И много раз виделось это Феодору. Наконец, спустя много времени, пришёл он на указанное место, стал копать и нашёл сокровище, множество золота и серебра и сосуды многоценные. Тогда опять пришёл к нему бес, в образе Василия, и стал говорить ему: «где данное тебе сокровище? Вот, кто являлся тебе, тот и мне сказал, что по молитве твоей дано тебе множество золота и серебра». Но Феодор не хотел показывать ему сокровища: бес явно говорил с пещерником, а втайне влагал ему мысль, взявши золото, уйти далеко, в иную страну. И сказал мнимый Василий: «брат Феодор! не говорил ли я тебе, что скоро ты примешь воздаяние? Господь сказал: всякий, кто оставит дом и земли, или имение ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную 107 . И вот уже богатство в руках твоих; делай с ним, что хочешь». Пещерник же сказал «я просил у Бога для того, чтобы все это на милостыню раздать. Для этого Он и дал мне». Супостат же сказал: «брат Феодор! берегись, чтобы тебе опять по действию вражескому не затужить, как прежде о розданном. Это дано тебе в замен того, что ты роздал убогим. Я велю тебе: возьми это, иди в иную страну и там купи себе села и всё, что будет тебе нужно. И там ты можешь спастись и избавиться от бесовских козней. После же смерти ты отдашь своё богатство, куда захочешь, и это будет в память по тебе». Феодор же сказал ему: «не стыдно ли мне будет! Как, оставив мир и всё, что в нём, и, обещавшись Богу кончить жизнь здесь, в этой пещере, я сделаюсь беглецом и мирским жителем! Нет, если тебе угодно, чтобы я жил в монастыре, то я буду делать всё, что ты мне скажешь». Бес же, мнимый брат, сказал на это: «утаить сокровища ты не можешь; непременно узнают о нём. И так я велю тебе: прими совет мой. Бог не дал бы тебе такого богатства, если бы ему не угодно было, чтобы ты владел им, и не известил бы он меня об этом». И пещерник поверил ему, как брату, и стал готовиться выйти из пещеры: приготовить возы и ящики, чтобы, собравши в них своё сокровище, взять его с собой, куда вздумает идти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого пришел снова бес в образе Василия и сказал пещернику: «Где данное тебе сокровище? Явившийся тебе сказал и мне, что, по твоей молитве, мне дано будет множество золота и серебра». Феодор же не хотел показать ему сокровища. И тогда злохитрый бес стал и явно говорить блаженному и втайне влагать в него помысел, чтобы, взяв сокровище, идти в другую страну. Но сперва сказал так: «Брат Феодор, не говорил ли я тебе, что вскоре получишь от Бога воздаяние за розданное тобою имение, ибо он сказал: “Всякий кто оставит дои или землю ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” ( Мф.19:29 ). Теперь уже богатство в твоих руках; делай с ним, что хочешь». Отвечал ему пещерник: «Для того просил я у Бога, чтобы, если подаст Он мне, все раздать на милостыню и думаю, что для того Он и дал мне». Супостат сказал ему: «Берегись, брат Феодор, чтобы враг снова не причинил тебе скорбь за раздачу, как и прежде, ибо это дано тебе вместо того, что раздал ты убогим. Я даю тебе совет, взяв это, идти в другую страну и там купить имений для прожития своего; можешь и там спастись, и избегнуть бесовских козней. Когда же приблизится отшествие твое от этого мира, отдай имение, кому захочешь, и так память о тебе переживет тебя». Феодор же сказал ему: «Не устыжусь ли я того, что оставил мир и все, что в нем, и обещался кончить жизнь мою в этой пещере, а теперь буду беглецом и жителем мирским? Если угодно тебе, то я буду жить в монастыре и исполнять все другие приказания твои». Отвечал ему бес: «Не можешь утаить здесь сокровища, о нем узнают и возьмут от тебя. Но прими мой совет и сделай скорее, что я тебе говорю. Если бы было неугодно Богу, чтобы ты имел богатство, Он бы не даровал его тебе, не известил бы и меня, чтобы наставить тебя». Тогда пещерник, поверив бесу, как брату, начал тайно приготовлять повозки и сосуды, в которые надо было собрать сокровище, чтобы выйти из пещеры туда, куда выведет его бес, желавший кознями своими отлучить от того святого места преп. отца Антония и Феодосия, и самой Пресвятой Богородицы, в особенности же от Бога. Человеколюбивый же Господь, не желая, чтобы погиб ни один из того святого места, спас и раба Своего Феодора молитвами преподобных Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого пришел снова бес в образе Василия и сказал пещернику: " Где данное тебе сокровище? Явившийся тебе сказал и мне, что по твоей молитве мне дано будет множество золота и серебра " . Феодор же не хотел показать ему сокровища. И тогда злохитрый бес стал и явно говорить блаженному и втайне влагать в него помысл, чтоб, взяв сокровище, идти в другую страну. Но сперва сказал так: " Брат Феодор, не говорил ли я тебе, что вскоре получишь от Бога воздаяние за розданное тобой имение, ибо Он сказал: " Всякий, кто оставит дом... или земли... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную " (Мф. 19:29). Теперь уже богатство в твоих руках, делай с ним, что хочешь " . Отвечал ему пещерник: " Для того просил я у Бога, чтоб, если подаст Он мне, все раздать на милостыню, и думаю, что для того Он и дал мне " . Супостат сказал ему: " Берегись, брат Феодор, чтоб враг снова не причинил тебе скорбь за раздачу, как и прежде, ибо это дано тебе вместо того, что раздал ты убогим. Я даю тебе совет, взяв это, идти в другую страну и там купить имение для прожития своего; можешь и там спастись и избегнуть бесовских козней. Когда же приблизится отшествие твое от этого мира, отдай имение, кому захочешь, и так память о тебе переживет тебя " . Феодор же сказал ему: " Не устыжусь ли я того, что оставил мир и все, что в нем, и обещался окончить жизнь мою в этой пещере, а теперь буду беглецом и жителем мирским? Если угодно тебе, то я буду жить в монастыре и исполнять все другие приказания твои " . Отвечал ему бес: " Не можешь утаить здесь сокровища, о нем узнают и возьмут от тебя. Но прими мой совет и сделай скорей, что я тебе говорю. Если бы было неугодно Богу, чтоб ты имел богатство, Он бы не даровал его тебе, не известил бы и меня, чтобы наставить тебя " . Тогда пещерник, поверив бесу, как брату, начал тайно приготовлять повозки и сосуды, в которые надо было собрать сокровище, чтоб выйти из пещеры туда, куда выведет его бес, желавший кознями своими отлучить его от того святого места преподобных отец Антония и Феодосия и самой Пресвятой Богородицы, в особенности же от Бога. Человеколюбивый же Господь, не желая, чтоб погиб ни один из того святого места, спас и раба Своего Феодора молитвами преподобных Своих.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5-й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос. ( Мк.8:29 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мк.8:27–31 ), услышанное нами за Божественной Литургией, открывает непостижимую человеческим умом истину о том, что Спаситель наш Сын Бога Живого. Отец Небесный благоволил открыть это апостолу Петру, а через него и всем верующим. Евангелист Марк сообщает: И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Местность, о которой идет речь в Священном Писании, находилась за пределами Галилеи. В ветхозаветные времена там был центр поклонения Ваалу (или Ваал-Гад), о котором упоминается в Книгах Иисуса Навина (см.11:17; 12, 7; 13, 5), Судей (см.3:3) и Первой Паралипоменон (см.5:23), город Ваал-Ермон. Впоследствии он стал называться Баниас, или Паниас. По свидетельству составителя Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) , некогда там существовало пещерное капище, посвященное языческому божеству Пану. Чуть выше пещеры, на холме, высился храм из белого мрамора, построенный в честь императора Юлия Цезаря, «божественного гения», как выражались язычники. Позже Филипп, сын Ирода Великого, украсил и обогатил посвященный языческому императору храм и переменил название города. Кесария означает «город цезаря». Именно здесь, в местности, сугубо оскверненной ложными культами и языческими обрядами, Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Воистину свет во тьме светит ( Ин.1:5 )! Обратим особое внимание на то, что говорит Господь. Христос прежде всего спрашивает: За кого почитают Меня люди? По истолкованию Святителя Иоанна Златоуста, прежде всего Он хочет знать мнение простого народа, потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев. Святитель пишет: «И не говорит: “За кого Меня почитают книжники и фарисеи?” – хотя они часто приходили к Нему и беседовали, но желает знать непритворное мнение народа… Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой». Но для чего же Господь не спросил сначала о мнении самих апостолов? Для того, отвечает святой Иоанн Златоуст, «чтобы ученики, высказав народное мнение, самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению и не стали о Нем так же низко думать, как и народ».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Предательство Иуды: иконы и картины «Что вы дадите мне, если я вам предам Его?» 8 апреля, 2015 «Что вы дадите мне, если я вам предам Его?» В среду Страстной седмицы вспоминается предательство Господа Иисуса Христа Иудой На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». В этот день, по нашему это была среда , — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе. Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?» Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников. Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо, 1836. Иуда у первосвященников. Иуда Искариот. Джеймс Жак Тиссо «Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе. После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите». Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его. Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию. Фра Беато Анжелико Поцелуй Иуды, Чимабуэ, конец XIII века Поцелуй Иуды.Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, ок. 1160 г. Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды. Пещерный храм прп. Иова, Почаев

http://pravmir.ru/predatelstvo-iudy-ikon...

Бес же, мнимый брат, сказал: «Утаить сокровища ты не можешь, – непременно узнают о нем и возьмут, прими мой совет, который я тебе даю. Если бы это не угодно было Богу, то не даровал бы тебе богатства и меня не известил бы». Тогда пещерник поверил ему, как брату, и стал готовиться выйти из пещеры: приготовил возы и ящики, чтобы, собрав в них сокровище, уйти, куда захочет, повелением бесовским; хотел бес причинить ему какое-нибудь зло своим кознодейством, отлучивши его от Бога и святого места, и от дома Пречистой и преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Но Бог, не хотящий погибели ни одного человека из сего святого места, спас и этого молитвами святых своих. В это время возвратился посланный игуменом Василий, который прежде уже спас пещерника от помышления злого. Пришел он в пещеру, желая увидеть живущего в ней брата, и сказал ему: «Феодор, брат, как в Боге живешь ныне?» Удивился Феодор вопросу, что говорит так, как будто долгое время не виделись, – и сказал ему: «Вчера и третьего дня ты постоянно был со мною и поучал меня, и вот я иду, куда ты велишь мне». Василий же сказал: «Скажи мне, Феодор, что значат эти слова, которые ты говоришь: «Вчера и третьего дня все время был со мною и поучал меня?» Уж не бесовское ли это мечтание? Не утаи от меня Бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «Что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою, то так мне говоришь, то иначе, и какому же слову верить?» И так прогнал его от себя с жестокими словами. Василий же, все это выслушав, пошел в монастырь. Бес же опять пришел к Феодору в образе Василия и сказал ему: «Потерял ты, брат, из-за сомнений свой разум. Но не попомнив обиды твоей, которую принял от тебя сегодня ночью, снова тебе говорю: уходи скорее, в эту ночь, взяв найденное». И, сказав это, бес ушел от него. Когда же настал день, снова пришел Василий к нему, взяв с собой некоторых из старцев, говоря пещернику: «Их привел я в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я виделся с тобой, и в монастыре я третий день, ты же говоришь: «Вчера и третьего дня». Здесь какое-то бесовское действо. Когда тот придет к тебе, не дай ему беседовать с тобой, прежде чем не сотворит он молитву, и тогда уразумеешь, что это бес». И, сотворив запрещальную молитву, призвав святых в помощь, он ушел в свою келью, утвердив пещерника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 июля. День апостолов Петра и Павла. [Апостолов Петра и Павла объединяет многое. И их самоотверженный труд в деле распространения Евангелия по всему миру. И то, как ревностно проповедовали они Слово Божие людям в самых разных концах земли. В этот день Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. Икона XVI века. - С.4; 23 июля. День памяти прп. Антония Печерского. [Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в Любече. С юных лет он желал посвятить себя служению Богу. Как только к тому появилась возможность, он ушел на Святую Гору Афон, где принял постриг. Видя святость жизни подвижника и по внушению от Бога, игумен афонского монастыря отправил Антония обратно на Русь, чтобы и там тоже появилось истинное монашество. Ни один из уже существующих монастырей святого не устроил, а потому он поселился в пещере, ранее выкопанной священником Иларионом на одном из холмов Киева. Здесь преподобный продолжил свои монашеские труды, слава о которых вскоре облетела всю Русь, так что к нему стали приходить со всех краев. В дальнейшем вокруг Антония собралась община учеников, образовалась монашеская обитель. Преподобный поставил над ними игумена, а сам удалился в новую пещеру, но и вокруг той скоро стали селиться новые иноки. Так возникли Ближний и Дальний пещерные монастыри. В дальнейшем из них выросла Киево-Печерская лавра]. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Фото священника Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.  - С.5. 7 июля. Рождество святого Иоанна Крестителя. [Мать Иоанна Крестителя, праведная Елисавета, была близкой родственницей Девы Марии и вынашивала будущего Предтечу в то же время, когда Богородица носила под сердцем Богомладенца Христа. По внушению Святого Духа еще во чреве матери Иоанн узнал своего Господа, когда беременная Мария пришла в гости к беременной Елисавете: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1:41–44)]. Ил.: Приветствие. Эвелин Де Морган, 1883. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-243-...

6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Я не вижу греха в прививках. Если прививка - это грех, то ненужно делать, если же дана человечеству, как защита от инфекции (а я верю, что ни одно научное, медецинское открытие не происходит не по воле Господа), то ненужно искушать Господа Бога. Нажмите для раскрытия... Спасибо. Но я ведь не ратовал ЗА прививки, не говорил ПРОТИВ. Я поделился своим опытом и сказал, что в конце концов выбор за Вами. А вообще по жизни я не принимаю никаких лекарств (за исключением крайних случаев), и стараюсь также приучить дочь к здоровому образу жизни. (а я верю, что ни одно научное, медецинское открытие не происходит не по воле Господа), то ненужно искушать Господа Бога. Нажмите для раскрытия... Как же вы в этом так уверены, когда тут один человек выше написал, что есть вакцины, созданные на клетках абортивных младенцах? Я вот не верю, что такие прививки создал Бог. Бог создал человека и даровал ему естесственный иммунитет. Подумайте сами: если бы люди умирали только от прививочных болезней, то мы бы уже давно вымерли бы, как динозавры и пещерные люди. Добавлю к своему сообщению выше. Сознательно в данный момент я делаю только одну прививку: противостолбнячную. Это раз в 10 лет. От столбняка никто не застрахован, а с землёй я вожусь часто, бывают порезы и ранения. Также в связи с распространением клещевого энцефалита наверное крайне желательно сделать и противоэнцефалитную прививку - там, где опасность заражения велика (это относится к тем, кто часто бывает в лесу). В нашем регионе пока нет эпидемий, да и лесов как таковых нет, а поэтому пока воздерживаюсь. Ну и если некто получит укус дикого животного, надо НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО делать курс прививок от бешенства! Как же вы в этом так уверены, когда тут один человек выше написал, что есть вакцины, созданные на клетках абортивных младенцах?

http://azbyka.ru/detforum/threads/priviv...

Бес же после этого не смел явиться к пещернику, и уразумел Феодор, что то была лесть дьявола. И с тех пор всякого, кто приходил к нему, он заставлял сначала помолиться и тогда уже беседовал с ним. И после этого укрепился он на врагов и узнал пронырство их, и Господь избавил его от воображаемых чудищ и не допустил его быть рабом их, что случается со многими, пребывающими в пустыне, или в пещерах, или в затворах, живущими уединенно. Великая твердость нужна, чтобы не погибнуть от бесов, как хотели они этого погубить, но избавил Господь его. Для найденного же сокровища Феодор вырыл глубокую яму и, положив его туда, закопал, и с того времени и доныне никто не знает, где скрыто оно. Сам же он предал себя на работу тяжкую, чтобы не облениться, пребывая в праздности, ибо из-за этого пропадает страх Божий, а бесы обретают власть. Поставил он в своей пещере жернова и с тех пор начал работать на святую братию: брал из сусека пшеницу и своими руками молол ее, всю ночь проводя без сна, трудясь на работе и на молитве; на другой же день в сусек муку высыпал и опять брал жито. И так много лет делал, работая на святую братию, и облегчение было рабам монастырским, и не стыдился такой работы и молил Бога беспрестанно, чтобы отнял у него память сребролюбия. И Господь освободил его от такого недуга, так что он и не думал о богатстве. Золото и серебро стали для него подобны грязи. Прошло много времени, и он в такой работе и злострадании подвизался неустанно. Келарь же, видев, как он трудится, однажды, когда привезли жито из сел, послал к нему в пещеру пять возов, чтобы не утруждался он, постоянно приходя за житом. Он же, ссыпав жито в сосуды, начал молоть, распевая наизусть Псалтырь; наконец, устав, лег, хотя поспать немного. И вот внезапно раздался гром, и начали жернова молоть. И поняв, что это бесовское действо, встал блаженный, и начал молиться Богу прилежно, и сказал громким голосом: «Господь велит тебе перестать, вселукавый дьявол!» Бес же не переставал молоть жерновами. Феодор снова сказал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, свергшего вас с небес и предавшего на попрание своим угодникам, велит тебе, чрез меня, грешного, не переставать работать до тех пор, пока не измелешь все жито, да и ты поработаешь на святую братию». И, сказав это, стал на молитву. Бес же не посмел ослушаться и до рассвета измолол на муку все пять возов жита. Феодор же известил келарю, чтобы тот прислал за мукой. И удивился келарь дивному чуду, что пять возов измолото за одну ночь, и вывез пять возов муки из пещеры, и к ним еще пять возов прибавилось муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Вам не кажется, что потенциальные жертвы сект — прежде всего люди социально невостребованные, полунищие? Ведь там преобладают беженцы из Украины и Белоруссии… — Это вывод напрашивающийся и, как все напрашивающиеся, неверный. Дело не в социальной невостребованности: посмотрите на секту бывшего милиционера Виссариона, где множество востребованных, успешных и даже богатых. Люди рвут социальные связи и уходят в секту не потому, что ими никто не занимается или у них денег нет: как раз чаще вожди сект охотятся на тех, кому есть что отдать. Темнота и суеверие равно распространены среди бедных и богатых, а в наших условиях религиозной безграмотности — даже среди интеллектуалов, не знающих церковной традиции. В секту уходит не тот, кто беден, а тот, кто утратил смысл и не знает, где искать его. — Как, по-вашему, все это кончится? Выйдут ли они все? — Надеюсь, что выйдут. Рискну признаться — я вообще считал оптимальным решением насильственный вывод всех затворников в самом начале. Если уходят взрослые — это их свободная воля, пусть делают, что хотят. Иногда у нас на глазах люди готовятся к самоубийству, мы сознаем это, но у нас нет ни сил, ни возможностей это предотвратить. В случае с пензенскими затворниками я считал приемлемым насильственно отобрать детей. Их там было с самого начала семеро. Пещерные условия им отнюдь не на пользу. К счастью, в Пензе была применена разумная политика, ситуацию оценили, вовремя откачали воду в начале таяния, сумели вывести часть женщин с детьми… В общем, думаю, все разрешится благополучно. — Как, по-вашему, если бы сектанты вызвали к себе не Патриарха, но хотя бы крупного иерарха: стоило бы ехать? Или — «никаких переговоров»? Ведь уход под землю — не самый радикальный вариант, мы не застрахованы и от угроз коллективного самоубийства, как показывает, скажем, опыт — Ехать по такому вызову безусловно стоило бы. Пусть не Патриарху, но правящему архиерею Пензы архиепископу Филарету . Жизнь и душа каждого человека — великая ценность. «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» — сказано в Евангелии от Матфея (18:12).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207171...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010