По отвесной стене Хорива, по неправильным, частью природным, частью же искусственным ступеням, устроенным отшельниками, здесь в стенах горы с III-ro века жившими; там, где восходил Моисей, мимо источника свежей воды, вымоленного когда-то святым, капеллы Марии и пещерных капелл Илии и Елисея, мимо векового, одинокого кипариса, через двое врат, паломники достигают вершины святой горы, и кроме прелестных видов, открывающихся здесь во все стороны, уносят отсюда в сердце своем отзвук дивных повествований. Вот одно из них. Убив пророков Ваала, служителей нечестивой Иезавели, пророк Илия (III кн. царств, XIX, 9–13) «бежал из Иудеи; он шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией, Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Савваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет, Твой, разрушили Твои жертвенники, пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним. И вот, Господь пройдет, и большой, и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь...» Число ступеней до вершины считают разно, от трех тысяч и больше; сама же вершина подымается до двух с половиною тысяч футов высоты над монастырем, так что приходится на 7300 англ. футах над морем и дает удивительные виды на эти бесснежные Альпы Синайского полуострова. Место равно священное для Евреев, Христиан и Мусульман, ибо последние твердо верят, что пророк их дважды посещал монастырь, и след верблюда, несшего пророка, показывается на средине пути. Восторженными отзывами о впечатлениях этого восхождения наполнены и переполнены дневники Эберса, Фр. Штраусса, Робинсона, Стефенса, Фрааса, Станлея, гр. Лоттен де Лаваль, Норова, арх. Порфирия и пр. и пр.; иные из них называют день восхождения счастливейшим днем своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Житие преподобного Исаакия, затворника печерского, 14 февраля. Киево-Печерский Патерик, Киев, " Лыбедь " , 1991, с. 89. В затворе был он в продолжение семи лет. Однажды, по наступлении вечера, начал блаженный затворник творить обычное коленопреклонение, поя псалмы по полуночи. Когда же почувствовал изнурение и слабость сил, он погасил свечу и сел на своем месте. И вот внезапно возсиял в пещере великий свет, как бы от солнца. Нельзя было свободно открыть глаза. В то же время показались тут два беса в образе прекрасных юношей, лица их блистали, как солнце. Бесы сказали преподобному: " Исаакий! Мы - ангелы, и вот грядет к тебе Христос с прочими ангелами " . Исаакий, восставши, увидел множество бесов, лица которых сияли; один из них, стоящий посредине, сиял более всех; от лица его исходили лучи. Бесы сказали святому: " Исаакий! Вот Христос; падши, поклонись ему " . Исаакий же, не поняв бесовского наваждения, не вспомнив оградить себе крестным знамением, поклонился тому, как Христу. Тотчас бесы учинили крик великий, взывая: " Наш еси, Исаакий! " и посадивши его, сами начинали садиться вокруг, и мигом келия и проход пещерный наполнились бесами. Один из бесов, мнимый Христос, сказал: " Возьмите сопели (дудки), тимпаны и гусли и ударьте дружнее, а Исаакий нам пусть попляшет. Тотчас бесы, ударив в сопели, тимпаны и гусли, схватили Исаакия, начали с ним скакать и плясать в продолжение многих часов и, измучивши его, оставили чуть живым и, так надругавшись, исчезли " .(продолжение можете прочитать в житии святому угоднику) Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1Иоан.4:1) " Тарас Бульба " 2016/03/07, 20:09:49 Так называемый самозванец " патриарх " илия,несуществующего византийского вселенского патриархата, даже католиков достал:- Конгрегация Доктрины веры объявила отлученными от Церкви четырех украинских греко-католических священнослужителей, которые объявили себя лидерами т.н. «Украинской православной греко-католической церкви» (так называемых " Пидгорецких старцев " ).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=2259

– Что же, старче, действительно демоны вас били? – В первые годы они много били нас обоих, но больше всего Старца, потому что его молитва их пожигала. Меня они били меньше и потому, что я не имел того духовного состояния, и потому, что был послушником. Послушник, имеющий настоящее послушание и исповедующий свои помыслы, не дает им повода. Когда искуситель видит, что ты весь отдаешься послушанию, занимаешься и духовными упражнениями, тогда он старается добиться того, чтобы ты скрывал свои помыслы от старца. Я расскажу тебе об одном случае, который произошел с нами. Если бы у Старца не было дара благодати, то сатана вырвал бы одного монаха из наших рук. Там, в Святом Василии, с нами жил один отец очень благочестивый, но простой человек. В какой-то момент он прекратил исповедовать Старцу свои помыслы. Старец подзывает его: «Как дела, отец Яннис?».– «Хорошо, очень хорошо, Геронда».– «Нет у тебя никакого помысла для исповеди?».– «Нет-нет, все очень хорошо». Между тем во время молитвы Старец чувствовал большое беспокойство за отца Янниса. Какой-то голос говорил ему, что дела у отца Янниса плохи. Вот Старец и говорит мне: «Позови быстренько отца Янниса». Я зову его. Тот приходит, и Старец говорит ему строго: «Я хочу, чтобы ты поисповедовал мне свои помыслы».– «Но, Геронда, у меня нет ничего…». Старец прерывает его: «Ты не уйдешь, пока не поисповедуешься». Тогда он был вынужден промямлить следующее: «Благослови, Геронда, но у меня наказ от моего Ангела никому ничего не говорить. Вот, по твоим молитвам я удостоился в последнее время молиться вместе со своим Ангелом. Но раз ты вынудил меня, то это подходящий случай попросить у тебя прощения за то, в чем я, может быть, провинился. Потому что завтра ночью мы спустимся вместе к отцу Матфею, чтобы я причастился, а потом низойдет пророк Илия, чтобы на огненной колеснице взять мою душу». Едва заслышав это, Старец дал ему пощечину. Куда делись и колесницы, и восхождения! «Прельщенный,– говорит ему Старец,– ты в руках у сатаны, и он собирается сбросить тебя с какой-нибудь кручи, чтобы отправить в геенну, а ты говоришь такое!».– «Но, Геронда, разве это возможно?».– «Подожди и увидишь, возможно ли это!».

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ ПЕЩЕРНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Илия Пещерник Прп. Илия Пещерник Когда ему исполнилось 18 лет, родители решили женить его, однако сын признался матери, что хотел бы принять постриг. Получив согласие родителей, он вместе с другим юношей, тоже пожелавшим стать монахом, отправился на Сицилию и поселился при храме св. Авксентия на склоне горы св. Никона близ Таормины. Его спутник не выдержал тягот отшельнической жизни и отправился домой, но по пути был убит арабами. Илия скорбел о потере своего друга. Выйдя к морю, он нашел корабль, который следовал в Италию и прибыл в Рим . Там он поселился в маленькой избушке, претерпевая голод, жажду и холод. Вместе с ним подвизался монах Игнатий, который наставил Илию в монашеской жизни, а затем отправил своего ученика на родину. Вернувшись в Каламбрию стал послушником святого человека Арсения, отличавшегося строгой монашеской жизнью. Святой принял монашество в 19 лет. Вместе с Арсением Илия сначала подвизался в метохе монастыря святого Лукии, называемом Миндинон, неподалеку от Ригии, а затем при церкви мч. Евстратия близ деревни Армы. В 888 году, спасаясь от набега арабов , они переселились в Патры , в Грецию , где продолжали свои аскетические подвиги. Их восьмилетнее пребывание там было отмечено множеством чудес (например, была очищена от нечистых духов башня напротив города), и, когда им пришло время вернуться в Калабрию, епископ Патрский пытался силой и ложными обвинениями удержать их. В Ригии Илия и Арсений вновь поселились в церкви мч. Евстратия. В это время по всей округе распространилась слава о преподобном Илии Калабрийском , который переписывался с Арсением (ок. 903) и перед кончиной указал на Илию Пещерника. как на своего преемника, поручив ученику Даниилу отыскать его. Вскоре Арсений скончался и был похоронен в церкви мч. Евстратия, в 914-915 году его мощи пытались сжечь арабы, однако чудесным образом они уцелели.

http://drevo-info.ru/articles/22178.html

И византийский император Константин Багрянородный во многих случаях показывал свое доверие и благорасположение к святому и не раз посылал ему письма. Перед смертью преподобный написал правила иноческой жизни для своего монастыря и скончался в 955 г. 513 К середине X в. относится деятельность еще одного великого аскета – Илии Пещерника, вышедшего из среды южноитальянского монашества. По происхождению Илия принадлежал к одной богатой семье в городе Реджио в Калабрии. 514 Стремление к аскетической жизни в нем возбудил один монах того же города, заронивший своим обличением в душу впечатлительного юноши мысль о суетности всего земного. Находя подвижничество в монастырях родного города неудобным, он удалился в Рим и долгое время жил здесь под руководством одного благочестивого монаха – Игнатия. Возвратившись на родину, Илия избрал себе руководителем монаха Арсения, подвизавшегося в окрестностях Реджио, и принял от него пострижение. Арсений и Илия монашествовали по соседству с Реджио, в метохе городского монастыря во имя св. Лукии ( τς αγας Λουκας). Вследствие опасности от сарацин Арсений и Илия на некоторое время уходили из Реджио на Пелопоннес, в город Патры, и ознаменовали свое пребывание здесь основанием нового монастыря. По смерти своего руководителя Арсения, скончавшегося (ок. 903) в Реджио, Илия удалился сначала в Савлинский монастырь к Даниилу, ученику Илии Младшего, а затем в пещеру между Семинарою и селением Меликукка, служившую местом подвигов для благочестивого старца Косьмы и его ученика Виталия. В это время Илия уже достиг высокой степени духовного совершенства. Его подвиги сделали его известным повсюду. Со всех сторон к нему стали стекаться последователи. Как магнит притягивает железо, так и Илия привлекал к себе любителей отшельничества. Он принимал всех к нему приходивших, знатных и незнатных. Когда община братий увеличилась настолько, что пещера не вмещала всех, Илия избрал другую, большую, в той же местности и по соседству с первой, построил храм во имя апостолов Петра и Павла и, таким образом, устроил новый монастырь. В нем он игуменствовал до конца своей жизни, в нем и погребен († 960). Незадолго до смерти Илии его монастырь подвергся нападению сарацин, но чудесно был спасен от разорения по молитвам святого. Монахи тем не менее вынуждены были спасаться от врагов бегством в соседние горы. Вскоре после смерти Илии монастырь все-таки был взят сарацинами, разграблен, а монахи или перебиты, или уведены в плен. 515

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

После кончины своих учителей Илия Пещерник и Даниил встретились в монастыре Илии Калабрийского в Салинах. Илия прожил там некоторое время, затем принял решение удалиться в пещеру. Сначала он жил в небольшой пещере с мон. Космой и его учеником Виталием. Когда Илия после бывшего ему видения позволил поселиться рядом и другим монахам, благодаря божественному провидению была найдена большая пещера. В ней устроили алтарь, расширили вход, рядом построили мельницу, даже, возможно, собрали библиотеку. Илия Пещерник совершил много чудес. Однажды в бочку, где было вино для совершения Литургии, залилась дождевая вода. Все были в смущении, но по молитве святого, вино в бочке оказалось еще лучше, чем было прежде. Он усмирял диких зверей, изгонял нечистых духов, исцелял людей, гасил огонь на расстоянии и др. В основном агиограф описывает чудеса на основании рассказов учеников Илии Пещерника, в частности Луки Фалакра, который известен и по иным источникам . Одно из чудес прп. Илии было связано с предсказанием о подавлении восстания патрикия Иоанна Музалона против имп. Романа I Лакапина в 921-922 годах, святой предсказал гибель восставшего патриция Виталоне. Во время набегов арабов святой вынужден был укрываться в окрестных замках. Несмотря на преклонный возраст, он не мог не посетить могилу Илии Калабрийского в день его памяти (17 августа). Он неоднократно говорил ученикам о своей близкой кончине; тем не менее, превозмогая тяжелую болезнь, продолжал вести аскетическую жизнь. Скончался 11 сентября 956 или 960 года в Меликукке , Калабрия , в возрасте 96 лет, проведя в монашестве 75. Его преставление ознаменовалось многими чудесами. Многие ученики видели во сне святого, облаченного в белую одежду. По всей видимости, следующим игуменом монастыря стал его ученик Лаврентий. Почитание Возникновение почитания Илии Пещерника относится к XI веку, сведения о нем содержатся в Житии св. Луки из Изола-ди-Капо-Риццуто (1035-1114) . По всей видимости, мощи Илии Пещерника были утрачены вскоре после появления Жития, по крайней мере в источниках XV века о них ничего не сообщается . Мощи были чудесным образом обретены 2 августа 1747 года. Его глава находится в городке Семинара (Seminara), рядом с Реджо-ди-Калабри.

http://drevo-info.ru/articles/22178.html

Пещерная киновия Пещерная киновия 398 находилась в 15 стадиях от Великой лавры к северу и была расположена на южной оконечности Кастеллийского холма, вокруг той пещеры, в которой пре- подобный Савва Освященный во время Святой Четыредесятницы провел несколько времени в посте и молитве. Устроив киновию, преподобный Савва заботился о ней и помещал в ней иноков, уже созревших в подвигах. После кончины преподобного Саввы Пещерная киновия процвела. В ней были подвижники, стоявшие на высокой степени духовной жизни. Время цветущего состояния ее – VI и VII века. О дальнейшей судьбе киновии исторических сведений не имеется. Из подвижников Пещерной киновии известен преподобный Илия. Откуда был родом и где полагал начало подвижничества преподобный Илия 399 , неизвестно. Жил он в VI веке. В «Луге духовном» и в «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов» сохранились некоторые наставления и духовные советы преподобного Илии, показывающие, что он достиг высокой степени нравственного совершенства. Авва Илия говорил: «Я боюсь трех событий: когда душа моя будет выходить из тела, когда предстану Богу и когда будет произнесено последнее определение о мне». Говорил авва Илия: «Какую силу имеет грех там, где есть покаяние? И что пользы от любви там, где есть надмение?» Также говорил: «Если душа не поет вместе с телом, напрасный труд. Если кто любит скорбь, впоследствии она доставит ему радость и успокоение». Брат пришел к авве Илии Молчальнику в киновию при пещере аввы Саввы и говорит ему: «Скажи мне, отче, слово; дай мне наставление». Старец сказал брату: «Во дни отцов наших любимы были три добродетели: нестяжание, смирение и воздержание; а ныне преобладают между иноками любостяжание, гордость и невоздержание. Избирай, что тебе угодно» 400 . Монастыри, о которых почти не сохранилось сведений К V веку по времени основания принадлежат еще следующие монастыри. 1.      Женская обитель Вассы в Иерусалиме. Васса была в V веке ее настоятельницею. 2.      Мужской монастырь св. Мины в Иерусалиме. Основан преподобной Вассою 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подобное стремление к восточному греческому монашеству, характеризует житие св. Илии Пещерчика (род. между 860870 гг.), который происходил из самого города Reggio в Калабрии. Он также удалялся в Патрас, где жил в пещере около 8 лет, и снискал своими подвигами, всеобщее уважение. 104 Характерным служит тот факт, что в конце своей жизни св. Илия Пещерник также жил довольно долго в Риме, и однако, удалился опятъ в Калабрию, как бы чувствуя себя чужим в латинской церковной среде. 105 Высокая подвижническая жизнь калабрийских монахов создавала им известность даже при константинопольском императорском дворе. Так, составитель жития Илии Нового говорит, что имп. Лев Философ пожелал видеть великого подвижника. Тот согласился отправиться на корабле с императорским чиновником. Однако, в Салониках Илия умер, не доехав до Константинополя. 106 Согласно завещанию покойного, его тело было погребено в Rossano, в основанном им Авлинском монастыре, в 4-х верстах к северу от Reggio. Достаточно беглого знакомства с житиями Илии Нового и Илии Пещерника, чтобы видеть, что уже к IX веку население южно-итальянских областей было знакомо с формами восточного подвижничества. Формы эти, как видно, практиковались здесь издавна, и привлекали к себе не одних выходцев из Византии, но и туземцев. Оба калабрийские подвижника с детства были увлечены наиболее строгим типом греческого подвижничества – анахоретством. Это стремление к нему не охладело у Илии Пещерника даже после долгого пребывания в Риме. Он переселяется в Реджио, принимает пострижение от пещерника Арсения, и они подвизаются вместе. 107 После смерти Арсения Илия сначала приходит в Салинский монастырь, основанный Илией Новым, однако не остается долго здесь. Он удаляется в пустынное место около Семинары, поселяется в простой пещере и ведет строгую жизнь отшельника. Его подвиги привлекли к нему многих последователей, которые не могли помещаться в его пещере. Илия устраивает в более просторной небольшой монастырь, строит храм свв. апп. Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Е. Сусленков В византийском искусстве Прор. Илия в пустыне. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Илия в пустыне. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) сохранились редкие примеры единоличных изображений И. Одной из ранних является большого размера икона позднекомниновского периода (1180-1200, Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением И. на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На эмальерном медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Иисуса Христа к-польской работы (кон. X - нач. XI в., Национальная б-ка св. Марка, Венеция) И. представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей. На иконе из кипрского мон-ря св. Иоанна Лампадиста (1-я пол. XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия) пророк показан в момент общения с Богом: седовласый старец изображен с поднятой правой рукой, ладонь к-рой раскрыта, лик повернут вправо вверх, глаза устремлены к небу; в левой руке развернутый свиток. Сохранился сильно руинированный храмовый образ И. из мон-ря св. Илии Горного в с. Банне близ Скопье (посл. четв. XIV в., Художественная галерея, Скопье) - И. одет в алый хитон и синюю милоть, завязанную узлом на груди, его правая рука - в пророческом жесте, изображение левой утрачено, из седых волос И. выбиваются тонкие пряди-«космочки», как это часто бывает в изображениях св. Иоанна Предтечи ( Поповска-Коробар. 2004. Кат. 4). Изображение И. в медальоне среди др. пророков часто встречается на сводах и алтарных арках каппадокийских церквей (напр., 4а, X в., и 16 (св. Георгия), нач. XI в., в Гёреме). В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития И., имевшие прообразовательный характер. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной ц. Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение прор. Илии». В 1-й сцене изображен молящийся коленопреклоненно И. перед пламенем. Композиция 2-й сцены уникальна: возносящийся И. не держит упряжь колесницы, его руки воздеты в молении, напоминая позу оранта, лишь в правой зажат край милоти. Прор. Елисей, принимающий милоть, изображен на др. склоне арки, вниз головой по отношению к И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году. В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением». В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца. К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры. М.Н.Климов. Прп. Илия Муромец в пещерной келье в Киеве Святой Илья Муромец: акафист и молитва Русское воинство считает святого Илью Муромца своим не­бесным покровителем. Преподобному Илье Муромцу молятся воины Пограничной службы. Акафист Святому преподобному Илии Муромцу, Киево — Печерскому чудотворцу Кондак 1 Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих: Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче. Икос 1 Ангелов Творец, егда во рабии зраце на землю снисшел, до тридесятьлетняго возраста не являл еси себя миру, тако и тя, святе Илие, сподоби до тогожде возрасту никому неведомым быти и недвижимым телесне, да послежде послужиши Господу и людем Его со всем усердием и ревностию, еже мы восхваляем: Радуйся, промышлением Божиим тридесять лет премудро хранимый; Радуйся, от рождения избранный, да являтся на тебе дела Господня. Радуйся, чрез недуг свой соблазнов юности многих избегнувый; Радуйся, душу чисту чрез страдания соблюдый. Радуйся, сими на приятие благодати ю уготовавый; Радуйся, болезни, яко дар Божий, с покорностью терпевый, Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

http://pravmir.ru/ilya-muromec/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010