Глава 5. Крещение Иисуса. Искушение Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него ( Мф. 3, 13 ). Так говорит Евангелист Матфей, а Евангелист Марк дополняет это повествование указанием, что Иисус пришел из Назарета Галилейского. Зачем же безгрешный Иисус пришел к Иоанну креститься? На этот вопрос отвечают Иоанн и Сам Иисус Христос. Приход Иисуса к Иоанну По свидетельству Евангелиста Иоанна, приводимому ниже, Иоанн Креститель сказал посланным к нему от синедриона: Я... для того пришел крестить в воде, чтобы Он (то есть Христос) явлен был Израилю ( Ин. 1, 31 ). Иисус Христос прожил в тиши маленького города Назарета тридцать лет (включая в то число и кратковременное пребывание в Вифлееме и в Египте) и теперь выступал на общественное служение, на исполнение воли пославшего Его Отца; поэтому Ему надлежало явить Себя народу, а народу надлежало услышать свидетельство о Нем как о давно ожидаемом Мессии. Такое явление народу и свидетельство о Нем Иоанна свершились на Иордане. Но, говорят, зачем же было креститься? Явление Иисуса народу и засвидетельствование о Нем могли последовать и без крещения; напротив, крещение Иисуса могло уронить значение Его в глазах народа: народ мог подумать, что и Он грешник. Крещение Иисуса Все, приходившие к Иоанну, сначала исповедовали грехи свои, а потом крестились. Один Иисус, как безгрешный, пришел к Иоанну и прямо потребовал крещения; а Иоанн, чтобы показать народу, что пришедший Иисус не нуждается ни в покаянии, ни в крещении, говорит Ему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ( Мф. 3, 14 ). Слыша такие слова пророка, зная уже, что Идущий за ним Сам будет крестить Духом Святым, народ никак не мог подумать, что пришедший к Иоанну Иисус мог быть грешен, мог нуждаться в крещении. Поэтому требование Иисусом крещения не могло умалить значение Его в глазах народа. На вопрос же – зачем Он крестился, – отвечает Сам Иисус Христос, говоря Иоанну: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф. 3, 15 ). Правдой называет Иисус волю Божию. «Воля Божия была (говорит святой Иоанн Златоуст ), чтобы тогда все крестились, о чем послушай, как говорит Иоанн: Пославший меня крестить в воде... ( Ин. 1, 33 ). Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос, со всем другим, что требуется законом, исполнил и это» (Творения. Т. 2. 405).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Пойдем к нему». Уже четыре дня прошло со дня смерти Лазаря, когда Иисус Христос пришел в Вифанию. Марфа, встретив Его, сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус Христос ответил ей: «воскреснет брат твой». Мария, услышав, что пришел Господь, вышла к Нему вместе с своими родными и знакомыми. Обе сестры горько плакали по умершем брате. Утешая их, Иисус Христос прослезился Сам и сказал: «где вы положили его»? Подошли к пещере, в которой был погребен умерший; на ней лежал камень. Иисус Христос говорит: «отвалите камень». Тогда Марфа сказала, что от тела Лазаря уже идет дурной, гнилой запах. Иисус говорит ей: «не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Когда отвалили камень от пещеры, где лежал умерший, Иисус поднял глаза к небу, помолился и потом громким голосом сказал: «Лазарь! иди вон». И умерший Лазарь вышел. Этим чудом Иисус Христос показал ученикам и народу, что Он есть истинно всемогущий Сын Божий. Многие из находившихся здесь иудеев уверовали во Христа. Некоторые же пошли к первосвященникам и учителям иудейским и рассказали им об этом чуде. Первосвященники и фарисеи давно не любили Иисуса Христа. Им было завидно, что народ слушает Его учение и перестает почитать их. Больше всего они не любили Спасителя за то, что Он пред народом говорил о грехах первосвященников и фарисеев, и собирались убить Его. Когда они услышали о воскрешении Лазаря, то назначили плату тому человеку, кто поможет им тайно, без народа, схватить Иисуса и убить Его. Кто жил в Вифании? Что случилось с Лазарем? Что сказал Иисус Христос, когда узнал о болезни Лазаря? Что Он сказал ученикам через два дня? Как Марфа и Мария встретили Иисуса Христа? Что сказал Спаситель Марфе? Что Христос велел сделать, подойдя к гробу? Что сказала Иисусу Марфа? Что ответил ей Спаситель? Что сказал Спаситель умершему Лазарю? Что случилось после этих слов? Что Иисус Христос показал этим чудом? Что было после этого чуда? За что враги Иисуса Христа не любили Его? Что они задумали сделать с Иисусом Христом? 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И Он пошел ко гробу. Вопросы: – Как встретила Марфа Иисуса Христа, когда Он пришел в Вифанию? Как утешал её Спаситель и поняла ли она Его слова? что обещал Иисус Христос тем, кто верует в Него? Кого позвала затем Марфа? Как выказал Иисус Христос Свою печаль при виде слез Марии и сопровождавших её иудеев? Что говорили тогда иудеи? Куда направился Иисус Христос? В сопровождении Марфы, Марии и многих иудеев, пришел Иисус Христос ко гробу Лазаря, – В то время умерших погребали не так, как теперь. – Как погребают теперь? Теперь покойника обмывают, одевают, кладут в деревянный или металлический гроб и, закрыв крышкой, опускают в землю и зарывают. Тогда же, умерших, омыв, натирали душистыми мазями, обвертывали в новое полотно, лицо закрывали платком и погребали в особенных пещерах. Пещеры эти высекались в скалах, бывали довольно просторными, так, что иные служили местом погребении для нескольких семейств. В этих пещерах находились каменные лавки, илн скорее полки, на которые и клали умерших. Для того, чтобы дикие звери не попадали в эти пещеры, отверстие их, иногда довольно большое, закладывали большим и тяжелым камнем. Придя ко гробу Лазаря, Иисус сказал: «Отнимите камень» – Марфа же возразила: «Господи, уже четыре дня, как он во гробе и тело его уже разлагается (портится)». На это Иисус Христос заметил ей: «не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию!» Тогда отняли камень от пещеры, – Иисус Христос воззвал громким голосом: «Лазарь, иди вон!» – И умерший вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, а лицо его было обвязано платком. Иисус Христос приказал: «развяжите его, пусть идет!» – Многие иудеи, видевшие сотворенное Иисусом Христом чудо, уверовали в Него; некоторые же пошли к фарисеям и рассказали им про это чудо. Вопросы: – Как погребали в то время умерших? Как воскресил Иисус Христос Лазаря? В каком одеянии был Лазарь, когда он вышел из гроба? Что сделали иудеи, видевшие это чудо? – Когда дети будут давать верные и толковые ответы на все эти вопросы, я спрошу у них связный, цельный рассказ о только что пройденном, помогая им, конечно, двумя – тремя вопросами, исчерпывающими всю суть предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Выстраивается целая цепь встреч: сначала Андрей и другой ученик, встречают Иисуса на берегу Иордана; в тот же день Андрей находит Симона и приводит его к Иисусу; на следующий день Иисус находит Филиппа, а тот Нафанаила. В течение двух дней у Иисуса появляется пять учеников. Реакция Нафанаила на новость об обретении Мессии выдает характерное для иудеев презрение к галилеянам: Из Назарета может ли быть что доброе? Мы уже говорили о том, что захолустный галилейский городок Назарет никак не воспринимался в качестве места, откуда мог произойти Мессия, сын Давидов. Филипп ничего не говорит Нафанаилу о рождении Иисуса в Вифлееме Иудейском; он лишь отвечает: пойди и посмотри. Последующий диалог между Нафанаилом и Иисусом может быть истолкован в нескольких разных смыслах. Иисус мог заметить Нафанаила раньше, когда он сидел где-то под смоковницей (в этом случае слова когда ты был под смоковницею относятся к тому, что за ними следует: Я видел тебя). Иисус мог видеть Нафанаила до того, как Филипп нашел его сидящим под смоковницей и рассказал ему об Иисусе (в этом случае слова когда ты был под смоковницею относятся к тому, что им предшествовало: прежде нежели позвал тебя Филипп). Наконец, Иисус мог вообще не видеть Нафанаила в прямом смысле: Его слова вполне можно истолковать как указание на то, что Иисус знал о мыслях Нафанаила и о том, что последний сомневался в возможности для Мессии произойти из Назарета. В этом случае слова вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства находят свое объяснение: под Израильтянином понимается житель Иудеи, который, как и другие иудеи, не верит в то, что Мессия может прийти из Галилеи. Комментируя этот рассказ, Иоанн Златоуст объединяет второе и третье из приведенных толкований. По его словам, Иисус «присутствовал при беседе Нафанаила с Филиппом». Нафанаил испытывает Иисуса как человек, а Иисус отвечает ему как Бог: " Я видел тебя под смоковницей, когда никого там не было, а были только Филипп и Нафанаил и между собой об этом говорили». Слова вот подлинно Израильтянин Иисус произнес «еще прежде, чем приблизился Филипп, чтобы такое свидетельство было несомненно: для этого Он назвал и время, и место, и само дерево». Тем самым Иисус, по словам Златоуста, проявил Свою несомненную прозорливость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слово «истина» неоднократно встречалось нам на страницах четвертого Евангелия начиная с пролога ( Ин.1:17 ). Мы помним слова Иисуса, адресованные иудеям: И познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:32 ). Мы также помним, что, говоря об Иоанне Крестителе, Иисус приравнял свидетельство о Себе к свидетельству об истине ( Ин.5:32–33 ). На вопрос Пилата – Что есть истина? ( Ин.18:38 ) – Иисус ничего не ответит. Этот ответ Он дает сейчас, на Тайной Вечере: истина – не отвлеченное философское понятие. Истина – это Он Сам, воплотившийся Сын Божий, пришедший в мир, чтобы указать людям путь к Богу и повести их этим узким путем через тесные врата ( Мф.7:13–14 ) в дом Своего Отца. Слово «жизнь» напоминает нам о том, что Иисус говорил Марфе перед воскрешением Лазаря: Я есмь воскресение и жизнь ( Ин.11:25 ). Оно также напоминает о словах Иисуса в беседе с иудеями о небесном хлебе: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:40 ). Термин «жизнь» употребляется в значении жизни вечной: Иисус говорит о Себе как о жизни в преддверии Своей смерти, за которой последует воскресение. Знание и видение Сына Божия означает знание и видение Бога. Здесь Иисус возвращается к теме, которая звучала в Его беседах с иудеями: Видящий Меня видит Пославшего Меня ( Ин.12:45 ). Но если там Иисус обвинял иудеев в духовной слепоте, то здесь, напротив, Он говорит ученикам о том, что они знают и видели Отца. На просьбу Филиппа показать ученикам Отца Иисус отвечает призывом видеть Отца в Нем – Его Единородном Сыне: если вы не верите Моим словам, верьте, по крайней мере, моим делам. Опять же, эта тема уже звучала в полемике с иудеями ( Ин.10:37–38 ). В Ветхом Завете люди узнавали о невидимом Боге через Его чудеса и знамения. В Новом Завете лик Божий открывается через лик Иисуса, а свойства Бога – через чудеса и знамения, совершаемые Его Сыном. Эти чудеса и знамения, которые в четвертом Евангелии именуются «делами» (ργα), будут продолжаться и далее в жизни основанной Им Церкви. О каких «бóльших» делах говорит Иисус ученикам? Очевидно, о тех, которые они совершат в предстоящем им миссионерском походе: о массовых обращениях в христианскую веру, об исцелениях, изгнаниях бесов, воскрешениях. Этому обещанию созвучно то, что в Евангелии от Марка воскресший Иисус говорит перед вознесением на небо: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк.16:17–18 ). Рассказами о чудесах апостолов наполнена книга Деяний. Продолжая речь, Иисус обещает вернуться к ученикам после Своего воскресения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Титул «служитель Моисеев», принадлежащий Иисусу Навину 52 , характеризует положение последнего по отношению к своему «господину» ( Числ. 11:28 ). trwm, мешарет – более почетное звание, чем dbi («раб», «слуга»), и может быть переведено не только как «служитель», но и как «помощник», «исполнитель» (чьей-то воли). Так позднее именуются в Израиле царские вельможи, исполнители царской воли 53 . Иисус Навин верно служил Моисею и его закону. «Здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя… Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу Навину, служителю Моисееву. И Апостол, как слышим, говорит: «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам» ( Рим. 15:8 ); и еще: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал. 4:4–5 ). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезанных» 54 . Итак, пока был жив Моисей, ему преданно служил Иисус Навин; со смертью Моисея наступает время предводительства Иисуса. Он выходит из-под тени законодателя и приступает к исполнению своей миссии. Моисей, раб Мой, умер; итак, встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым (1:1–2). В типологии Иисус Навин – Иисус Христос служение Иисуса Навина Моисею – это подчинение Иисуса Христа Закону, «исполнить» ( Мф. 5:17 ) который пришел Спаситель. Смерть Моисея – это конец власти Закона. Моисей не входит в землю обетованную – Закон не может ввести в царство благодати, в Церковь Христову, в жизнь вечную. Туда вводит Иисус, при жизни Моисея бывший его верным служителем, а по его смерти оставивший пустыню и вступивший в Ханаан. Так и Христос согласно раннехристианской типологии вводит народ Божий в Царство благодати не раньше смерти Закона, олицетворяемого Моисеем. «Надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввел его в наследие, и чтобы Моисей, как и Закон, имел конец, а Иисус, как Слово и неложный прообраз Ипостасного Слова, был проповедником для народа» 55 . «И когда Моисей закончил свое жизненное течение, ему было сказано Богом: взойди на эту гору и умри, ибо ты не введешь моего народа в землю. И он умер по слову Божию, и Иисус, сын Навин, вступил на его место» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Слова миссис Эдди крайне ясны, их нельзя превратно истолковать: Духовный Христос был непогрешим; Иисус же, как плотской человек, был не Христос (Miscellaneous Writings, p. 84). Внимательное прочтение Матфея, гл. 16, откроет, что Иисус согласился с мнением Петра, сказавшего, что Он – Христос, Сын Бога Живого. Было бы глупо заявлять, будто Иисус не был творением из плоти, ибо Новый Завет свидетельствует, что Он был рожден женщиной, но остался безгрешен и принял физические страдания на кресте за нас. Иисус, по миссис Эдди, есть высшее выражение божественного идеала или первопричины, внутренне присущей каждому человеку. Отрицая физическое существование вселенной, миссис Эдди отрицает и реальность человеческой плоти и крови, утверждая, что это иллюзия смертного разума. Следовательно, ни Христос, ни кто-либо из людей не имеет реального тела из мяса и костей, и для нее Иисус Христос во плоти не существовал. Нет необходимости упоминать о том, что Господь признал реальность плоти и крови, сказав Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Мф. 16:17 ). В таком контексте новое звучание приобретают и слова апостола Иоанна: А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4:3 ). И тут уже нельзя напрямую не отнести сказанные ранее слова Иоанна ко взглядам «христианской науки» и их прорицательнице миссис Эдди: Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына ( 1Ин 2:22 ). Не стоит углубляться, ибо тут становится очевидным, что лжехристос «христианской науки» есть Иисус гностический, идея, «первопричина», но не «единородный от Отца» ( Ин. 1:14 ). Поэтому пусть миссис Эдди или «христианские ученые» в своих трудах используют имя Иисуса, но он все равно не Христос Писания, а изощренная подделка, о которой Святой Дух по благодати Своей предупреждает нас в Писаниях. 2. Иисус свидетелей Иеговы

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

«Некто сказал Иисусу Христу: Господи, я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказать: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов: а ты иди, благовествуй царствие Божие ( Лук. 9:57–60 ). Таким образом Иисус Христос требовал от учеников Своих полного самоотверженного, решительного и бесповоротного следования за Ним – «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» ( Лук. 9:62 ). Избрание Апостолов Из числа множества людей, следовавших за Иисусом Христом и желавших вступить в число Его учеников, Он избрал двенадцать. Пред этим важнейшим событием Иисус Христос провел всю ночь в молитве к Отцу небесному ( Лук. 6:12 ). Он просил божественной помощи, чтобы избрать людей способных продолжать Его великое дело и распространять между народами свет Евангельского учения. Избранных учеников Иисус Христос «наименовал Апостолами», т. е. посланниками. Истинный смысл этого названия можно уяснить из следующих слов Иисуса Христа: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». ( Ин.10:21 ). Как Иисус Христос был Первосвященником, принесшим Себя в искупительную жертву за грехи людей, так и Апостолы Его должны были быть первосвященниками, способными принести и себя в жертву для спасенья людей. Иисус Христос проповедовал и учил, и Апостолы, следуя примеру и исполняя повеления Своего Учителя, должны были идти и учить все народы. Иисус Христос даровал прошение грехов; Апостолы Его также получили власть даровать кающимся прощение грехов. Иисус Христос, установивши святейшее Таинство Евхаристии, причастил Апостолов и дал им заповедь: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22:19 ). Апостолы по заповеди Спасителя должны были совершать это Таинство и причащать верующих. Избранные Иисусом Христом двенадцать Апостолов неотлучно находились при своем божественном Учителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Ин.11:1–57 . Незадолго до праздника Пасхи Иисус Христос пришел в селение Вифанию, находившееся близ Иерусалима. Здесь жил друг Его, Лазарь, с двумя сестрами, Марфой и Марией. Прошло четыре дня, как Лазарь умер, его уже похоронили и от тела его был слышен гнилой запах. Иисус Христос прослезился, узнав о смерти Своего друга, тотчас пошел к могиле его, приказал отвалить камень от гроба и громко сказал: «Лазарь, иди вон». Лазарь воскрес и вышел из гроба. Это воскрешение Лазаря поразило народ, и многие уверовали во Христа. Как только узнали об этом в Иерусалиме, тотчас собрались члены Синедриона (Верховного Суда) и рассуждали о том, что им делать с Иисусом. «Этот человек, говорили они на совещании, много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него; тогда придут Римляне и овладеют нами». Председателем Синедриона был первосвященник, иначе архиерей, Каиафа. Каиафа подал такой совет: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы погиб весь народ». Послушались этого совета и порешили предать Иисуса смерти. Тогда было издано ими приказание, что, если кто узнает, где находится Иисус, то объявил бы, дабы взять Его. Иисус Христос удалился в дикую пустыню. За шесть дней до Пасхи Иисус Христос пришел опять в Вифанию и оттуда отправился через гору Елеонскую (то есть масличную, покрытую оливковыми деревьями) в Иерусалим. За ним шла большая толпа народа. Подойдя к горе Елеонской, Иисус Христос приказал ученикам Своим привести к Нему из соседнего села молодого осла. Ученики привели ослицу и с нею молодого осла, на которого никто из людей никогда не садился, покрыли осленка одеждами, и Иисус Христос сел на него. Теперь весь народ мог видеть славного Учителя, Который воскресил Лазаря. Многие думали: «Сей есть Христос, обещанный потомок Давида», и начали оказывать Ему почести. Одни срывали пальмовые ветви и бросали по дороге; другие постилали свои одежды под ноги осла и пели торжественную песнь: «осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних (спаси, даруй счастье, Сущий в вышних, на небе)». При входе в город новые толпы народа окружили Иисуса Христа. «Кто это?» спрашивали невидавшие Его. «Это Иисус пророк из Назарета», отвечали им и при этом рассказывали о воскрешении Лазаря. Фарисеи хотели схватить Иисуса в это время, но побоялись народа. Иисус вошел в Храм, изгнал оттуда торжников, исцелил слепых и хромых и возвратился на ночь в Вифанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010