обличил в несправедливости судью в городе Реджио за то, что он, по проискам одного корыстолюбивого священника, отнял у монастыря св. Луки метох Мандинон и отдал его во владение первому. Судья подверг смелого обличителя жестокому истязанию. 1997 Такую же участь понес и Николай Перегрин († 1094), сказавший правду в глаза жестокому и корыстолюбивому монаху Максиму, казначею монастыря св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Преследование павликиан при имп. Феодоре в IX в. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 69) Преследование павликиан при имп. Феодоре в IX в. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 69) В нач. VI в. ряд иерархов из К. поддерживали монофизитскую партию Севира Антиохийского и участвовали в Соборах в Сидоне (511) и Тире (513), на к-рых была предпринята попытка утвердить монофизитскую доктрину в качестве офиц. вероучения в Византии. Таковы были епископы Кесарии Илия (ок. 510), Сотерих (511-537), Астерий Нисский, Кириак Тианский, Мусоний из Василики-Фермы, Евсевон из Кивистры, Елевсиний Сасимский, Прокл Колонийский (все занимали кафедры в 10-х гг. VI в.). Большим влиянием при дворе имп. Юстиниана I пользовался сторонник монофизитства Феодор Аскида (митрополит Кесарии в 537-551). В VII - нач. X в. развитие церковных общин в К. было прервано бесконечными опустошительными рейдами персов и арабов, они прочно удерживали мелитинские земли. В VII в. даже митрополиту пришлось покинуть эту территорию. Не могло не сказаться на судьбах православия в регионе арм. и сир. влияние из вост. и юго-вост. областей по соседству с К. В IX в. Тефрика стала центром распространения движения павликиан, которые оставались там до походов имп. Василия I Македонянина. Трудности церковного управления в период между VII и X вв. тем не менее не изменили вероучения православной Церкви в К. В 681 и 691 гг. в К-польских Соборах, а также во Вселенском VII Соборе в Никее (787) участвовали по 12 епископов из К., представители одних и тех же кафедр. При этом отсутствовали представители из Армении Второй (Восточная К.), к-рая в то время была вне сферы влияния Византии. Экспансия византийцев при Македонской династии в кон. IX-X в. положительно повлияла на развитие христианства в К., где в это время активно строились храмы и монастыри, преимущественно пещерные. Новая ситуация наиболее наглядно отразилась в 7-й нотиции К-польского Патриархата (901-902), в которой в составе митрополии К.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

«Он жил во славу Божию – гласит надгробная надпись о приснопамятном старце Варнаве, блаженно и столь благолепно почивающем в тиши пещерной часовенки «у Черниговской». И кто-же из знавших почившего старца – утешителя, духовного отца, печальника многотысячной семьи народной, не признает в сих золотых словах конечного заключения славной повести о его «житии» и не скажет от чистого сердца: воистину так, – он жил во славу Божию?! Кто из духовных чад его при сем не даст славы Богу, прославившему верного раба Своего дивными делами Своея любви и милости?! Велегласно хвалит Господа и любимейшее детище блаженного старца обитель Иверская – это лучшее украшение в неувядаемом венце славы на честной главе его. Милостию Божиею она вступает ныне в пятидесятую годовщину своего бытия, неразрывно связанного с жизнию в Бозе почившего старца, и по поводу сего юбилея творит благодарно память своего ,,кормильчика-батюшки», предлагая благосклонному вниманию боголюбивых читателей сие краткое сказание о его жизни и деяниях во славу Божию. Глава I " Вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным». ( Рим. 8:28 ). «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой». ( Ин. 12:26 ). Предызбранный десницей Вышнего и от утробы матерней даже до конца ею ведомый вослед Христу, старец о. Варнава – в мире Василий Ильич Меркулов – от юности восприял в душе своей зачатки тех добродетелей, какие явили в нем впоследствии славного подвижника веры и благочестия, истинного носителя и верного исполнителя заветов Христовой любви. Его первыми наставниками-воспитателями были родители – Илия и Дария, – люди простые, бедные, но и в самом убожестве своем достопочтенные. Постоянный пример их доброй жизни в тяжелой рабской доле крестьян того времени воспитывал и в сыне их будущего неустанного труженика, безкровного мученика-терпеливца и отца – печальника всех скорбящих и обездоленных. Его младенческие лета шли безмятежно в тиши родного крова; но и тогда уже было очевидно для окружающих особое божественное благоволение к сему избраннику, о чем свидетельствуют безхитростные разсказы – воспоминания самого батюшки и его блаженной родительницы, бывшей впоследствии схимонахиней Иверского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010