Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФАНТИН СОЛУНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Фантин Младший. Фреска в монастыре Хиландар, Афон Фантин Чудотворец Солунский, Младший (ок. 902 - 974 ), преподобный Память 30 августа , 14 ноября (Итал. ) До недавнего времени о жизни преподобного Фантина Младшего было известно совсем немногое, о чём упоминалось в житиях Нила Россанского и Афанасия Афонского . Только в конце XX века было найдено и опубликовано подробное " Житие святого Фантина Младшего " , сохранившееся в единственном экземпляре и неизвестно каким образом оказавшееся в России . Святой родился ок. 902 года в Калабрии в благочестивой знатной семье Георгия и Вриены . С раннего детства он предавался размышлениям над Священным Писанием и стремился к вечным благам, уклоняясь от обычных развлечений детей своего возраста. Видя такое расположение его души, родители посвятили сына Богу и в возрасте восьми лет привели к преподобному Илии Пещернику . Тот сразу распознал призвание ребёнка и отдал его лучшему из своих монахов для наставления в духовной премудрости. В мальчике пребывала мудрость старца, поэтому Илия через пять лет постриг Фантина в монахи. На него было возложено трудное послушание повара. Находясь рядом с огнём, потрескивающим в печи, юноша устремлял мысли к вечному огню, на который осуждаются грешники, - так он обрел благодать сокрушения. С первого дня жизни в монастыре преподобный Фантин вкушал пищу только один раз в два или три дня, а на второй год монашества лишь раз в неделю вкушал овощи и изредка немного хлеба. Изгоняя из души всякую склонность к удовольствиям, он возрастал во всех добродетелях, и его очищенное сердце становилось плодородной почвой, в изобилии приносившей дары Святого Духа. К тому времени, когда преподобный Илия отошел ко Господу, Фантин пробыл в монастыре уже двадцать лет и приобрёл достаточный опыт в подвижнических трудах. Он решил вести отшельническую жизнь и удалился в пустынную местность в окрестностях горы Меркурий на севере Калабрии в долине реки Лао, где долгие годы жил в строгом воздержании, питаясь корнями, почти без одежды. Он претерпевал жестокие искушения от бесов, которые иногда являлись ему в виде плачущих родителей, пытавшихся вернуть его в мир, а иногда в виде диких зверей. Но преподобный Фантин выходил победителем изо всех испытаний с помощью крестного знамения и длительных ночных молитв.

http://drevo-info.ru/articles/6926.html

Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII - XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения. Предание об Илье Муромце как о богатыре было подтверждено медико-антропологическим исследованием святых мощей, которое проводилось в 1988-1990 годах. Исследование показало, что Илья Муромец был погребен в XI-XII вв., имел высокий для своего времени рост (177 см), исключительно развитую мышечную систему, в юности страдал заболеванием позвоночника, которое привело к перестройке организма. Экспертиза обнаружила несколько переломов ребер и правой ключицы, сквозную рану на левой руке, проникающее ранение груди (вероятно, копьем), которое, по всей видимости, послужило причиной смерти (в возрасте 40-55 лет). Был канонизирован как местночтимый святой в 1684-1690 годах, когда при киево-печерском архимандрите Варлааме установилось празднование преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня . Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762 , 1775 и 1784 годов, согласно которым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. Тропарь Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших. Кондак Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

http://drevo-info.ru/articles/4646.html

Ипатей Потей, митр. униатской Церкви Ипатей Потей, митр. униатской Церкви Появление мон-рей, следовавших уставу свт. Василия Великого, было следствием восстановления имперской власти в Юж. Италии и Сицилии в VI в. Важнейшими монастырскими центрами в ту эпоху были Равеннский экзархат, Пентаполь, дукаты Рима и Неаполя до VIII в.; Калабрия и Сицилия до IX в.; Калабрия, Базиликата и Апулия в IX-XI вв. Приток монахов был связан в VII в. с персид. войнами, араб. завоеванием и распространением монофелитства , в VIII и IX вв. с иконоборчеством . В визант. эпоху в греч. мон-рях в Италии подвизались св. Илия Новый († 903), прп. Илия Пещерник († 960), св. Савва Младший († 990/91), св. Никодим Маммольский († 990), св. Лука Арментский († 993), св. Симеон Полиронский († 1016), св. Нил Младший Россанский († 1004). Епархии в Вост. Сицилии, на юге Калабрии и Апулии в 30-50-х гг. VIII в. были подчинены К-польскому Патриархату. При Каролингах в этом регионе мирно сосуществовали адм. единицы различных обрядов; споры, к-рые разделяли Рим и К-поль, не затрагивали единства до тех пор, пока Византийская империя контролировала Рим и нек-рые районы Италии. Во 2-й пол. XI в. отношения осложнились не столько из-за разделения Церквей 1054 г., сколько из-за новой структуры Зап. Церкви во главе с Римом, к-рый более не поддерживал старую «федеральную» церковную организацию. После норманнского завоевания греч. церковная иерархия осталась только в Юж. Италии, в Сицилии норманны основывали только лат. еп-ства. Политика норманнов состояла в постепенном подчинении Римской курии мон-рей Юж. Италии, потерявших в ходе завоевания свою адм. связь с К-польским Патриархом, и в быстрой латинизации греч. епископских кафедр. Иосафат Кунцевич, униатский архиеп. Полоцкий Иосафат Кунцевич, униатский архиеп. Полоцкий Норманны, обнаружив уцелевшие при арабах греч. мон-ри, сохранившие при себе крупные земельные владения (напр., св. Ангела в Броло, св. Филиппа во Фрагале, Пресв. Богородицы и св. Варвары в Викари), по-видимому, для укрепления своей власти среди греч.

http://pravenc.ru/text/150475.html

В житии преп. Саввы перед нами встает образ великого христианского подвижника, исполненного дара чудотворений, ревностного блюстителя церковных установлений и выдающегося церковного деятеля. Он основал три лавры: Великую, Новую и Гептастом (Семиустную) – и четыре киновии: Кас-теллийскую, Пещерную, Схолариеву и Заннову 208 . Духовное бла-гостояние палестинского монашества и благоустройство монастырей составляло его постоянную заботу, поэтому патриарх Илия (494–517) поставил Савву архимандритом всех палестинских келиотов 209 . Когда император Анастасий «покушался ниспровергнуть и привесть в беспорядок все церковное бла-гостояние в Палестине», патриарх Илия (то было в 511 году) послал преп. Савву в числе других игуменов в Константинополь ходатайствовать перед императором за Палестинскую Церковь . Кирилл описывает случай, происшедший с Саввой во дворце, показательный для смирения преподобного. Когда все игумены проходили в приемную императора, то служители задержали преп. Савву в дверях, приняв его за нищего, потому что он был в ветхой одежде с заплатками. Савва остался вне приемной и стал в углу читать псалмы. Император, прочитав письмо патриарха, где было сказано, что в числе делегатов посылается «преподобный Савва, который пустыню населил подобно городу и управляет ею и что он есть светильник всей Палестины», спросил, который из игуменов Савва. Среди присутствующих его не оказалось. Император приказал разыскать преподобного. Когда служители привели преподобного, император поразился его смирению. Еще большим уважением к преп. Савве он проникся, когда во время беседы с императором игумены стали просить для своих монастырей кто расположенную близ монастыря землю, кто издания особого указа для своего монастыря, и только Савва ничего не просил. Когда же император спросил его, почему он ничего не просит, преподобный сказал, что он просит «о святом городе Божием Иерусалиме, и о его святейшем архиепископе Илии, и чтобы в церквах был мир и священнический чин оставался в покое». Делегация была отпущена, а преп. Савве было разрешено остаться на зиму в Константинополе и беспрепятственно без доклада входить к императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Он говорил: „Как цвет предваряет плод, так жизнь в киновии предваряет отшельническую " " 791 . Киновии и лавры были своего рода школами, постриженники которых удостоивались возведения на епископское служение и даже на кафедру Иерусалимского патриарха. Так, патриарх Анастасий (458–478) был учеником аввы Пассариона, Мартирий (478–486) и Илия (494–517) были учениками преп. Евфимия, Софроний (534–544) был монахом лавры преп. Саввы Освященного, автор «Луга духовного» Иоанн Мосх (550–619) с 575 года был монахом киновии преп. Феодосия. Преп. Савва построил семь монастырей: Великую лавру, которая являлась главной из всех палестинских лавр, Новую лавру, лавру Гептастом (так названную потому, что стояла при озере, имеющем семь устьев) – и четыре киновии: Кастеллий, Пещерную, Схолариеву и Заннову. Кроме того, он поддерживал две древние киновии – своего наставника Евфимия и друга Феоктиста 792 . Он заботился не только о благоустроении монастырей, но и о пристанищах для паломников Святого Гроба. Когда патриарх Илия построил монастырь близ епископского дома для монахов-спудеев, которые служили при храме Воскресения и жили разбросанно около столпа Давидова, тогда и Савва купил часть келий и сделал в них гостиницу для приходящих монахов и еще две гостиницы – для Кастеллии: одну в Иерусалиме и другую в Иерихоне 793 . Более того, когда после Халкидонского Собора несторианство, а затем евтихианство и монофизитство широко распространились в Палестине и в самой лавре Саввы Освященного оказались явные и тайные распространители этих ересей, преподобному пришлось вести борьбу с ними, удерживать в Православии простецов в вере – таких, как преп. Герасим, совершить два дальних путешествия в Константинополь, в первый раз на семьдесят третьем году жизни, к императору Анастасию, чтобы убедить его в Православии Иерусалимского патриарха Илии, которого покровительствующий ерет тикам император решил было сослать в заточение и «покушался ниспровергнуть и привести в беспорядок все церковное установление в Палестине» 794 . В другой раз он должен был совершить такое же путешествие на девяносто первом году жизни в связи с погромом христианских храмов самарянами и учиненным ими при этом кровопролитии 795 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Странноприимный дом на месте крещения Господа Иисуса Христа на реке Иордан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Место, в котором находится русский Странноприимный дом в Иордании , Вифавара, овеяно святостью и колоритом Востока. В переводе с еврейского, Вифавара означает " переправа " - это место на Иордане, где в древности был переход через реку. В Вифаваре происходили важнейшие события библейской истории. Здесь израильтяне под предводительством Иисуса Навина совершили переход через полноводный тогда Иордан в Землю Обетованную после сорокалетнего странствования по пустыне (Нав. 3, 14-17); здесь святой пророк Илия перешел Иордан перед тем, как Господь взял его на небо на колеснице огненной (4 Цар. 2, 4-11); здесь крестил святой Иоанн Предтеча (Ин. 1, 28) и здесь от его руки принял Крещение Сам Господь наш Иисус Христос; здесь произошло призвание Христом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин. 1, 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин. 10, 39-42), здесь Мария Египетская перешла Иордан, отправляясь в пустыню для совершения аскетических трудов и покаяния. В 1990-е гг. на восточном берегу реки Иордан международной группой археологов были проведены раскопки. Место подсказала известная древняя мозаичная карта в храме святого Георгия в близлежащем городе Мадаба. Во время раскопок на указанном месте были обнаружены руины византийской церкви и основа греческой колонны, которая обозначала место Крещения Господня. Исследования показали, что на протяжении семи столетий, с V по начало XII века, на месте Крещения Господня последовательно сменили друг друга пять христианских храмов. Первый храм был сооружен здесь при византийском императоре Анастасии (491-518). Он был построен на специальных арках на высоте шесть метров над землей, чтобы избежать разрушения во время разливов Иордана. Здесь же был обнаружен каменный остов часовни на месте, где Господь снял ризы перед схождением в воду. Недалеко отсюда находится источник св. Иоанна Крестителя и руины византийского монастыря на предполагаемом месте подвига преподобной Марии Египетской. На некотором расстоянии отсюда располагается холм св. пророка Илии – место взятия пророка на небо (2 Цар. 2:5-14), холм «Тель Харрар» с руинами византийской пещерной церкви, почитающейся как жилище пророка Илии и Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Странноприимны...

Весь монастырский комплекс построен на трех уровнях: верхний — церковь-пещера Илии; средний — все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Рождества Богородицы; нижний — складские помещения и древние захоронения. Храмы [ править править код ] Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен приблизительно между 1100 и 1150 годами. Церковь VI-VII веков со временем пришла в упадок и была восстановлена императором Мануилом I Комнином в 1179 году. Сохранившиеся фрагменты напольной мозаики относятся именно к этому периоду. В конце XIX века русским монахом Дионисием выполнена роспись купола и сводов, но после реставрации 2012 года церковь потеряла свой привычный " русский облик " - русские надписи под куполом были сбиты. Резной деревянный иконостас с царскими вратами XII века заменен на каменный. Полы вместо старой плитки теперь выложены свежими мраморными плитами, росписи стен переписаны. У северной стены храма установлены ковчеги с главами преподобных Иоанна и Георгия Хозевитов. В стеклянной раке положены целокупные мощи св. пустынника Иоанна Нового Румына, подвизавшегося в в скиту святой Анны (†5 августа 1960г.). Пещерный храм Илии был основан не ранее 480 года. Церковь св. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита построен между 500 и 600 годами. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Георгий Хозевит, преподобный - 21 января Илия Фесвитянин, пророк - 2 августа Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Иоанн Хозевит, Кесарийский, епископ - 16 октября, 10 ноября Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Монастырь Георгия Хозевита Монастырь святого Георгия Хозевита Монастырь святого Георгия Хозевита Монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне Как добраться [ править править код ] Адрес : Иудейская пустыня Как добраться : из Иерусалима от Центральной автобусной станции автобусом 125 до поселения Мицпе-Йерихо. Выйти из ворот поселения и повернуть направо, далее еще раз направо и по асфальтированной служебной дороге около пяти километров до стоянки и арки, обозначающей начало монастырских земель. Далее вниз. На машине по шоссе 1 Иерусалим-Иерихон, до поворота налево – в поселение Мицпе-Йерихо, не въезжая в ворота поселения снова налево, далее первый поворот направо.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Он писал очень быстро, письмом мелким и убористым, и ежедневно изготовлял тетрадь. Пергамент он приобретал в г. Россано, куда посылал за ним своего ученика Стефана. Нил, по сообщению жития, достиг такого искусства в каллиграфии, что в продолжение нескольких дней мог переписывать по три Псалтири. Вообще, биограф хвалит ловкость и опытность Нила в деле каллиграфии, заботливость и старание, с которыми он относился к этому занятию. Нил преподавал своё искусство и другим монахам, исправлял их почерк, побуждал к переписке. Когда он основал Криптоферратский монастырь, то вокруг него была сгруппирована целая школа учеников-каллиграфов. Школа имела свои традиции в области каллиграфического искусства, которые долго здесь держались и в точности соблюдались. Рукописи, переписанные в Криптоферратском монастыре, отличались правильностью текста и очень искусным его воспроизведением. Так, о четвёртом преемнике Нила по игуменству в Криптоферратском монастыре, монахе Варфоломее (1005г.), его биограф повествует, что этот инок весьма красиво переписывал рукописи, подобно самому искусному писцу, так что в его время никто не мог скопировать книгу с большей аккуратностью и правильностью, чем он. Рукописи изготовлялись в этом монастыре в громадном количестве. По словам учёного Монфокона, обитель была как бы фабрикой греческой письменности. Что касается переписывания рукописей отдельными монахами, по личному побуждению и желанию, или по повелению игуменов, то оно практиковалось почти в каждом византийском монастыре. Копированием занимались и игумены, и монахи, и даже монахини. Так, монах св. Афанасий († 860), живший в монастыре апостолов Андрея и Иоанна на реке Сангарисе, с таким усердием занимался каллиграфией, что едва совершенно не лишился зрения. Выздоровев, он с прежней энергией предался этому делу и в продолжение 28 лет заработал перепиской 900 золотых, которые все и раздал нищим и бедным. Св. Илия Пещерник(† 960) в свободное от молитвы и рукоделий время обыкновенно занимался каллиграфией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Иосиф Алавердский проповедовал Евангелие в верхней Картли и Кахетии. Неприступные скалы и утесы Кавказа были его епархией. Он посещал села, которые казались гнездами, прилепившимися к уступам скал; поднимался по тропинкам, где не могли разойтись два путника; переходил через пропасти и стремительные потоки по мостам, сплетенным из ветвей. Часто ночь заставала его в снегу, а заря – в пути. Он казался горным орлом, который парит высоко над вершинами Кавказа. Он основал Алавердский монастырь и там окончил свою жизнь в затворе. Иосиф прошел все ступени духовного совершенства: от послушника до затворника. Игумен принадлежит своему монастырю, епископ – своей епархии, а затворник – всему христианскому миру. Церковь прославляет учеников Иоанна Зедазенского: преподобного Стефана, одаренного духовной мудростью; Зенона, распявшего себя на кресте послушания; Пирра, проводившего жизнь в плаче и покаянии, подобно великому Ефрему; Михаила, достигшего простоты и чистоты ребенка по слову Спасителя: «будьте как дети» ( Мф. 18:3 ); Фаддея – ревнителя веры и обличителя ересей; Исидора – благоуханный цветник всех добродетелей, ограда которого – безмолвие, а водоем – непрестанная молитва. Диакон Илия, оставшийся со своим аввой на Зедазени, каждый день носил в кувшине воду из Арагви на вершину горы, как Лот из Кедронского потока – в Иерусалим. Ради молитв игумена Иоанна и послушания преподобного Илии Господь извел родник из скалы Зедазени. Учитель и ученик, не разлучавшиеся при жизни, не разлучились и по смерти: они похоронены рядом у алтаря. Гробницы святых – неиссякаемый источник духовного света; их пещерные кельи и подземелья затвора – колодцы благодати, более дивные, нежели колодец Иакова, у которого Господь обещал дать «воду живую» самарянке – грешной человеческой душе. VII век пришел в Грузию, как апокалиптический всадник на коне цвета горящего пламени, словно призрак грядущих войн. Под натиском магометан пала Персия. Лев Ирана склонился на колени перед халифом Омаром, как десятью веками ранее перед Александром Македонским. Византия, теряющая одну за другой свои провинции, была похожа на коралловый остров, размываемый волнами моря. Исламский мир приближался к границам Грузии с быстротой лесного пожара. Вскоре мусульманское войско, как удар клинка, глубоко врезалось в ее тело. В городах Картли и Кахетии встали арабские гарнизоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Приходит ко мне отец Макарий и говорит, что в городе неспокойно и даже слышны выстрелы: не лучше ли мне на заседание не ехать? Я говорю, что я не могу не ехать, что это мой долг и что я только тогда могу не быть на заседании, когда нет никакой возможности пройти. И вот я вышел из Чудова монастыря и пошел к Никольским воротам по Сенатской площади к трамваю. Слышу, действительно выстрелы, перестрелка, а я все-таки иду, и вот, дойдя до середины площади, встречаю молодого офицера. Он меня останавливает и спрашивает: «Батюшка куда вы идете? Слышите, кругом стреляют?» Отвечаю: «Я член Собора и должен быть сегодня на заседании!» – «Да вы не доедете до собора, – говорит офицер, – по всей Москве сейчас стрельба идет». – «Я вам говорю, – отвечаю я ему, – мой долг быть на заседании Собора, и я останусь только если вы сможете меня уверить, что нет никакой возможности мне дойти до Лихова переулка”. – «Я вас уверяю, батюшка, – ответил офицер, – что вы до Лихова переулка не дойдете”. Тогда я решился вернуться в Чудов монастырь. И вот в этот день начался обстрел Арсенала, но снаряды, пролетая мимо него, падали в Чудов монастырь. Непрестанно слышна была перестрелка, гул орудий, шум от разрывающихся снарядов, разрушающихся зданий, разбивающихся стекол. Даже в мою келью влетел в окно снаряд, пока я читал утреннее правило, но, слава Богу, не убил меня, хотя пролетел совсем близко. Вот как близко я был от смерти. Я весь предался в волю Божию, да творит Он со мною, что Ему угодно, как хочет и как знает. Владыка Арсений благословил сам всех говеть, и когда мы приобщились Святых Христовых Таин, во время литургии, снаряд с силой ударился в окно храма, того верхнего храма, где покоились мощи святителя Алексия, стекла посыпались на пол, и вся церковь задрожала. После литургии мы с пением тропаря святителю торжественно перенесли мощи угодника Божия в пещерный храм. Пока мы шли через двор, приходилось нагибаться, потому что кругом свистели снаряды. Святые мощи были положены на престоле в главном храме, и когда начали служить молебен, оказалось, что молитву святителю забыли в соборе, а идти туда было уже не безопасно, потому что стрельба с каждым часом усиливалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010