Постановление Св. Патриарха и Св. Синода Российской Церкви от 8–21 октября 1918г. (машинопись из архива о. Павла Флоренского). 2000 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление об отложении от духовного общения с церковною властью. С. 181–182. 2001 Кацнельсон И. С. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник. С. 31. 2002 См. примечания игумена Андроника (Трубачева) в кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 556–557. 2003 Впоследствии архиепископ Курский, с 1923 по 1926 гг. в ссылке на Соловках, с 1928 по 1936–й — архиепископ Рязанский и Шацкий. Расстрелян в 1937 г. 2004 Η. Μ. Соловьев — математик, член имяславческого кружка. 2005 В. А. Симанский — отец будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, с 1891 г. сотрудник канцелярии Святейшего Синода. О нем см. в: Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. — Православная энциклопедия. Т. I (А–Алексий Студит). М., 2000. С. 676–677. 2006 Монах Ириней (Цуриков) — в прошлом насельник Андреевского скита на Афоне. 2007 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 557–558. Игумен Андроник (Трубачев), впервые опубликовавший данное письмо, считает его адресованным Патриарху Тихону, однако содержащееся в письме обращение»Ваше Высокопреосвященство»скорее заставляет предполагать, что адресатом письма был кто-либо из высших иерархов, членов Священного Синода. 2008 Тахо–Годи А. Л. Лосев. М., 1997. С. 110–111. 2009 См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2010 См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2011 Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558–560. 2012 Там же. С. 561- 562. 2013 Лескин Д. Ю. Философия имени в России. С. 127. 2014 Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2015 Там же. С. 246. 2016 Там же. С. 241. 2017 Цит. по: Там же. С. 249–251. 2018 Там же. С. 575. 2019 Там же. С. 354. 2020 Там же. С. 355–356. 2021 Там же. С. 226. 2022

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Ныне в Девяти Дубах еще можно увидеть старинную часовню-усыпальницу. Считается, что в склепе, а точнее, в камере под его полом, был похоронен полковник Андрей Афанасьевич Цуриков. Особенности раствора и каменной кладки позволяют оценивать возраст строения в 100 с лишним лет. Полы часовни сохраняют остатки узорчатой цветной плитки. Потолок осеняет белая восьмиугольная Богородичная звезда, изображенная на темно-синем, как ночное небо, фоне. По свидетельству старожилов, ранее вход в часовню украшала художественно окованная железная дверь. Даже сейчас, когда в стенах усыпальницы зияют немалые прорехи, а кругом видны следы запустения, строение еще хранит следы былого архитектурного мастерства. Как ни странно, одна из причин критического состояния часовни кроется в ее популярности. В окрестных селениях ходят упорные слухи, что утерянный меч Ильи Муромца как раз лежит где-то рядом с усыпальницей Цуриковых. В ходе бесперспективных многолетних поисков меча склеп оказался основательно поврежденным. Никаких следов захоронения он более не содержит. Следы подкопа под часовню, где, по всей видимости, и находился прах, настолько откровенны, что не может быть и речи о сохранности могил, если только они не скрыты на значительной глубине. В церковной летописи села Девяти Дубов записано предание, по которому это село считается древнейшим из сел Карачевского уезда и даже древнее самого г. Карачева. Там же говорится, что на самой середине села, около дома крестьянина Фомина и находящегося там же глубокого большого колодца на громадном дубовом пне росли когда-то девять дубов-отростков. Такое название означенного села подтверждается и из истории Одринской Николаевской пустыни: «На месте нахождения села, в царствование Императора Петра Великого, были непроходимые леса и болота, а в самой густой части леса было девять дубов – отростков от одного дубового пня, которые срослись так тесно между собой, что представляли удобное место для укрывательства известного разбойника «Соловья», который из своего этого убежища со своей шайкой разбойников три раза нападал на Одринский монастырь и предавал его огню и разграблению».

http://sobory.ru/article/?object=41538

Первая экспозиция в новом музее — по выражению куратора, «полупостоянная» выставка «Русское слово и образ: 400 лет книги и искусства», рассчитанная на длительную работу. Сгруппированные по 13 хроникально-тематическим разделам 37 витрин с экспонатами охватывают четыре века отечественной истории. Первый памятник — напечатанное в 1575 году в Вильно сподвижником и учеником Ивана Федорова Петром Мстиславцем Евангелие; хронологически самые поздние документы иллюстрируют жизнь белогвардейцев в изгнании в Галлиполи и на Лемносе и знакомят с печатными изданиями эмигрировавших из Карпатской Руси в США иноков Ладомировского монастыря, сохранивших опыт православного просвещения. Каждый из двух сотен мемориальных предметов в экспозиции — местный, принадлежит либо Фонду русской истории, либо Свято-Троицкому монастырю. Подавляющее большинство из них пожертвовано музею эмигрантами, нередко вывозившими памятники старины из Советского Союза с риском для жизни, или их наследниками. «Однако очевидно: для вывода музея на современную орбиту доставшихся " по наследству " от хранителей-предшественников фондов уже не хватало. Для достойной подготовки к открытию экспозиции в последние три года нам приходилось искать меценатов, чтобы делать целевые закупки», — признается отец Владимир Цуриков. По его словам, речь в основном идет о книгах. Их цена, если подобные экземпляры попадут на аукционы, может колебаться от 4 до 30 тыс. долларов за том. Впрочем, деньги на закупку требовались далеко не всегда: «С 1990-х годов у нас хранится подлинный штандарт Его Императорского Величества личного конвоя Александра II. Однако в том виде, в котором мы его получили, выставлять его было нельзя. Требовалась профессиональная реставрация, довольно дорогая, если учесть, что очень хотелось выставить еще два аналогичных штандарта конвоев других императоров. В итоге необходимые средства выделила группа московских жертвователей, а также крупная российская компания, у которой есть отделение в США. А один художник в течение многих лет безвозмездно реставрирует наши иконы начала XVIII — конца XIX века».

http://e-vestnik.ru/history/amerikanskay...

Церковные законы, касающиеся Русской Православной Церкви за границей. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1947. Цуриков Владимир, протоиерей. История России в документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. М: Изд-во ПСТГУ, 2012. Шкаровский М.В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 19351945 годов: Сборник документов. М., 2003. Воспоминания Аверкий (Таушев) , архиепископ. Всему свое время. М.: Изд. Сретенского монастыря. 2006. (Серия «Духовное наследие русского зарубежья».) Анастасий (Грибановский) , митрополит. Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки). Нью-Йорк: Джорданвилль, 1948; 1998. (Первое издание: Белград, 1935). Анастасий (Грибановский) , митрополит. Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки). М.: Изд. Сретенского монастыря. 2007. (Серия «Духовное наследие русского зарубежья».) Андреев И.М. Православная апологетика. М.: Изд. Сретенского монастыря. 2006. (Серия «Духовное наследие русского зарубежья».) Антоний (Храповицкий) , митрополит. Молитва русской души. М.: Изд. Сретенского монастыря. 2006. (Серия «Духовное наследие русского зарубежья».) Архиепископ Иоасаф (И.В. Скородумов) в воспоминаниях современников. Буэнос Айрес, 1977. Африка глазами эмигрантов: Россияне на континенте в первой половине XX века. Сост. А.Б. Летнев, В.П. Хохлова. М.: Вост. лит., 2002. Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах Иоанна (Максимовича) . Сост. иером. Серафим (Роуз) , игум. Герман (Подмошенский). М., 1993. Бокач Ф., протоиерей. Протопресвитер Георгий Шавельский . Церковно-исторический вестник. 1998. 1. С. 98110. Болдырев О., протоиерей. Воспоминания. Церковно-исторический вестник. 1999. С. 160223. Булгаков Сергий , протоиерей. Два первоапостола. Отрывки воспоминаний об о. Сергии. Минск: Лучи Софии, 1996. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды: 19521983. Составитель, автор биографических вступлений диакон Александр Мусин. Нижний Новгород: Христианская библиотека, 1996; 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Испрашивая Вашего архипастырского благословения остаёмся смиренными послушниками Вашими: Иеросхимонах Антоний Булатович, Иеромонах Сила Ершов, Иеромонах Варахия Троянов, Иеромонах Гиацинт Еременко, Иеродиакон Игнатий Митюрин, схимонах Мартиниан Белоконь, за схимонаха Иринея Белоконя, по личному доверию, расписался схимонах Мартиниан Белоконь, монах Иануарий Грабовой, монах Ириней Цуриков, монах Пётр Петров, монах Манассия Зенин, монах Феофил Кузнецов, монах Дометий Камяк Мая 18 дня 1914 г. Иеросхимонах Антоний [Булатович] " 854 Святейший Правительствующий Синод издал Указ от 24 мая 1914 г. за где утверждалось, что согласно решения Суда Московской Синодальной Конторы исповедание имяславцев является православным: «...Синодальная Контора нашла, что в «исповеданиях веры в Бога и во Имя Божие», поступивших от названных иноков (имяславцев, переданных суду Московской Синодальной Конторы. – Сост.), в словах: «повторяю, что, именуя Имя Божие и Имя Иисусово Богом и Самим Богом, я чужд как почитания Имени Божия за существо Его, так и почитания Имени Божия отдельно от Самого Бога как какое-то особое Божество, так и обожения самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге», содержатся данные к заключению, что в них нет основания к отступлению ради учения об Именах Божиих от Православной Церкви» 855 . Иеросхимонах Антоний Булатович свидетельствовал, что «копия с этого Указа была вручена нам, и на основании этого оправдания нам вскоре было разрешено и причастие Святых Таин, и священнослужение. Митрополит Макарий, получив официальную телеграмму Обер-прокурора В.К. Саблера (в августе 1914 года), в которой ему предоставлялось допустить к священнослужению тех из оправданных иноков, которых он найдёт достойными, разрешил немедленно около 20 человек и донёс о сем телеграммой Обер-прокурору, а потом разрешил и других». Мир был восстановлен, но не для всех: разгорячённые «спорами» некоторые имяславцы не подчинились Синоду и не поддержали о. Антония в его Заявлении. Не успокоились и некоторые противники имяславия и игнорировали решение Московской Синодальной Конторы и Синода, и продолжали обвинять имяславцев в ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

фото Мария Темнова 4 октября 2013 г. 16:01 В Высоко-Петровском монастыре состоялась конференция по фандрайзингу В Высоко-Петровском монастыре состоялась I Международная конференция «Фандрайзинг в России: привлечение средств на социальные и религиозные проекты». В мероприятии приняли участие руководители благотворительных фондов, представители бизнеса, вузов, юристы и духовенство. Организаторы конференции разделили ее на две части. Первая содержала выступления и дискуссии о формах и методах благотворительности в современной России, тенденциях ее развития, мотивах благотворителей при решении о поддержке выбранного проекта и условиях успешного достижения планируемых результатов проектов. Вторая часть мероприятия была предоставлена благополучателям. Так, протоиерей Владимир Цуриков, директор Фонда русской истории, декан Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США) отметил, что основными «финансистами» проектов Фонда, точно также как и всех приходов в США, являются сами прихожане. Именно от них зависит благосуществование прихода. Поэтому работа с жертвователями - по сути - работа с паствой. «Поскольку воспитывает в прихожанах чувство ответственности за свой храм, за уровень преподавания в семинарии и ее существование», - отметил отец Владимир. Самым важным в этой работе он назвал ежегодное обращение руководства семинарии к православной пастве Америки, которое бывает в начале учебного года и в дни Пасхи. «Для нас ценен каждый доллар, потому что это участие каждого верующего в общем деле. И важны не столько сумма, сколько регулярность пожертвований. Это значит, наша паства помнит о нас»,- подчеркнул священник. Чтобы отмести всякие несправедливые обвинения и подозрения в вопросе расходования средств, ведется строгий учет пожертвований и семинария приглашает для финансового аудита независимую кампанию. «Таким образом, полная прозрачность и отчетность - главный принцип нашей работы»,- заключил отец Владимир. О юридических проблемах, с которыми сталкиваются те, кто собирает пожертвования, рассказала Дарья Милославская, председатель Совета НП «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты РФ.

http://e-vestnik.ru/news/fandrayzing_kon...

Г. Цуриков появился на съезде в 3 или 4 день его занятий (съезд же продолжался только неделю). Он был допущен, по предложению М. А. Стаховича, для выяснения миссионерам и разрешения ими религиозных его сомнений относительно присяги (которой, как сообщалось на съезде, г. Цуриков не принимает). На прения с г. Цуриковым по данному вопросу было посвящено целое заседание. После того г. Цуриков продолжал бывать на съезде, но никак не участвовать на занятиях его. Далее, глубокую неправду утверждает г. Цуриков, будто бы речь г. Стаховича находится в связи и составляет какое-то логическое, да ещё роковое последствие всего выяснившегося на съезде. Довольно того, что о намерении г. Стаховича сделать сообщение на съезде было известно уже в начале занятий его. На съезде все, во главе с епископом и председательствующими, были убеждены, что доклад г. Стаховича будет по юридическому отделу программы по вопросу о применении законов по преступлениям о вере, а никак не на политическую тему – об отмене законов... И только в силу этого не потребован был председательствующими, согласно существовавшему постановлению (которое, конечно, было известно г. Стаховичу) доклад его на предварительный просмотр. Затем, итоги съезда собственно подводились, когда г. Стахович не был в заседаниях, а именно в субботу, в понедельник утром и на другой день по произнесении им речи, а между тем доклад Мих. Ал. в это время уже был в типографском наборе... Заседание съезда, на котором заслушан доклад г Стаховича, было закрытым, а потому речь г. Стаховича появилась в местной газете совершенно неожиданно для съезда и не только вопреки существующим на этот счёт традициям относительно закрытых заседаний, но и после публичного заявления, сделанного во время прений, что ни доклад, ни прения не должны подлежать гласности. Нет, по общему убеждению членов съезда, речь г. Стаховича находилась не только не в связи, а в глубоком противоречии со всем происходившим и выяснившимся на съезде, что, надеемся, будет ясным и из нижеследующих фактических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Так, г. Цуриков свидетельствует, что на съезде выяснилось: а) будто бы в пределах Орловской епархии гнездится множество сект и раскольничьих толков, б) что случаи отпадения от православной Церкви с каждым годом учащаются, случаев массового возвращения не бывало, напротив, случаи массового отпадения от неё повторяются постоянно. При этом массовые отторжения от Церкви совершались и совершаются зачастую на глазах у местных причтов, остающихся безучастными зрителями гибели членов своей паствы и проч. С решительностью заявляем, что во всей этой иеремиаде г. Цурикова нет ни одного слова правды, и Орловский миссионерский съезд никак не мог дать ни поводов, ни тем более оснований к столь произвольным выводам Автора относительно состояния расколо-сектантства и пастырской миссии в Орловской епархии. Орловская епархия одна из наиболее благополучных в этом отношении губерний. По статистике, установленной миссионерами на съезде, в ней числится всего лишь обоего пола раскольников до 7 т., сектантов-хлыстов 78 душ, штундистов 42, – вот и всё воображаемое г. Цуриковым множество... сект. По справке в статистических материалах всеобщей переписи 1897 г. раскольников зарегистрировано 4296 д. или 0,21% в отношении всего православного населения (около 2 миллионов) в губернии, сектантов-рационалистов 43 д. и мистиков (хлыстов) 3 д. Откуда же, спрашивается, г. Цуриков заключил о массовых из года в год совращениях? Они и были лишь в XVIII в., когда по Орловской епархии разгуливал скопец Селиванов и другие расколо-вожди... Обвинение духовенства в равнодушии к массовым совращениям, „зачастую“ на глазах причтов, – граничит с обычными сектантскими изветами на служителей алтаря. 3 . Дальнейшие выводы г. Цурикова о характере деятельности современной миссии Церкви сколько несправедливы, столько же и оскорбительны для миссионерского института. Так, г. Цуриков утверждает: „Миссионерство бессильно, оно не может оказать большой помощи населению своими: внутренними, духовными силами, и единственным (!) верным и действительным (!) средством, имеющимся в их (?) распоряжении против отторжений от православной Церкви, является административная репрессия (до ссылки включительно) и преследование по суду. Раскольники и сектанты не только не идут добровольно на беседы с миссионерами, но, взирая на них, как на лютейших врагов своих, бегут от них, стараясь всеми мерами спрятаться и укрыться“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При ведении бесед с отпавшими, миссионерам предписывается иметь „душевное спокойствие, кротость, снисходительное обращение не смущаться дерзостями, но братолюбиво обличать их неприличие, не отвечая безумным по безумию их“ (см. § 13 Инструкц. Св. Синода 1887 г.). „Собеседуйте в духе евангельского учения, не уклоняйтесь от бесед с ними и в беседах ищите не победы и одоления, но да будет при сём вашей единственной целью познание истины Церкви Христовой, вне которой никому не возможно получить спасение“, – говорится в „Пастырском воззвании епископов, в Казани собравшихся“. Там же миссионерам внушается: „будьте же истинными последователями Христа; любите врагов ваших и ненавидящих вас, любите иноверцев и заблуждающихся яко братьев своих, будьте светом мира, и тако да просветится свет ваш перед человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех“. По закону, право возбуждать преследование отпавших принадлежит духовной власти и не за отпадение от православия, а за пропаганду и совращение других. Затем не только миссионеры, но и раскольники и сектанты отлично знают, как бы ни были богохульны и кощунственны их речи на собеседованиях, со-вопросники не ответственны за них перед законом. Чего же, спрашивается, бояться им миссионеров? За что им считать их лютейшими врагами? Раскольники нигде и нисколько не боятся ни миссионеров, ни пастырей и не только не бегут от их бесед, а наоборот, жаждущих истины не могут удержать от посещения бесед сами раскольничьи наставники, налагающие епитимии на тех, которые посещают беседы миссионеров. Если где отпадшие и уклоняются от бесед, то совсем по другим причинам. Жаль, что г. Цуриков, допущенный на съезд миссионеров, ничего не забыл и ничему не научился. 4 . Наконец, подчёркивая в своей статье „светлые мысли“ докладов, принадлежавших кандидатам университетов свящ. о. Фуделю и М.А. Новоселову, г. Цуриков не постыдился бросить комом „поэтической“ грязи во всех остальных членов съезда, сказав: „как светоча луч среди непроницаемой тьмы, блеснула речь этих людей, но схваченная всеобщим мраком, она, как степной огонёк в ночи, замерла“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из числа поименованных в прилагаемом при сем списке особого внимания заслуживает, конечно, главный агитатор и руководитель происшедших беспорядков беспаспортный Ирадион Цуриков, действовавший все время с своими сообщниками крайне вызывающе по отношению, как духовных, так и светских властей. Неоднократно позволял себе дерзко отзываться об архиепископе Никоне, сопровождавшем его магистре богословия Троицком и, наконец, высказывал полное неповиновение властям. Запасной военный фельдшер Парфений Давымука-Кирбанов, присужденный к заключению в тюрьме на 1 год 4 месяца за подстрекательство к бунту нижних чинов во время русско-японской войны (официальная справка о сем имеется в канцелярии Пантейлеймоновского монастыря). Последний, собрав большую толпу монахов, дерзавших оскорблять господ офицеров и нижних чинов 6-ой роты Белостокского полка при занятии ею монастыря 13 минувшего июня, подстрекал ее к противодействию властям и, наконец, пробился сквозь строй солдат, занимавших ворота обители, несмотря на категорическое запрещение присутствовавших здесь представителей власти. Что же касается до остальных лиц, поименованных в списке, то таковые при беседах с архиепископом Никоном и г. Троицким оскорбляли их словами, называя масонами и еретиками, прибывшую же на Св. Гору комиссию недействительной, подкупленной и действовавшей пристрастно и незаконно, неоднократно в своих заявлениях к командированному на Афон Генеральному Консулу в Константинополе действительному] с[татскому] с[оветнику] Шебунину, скрепленных к тому же их подписями, угрожали бунтом и беспорядками в случае неисполнения их дерзких требований. Командированный Императорским Послом в Константинополе Титулярный Советник В. Щербина. Список лиц, подлежащих задержанию в городе Одессе до дальнейших распоряжений 1  Мпиков, он же Янков Климент Иванов. 2  Давымук-Кирбанов 57 Парфений Кириллович. 3  Цуриков Иродион Федорович. 4  Рощин Иван Александрович. 5  Ершов Федор Артемьев. 6  Сальников Семен Алексеев. 7  Белоконь Косьма Андреевич

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010