Для более серьезных разговоров у «Рестэка» есть стенд «Вопросы священнику», а у нас - три специальные кабинки, в которых можно поговорить с батюшками. И я не видел ни разу, чтобы к этим кабинкам не было очереди. - А кто эти батюшки? - Это священники нашей епархии, которые за очень скромную мзду согласились выполнять эту обязанность. Они сидят там целый день и отвечают на вопросы. А если есть необходимость, то могут принять и исповедь. Это не запрещено церковными правилами. Человек может исповедоваться священнику и дома, и в каком-то общественном месте, и даже публично, если пожелает. Мне всегда очень хотелось, чтобы выставка была менее торговой и более религиозной. Этому помогает наличие нескольких залов. Когда ты входишь в один зал, то попадаешь в торговую атмосферу. Надоело - перенесся в Красный зал, где в этот момент выступает известный священнослужитель. Устал немножко - перешел в кафе, послушал музыку, отдохнул и пошел к особо почитаемым святыням. Для них мы строим подиум, он у нас называется «часовня». Там есть подсвечники, возжигаются свечи. При святыне постоянно находятся чтец и дьякон, которые служат Акафисты и молебны. А когда батюшки подъезжают, то молебны служат полным чином. - А какие святыни уже побывали на ваших выставках? - Была икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». С Украины приезжала замечательная икона святителя Николая: доска относится аж ко временам Крещения Руси, извод, конечно, более поздний - где-то XVI век. Это известная чудотворная икона, об этом можно судить по множеству золотых украшений под стеклом. Большой радостью был приезд древней Феодоровской иконы Богородицы. На первую выставку привозили мироточивую икону Государя Николая II, которая стала одним из оснований для его канонизации. Та самая икона, которая облетела на самолете границы всей нашей страны. На эту выставку она опять прибыла к нам с казаками, которые ее охраняют. Из Череменецкого монастыря привезли древнюю чудотворную икону святого Иоанна Богослова. - Осенью я была на конференции, посвященной юбилею Казанского собора. Открывая конференцию, владыка Назарий сказал примерно следующее: «Дорогие участники, сегодня вы въехали в лаврскую гостиницу, - а там прорвало трубы. Это знак того, что лукавому очень не нравится дело, которое мы начинаем. А значит - оно угодно Богу!» А у вас бывает что-нибудь подобное?

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/07/...

В Успенском соборе был огромный иконостас с бесценными иконами, украшенный позолоченной резьбой, чудные фрески XVIII в., церковная утварь - вклады многих благоукрасителей собора, в том числе из княжеских и царских фамилий. В нём же находилась и благоговейно почиталась главная святыня Костромского края - чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Федоровская икона - главная святыня Костромы. Она написана не позже XIII в. (и тем самым представляет и очень большую художественную ценность). Икона находилась в иконостасе Успенского собора, слева от Царских врат (как и положено иконе Богоматери). На чёрно-белых фотографиях С.М.Проскудина-Горского мы, спустя век после самого фотографа можем увидеть и Фёдоровскую икону и восхитительной красоты предметы из ризницы Успенского собора. http://oldkostroma.ru/index/0-17 Скорее всего, первый деревянный Успенский собор в новом (втором) Костромском Кремле, перенесенном с устья реки Сулы на холме над Волгой после того, как первый Костромской Кремль сгорел в 1416 г., был возведен уже во 2-й половине 10-х г.г. XV в. В середине XVI в. взамен деревянного выстроили каменный Успенский собор - одноглавый, двухстолпный, трехапсидный (причем все апсиды были ориентированы не на восток, как положено, а на север - в сторону Запрудни, где, по преданию, в XIII в. произошло явление Феодоровской иконы Божией Матери). Во 2-й половине XVII в. собор с запада был существенно расширен, став четырехстолпным, возведены 4 боковые главы. В 1666 г. к собору пристроили придельный храм св. Феодора Стратилата. В 1773 г. Успенский собор очень сильно пострадал от пожара, его восстановление происходило в 1775-1778 г.г. Вероятно, именно тогда главы собора получили характерную для украинского барокко грушевидную форму. Главы были позолочены в 1820-1821 г.г. С 1835 г. по распоряжению императора Николая I Успенский собор стал кафедральным, здесь стали служить костромские архиереи. С начала XV в. и по I929 г. здесь пребывала главная святыня Костромы и Костромского края, одна из главных святынь России - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23506

Когда по княжьему желанию собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли её сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Фёдоровской обители. Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где сейчас находится, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы. Обретенная икона Божией Матери, тогда ещё не получившая название Фёдоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого " путешествия " существуют две версии. Первая. В 1238 году, когда Городец был разорён татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали - по его изображению в костромском соборе - великомученика Фёдора Стратилата. Вторая версия связана со знаковым для Фёдоровского монастыря событием - кончиной в нём возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сить (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Фёдоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Фёдоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце её взял - на молитвенную память о старшем брате - князь Василий Ярославич, княживший в Костроме. Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Фёдоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской.

http://sobory.ru/article/?object=24204

На фасаде собора, в центре, под карнизными тягами, находился образ Пресв. Богородицы, заключенный в круглый медальон - символический «круг славы». Позже на том же фасаде были расписаны 3 ниши с циркульными завершениями, симметрично расположенные между окнами нижнего уровня. Настенные росписи были и в прямоугольной нише фальшокна, на центральной апсиде. Также были расписаны плоскости стены под незамкнутыми бровками наличников окон на уровне 1-го этажа на протяжении трапезной, храма и апсид. Наличники сев. фасада не имели росписей. Вероятно, живопись была масляной, а не фресковой. В соборе имелся 3-ярусный резной позолоченный иконостас, в Феодоровском приделе - одноярусный позолоченный резной с полукруглым завершением с 7 медальонами. В центральном медальоне находилось изображение Пресв. Троицы, по бокам - 12 пророков (по 2 в каждом медальоне), а на царских вратах вверху, в специальном медальоне,- образ Успения Пресв. Богородицы. Слева от царских врат Феодоровского придела находился местночтимый список (40×53 см) костромской Феодоровской иконы Божией Матери (в серебряном позолоченном окладе), подаренный в 20-х гг. XIX в. дворянкой О. А. Лукиной. Среди др. чтимых святынь монастыря - икона вмч. Феодора Стратилата, пожертвованная кн. Голицыным в 1607 г., и икона Нерукотворного образа Спасителя, завещанная настоятелю митр. Казанским и Свияжским Тихоном (Воиновым ; 1724) перед кончиной. При пожаре 1829 г. в К. м. обгорела с обратной стороны чтимая Смоленская икона Божией Матери, но лик не пострадал. В ризнице хранилось Евангелие кон. XVII - нач. XIX в. В К. м. был создан рукописный сб. «Измарагд и Хронограф с дополнительными статьями» (ЦМиАР. КП 3945/71); возможно, над ним трудился писец Гавриил. Книга открывается «Словом пребольшим о Пресвятой Троице» и писцовой записью на полях о завершении работы над рукописью в Неделю Св. Троицы 1642 г. В сборнике имеются полистные записи XVII в., в т. ч. о вкладе книги в обитель Иваном Ивановичем Волынским по дяде Семене Васильевиче Волынском и его родителях.

http://pravenc.ru/text/1319822.html

В 1993-1995 годах здесь проводилась масштабная реставрация: со стен была снята побелка и масляная краска, раскрыты уцелевшие фрагменты росписей XIX века (изображения апостолов над иконостасом, ветхозаветных пророков на западной стене, а также картины на новозаветные сюжеты в трапезной части - " Благовещение Пресвятой Богородицы " , " Рождество Христово " и " Крещение Господне " ; на потолке в трапезной, кроме того, сохранился образ возносящегося на небо Спасителя). Резной позолоченный иконостас храма выполнила вятская артель. Иконы - частью современные, частью приобретённые у антикваров. Наиболее чтимые иконы располагаются, по традиции, у левого и правого клиросов в киотах. Слева - икона Божией Матери " Неопалимая Купина " , справа - Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, написанная специально для этого храма в 2005 году в мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и освящённая у древней Феодоровской иконы, пребывающей в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Существует предание, повествующее о том, что в 1206 году князь Даниил Московский так " возлюби место сие " , что " восхоте дом собе устроити " . Но что якобы живший тут в хижине " человек римлянин имя ему Подон " воспрепятствовал ему следующим пророчеством: " Княже! не подобает тебе здесь вселиться, то место Дом Божий: здесь созиждут Храм Божий и пребудут архиреи Бога Вышняго служители " . Как гласит предание, в скором времени сам же князь Даниил сам способствовал исполнению пророческого глагола: " На горах Подонских на хижине Подонове заложи церковь Всемилостиваго Спаса и устрои ю светолепну " . Действительно, храм Божий был выстроен на Крутицах, по всей видимости, князем Даниилом Московским - но несколько позднее и не из одних только благочестивых побуждений. Необходимость выстроить на Крутицах храм возникла вскоре после учреждения Сарайской епархии с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. Тысячи русских людей находились у татар в плену, по многу месяцев проводили в Орде русские князья, и нельзя было оставить их без церковного окормления. Кафедра была основана митрополитом Киевским Кириллом III при великом князе Александре Невском, именно в год рождения у него сына Даниила. Ради нужд сарайских архиреев и появилось, очевидно, подворье на Крутицах - первоначально с храмом Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1454 году, с ослаблением Золотой Орды, Крутицы сделались не подворьем, а постоянной резиденцией Сарайских архиреев. Первым жителем Крутиц был епископ Вассиан, о котором, к сожалению, ничего более не известно. С этого времени речь идёт уже о Крутицкой епархии и об одноимённых епископах. Сарскими и Подонскими их продолжали называть - но уже " из почтения к древности " , без действительной географической привязки. Что касается зоны ответственности крутицких владык - с учреждением в 1589 года Патриаршества возведённых в митрополичье достоинство, - то она была весьма обширной.

http://sobory.ru/article/?object=05432

Кондак 8 Странное чудо видевше, на воздусе икону Богоматери стоящу, аки руками ангельскими держиму, егда второе сгоре храм, в немже стоя явленная сия икона, отвержемся, людие, мира сего, ум на Небеса преложше; сего бо ради и дадеся нам чудная икона Богородицы, да, взирающе на ню, Горняя мудрствуем, а не земная, вопиюще к Богу: Аллилуиа. Икос 8 В вышних пребывающи селениих, и нижних не разлучилася еси, Богородице, чудесы Твоими всех просвещающи приходящих к Тебе с верою, сего ради и слышиши от нас сия: Радуйся, Мати Христа Бога нашего, на Небеси пребывающая; радуйся, на земли нас не оставляющая. Радуйся, ради величества Твоего на Небеси Ангелы окруженная; радуйся, ради славы Твоея на земли от человек прославляемая. Радуйся, Тебе бо служат вся Небесныя Силы; радуйся, Тебе бо, по Бозе, хваление возносят Херувими и Серафими. Радуйся, лице Божие выну на Небеси созерцающая; радуйся, пред престолом Сына Твоего Матернии руце Твои, за ны молящися, простирающая. Радуйся, нас, сущих на земли, от всякаго зла омофором Твоим покрывающая; радуйся, верных от всяких душепагубных дел удаляющая. Радуйся, рождением Сына Божия двери Царства Христова нам отверзшая; радуйся, надеждою приятия Небесных благ верных души услаждающая. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная. Кондак 9 Всякое естество ангельское превозносит Тя, Дево, великия ради любве Твоея к роду христианскому; незрима бо и неприступна, яко Мати Бога от земли к Небеси возшедшая, пречистым Твоим образом зриму и приступну Себе являеши всем воспевающим Сыну Твоему: Аллилуиа. Икос 9 Вития многовещанныя, яко рыбы безгласны, зрим о Тебе, Богородице, недоумеют бо глаголати о славных чудесех, от явленныя Твоея иконы бываемых. Мы же, оным дивящеся, благодарно вопием Ти: Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, от темных и лукавых духов исцеляющая; радуйся, лучами, от Твоего пречистаго образа изшедшими, врагов земли нашея отгнавшая. Радуйся, больным видение Твое даровавшая; радуйся, молящимся явленней иконе Твоей исцеление подающая.

http://foma.ru/akafist-presvjatoj-bogoro...

Кондак 8 Странное чудо видевше, на воздусе икону Богоматери стоящу, аки руками Ангельскими держиму, егда второе сгоре храм, в немже стоявше явленная сия икона, отвержемся, людие, мира сего, ум на Небеса преложше: сего бо ради и дадеся нам чудная икона Богородицы, да взирающе на ню горняя мудрствуем, а не земная, вопиюще к Богу: Аллилуиа. Икос 8 В Вышних пребывающи Селениих, и нижних не разлучилася еси, Богородице, чудесы Твоими всех просвещающи приходящих к Тебе верою: сего ради и слышиши от нас сия: Радуйся, Мати Христа Бога нашего, на Небеси пребывающая; радуйся, на земли нас не оставляющая. Радуйся, ради величества Твоего на Небеси Ангелы окруженная; радуйся, ради славы Твоея на земли от человек прославляемая. Радуйся, Тебе бо служат вся Небесныя Силы; радуйся, Тебе бо, по Бозе, хваление возносят Херувими и Серафими. Радуйся, лице Божие выну на Небеси созерцающая; радуйся, пред престолом Сына Твоего Матерния руце Твои за ны молящися простирающая. Радуйся, нас сущих на земли от всякаго зла омофором Твоим покрывающая; радуйся, верных от всяких душепагубных дел удаляющая. Радуйся, рождением Сына Божия двери Царства Христова нам отверзшая; радуйся, надеждою прияти небесных благ верных души услаждающая. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная. Кондак 9 Всякое естество Ангельское превозносит Тя, Дево, великия ради любве Твоея к роду христианскому: незрима бо и неприступна, яко Мати Бога от земли к Небеси возшедшая, Пречистым Твоим образом зриму и приступну Себе являеши всем воспевающим Сыну Твоему: Аллилуиа. Икос 9 Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласны зрим о Тебе, Богородице: недоумевают бо глаголати о славных чудесех, от явления Твоея иконы бываемых. Мы же онем дивящеся благодарно вопием Ти: Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, от темных и лукавых духов исцеляющая; радуйся, лучами от Твоего Пречистого образа изшедшими врагов земли нашея отгнавшая. Радуйся, больным видение Твое даровавшая; радуйся, молящимся явленней иконе Твоей исцеление подающая. Радуйся, расслабленных от одра болезни воздвигающая; радуйся, немым разрешающая уста. Радуйся, от плена вражия возвращающая; радуйся, лютыя плоти страсти утоляющая. Радуйся, души верных неизреченным милосердием Твоим умиляющая; радуйся, неизглаголанным Твоим человеколюбием унывающих ободряющая. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

http://pravicon.com/info-1219

13 августа праздновалась чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная». По сторонам лика Богоматери изображены два ангела с орудиями страданий Христовых. В центре Москвы для этой иконы в 1654 г. построили Страстной монастырь, ставшим местом паломничества со всей России. Оставалось три дня до Успения: Никитин, Максимов и Михеев. На Михея (14 авг.) (см.: Михей Камнеклад) дуют ветры-тиховеи – к ведреной осени; Михей с бурей – к ненастному сентябрю. Михеев день Успенский пост кончает, осеннему мясоеду навстречу идет, бабьим летом бурей-ветром перекликается. 14 авг. память св. Аркадия Вяземского. 15 авг. празднование Владимирской Ростовской иконы Божией Матери, а также иконы «Прибавление ума». 16 авг. празднование Феодоровской иконы Божией Матери. Успение Пресвятой Богородицы – великий праздник, связанный в народном представлении с целым рядом особых поверий, примет и сказаний. Этот день назывался «Большая Пречистая» – «август-месяц на два полена рубит»: делит пополам. За Успеньем – 16 авг., Третий Спас – " Спожинки». 17 авг. вспоминали св. иконописца Алипия Печерского (ск. ок. 1114). С Успенского заговенья вплоть до Ивана Постного (29 авг., дня усекновения честные главы св. Иоанна Крестителя) шла пора «молодого бабьего лета», время осенних хороводов. «Кому работа, а нашим бабам и в августе – праздник!» Спожинки пройдут, через день вслед за ними шли «Досевки»: 18 авг., память свв. Фрола и Лавра. Начинались вечерние бабьи «засидки». «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (1 сент.) ленивые». В Симбирской губ., да и в некоторых др. на Фрола и Лавра устраивали лошадиный праздник. В этот день крестьяне прикармливали лошадей с утренней зорьки свежим сеном да овсом, заплетали им гривы пестрыми лоскутками. В обедню гнали коней к церковной ограде – скакали на них во всю прыть малые ребята. После обедни и молебна святым покровителям коней священники выходили за ограду кропить приведенных коней «свяченой» водой. «Умолил Фрола-Лавра – жди лошадям добра!», «Фрол-Лавер до рабочей лошадки добер!» Конеторговцы-табунщики твердо помнили старинный обычай – до «Фрола-Лавра не выжигать молодым коням тавра (клейма)».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечаемые в повести недостаточно ясные места, как то: о построении деревянных церквей и понятная в устах писателя XVII века неточность, в наименовании князя Василия Ярославича, не только Костромским, но и Галичским, искупаются у него некоторыми, на мой взгляд ценными и совершенно определенными, указаниями по части древнейшей топографии и церковной археологии города. Обращу ваше просвещенное внимание на одно из них. Сказав, что «чудотворная икона Богородицы принесена от Городца града на Кострому Феодором Стратилатом», автор повести поясняет: «понеже в те времена бысть на Костроме соборная церковь во имя великом. Феодора Стратилата, что на площадке». В приведенных словах, в высшей степени примечательно и констатирование участия в чудесном явлении иконы могущественного покровителя города и точное указание местоположения, посвященного ему и может быть, древнейшего в городе храма. В них идет речь не о площадке, на которой стоит всем известная церковь Воскресения и не о площади пред теперешними соборами или старого кремля костромского; автор повести разумеет площадь, где в течение почти шести столетий находился храм Феодора Стратилата, который хорошо знают и единственно только его одного, из всех городских церквей в XIII–XIV веках, называют летописи. Построенный, полагают, в честь своего ангела великим князем Ярославом Всеволодовичем по близости нынешней Богоотцовской церкви, где долгое время городская жизнь била ключом и ради скученного населения ставилось всего больше храмов Божьих, он служил на пространстве столетий религиозным средоточием города, был в нем главной церковью. Как таковой, св. Феодор был предметом самых теплых забот жителей и в числе их самих князей, местом их молитв и исключительных церковно-гражданских событий. Не без основания, он, а не другой какой храм удостоился чести стать первым селением явленной на Запрудне иконы Богоматери. Вел. князь Василий Ярославич после того, как деревянная церковь Феодора Стратилата дважды не в долгих сгорела, задумал «воздвигнуть церковь каменную соборную» на новом месте, «внутри града», – в кремле, «во имя пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Успения» с приделом, в диаконике ее, в честь великомученика Феодора Стратилата и перенести в нее чудотворную икону Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царского Дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе — 27 марта (по новому стилю). С этого момента Кострома стала «колыбелью Дома Романовых» и местом паломничества Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы — последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви). В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен. Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010