Вот что, например, мы можем прочитать у одного современного выдающегося исследователя древнерусского искусства Β.Н.Лазарева: «Русская икона XV века является искусством светлым и радостным... Отмечающее ее настроение спокойной сосредоточенности, ее приветливые, открытые лики, ее чистые и ясные силуэты, ее сияющие краски – все это вызывает ощущение какой-то внутренней легкости, когда все душевные силы приведены в согласие и когда возникает то особое чувство гармонии, которое рождается при звуках совершенной музыки». Таков был путь нашей иконописи за последние столетия. От головокружительных высот «боговидения», выраженного хотя бы в таком шедевре как «Святая Троица» Андрея Рублева, где красота сочетается с умозрением и проникновением в Божественные Тайны, пройдя через века почти полного забвения своего духовного богатства – древней иконописи, – приходим в конце XIX века к «открытию» своей собственной иконы. Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Преблагословенной. В Своих особых, чудотворных иконах пришла Она к нам впервые в половине XI века как «Одигитрия» – «Путеводительница». Пришла с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной за великого князя Всеволода Ярославича, и стала именоваться у нас «Смоленской». Век спустя, с князем Андреем Боголюбским, уже в другой Своей иконе – Владимирской, пришла Она из Киева на север. После Смутного времени как Феодоровская-Костромская благословила нам на царство отрока Михаила, а накануне небывалых потрясений революции взяла землю Русскую под покровительство Своей Державной иконой. Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной страной. Любовь и благоговейное отношение русского человека к иконе Той, Которая – честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, и милость Самой Царицы Небесной к земле нашего отечества сделали то, что в России явлено более 468 именований Ее святых икон. Но сколько бы ни было у нас икон и как бы ни были различны их названия, происходящие главным образом от названий мест, где они были явлены, у нас ни на йоту не уменьшилось сознание, что эти различные изображения есть изображение все Той же единой Матери Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма во имя святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды. Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой обыкновенно ходили звонари этой церкви. Однажды некий крестьянин города Кадникова тяжело заболел расслаблением и, не получив исцеления от врачебной помощи, обратился с молитвой к Царице Небесной. Ночью ему было видение, в котором неизвестный голос повелел отыскать на колокольне образ Божией Матери и молиться пред Ним. Икона была найдена, вычищена и перенесена в храм. Пред обретенным образом отслужили молебен, после чего больной совершенно выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруг города с крестным ходом, после чего заболевания стали заметно уменьшаться, и вскоре эпидемия совершенно прекратилась. Празднование иконе совершается 13 августа и в Неделю Всех святых. Тропарь, глас 5: Умягчи наша злая сердца, Богородице,/и напасти ненавидящих нас угаси,/и всякую тесноту души нашея разреши,/на Твой бо святый образ взирающе,/Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся/и раны Твоя лобызаем,/стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся./Не даждь нам, Мати Благосердая,/в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути,/Ты бо еси воистинну злых сердец умягчение. Кондак, глас 2: Благодатию Твоею, Владычице,/умягчи сердца злодеев,/низпосли благодетелей,/соблюда-ющи их от всякаго зла,/благомолящимся Ти усердно/пред честными иконами Твоими. Молитва О Многоскорбная Мати Божия, превышшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли пренесённых! Приими многоболезненная воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости, инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но, яко дерзновение имущи к Иже от Тебе Рождённому, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати хвалу в Троице Единому Богу, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Икона Божией Матери «Феодоровская»

http://pravmir.ru/mirotochenie-ikon-na-p...

В последующие годы жизнь прихода Храма Живоначальной Троицы сосредоточилась на удовлетворении духовных нужд паствы и церковном благолепии. В 1823 году произошло знаменательное и по сей день событие. Церковный староста Леонтий Егорович Болдырев так поведал о нем: «В приходе нашем долгое время жил в своем доме дворянин Петр Михайлович Беляев, человек богатый, добрый, бездетный и больной; однажды он говорит мне: «вот у меня есть икона Божией Матери Феодоровския; икона древняя, всегда со мною и моими предками чтимая, возьмите ее на память обо мне в Церковь». Я взял и сам внес на своих руках в Церковь». С тех пор икона была очень почитаема и совершала много чудес. После реставрации на иконе оказалась следующая надпись: «Сей Святый Образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы, нарицаемой Феодоровския, яже в граде Костроме. В 1717 году писал Костромитин Василий Никитин». Храм, перестроенный в 1747 году вмещал в себе 300 человек, население же в приходе увеличивалось, и пристройка или даже совершенная перестройка храма были просто необходимы. В 1837 году новый староста Гавриил Гавриилович Попов ревностно взялся за постройку. Было решено разобрать тесный придел с небольшой колокольней и пристроить два придела с новой колокольней к прежней Церкви. Проект постройки был разработан архитектором Николаем Ильичем Козловским за счет пожертвования жены статского советника Н.В. Ивановой. Наконец, 7 ноября 1843 года в воскресенье состоялось освящение нового храма; придел левый во имя Покрова Богоматери был освящен за ранней литургией местным благочинным, а правый во имя Св. Николая Чудотворца за поздней литургией освящен самим Московским Архипастырем Митрополитом Филаретом. По тому времени постройка выдавалась своими качествами и особенно внутренним благолепием. В 1866 году за счет пожертвований прихожан придельная церковь с разрешения митрополита Филарета была украшена стенной живописью ( худ. С.И. Грибков и М. Голованов).В этом виде храм сохранился до 1885 года, когда необходимость новой перестройки храма стала опять настоятельной и совпало с полным процветанием прихода, что выразилось, между прочим, в больших материальных средствах.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Другой случай. У нас в Сызранском монастыре, есть чудотворная икона, чтимая не только городом, но и по всей окрестности, даже старообрядцами, – икона Пресвятой Богородицы Феодоровской. Икону эту, перед ее праздником, в городе имеют издревле обычай торжественно приносить из монастыря в собор и потом носить от одной церкви до другой с крестным ходом, и в каждой церкви она стоить день, или два; затем торжественно, всем городом, из собора относят обратно в монастырь. Я, будучи маленьким мальчиком, пошел, как и другие старообрядцы, посмотреть на крестный ход, когда икону из собора переносили в Троицкую церковь . В крестном ходе участвовали только два причта – соборный и приходской. На площади перед церковью служили молебен и по прочтении Евангелия священник, по обычаю, ограждал святою иконою народ на все четыре стороны, – икона небольшая, вершков семи, к ограждению ею удобна. Вот именно это ограждение иконою на меня произвело тогда такое сильное и отрадное впечатление, что я помню его доселе и вспоминаю с утешением. После, когда я был уже в возрасте, ходил иногда с родителем в губернских городах смотреть даже архиерейские служения, совершавшиеся с большой торжественностью; но тех впечатлений, как в детстве, уже ее чувствовал. Значит, чувства уже были переполнены влиянием раскола и та детская простота, которая могла еще чувствовать и воспринимать действие благодати, присущей Святой Церкви, тогда уже исчезла. 3. Как я в малолетстве сделал возражение деду Когда я жил около Сызрани, на пчельнике, иконник Иван Порфиров, пользовавшийся большим влиянием у беспоповцев, как хороший начетчик, и особенно прославившийся своими беседами против поповцев, задумал несколько переделать федосеевство в Сызрани, – поставить его ближе к Бабушкину согласию. Так он стал отрицать исповедь федосеевскую. Он понимал, что беспоповские наставники, принимая исповедь, касаются не дарованного им, и говори л, что исповедь нужно совсем оставить. С своей точки зрения он был прав, и думал, что с ним все согласятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына святого князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года — великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата — по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спас на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в первой половине XX века, была возрождена в 1990 году. Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

Хотел бы также сердечно поблагодарить Вас, дорогой владыка Александр, и на молитвенную память передать Вам образ святителя Гурия, первого архипастыря Казанского, с частицей его святых мощей. Пусть эта икона пребывает на месте Вашего служения и напоминает Вам о жителях Казани, любящих Вас и хранящих память о святых подвижниках, которые претерпели страдания и легли костьми в степях Казахстана. Священномученик Кирилл, митрополит Казанский, принял мученическую кончину и ушел в вечность на территории современного Казахстана. Вы, владыка, пригласили нас посетить это святое место. Мы с любовью и благодарностью принимаем Ваше приглашение и просим Ваших молитв. Всех вас, братья и сестры, еще раз поздравляю с праздником. Доброго здоровья вам, Божией помощи и во всем благого поспешения!» Ответное слово произнес митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. «Я хотел бы еще раз всех вас поздравить с торжеством. Сегодня малая Пасха — так в древности всегда называли воскресный день, памятуя о том, что человек обязан шесть дней трудиться, а седьмой день посвящать Господу Богу. В этот день важно находить время для молитвы в храме, для участия в Божественной литургии, для совершения добрых дел. В этот воскресный день все мы предстоим перед чудотворным образом Царицы Небесной, именуемым Феодоровским. Почти восемь столетий эта святыня пребывает в городе Костроме. Многие поколения людей молились перед этой святыней, склоняли свои колена, прося о помощи и небесном благословении. Эта икона была моленным образом великого заступника земли нашей благоверного князя Александра Невского. Он венчался с этой иконой в руках, ходил с ней в походы. Перед Феодоровским ликом Царицы Небесной юный Михаил Федорович Романов 400 лет назад принес присягу на верность православной вере, земле Русской, народу, который живет на этой земле. Удивительная судьба этой иконы. В годы гонений на Церковь, когда взрывали храмы и сжигали святыни, Феодоровский образ Божией Матери сохранился. И сегодня мы молимся перед этим древним образом на месте, где была явлена другая великая святыня — Казанская икона Пресвятой Богородицы. Чудесные явления Феодоровской и Казанской икон указывают на Покров Царицы Небесной, который простирается над нашей землей…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5853945...

Ансамбль Спасо-Преображенской церкви и колокольни в Малой Ворожбе - уникальный памятник архитектуры «кирпичного стиля» периода позднего историзма. Он свидетельствует об интересе архитекторов в 1880-е г.г. к наследию украинского барокко и региональным архитектурным традициям, о творческом освоении этого наследия. Спасо-Преображенская церковь - самый ранний пример поисков украинского национального стиля в монументальной архитектуре Левобережной Украины конца XIX - начала XX в.». В 1960 г. храм был закрыт, пришёл в запустение. Настенная роспись, выполненная одним из братьев Кричевских, полностью утрачена. Иконопись сохранилась только в алтарной части. После проведенных в 1990-х г.г. ремонтно-реставрационных работ церковный комплекс функционирует по прямому назначению и состояние его довольно неплохое. http://geocaching.su/?pn=101&cid=17642 Ворожба заселялась одновременно с Сумами. В 1659 г. из Сум и Ворожбы переселялись семьи для «составления» слободы Нижней Сыроватки. «При такой древности – пишет в своем труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет Гумилевский – нет сомнений, что первый храм в Ворожбе построен около 1650 года». По старым документам видно, что храм был во имя Свят. Николая. В середине XVIII в. храм перестраивался и тоже был деревянным. На брусе, использованном из бывшего храма, была надпись: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа создася храм сей Покрова Пресв. Богородицы и Святителя Христова чудотворца Николая при благочестивейшей великой Государыне Елизавете Петровне». В 1752 г. храм был освящен. Но весной 1770 г. начали строительство нового храма. В том же году его закончили и новый деревянный храм был освящен во имя Преображения Господня, Покрова Богородицы и Св. Николая. На то время этот храм с тремя престолами был признан лучшим деревянным храмом Харьковской епархии. Среди древних икон наиболее уважаемой прихожанами был Казанский образ Божией Матери. Второй почитаемой иконой была Божия Матерь с предвечным Младенцем, надпись внизу гласила: «Сей святой образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Феодоровския, яже во граде Костроме, а явление того цельбоносного образа бысть в лето 6743 августа 16 д.; празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено месяца марта в 14 день; явился той св. чудотворный образ Пресвятыя Богородицы Великому Князю Василию Григорьевичу рекомому Вашне Костромскому и Галицкому сыну Благоверного Великого Князя Георгия Ярослава Владимирского пр. внуке же преподобного и Благоверного Великого Князя Александра Невского 1239 г.». Эта икона была пожертвована помещиком Михаилом Романовым. Еще две небольшие иконы Спасителя и Богоматери в серебряных ризах были пожертвованы Ульяной Николаевной Надаржинской по благословению ее дочери Параскевы Герасимовны в 1755 г.

http://sobory.ru/article/?object=13821

В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня - икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине XVIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась, ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человек в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Нужно заметить, что благочестивый жертвователь сильно рисковал. В России тогда действовал введенный еще Петром I запрет на сооружение каменных зданий за пределами Петербурга, а время было суровое – «бироновщина». Позднее, в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855 году она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. В ней хранился чудотворный образ Пресвятой Богородицы Феодоровской, которая была выложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Икона была помещена в вызолоченной раме на треугольном пьедестале, пожертвованном в 1889 году княжной Екатериной Васильевной Урусовой. В 1911 году на чудотворную икону Феодоровской Божией Матери выписывается новая риза, серебряная, вызолоченная с таким же венцом, в последнем – корона с крестом, на челе и левом плече – по эмалевой звезде, на шее и на левой руке – эмалевые украшения: угольники на руке также с эмалевыми украшениями; подпись «Феодоровская Божия Матерь» тоже эмалевая. В 1859 году отец Августин определен Благочинным Сызранского Сретенского женского монастыря; именно он его полностью возвел, обустроил и украсил. Начальство, уважая его высокое благочестие и примерную жизнь, ценя его труды, за 16-летнее управление монастырем, являло к нему знаки своего благоволения и доверия. В 1849 году он стал кавалером наперсного креста, а в 1862 году получил орден св. Анны II степени.

http://sobory.ru/article/?object=07130

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Предполагают, что он основан архиепископом Ростовским Григорием в XV в. С самого своего основания монастырь был приписным к Ростовскому архиерейскому дому, и, вероятно, построен древними Ростовскими архипастырями для летнего их пребывания в этих местах. В грамоте Ивана Грозного от 1555 г. Белогостицкий монастырь упоминается как уже существующий и даже с несколькими вотчинами. По преданию, ранее на месте монастыря находились две деревянные церкви: во имя святого Георгия, основанная в 997 г. князем Ярославом Владимировичем, и во имя Благовещения Господня, возведенная в 1213 г. при князе Константине Всеволодовиче из камня, везомого по реке Векса в Ростов для строительства Успенского собора. Согласно рукописям, местность эта получила свое название от того, что здесь будто бы охотился князь Кий, основатель Киева, и жил в это время в белом шатре, вследствие чего и был прозван «белым гостем». В 1630-1646 гг. архимандритом монастыря стал Иона Сысоевич, будущий митрополит Ростовский и Ярославский. Со времени его управления начинается основное строительство. Большая часть храмов возводилась на деньги князя Михаила Михайловича Темкина, потомка древних Ростовских князей, который пожертвовал монастырю все свое состояние. В 1657-1688 гг. построены храмы во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В конце XVII в. в обители были возведены и другие церкви: во имя Воскресения Христова, во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийский, чудотворца. Монастырь обнесен каменной оградой с четырьмя башнями и тремя воротами. Монастырь, как видно из межевых книг 1665 года, назывался прежде Георгиевским. В соборной церкви находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, поступившая из дома храмоздателя князя Темкина-Ростовского, и древняя Грузинская икона Божией Матери, перенесенная сюда из упраздненной Акакиевой пустыни. В 1845 году на месте разобранной колокольни XVII в. Тимофеем Смолиным под руководством ярославского архитектора Феодоровского построена новая четырехъярусная колокольня. В 1857 г., после причисления монастыря к Ярославскому Архиерейскому дому, его древний ансамбль пополнился новыми храмами. Семидесятыми годами XIX в. датируются церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Монастырь оставался действующим до 1920-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=09353

Проповедь по запричастном стихе произнес секретарь епархиального совета Костромской епархии иерей Сергий Вихарев. По отпусте Литургии глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. В своем слове митрополит Александр рассказал об истории явления Феодоровского образа Божией Матери и заступничестве Царицы Небесной, явленной Отечеству Российскому по молитвам перед этой чудотворной иконой.  Со словами благодарности к митрополиту Александру обратился глава Костромской митрополии. Владыка Ферапонт отметил особую заслугу митрополита Александра в деле прославления Феодоровского образа Пресвятой Богородицы и возрождении общегородского крестного хода к месту его явления в XIII столетии. После обмена приветствиями и поздравлениями начался крестный ход с явленной Феодоровской иконой Божией Матери в храм Спас на Запрудне, где в 1239 году костромской князь Василий Ярославович в лесу обрел древний образ Царицы Небесной, принадлежавший ранее его старшему брату — благоверному князю Александру Невскому. На центральной площади Костромы состоялся общегородской молебен. Митрополит Александр передал в дар митрополиту Ферапонту и губернатору области частицу мощей преподобного Сергия Радонежского для новопостроенного Сергиевского храма в поселке Волжский. Ктитором нового храма в честь Игумена земли Русской является руководитель исполнительной власти края С.К. Ситников. В крестном ходе приняли участие несколько тысяч человек — костромичей и паломников. Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон Православной Церкви — по преданию ее написал апостол и евангелист Лука. На Русь святыня прибыла из Византии, и первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до середины XIII столетия — до того момента, когда иноземные захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010