(Праздник Входа Господня в Иерусалим). 57. Тайная вечеря. Обетование о Духе Святом Ин.13:1–38 , Ин.14:16–18, 26 ; Мф.26:17–30 ; Мк.14:12–26 ; Лк.22:7–30 . В четверг вечером Иисус Христос с двенадцатью учениками отправился в Иерусалим, где в одном доме была приготовлена Ему комната для празднования Пасхи. Войдя в эту комнату, Иисус Христос умыл ноги Своим ученикам и потом возлег с ними за стол для вкушения пасхального агнца. Так началась последняя вечеря Его с учениками. Во время вечери Он сказал ученикам: «истинно говорю вам, один из двенадцати, обмакивающий со Мною в солило (блюдо с солью), предаст Меня». «Не я ли, Господи?» со страхом спросили Его один за другим ученики. «Не я ли?» с дерзостью спросил и Иуда. «Да, ты», тихо сказал ему Иисус Христос, и затем подал ему кусок, обмакнув его в солило. Предателю стало мучительно оставаться со святыми учениками. Иисус Христос сказал ему: «что делаешь, делай скорее». Иуда тотчас же вышел. Он узнал, где Иисус проведет ночь, и пошел за обещанными сребренниками. Выход Иуды не показался странным другим ученикам. Так как он был хранителем и распорядителем денег, то они и подумали, что Учитель, вероятно, дал ему какое-нибудь приказание о покупках или раздаче милостыни. После вкушения пасхального агнца Иисус Христос взял квасный хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Ученики вкусили Тела своего Учителя и Господа, преподанного им под видом хлеба. Потом Иисус Христос взял чашу и, подавая ее ученикам, сказал: пийте от нея вси; сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Ученики приобщились Крови Христовой, преподанной им под видом вина. «Сие творите в Мое воспоминание», повелел Иисус Христос. Так Он установил Таинство причащения, в котором христиане, под видом хлеба и вина, принимают истинное Тело и истинную Кровь Христовы. Затем Иисус Христос, прощаясь с учениками, сказал им: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». При этом прощании Он обещал послать им Утешителя: «не оставлю вас сиротами. Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, Духа истины. Этот Утешитель – Дух Святый, Который от Отца исходит. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». По окончании вечери Иисус и ученики Его с пением псалмов встали и пошли из Иерусалима на гору Елеонскую, в сад Гефсиманский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя Православная Церковь вспоминает 29 августа и заповедует верующим этот день проводить в посте, чтобы достойным образом почтить великого постника и мученика, пострадавшего во время нечестивого пиршества. § 22. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14:13–23; Мк. 6:34–46; Лк. 9:11–17; Ин. 6:3–15) Однажды Иисус Христос с учениками удалился в пустынное место. Народ узнав, где Он находится, стал во множестве приходить к нему, чтобы слушать Его Божественное учение. Иисус Христос сжалился над ними и начал учить их. Между тем день склонялся к вечеру. Ученики сказали Иисусу Христу: «Место здесь пустынное, а время позднее. Отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». Иисус Христос спросил: «Нет ли у вас какой-нибудь пищи?». Ученики отвечали: «У нас здесь есть только пять хлебов и две рыбы». Иисус Христос приказал принести их. Когда их принесли, то Иисус велел народу возлечь на траву, а Сам взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. Все ели и насытились и кроме того осталось кусков хлеба и рыбы двенадцать полных коробов; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. Видевшие это чудо говорили об Иисусе Христе: «Это истинно тот Пророк, Которому должно придти в мир». Из третьего года служения Иисуса Христа § 23. Исцеление бесноватой дочери Хананеянки (Мф. 15:21–28; Мк. 7:24–30) Однажды Иисус Христос пришел в пределы городов Тира и Сидона. Здесь жили Хананеяне – потомки Ханаана, сына Хама. Одна женщина Хананеянка с горькими слезами припадала к Иисусу Христу и взывала: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя беснуется и тяжко страдает». Иисус Христос продолжал Свой путь и как будто не обращал никакого внимания на женщину. Ученики стали просить Его, говоря: «Господи, отпусти ее, потому что она кричит за нами». Иисус сказал им в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Между тем женщина продолжала кланяться и со слезами говорила: «Господи, помоги мне». Иисус Христос отвечал ей: «Не хорошо взять хлеб у детей (Евреев) и бросить псам» (язычникам). Тогда эта женщина с глубоким смирением сказала: «Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Иисус Христос удивился пламенной вере женщины и сказал ей: «Женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час. § 24. Преображение Господне (Мф. 17:1–9; Мк. 9:2–9; Лк. 9:28–36)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

344. Установил ли Господь Иисус Христос кого-либо из апостолов наставником всех остальных апостолов? Господь Иисус Христос не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов, наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один из них Учитель – Христос, они же между собой только братья ( Мф.23:8–10 ). 345. На что ссылаются те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех апостолов и всей Церкви? Те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех христиан и всей Церкви, ссылаются на слова Господа Иисуса, сказанные апостолу Петру: 1 . «Блажен ты, Симон, сын Ионин.– И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ); 2 . «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:32 ). 3 . «Паси агнцев Моих... паси овец моих» ( Ин.21:15–17 ). 346. Как приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»? Приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» так, что Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою. 347. Является ли правильным учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре? Учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре, неправильно, так как: 1) Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого» и тем выразил твердую, как камень, веру в Божественность Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово «Петр» означает «человека, который высказал непоколебимую веру»;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

(Выписка из указанного листка) " Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы: змия возмут, аще и что смертно испиют  – не вредит их: на недужныя руки возложат и здравы будут «. Господь здесь не говорит «именами Моими», но «Именем Моим», т. е. одним, а не многими. Спрашивается: которым же Именем сия будет? И само собой разумеется: тем Именем Иисус, которое Архангел принёс с небес ( Лк. 1:13 ), тем Именем, которое Господь принял при обрезании ( Лк. 2:21 ), но обоготворил, и это имя есть Иисус. «Мужие Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо, сей Иисус, вознёсшийся на небо, таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). Спрашивается: почему эти два Ангела не только не сказали, что Имя Иисус не есть Бог, но сами называют вознёсшегося от Земли на небо Господа «Иисусом»? Да потому, что Имя Иисус есть Истинный Бог. Почему эти два Ангела не упомянули других Имён Божиих? А потому, что Господь, ведый будущее как настоящее, знал, что богоборники будут отрицать божественность святейшего Имени Иисус, и потому засвидетельствовал божественность этого Имени через сих двух Ангелов. Господь Иисус Христос устроил Церковь и послал Апостолов на проповедь. Апостолы проповедуют: «Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христа сего Иисуса, Которого вы распяли. Народ умилился и сказал ап. Петру, что нам делать? Пётр же сказал им: – покайтесь и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов ( Деян. 2:38 ). Спрашивается: почему же апостолы велят уверовавшим в Иисуса Христа креститься во Имя Иисуса, если Имя Иисус не есть Бог? Говоря: Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней от Духа есть Свята; родит же Сына и наречёшь Ему Имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их ( Мф. 1:20–21 ). Итак, глагол Божий исполнился. Пресвятая Дева Мария, зачавшая во чреве, родила Сына, Который в 8-й день по рождении принимает Своё (Ему Единому, яко Богу-Спасителю, присущее Имя Иисус ( Лк. 1:31 ); и обоготворяет его, срастворив Существом Своего Божества, точно так же, как и принятую Им «от человека плоть: неслитно и нераздельно – и бысть Бог непреложный и Человек совершенный. Следовательно, имя Иисус, принесённое Архангелом с Небес, обоготворил Сам Вездесущий Господь, и Его Имя «Иисус» есть истинный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В таком варианте она встречается в разговоре Иисуса с законником, который, искушая Его, спрашивает: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус отвечает: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:35–40 ). В параллельном повествовании Марка Иисус, процитировав две основные заповеди, говорит законнику: Иной большей сих заповедей нет ( Мк. 12:28–34 ). Ту же историю мы встречаем у Луки, но здесь вопрос законника сформулирован по-иному: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус отвечает вопросом на вопрос: В законе что написано? как читаешь? В версии Луки заповеди о любви к Богу и ближнему озвучивает сам вопросивший Иисуса законник. Иисус реагирует словами: Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но законник не успокаивается – он спрашивает: а кто мой ближний? ( Лк. 10:25–29 ). Иисус в ответ излагает притчу о том, как некий человек попался в руки разбойников, которые его раздели и избили; проходившие мимо священник и левит не помогли ему, и только самарянин, увидев его, сжалился над ним, перевязал его раны и отвез в гостиницу. Иисус завершает притчу вопросом: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Законник отвечает: Оказавший ему милость. Иисус говорит ему: Иди, и ты поступай так же ( Лк. 10:30–37 ). Весь этот материал необходимо учитывать для понимания того, какой смысл вкладывал Иисус в заповедь о любви к ближнему. Во-первых, Он утверждал, что это одна из двух главных заповедей закона Моисеева: в совокупности заповеди о любви к Богу и ближнему составляют нравственное ядро закона и пророков. Во-вторых, под ближним Иисус понимает не только единоверца и соплеменника: ближний – это всякий, кто нуждается в помощи, участии, заботе. Таким образом, отталкиваясь от буквы Ветхого Завета, Иисус полностью меняет ее дух, наполняя заповедь Моисеева закона совершенно иным содержанием, чем то, которое было изначально в нее вложено. Обычную поведенческую норму, подчеркивающую необходимость солидарности между членами одного народа, Иисус превращает в основополагающий нравственный принцип, который должен распространяться на всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Восемь дней спустя вновь ученики Его были внутри, и Фома с ними. Пришел Иисус (а двери были закрыты), и встал посредине, и сказал: «Мир вам». Затем говорит Фоме: «Вложи перст твой сюда и посмотри на руки Мои, и поднеси руку твою и вложи в бок Мой. И не будь неверующим, но верным». Фома ответил и сказал Ему: «Господь мой и Бог мой». Сказал ему Иисус: «Фома, ты уверовал, ибо увидел Меня. Блаженны, кто не видели и уверовали». И многие другие знамения сотворил Иисус на глазах учеников Своих, кои не записаны в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и дабы, веря, имели жизнь во имя Его. Глава 21 После сего явился Иисус ученикам вновь у моря Тибериадского. Явился же так. Были вместе Симон Петр и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и другие двое из учеников Его. Говорит им Симон Петр: «Иду ловить рыбу». Говорят они ему: «Пойдем и мы с тобой». И они вышли, и взошли в лодку. И в ту ночь ничего они не поймали. Когда же настало утро, встал Иисус на берегу. И не узнали ученики, что это Иисус. Тогда сказал им Иисус: «Мальчики, нет ли у вас похлебки?» Они ответили Ему: «Нет». Говорит Он им: «Бросьте по правому борту сеть и найдете». Тогда бросили они сеть и уже были не в силах вытянуть её из-за множества рыбы. Тогда тот ученик, кого любил Иисус, сказал Петру: «Это Господь». Симон Петр, услышав, что это Господь, препоясался туникой, ибо был наг, и прыгнул в море. Другие же ученики подошли на лодке (ибо недалеко они были от берега, локтях в двухстах), таща сеть рыбы. Когда же сошли они на берег, то увидели поставленные жаровни, и положенную на них рыбу, и хлеб. Говорит им Иисус: «Принесите рыбы из улова нынешнего». Симон Петр поднялся и вытащил на землю сеть, полную ста пятидесяти трех крупных рыб. И, хотя было их столько, сеть не порвалась. Говорит им Иисус: «Подходите, завтракайте». И никто из возлежащих не дерзал спрашивать Его: «Ты ли это?», ибо знали они, что это Господь. И пришел Иисус, и взял хлеб, и дал им, так же и рыбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:19–29 ). Мы видим, что начало истории у обоих евангелистов практически совпадает: Иисус является неожиданно и приветствует учеников словами мир вам. В обоих Евангелиях Иисус показывает ученикам части Своего тела: у Луки – руки и ноги, у Иоанна – руки и ребра. Это свидетельствует о реальности тела воскресшего Иисуса, которое сохраняет признаки материального тела, хотя и приобрело способность проходить сквозь запертые двери (впрочем, и до воскресения Иисус мог ходить по воде). Однако отличия между двумя рассказами весьма существенны. У Луки речь идет об одном явлении, у Иоанна – о двух. У Луки присутствуют одиннадцать учеников и бывшие с ними, у Иоанна – одиннадцать без Фомы. У Луки ученики принимают Иисуса за духа, у Иоанна об этом не говорится. У Луки Иисус ест рыбу и сотовый мед, у Иоанна об этом умалчивается (впрочем, в Ин.21:9–13 мы увидим, как Иисус предлагает ученикам рыбу и хлеб). У Луки Иисус отверзает ученикам ум к разумению Писаний, у Иоанна этой темы нет. Зато только у Иоанна Иисус посылает учеников на проповедь, дарует им Духа Святого и право отпускать грехи : этой темы нет у Луки, а у двух других синоптиков она выражена иначе и в ином контексте ( Мф.28:18–20 ; Мк.16:15–18 ). Наконец, весь эпизод с Фомой присутствует только у Иоанна. Рассказ Луки о явлении одиннадцати продолжает ту же тему, что была затронута в повествовании о двух учениках на пути в Эммаус. Там Иисус говорил: Не так ли надлежало (δει) пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании. Здесь Иисус говорит: надлежит (δε) исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах; после чего отверзает ученикам ум к уразумению Писаний и доказывает, что так надлежало (δει) пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. Тема исполнения ветхозаветных пророчеств о страждущем и воскресающем Мессии в обоих случаях стоит в центре повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Евангелиях повествуется о трех случаях воскрешения Христом мертвых. У начальника Капернаумской синагоги Иаира лежала при смерти двенадцатилетняя дочь. Иаир просил Иисуса прийти к нему в дом и исцелить ее. Иисус пошел за ним, но в пути было получено известие, что больная умерла. Иисус сказал Иаиру: – Не бойся, только веруй, – и продолжал путь. В доме Иаира Иисус увидел свирельщиков и плакальщиц и общее смятение домашних. – Что смущаетесь и плачете? – сказал Христос. – Девица не умерла, но спит. Недоверчиво отнеслись к Его словам. Но Христос, выслав всех из дома, кроме отца и матери умершей и трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, входит с ними в комнату, где лежала усопшая, берет ее за руку и говорит: – Девица, Я тебе говорю: встань. Девица встала и начала ходить. Христос велел дать ей пищи ( Мк.5:36–41 ; Мф.9:18, 23–25 ; Лк.8:49–55 ). В другой раз Иисус, приближаясь к городу Наину, встретил похоронную процессию: выносили из города на кладбище умершего юношу, единственного сына у матери-вдовы, и много народа шло с ней из города. Господь Иисус сжалился над ней и сказал ей: – Не плачь. Затем подошел, прикоснулся к одру, на котором несли усопшего. Несшие остановились. Христос сказал: – Юноша, тебе говорю: встань. Мертвый поднялся, сел и стал говорить ( Лк.7:12–15 ). Самое поразительное чудо владычества над смертью Господь Иисус явил в воскрешении Лазаря. Услышав о предсмертной болезни Лазаря, Иисус сказал: – Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Говоря это, Иисус знал, что болезнь Лазаря кончится смертью, и имел намерение воскресить его к славе Божией. Действительно, Лазарь вскоре умер. Иисус, узнав об этом по Своему всеведению, назвал его смерть сном и сказал, что идет разбудить его. Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, уже на четвертый день после его смерти. Лазарь уже был похоронен и от тела его ощущался запах гнилости. Сестры его плакали, и Сам Иисус прослезился. Затем Он велел открыть гробовую пещеру и громко возгласил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Лазарь сильно заболел. Тогда его сестры, Марфа и Мария послали сказать Иисусу Христу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен». Иисус, услышав это, сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, потому что через нее прославится Сын Божий», – и не пошел в Вифанию. Два дня спустя Иисус Христос сказал: «Лазарь, друг наш, уснул, Я иду разбудить его». Ученики не поняли слов Спасителя, они думали, что он говорит об обыкновенном сне, а не о смерти, и отвечали: «Господи, если уснул, то выздоровеет». – Тогда Иисус Христос пояснил Свои слова: «Лазарь умер, по пойдем к нему». И пошел с учениками в Вифанию. Вопросы: Кто был Лазарь? Где он жил? Что сделали сестры Лазаря, когда он заболел? Как поступил Иисус Христос, услышав о болезни Лазаря? Что сказал Спаситель ученикам Своим, отправляясь в Вифанию? Как поняли ученики Его слова? Когда Иисус Христос пришел в Вифанию, друг Его, Лазарь, уже умер и четыре дня лежал во гробе. Марфа, сестра Лазаря, услышав, что идет Иисус, вышла к Нему навстречу и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» – Иисус отвечал ей: «Воскреснет брат мой». Марфа думала, что Он говорит о всеобщем воскресении и сказала Спасителю: «Знаю, что воскреснет при всеобщем воскресении, в последний день». – Но Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; потому тот, кто верует в Меня, не умрет, а если и умрет, то оживет, т. е. воскреснет. Веришь ли ты этому?» – Марфа отвечала: «Так, Господи, я верую, что Ты Христос, Сын Божий, Которому надлежало прийти в мир!» – Затем она позвала Марию, сестру свою; Мария тотчас встала и пошла к Иисусу Христу; за ней последовали и иудеи, которые были с нею и утешали ее. Мария пала к ногам Спасителя и воскликнула то же, что и Марфа: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брать мой!» Иисус Христос очень любил Лазаря я сестер его, и видя печаль их о брате, Сам прослезился. Смотря на Его слезы, иудеи говорили: «как Он любил Его! – не мог Он разве сделать, чтоб Лазарь не умер?» – Иисус Христос спросил: «Куда вы положили его?» – Ему ответили: «Господи, поди и посмотри».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вот я сказал вам» ( Мф. 28:7 ). А этим как бы говорит: «не преступил я повеления, свидетельствуюсь тем, что сказал вам это, чтобы, если вознерадите, укоризна пала не на меня, но на вознерадевших». Поэтому един Господь Иисус Христос. О Нем говорит и нынешнее чтение: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8 , 5. 6). 11. Иисус же Христос имеет два имени: «Иисус», потому что спасает, и «Христос», потому что священствует. И, зная сие, богомудрый пророк Моисей двум избранным из всех мужей дал сии два наименования, преемника власти своей Авсия переименовав Иисусом ( Числ. 13:17 ), а брата своего Аарона наименовал Христом ( Левит. 14:5 ), чтобы двумя избранными мужами изобразить первосвященничекое и царское достоинство единого грядущего Иисуса Христа. И Христос, подобно Аарону, есть первосвященник, потому что «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 5, 5. 6). Иисус же Навин во многом имеет на себе Его образ. Став вождем народным, начал сие от Иордана, откуда и Христос, крестившись, начал благовествовать. Двенадцать мужей для раздела наследия поставил сын Навина; и двенадцать апостолов посылает Иисус в целую вселенную проповедниками истины. Прообразовавший Иисус спас уверовавшую блудницу Раав, а Иисус истинный говорит: вот «мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие» ( Мф. 21, 31 ). При прообразовавшем стены Иерихонские от одного восклицания пали; и поскольку речено Иисусом: «не останется здесь камня на камне» ( Мф. 24:2 ), пал этот здесь перед нами стоявший Храм иудейский, не потому, что определение сие было причиною падения, но потому, что виною падения стал грех беззаконных. 12. Един есть Господь Христос: имя чудное, не прямо предвозглашенное пророками. Ибо Исаия пророк говорит: «Грядет Спаситель твой; награда Его с ним» ( Ис. 62:11 ). Словом же «Спаситель» переводится еврейское слово «Иисус». Ибо пророчественная благодать, провидя, что иудеи будут убийцами Господа, прикрыла именование, чтобы предузнав ясно, не приступили тотчас к злоумышлению. Иисусом же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божиею силою, и сказал Иосифу: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус» ( Мф. 1, 20. 21 )! И, объясняя причину сего наименования, вслед за сим говорит: «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (21). Рассуди же, каким образом, еще не родившись, имеет «людей Своих», если бы не был и до рождения? И сие-то говорит пророк от лица Его: «от чрева матери Моей называл имя Мое» ( Ис. 49, 1 ), потому что предречено Ангелом, что наречется Иисусом. Пророк говорит также и об Иродовом злоумышлени: «тенью руки Своей покрывал Меня» (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010