Таким образом, круг полемики об имяславии в каком-то смысле замкнулся у Лосева: мы опять возвращаемся к Платону и неоплатонизму, который противопоставляется позитивизму и другим течениям европейской философии. Как мы помним, еще М. Д. Муретов в 1912 году указал 2050 на Платона как один из первоисточников имяславия, а затем С. В. Троицкий , подхватив мысль Муретова, обвинил имяславцев в платонизме, следование которому, по его мнению, сближало их с евномианами. Теперь мы видим, что на уровне философского осмысления имяславия без Платона действительно обойтись невозможно. Впрочем, нам думается, что в данном случае речь идет не о платонизме в целом, а лишь о тех аспектах неоплатонического учения, которые, по мнению Лосева, сближали его с христианской мистикой. Несколько лет спустя Лосев весьма резко выскажется о платонизме как системе, в основе своей противоположной христианству и трижды анафематствованной Церковью 2051 . Наконец, еще один уровень имяславия – научно-аналитический – выражается, по мнению Лосева, «в определенном ряду математических конструкций». Лосев считает возможным приложить к имяславию, для лучшего его осмысления, достижения современной логики, феноменологии, химии, математики, геометрии, биологии и т. д. Это ему представляется необходимым для выработки «учения о мире как своего рода законченном имени, подражающем Божьему имени» 2052 . Все эти идеи будут развиты в последующих работах Лосева по философии имени. В конспективном изложении имяславские идеи приведены Лосевым в тезисах об имени Божием, направленных 30 января 1923 года Флоренскому с просьбой внести необходимые исправления. Сохранилась рукопись этого сочинения с карандашными вставками и исправлениями, сделанными рукою монаха Иринея (Цурикова): с этими исправлениями Лосев выразил полное согласие 2053 . По-видимому, именно эти тезисы должны были лечь в основу документа, который подводил бы итог имяславским спорам: по крайней мере, участие монаха Иринея в корректуре тезисов и факт их направления Флоренскому свидетельствует о том, что Лосев пытался выразить не свое частное мнение, но общую имяславскую позицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таким образом, круг полемики об имяславии в какомто смысле замкнулся у Лосева: мы опять возвращаемся к Платону и неоплатонизму, который противопоставляется позитивизму и другим течениям европейской философии. Как мы помним, еще М. Д. Муретов в 1912 году указал   на Платона как один из первоисточников имяславия, а затем С. В. Троицкий, подхватив мысль Муретова, обвинил имяславцев в платонизме, следование которому, по его мнению, сближало их с евномианами. Теперь мы видим, что на уровне философского осмысления имяславия без Платона действительно обойтись невозможно. Впрочем, нам думается, что в данном случае речь идет не о платонизме в целом, а лишь о тех аспектах неоплатонического учения, которые, по мнению Лосева, сближали его с христианской мистикой. Несколько лет спустя Лосев весьма резко выскажется о платонизме как системе, в основе своей противоположной христианству и трижды анафематствованной Церковью   . Наконец, еще один уровень имяславия — научно–аналитический — выражается, по мнению Лосева,«в определенном ряду математических конструкций». Лосев считает возможным приложить к имяславию, для лучшего его осмысления, достижения современной логики, феноменологии, химии, математики, геометрии, биологии и т. д. Это ему представляется необходимым для выработки»учения о мире как своего рода законченном имени, подражающем Божьему имени»   . Все эти идеи будут развиты в последующих работах Лосева по философии имени. В конспективном изложении имяславские идеи приведены Лосевым в тезисах об имени Божием, направленных 30 января 1923 года Флоренскому с просьбой внести необходимые исправления. Сохранилась рукопись этого сочинения с карандашными вставками и исправлениями, сделанными рукою монаха Иринея (Цурикова): с этими исправлениями Лосев выразил полное согласие   . По–видимому, именно эти тезисы должны были лечь в основу документа, который подводил бы итог имяславским спорам: по крайней мере, участие монаха Иринея в корректуре тезисов и факт их направления Флоренскому свидетельствует о том, что Лосев пытался выразить не свое частное мнение, но общую имяславскую позицию. Приведем полный текст тезисов:

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Оставшаяся братия зарегистрировалась как церковная община. Большую роль в объединении прихожан сыграл последний наместник (7 апр. 1923 - 28 окт. 1929) архим. Вениамин (Милов ; впосл. епископ Саратовский и Балашовский). Во 2-й пол. 20-х гг. XX в. была взорвана (разобрана?) колокольня. По воспоминаниям архим. Вениамина, «сначала отняли колокольню и снесли ее, церкви отгородили забором от жилых зданий. Потом закрыли Покровский собор, снесли часовни на кладбище, закопали могильные памятники в землю при расчистке площади кладбища под парк. Последним ликвидировали Воскресенский обительский храм» ( Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Серг. П., 1999. С. 101). Храм Воскресения словущего. Фотография. 2012 г. Храм Воскресения словущего. Фотография. 2012 г. К 2017 г. в лике святых прославлены насельники или временно проживавшие в М. П. м. преподобномученики Мефодий (Иванов) , Иларион (Цуриков) , Иоанн (Лаба) , Сергий (Букашкин) , Сергий (Крестников) , мч. Василий (Иванов) . Др. насельники также подвергались гонениям. Игум. Феодосий (Тарасов; 1884-1937) после закрытия обители, вероятно, перешел в храм Иерусалимской иконы Божией Матери на Бойнях, в 1932 г. был арестован вместе с др. монахами и отправлен в ссылку; 28 окт. 1937 г. арестован, 25 нояб. того же года расстрелян. Иеродиак. (?) Евтихий (Тарасов), родственник игум. Феодосия (Тарасова), был арестован 16 апр. 1932 г., приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Дальнейшая его судьба неизвестна. Игум. Нафанаил (Скалкин; † 1963) после закрытия М. П. м. проживал при храме Иерусалимской иконы Божией Матери на Бойнях, в 1930 г. был арестован и приговорен к 3-летней ссылке в Северный край. Иером. Нил (Болотов; 1901-1937) был арестован; в 1931-1933 гг. находился в лагере на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в 1933-1934 гг.- на строительстве Байкало-Амурской магистрали; в 1934 г. освобожден, затем вновь арестован, 3 дек. 1937 г. решением тройки УНКВД по Ивановской обл. осужден, 16 дек. в г. Иваново расстрелян. Мон. Серафим (Аксёнов), вероятно, арестован 14 нояб. 1937 г., осужден в 1937 (1938?) г. на 10 лет лишения свободы. Регент хора обители Фока Карпович Шнырук (1865-1937) 29 сент. 1937 г. был арестован, 17 окт. 1937 г. тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к высшей мере наказания, 21 окт. 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. В течение мн. лет пребывал в тюрьмах и ссылках архим. Иеремия (Лебедев), проживавший в М. П. м. в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Хотя место пещеры преподобного Саввы Сторожевского было известно монастырской братии, скит с двумя небольшими церквями, кирпичной оградой, братским корпусом и кельями появился лишь в 1860-е годы. Главным инициатором возведения пустыни стал богатый звенигородский фабрикант Павел Григорьевич Цуриков. Еще в 1857 году Цуриков оплатил золочение главы древнего Богородице-Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре, а спустя пять лет взялся за строительство зданий скита. Изначально благотворитель желал возвести над пещерой преподобного Саввы только небольшую часовню для чтения псалтыри в память о своем покойном отце. Позже здесь был построен храм и одноэтажный каменный корпус, обнесенный оградой с тремя башнями. Пустынь стала расти, появились иноки, желавшие поселиться в пещерном скиту. В 1865 году П. Г. Цуриков расширил скитскую территорию. Были выстроены еще пять деревянных домов на каменном фундаменте и помещение трапезной. Впоследствии расширили и каменную ограду, построили новый двухэтажный братский корпус с домовой церковью Николая Чудотворца. Кем же был ктитор Саввинского скита П. Г. Цуриков? В XIX веке он считался одним из видных благотворителей в Звенигородском уезде и Московской губернии. О забытом подмосковном меценате Павле Григорьевиче Цурикове собрали сведения истринские краеведы С. Носиков и С. Мамаев. Отец Павла Григорьевича был крестьянином, мастером по установке плотин для мельниц. В 1817 году Григорий Михайлович Цуриков построил мельницу на реке Истре в деревне Ивановской. Сначала на Ивановской мельнице только промывали и валяли сукно, а позже поставили ткацкие станки и стали сами вырабатывать материал. Случай помог крестьянину стать богатым фабрикантом. По легенде, после Отечественной войны 1812 года Григорий Цуриков нашел у себя в огороде оставленную французами бочку с драгоценностями, которую те вывезли из Москвы. Часть денег, вырученных от продажи драгоценностей, Цуриков уплатил в казну, а остальное вложил в собственное суконное производство на реке Истре. С 1830-х годов Григорий стал приобщать к фабричному делу сына Павла, при котором суконное предприятие в Ивановском достигнет расцвета. Павел Григорьевич Цуриков был поборником трезвости: он смог устранить кабаки во всех деревнях и селах в радиусе восьми километров от Ивановской фабрики. Ежегодно фабрикант компенсировал кабатчикам этих селений сумму, которую те могли бы получать от содержания питейных заведений.

http://sobory.ru/article/?object=16954

Изъявление благодарности не нужно Тому, Кто читает в глубине души, но оно необходимо душе благодарной. Обещание мое, которое спешу исполнить, состояло в том, чтобы во имя св. Александра Невского воздвигнуть придел в церкви Нового Иерусалима. Это смиренное приношение счастливого отца, участь жены и сына. Вас, Преосвященнейший Владыко, прошу быть мне помощником и руководителем в исполнении сего обета, священного моему сердцу. Пускай пред алтарем воздвигнутым благодарностью отца, приносятся молитвы и о матери, и о сыне, да продлит Всемогущий их жизнь, для собственного их счастья, на службу государя, на честь и пользу отечества!» Подобным же образом покойным государем императором Александром II был в 1846 г. устроен придел в память рождения покойного наследника Николая Александровича. И в царствование, как и в предыдущие, обитель украшалась новыми зданиями и обновлялись ее храмы, а ризница обогащалась драгоценными вкладами. Особенно замечательно было за это время капитальное обновление соборного храма Воскресения Христова, бывшее в 1873–1874 годах. В 1872 году известный всей православной России любитель церковного благолепия П. Г. Цуриков, издавна благотворя Воскресенскому монастырю, по чувству благоговения к особе святейшего патриарха Никона , задумал приступить к обновлению соборного Воскресенского храма, который в то время все более и более приходил в упадок, так как со времени реставрации времен Елизаветы Петровны, он по недостаточности средств, капитально не обновлялся. В 1873 г. П. Г. Цуриков устроил иконостас теплого, им же обновленного, Христорождественского собора местных икон, по золотому полю, ценой на 1500 рублей. В том же году его усердием вызолочены на некоторых церквах главы. С зимы 1874 года начались приготовительные работы по обновлению Воскресенского храма, по плану, задуманному самим обновителем и одобренному монастырским начальством. Работы по обновлению храма продолжались в течение всего 1874 года и были окончены к 15-му сентября того же года, когда и было совершенно торжество освящения возобновленного величественного Воскресенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Проезжая через Вифлеем по пути к Хеврону осенью 1870 года, Капустин написал: «Высматривал пригодного места для промежуточной станции Дубных поклонников наших, но такового не оказалось» (6 ноября 1870). Этим он опередил реальность на несколько десятилетий: только в 1902 году появится «промежуточная станция» — Бет-Захар. Хевронский участок приобретался не на деньги из бюджета миссии, но и не на средства всенародного «вербного сбора». Отец Антонин сумел найти нужное количество благодетелей, крупных и мелких, для приобретения участка, последующего его расширения и строительства дома. В российских газетах он публиковал «Дубные воззвания», как он называл их в шутку. Одним из жертвователей стал подмосковный купец П. Г. Цуриков. Это был человек с очень интересной судьбой, который родился крепостным, а в итоге стал суконным фабрикантом, купцом первой гильдии, потомственным дворянином и действительным статским советником. На его средства украшались и поддерживались монастыри в Звенигороде, Новом Иерусалиме, Аносине, возводились храмы в окрестных деревнях. Судя по всему, именно Цуриков сделал первый взнос, позволивший приобрести участок с дубом и обнести его оградой. Однако доверие, оказанное тем самым замыслу о. Антонина, не привело к дружбе между ними. Возможно, сказались опасения, которые вызывали начинания последнего у о. Леонида (Кавелина) и митр. Филарета (Дроздова), с которыми Цуриков был близок. Несколько десятилетий спустя, уже после строительства здесь храма, участок Русской миссии в Хевроне стал превращаться из паломнического общежития в монашескую общину: Свято-Троицкий скит был в XX веке одним из двух небольших русских мужских монастырей на Святой Земле. Русские монастыри в Иерусалиме В наше время в Иерусалиме есть три русских женских монастыря: Горненский, Елеонский и Гефсиманский. Все три участка приобретены трудами о. Антонина, им же построены главные храмы этих монастырей. При его жизни монастырями были «полтора» из трёх. В Горенском была женская монашеская община, а Елеонский монастырь о. Антонин планировал устроить как мужской, даже был настоятель, но общины не сложилось. Уже после смерти о. Антонина, в начале XX века, Елеонский монастырь был превращён в женскую обитель. В Гефсимании монашеская община появилась лишь в начале 30-х годов XX века.

http://bogoslov.ru/article/6174357

Что можно сказать о реакции духовенства и верующих на очередной этап церковных реформ? Обнародование закона 16 апреля вызвало сильное беспокойство как одних, так и других 1306 . Отчасти об отношении прихожан дают представление письма московского викария, архиеп. Леонида (Краснопевкова) митрополиту Иннокентию от 1869 г. В одном из писем он так описывает происходившее с ним во время объезда епархии: «Истинно печально было мое положение среди православного народа. В течение осьмнадцати веков епископ среди христиан являлся утешителем, защитником, провозвестником мира, здателем храмов Божиих, этих, так сказать, каменных и деревянных проповедников веры, и без слов говорящих сердцу. В эти же последние дни, – простите меня за выражение, – я являлся в глазах православного народа чем-то вроде татарского баскака, посланного от хана с правом запечатывать церкви. Одни встречали меня мрачно, как зловещее явление, другие падали мне в ноги, то отдельно, то целыми толпами, и вопили: «Батюшка, не отнимай у нас храма Божия; владыка святый, не запечатывай нашей церкви; не делай из нас скот заблудший». Третьи, видимо, смущены были сею неожиданностью... Ради Господа взгляните, владыка святый, на дело о церквах, как оно есть. В день отправления моего письма приезжает благодетель всей здешней стороны П. Г. Цуриков и плачет как дитя, о гонимой вере. Его слова в усиленных выражениях подтверждает приехавший с ним просвещенный помощник соседнего уезда. Цуриков благотворит храму, который строится; но остановилась постройка опасением, что станут запечатывать и существующие церкви. Помещик рассказывает, как в селе Берендееве на торгу народ толковал, что от 1600 душ их прихода отделяет 600 к соседнему для уравнения, и народ кричал: «Не пойдем, тут отцы наши положены; куда нам идти; эк что вздумали?» Священник села Козина говорит, что у них весь народ усердно посещает храм, и вопиет против нововведения: «Мы хотим быть в своем храме, никто не принудит нас идти в чужой». Общее повсюду и тяжкое слово, которое в первый раз слышал я о прихожанах подмосковного села Черкизова... Некоторые в отчаянии говорят: «Закрывать церкви, так все закрывать, станем жить, как скоты». Раскольники смеются и говорят: «Что церквами хвастались? Вот начнут запечатывать не хуже наших часовен; тогда милости просим к нам; у нас место будет...» 1307

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эмиграция – это либо миссия, либо дезертирство Интервью с заместителем декана Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле диаконом Владимиром Цуриковым. Диакон Владимир Цуриков. С 22 июня по 2 июля 2005 года в России находилась паломническая группа из Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (Русская Зарубежная Церковь). Паломники посетили Москву, Санкт-Петербург, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Соловецкий монастырь, ряд других святых мест России. Паломническую группу возглавлял диакон Владимир Цуриков – заместитель декана семинарии. В конце этого года в серии «Россия в мемуарах» выйдет книга деда отца Владимира – Николая Александровича Цурикова, известного за границей деятеля русской эмиграции. Мы попросили отца Владимира рассказать о будущей книге, а также о проблемах современной церковной жизни среди русских эмигрантов. - Сегодня в России растет интерес к мемуарам деятелей русской эмиграции. Однако имя Николая Александровича Цурикова пока неизвестно широкому кругу читателей. В связи с этим хотелось бы подробнее узнать о нем, а также о его наследии. Мой дед родился в 1887 году, окончил юридический факультет Московского университета. Во время Первой Мировой войны пошел на фронт офицером, попал в плен к немцам, где пробыл три года. Вернувшись в Россию, сразу же вступил в Белую Армию, воевал в дроздовском полку. После ранения перешел в пресс-службу штаба Белой Армии. При капитуляции Белой Армии капитулировал из Крыма в Константинополь, затем уехал в Прагу. Вообще, многие эмигранты тогда стремились обосноваться ближе к России. Во-первых, хотелось жить в славянской среде, в таких странах как Болгария, Чехия, во-вторых, многие надеялись, что ситуация в России в скором времени изменится и можно будет вернуться. Свою деятельность в Праге Николай Александрович объяснял одной целью – служением Родине. Он говорил: «Эмиграция – это либо миссия, либо дезертирство». Для моего деда эмиграция была миссией. В то время эмигранты жили идеей подготовки к скорому возвращению. Например, генерал Врангель, устраивая белоэмигрантов на работу, старался, чтобы офицеры одного полка оказывались на одном предприятии. Тем самым он хотел сохранить полки, которым предстоит скорое возвращение на Родину. Николай Александрович не мог остаться в стороне. В этот период он публиковался в самых разных изданиях – «Меч», «Молва», «Возрождение», «За свободу», «Руль», «Борьба за Россию» и пр. Редактировал очень популярный среди эмигрантов сборник «Дети эмиграции», был пражским редактором « России и славянства». После прихода советских войск в Прагу Николай Александрович с семьей вынужден был бежать в Германию, причем поезд, на котором они ехали, подвергся бомбардировке. Семья потеряла не только имущество, но и почти все рукописи. Каким-то чудом сохранились мемуарные очерки, однако, при подготовке к печати, их частично пришлось восстанавливать по ранним публикациям в эмигрантских журналах.

http://pravoslavie.ru/4624.html

С этой целью он поставил поперёк церкви деревянную решётку, за которую и пропускал, по личному своему усмотрению, только „чистую публику“, оставляя простой „чёрный народ“ по ту сторонку решётки, считая, вероятно, крестьян и бедных обывателей недостойными стоять близко к престолу Божию. Такая необычайная сортировка молящихся привела к тому, что храм почти совершенно опустел. „Господа“ не ходили в церковь по лени и отсутствию усердия к храму Божию. Простой народ не шёл потому, что его там обижали, мешая ему подойти к местным иконам и с верой приложиться к ним... и единственными представителями „народа“ в этом своеобразно поставленном храме явились древние старики и старушки, к железнодорожной службе вовсе не причастные и неспособные, страха ради иудейского, уступить своё право молиться, где и когда им это дозволено законом и Церковью. Комментарии излишни... Скворцов В. В защиту миссии и миссионеров (Письмо, посланное в редакцию „С.-Петербург. Ведомостей“)//Миссионерское обозрение. 1902 г. 1. С. 202–207 М. Г. I. Редактор. Как член-руководитель Орловского миссионерского съезда, считаю себя нравственно обязанным восстановить истину, слишком бесцеремонно извращённую г. орловск им дворянином С. А. Цуриковым, в его статье: „К последним орловским дворянским выборам“, помещённой в 356 „С.-Петерб. Ведомостей“ 1901г. И во имя правды покорно прошу вас, м. г., дать место в вашей газете настоящему моему возражению. 1 . Г. Цуриков в своей статье заявляет: „я был единственным (курсив везде будет наш) орловским дворянином, который не только присутствовал, но и принимал участие в занятиях съезда миссионеров в течение целой недели... только я один и мог дворянству всей губернии выяснить (на выборах) связь речи Мих. Ал. (Стаховича) со всем происшедшим (?) на съезде, без чего нельзя иметь верного о ней суждения... Речь Мих. Ал. явилась логическим, неизбежным, роковым последствием всего выяснившегося на съезде“ и т. д. Здесь всё противоречит действительности. Прежде всего, г. Цуриков на съезде миссионеров был совсем не единственным из орловских дворян. Кроме- r. Стаховича (приглашённого в качестве губернского предводителя дворянства только на торжественные, открытые собрания съезда), постоянно присутствовал на съезде один из уездных предводителей орловского дворянства, бывал также на собраниях известный в Орле дворянин-благотворитель (фамилии его не помню) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я в точности исполнила приказание, и, когда икона была готова, за день до праздника Успения Божией Матери, послала монахиню в Москву за нею. – Пошёл проливной дождь, некоторые плотины прорвало, реки наполнились, проезда нет. Монахиня с иконой пробралась с трудом до села Рождествина, надеясь, что в этом месте удобнее переедет через реку, но на берегу Истры остановилась в недоумении. Кн. Голицын, помещик села, всячески отклонял её, представляя невозможность переезда. Но мать Макрина с простой и твёрдой верой отвечала: „завтра праздник Владычицы, а с Нею потонуть нельзя“. – Между тем собрался народ у берега, взяли ящик с иконой на головы и пустились в брод, едва головы были видны из – под воды, перенесли благополучно и прибыли в обитель в повечерие, устроили св. икону на столике к северной паперти Троицкого храма. – В ту же, можно сказать, минуту начал стекаться народ и ко всенощной не только храм, но и монастырь наполнился толпами богомольцев. Спрашивали у них, кто сказал им о принесённой иконе? – Иные говорили: старичок нам повестил, другие: мальчик объявлял всем и звал в Аносин монастырь. Удивительно и трепетно было видеть множество болящих, притекавших к заступлению Богоматери; многие получали исцеление, о которых находится запись в монастырской летописи, а другой экземпляр всегда представлялся Владыке Митрополиту. —726— 1882 г. Сначала исцеления были чаще, впоследствии уменьшились. Бывают часто изменения в лике Богоматери, на иконе Пречестного её Успения. Иногда выражение скорбное и лик темноватый, иногда светлое и благолепное, как например о Пасхе сего 1868-го года. Сии изменения лика несколькими замечаются. Благодетель обители и строитель храма П. Г. Цуриков передавал мне грешной, что часто видит колебание средней лампады, возожжённой пред Св. Иконой сей во время богослужения; прочие предстоящие не видят сего колебания, что и на себе самой испытала, ибо сверялась с ним после богослужения. – Дивны Твоя Тайны, Богородице Дево! Сама Владычица печётся об обители сей и утверждает веру и усердие в благодетеле и в нас недостойных её великие милости“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010