Гонения на Церковь Выставка о коммунистических гонениях на Русскую Церковь пройдет в Италии Мы хотели, как и в Москве, рассказать о тайных храмах, устроенных в домашних условиях. Нам в ответ сказали, что в Италии служение по домам – дело обычное, тут этим никого не удивишь. Тогда мы решили сделать инсталляцию с пещерным храмом – по образцу пещерных храмов Киева, Почаева и др. Источник святой Анны и собор непосед Власти засыпали источник камнями и гравием и в конце концов спрятали его под крепкими бетонными плитами. Вода же все равно пробилась и образовала источник в другом месте. Когда его опять засыпали, вода ударила с новой силой. В Архангельской епархии появится музей памяти репрессированных в годы гонений на Церковь Напомним, что Центр по сохранению памяти Новомучеников и исповедников Российских в Архангельской митрополии стал первым в стране. ПСТГУ организует первую в Европе выставку, посвященную новомученикам Однако итальянская выставка будет существенно отличаться от московской, поскольку ей предстоит познакомить со страшными страницами истории Русской Православной Церкви зарубежного зрителя, совершенно незнакомого с реалиями советских гонений. Патриарх Илия II наградил грузинских священников, преследуемых в советский период Высшей церковной наградой Грузинской Православной Церкви - Золотым орденом святой Нины были награждены архимандрит Антон Булиашвили, диакон Реваз Ткемаладзе, архимандрит Рафаил Карелин, диакон Леонтий Жвания и архимандрит Сократ Джулухадзе. «Как я могу изменить Богу и народу?!» — памяти священномучеников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова Анна увидела во сне, как Божия Матерь причащает из золотого потира отца Михаила. Проснулась она с мыслью, что отец будет освобожден. Радостная, поспешила в тюрьму с передачей. " Пятаев? — переспросил надзиратель. — Сегодня ночью расстрелян " . О мнимом повороте Сталина к Православной Церкви Вопреки версии о «либеральном повороте» Сталина к церкви и верующим в 1939 г. и отмене им гонений, 1940—1942 гг. отмечены новыми жестокими репрессиями по «церковным» делам. Масштаб гонений, разумеется, был не тот, что в 1937—1938 гг., однако...

http://pravmir.ru/tag/goneniya-na-cerkov...

– Они знали о том, что в пяти минутах ходьбы от гостиницы оборудован удобный спуск к реке, где паломники совершают омовение в священных водах Иордана – в том месте, где Крещение принял Сам Иисус Христос? – Погружаться в воду – это больше русская традиция. Я не видел, чтобы иностранцы купались. Сам я летом окунаюсь каждый день, в основном вечером, когда никого нет. Помимо паломников, сюда еще приезжают туристы из Акабы. Слава Богу, многие из них верующие, крещеные. То есть миссионерскую функцию это место выполняет, несмотря на то, что они не попадают на богослужения. – Едва выйдя из автобуса, мы сразу побежали к реке Иордан, чтобы успеть окунуться до темноты. Все паломнические группы так себя ведут? – Большинство. Теперь здесь самое удобное место для погружения в Иордан. Года три назад тут все облагородили. Сделали дубовую купальню и спуск к воде. Раньше дно было глинистое, а теперь в глубину ведут деревянные ступени. Спуск к реке расположен очень близко от резиденции. Холм пророка Илии и место пещеры пророка Иоанна Крестителя – На Святой Земле, как нигде, ощущается близость святых. В вашем храме Иоанна Предтечи есть большая икона «Собор иорданских святых». Большинство их имен мне неизвестно, к сожалению. – На этой иконе изображены, конечно, не все иорданские святые, а лишь основные, которые здесь подвизались. Из широко известных – это, прежде всего, пророки Илия и Иоанн Предтеча и преподобная Мария Египетская. В двух километрах от Странноприимного дома находится холм Святого пророка Илии. Здесь он перешел Иордан перед тем, как Господь взял его на небо на огненной колеснице. Гиды покажут вам холм «Тель Харрар» с руинами византийской пещерной церкви. Она почитается как жилище пророка Илии и Иоанна Предтечи. Православные христиане не могут не посетить и место усекновения главы Иоанна Предтечи. По преданию, он пребывал в заточении в местечке Макавир – в темнице замка царя Ирода Махайрос. Здесь проходил описанный в Евангелии пир в честь дня рождения Ирода, во время которого Иоанн Предтеча был усечен мечом. В 72-м году по Р.Х. римляне не оставили от замка Ирода камня на камне, но библейские руины до наших дней свидетельствуют о произошедших здесь событиях.

http://pravoslavie.ru/127119.html

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. « , », «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которого от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня. В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря. В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь. В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века. В сентябре 2004 Министерством культуры, охраны памятников и спорта Грузии был проведён комплекс работ по реабилитации монастырского комплекса: восстановление отводящих систем, очистка верхней скалы комплекса, заполнение опасных трещин и остановка процесса их расширения, восстановление подпорок, удерживающих камни.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_пеще...

Что же касается отца Варнавы, то у него, по слову апостола Павла, была вера, любовью поспешествуема 1 . Именно любовь притягивала к нему самых разных людей. Велико было обаяние его личности, сформировавшейся в сокровенном иноческом делании. «Он жил во славу Божию» – начертано на его надгробии в пещерном храме Черниговского скита. В жизнеописании отца Варнавы нам предстоит раскрыть, что же стоит за этими словами, по возможности полно показать особенности его характера, черты личности, те свойства и способности, необходимые духовнику в окормлении не только монастырских братий, но и каждой православной семьи, каждого верующего человека, словом, всё то, что составляет суть теперь уже редкостного явления – русского старчества. Детские и юношеские годы Иеромонах Варнава родился в 1831 году, 24 января, в селе Прудищи 2 Тульской губернии и во святом крещении, состоявшемся 30 января, в день памяти Трех святителей, наречен был Василием в честь святителя Василия Великого . Его родители, Илия и Дария Меркуловы, – люди добрые и богобоязненные – особенно радовались рождению сына. В их семье после смерти старших детей – сыновей Лазаря, Георгия, Авраама и дочерей Ксении и Александры, умерших во младенчестве, – оставалась лишь одна дочь Матрона 3 . Господь оставил Василия и его сестру расти на утешение родителям и для облегчения их тяжелой крестьянской доли. Несмотря на всю свою бедность, они старались делиться последним куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии, любили ходить на богомолье по святым местам. Храм и святыни были для них почти единственным утешением. Предызбранный десницей Вышнего от утробы матери идти вослед Христу, Василий в ранней юности всей своей душой воспринял зачатки высоких добродетелей, став впоследствии славным подвижником веры и благочестия, истинным носителем и верным исполнителем заветов Христовой любви. Младенческие годы шли безмятежно в тиши родного крова; но и тогда уже для окружающих было очевидно особое божественное благоволение к этому избраннику Божию, о чем свидетельствуют бесхитростные рассказы-воспоминания самого иеромонаха Варнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Радуйся, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы; радуйся, присный прославителю Ея милости и чудес. Радуйся, обитель славную во имя Ея святое на Руси основавый; радуйся, икону Ея чудотворную, от рук Ея дарованную, радостно приявый. Радуйся, сим образом Ея божественным обитель твою духовно обогативый; радуйся, с Нею вкупе молитися за ны ко Господу дерзновение получивый. Радуйся, верный исполнителю заповедей Сына Ея и Бога; радуйся, преславный совершителю многих великих чудес. Радуйся, пещерный жителю, всю Русь исполнивый славою подвигов твоих; радуйся, от темных мест подземных светивый миру равноангельным житием. Радуйся, безмолвниче дивный, вне житейских сует поживый; радуйся, затворниче благоумиленный, молчаливая уста имевый. Радуйся, Антоние, монашескаго на Руси жития первоначальниче. Кондак 9 Всем сердцем Бога возлюбив, отче Антоние, Богом возлюблен был еси, Иже послушаше благоутробно молитвы твоя и исполняше милостиво вся прошения твоя. В указание тебе места, идеже име создатися великая печерская церковь, просил еси, преподобне, у Господа: да будет по всей земли роса, на месте же том суша; и паки: да будет по всей земли суша, на месте же том роса; и бысть тако по прошению твоему. Темже радостно воспел еси чудес Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витий человеческих похвалы превосходит святоподвижническое житие твое, преподобне отче Антоние: кто бо достойно может восхвалити тя, чудотворца преславнаго, огнь с небес сведшаго молитвою твоею, якоже пророк Илия древле, и огнем тем все хврастие попалившаго на месте, идеже име создатися великая церковь печерская, в знамение велией благодати Божией, яже тамо обитати будет. О сем дивящеся, смиренно глаголем: Радуйся, одушевленной церковию Бога Живаго бывый; радуйся, в храме Триипостаснаго Господа душу твою освятивый. Радуйся, огнедохновенныя дары Духа Святаго в сердце твое приемый; радуйся, духоносцем, апостолом Христовым, единонравный. Радуйся, низводителю предивный огня с небесе; радуйся, удостоверителю чудотворный Божия благоволения к месту великия печерския церкве.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Император Анастасий, принявши это прошение положил оставить пока это дело без внимания; ибо он был занят возмущением Виталиана. Таким образом Иоанн не был низложен с иерусалимской кафедры. Савва, этот земной ангел и небесный человек, был мудрым и искусным учителем, защитником православия, обличителем неправоверия, верным и благоразумным домостроителем, умножил божественные таланты, облекся силою свыше и, по благоволению Бога Отца, при содействии Христа и по вдохновению Св. Духа, населил пустыню множеством монахов и основал в ней, как уже сказано об этом, семь славных монастырей. Они суть следующие: во-первых лавры – великая его лавра, главная из всех палестинских лавр, после нее вторая по порядку новая лавра и наконец лавра Гептастом (семиустная); потом киновии – Кастеллийская, Пещерная и так называемая Схолариева и Заннова. Савва поддерживал также благосостояние и древних двух киновий св. отцов Евфимия и Феоктиста. Имея попечение и заботу об этих монастырях, он никак не хотел приобретать что-нибудь для будущего и укрепляясь несомненным упованием на Бога, никогда не предавался сей заботливости. Это особенно видно было во время голода. Ибо, как скоро архиепископ Илия послан был в ссылку, то небо заключено было не дождить на землю пять лет; к бездождию присоединилось весьма много саранчи и бесчисленное множество червей, поедавших растения. Эти насекомые поели все на земле. На другой год по появлении саранчи, явилась другая саранча, которая затмила воздух и истребила все полевые растения. По этой причине сделался великий голод и мор. Жители Иерусалима говорили, что эти бедствия постигли страну эту за грех, сделанный против архиепископа Илии. Тогда св. отец наш Савва внушал настоятелям своих монастырей нимало не заботиться о плотском и напоминал им следующие слова Господа: не пецытеся убо, глаголюще что ямы, или что пием, или чим одеждемся? весть бо отец ваш небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:3–33 ). Так мыслил и учил сей божественный старец. Бог же подавал ему обильно все нужные вещи, так что терпели недостаток более те, которые надеялись на свои деньги и доходы, нежели управляемые им монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

После Пасхи он взял Феодула, Геласия, того же Павла и других монахов, пришел на упомянутое место и, короче сказать, при содействии Божием из пещеры сделал церковь и в последствии времени устроил там весьма славную киновию и назвал ее пещерною. Блаженного Павла он поставил настоятелем сего места и дал ему из лавры трех братьев Георгия, Кирика и Евстафия. На этом месте, по благоволению Божию, весьма скоро возросло и умножилось число братий. Но для чего я много говорю об этом? у всех перед глазами находится пещерная киновия, устроенная трудами св. отца нашего Саввы. По кончине блаженного Павла во Христе, правление над киновией преемственно принимали Кирик и Евстафий, а по смерти их игуменом сделан Сергий. Ибо Георгий был послан в Александрию, где, сделавшись известным архиепископу Зоилу, рукоположен во епископа Пелусийского. Вот что нужно было сказать об обители, называемой пещерною. Некто Маркиан, пресвитер церкви св. Воскресения и игумен обители на святом Сионе, часто приходил к св. отцу нашему Савве, делал ему многие приношения и, будучи побуждаем верою, сам своими руками с детьми своими Антонием и Иоанном трудился и помогал трудящимся в постройке упомянутых святых мест. Так велика была вера сего мужа! Архиепископ Илия полюбил его и рукоположил во епископа Севастийского, сына его Антония рукоположил во епископа церкви Аскалонской, а другого сына его Иоанна – во диакона церкви Святого Воскресения. Но нужно возвратиться к повествованию о славных делах божественного старца. Замок, который, как мы сказали в описании жизни Евфимиевой, блаженная Евдокия построила на самой высочайшей во всей восточной пустыне горе, по преемству заняли монахи, защищавшие Диоскорову и Евтихиеву ересь. Когда они, по вторичном соборном рассмотрении их ереси, были изгнаны из сего замка вместе с Геронтием и Романом; то поселились в нем два монаха, которые были поборниками нечестивой Несторианской ереси и не признавали св. Деву в настоящем смысле Божиею Матерью и не почитали Христа, нашего истинного Бога, лицом Святой и единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Копированием занимались и игумены, и монахи, даже монахини. Монах св. Афанасий († 860), подвизавшийся в монастыре апостолов Андрея и Иоанна на реке Сангарисе, с таким усердием занимался каллиграфией, что едва совершенно не лишился зрения. Выздоровев, он с прежней энергией предался своему искусству и в продолжение 28 лет заработал перепиской 900 золотых, которые все и роздал нищим и бедным. 1822 Монах Феодор (впоследствии архиепископ Эдесский), когда подвизался в лавре св. Саввы Освященного, ежедневно занимался переписыванием богодухновенных книг. Он был прекраснейшим каллиграфом. Его рукописи долго и после его смерти хранились в лавре, как ценное сокровище. 1823 Св. Илия Пещерник в свободное от молитвы и рукоделия время обыкновенно каллигра- фировал. 1824 Большого совершенства достиг в каллиграфии и монах Даниил, ученик Илии Младшего: он однажды прекрасно переписал Псалтирь. 1825 Перепиской рукописей занимались и следующие монахи: Николай, игумен монастыря Николая Казолы; 1826 Евфимий, игумен монастыря Псамафии, впоследствии патриарх Константинопольский; 1827 Михаил, переписавший в 1022 г. в Салерно Евангелие; 1828 Феофан, современник Михаила Малеина, подвизавшийся в монастыре последнего на Кимине; 1829 Неофит, каллиграф монастыря св. Захарии в Южной Италии, близ Россано; 1830 Евфимий, иеромонах константинопольского монастыря Лазаря, переписавший в 1007 г. рукопись творений Григория Богослова ; 1831 Антоний, монах монастыря Одигов, скопировавший в 1057 г. при кафигумене Лаврентии беседы Златоуста на Книгу Бытия; 1832 Диомид, инок обители Спасителя τν αδ νων, написавший в 1061 г. «святую и полезную книгу» бесед Иоанна Златоуста на Евангелие ап. Иоанна; 1833 Климент, монах константинопольского монастыря τν ερων, в 1112 г. написавший совместно с игуменом Герасимом жития святых за месяц декабрь, составленные Симеоном Метафрастом 1834 (сделавшись потом игуменом этого монастыря, Климент в 1142 г. возобновил кодекс бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, написанный в 953 г.); 1835 Феоктист, монах константинопольского монастыря св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Авва Илия говорил: «Если душа не поет вместе с телом – напрасный труд. Если кто любит скорбь, она потом доставит ему радость и покой». (Автор сочин. «Древние палестинские лавры и киновии», очевидно, смешивает подвижника Пещерной киновии с Илией, патриархом Иерусалимским. Срав. «Душ. чт.» Июнь, 1882 г., стр. 187 и «Душ. чт.» Окт. 1884 г., стр. 186.) Глава 53 Жизнь старца Кириака из обители св. Саввы Окружило его облако. Стефан Трихина рассказал нам об одном старце, жившем в лавре св. отца нашего Саввы: «Однажды он отправился в Кофилу и, пробыв немного времени близ Мертвого моря, возвращался обратно в свою келью. Был страшный зной, и старец сильно изнемог. И начал он молиться Богу, простирая руки к небу: «Господи, Ты видишь, что я не могу продолжать пути от жажды». И тотчас окружило его облако и сопутствовало ему до самой кельи на расстоянии двенадцати миль». Тот же авва Стефан поведал нам еще об этом старце. Пришли однажды к нему родственники, чтобы повидаться с ним. В лавре они искали его келью. Некоторые указали им, и они, подойдя, постучались в дверь. Узнав своих, старец молил Бога, да не будет видим ими. И, отворив дверь, вышел из кельи, не будучи замечен. Удалившись в пустыню, он пробыл там до тех пор, пока его родственники не оставили его кельи. К главе 53 Прп. Кириак, из лавры св. Саввы, жил в VI веке. Трихина, с греческого власяничник. Так называли тех, кто носил одну власяницу, например, прп. Феодора; память его 20 апреля. Ср. житие прп. Феодосия Печерского. Глава 54 Жизнь скитских монахов и о старце Аммонии Вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним. Пришли мы в Теренуфу, к авве Феодору Александрийскому. Старец говорил нам: «Воистину, чада, скитские монахи совсем ослабили строгую скитскую жизнь, по предсказанию старцев. Поверьте, чада, мне, старику, что прежде у скитских иноков наблюдались великая любовь, и строгое воздержание, и дар разумения. И я застал еще там старцев, которые вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним. Между ними был старец Аммоний, живший близ меня. Зная его образ жизни, я каждую субботу навещал его, чтобы он, ради моего прихода, вкусил пищи. И все они соблюдали такое правило: в какое бы время кто ни пришел к ним, должен был сотворить молитву, а старцы между тем готовили трапезу и потом вместе вкушали пищу». К главе 54

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Илия Пещерник в Меликукке), то большая часть монахов, как правило, уходила все дальше на север. Россано был одним из значительных монастырских центров. На границах многонаселенных Калабрии и Базиликаты образовывались большие монастырские зоны - Меркурио близ р. Лао и Латиниано в долине рек Синни и Агри (Карбона). Св. Нил, родившийся в 1-й пол. X в. в Россано, в одном из культурных центров визант. Италии, получил в родном городе серьезное образование. Он основал мон-рь в Меркурио; позднее отправился в лат. земли и поселился сначала в Валлелуче, где принимал аббата Монте-Кассино. Затем, возвратившись в Серпери близ Гаэты, он основал в окрестностях Рима мон-рь Гроттаферрата, к-рый до сих пор играет заметную роль в монастырской жизни и имеет богатую древнюю б-ку. В числе проч. рукописей здесь находятся автографы его основателя и учеников. В Терра-д " Отранто сохранились остатки нек-рых греч. мон-рей визант. эпохи; мн. маленькие греч. обители находились в гротах. Монашеская организация мало чем отличалась от установлений визант. эпохи. Вначале монахи жили то поодиночке, то общиной, наиболее известные были часто окружены учениками. В нач. XI в. монахи приняли Уставы свт. Василия Великого и Феодора Студита. Именно в эту эпоху образуются самые важные мон-ри. Баптистерий. XI в. Мон-рь Гроттаферрата Баптистерий. XI в. Мон-рь Гроттаферрата В норманнскую эпоху основывались новые мон-ри, такие как Санта-Мария дель Патир близ Россано и его подворий, Спасителя в Мессине и св. Варфоломея в Тригоне или св. Николая в Казоле в Терра-д " Отранто. Многочисленные греч. мон-ри постепенно переходят под контроль лат. аббатов, объединившись в братства. Особняком стоят императорские мон-ри, такие как Салины близ Оппидо и св. Петра в Таранто; прежде существовавшие как киновии, в 999 г. они были переданы светскому сановнику и его детям. В визант. эпоху существовали в основном маленькие и средние монастырские объединения в отличие от норманнского времени, когда возникали большие аббатства. От этой эпохи сохранилось большое количество литургических книг; самая знаменитая рукопись - Барберини Евхологий (Vat. Barber. gr. 336), скопированный в Калабрии в VIII в.- древнейший из известных в визант. мире. Изучение этого визант. манускрипта показывает наличие в нем многочисленных сиро-палестинских и егип. элементов; следует констатировать, что последующие итало-греч. евхологии несут на себе существенные вост. влияния. Бытование литургии св. Иакова и св. Марка, известное в этом регионе, доказывает наличие значительного количества иммигрантов с востока. В Кампании в X в. контакты с Зап. Церковью также повлекли за собой появление характерных черт, в частности перевод и последующая византинизация формуляра рим. мессы, к-рый многочисленные манускрипты донесли до нас под именем литургии св. Петра; через мон-рь Амальфитанцев на Афоне или посредством калабрийских монахов эта литургия распространилась также на Восток, где она была переведена на слав., армян. и груз. языки.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010