«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Александр, Христос Воскресе! Разрешите от имени Синода Православной Церкви Казахстана, гостей-архипастырей, духовенства и верующих Митрополичьего округа поздравить Вас с днем рождения. В эти светлые пасхальные дни Ваш личный праздник и праздник Ваших близких, друзей и соработников сегодня многократно увеличен благодаря священному событию инициатором и организатором которого Вы стали — в Южную столицу Казахстана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принесена Великая Паломница — чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Всем хорошо известно, что на протяжении многих лет Вы были хранителем этой чудотворной святыни, и мы знаем о том, что Пресвятая Богородица за Вашу любовь к Ней всегда с Вами, благословляет Вас, помогает Вам, вспомоществует Вам в Ваших делах, в Вашем служении Церкви и народу Божию. В этот торжественный для Вас и всей казахстанской паствы день разрешите пожелать Вам, чтобы заступничество, милость и помощь Пресвятой Владычицы Богородицы никогда Вас не оставляла. Многая и благая летам Вам, Ваше Высокопреосвященство! Ис полла эти деспота! Христос Воскресе!» В своем ответном слове митрополит Александр сердечно поблагодарил архипастырей, прибывших на торжества, священнослужителей, монашествующих и мирян за теплые слова благопожеланий, и испросил у всех участников богослужения сугубых молитв о ниспослании помощи Божией в своем дальнейшем служении Церкви Христовой на Казахстанской земле. Глава Казахстанского митрополичьего округа поздравил иерархов, духовенство и верующих с празднованием 20-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии и радостью принесения в столицу страны мироточивого образа Царицы Небесной: «С каким глубоким внутренним содержанием продолжают звучать слова апостольского приветствия — гимн жизни, гимн победы Господа над смертью — Христос Воскресе! Этот священный возглас раздается на Небе и на земле, звучит на разных языках во всем мире. В дни Святой Пасхи мы прославляем Христа Воскресшего, Христа — Победителя смерти и Начальника жизни.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5437211...

Д. сотрудничал со старообрядцами, работал по их заказам. В 1890 г. им была выполнена большая, уникальная по иконографии икона «Образ Ветхого и Нового Завета», написанная с подлинника С. Т. Большакова для старообрядческой церкви в с. Б. Мурашкине Нижегородской губ. по заказу И. И. Шестова (частное собр., сохр. фрагментарно). В 1897-1899 гг. по договору со старообрядческой общиной при Рогожском кладбище в Москве Д. вместе с Чириковым и Я. В. Тюлиным реставрировал стенопись и 683 иконы Покровского собора. Д. поновил 60 древних образов. В 1905 г. вместе с одним из сыновей Чирикова поновлял иконы в алтарях Покровского собора. В 1913 г. расписал новопостроенный храм в честь Воскресения Христова под колокольней на Рогожском кладбище. Д. активно занимался реставрацией. В 1882 г. по рекомендации ОЛДП, членом к-рого он являлся, восстановил 2 иконы Преображенского собора в Переславле-Залесском. В 1902 г. участвовал в реставрации фресок ц. прор. Илии в Ярославле, в 1912 г. реставрировал иконы в Костроме в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых. Был собирателем древнерус. иконописи, в этом качестве принимал участие в выставке 1913 г. в Москве. Старший сын Д., Иван (28 янв. 1871 - ?), на рубеже XIX и XX вв. проживал с отцом в Москве в одном доме. В 1890 г. окончил Строгановское уч-ще технического рисования. В 1892 г. по предложению Владимирской казенной палаты исключен из числа крестьян, с 1897 г. надворный советник. Состоял учителем рисования в московских средних учебных заведениях. В 1904 г. награжден орденом св. Станислава 3-й степени. Московский «фабрикант иконостасов» (с 1901), владелец иконостасной мастерской в Москве, где, в частности, по проекту С. С. Кричинского был выполнен 5-ярусный резной иконостас для верхнего храма Феодоровского собора в С.-Петербурге, а также киоты к иконе Д. «Моление прп. Михаила Малеина перед Пресвятой Богородицей» (ГМИР), написанной «усердием Строительного комитета», и к образу свт. Алексия, митр. Московского, с избранными святыми; за эти работы был представлен к награждению званием придворного поставщика имп. двора. В числе его работ также создание новых иконостасов и реставрация старых в ц. прор. Илии и соборе Преображенского мон-ря в Ярославле, иконостас в храме Христа Спасителя г. Уральска (сооружен в память 300-летия уральского казачьего войска) по заказу мч. имп. Николая II; иконостас в усыпальнице Романовых в Новоспасском Преображенском мон-ре в Москве и др. К 10-м гг. XX в. выполнил ок. 150 работ (ЦГИА СПб. Ф. 826. Оп. 1. Ед. хр. 28. Л. 27, 55-56 об., 77-78 об., 183-184; Ед. хр. 69. Л. 7-8, 16).

http://pravenc.ru/text/172018.html

Значимость нашего молодежного форума подчеркнута в послании Президента Российской Федерации В. В. Путина. Хотел бы попросить полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко передать слова признательности господину Президенту. С Георгием Сергеевичем Полтавченко мы находим полное понимание в вопросах воспитания подрастающего поколения, чему подтверждением является созданная при Полномочном представителе общественная комиссия, в состав которой введены сотрудники Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. Состав участников нашего съезда многообразен. Здесь представители церковной молодежи, прибывшие из различных епархий Русской Православной Церкви: из России, Украины, Белоруссии, ближнего зарубежья; студенты светских вузов и духовных семинарий; пастыри и воспитатели детей и молодежи; представители административных структур исполнительной власти, ответственные за молодежную политику в субъектах Российской Федерации. Всех нас объединяет одна боль и одна забота – о подрастающем поколении. Наше собрание проходит под сенью великой православной святыни – Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ почитается в народе как покровительствующий православным семьям, детям и юношеству. В 1613 году перед ним инокиня Марфа вручала заступничеству Божией Матери своего сына, основателя новой царской династии юного Михаила Романова. Так Феодоровская икона стала для многострадальной Российской земли знаком завершения тяжких государственных бедствий периода Смутного времени и наступления периода мира и стабильности. И сегодня, когда нам очень хочется верить, что в обществе, вот уже более десятилетия переживающем глубокий системный кризис, забрезжил рассвет будущего возрождения, присутствие Феодоровской иконы на представительном молодежном форуме служит для нас добрым знаком. Дорогие братья и сестры! Сегодня мы переживаем радостное чувство оттого, что в этом зале, собравшем столь представительную аудиторию, можем открыто, искренне обратиться к нашей молодежи. За саму возможность такого доверительного общения Русская Православная Церковь заплатила в XX столетии слишком дорогую цену.

http://zavet.ru/molszd1.htm

Иоанно-Златоустовский храм не закрывался даже в самые суровые годы гонений на веру и церковь в ХХ столетии. В тридцатых-пятидесятых годах ХХ века он являлся кафедральным собором Костромской епархии; здесь находилась главная святыня Костромской земли - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, сюда переносились многие иконы, богослужебные книги, церковная утварь и одеяния из закрытых в тридцатые годы церквей Костромы. В Иоанно-Златоустовском кафедральном храме 3 декабря 1936 года совершал свое последнее богослужение - всенощное бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы - священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский; вернувшись после богослужения домой, он был арестован и помещен в ярославскую тюрьму, где и скончался 21 августа 1938 года. В начале 60-х годов власти предприняли попытку закрыть Иоанно-Златоустовский храм. Вот что пишет об этом в своей книге " Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям " (Кострома, 2001) архиепископ Костромской и Галичский Александр: " В начале шестидесятых годов, уже при Хрущеве, по Костромской епархии - как и по всей стране - прокатилась новая волна закрытия и разрушения церквей. Угроза нависла и над кафедральным Иоанно-Златоустовским храмом. Первым шагом к его закрытию стал перенос (по инициативе государственных властей) в марте 1964 года архиерейской кафедры в древнюю церковь Воскресения на Дебре, расположенную на берегу Волги. Власти полагали, что " сокращение на одну единицу количества действующих церквей в Костроме в значительной мере ослабит активность церковников " (Государственный архив Костромской области, ф. Р-2102, оп. 1, д. 64, л. 21). Однако в октябре 1964 года Н.С. Хрущев был смещен со своего поста, развернутая им антицерковная кампания постепенно утихла, и храм на Лавровской улице - хотя и лишившись статуса кафедрального собора - сохранился как действующая церковь… " В шестидесятые-девяностые годы ХХ века недалеко от Иоанно-Златоустовского храма, на Лавровской улице, в небольшом одноэтажном деревянном доме располагались архиерейская резиденция и Костромское епархиальное управление (сейчас, с переносом резиденции и епархиального управления в новые здания, этот дом используется как служебное жилье епархии). В настоящее время церковь во имя святителя Иоанна Златоуста продолжает действовать как приходской храм, любимый многими православными костромичами. 

http://sobory.ru/article/?object=03089

Один из этих дворов принадлежал инокине Марфе - матери будущего государя Михаила Федоровича. В Костроме долго сохранялась народная легенда о том, как местные жители, узнав о приближающемся Московском посольстве, уговорили инокиню Марфу с сыном перебраться из Костромского кремля в Ипатьевский монастырь, как место " подобающее их царскому достоинству " . Но, скорее всего, царский Ипатьевский монастырь был определен как место призвания новой династии заранее. Эта обитель была построена предком царя Бориса Федоровича Годунова - татарским мурзою Четом (в крещении Захарием) на месте явления ему в сонном видении Богородицы с предстоящими свщмч. Ипатием Гангрским и ап. Филиппом. Борис Годунов был уверен, что Богородица явилась его предку именно в Феодоровском образе, - в подтверждение этого в конце XVI века по его заказу в дар Ипатьевскому монастырю была впервые написана тронная Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими святыми Вполне возможно, что связь рода Годуновых с образом Покровительницы власти была одним из аргументов позволившим Борису занять царский престол. Помимо его сестры Ирины, супруги царя Федора Иоанновича, удалось войти во власть и Сабуровым - другой ветви, ведущей свое происхождение от мурзы Чета. Речь идет о первых женах Ивана III и сына Ивана Грозного - царевича Ивана И вот теперь, колыбели Годуновых-Сабуровых суждено было стать колыбелью новой династии. Демонстрация преемственности новой власти выразилась и в том, что почти все детали призвания на царство Бориса Федоровича были воспроизведены при призвании Михаила Романова, а многие речи, произнесенные в московском Новодевичьем монастыре (месте призвания Годунова), были повторены в Ипатьевской обители Московское посольство, войдя в Кострому, прежде отправилось в Успенский собор, где был отслужен молебен Феодоровской иконе Богородицы и лишь затем, взяв образ, двинулось крестным ходом с костромским духовенством и народом в Ипатьевский монастырь. Присутствие при призвании святыни Рюриковичей и Годуновых, а так же принесенной из столицы Петровской иконы Божией Матери - символизирующей власть московских патриархов, наглядно показывало приверженность новой династии древнему завету о симфонии царской и церковной власти. Именно к Петровскому образу обращалась инокиня Марфа: « Се Тебе, о Богомати, Пресвятаа Богородице, и в Твои пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезнаа, и всему православному христианьству » Примечательно, что в столичных кремлевских храмах в день мартовского праздника, согласно " Чиновникам " Московского Успенского собора было предписано выкладывать на аналой не список с костромской святыни, а Петровскую икону Божией Матери, тем самым уже литургически показывая образ симфонии властей, преподанный когда-то в лесу под Костромой князю рода Рюриковичей. Само же празднование, всегда совпадавшее со временем Великого поста, было уравнено с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Первой настоятельницей О. М. м. архиеп. Гавриил назначил игум. Виталию из орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря, а казначеей - мон. Сусанну из Николая Чудотворца святителя Лебединского женского монастыря. 9 сент. 1841 г. на отведенном обители участке начались строительные работы. Была сооружена каменная ограда с 4 массивными башнями и небольшая ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы (упразднена ок. 1868), разбит обширный сад. Архиеп. Гавриил передал в дар сестрам список Феодоровской иконы Божией Матери, к-рый поместили в освященном им Феодоровском приделе Михаило-Архангельского храма, а также список Толгской иконы Божией Матери. В мон-ре архиеп. Гавриил заложил колокольню, 31 мая 1842 г.- келейный корпус, а также здание для «сировоспитательного заведения девиц духовного звания». 9 мая 1844 г. состоялось торжественное открытие О. М. м. и «сировоспитательного» заведения с освящением новопостроенных корпусов. О. М. м. задумывался как «училищный» с приютом для сирот. В жен. школе-училище помимо Закона Божия преподавались церковное пение, грамматика, чистописание, рисование, арифметика, основы истории, географии, а также рукоделие. Первоначально в школе состояло до 5 воспитанниц, но к авг. 1844 г. их было уже 39; на каждую монастырь ежегодно отпускал 20 р. серебром. К сер. XIX в. мон-рь и школа сирот содержались за счет «высочайше присвоенного штата» (460 р. 4 к. серебром), помощи Херсонского попечительства о сиротах духовного ведомства (до 1 тыс. р. серебром), на доходы с хуторов Новосиротского и Воскресенского, принадлежавших обители, а также на деньги, полученные от продажи рукоделия монахинь, от кошелькового и кружечного сборов, от платы за пансионерок ( Н. М. 1844. С. 361). После кончины гр. Эдлинг рядом с ее могилой, на участке близ 8-й станции Ср. Фонтана, А. Стурдза построил храм (проект архит. Ф. Моранди), освященный 4 авг. 1846 г. архиеп. Гавриилом в честь Воскресения Христова (впосл. переосвящен во имя равноап. Марии Магдалины). В фамильной усыпальнице храма погребен и сам Стурдза. Вскоре при Воскресенской ц. был устроен скит обители; в нач. 20-х гг. XX в. здесь же существовало монастырское кладбище. На средства Е. П. Демидовой (урожд. Трубецкой; 1853-1917), кнг. Сан-Донато, был приобретен колокол (100 пудов) на колокольню (1891) скитской Воскресенской ц. В иконостасе монастырской Михаило-Архангельской ц. находилась чтимая Казанская икона Божией Матери, завещанная княгине митр. Киевским и Галицким Платоном (Городецким).

http://pravenc.ru/text/2578189.html

Поэтому зачастую хиротонию называют продолжением сошествия огненных языков Пятидесятницы. Для меня этот день стал временем напряженного размышления о предстоящем служении и трепета перед апостольской благодатью. На жизненном пути, предшествующем епископской хиротонии, мне довелось стать свидетелем нелегких архипастырских трудов многих святителей. И всем, кто видит жизнь иерарха изнутри, рано или поздно становится очевидным, что быть епископом — не привилегия и не роскошь, а тяжелый крест. Быть епископом — значить быть первым в молитве, служении, любви, в ответственности пред Господом не только за себя, но и за паству и пастырей; быть образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12), быть всем вся (1 Кор. 9:22). В тот день мои особые молитвенные прошения были обращены к Вятским святым, поскольку Вятка для меня — родной край; к святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, чьи мощи почивают в Елоховском Богоявленском соборе ; и, конечно же, к Пресвятой Богородице, Феодоровская чудотворная икона Которой около восьми столетий осеняет Костромскую землю. — Вы поддерживаете связь с участниками Вашей хиротонии? — Прежде всего, эта связь проходит через молитву — ежедневное поминовение во время келейного правила и на проскомидии за Божественной литургией. Все архипастыри, включая приснопамятного митрополита Владимира (Сабодана), посещали Костромскую епархию в годы моего управления. Митрополит Виктор и митрополит Валентин в 2012 году приезжали поклониться святыням Казахстанской земли. Бог даст, и остальные Преосвященные владыки, участвовавшие в моей хиротонии, посетят места подвигов новомучеников и исповедников ХХ столетия. Братское общение между иерархами — визиты, телефонные разговоры, письма — это не только проявление добрых чувств, но еще обмен опытом и налаживание связей между отдельными епархиями и митрополиями. Этот фактор актуален для нашей Церкви, чья духовная жизнь, после десятилетий гонений и притеснений, находится сегодня на пути возрождения.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3762661...

Пребывание вместе с нами Ее чудотворного образа помогает нам еще глубже ощутить и воспринять благодатные дары, явленные человечеству в чуде Пасхи Божией спасительной. Подобно праведной Елисавете, каждый, кто становится свидетелем этого священного события, может воскликнуть: " И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? " (Лк. 1:43). Чудотворная Феодоровская икона Царицы Небесной, которая ныне благословляет своим присутствием просторы Великой степи, является одной из древнейших в Православной Церкви. Перед этим образом Преблагословенной Владычицы молились устроители Святой Руси — святые благоверные князья Юрий Всеволодович, Александр Невский и Димитрий Донской, пред ним преклоняли колени святители и государи, взывали о Небесном заступлении преподобные и новомученики. Эта святыня, пройдя вместе с нашим народом через многие невзгоды и испытания, явилась видимым знаком помощи Божией всем с верою притекающим ко Господу и Его Пречистой Матери», — сказал, в частности, в своем слове владыка Александр. Глава Митрополичьего округа подчеркнул, что «в этот день Православная Церковь чтит женщин — учениц Господа Иисуса Христа — Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и иных, последовавших за Спасителем при жизни и не оставивших места Его погребения после смерти. Именно они первыми удостоились радостной вести о Воскресении Христовом, это торжество издавна считалось православным женским днем, праздником всех женщин». Митрополит Александр поздравил епископа Единецкого Никодима с тезоименитством, вручил святую просфору, подарил цветы и пожелал помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви. Каждому из иерархов, прибывших на праздник, глава Митрополичьего округа на молитвенную память преподнес копию чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. По окончании Литургии началось поклонение чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. До позднего вечера священнослужители благочиния совершали молебны с акафистом Царице Небесной. Днем в рамках празднования 20-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии в Есильском районе казахстанской столицы состоялся чин освящения закладного камня в основание храма в честь Всех святых, в земле Казахстанской просиявших.

http://patriarchia.ru/db/text/5434439.ht...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - с 28 июня по 2 июля посетила Архангельск и Соловецкий монастырь. Шесть дней пробыла в Санкт-Петербурге чудотворная Феодоровская икона Божией Матери из Костромы. Перед образом молились в Александро-Невской лавре, в Феодоровском Государевом и Софийском соборах Царского Села. 16 сентября 2002 г., в последний день пребывания в северной столице, покровительница рода Романовых находилась на месте упокоения русских царей в соборе Петропавловской крепости. Здесь был отслужен прощальный молебен. Краткая история Феодоровской иконы Божией Матери Главная святыня Костромы - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Святыня имеет общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Перед ней в 1613 г. в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был избран на Русский Престол юный Михаил Феодорович Романов. История явления чудотворной Феодоровской иконы в Костроме замечательна и промыслительна. Икона, написанная, по преданию, св. апостолом и евангелистом Лукой, первоначально хранилась в волжском городе Городце и была моленным образом святого благоверного князя Александра Невского. При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез. А в 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич, младший брат святого благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни (на том месте, где сейчас находится храм). Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а святой великомученик Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.

http://pravoslavie.ru/8828.html

Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была чудесно обретена во второй половине XIII века костромским удельным князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1613 году, когда Земский собор избрал на престол государства Российского Михаила Феодоровича Романова, соборное посольство прибыло на Костромскую землю в Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, где тогда находился Михаил Феодорович вместе со своей матерью благочестивой старицей-инокиней Марфой. В стены обители пришел и многолюдный крестный ход костромского духовенства и мирян с главной святыней города — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Именно перед этим образом юный Михаил Феодорович принял свое избрание на Всероссийский престол, и этой иконой мать благословила его на царство. В память об этом событии Церковью было учреждено ежегодное торжество, а Феодоровская икона стала особо чтимой святыней для всех последующих поколений российских самодержцев. Начиная с Николая I, все российские императоры и многие члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому «колыбель дома Романовых» и поклониться иконе. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество Феодоровна. В годы гонений на Церковь в ХХ столетии Феодоровская икона осталась в храме и сохранилась. Образ почитается православными как покровительница семьи, рождения и воспитания детей, помогающая в трудных родах. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. По благословению митрополита Александра, до назначения на Астанайскую кафедру 21 год управлявшего Костромской епархией, в Костроме был возрожден крестный ход от кафедрального собора города к месту явления Феодоровской иконы — церкви Спаса-на-Запрудне. С 2001 года по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Феодоровская икона неоднократно приносилась для поклонения в города России и Украины.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010