С.Л. Кравец представил доклад «Научно-исследовательские проекты ЦНЦ " Православная энциклопедия " ». Докладчик отметил, что важным элементом научной работы Энциклопедии является тот факт, что каждая статья проверяется не только редактором соответствующих серий, но и нескольких других: например, статьи раздела «История Православия на Украине» обязательно смотрит редактор раздела «католицизм» и «протестантизм». Помимо непосредственной работы над энциклопедией, ЦНЦ ведет несколько проектов. Это научный журнал «Вестник научной истории», где публикуются статьи неэнциклопедического характера. Другой проект — подготовка особо сложных изданий, например, недавно опубликованного двухтомника «Православие в Эстонии», который уже вышел на русском, эстонском и английском языках. Церковно-научный центр также работает над созданием базы данных по материалам Совета по делам Русской Православной Церкви. С.В. Мироненко выступил с докладом «Создание научно-справочного аппарата к документам ГАРФ и деятельность архива по изданию исторических источников». В ближайших планах архива доведение уже имеющейся библиографической базы данных документов архива до количества в 4,5 млн. наименований документов. Кроме того уже полностью оцифрован и находятся в свободном доступе посредством сети Интернет целый ряд документов, в том числе сборники документов «Личная папка Сталина» и «Личная папка Молотова». Докладчик рассказал о последних издательских проектах архива, посвященных династии Романовых, выделив из них поразивший его более всех — размышления императрицы Александры Феодоровны о воле Божией в жизни людей. Также он упомянул о недавно открытом церковном следственном деле Тобольской епархии в отношении Распутина, подозреваемого в хлыстовстве. В заключение директор ГАРФ рассказал о подготовке совместной выставки с Русской Зарубежной Церковью. Протоиерей Владимир Цуриков поздравил Свято-Тихоновский университет с 20-летним юбилеем и представил доклад «Сохранение архивной России в РПЦЗ». После революции и массовой эмиграции русского населения за рубеж иерархи РПЦЗ смогли опереться на храмы, существовавшие заграницей еще до революции. Перед Зарубежной Церковью стояла задача также сохранить идентичность русского эмигранта, для чего в первую очередь было задействовано образование. Создавались воскресные и церковно-приходские школы. Уже в ранние годы русской эмиграции стали открываться богословско-пастырские училища, в 1925 году открылся Свято-Сергиевский богословский институт. В основе всех учебных заведений лежал библиотечный центр.

http://patriarchia.ru/db/text/2608040.ht...

Удивительно и трепетно было видеть множество болящих. притекавших к заступлению Богоматери; многие получали исцеление, о которых находится запись в монастырской летописи, а другой экземпляр всегда представлялся Владыке Митрополиту. Сначала исцеления: были чаще; впоследствии уменьшились. Бывают часто изменения в лике Богоматери, на иконе Пречестного Ее Успения. Иногда выражение скорбное и лик темноватый, иногда светлое и благолепное, как например о Пасхе сего 1868-го года. Сии изменения лика несколькими замечаются. Благодетель обители и строитель храма П. Г. Цуриков передавал мне грешной, что часто видит колебание средней лампады, возженной пред Св. Иконой сей во время богослужения; прочие предстоящие не видят сего колебания, что и на себе самой испытала, ибо сверялась с ним после богослужения. – Дивны Твоя Тайны, Богородице Дево! Сама Владычица печется об обители сей и утверждает веру и усердие в благодетеле и в нас недостойных Ее великие милости». На письмо, при котором присланы были мне эти сведения, я отвечал матери Евгении 29-го числа: «Приношу Вам искреннюю благодарность за доставление мне очень интересной и назидательной записки о чудной иконе Б. Матери. Приветствуя Вас с наступающим, новым летом благости Господней и призывая на Вас и на вверенную Вам обитель Божие благословение, с душевным почтением пребываю»… Св. икону Успения Божией Матери я имел утешение видеть два раза: в первый раз в покоях Преосвящ. Митрополита, когда она ему была принесена игумениею Евгениею, а в другой – в самом монастыре, при посещении мною Аносинской обители в сентябре 1863 г. 23-го числа был у меня мимоездом из СПб., А. Вл. Симанский и обедал В разговорах, между прочим, сообщал, что знакомый ему Псковский Губернатор Мих. Борис. Прутченко 809 , вдовый, имеет намерение принять священный сан (ему было тогда ок. 47 лет); что Дмитрию Благово, в монашестве Пимену, предлагали должность Синодального Ризничего (ныне он в Риме настоятелем посольской церкви), и что будто-бы покойный Митрополит Макарий признавался П. И. Бартеневу (редактору Русск. Архива), что ряса не по нем. – И это, кажется, недалеко от правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Монтажом на месте руководил архит. Реймерс. В 1867 г. возобновлена Голгофская ц. Страстей Господних (на средства купца И. Д. Чикина). В 1874 г. произведен крупный ремонт собора с обновлением покрасок, позолоты и икон на средства Цурикова. На его же средства был заново вызолочен главный иконостас, покрыты золотом купола собора, а также главы церквей Рождества Пресв. Богородицы и надвратной в честь Входа Господня в Иерусалим. 15 сент. 1874 г. обновленный собор освящен. В 1876 г. Цуриков финансировал поновление Кувуклии: деревянная сень заново вызолочена, под иконами на Гробе Господнем сделан мраморный карниз, а на свод пещеры набиты медные золоченые звездочки; стены придела Ангела выложены внутри мрамором; часовня окружена бронзовой решеткой; из белого мрамора сделано новое подобие камня, отваленного от Гроба Господня. В 1889 г. архим. Вениамин (Поздняков) сообщил в Синод, что «в храме служба должна обязательно начинаться со Страстной седмицы, которая при ранней Пасхе приходится на март», а к этому времени собор не успевает прогреться, да и летом его пол «при перемене погоды бывает мокрым, отчего многие из братии получают ревматизм и вообще страдают простудой, на что жалуются и многие из богомольцев». Поэтому, по его мнению, следовало заменить чугунные плиты деревянным настилом, «положить по бетону в виде паркета по примеру Киево-Печерской Лавры, где в 1885 году устроен деревянный пол вместо чугунного в древнем храме великой церкви» (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 32. Л. 18 об.-19). Московское отд-ние Имп. археологического об-ва уведомило Синод о том, что «не находит... препятствий к замещению в соборном храме Воскресенского Новоиерусалимского монастыря чугунного... пола сосновым» (Там же. Л. 20). Огромную площадь нижнего яруса собора (свыше 1820 кв. м) постепенно начали выкладывать паркетом (работа продолжалась и в нач. XX в., к этому времени были выложены полог центральной части, алтаря, Успенского придела, Голгофы). В 1899 г. деревянные рамы окон собора были заменены металлическими, что нанесло урон керамическим наличникам.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Муравьев был у меня после того, как я получил от Вас письмо о намерении Земства жаловаться на Вас. Я передал ему. Он говорил покойному Владыке, что те- —148— перь земство нападает на духовенство, а что будет, когда устроится конституция? Митрополита поминают и посторонние; при гробе его постоянно иеромонах для служения панихиды. Цуриков вызвался отделать церковь и устроить мраморное надгробие с решёткой. Сейчас был у меня казначей. Он говорил, что Владыкиных денег не более 7000 рублей в Лавре и в Чудове не более. А комиссия хочет взять с Перервы те деньги, которые бы следовали Владыке, но которых он не хотел брать никогда. Их-то и считают огромной суммой. В Москве не в одном месте слышал я недоверие к рассказу о. наместника о 19-м числе. Казначей говорил мне, что о. наместник, будучи уже в Москве, вдруг вспомнил рассказ Владыки. Казначей говорит, что 19-го числа наместник, придя к Владыке, узнал, что он причащался и спросил его: почему, причастившись 17-го, причащается 19-го? и тогда Владыка сказал о явлении отца. В газетах не так рассказано и мудрено, чтобы о. наместник забыл этот рассказ Владыки не о простом сне, но о явлении. 1867 г. декабря 18-го. Митрополит покойный незадолго до кончины вытребовал у секретаря своего все дела, какие залежались с давних пор. Видно сбирался порешить все, но не успел. Нашли их на столе перед ним, все в порядке уложенные. Прошлый год, по случаю внезапной смерти эконома, переписано было всё находящееся на подворье и тут отмечено собственной рукой покойного, что принадлежит ему и что из этих вещей должно остаться в доме после его смерти. Между прочим он сказал, что в гостиной мебель ему принадлежит, ибо подарена лично ему Новосильцевой, но эта мебель после него должна остаться в доме. Митра у него только одна своя; панагию он считал своей собственностью. То, говорили он, в чём я могу выезжать и что ношу на себе при частных выездах, есть моя собственность, а что надеваю только в церкви, то и должно поступить в церковь . Серебро есть, но не много. Спрашивал он пред отъездом, что делать с портретами, где их держать? Наместник, опасаясь показаться завистливым, сказал: „держите в шкатулке“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для совершения богослужения отправился с церковью к позициям в деревню Тацзеин, где стоят четыре эскадрона; туда же идут из нашей деревни остальные два эскадрона и штаб. На прекрасном, ровном огороде расставили церковь. Михаил в восторге. «Ни разу так хорошо не ставили»,— говорит он. Ксенофонт хлопочет у костра, готовит угли для кадила и кипятит воду для теплоты. Он с особенною любовию будет прислуживать за богослужением; улыбка не сходит с его лица. Но вот моя беда с ним: все просится недели на две — на три в эскадрон «повоевать». Я убеждаю его, что и в обозе служба считается, как и в строю. С неделю помолчит, а потом опять: «Батюшка! Отпустите немного повоевать. Я вернусь. Белья настираю, приготовлю: на все время его хватит!» Раздались обычные залпы наших осадных орудий. Подполковник Букреев говорит шутя: «Это, батюшка, к обедне звонят; хорошие колокола!» Утром дул холодный ветер, а когда вышел я читать входные молитвы, то прямо поражен был: тишина полная! Тем более удивительно, что тишина продолжалась, только пока шло богослужение. И это замечалось несколько раз! Слава Господу Богу. На литургии и молебствии присутствовал весь полк, генералы: начальник западного отряда барон Бильдерлинг, начальники пехотных дивизий 3-й — Янжул и 35-й — Добржинский, начальник нашей бригады Степанов, начальник штаба 10-го корпуса Цуриков и господа офицеры некоторых других частей. Служба прошла торжественно; выстрелы не беспокоили. Поучение говорил о необходимости особенно горячо молиться за дорогого государя нашего императора: да царствует он на благо отечеству и страх врагам, а также за августейшего шефа нашего — великую княгиню Елисавету Феодоровну, которая как мать относится ко всем чинам полка, с сердечным участием, вникая во всю трудовую жизнь их. Зато и черниговцы все преисполнены горячей благодарности к своему августейшему шефу. Просил воинов усугубить ревность свою по исполнению воинского долга, чтобы доказать тем свою любовь и преданность государю и доставить радость своему шефу. После молебна и многолетия около церкви был парад, играли гимн «Боже, Царя храни», марши. Торжество вышло такое, какого мы давно не испытывали.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

В Свято-Тихоновском университете состоялась конференция «Изучение истории Русской Православной Церкви на современном этапе: проблемы и перспективы» 23 ноября 2012 г. 16:59 21 ноября 2012 года в актовом зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  прошла конференция «Изучение истории Русской Православной Церкви на современном этапе: проблемы и перспективы», в которой приняли участие руководители ведущих светских и церковных исследовательских центров России. Доклады представили архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев , директор Государственного архива РФ С.В. Мироненко, директор архива ФСБ В.С. Христофоров, директор Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) А.И. Сорокин, руководитель  ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец , профессор СПбГУ и СПбДА С.Л. Фирсов, декан Джорданвилльской Свято-Троицкой духовной семинарии , глава «Фонда русской истории» протоиерей Владимир Цуриков. С докладом «Восприятие новейшей церковной истории в России и Русском зарубежье и воссоединение двух частей Русской Православной Церкви» выступил педседатель конференции архиепископ Женевский Михаил. «Зарубежная Церковь всегда понимала, что положение разделения — явление временное, которое должно быть преодолено», — сказал владыка. Выступавший особо отметил параллели истории Русской Зарубежной Церкви XX века и современной истории Русской Православной Церкви: как РПЦЗ в 1921 году приняла административное деление на митрополичьи округа по континентам, так и сейчас в России идет введение структуры «митрополия — епархия». И тот, и нынешний процесс соответствует постановлениям Поместного Собора 1917-1918 годов, просто из-за гонений Церковь внутри России не могла претворять их в жизнь в течение десятилетий. Протоиерей Владимир Воробьев представил доклад «Изучение новейшей истории Русской Православной Церкви в ПСТГУ: итоги 20-летия». В своем выступлении отец Владимир рассказал, почему с самого начала работы университета изучению новейшей истории Русской Православной Церкви стало уделяться повышенное внимание: «Даже те люди, которые жили в советское время, не очень представляли, что происходило с Церковью в те годы, а новое поколение вообще ничего не знает о ее судьбе. Безотцовщина, оторванность от корней ведет к гибели национальной культуры и надо приложить все усилия, чтобы этого не допустить».

http://patriarchia.ru/db/text/2608040.ht...

В выставочном зале ЖМП 10 октябрь 2014 /  8 декабря 2014 г. 13:30 Американская история России В ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ ДЖОРДАНВИЛЛЯ ОТКРЫЛСЯ НОВЫЙ МУЗЕЙ Первая публичная выставка в Музее русской истории — итог многолетней деятельности Свято-Троицкого монастыря в штате Нью-Йорк, Зарубежной Русской Церкви и всей североамериканской русскоязычной диаспоры по поиску, систематизации и научному изучению многих тысяч раритетных, редких книг, уникальных документов и святынь, оказавшихся в минувшем веке за пределами Отечества. Одновременно это начало, возможно, длинной и богатой открытиями жизни нового Центра культурно-исторического наследия русского зарубежья. А пока что в выставочном зале представлена лишь малая часть богатейшей коллекции музея, которая продолжает пополняться. От Ивана Грозного до грозного ХХ века Музей в Джорданвилле работает уже три десятилетия. Но до сих пор он существовал в виде внутреннего, закрытого для посторонних научно-исследовательского кабинета обители и Свято-Троицкой семинарии. Теперь новый выставочный зал в здании семинарии рядом с собором и братским корпусом может посетить любой желающий. В том же самом здании, кстати, располагается библиотека монастыря и семинарии с большим архивом. Это символично: как говорит директор Фонда русской истории и куратор открывшегося музея протоиерей Владимир Цуриков, музейная деятельность монастыря неотделима от архивной и библиотечной. «Последние полтора десятка лет мы готовили наши архивные и библиотечные фонды к открытому доступу для ученых, исследователей-любителей и просто интересующихся русской историей соотечественников и американцев, — рассказывает отец Владимир. — Когда эта задача в основном была решена, появилась возможность и мы сделали открытый доступ в музей. С этим предложением выступил возглавляемый мною фонд. Нам этот проект видится в первую очередь образовательно-просветительским. Он поможет полнее раскрыть национальную, культурную и, конечно же, духовную особенности россиян. Приходит к нам и множество граждан США, просто интересующихся минувшими веками. Для них наш музей — уникальная площадка, где можно посмотреть на русскую историю позитивным взглядом. Ведь Церковь не зависит от политической конъюнктуры, и мы имеем возможность выстраивать экспозицию объективно».

http://e-vestnik.ru/history/amerikanskay...

1988. 17. С. 10-11; Каталог изданий Св.-Троицкого мон-ря. Джорд., 1989; 50-летие священнослужения архим. Киприана [Пыжова]//Правосл. Русь. 1990. 20. С. 4-5; Киприан (Пыжов), архим. Мои воспоминания//Там же. 1991. 18. С. 13-15; 19. С. 14-15; 20. С. 15; 21. С. 14-15; 22. С. 14-15; 23. С. 14-15; Св.-Троицкая духовная семинария. Джорд., 1992; Holy Trinity Monastery. Jord., 1996; Анатолий мон. , Зюба П. , Блачев Д. О строительстве и росписи часовни прп. Иоанна Рильского и св. прав. Иоанна Кронштадтского//Правосл. Русь. 1999. 1; Harbulova L. Ladomirovske reminiscencie: Z dejin ruskej pravoslavnej misie v Ladomirovej: 1923-1944. Prešov, 2000; М. А. Архим. Киприан (Пыжов): Жизнь и служение архим. Киприана//Правосл. Русь. 2001. 7; Фомин С. В. Джорданвилльский отшельник: Архим. Константин (Зайцев)//Трибуна рус. мысли. М., 2002. 2. С. 70-81; Встреча с редакцией периодических изданий Св.-Троицкого мон-ря в Джорданвилле (США)//Там же. 2003. 2(6). С. 181-185; Глазков К. В. , Вениамин (Гомартели), мон. , Всеволод (Филипьев), инок. История Св.-Троицкой семинарии, 1948-2003. Джорд., 2003; Евтихий (Довганюк), иером. Проект путеводителя по некрополю Св.-Троицкого мон-ря. Джорд., 2005; Памятка к 75-летию Св.-Троицкого мон-ря, 1930-2005. Б. м., 2005; Цуриков В. А. , диак. К вопросу об архивном наследии зарубежного православия//Новый Журнал. Н.-Й., 2005. 241. С. 313, 314; он же. Блаженнейший митр. Антоний (Храповицкий) и его служение Русской Церкви в изгнании//Митр. Антоний (Храповицкий) - Архипастырь рус. рассеяния: Кат. выст. Б. м., 2006. С. 35-37, 47-54; [он же] Tsurikov V. A. «Hidden Slavica: Coll. of Slavic Religious, Ethnic, and Cultural Materials at Holy Trinity Seminary and Monastery»//Slavic and East European Information Resources. Binghamton (N. Y.), 2006. Vol. 7. N 2/3: Tracking a Diaspora: Emigres from Russian and Eastern Europe in the Repositories/Ed. A. Shmelev. P. 29-48; он же. «Как хорошо, что у Вас музей открылся - это действительно маленькое чудо!»: Наследие кнж. Веры Константиновны в коллекциях Джорданвилля//Каталог выст., посвящ.

http://pravenc.ru/text/171857.html

Получив сообщение игумена Мисаила, 2 мая в обитель прибыли 18 членов Протата. По свидетельству отца Мисаила, 3 мая в Покровском соборе состоялось собрание иноков с участием представителей Кинота, которые зачитали грамоту Константинопольского патриарха, осуждавшую имяславцев, и предложили насельникам подписаться под ней, но против этого выступил монах Ириней (Цуриков), убедивший иноков не подписываться . Следует добавить, что монах Ириней выступил уже после ухода из собора антипросопов и заявил, что Патриаршую грамоту от 5 апреля (назвавшую новое учение ересью) принимать не следует, так как в ней не указано – «на каких именно святых отцах она основывает свое решение». Однако его речь особого успеха не имела, и собравшиеся просто разошлись . 4 мая состоялось еще одно собрание братии с участием представителей Кинота, которые вновь читали Патриаршую грамоту. Однако, когда чтец дошел до упоминания о том, что имяславие было осуждено богословами в Халки, монах Ириней прервал чтеца словами: «Слышите, братия! В Халке, что такое Халка, мы не знаем; покажите из святых Отцов, а Халки мы не признаем». По окончании чтения имяславцы иеродиакон Игнатий и иеромонах Варахия стали убеждали монахов не признавать грамоту Патриарха. Поднялся шум. Гостивший в то время в монастыре доцент Московской Духовной Академии иеромонах Пантелеимон (Успенский) попросил слова и начал доказывать, что существо Божие нужно отличать от имени Божия, и что имя Божие не может быть названо Богом. Но его выступление вызвало еще большее возмущение . 6 мая члены Протата в третий раз обратились к собору братии с предложением одуматься и принять еще раз зачитанную на греческом и русском языках грамоту Патриарха, но без особого успеха . В этот же день игумен Арсений из Свято-Андреевского скита отправил письмо братии монастыря с призывом не подписываться под Патриаршей грамотой как «еретической», не брать благословения у игумена Мисаила и его сторонников и не молиться с ними, а присоединяться к Союзу Михаила Архангела . 7 мая о. Арсений написал игумену монастыря полное неприкрытых угроз письмо, что свидетельствовало о крайнем обострении ситуации: «Архимандрит Мисаил. Ты своими бунтами и разорением Монастырского имущества, и еретичеством, известен стал Русскому Синоду и подлежишь уголовному суду, как анархист, богоборец и противу Царственный враг. Ты со всеми единомысленными твоими подвержен будешь уголовному суду. Тебя клянут Небесная и Земная Церковь, клянет и всяка верноподданная душа» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10034006/

Тальберг Н. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола. Нью-Йорк: Джорданвилль. Свято-Троицкий монастырь, 1966. Тальберг Н. Святая Русь на Святой Земле. Православная Русь. 1958. 1417. Троицкий С. «Дымное надмение мира» и Церковь . Церковные ведомости. 1924. 2122. Троицкий С. История самочинной карловацкой организации. Церковно-исторический вестник. 2001. 8. Троицкий С. Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры . Сремские Карловцы, 1937. Троицкий С. О неправде Карловацкого раскола. Editions de L’Exarchat Russe en Europe Occidentale. P., 1960. Репр.: Московская Патриархия, 1992. Троицкий С.О правах епископов, лишившихся кафедр без своей вины. Каноническая норма. Церковные ведомости. 1926. 1718. Троицкий С. Правовое положение Русской Церкви в Югославии. оттиск из Записок Русского научного института в Белграде. 1940. Вып. 5. Троицкий С. Размежевание или раскол. Р.: YMCA-Press, 1932. Троицкий С. Юрисдикция Цариградского Патриарха в области диаспоры. Церковные ведомости. 1923. 1112; 1718. Троицкий С.В. Идеология карловацкого раскола. ЖМП . 1948. 2. Цуриков В., прот. История России в документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. М.: ПСТГУ, 2012. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 19171997. История Русской Церкви: В 9 кн. Кн. 9. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. Шабатин И. Из истории взаимоотношений Сербской и Русской Церквей. ЖМП. 1956. 3. Шевченко Т. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (19171957). М.: ПСТГУ, 2012. Шишкин А. Путь духовной гибели. ЖМП. 1954. 2. Шкаровский М. История русской церковной эмиграции. СП б.: Алетейя, 2009. Шкаровский М. Нацистская Германия и Православная Церковь . М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья. Общество любителей церковной истории. 2002. Шкаровский М. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 19351945 годов. М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья. Общество любителей церковной истории, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010