Евфимия, Марда , пятая из основанных Саввой – Семиустная лавра (Гептастомос), Иерихонские лавры и лавры пустыни Каламон в устье Иордана).) Вторая же особенность – расположение вблизи источников воды – свидетельствует о том, что во времена Харитона монахи еще не овладели древним искусством строительства водяных цистерн и систем водосбора дождевой воды. В следующем поколении монашества, Евфимий и, по-видимому, его ученики авва Мартирий и авва Илия прибегали к услугам окружающего населения – бедуинов-строителей из новообращенных христиан. Ученик же Евфимия Савва еще через несколько десятков лет обходился силами братии при сооружении многочисленных водяных цистерн в основанных им монастырях. Таким образом, в отличие от Харитона, его последавтели и преемники не были ограничены в выборе места привязкой к немногочисленным водным источникам и могли избирать для устроения своих обителей практически любую местность в Пустыне Святого Града.     Подвизаясь в Суккийской лавре, Харитон не оставлял молитвой и духовным руководством и два первых стада собранных им овец Христовых, то есть Фаранскую и Дукийскую лавры. Когда пришел его срок, о чем ему стало известно от Бога, он созвал монахов всех трех лавр и поведал им о близкой своей кончине. Братия, стремясь избежать распрей в борьбе за обладание мощами, просила Харитона сказать, где он желает быть похоронен. Отказав им поначалу в этой просьбе вследствие имевшихся у него сомнений и колебаний, Харитон, в конце концов, «исполняя желание их, ... соизволил на то, чтобы его похоронили в первом его монастыре, где он был взят разбойниками и чудесно, благодатиею Божиею, от них избавлен. Иноки всех трех обителей, взявши его, привели в ту обитель. Здесь он, дав много наставлений братии о совершенном иноческом житии и преподав им мир, возлег на одре и предал в руки Господа святую свою душу, не испытав никакой телесной болезни». Он был похоронен на относительно ровной площадке примерно в 15 метрах ниже пещерной церкви (а не в самой церкви, как порой утверждается).

http://sobory.ru/article/?object=18570

Блаженного Павла поставил настоятелем сего места и дал ему из Лавры трех братьев Георгия, Кирика и Евстафия. На сем месте, по благоволению Божью, весьма скоро возросло и умножилось число братьев. Но для чего я много говорю о сем? Пред глазами всех находится пещерная киновия, устроенная трудами святого отца нашего Саввы. По кончине блаженного Павла во Христе, правление над киновиею преемственно принимали Кирик и Евстафий, а по смерти их игуменом сделан Сергий. Ибо Георгий был послан в Александрию, где, сделавшись известным архиепископу Зоилу, рукоположен во епископа Пелусийского. Вот, что нужно было сказать о обители, называемой Пещерною. Некто Маркиан, пресвитер церкви святого Воскресения и игумен обители на святом Сионе, часто приходил к святому отцу нашему Савве, делал ему многие приношения, и, будучи побуждаем верою, сам своими руками с детьми своими Антонием и Иоанном трудился и помогал трудящимся в строении упомянутых святых мест. Столь велика была вера сего мужа! Архиепископ Илия полюбил его и рукоположил во епископа Севастийского; Антония, сына его, рукоположил во епископа церкви Аскалонитской, а Иоанна, другого сына его, во диакона церкви святого Воскресения. 38. Но должно возвратиться к повествованию о славных делах Божественного старца. Замок, который, как мы сказали, в описании жизни Евфимиевой, блаженная Евдокия построила на самой высочайшей горе во всей восточной пустыне, по преемству заняли некоторые монахи, защищавшие Диоскорову и Евтихиеву ересь. Когда они, по вторичном соборном рассмотрении их ереси, были из сего замка изгнаны вместе с Геронтием и Романом, то поселились в нем два монаха, которые были поборниками нечестивой Несториевой ереси, и не признавали Святую Деву в настоящем смысле Божьей Матерью, и Христа, нашего истинного Бога, не почитали лицом Святой и Единосущной Троицы. Великий отец наш Савва, видя, что сии монахи находятся, так сказать, над головою трех его монастырей, печалился и с великим прискорбием сносил их близкое присутствие. В те дни видел он следующее видение: ему казалось, что он находится в церкви святого Воскресения, в собрании народа во время богослужения, и некоторые церковные стражи с величайшею угрозою изгоняют из церкви тех двух монахов, которые заражены были Несторианской ересью; казалось, что он убеждает сих стражей позволить монахам приобщиться Святых Таин, но стражи суровым голосом в ответ говорят ему: «Нельзя позволить им приобщиться Святых Таин: ибо они иудеи, не признают Христа истинным Богом и Марию Богородицею».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Преподобный Давид, остановившись у ворот, послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам, по великому смирению, посчитал себя недостойным войти во Святой Град. Преподобный Лукиан возвратившись, застал своего учителя стоящим на том же месте, погруженным в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный Давид взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащие у стены, и поспешил в обратный путь. Ночью Иерусалимский Патриарх Илия 122 видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит ее с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб она догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и только взял три камня около ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли назад два камня, а третий оставили преподобному, и тот принес его в Гареджийский монастырь. С тех пор в Грузии существует предание, что три раза посетить Гареджийскую пустыню равно паломничеству в Иерусалим. На месте монашеских подвигов преподобных Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая двенадцать монастырей. Преподобный Давид погребен в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан. Гора Давида, возвышающаяся, будто крепость над Тбилиси, известна под названием Мтацминда (Святая Гора), как Афон – удел Богоматери. В пещере, где молился преподобный, из скалы течет родник, который народ прозвал «слезами Давида». Существует обычай, при бесплодии супругов молиться преподобном Давиду о даровании ребенка. В Гареджийской пустыне после краткой весны, которая расстилает свой яркий разноцветный ковер по земле, наступает знойное и засушливое лето. Цветы блекнут, трава засыхает. Кажется, что вокруг все вымерло и уснуло, как будто жизнь ушла в пещеры и недра скал. Гареджийская пустыня, с ее багряными закатами, становится похожей на царство смерти и молчания. Гареджи чем-то напоминает книгу Апокалипсиса, где символическими письменами описаны гибель мира и его будущее преображение. Сила молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Илии» или «Огненное восхождение прор. Илии»). В греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Е. описывается как «молодой, плешивый, с закрученной бородой» (Ч. 2. § 132. 5). В рус. иконописных подлинниках описание облика Е. подробнее. В Софийском списке подлинника новгородской редакции XVI в.: «…надсед, аки Моисей Боговидец, риза багор, испод лазорь, рука правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: «Рече Иелисей: кого ищете, идете» (во след мене)» (Софийский список. С. 32). В сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, текст тот же, что и в Софийском подлиннике ( Большаков. 1903. С. 14). Е., имеющего сходные черты с ап. Павлом, легко узнать по выпуклому лбу, почти лысой голове, аккуратно завитой бороде, часто раздваивающейся на конце. В рус. варианте борода Е. укорачивается, не разделяясь на пряди. Цвет хитона может быть разных оттенков синего (напр., светло-голубой на иконе «Огненное восхождение прор. Илии», кон. XIII - 1-я четв. XIV в. (Ростов (?), собрание В. А. Логвиненко), или на иконе того же сюжета (дата? ПИАМ), реже - светло-охряного цвета (икона «Прор. Илия в пустыне, с житием», сер. XVI в., ГВСМЗ). В сюжете «Вознесение прор. Илии» Е. изображается, как правило, принимающим милоть из рук прор. Илии, наиболее ранний пример этой композиции - клеймо деревянных резных врат в ц. Санта-Сабина в Риме (ок. 430). В этом сюжете образ Е. представлен также на фресках пещерного храма Айвалы-килисе в Гёреме (Каппадокия; между 913 и 920); на миниатюрах из Хлудовской Псалтири (ГИМ. 129д. Л. 41 об., сер. IX в.) и из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699, IX в., или Sinait. gr. 1186. Fol. 107r, нач. XI в.). Прор. Елисей. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546-1547 гг. Прор. Елисей. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546-1547 гг. В монументальном цикле пророков образ Е. соответствует указаниям «Ерминии». Как правило, это мощная фигура в рост, расположенная в простенке между окнами барабана (мозаика в ц.

http://pravenc.ru/text/189853.html

Святыня Пещера прор. Илии Фесвитянина Пещера, в которой, скрывался пророк Илия от преследования нечестивым израильским царем Ахавом и царицей Иезавель. В этом месте воздвигнута Православная пещерная церковь пророков Илии и Елисея. Она расположена на северном спуске с вершины горы Хорив. Этот спуск ведет на хребет Хорив по гранитным ступеням в горной долине, расположенной на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря. Церковь пророка Илии находится практически у самого начала спуска. Несколько ниже того уровня, на котором расположен храм, находятся две древние каменные арки. Они были установлены в узких скальных проходах, а под ними была построена православная часовня Богородицы. Церковь пророка Илии была построена грузинским царем Давидом II в период с 1089 по 1125 годы. Ее поставили над пещерой, в которой, скрывался пророк Илия от преследования нечестивым израильским царем Ахавом и царицей Иезавель. Вблизи церкви, за невысокой каменной стеной, находится колодец пророка Илии, воду из которого можно пить. За стеной также находится несколько деревьев и кустарники. добавлено 19 июл 2015 21:51 Описания Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/1471/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит всея Америки и Канады Иона впервые прибыл с визитом в Грузию 13.10.2009 Митрополит всея Америки и Канады Иона (Паффхаузен) впервые прибыл 12 октября во главе делегации Православной Церкви в Америке в Грузию с официальным визитом. Как сообщили представители Грузинской Православной Церкви, поездка осуществляется по приглашению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Как сообщает ИТАР-ТАСС, вечером 12 октября Католикос Илия II принял Митрополита Иону в своей резиденции в Тбилиси. Католикос-Патриарх всея Грузии отметил в ходе состоявшейся встречи необходимость «восстановления доверия между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами». В рамках пятидневного визита Митрополит всея Америки и Канады примет участие в богослужении в соборе «Светицховели» в городе Мцхета - древней столице Грузии. Члены американской делегации также посетят Батуми, средневековый Гелатский монастырь, расположенный близ Кутаиси и Давид Гареджи - уникальный комплекс пещерных монастырей в 60 км к востоку от Тбилиси. Седмица.Ru Редакция текста от: 13.10.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7293.html

Игумен послал Василия по некоторому делу из монастыря, тогда, найдя удобное время для своего злого замысла, враг принял облик Василия и вошел к пещернику; сначала он говорил ему доброе: «Как живешь теперь, Феодор? Отступила ли от тебя сила бесовская или еще смущают они тебя любовью к богатству, напоминая о розданном имении?» Не понял Феодор, что то был бес, думая, что брат говорит ему это, и отвечал ему блаженный: «Твоими, отче, молитвами хорошо мне теперь; ты утвердил меня, и я не буду больше слушать бесовского нашептывания. И теперь, если ты велишь мне что-нибудь, я с радостью исполню, не ослушаюсь тебя, потому что великую пользу для души нашел я от твоего наставления». Бес, мнимый брат, взял силу над ним, так как Феодор не помянул Господа Бога, и сказал ему: «Даю тебе теперь другой совет, благодаря которому обретешь покой и скоро воздаяние получишь; только попроси у Бога, и он даст тебе золота и серебра множество; и не разрешай никому входить к себе и сам не выходи из пещеры своей». Пещерник обещался сделать так. И отошел от него бес. И вот невидимо стал внушать ему помышления, пронырливый, о сокровище так, что подвиг блаженного на молитву просить у Бога золота и, получив его, раздать в милостыню. И вот увидел он во сне беса, как ангела светлого и прекрасного, показывающего ему сокровище в пещере, – и много раз виделось это Феодору. Наконец, спустя много времени, пришел он на указанное место, стал копать и нашел сокровище – множество золота и серебра и сосуды многоценные. Тогда опять пришел к нему бес, в образе брата, и стал говорить пещернику: «Где сокровище, данное тебе? Являвшийся к тебе мне сказал, что дано тебе множество золота и серебра по молитве твоей». Феодор же не хотел показывать ему сокровища. Бес явно говорил с пещерником, а втайне влагал ему мысль, взявши золото, уйти в иную страну. И говорит он: «Брат Феодор! Не говорил ли я тебе, что скоро ты примешь воздаяние? Господь сказал: «Всякий, кто оставит дом и земли или имение ради меня, получит во сто крат и жизнь вечную наследует». И вот уже в руках твоих богатство, делай с ним что хочешь». Пещерник же сказал: «Я просил у Бога для того, что, если мне даст, то все в милостыню раздать; для этого он и даровал мне». Супостат же сказал ему: «Брат Феодор! Берегись, чтобы тебе опять по действию бесовскому не затужить, как прежде, о розданном, – это дано тебе взамен того, что ты роздал убогим. Я велю тебе: возьми это, иди в иную страну и там купи себе села и все, что будет тебе нужно, и там ты можешь спастись и избавиться от бесовских козней; после же смерти ты отдашь свое богатство куда захочешь, и это будет в память по тебе». Феодор же сказал ему: «Не стыдно ли мне будет, что я, оставив мир и все, что в нем, и, обещавшись Богу здесь жизнь свою кончить, в пещере этой, сделаюсь беглецом и мирским жителем? Все, что тебе угодно, то и будет, и все, что ты скажешь, сделаю, но живя в монастыре».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На пути огромного северного войска лежала нынешняя Иордания, где жили тогда рефаимы, люди исполинского роста. Мы знаем из предания, что, хотя допотопные исполины-нефалимы были уничтожены водами всемирного наводнения, но через жену Хама исполинское семя перешло и в послепотопное человечество. Так появились послепотопоные великаны, или рефаимы. Сражение четырех царей с гигантами-рефаимами, наверное, могло бы послужить прекрасным сюжетом для какого-нибудь современного фильма в жанре фэнтези… Рефаимы и родственные им племена зузимов и эмимов были разбиты, их города разграблены и разрушены. Следующей жертвой карательной экспедиции северных пришельцев оказались хорреи, пещерные люди, дикие обитатели горы Сеир. В то время как их соседи построили себе укрепленные города, хорреи продолжали жить в пещерах. Мы привыкли думать, что пещерные люди жили задолго до начала строительства городов, но, по свидетельству Библии, дикари-хорреи жили в то же самое время, когда другие люди жили в обнесенных стенами городах. А в это время в долине Сиддим северных пришельцев с тревогой ожидали пять бунтарей – пять царьков Ханаанских. По всему Пятиградью спешно изготовлялись кольчуги, кузнецы ковали мечи, укреплялись городские стены. Шла подготовка к войне, победить в которой у потомков Хама не было никаких шансов… Где в это время жил Авраам Ничего не ведая о нависшей над страною войне, Авраам со своим палаточным городком находился в то время в роще Мамре (Мамрия), у древнего ветвистого дуба, недалеко от Хеврона. Именно здесь разбил свои шатры Авраам, вернувшийся из земли Египетской. Причем с некоторыми из местных у Авраама даже сложились вполне себе дружеские отношения. Авраам, Сарра и Лот вернулись из Египта настоящими богачами, ведь фараон буквально завалил их своими подарками: «мелким и крупным скотом, и ослами, и рабами, и рабынями, и лошаками, и верблюдами» (Быт. 12: 16). Как это часто бывает в жизни, обогащение обернулось для дружной когда-то семьи большим искушением… «И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13: 6–12).

http://pravoslavie.ru/149959.html

Встретились археологи с местными жителями, завязалась беседа. «Что в наших краях искать будете?» – спрашивают сельчане. «В вашем районе обнаружены следы пещерного человека, – отвечают археологи. – Вот его и будем искать». – «Пещерного? – удивляются жители. – Да у нас такого отродясь не было». – «Это точно, – кивают старики. – Мы каждого человека здесь знаем, а о пещерном и не слышали». – «Да он давно умер», – объясняют ученые. «А! Если давно, то, точно, не из нашего села!» 28. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.» (1Кор. 2:14). От себя не уйдешь ! Двое геологов зимовали на горной базе. Работы у них было немного, а свободного времени – предостаточно. Начался большой снегопад, и их домик завалило снегом. Один из геологов не знал, чем себя занять. «Ты полежи», – посоветовал ему товарищ, читавший книгу. Тот было послушался, но немного погодя снова поднялся. «А теперь что делать?» – прозвучал риторический вопрос. «Займись чем-нибудь», – снова откликнулся тот, кто читал. Второй геолог взялся пересматривать образцы пород. Через некоторое время вновь раздался голос: «Так, это дело закончил, а дальше что?» – «Ну, почитай…», – отозвался его друг. «Да все книги уже перечитаны, – жаловался заложник стихии. – Тут что ни делай – все одно и то же! От себя не уйдешь!» – «Правильно, – согласился его стойкий товарищ. – Уходить и не нужно. Ты просто забудь о себе, и успокоишься». 29. «…Не дам сна очам моим и веждам моим – дремания…» (Пс. 131:4). Знание как сено Сначала корова ест сено, потом долго его пережевывает. Знание приходит быстро, но чтобы усвоить его, нужно время, и порой много времени. 30. «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей…» (Пс. 130:2). Сердце успокаивается Рыбак не выходит в море – нет и рыбы, Художник не рисует – нет и картин, Плотник не строгает доски – нет и стружки, Сердце успокаивается – и дурные мысли перестают докучать человеку. 31. «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.

http://isihazm.ru/?id=126

Так велел ему бес, чтобы, отлучивши его от Бога и святого места, от дому Пречистой и преподобных отцов наших, Антония и Феодосия, сделать ему какое-нибудь зло своим кознодейством. Но Бог , не хотящий погибели ни одного человека из этого святого места, спас и Феодора молитвами святых своих. В это время возвратился из путешествия, посланный игуменом, Василий, который прежде уже спас пещерника от злого помышления. И пришёл он в пещеру повидаться с живущим в ней братом и сказал ему: «Феодор, брат мой! как теперь живёшь о Господе»? Удивился Феодор такому вопросу: брат говорил ему так, как будто не видался с ним долгое время. Он отвечал: «вчера и третьего дня ты постоянно был со мной и поучал меня; и вот я уже готов идти, куда ты велишь». Василий же сказал ему: «скажи мне, Феодор, что это за речи ты говоришь: вчера и третьего дня был со мной и поучал меня! Уж это не бесовское ли привидение? Не утаи от меня Бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою! То так говоришь, то эдак»! И которому слову верить»? И так с жестокими словами отогнал его от себя. Василий же перенес всё это и пошёл в монастырь. Тогда бес опять пришёл к Феодору во образе Василия и сказал пещернику: «погубил я, брат, свой ум, окаянный, объявляя тебе иное. Но я не помню оскорблений, какие принял от тебя. Только скорее, в эту же ночь, возьми найденное и выходи отсюда». И с этими словами бес отошёл от него. Когда же настал день, Василий, взявши с собой некоторых из старцев, опять пришёл к Феодору и сказал ему: «вот я привожу их в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я не видался с тобой, и в монастыре я только третий день; а ты говоришь, что вчера и третьего дня я был у тебя. Это будто какое-то бесовское действие. Когда тот придёт к тебе, не давай ему беседовать с собой, прежде чем он сотворит молитву, и тогда тебе ясно будет, что это бес. Тогда сотвори молитву запрещения и призови святых на помощь». И утвердив пещерника, Василий отошёл в келью свою. Бес же после этого не смел явиться к Феодору, и стал ясен ему обман дьявольский. С тех пор всякого, кто приходил к нему, он заставлял сначала помолиться и тогда уже беседовал с ним. И укрепился он на врагов и узнал пронырство их. И Господь избавил его от мысленных зверей и не допустил его сделаться рабом их, как случается со многими, пребывающими в пустыне, или в пещере и затворе живущими о себе (а не о Господе). Великая твёрдость нужна здесь, чтобы не погибнуть от бесов. Этого Феодора они также хотели погубить, но Господь избавил его. Для найденного же сокровища Феодор вырыл глубокую яму и, положив его туда, закопал. И с того времени и доныне никто не знает, где скрыто оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010