Иларион (Цуриков Родион Федорович), иеромонах " , родился 8.04.1856 г., в Воронежской губернии, в крестьянской семье. Служил на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре. В 1913 г. был вывезен с Афона в Россию по делу имяславцев в Московский Покровский монастырь. После 1924 г. переехал на хутор Соленый Кубанской обл., где проживал вместе с афонским монахом о. Иоанном (Лаба). Арестован 29.06.1924 г. вместе с о. Иоанном. Осужден на 3 года ссылки в Нарым-ский край, потом в Киргизскую ССР, г. Фрунзе. После освобождения из ссылки о. Иларион поселился вместе о. Иоанном в горах, на пасеке. В 1929 г. они вновь арестованы и осуждены на 3 года ссылки в г. Кзыл-Орда. После освобождения они поселились в г. Мирзояне. Интересен тот факт, что у них был антиминс и они тайно служат Литургию. Вновь арестованы 24.06.1937 г. и осуждены по делу митрополитов Кирилла и Иосифа как руководители тайного монастыря. Расстреляны 4 сентября 1937 г. в Южно-Казахстанской обл., г. Чимкент, Лисья балка.   Иоанн (Лаба Флавиан Иванович), иеромонах12, родился в 1863 г. в Киевской губернии, служил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Иеромонах до 1913 г. По всей видимости, также был вывезен с Афона вместе с имяславцами. С 1919 по 1920 г. был на нелегальном положении. После 1920 г. переехал на хутор Соленый Кубанской обл., где жил вместе с афонским монахом Иларионом (Цуриковым). После чего они не расставались до мученической кончины 4.09.1937 г. Иеромонаху Илариону было 81, а Иоанну — 74 года.     Святогорцы, в Крыму пострадавшие Антоний (Корж/.../Агафонович), родился в 1888 г. в Таврической губернии, в семье бедного украинского крестьянина. Некоторое время пребывает в Русском Афонском монастыре - послушником, монахом, иеродиаконом. Потом в Кизилташском монастыре Таврической губернии до его закрытия в 1920-х гг., затем в церкви Ливадийской слободки, тоже до ее закрытия. В начале 1937 г. прихожане Ливадийской слободки решили ходатайствовать перед горисполкомом об открытии Александро-Невского собора. «Поход» в горисполком возглавил о. Антоний. Власти расценили его как «бунт и попытку убить секретаря горисполкома»: все, кто был причастен к этому, были арестованы в декабре 1937 г.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2458

Архиепископ Виталий – другой выдающийся иерарх РПЦЗ. Отчисленный в 1896 году из Киевской духовной академии за участие в студенческих беспорядках, только благодаря личному поручительству тогда епископа Чебоксарского Антония он смог закончить академию Казанскую, а в дальнейшем – стать проповедником в Почаевской лавре и капелланом в русских войсках в конце Первой мировой войны. Убежденный монархист, он тяжело переживал отречение императора Николая II от престола и даже прибыл в царскую ставку в Могилев, чтобы умолять государя отказаться от своего решения. Уже будучи архиереем Зарубежной Церкви, владыка Виталий поддерживал литургическое общение с архипастырями других православных Церквей – Антиохийской и Константинопольской, что позволяло Русской Православной Церкви заграницей, несмотря на шаткость формального канонического положения, избежать обвинений в расколе. Именно архиепископ Виталий в 1948 году постригал в рясофор и в мантию двадцатилетнего Василия Шкурла – будущего митрополита Лавра, одного из объединителей Русской Церкви. Отец Владимир Цуриков напомнил: митрополит Лавр благословлял связь со священниками в Отечестве, с отечественными духовными школами и историками. — Он понимал, что общение на уровне сотрудничества с духовными учебными заведениями (у нас проходили и студенческие обмены, и совместные паломничества, и издательские проекты, и конференции), на уровне научных центров – может способствовать исцелению нуждавшихся в уврачевании ран. Сергей Владимирович Мироненко, директор государственного архива Российской Федерации, отдельно поблагодарил нынешнего предстоятеля РПЦЗ, митрополита Илариона за продолжающееся сотрудничество Русской Церкви заграницей с российскими историками. В частности лет в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге пройдет выставка, посвященная расследованию обстоятельств гибели Царской семьи. — Наши контакты тесны, плодотворны и идут на благо наших душ и наших знаний. Сложная история Сергей Мироненко убежден: история русской эмиграции – это немаловажная часть истории России.

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-xra...

Конечно если бы Бог хотел бы что бы это было бы понятно мирянам давно то это было бы известно давно. Но видимо сейчас пришло время узнать всем. Так как для равноценного выбора зло и добро должны быть равны. Увеличилось зло должна увеличится и благодать. Наверное :) Михаил 2018/09/09, 22:08:25 Иян и Михаил, думается, в приведенной цитате акцент делается правильно. Корень прелести в том и состоит, чтобы, стяжая благодать, допустить помысел о своей в этом значимости и роли. Это страшное падение и источник, в свою очередь, многих бед. Но понимание этого тончайшего нюанса - уже своего рода щит. Герман 2018/09/07, 07:07:32 Согласен с Михаилом. Это как лицемерие получается. Не, ну понятно что источник благодати это Бог, но подаёт такое утешение не просто так, а за труды какие-то. Другое дело если принять в мысли что твои труды были какими-то великими, о которых другие даже не мечтают. Вот где превозношения будет. 2018/09/06, 11:33:40 Вот мысль из статьи. -------------- Мы, монахи, легко можем впасть в прелесть, если в процессе нашего подвижничества хоть на секунду допустим мысль, что источником иногда нами получаемой благодати является не милостивый Бог, а наши собственные усилия или определенные формы нашего подвижничества. Действие благодати настолько мощно, что память о нем у любого подвижника остается на всю жизнь, если даже оно длилось всего несколько секунд. И, к сожалению, мы, находясь под действием такого сильного впечатления, часто делаем губительное заключение, что в происшедшем есть и наша заслуга или что какая-то форма молитвы, которой мы занимаемся, обеспечила приток этой благодати. Этот помысел, это утверждение и является основой прелести, потому что оно в корне не верно. ------------- Источником благодати есть Бог. Но если Он дает благодать в ответ на добро через искушение почему говорить об этом неправильно? Возразите Богу что это неправильно делать, пусть больше так не делает. Это происходит и говорит об этом Святой Паисий Афонский да и Святой Палама. Недавно Вы ставили что Он говорит что добро для любви как масло для лампады. Т.е. все это понимают но типа не смиренно.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2947

154-155 ИЛАРИОН (Правдин; † 1918, Казань), послушник, преподобномученик (пам. 28 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) ИЛАРИОН (Ириней?) (Цуриков Родион Федорович; 1856-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 155-156 156-157 157-159 159-164 164-165 165-166 166-172 ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. 172-174 ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ 174-175 ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) 175-176 ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель 176-178 178-179 179-181 ИЛАРИОН (Михайловский Стоян Стоянов; 1812 - 1875), митр. Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 181-182 ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 1882 - 1972), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде; историк Церкви 182-184 184-185 ИЛАРИОН (Радонич Жарко; 1871 - 1932), митр. Вршацкий (Банатский) Сербской Православной Церкви (СПЦ) 185-186 186-187 187-188 ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 1913 - 2009), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 188-189 189-193 ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи 193-196 196-200 200-201 201-204 ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) 204-205 205-206 206-207 ИЛАРИОН УБИСЕЛИ [Убели, Убисский; Иерусалимский] Грузинской Православной Церкви, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен)

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

Как мы можем узнать, что мы в прелести? Когда нас охватывает дух противления — это верный признак того, что мы в прелести. Какими бы благими намерениями мы ни руководствовались, но, выступая против Матери Церкви или ее священноначалия, в любом случае мы пребываем в прелести! Что ясно показывает поведение имябожников. Они ради своей идеи сопротивлялись всем и вся. За имябожническое учение отец Флавий и отец Ириней вместе с сотнями других монахов, приверженцев этого учения, 17 июля 1913 года на пароходе «Чихачев» были отправлены обратно в Россию. Очевидно, что для отца Флавия и отца Иринея потеря Афона, лишение благословения Церкви и отлучение от Святых Таинств Ее стало мерой, которая привела их к отрезвлению. Они, осознав свою ошибку, вскоре покаялись в содеянном, и Матерь Церковь приняла их обратно в свое лоно. Они поступили в Московский Покровский монастырь, где были пострижены в схиму — отец Флавий с именем Иоанн, а отец Ириней с именем Иларион. Многие бывшие имябожники, как и отец Флавий с отцом Иринеем, покаялись и вернулись в лоно Матери Церкви, чему свидетельство огромная переписка, которую они вели со старцами Пантелеимонова монастыря после их изгнания с Афона. И, наверное, большинство их вернулось бы на Афон, если бы не начавшиеся вскоре война и революция, которые перекрыла им все дороги на Святую Гору. Но милостивый Господь не оставил своих чад без возможности спасения. Многих покаявшихся бывших имябожников Он сподобил загладить свою вину венцом мученичества. Среди них были и отец Иоанн, и отец Иларион. Они стали неразлучными сомолитвенниками и до смерти разделяли между собой всю тяжесть большевистского гонения на Церковь. С 1924 года преследуемые властями друзья переехали жить на хутор Соленый Кубанской области, где 29 июня 1924 года их арестовали по обвинению в том, что они «шли против советской власти и держались за старое». Они были осуждены на три года ссылки в Нарымский край. После освобождения отец Иоанн вместе с отцом Иларионом поселились в горах, на пасеке, в Киргизии, близ города Фрунзе. В 1929 году они были вновь арестованы и осуждены на три года ссылки в город Кизыл-Орда.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2947

Поэтому не будем повторяться, тем более что уральская выставка практически ничем за исключением нескольких экспонатов от столичной не отличается. Упомянем лишь о традиционно высоком внимании к публичной демонстрации экспозиции Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. Это не случайно. Несколько важнейших и интереснейших экспонатов прибыли из США, из музея Духовной семинарии при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, сотрудники которого потратили не один десяток лет, чтобы собрать их воедино из нескольких разрозненных и отрывочных заокеанских коллекций. Преобладают в американской части экспозиции вещдоки, собранные еще белогвардейским следователем Николаем Соколовым в ставке адмирала Колчака. «Открыли выставку директор Государственного архива Сергей Мироненко и глава Федерального архивного агентства Андрей Артизов. С проникновенным словом к собравшимся обратился епископ Штутгартский Агапит, - рассказывает директор Фонда русской истории, член Попечительского совета Троицкой духовной семинарии протоиерей Владимир Цуриков. - Присутствовали местные губернатор, вице-губернатор, министр культуры. Чуствуется, для россиян, для уральцев эта тема очень важна и волнительна». Празднества на местах: от крестных ходов до скаутского слета Инициативы «снизу» по достойной общеромановского юбилея памяти царственных страстотерпцев тоже оказались масштабными. Они в основном выражены в крестных ходах. Так, полтысячи архангелогородцев сегодня, в день памяти святых, участвовали в крестном ходе от Троицкого храма до возводимого кафедрального Свято-Троицкого собора на набережной Северной Двины. Но самое серьезное в череде подобных начинаний — конечно, пеший крестный ход Екатеринбург — Кострома, проводимый в память о романовской династии и о семье царственных страстотерпцев по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Выйдя из Екатеринбурга в день рождения Николая Александровича 19 мая, паломники продвигаются точно по намеченному плану и хотят достичь Костромы в самом конце июля.

http://e-vestnik.ru/church/tsarskie_dni_...

С 1910 года отца Иринея вернули на Афон, где он в вскоре принял участие в развернувшемся споре об имени Божием. Отец Ириней еще со времен его отшельнической жизни был ревностным делателем Иисусовой молитвы. Наверное, поэтому, когда разгорелся спор на Афоне об имени Божием, то, волей-неволей, отец Ириней стал на сторону защитников нового учения. Он не писал никаких догматических обоснований для защиты этого учения, а лишь руководствовался своим личным опытом делания Иисусовой молитвы. А так как, как мы уже говорили, он был ревностным ее делателем, то постепенно стал вождем имябожников и возглавлял все неприятные процессы в монастыре, связанные с этим делом. Как могло случиться, что молитвенник и подвижник оказался вождем раскола? Этому может быть только одно объяснение — прелесть ввела его в заблуждение. Но как впал этот делатель Иисусовой молитвы в прелесть? Мы, монахи, легко можем впасть в прелесть, если в процессе нашего подвижничества хоть на секунду допустим мысль, что источником иногда нами получаемой благодати является не милостивый Бог, а наши собственные усилия или определенные формы нашего подвижничества. Действие благодати настолько мощно, что память о нем у любого подвижника остается на всю жизнь, если даже оно длилось всего несколько секунд. И, к сожалению, мы, находясь под действием такого сильного впечатления, часто делаем губительное заключение, что в происшедшем есть и наша заслуга или что какая-то форма молитвы, которой мы занимаемся, обеспечила приток этой благодати. Этот помысел, это утверждение и является основой прелести, потому что оно в корне не верно. Единственным источником благодати является один только Бог! То, что мы беспрерывно повторяем имя Господа, не обеспечит нам благодати, если мы это не делаем в сознании полного нашего ничтожества и в совершенном послушании духовнику. И один Бог знает, когда и почему он пошлет нам в утешение свою благодать. Поэтому любая форма молитвы, между ними и Иисусова, есть не цель подвижничества, а его средство. Для большинства имябожников она превратилась в цель, поэтому они и впали в прелесть.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2947

Тезисы с Вашими пометками благоволите оставить на квартире у Вас. Ив. на мое имя. В четверг или в пятницу я заеду к Вас. Ив. и возьму их. Жена моя, Валент[ина] Михайловна, шлет Вам привет. Глубоко преданный Вам А. Лосев » . К сожалению, отзыв о. Павла Флоренского нам неизвестен. Хотя мы знаем, что ученый выступал в 1921-1922 гг. с многочисленными докладами на имяславскую тему, а статья о. Павла Флоренского «Имяславие как философская предпосылка» , написанная им в конце 1922 г., явилась закономерным итогом предшествующих размышлений. Благодаря работе современных архивистов мы можем знать, что в оригинальный текст А.Ф. Лосева были внесены исправления бывшим насельником знаменитого афонского Андреевского скита, одним из лидеров имяславского движения на Афоне, отцом Иринеем (Цуриковым) . Рассматриваемые нами тезисы – опыт исключительно богословского осмысления имяславского учения: философский подход здесь остается за рамками лосевских размышлений, уступая место догматическому богословствованию, о чем свидетельствует сам автор в приведенном выше письме. Митрополит Иларион (Алфеев) справедливо отмечает, что эти тезисы «…на богословском уровне завершают осмысление темы имяславия в период собственно имяславских споров. именно Лосеву – параллельно с Флоренским – удалось свести их в стройную систему, в которой ключом к учению об имени Божием становится понятие символа. Вокруг этого понятия и будет строиться философское обоснование имяславия на протяжении всего ХХ столетия» . Согласимся и с суждением В.И. Постоваловой, которая полагает, что «…Лосев развивал свой взгляд на имяславие и природу имени в традиции православно понимаемого неоплатонизма. Эта парадигма обусловила основные моменты нетрадиционности его богословия: содержательно – природно-софиологический детерминизм, выведение личности из природы, фактическое отождествление имени и слова; методологически – диалектическое конструирование мифологии (вероучения), “логическое мифотворчество”, что определило и нетрадиционные моменты его трактовки имяславия и специфику развертываемой им универсальной модели бытия и знания» .

http://bogoslov.ru/article/5408427

В июне 1935 г. Н. был отправлен в ссылку, к-рую отбывал в с. Ленинском (ныне Казыгурт) Южно-Казахстанской обл. Он общался с др. репрессированными священнослужителями, трижды приезжал к митр. сщмч. Кириллу (Смирнову) , также сосланному в Казахстан, организовал хоровой кружок, писал роман. 23 июня 1937 г. Н. арестовали и заключили в тюрьму г. Чимкента. В тот же день были арестованы еще 19 чел. по следственному делу об организации «контрреволюционного центра церковников». К осени 1937 г. по этому делу были арестованы 64 чел., в т. ч. митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых) , еп. Евгений (Кобранов) , архиеп. сщмч. Алексий (Орлов) , схиархим. прмч. Елевферий (Печенников) , прот. сщмч. Владимир Смирнов , иером. прмч. Иоанн (Лаба) , иером. прмч. Иларион (Цуриков) и его брат мон. Иоанн, игум. прмц. Ева (Павлова) , мон. прмц. Евдокия (Перевозникова) , мон. прмц. Мария (Рыкова) . Н. был обвинен в руководстве контрреволюционной орг-цией церковников из числа ссыльного духовенства в Каракатском р-не и с. Ленинском, в «агитации пораженческого характера, написании контрреволюционного романа». Виновным себя не признал и отказался отвечать на вопросы следователя. Н. был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 4 нояб. 1938 г. и похоронен в общей могиле в Лисьей балке близ Чимкента. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 02455. Лит.: Смирнова М. Д. Сщмч. Николай Толгский//Календарь храма Благовещения Пресв. Богородицы. М., 2011. 11. С. 1-8; Толгская Н. В. Имена в «Noмuhahiu»: О священническом роде Толгских. М., 2011. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/Толгская.html

«Вечная память» была провозглашена Святейшему Патриарху Пимену . 3 мая 2021 года  исполнился 31 год со дня его преставления ко Господу. Митрополит Александр отметил, что Лисья балка — место священное для последователей всех традиционных конфессий Казахстана, поскольку здесь приняли смерть от рук палачей люди, принадлежащие к разным религиям. Наряду с православными священнослужителями и мирянами в общих могилах Лисьего оврага погребены репрессированные духовные руководители и последователи ислама, католицизма, лютеранства, иудаизма, буддизма. Владыка Александр произнес слова признательности в адрес руководства города Чимкента за предоставление официального разрешения со стороны государственных органов власти на установку монумента и благоустройство вокруг него территории. Печально известная на весь мир Лисья балка, близ Чимкента, стала местом расстрела и последнего упокоения тысяч православных христиан. Среди них — митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных деятелей Российского Православия начала ХХ века. О его духовном величии свидетельствует то обстоятельство, что в 1908 году святой Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, тогда викарий Санкт-Петербургской епархии . Здесь были расстреляны духовный писатель митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Великоустюжский Николай (Клементьев), епископ Ростовский Евгений (Кобранов), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), наместник Смоленского Троицкого монастыря схиархимандрит Елевферий (Печенников), настоятельница Пензенского Свято-Троицкого монастыря игумения Ева (Павлова), благочинный Сретенского округа Москвы, выдающийся проповедник и просветитель протоиерей Николай Толгский, сподвижник Святейшего Патриарха Тихона протоиерей Владимир Смирнов, духовные окормители тайного монашества иеромонахи Иоанн (Лаба) и Иларион (Цуриков), депутат III Государственной Думы Российской империи от Томской губернии священник Василий Климов и бесчисленное множество священнослужителей, монахов, монахинь и простых верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/5805956.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010