Иерарх отметил, что Лисья балка — место священное для последователей всех традиционных конфессий Казахстана, поскольку здесь приняли смерть от рук палачей люди, принадлежащие к разным религиям. Наряду с православными священнослужителями и мирянами в общих могилах Лисьего оврага погребены репрессированные духовные руководители и последователи ислама, католицизма, лютеранства, иудаизма, буддизма. Митрополит Александр произнес слова признательности в адрес руководства города Чимкента за предоставление официального разрешения со стороны государственных органов власти на установку монумента и благоустройство вокруг него площадки. Печально известная на весь мир Лисья балка, близ Чимкента, стала местом расстрела и последнего упокоения тысяч православных христиан. Среди них — митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных деятелей Российского Православия начала ХХ века. О его духовном величии свидетельствует то обстоятельство, что в 1908 году святой Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, тогда викарий Санкт-Петербургской епархии. Здесь были расстреляны духовный писатель митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Великоустюжский Николай (Клементьев), епископ Ростовский Евгений (Кобранов), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), наместник Смоленского Троицкого монастыря схиархимандрит Елевферий (Печенников), настоятельница Пензенского Свято-Троицкого монастыря игумения Ева (Павлова), благочинный Сретенского округа Москвы, выдающийся проповедник и просветитель протоиерей Николай Толгский, сподвижник Патриарха Тихона протоиерей Владимир Смирнов, духовные окормители тайного монашества иеромонахи Иоанн (Лаба) и Иларион (Цуриков), депутат III Государственной думы Российской Империи от Томской губернии священник Василий Климов и бесчисленное множество священнослужителей, монахов, монахинь и простых верующих. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5533182.ht...

Обсуждая вопросы, связанные с новыми послушаниями епископа Каракасского Иоанна, председатель Архиерейского Синода предложил Его Преосвященству совершить с ним архипастырскую поездку по приходам Южной Америки с делегацией Русской Православной Церкви и хором Сретенского мужского монастыря . Таким образом, у епископа Иоанна будет возможность ознакомиться с положением дел в приходах Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке. Архиерейский Синод определил настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрита Луку ректором Свято-Троицкой духовной семинарии , а протодиакона Владимира Цурикова — деканом. Рассмотрев прошение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Московского Патриархата, Архиерейский Синод предложил включить в эту комиссию протоиерея Андрея Папкова, ключаря Покровского кафедрального собора в г. Чикаго, насельника Свято-Троицкого монастыря монаха Вениамина (Гомартели) и Бернарда Ле Каро. Выслушав предложение предстоятеля Русской Зарубежной Церкви о создании при Архиерейском Синоде Отдела по миссионерскому служению, Архиерейский Синод постановил принять предложение и назначить председателем новообразованного отдела священника Серафима Бела, клирика Западно-Американской епархии. Обсудив содержание письма архиепископа Львовского и Галицкого Августина , адресованное митрополиту Илариону, по поводу научной конференции, посвященной историко-богословскому и культурологическому наследию протопресвитера Гавриила Костельника, Архиерейский Синод постановил направить архиепископа Марка на эту конференцию, которая пройдет 19-20 сентября во Львове. Рассмотрев прошение епископа Кливлендского Петра, Архиерейский Синод постановил утвердить расширенную программу заочной пастырской школы Чикагской и Средне-Американской епархии. Епископ Петр также доложил Архиерейскому Синоду о программе предстоящего официального визита возглавляемой им делегации Русской Зарубежной Церкви в Православную Церковь Чешских Земель и Словакии .

http://patriarchia.ru/db/text/456823.htm...

Протоиерей Владимир Воробьев отметил, что именно в горестях и скорбях Господь посылает особо духовно крепких людей. — «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Блажен и мир, потому что в такие минуты Бог посылает ему исполинов, людей, которые могут устоять и указать путь спасения. Слава Богу, что Господь воздвиг в России множество таких духом великих людей. Были великие святые мученики, носители других талантов… Оглядываясь на XX век, остается только поражаться, как можно было вытерпеть столько скорби и страдания, сколько ужаса принять в свои сердца… Можем только благодарить Бога и этих людей за их подвиг. Богослов изгнания Митрополит Антоний (Храповицкий) – первый Предстоятель РПЦЗ, видный русский богослов и мыслитель. По словам отца Владимира Воробьева, он был одним из таких великих русских людей XX века и стал духовным авторитетом для русских эмигрантов – таких же потерянных в постреволюционных скорбях, как и он сам. — Господь судил ему оказаться за пределами Родины, что для русского человека всегда является драмой, если не трагедией. Чем больше времени пройдет, тем более грандиозным будет видеться служение митрополита Антония. «Учитель, направлявший русское богословие на святоотеческие истоки», — так определил его богословскую деятельность митрополит Иларион. Представленная книга – это сборник материалов юбилейной конференции, прошедшей еще в 2006 году в Джорданвилле. Прошедшее еще до официального объединения Русской Церкви это мероприятие послужило его предвестником: конференция проходила по благословению митрополита Лавра, приветствие ее участникам направил Патриарх Алексий. Редактор сборника протоиерей Владимир Цуриков, директор Фонда русской истории (США), уверен, что фигура митрополита Антония – одна из наиболее значимых для всей Русской Церкви за границей. — Память митрополита Антония для Зарубежной Церкви была всегда важна – тем более, для ныне покойного митрополита Лавра. Он был учеником архиепископа Виталия (Максименко), и через эту связь имел связь и с митрополитом Антонием (Храповицким). На пути к единству

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-xra...

от Тверской епархии: священника Николая Морковина (1889-1938), священника Василия Никольского (1898-1937), священника Василия Спасского (1878-1938), священника Макария Соловьева (1876-1937), священника Василия Соколова (1880-1937), священника Алексия Никольского (1877-1938), священника Алексия Москвина (1891-1937), священника Михаила Абрамова (1885-1937), священника Александра Талызина (1870-1938), священника Михаила Твердовского (1881-1937), священника Павла Евдокимова (1877-1937), иеромонаха Макария (Миронова; 1878-1938), иеромонаха Иоанна (Смирнова; 1870-1937), иеромонаха Владимира (Загреба; 1870-1938), священника Павла Фаворитова (1883-1937), священника Константина Чекалова (1889-1937), священника Сергия Уклонского (1864-1937), священника Алексия Виноградова (1873-1938), священника Иоанна Томилова (1878-1938), Веры Трукс (1886-1942), Евгении Доможировой (1871-1933); от Чимкентской епархии: архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева; 1873-1937), епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова; 1875-1937), священника Иоанна Миронского (1877-1937), священника Владимира Преображенского (1873-1937), иеромонаха Гавриила (Владимирова; 1873-1937), священника Анатолия Бержицкого (1873-1937), священника Димитрия Легейдо (1880-1938), монахини Серафимы (Горшковой; 1893-1937), монахини Нины (Шуваловой; 1869-1937), священника Николая Протасова (1867-1937), архиепископа Омского Алексия (Орлова; 1862-1937), схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 1870-1937), протоиерея Владимира Смирнова (1885-1937), протоиерея Николая Толгского (1886-1937), иеромонаха Иоанна (Лабы; 1863-1937), иеромонаха Илариона (Цурикова; 1856-1937), игумении Евы (Павловой; 1879-1937), монахини Марии (Рыковой; 1892-1937), монахини Евдокии (Перевозниковой; 1880-1937), Феодора Захарова (1874-1937), Людмилы Петровой (1879-1937), священника Феодосия Беленького (1885-1938), священника Феодора Маляровского (1885-1937), Наталии Сиваковой (1872-1941), священника Константина Аксенова (1888-1937), священника Владимира Панькина († 1920);

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Скит Нов. Фиваида, основанный при мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне Скит Нов. Фиваида, основанный при мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне В результате этих событий 18 монахов Андреевского скита во главе с игум. Иеронимом оказались за воротами обители; потом к ним примкнуло еще ок. 30 иноков. По приказу губернатора Афона в скит для усмирения бунта явились солдаты, к-рые заняли посты у всех ворот. Игум. Иероним направил докладную записку о беспорядках в скиту в российское посольство в К-поле (Сборник документов. 1916. С. 6-9). Телеграмма о бунте «секты еретиков» была послана также в Синод; заслушав телеграмму, Синод посоветовал игум. Иерониму вернуться в скит (Церковные вести//Рус. молва. 1913. 46, 26 янв.). 20 янв. на Афон прибыл вице-консул российского посольства В. С. Щербина. 21 янв. он присутствовал на соборе братии Пантелеимонова мон-ря, а затем прибыл в Андреевский скит, где заявил, что правительство требует восстановления игум. Иеронима. В нач. февр. иеросхим. Антоний (Булатович) покинул Афон и отправился в Россию с надеждой на расследование афонских событий Святейшим Синодом. После отъезда Булатовича лидерство в стане имяславцев фактически перешло к монаху Иринею (Цурикову). Будучи певчим Пантелеимонова мон-ря, именно он в нач. янв. 1913 г. возглавил оппозицию монахов против настоятеля мон-ря архим. Мисаила, а с 23 янв. по 6 июля 1913 г. фактически руководил действиями имяславцев Пантелеимонова монастыря. Основное ядро имяславской партии, состоявшее примерно из 20 иноков (к-рых игум. Мисаил называл «революционным комитетом»), сплотилось вокруг Иринея. С апр. 1913 г. к ним примкнул бывш. синодальный миссионер игум. Арсений, по прибытии на Афон ставший на сторону имяславцев. Российская церковная власть безоговорочно поддержала противников И. В Святейшем Синоде росла обеспокоенность ситуацией, складывавшейся в русских обителях Афона. В янв. 1913 г. в борьбу против И. включился влиятельный иерарх, член Синода и Гос. Совета еп. Никон (Рождественский) . Он направил на Афон послание, в котором призвал святогорцев отказаться от чтения кн. «На горах Кавказа», «послужившей причиной разномыслия в великом деле иноческом». Еп. Никон предупреждал рус. афонитов, что, если они не подчинятся решению К-польского патриарха и Синода, «то греки отнимут у русских и монастыри, обвинив их в ереси». В заключение послания он указывал на то, что обе стороны «внесли уже много страстного в свою полемику: одни, как слышно, дерзали попирать ногами записочки с святейшим Именем Господа Иисуса Христа, другие называли еретиком даже Архиепископа. И те и другие подлежат строгой епитимии: споры произошли лишь от разного понимания выражений в книге схимонаха Илариона, а это еще не ересь» (Послание на Афон еп. Никона//Начала, 1998. М., 1998. 1/4: Имяславие. Вып. 2. С. 248-250).

http://pravenc.ru/text/389527.html

«На основании вышеизложенного, – писал капитан Кальнинг, – считаю необходимым вышеуказанных лиц арестовать и привлечь к уголовной ответственности по ст. 58 п. 11, на что и просить санкции Облпрокурора» 665 . Санкция была дана незамедлительно, и в тот же день 23 июня 1937 года в ОблУНКВД было принято постановление, согласно которому для митрополита Кирилла и для всех поименованных в секретной справке предлагалось «мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в КПЗ УНКВД» 666 .В этот же день был выписан и орден на обыск за 42 5 667 , согласно которому на следующий день – 24 июня 1937 года – состоялись обыски и аресты. В протоколе обыска, произведенного 24 июня у митрополита Кирилла, было записано: «Взять для доставления в облуправление НКВД следующее: закрытых писем 45 штук, открытых 16 штук, 2 фотокарточки, 4 шт. талона к денежному переводу, расписок о переводе денег – 5 шт. Журнал Московской Патриархии – 16 шт.» 668 . Надо полагать, что закрытые письма представляли собой неотправленные письма самого митрополита Кирилла, открытые – присланные владыке послания, которые он не успел уничтожить перед арестом. Во время обыска и ареста владыка Кирилл и митрополит Иосиф вели себя спокойно и с достоинством. Митрополит Иосиф даже начертал своей рукой на предъявленном ему ордере: «Ордер читал и недоумеваю, почему нет санкции прокурора. И. С. Петровых» 669 . Изъятая переписка (у митрополита Иосифа – 121 лист) была приобщена к инициированному властями следственному делу. Одновременно с арестом митрополита Кирилла в Яны-Кургане, в Чимкенте и Мирзояне были арестованы митрополит Иосиф, епископ Евгений, а также: священник Владимир Смирнов, бывший одно время юристом патриарха Тихона, 67-летний схимонах Елевферий (Печенников), 69-летний афонский монах Иларион (Цуриков) и его брат, тоже монах с Афона Иоанн (Цуриков), бывшая настоятельница Пензенского монастыря игумения Ева (Павлова), священник Николай Толгский, священник Стефан Медведь, монахиня Мария (Рыкова), Вера Горбунова. Был арестован даже обновленческий епископ Михаил (Николаев). Всего в несколько дней было арестовано 16 человек. Арестованные были заключены в чимкентскую тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ряд положений, которые Павел Дометович декларировал в своих показаниях вызывают сомнения. Находясь вблизи Красной Поляны, в местах, где проживал сх. о. Иларион, кавказский пустынник, сомнительно, чтобы он был не знаком с ним и его основным трудом. У П. Д. Григоровича был родной брат о. Хрисанф (Григорович), к которому он собирался поехать после Одессы. О. Хрисанф в мае 1911 года посылался сх. о. Иларионом, кавказским пустынником, к архимандриту Герману, настоятелю Зосимовой пустыни с прошением 10 , выступая в роли человека, близкого к сх. о. Илариону, – «депутата от кавказских пустынножителей». По-видимому, братья были активными имяславцами, что привело к некоторой путанице у ряда исследователей. Так, в сборнике «Переписка свящ. Павла Флоренского» имеется ссылка на брошюру о. X. Григоровича. «Имя Божие». (СПб, 1913). Ниже говориться, что «о. Христиан Григорович помогал о. Антонию (Булатовичу) на Афоне при написании последним имяславческих сочинений». 11 Таким образом, братья, как бы объединены под одним именем «Христиан». М. Польский утверждал, что «в 1918 году во время гражданской войны и власти белых на Кубани, у кубанских миссионеров (среди которых был и он – П. Григорович), состоялось несколько совещаний с имяславцами в целях примирения их с Православной Церковью в догматическом споре об Имени Божием. Был выработан целый ряд догматических положений, которые и были подписаны сторонами». 12 Документы о последующей деятельности братьев Григоровичей еще требуют своего поиска и исследования. Имеется лишь упоминание у М. Польского , что «в 1928 г. или в начале 1929 г. – в Кавказских горах была отыскана и расстреляна группа имяславцев, во главе их стоял Павел Дометович Григорович, который, по призыву в армию, был на войне 1914 г. и после ее окончания, в революцию, вернулся в Кавказские горы и носил имя Пантелеймон». 13 Остался в тени и еще один лидер движения афонских иноков – монах Ириней (Цуриков) – Иродион Федорович Цуриков, уроженец Городской волости, Токмакского уезда, Семиреченской области. В начале 1913 года он, певчий Св.-Пантелеимоновского монастыря возглавил движение монахов-имяславцев против игумена монастыря о. Мисаила; с 23 января по 6 июля 1913 года фактически руководил действиями монахов Св.– Пантелеимоновского монастыря. После возвращения в Россию о. Ириней принял активное участие в рассылке прошений о пересмотре церковных решений о движении имяславия.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

14 мая Преосвящ. Модест, которому было поручено архипастырское попечение над имяславцами, пишет издателю журнала «Дым Отечества» А. Л. Гарязину: «Все иноки-имяславцы оказались истинными чадами Церкви... Разность мнений не должна мешать единению и любви...» 1232 . 18 мая следует Заявление от афонских иноков митрополиту Макарию (Невскому) с благодарностью за снятие обвинения в ереси: «Берём обратно заявление об отложении. Архиепископы Антоний и Никон – главные виновники Афонской смуты» 1233 . Действия митроп. Макария воспринимались иноками как «акт Православия, великодушия и справедливости» 1234 . 27 августа о. Антоний (Булатович) подаёт прошение обер-прокурору, где просит разрешить ему поехать в действующую армию в качестве священника. На прошении имеется ходатайство митроп. Макария и еп. Модеста, желавших «скорейшей ликвидации всего Афонского дела». Синодом желание о. Антония было удовлетворено. 1915 год 1 июля от схимонаха Илариона, находящегося в горах Кавказа, поступает прошение в Св. Синод, в котором он просит уведомить его, верны ли дошедшие до него слухи, что он отлучён от Церкви. Ответа, видимо, не последовало. В ответе старца Илариона на письмо к нему одного из издателей звучат пророческие слова: «Я сильно обижен действиями в отношении меня духовной власти. Почему же она, когда разбирала мою книгу и осудила её, не отнеслась ко мне ни единым словом или вопросом... Мнится... что эта ужасная « пря » с Богом по преимуществу высших членов Российской иерархии есть верное предзнаменование близости времён, в кои имеет прийти последний враг истины, всепагубный антихрист " 1235 . 1916 год 4 марта архим. Давид, иеросхим. Николай (Иванов), иеромонахи: Викентий (Филатов), Сила (Ершов), схим. Исаакий (Грязев), Иларион (Федюков), Филодельфий (Орлов), монахи Ириней (Цуриков) и Манассия (Зенин), уполномоченные от всех афонских монахов-имяславцев, подали прошение Государю: «Покорнейше просим Ваше Императорское Величество об официальном опубликовании в «Церковных Ведомостях» данного уже почти два года тому назад Синодального распоряжения, дабы не было препятствий совершать священнослужение тем из нас, приехавшим с Афона монахам, кто имеет священный сан, и всем нам «монахам» приобщаться Святых Христовых Таин». На этом прошении Государь начертал: «Следует удовлетворить» 1236 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

2000. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление об отложении от духовного общения с церковною властью. С. 181–182. 2001. Кацнельсон И. С. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник. С. 31. 2002. См. примечания игумена Андроника (Трубачева) в кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 556–557. 2003. Впоследствии архиепископ Курский, с 1923 по 1926 гг. в ссылке на Соловках, с 1928 по 1936–й — архиепископ Рязанский и Шацкий. Расстрелян в 1937 г. 2004. Η. Μ. Соловьев — математик, член имяславческого кружка. 2005. В. А. Симанский — отец будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, с 1891 г. сотрудник канцелярии Святейшего Синода. О нем см. в: Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. — Православная энциклопедия. Т. I (А–Алексий Студит). М., 2000. С. 676–677. 2006. Монах Ириней (Цуриков) — в прошлом насельник Андреевского скита на Афоне. 2007. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 557–558. Игумен Андроник (Трубачев), впервые опубликовавший данное письмо, считает его адресованным Патриарху Тихону, однако содержащееся в письме обращение»Ваше Высокопреосвященство»скорее заставляет предполагать, что адресатом письма был ктолибо из высших иерархов, членов Священного Синода. 2008. Тахо–Годи А. Л. Лосев. М., 1997. С. 110–111. 2009. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2010. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2011. Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558–560. 2012. Там же. С. 561- 562. 2013. Лескин Д. Ю. Философия имени в России. С. 127. 2014. Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 558. 2015. Там же. С. 246. 2016. Там же. С. 241. 2017. Цит. по: Там же. С. 249–251. 2018. Там же. С. 575. 2019. Там же. С. 354. 2020. Там же. С. 355–356. 2021. Там же. С. 226. 2022. Там же. С. 357. 2023. Там же. С. 358. 2024. Ин. 4:25. 2025. Деян. 7:22–31. 2026. Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 358–359.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

8 июня в Пантелеимоновом монастыре Серафимов, Щербина, несколько офицеров и солдат потребовали, чтобы им выдали монаха Иринея (Цурикова). Имяславцы, узнав об этом, ударили в набат и подняли тревогу. Офицерам они говорили:«Вы хотите взять Иринея, то забирайте и нас всех». Серафимову пришлось отказаться от намерения арестовать Иринея. Когда он вместе с сопровождавшими его военными удалился, монахи окружили Иринея и подняли плач:«Не оставляй нас, отче, мы с тобой на смерть готовы»   . 9 июля после Божественной Литургии игумен Мисаил в присутствии консула и всей монастырской братии читал вслух Послание Синода. По окончании чтения монах Ириней спросил игумена:«Имя Господа нашего Иисуса Христа, Имя Сладчайший»Иисус»Бог или нет?«Игумен ответил:«Имя»Иисус»не Бог». Это было воспринято имяславцами как отречение игумена от православного учения об имени Божием   . 10 июня архиепископ Никон посетил Пантелеймонов монастырь, осмотрел ризницу, библиотеку, иконный склад, храмы. Выходя из Успенского собора, он сказал игумену Мисаилу:«Я вам говорил — не выскакивайте, а вы выскочили, теперь я не могу вас защитить». Очевидно, он считал, что игумену не следовало зачитывать вслух Послание Синода. То же самое он повторил, садясь в лодку. Имяславцу иеромонаху Варахии архиепископ Никон предложил подписаться под словами»Имя Иисус — не Бог». Когда тот отказался, Никон сказал:«Вас лишат священного сана и не пустят в церковь, вы будете стоять с оглашенными, а молодых поженят»   . 11 июня,«полагая, что возбуждение еретичествующих   несколько успокоилось»   , архиепископ Никон решился вторично сойти на берег для того, чтобы провести беседу с имяславцами в Покровском соборе Свято–Пантелеимонова монастыря. На этот раз встреча с монахами происходила в гораздо более напряженной атмосфере. Когда архиепископ, облачившись в мантию, вышел на амвон, его тотчас плотным кольцом окружили матросы; монахи встали позади охраны. Архиепископ начал уговаривать»монахов–простецов»не пускаться в догматические исследования и смириться, дабы не подвергнуться суду и отлучению   . Иерарху вторил консул, который говорил, что необходимо подчиняться Константинопольскому Патриарху и российскому Синоду   . Вот как описал этот диспут сам архиепископ Никон:

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010