По словам ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова), главным потрясением для всех тех, кто делал эту выставку, стало даже не количество пришедших на выставку, а те отзывы, которые оставляли в гостевой книге посетители. «Люди подходят и говорят какие-то очень важные, теплые, ободряющие слова, — поясняет архимандрит Тихон. — Например: Вы открыли для нас нашу собственную историю. Может быть, это слишком сильно, но это, наверное, самое главное, что было услышано». По мысли председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды, в центре выставки «Православная Русь» находится молитва и дискуссия по общественно-важным вопросам. На период проведения выставки-форума «Православная Русь. Романовы» в Москву из Костромы была принесена Феодоровская икона Божией Матери. Именно этим чудотворным образом Богородицы в XVII веке юного Михаила Федоровича Романова благословила на царство его мать. Ежедневно в ЦВЗ «Манеж» перед святыней совершались богослужения, тысячи и тысячи людей возносили свои молитвы ко Пресвятой Богородице. Смысловым центром выставки стала дискуссия о русской истории, о нашем общем прошлом, настоящем и будущем.      « Эта выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых, призвана помочь нашим современникам увидеть славное, хотя и очень непростое прошлое нашего Отечества, увидеть и, может быть, полюбить его, потому что без любви к прошлому не может быть уважения к настоящему и не может быть сил созидать будущее», — сказал Святейший Патриарх Кирилл на церемонии открытия выставки. Посетителей ждала насыщенная программа форумных мероприятий: конференций, презентаций книг, круглых столов. В рамках выставки состоялась премьера многосерийного фильма «Династия». К открытию экспозиции был выпущен специальный номер журнала «Фома». Выпуск, посвященный Романовскому юбилею, благотворительно распространялся на выставке. Интерес оказался столь велик, что весь многотысячный тираж разошелся за три дня. Основное повествование выставки велось посредством более 350 мультимедийных носителей, в том числе сенсорных экранов, 50-дюймовых плазм, лайтбоксов, планшетных компьютеров с интерактивными викторинами и познавательными приложениями, разработанными специально для выставки, а также коротких и увлекательных фильмов, рассказывающих об основных вехах жизни Российского государства.

http://pravoslavie.ru/66078.html

Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная Евфросиния Московская. Фото: pravoslavie.ru      И сегодня я работаю над проектом, который называется «Супружества благословение» к 780-летию брака благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. В этой семье родилось пять детей, в том числе святой благоверный князь Даниил Московский, основатель Московского княжества. Удивительно! Мы прекрасно знаем исторические подвиги Александра Невского, многие знают его и как святого, в конце жизни принявшего монашеский постриг, но о супружеской паре Александра и Александры практически ничего не говорится... Да, хотя они поженились, когда будущему великому (а на тот момент — новгородскому) князю было всего 19 лет, а юной полоцкой княжне Александре — 16. Уже на следующий год у них родился сын Василий, а ещё через год князь Александр одержит знаменитую победу в Невской битве. О последнем действительно знают все, но сейчас наступило время посмотреть именно на пример семейной жизни наших святых благоверных правителей, на их образы и их любовь. Чтобы увидеть, насколько красивой может быть семейная жизнь, наполненная детьми. А потому такие примеры нам сегодня необходимы как никогда. Кстати, важно отметить, что сплетение судеб святых благоверных князя Александра и княгини Александры — это ещё и сближение двух и без того родственных, но разделённых древних русских княжеств — Новгородского и Владимирского, ключевых основ современной России, и Полоцкого, основы Белоруссии. То есть событие 780-летней давности имеет значение и для сегодняшнего союза наших братских государств? Важно сказать, что в 1239 году юный князь Александр Ярославич заключил не только брак с полоцкой княжной Александрой, но и, по сути, «союзный» договор с её отцом, полоцким князем Брячиславом Васильевичем. Но немаловажно ещё и то, что этот брак был венчан Феодоровской иконой Божией Матери. Как и то, что юная княжна привезла в Торопец, где было их венчание, ещё один почитаемый образ Пресвятой Богородицы, известный как Торопецкая, Корсунская и Эфесская икона.

http://pravoslavie.ru/122277.html

Источник фото — сайт прихода храма в честь иконы Державной Божьей Матери в д. Гусино  Весть о явлении новой иконы 15 марта 1917 г. в подмосковном Коломенском быстро облетела не только Москву, но и другие уголки неспокойной тогда России. Времена смутные — февральская революция, поражения на фронтах, госпитали, заполненные ранеными воинами, крушение традиций и государственных устоев, иллюзорные надежды на свободы, разговоры о равенстве и братстве... В этот же день многие узнали о «добровольном» отречении от престола последнего царя из династии Романовых, будущего страстотерпца Николая II. Для многих весть о том, что в тот же день была обретена икона Богородицы, держащая в своих руках регалии царской власти — державу и скипетр, стали странным предзнаменованием. К иконе потянулось множество богомольцев, ее стали возить по московским храмам, появились списки с новоявленного образа, при активном участии святителя Тихона была составлена служба и акафист в честь образа Державной Божией Матери. Скоро грянула буря, и вихрь страшных событий закрутил со страшной демонической силой все русское общество, разрушая храмы, попирая святыни, перемалывая людей и меняя облик городов и весей, но то, что в руках у Пречистой Девы люди видели символы попечения и покровительства верным — скипетр и державу, оставляло надежду на милость Божию. Сегодня, осмысляя происшедшее и задумываясь над будущим, открываешь для себя некие символы, не похожие на простые совпадения. Не так давно мы вспоминали 400-летие избрания Земским собором на Российский царский престол первого царя династии Романовых —Михаила Феодоровича и фактического прекращения смуты в Русском государстве. Но задумывались ли мы о том, что начало династии Романовых начинается перед чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, а заканчивается явлением Державной иконы? А случайно ли то, что делегация от Земского собора выехала из Москвы на поиски избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, чтобы убедить его принять бремя царской власти над разоренной смутой Русской землей, именно 15 марта (2 марта старым стилем) и в этот же день, «делегаты» от русского народа вынудили царя, ставшим последним в этой династии, отказаться от попечения о своем народе, а Пресвятая Богородица смиренно приняла эти, ставшие ненужными народу, видимые символы попечения? А ведь именно при восшествии на царский престол Михаила Феодоровича впервые, на законном основании, были вручены ему эти два атрибута царского бремени — скипетр и держава.

http://foma.ru/obraz-milosti-bozhiej.htm...

С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Федоровна. К ним относятся Мария Федоровна (супруга Павла I), Александра Федоровна (супруга Николая I), Мария Федоровна (супруга Александра III), Александра Федоровна (супруга Николая II) и Елизавета Федоровна. Почиталась Феодоровская икона и святым царем-мучеником Николаем II и его августейшей семьею, которые посетили Кострому и поклонились чудотворному образу в 1913 году в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Царственные страстотерпцы имели постоянно при себе список Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая была найдена после их расстрела в Ипатьевском доме. Один из первых списков Феодоровской иконы, которые за 400 лет широко распространились по России, прославились многочисленными чудесами (исцелениями от различных болезней, помощью по молитве перед нею в трудных обстоятельствах) и есть во многих храмах и монастырях, был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Среди самых почитаемых ныне в столице списков – одна из главных святынь старинного московского храма святителя Николая в Кленниках. По Промыслу Божиему мне довелось молиться перед этой святыней многие годы. История этого чудотворного образа такова. Одна из главных святынь старинного московского храма святителя Николая в Кленниках образ Феодоровской Божией Матери      «В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках, – рассказывается на его сайте, – московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала списанный с древней чудотворной иконы, что в г. Костроме, образ Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен.

http://pravoslavie.ru/129746.html

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы . Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву. Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство. Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия , рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Феодоровская” Тропарь, глас 4 Присшествием честныя твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает к изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость. Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало.

http://pravmir.ru/mirotochenie-ikon-na-p...

Добавлено на опознание: 2017-05-01 10:13:18 Владелец: sveta1989 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона досталась от бабушки [Добавлено 2017-05-01 22:45:32]: подскажите какой год написания иконы? [Добавлено 2017-05-01 23:00:23]: а приблизительную цену подскажите? Ответов: 1. Последний ответ: Иосиф праведный,обручник Пресвятой Богородицы. Добавлено на опознание: 2017-05-01 03:57:59 Владелец: DarkShadow Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Давно икона находится в доме, так вот мне интересно как она называется и примерный год её желательно. Ответов: 3. Последний ответ: СПАСИБО. РАВНО ОЧЕНЬ МУТНО. ВНИЗУ ПОХОЖЕ НА РАСПЯТИЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ, А ЦЕНТР НЕ ВИДНО. ЕСЛИ ТО, ЧТО Я НАПИСАЛА НЕ УСТРАИВАЕТ, НАПИШИТЕ БОЛЕЕ КОНКРЕТНО: ВМЧ НА КОНЕ, А ВНИЗУ ДРАКОН ИЛИ ЧЕЛОВЕК?, БУКВ НИКАКИХ НЕ ВИДНО? А ЛИКИ ХОРОШО ВИДНЫ? ИКОНА П [...] Добавлено на опознание: 2017-04-26 22:26:09 Владелец: shtrex Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Давно икона в семье, откуда появилась сказать сложно. Надписей никаких нет. сделана очень качественно. Ответов: 2. Последний ответ: Пожалуйста, помещайте образы с уважением к ним и к себе. Добавлено на опознание: 2017-04-23 21:52:52 Владелец: alex0001 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Божией Матери Казанская. Написана под оклад, т.е.только лики и рука. Может н20в,может и 21в, по фото не определить. Вы в Москве. Икона Казанская есть практически в каждом храме Москвы и это самая известная икона в России и самое большое количе [...] Добавлено на опознание: 2017-04-23 21:52:36 Владелец: alex0001 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Возможно, Феодоровская икона Богородицы Добавлено на опознание: 2017-04-23 21:50:59 Владелец: alex0001 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 3. Последний ответ: Похоже на совр.чеканку местного умельца. Образ святителя (епископа,архиеп. и т.д.), скорее всего так изображен свт.Николай чуд, а может и какой другой святитель. Образ католический или униатский по одеяниям. К любой иконе обращаются в молении( т.е. [...]

http://pravicon.com/unknown/28

Фактически, приверженцы старого обряда оспаривали покровительство Феодоровской иконы правящей династии. В их глазах власть, поддержавшая неоправданные церковные реформы, перестала быть законной. Одним из духовных центров ревнителей " старой веры " стал Городец, как место пребывания Феодоровского образа до его явления в Костроме. Со временем, он превратился в неофициальную " столицу " поволжских старообрядцев различных толков и согласий. Сердцем старообрядческого Городца была возведенная при Екатерине II в 1786 году знаменитая часовня (храм Успения Божией Матери), равная по своему значению московскому Рогожскому кладбищу. В ней поочередно проводили службы беглопоповцы и безпоповцы. По их согласному убеждению, часовня стояла на том самом месте, где находилась Феодоровская икона в XII веке и одновременно на месте монастырской кельи, в которой в 1263 году скончался принявший схиму св. князь Александр Невский. Согласно городецкой легенде, одинаково признаваемой господствующей Церковью и старообрядцами, святой князь на смертном одре молился перед чтимым списком Феодоровского образа Богоматери. Этот легендарный список был сделан в " утешение " жителям Городца после явления иконы в Костроме. Трудно сказать, какова его подлинная судьба, но до середины 1980-х годов, одному из городецких старообрядческих согласий принадлежала ветхая Феодоровская икона с резной надписью на обороте: «ИСТИННОЕ UЗOБPAЖEHIE ЧЮДОТВОРННЫЯ ИКОНЫ ПРСТЫЯ БЦЫ ФEOДOPOBCKIЯ НАПИСАСЯ ОТ АДАМА В ЛЕТО 6747 ГОДА». Уверенность староверов в своей правоте в противостоянии властям подпитывалась и другой легендой, дожившей до конца XIX века. Она гласит, что костромская святыня «раз в году чудесно переносится в Городец и здесь, " на месте святе " , источает слезы о своем заключении в никонианской церкви» Со временем прежнее почитание иконы почти изгладилось у старообрядцев. Но все же кое-что сохранилось. Замечательная Легенда о граде Китеже ( " Книга глаголемая летописец " ), из которой мы узнаем о бытии и почитании Феодоровского образа в XII веке, вышла именно из старообрядческой среды. В современном календаре Русской Православной Старообрядческой Церкви костромская святыня отмечена ТРИЖДЫ: «Празднование Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершается 27 марта (14 марта ст. ст.) и 29 августа (16 августа ст. ст.). Также во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери " по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г. " »

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

19 июля 2015 года в ходе визита в Костромскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Костромской кремль (Центральный парк города Костромы) и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского кафедрального собора. Так началось восстановление уничтоженного в 1934 году соборного ансамбля Костромского кремля. Сейчас близится к завершению восстановление Богоявленского собора и кремлевской колокольни. В дальнейшем планируется приступить к воссозданию Успенского собора, под своды которого, на место своего старинного пребывания, вернется и главная святыня Костромы – чудотворный Феодоровский образ Божией Матери. Вечером, 16 февраля 2024 года, в Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги прошла торжественная встреча святыни. На встрече присутствовали Бабурин Виктор Сергеевич – Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Калужской области, городской Голова Калуги Дмитрий Денисов. Вечернее богослужение возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент – глава Калужской митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, епископ Козельский и Людиновский Никита, а также духовенство города Калуги. Богослужебные песнопения исполнил хор Калужской духовной семинарии и хор Калужского духовного училища. После чтения Святого Евангелия (Лк., 4 зач., I, 39-49, 56) Высокопреосвященнейший владыка Ферапонт совершил помазание верующих освященным елеем. Из рук митрополита Ферапонта каждый получил в подарок иконку – образ чудотворной Феодоровская иконы Пресвятой Богородицы. По окончании богослужения митрополит Климент обратился со словом проповеди, поблагодарил митрополита Ферапонта за визит на Калужскую землю, рассказал об истории иконы и пригласил всех на богослужения, которые в дни пребывания иконы будут совершены в Свято-Троицком кафедральном соборе. Владимир Николаев , подполковник юстиции в отставке, г. Калуга Фото предоставлено автором Во время молебна Иконе в калужском кафедральном Свято-Троицком Соборе 16.02.2024 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

В ограде Крестовоздвиженского храма располагалась выстроенная в 1877 году Феодоровская часовня. Здесь хранилась главная святыня всего комплекса – Феодоровская икона Пресвятой Богородицы в жемчужном окладе, издревле почитавшаяся ивановцами. В 1932 году храмовый комплекс был полностью уничтожен. На его месте предполагалось строительство грандиозного Дома Советов, которое, тем не менее, осуществить не удалось. http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/fedor.htm В родословной фабрикантов Гандуриных есть любопытная запись: " Время основания села Иванова в точности неизвестно, но уже в 1328 году оно упоминается как село Ивань в духовном завещании Ивана Даниловича Калиты. При Дмитрии Ивановиче Донском оно называлось сельцом Ивань, а при Василии Васильевиче Темном - селом Ивановом " . К сожалению, запись не подтверждена историческими документами. По данным шуйского историка В.А. Борисова, первое достоверное упоминание об Иванове относится к 1561 году, когда царь Иван Грозный подарил село Иваново в числе других земель князьям Черкасским, братьям своей второй жены - кабардинской княжны Марии Темрюковны. Поскольку Иваново упомянуто уже как село, - значит, в нем была церковь. В описании вотчины князя И.И. Шуйского 1632 года, когда он стал владельцем села, указывается, что в Иванове на главной площади располагались " церковь Воздвижения Честного креста и престол Ивана Богослова древяна... да теплая церковь святые мученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строение вотчинниково " . К 1667 году появился второй придел Воздвиженской церкви, посвященный Николаю Чудотворцу. В это же время на месте старой выстроили новую Пятницкую церковь. Рядом с храмами располагался небольшой Варваринский женский монастырь, и нынешняя улица Красной Армии носила название Варварская. Во время страшного пожара 1699 года деревянные церкви сгорели. В начале XVIII века выстроили высокую кирпичную колокольню. Она представляла собой восьмигранный столп, увенчанный шатром с тремя рядами слухов. Такой тип колокольни был очень широко распространен в XVII, а в провинции вплоть до начала XIX века. Одновременно с колокольней выстроили деревянную летнюю церковь Воздвижения и кирпичную зимнюю церковь Рождества Христова с приделом Параскевы. Во время пожара 1723 года они почти не пострадали. Однако 21 августа 1775 года, во время нового опустошительного пожара " деревянная церковь Воздвижения Честного Креста сгорела дотла, а на другой - Рождества Христова с приделом Параскевы сгорели главы и верх, а на колокольне сгорели полы, колокола попадали и растопились. Церковь Воздвижения стояла 73 года " .

http://sobory.ru/article/?object=36997

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный Крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей. На территории обители располагается Костромская митрополия РПЦ со своей церковной структурой: Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Почитаемые праздники Контакты [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Телефон : +7 (4942) 31-34-86 , +7 (4942) 31-47-07 Электронная почта: is-ke@yandex.ru Сайт: http://богоявленско-анастасиин-м.рф Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010