Чрез неделю из Петербурга было получено известие, что в учении имяславцев не обнаружено ереси и что епископ Верейский Модест приглашает их к себе в Москву в Покровский монастырь на жительство. 31. Лет за десять до имяборческого движения, о. Ириней Цуриков был у о. Иоанна Кронштадтского , который предсказал ему, что его ожидают узы и темница, но только советовал ему твёрдо стоять и не бояться уз. Из Кронштадта о. Ириней отправился в Дивеево к Паше юродивой; и та ему сказала, что он будет в кандалах и атаманом. Думая, что юродивая говорит ему об игумене, о. Ириней ответил: «Я, матушка, грешный». На это Паша ответила: «Господь уже простил твои грехи, но ты больше не греши». – О. Ириней ещё зашёл к одному юродивому, который то же самое подтвердил. Пророческие слова эти исполнились в 1913 году, когда о. Ириней стал вождём иноков, вставших на защиту чести Имени Божия, за что архиепископом Никоном был посажен в тюрьму. (....) об.] 33. В 1912 голу один пустынник-святогорец заскорбел о том, что поднялись об Имени Божием всякие кривотолки. Однажды, во время такой скорби он видел сон, будто находится в Андреевском скиту на дворе, где увидел Некую Чудную Жену, величественного вида, Которая, обращаясь к пустыннику, сказала: «Не печалься, скоро всё будет исправлено. Я поручу ему (здесь Она указала на келью о. Антония) всё исправить и оно исправит». Келья о. Антония находится в саду, и её никак нельзя видеть со двора Скита, но пустынник прекрасно увидел всю келью и сидящего там о. Антония; пред ним лежала большая книга, которую он и читал. С одной стороны было напечатано чёрными буквами, а с другой – красными... В дер. Медовой Черном. губ есть крестьянин Никита Семёнович Козин, который много слышал об Афонских событиях, но не знал, где истина. В декабре 1913 года в деревню приехал миссионер о. Леонид, который проповедовал против имяславцев, утверждая ложно, будто они почитают буквы и звуки за Бога. Козин вполне поверил ему, пригласив его к себе, и целую ночь беседовал с ним об Имени Божием и об имяславцах, понося последних.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

97 В дополнение к сему, Синодальная контора изъяснила, что из числа привлеченных к увещанию и суду Московской Синодальной конторы афонских иноков: а) архимандрит Давид, помещенный на подворье Андреевского скита в Одессе, а при вручении ему повестки о вызове в Московскую Синодальную контору находившийся на иждивении названного подворья, на излечении в хирургической клинике Касперовской общины Красного Креста, представил в Святейший Синод «исповедание веры в Бога и во имя Божие», совершенно сходное с «исповеданиями веры» названных выше афонских иноков, и засим, повестку о вызове его в Синодальную контору принять отказался на том, между прочим, основании, что явку к церковному суду он признает излишнею, так как определением Святейшего Синода от 14–18 февраля 1914 года за 1471, причастные к имябожническому движению афонские иноки будто бы уже осуждены до суда над ними; б) иеромонах Филарет 3 мая того же года получил, в канцелярии Московской Синодальной конторы, повестку о вызове его к увещанию и суду Синодальной конторы и о предварительной явке его к преосвященному настоятелю Знаменского монастыря, но в сей монастырь не явился, и в) монах Ириней (Цуриков) в Москву доселе не прибыл, причем в делопроизводстве Синодальной конторы не имеется о вручении ему повестки никаких сведений. В отношении архимандрита Давида Синодальная контора полагала применить меру, принятую по отношению к поименованным тринадцати инокам, с назначением архипастырского попечения о нем лицу по благоусмотрению Святейшего Синода, а в отношении иеромонаха Филарета и монаха Иринея, по получении о них сведений, поступить по соображении обстоятельств дела, какие будут обнаружены. Рассмотрев дело, Святейший Синод, предварительно постановления окончательного решения о шестнадцати афонских иноках, определением от 10–24 мая 1914 г. за 4136, постановил: 1) возложить на Преосвященного Модеста, епископа Верейского, нравственное руководство и духовное смотрение за афонскими иноками: Ваптосом, Варахиею, Гиацинтом, Дометаем, Игнатием, Иринеем (Белоконем), Ианнуарием, Манассиею, Мартинианом, Силою, Петром и Феофилом, с помещением их в Московском Покровском монастыре и разрешением им рясоношения в монастыре, поручив преосвященному Модесту о духовном состоянии названных иноков и степени искренности их подчинения установленной Церковью дисциплине доносить Московской Синодальной конторе, а Синодальной конторе – представлять Святейшему Синоду; 2) предоставить Синодальной конторе поступить в отношении иеромонаха Филарета и монаха Иринея соответственно обстоятельствам дела, какие будут о них обнаружены, и 3) об иеросхимонахе Антонии (Булатовиче) и архимандрите Давиде суждение иметь особо, о последнем – при рассмотрении дела о других афонских иноках, помещенных на Одесском подворье Андреевского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Таким образом, по известным нам документам с 1448 года упоминаются два поселения - Оксиньинское и Николы на Песку с одноименной церковью. Кирпичная церковь Николая Чудотворца с приделами Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1865-1874 гг. вместо прежней деревянной. Освящен в 1876 г. Храмоздателем был фабрикант П.Г.Цуриков. Автор проекта - архитектор В.О.Грудзина, непосредственно строителем был владимирский каменщик Б.Савватеев Раев. Является характерным образцом эклектики своего времени. Храм традиционно спланирован " кораблем " и состоит из расположенных по оси " запад-восток " трехъярусной колокольни под стропильным шатром, двустолпной двухпридельной трапезной, бесстолпного одноглавого двусветного четверика и небольшой полуциркульной в плане алтарной апсиды.В сдержанной архитектуре храма использованы приемы и мотивы убранства русского зодчества XVI-XVII вв. и отчасти барокко. Внутренние перкрытия кмирпичные сводчатые. В нижнем ярусе колокольни крестовый свод. В трапезной система крестовых сводов, опирающихся на два квадратных в плане столпа. Четверик перекрыт глухим четырехдольным сомкнутым сводов. Апсида перекрыта конхой. Историческая внутрення отделка не сохранилась Церковь была закрыта в 1937 г., возвращена в 1990 и к 2000 г. восстановлена. Церковь Николая Чудотворца с.Аксиньино Одинцовского района Московской области с 1975 г. является объектом культурного наследия регионального значения. Использованы материалы каталога ПАМО, Вып.4. М., ГУП МО " МОК-центр " , 2009 г. Кирилл Аминов. 23 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Аксиньине, что на реке Москве. Село Аксиньино в XV ст. принадлежало Ионе, митрополиту Киевскому, по данной грамоте Игнатия Васильевича. При селе находился погост «на Песку», с церковью св. Николая Чудотворца. На села: Аксиньинское, Грибаново и «Николы на Песку» были выданы жалованные грамоты: от князя Василия Ярославича 12 октября 1455 г. Ионе, митрополиту Киевскому и всея Руси; от князя Андрея Васильевича июля 1473 г.

http://sobory.ru/article/?object=07366

Во время Отечественной войны 1812 года городская церковь не пострадала – осталась «цела и неприятелем неприкосновенна». Однако вскоре возникла необходимость в мелких починках храма. В 1822 году местный священник Симеон Васильев просил разрешения «в теплых приделах, состоящих в трапезе, вновь выстлать пол или для большей прочности лещадью, или по совету некоторых прихожан для большаго тепла и чистоты, досками. Ибо кирпич, коим выслана трапеза пришел в ветхость, и производит много пыли и безобразия». Каменный храм Вознесения Господня, как и многие другие приходские церкви, имел два помещения для богослужений – теплое и холодное. Зимой службы проходили в трапезной, которая обогревалась двумя голландскими печами. Но она была небольшая по размерам (по 6 саженей, то есть 12 метров, в длину и ширину), что явно было недостаточно для прихода, в котором в середине XIX века числилось более 1500 душ. Возникла необходимость расширения храма. На помощь пришел известный благотворитель Звенигородского уезда – воскресенский купец Павел Григорьевич Цуриков, проживавший неподалеку при своей фабрике в Ивановском. Вместо расширения трапезной Вознесенской церкви он пожертвовал на устройство духовой печи 2000 рублей и 40 000 штук кирпича, который первоначально заготовил для строительства своего дома. Уже к осени 1875 года храм стал полностью отапливаемым. Но на этом не закончились добрые дела благотворителя: на средства Павла Григорьевича были вставлены новые окна и двери, обновлен пол в трапезной, а также промыта и поновлена стенная живопись и иконы. «Московские епархиальные ведомости» в 1876 году по этому случаю писали: «Благотворитель принял опять искреннее участие, именно: больше 600 рублей пожертвовал наличными деньгами и, сверх того, принял на себя еще вновь позолоту царских дверей настоящей церкви, позолоту двух больших риз на местных иконах. Как скоро заметил, что паникадило, находящееся в трапезной церкви слишком мало, бедно и не может служить украшением возобновленнаго храма, пожертвовал, вместо его, другое новое, вызолоченое, красивой формы».

http://sobory.ru/article/?object=42791

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны. В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов. В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 году. По материалам сайта группы милосердия «Преображение» и Официального портала Северо-Западного административного округа г. Москвы . История храма Преображения Господня в Тушине начинается с конца XIX века. До этого на берегу реки Сходни стоял Спасо-Преображенский монастырь, который был разорён в Смутное время. Сильно обветшавший главный храм монастыря расположен был в опасном месте у обрыва реки. Поэтому в начале 1870-х годов окрестные жители приняли решение о строительстве новой каменной церкви вдали от опасного берега. Автором проекта нового храма стал архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзин. Комиссию по строительству возглавил священник Иоанн Спасский. В сентябре 1880 года была закончена тёплая трапезная и в ней освятили два придела - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского и свт. Николая Чудотворца. Значительную сумму на возведение нового храма пожертвовали священник Иоанн Спасский, фабриканты В. Н. Сувиров и К. Е. Прохоров, статский советник П. Г. Цуриков. Священник Иоанн Спасский не дожил до завершения строительства храма, он умер в 1881 году. Храм достроил новый настоятель священник Николай Буравцев.

http://sobory.ru/article/?object=03260

Над гробом преподобного Никона поставлена церковь тотчас после причисления его к лику святых (1547–1548 г.). Церковь эта впоследствии была изменена и перестроена. Мощи преподобного Никона покоятся под спудом в земле, а в храме над мощами стоит рака, сделанная и украшенная митрополитом Платоном. Над ракой замечателен образ: явление Никону преподобного Сергия с митрополитами Московскими Петром и Алексием. Событие это следующее. Перед нашествием на Москву татарского Хана Эдигея, преподобный Сергий явился игумену Никону с Петром и Алексием и сообщил ему, что обитель будет сожжена. Преподобный утешил опечаленного Никона пророчеством, которое и сбылось дивно: сожженная обитель – сказал он – вновь создастся и еще больше расширится... Никон взял братию, скрыл ее в безопасном месте, и по сожжении монастыря снова возобновил его, явившись на разоренное место. Событие это, надо вспомнить, молясь у гроба преподобного Никона, перед иконой явления ему преподобного Сергия.... Престол, царские врата, рака преподобного – все из чистого серебра и указывает на важность святыни и на заботы о ней благочестивых ревнителей веры и хранителей старины. Древняя Икона Иерусалимской Божией Матери, украшенная богатой золотой ризой, составляет важную достопримечательность церкви. Пока преподобный Никон строил для мощей преподобного Сергия каменную церковь , мощи пр. Сергия были поставлены в прежней деревянной церкви, но перенесенной на другое место. Ныне это – Духовская церковь , несколько раз перестроенная. В последней раз постройка каменной церкви была совершена по приказанию Царя Ивана Васильевича Грозного в 1554 году и называлась тогда Троицкой. По приказанию этого государя в приделе этой церкви была погребена его родственница – Княгиня Марфа Васильевна Бельская. Кроме царя Грозного, не мало забот к этой церкви было приложено и ревностным митрополитом Платоном. К южной стене Духовской церкви пристроена церковь во имя Святого Филарета Милостивого, иначе называемая Филаретовской. Благочестивый строитель, некто Цуриков, приготовил этой постройкой усыпальницу для знаменитого митрополита Филарета, скончавшегося 19 ноября 1867 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Очевидно, поначалу захоронения располагались вне церковных стен? — Разумеется. В те далекие времена церковь Рождества Богородицы была, конечно, деревянной. По преданию, срубил ее в 1370 году сам преподобный Сергий Радонежский, он же выкопал и знаменитый Лисий пруд, переименованный москвичами после выхода карамзинской «Бедной Лизы» в Лизин. Тогда могилы Пересвета и Осляби находились в церковном некрополе. А в 1509 году настоятель Симонова монастыря постриженик преподобного Нила Сорского архимандрит Варлаам — собеседник и духовник великого князя Василия III Иоанновича — пригласил к себе возводившего Архангельский собор Московского Кремля зодчего Алевиза Нового. Тот и построил первую в Старом Симонове каменную церковь Рождества Богородицы. Освятил ее, кстати, московский митрополит Симон, преемником которого на кафедре суждено было стать архимандриту Варлааму. Но под крышей храма захоронение окажется только в середине XIX века, когда трапезная часть расширяется по благословению митрополита Московского святителя Филарета (сам владыка в 1849 году освятил придел Николая Чудотворца, а в 1855 году — придел Сергия Радонежского). Несмотря на то что документально факт канонизации преподобных Александра и Андрея отсутствовал, их могилы всегда были местом народного поклонения и почитания. Красноречивый факт: в правление Екатерины II, которое в целом трудно назвать благоприятной для Русской Церкви эпохой, императрица выделила на сооружение надгробия сумму, на которую митрополит Платон (Левшин) смог... целиком возвести в Троице-Сергиевой лавре современное здание Варваринского келейного корпуса. Причем осталось и на надгробие: в 1794 году над могилами появилась освященная самим Высокопреосвященным Платоном белокаменная плита. Когда в 1870 году праздновался 500-летний юбилей основания Симонова монастыря и нашего храма, известный собиратель древностей и меценат Цуриков заказал над могилами Пересвета и Осляби чугунную сень каслинского литья. В 2005 году, к 625-летию Куликовской победы, мы хотели восстановить ее. Но в городе Касли (это в Челябинской области) производство по художественному литью фактически умерло. Поэтому по патриаршему благословению сень воссоздали резную, дубовую, но в точном соответствии с металлическим оригиналом.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Синод признаю и почитаю, но новых их постановлений не приемлю». Простые же иноки становились в тупик от таких вопросов, не зная, что отвечать на них, бояся, чтобы не попасть на удочку льщения, а они этим пользовались и записывали, как согласных с Синодским постановлением, чем и присоединяли к игумену. Увидав такую вопиющую несправедливость, монах Манассия обратился к господину Консулу с просьбой позволить ему присутствовать при записи, так как со стороны игумена несколько человек присутствует, для того только, чтобы запутывать братию. Получив отказ в просьбе, монах Манассия заявил Консулу: «В таком случае, мы должны будем по окончании записи сделать перекличку записавшихся под Имя Божие, согласны ли они с Синодским постановлением, или нет? И на это мы имеем право, так как лишены права присутствовать при записи, которая ведется неправильно и односторонне». На это Консул ничего не сказал, а монах Манассия ушел из архондарика. Все вышеизложенное свидетельствуем собственноручными подписями и иноческим словом и готовы удостоверить клятвенно, полномочные от братии Русского на Афоне св. Пантелеймонова монастыря, записавшихся в Союз Архангела Михаила исповедников Имени Божия в числе более девятисот человек. Духовник, иеромонах Сила Ершов, Духовник, иеромонах Понтий Непиющий, Духовник, иеромонах Имеретий Рощин, Духовник, иеромонах Филарет Белоконь, Иеродиакон Игнатий Митюрин, Монах Ириней Цуриков, Духовник, иеромонах Гиацинт Еременко, Духовник, иеросхимонах Николай Иванов , Духовник, иеромонах Федим Еременко, Монах Ианнуарий Гробовой, 34 Монах Манассия Зенин, Монах Филипп Ершов. Подлинник. Рукопись. НИОРРГБ. Ф. 765. К. 4.Д. 29.1913 год. Журнал Комиссии, образованной при Правлении Добровольного Флота для обсуждения вопроса о посылке одного из пароходов на Афон для доставки оттуда в Одессу русских монахов 2 июля 1913 г. Присутствовали: Председатель Генерал-лейтенант О. Л. Радлов Член Правления Добровольного Флота Н. В. Герасимов, Действительный Статский Советник Директор-распорядитель Добровольного Флота В.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Изъяснивши еще раз чувства моей глубочайшей благодарности маститому архипастырю Москвы, я просил его осенить меня своим пастыреначальственным благословением, и, облобызав его святую десницу, сотворил пред ним земное поклонение. Прощаясь с великим старцем, я оставлял его без твердой, конечно, надежды на новое с ним свидание, но и без мысли о столь скорой с ним разлуке на веки. При прощании владыка вручил мне черновой список изложенных выше его писем к Новгородскому и Киевскому митрополитам о перенесении мощей препод. Евфросинии Полоцкой. При этом он преподал такое наставление: в случае согласия того и другого митрополита сделать представление Св. Синоду от лица всего духовенства Полоцкой епархии и некоторых почтенейших мирян; а по перенесении мощей, на первый раз можно поставить оные в Полоцком Софийском Соборе, пока не будет сооружен более обширный храм в Спасском монастыре. После именниного обеда у о. ректора академии, я оставил Лавру и вечером возвратился в Москву а чрез день должен был оставить и гостеприимную столицу. 1-го числа утром, пред выездом моим из Москвы, принес мне в дар рукописное Евангелие, в 16-ю д. листа Московский купец Ив. Павл. Тихомиров (мой однофамилец), которого часто видал я при богослужениях в Высокопетровском монастыре, но с которым не был знаком. Евангелие в бархатном корешке с серебряными золочеными дсками на коих вырезаны разные священные изображения; писано мелким полууставом, по-видимому, XVI века, с позднейшими по местам вставками; украшено изображениями четырех евангелистов, и с следующею по листам крупною подписью, сделаною киноварью: «Си кнга стое кова Борисовича Свечина». Простившись с гостеприимною и благодетельною Москвою, я отправился опять чрез Петербург. До Твери ехал со мною в одном вагоне Орловский губернский предводитель дворянства Шереметев. Я подарил ему французский экземпляр изданного, мною Указателя Патриаршей Ризницы, а он обещал сделать мое какое-либо пожертвование в пользу бедных церквей моей епархии, но обешания своего не исполнил, хотя впоследствии не раз бывал у меня в Витебске. Более полезным оказался для меня другой спутник – известный фабрикант, впоследствии потомственный дворянин, П. Г. Цуриков 830 . Он, чрез посредство И. И. Четверикова 831 , прислал мне 10-ть серебряных золоченых священно-служебных сосудов с принадлежностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Сообщала о своем участии в истории восстановления Нижегородского Макариева монастыря, предположенного Архиепископом Нектарием к упразднению с целью воспользоваться его богатыми сокровищами. Первоначальная мысль о сохранении этого монастыря, в видах открытия в нем общины сестер милосердия, принадлежит Преосвященному Леониду, Епископу Дмитровскому, викарию Московскому. Орудием для осуществления этой благой мысли избран был известный ревнитель благочестия и благотворитель обителей и церквей, богатый Звенигородский купец П. Гр. Цуриков. Он с избранными им единомышленниками из Нижегородцев отправился в Петербург в качестве депутата по этому делу. Доведено было о сем до сведения Государыни Императрицы, которая приняла в сем деле живое участие и поручила Придворному протоиерею И. В. Рождественскому и ей, Игумении, осмотреть монастырь и дать заключение. Но тот и другая разошлись в своих взглядах на дело. Игумения была на стороне нижегородских граждан, а Рождественский на стороне нижегородского архиепископа. Дело окончилось, кажется, закрытием монастыря и удалением архиепископа Нектария на Харьковскую кафедру. Об обстоятельствах кончины блаженной памяти Митрополита Московского Филарета и её последствиях Митрофания и Валерия передали мне следующие сведения. Бывший протоиерей Московского Архангельского Собора П. Евд. Покровский, со слов Наместника Лавры, архим. Антония, передал Игумении Валерии, что Митрополит Филарет, при последнем свидании с Государем, просил Его Величество, в случае его смерти, назначить в Москву Митрополитом Тверского архиепископа Филофея; но Государь указал будто бы на Преосвящ. Леонида. Валерия слышала также от Графа Шувалова, что на семейном вечере в Зимнем Дворце вся царская фамилия выражала желание видеть Московским Митрополитом Леонида, но Обер-Прокурор Граф Толстой сильно воспротивился этому и сказал будто бы Государю, что скорее он оставит Синод, чем Леонид будет в Москве Митрополитом. Негодование графа Толстого на Преосвященного Леонида объясняют тем, что Леонид не сам явился к Графу Толстому с приглашением на поминовенный обед в Мироварной Палате после отпевания почившего в Бозе Митрополита, а послал к нему Николо-Угрешского архимандрита Пимена.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010