Вопрос о времени Рождества Иисуса Христа не имеет прямого, непосредственного значения для самой сущности христианства; позже или ранее общепринятого времени явился в мир Небесный Искупитель человечества, отсюда ничего не следует ни за, ни против истины преподанного Им учения. Тем не менее вопрос этот не лишен самого живого интереса и важности для нас. И, во-первых, для нас -христиан не может не быть интересным всякое вообще точное исследование обстоятельств жизни Начальника и Совершителя нашей веры; с другой стороны, наука история поступила бы вопреки своей задаче, если бы она не обращала особенного внимания на жизнь Того, Кто имел на развитие человечества такое чрезвычайное влияние и не употребила бы всех находящихся в её распоряжении средств – определить с возможною верностью год земного, плотского рождения Его. Но особенную важность год Рождества Иисуса Христа имеет для всего христианского мира вследствие того обстоятельства, что с него, как известно, начинается наше христианское летоисчисление. Совершенно напрасно и неблагоразумно было бы, без сомнения, изменять это веками освященное летоисчисление в настоящее время, на том основании, что начало его, как это доказывают новейшие ученые и с чем согласуются мнения всей христианской древности, определено неверно; тем не менее это нимало не уменьшает для нас интереса знать величину ошибки, разницу между действительным и принятым временем (годом) Рождества Христова. К этому нельзя не присоединить еще одного обстоятельства: некоторые из новейших ученых признавали невозможным примирить сказания евангелий об обстоятельствах рождения Иисуса Христа с некоторыми, будто бы, несомненными фактами древней истории; отсюда выводили заключение, что первые, т. е. сказания Евангелий, не имеют исторического значения и затем построили на этом заключении дальнейшие выводы. Таким образом вопрос о времени Рождества Иисуса Христа, имевший первоначально, по-видимому, частный интерес, получил самое жизненное, решительное значение по отношению к достоверности наших Евангелий вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Воспевая в канонах своих славное Преображение Господа Иисуса Христа, описанное Евангелистами Матфеем ( Мф.17:1–9 ), Марком ( Мк.9:1–9 ), Лукою ( Лк.9:27–36 ), и Апостолом Петром ( 2Пет.1:16–18 ), и совершившееся, по преданию церковному, на Галилейской горе Фаворе, св. Песнописцы одинаково проникнуты были чувством благоговейного восторга, наполняющего сердце при представлении этого чудного события в земной жизни нашего Спасителя. Посему оба канона весьма сходны между собою по возвышенности мыслей и выражений, приличных торжественности праздника, и по тому общему впечатлению, какое производят они на душу внимательного слушателя. С одинаковою силою изображаются в них – неземное величие священного Фаворского зрелища, которого свидетелями удостоились быть только Небожители и избраннейшие из Апостолов, – необыкновенное прославление Иисуса Христа, явившего при этом Божеское Своё достоинство, – радость и блаженство лиц, узревших и услышавших небесное откровение, сколько это доступно силам смертных. Впрочем, по направлению частных мыслей тот и другой каноны имеют и некоторые особенности в содержании. В первом св. Козьма преимущественно изображает высокое значение Преображения Господня в устроении нашего спасения, особенную важность его для учеников Иисуса Христа, a чрез них и для всех верующих; ибо явление Божественной славы на Фаворе сколько озарило телесные очи свв. Апостолов, столько же или ещё более озарило их души необходимым для них светом духовным: просветило ум их несомненным познанием Божеского достоинства Иисуса Христа и тайны пришествия Его на землю, оживотворило волю их надеждою на исполнение всех обетований Его, согрело сердце их любовью к Спасителю до совершенной готовности – пожертвовать всем земным для премирного царства Его. Святой же Дамаскин в своём каноне более сосредоточивает взор свой на самом лице Спасителя; в прославленном состоянии Иисуса Христа на Фаворе он видит ясное доказательство двух естеств, соединившихся в одном лице Богочеловека; ибо здесь свет Божеского естества просиял чрез завесу человеческой плоти Его, которая и сама по себе, как непричастная греху, была и явилась совершенною.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Второе послание Апостола Петра Время и место, откуда оно писано, неизвестны. Оно обращено к христианам вообще и направлено главным образом на возникшее в новых общинах отделение веры от жизни и нравов, под влиянием ложных учений. Вместе с тем убеждает Апостол в неизбежности второго пришествия Христова, хотя время, когда оно будет, предузнать невозможно и предугадывать не следует. В этом послании усматривается сходство с содержанием послания Апостола Иуды. Глава 1 Симон Петр, раб и Апостол Иисус Христов, – от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа приявшим равночестную с нами веру. Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Христианское достоинство и жизнь христианская Сила Его божественная даровала нам все потребное для жизни благочестивой, в познании Призвавшего нас явлением славы Своей и благости. Тем и дарованы нам обетования великие и драгоценные, чтобы стали мы чрез них причастниками Божеского естества, избежав от сущего в мире растления всякой похоти. Итак, прилагая всякое старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если все это есть и еще возрастает в вас, то не останетесь вы ни ленивы, ни бесплодны в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, ничего перед собой не видит, и думать забыл о том, как очищены прежние грехи его. Посему, братия, всячески старайтесь, чтобы твердо было в вас известно призвание и избрание ваше: так поступая, никогда не преткнетесь. И так богатно откроется вам вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. И не обленюсь я никогда напоминать вам о сем, хотя вы и сами знаете, и утверждены в настоящей истине. Праведным долгом почитаю себе, доколе пребываю в сей храмине телесной, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен я оставить сию храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Но все буду еще стараться, чтобы вы и по отшествии моем всегда имели в себе о сем память. Преображение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Вы знаете, братие, что после первого обещания о рождении Спасителя до самого рождения прошло не мало времени, в которое Бог приготовлял людей и особенно евреев к принятию Его. Указаны были признаки, по которым внимательные люди могли узнать родившегося им Спасителя. Когда наступило время исполниться обещанию о рождении Его, между людьми особенно усилилось ожидание Его, и когда Иисус Христос родился и жил на земле, многие узнали Его, как Спасителя, различными способами. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые, по рождении Спасителя, воспели песнь: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение», и которые именно сказали им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Они поспешно пришли в пещеру, где был родившийся Спаситель и поклонились Ему. Восточные мудрецы, так называемые волхвы, узнали Его посредством звезды, которая пред рождением Его явилась на востоке. Руководствуясь ею, они пришли в дом, где находился родившийся Спаситель, поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Симеон Богоприимец и Анна пророчица, по особенному откровению от Духа Святого, узнали Его, когда Он, по исполнении четыредесяти дней от рождения Его, принесен был во храм. Иоанн Креститель на реке Иордане, во время крещения, узнал Его по откровению, по сошествии на Него Святого Духа в виде голубя, и по гласу с небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.8:17 ). Подобный глас был о Нем апостолам: Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе Фаворе. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте ( Мф.17:5 ). Кроме этого, весьма многие узнали Его по превосходству Его учения, и особенно по чудесам, которые Он творил. Учение Его имело сильное влияние на современников. После Нагорной беседы народ дивился учению Иисуса Христа, потому что, замечает евангелист, Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). После праздника Кущей первосвященники и книжники послали служителей взять Иисуса Христа, но последние не исполнили их приказания и, на вопрос первосвященника – почему они не привели Его? – отвечали; «никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ). Что касается чудес Иисуса Христа, то они были очень разнообразны, но почти во всех своих чудесах Он оказывал милость страждущим людям, и эти чудеса имели сильное влияние на Его современников. Чудеса Его состояли в том, что людей, одержимых неизлечимыми болезнями и беснованием, Он исцелял в мгновение ока, одним словом, или прикосновением руки, и даже чрез прикосновение их к Его одежде. Однажды пятью, а в другой раз семью, хлебами Он напитал в пустом месте несколько тысяч человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю. Воскрешал мертвых, а именно, воскресил сына вдовы Наинской, дочь Иаира, и Лазаря, уже на четвертый день после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава I Вступление (1–3а). Вероучительные наставления Апостола (3б-29). Кол.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, Ап. посылает благословение Колоссянам от себя и от Тимофея. Благословение это по форме сходно и с Рим 1:1, 7 и еще более с 1Кор 1:1–2 . – «Тимофей» – см. Деян 16:1 , и Флп 2:20, 22 . Кол.1:2 .  находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: Кол.1:3 .  благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, Ап. говорит, что состояние веры и жизни Колосских христиан производит на наблюдателя отрадное впечатление, – об этом сообщил ему Епафрас ( Кол 1:3–8 ). Ап. молится о том, чтобы Колоссяне еще более усовершились в христианской жизни и познании ( Кол.1:9–11 ) и благодарит Бога за совершенное Им дело нашего спасения ( Кол.1:12–14 ) и в ярких чертах изображает величие лица Господа Иисуса Христа, нашего Спасителя. Чтобы отсечь для Колосских еретиков всякую возможность обольщать Колосских христиан своим учением об эонах, которые будто бы равны Христу, Ап. раскрывает учение о Христе как о Боге, без отношения к Его воплощению ( Кол.1:15–17 ), а потом как о Богочеловеке ( Кол.1:18–20 ), напоминая при этом, что и Колоссяне обязаны своим спасением Христу ( Кол.1:21–23 ). В заключение первой главы Ап. высказывает взгляд на свои страдания, которые он несет как проповедник христианства. Говорит он об этих страданиях потому, что их плодами будут пользоваться всегда Колоссяне, как и другие христиане ( Кол.1:24–29 ). Кол.1:4 .  услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, Кол.1:5 .  в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, Кол.1:6 .  которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, Кол.1:7 .  как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Восхождение по степеням добродетелей (3–9). Убеждение к твердости в вере с указанием на близость кончины Апостола (10–15). Преображение Господне (16–18). Ветхозаветное пророческое слово (19–21). 2Пет.1:1 .  Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2Пет.1:2 .  благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. По апостольскому обыкновению (ср. 1Пет 1:2 ; Рим.1:7 ; Тит 1:1, 4 ), Ап. Петр начинает свое послание приветствием – преподанием христианам благодати и мира, причем «с самого начала Апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их в деле проповеди равняться Апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными» (блаж. Феофил.). Сразу же Апостол называет божественную сторону спасения – «в правде Бога нашего и Спаса Иисуса Христа» (ст. 1) и человеческую – «в познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 2). 2Пет.1:3 .  Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 2Пет.1:4 .  которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью; «Со ст. 3 начинается собственно послание. Его, как замечают, можно сравнить с потоком, который уже в самом истоке и широк, и глубок. Самое начало послания полно огня и жизни и силы и переносит читателя в самую полноту евангельской благодати, точно так же, как и в первом послании» (еп. Михаил). В ст. 3 и 4 Апостол говорит о Божественной стороне спасения – о том, что Бог сделал для людей: между тем далее, в 2Пет.1:5–8 , он говорит уже о том, что должны делать сами верующие, чтобы удовлетворять своему христианскому призванию. В христианстве, по Апостолу, дана полнота истинной жизни от всесильной и вседействующей силы или благодати Божией, дана блаженная возможность людям становиться причастниками Божеского естества. «Причастниками Божеского естества мы сделались через явление Господа и Бога, Который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и освятил, если же начаток свят, то и целое свято» (блаж. Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Церковь со времени апостольского верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» – писал апостол Павел к коринфянам ( 1Кор. 10, 16 ). Поэтому же апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 27–30 ). Если бы апостол не придавал евхаристическим хлебу и чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы излишними. Через всю святоотеческую письменность красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет Игнатий Богоносец . «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная», – писал он к римским христианам 368 . В письме к филадельфийцам он говорит: «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединении с Кровью Его» 369 . Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не веруют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» 370 . Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса» 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Десятый член Символа Веры Исповедую едино крещение во оставление грехов. Поучение 60 1) Понятие о Благодати Десятый член Символа Веры читается так: исповедую едино крещение во оставление грехов. Упомянуто в Символе об одном таинстве крещения потому, что святое крещение есть дверь к новой благодатной жизни. Кто крестится, по заповеди Господа Иисуса Христа, тот обязывается принимать и прочие спасительные таинства и исполнять все учение Христово. Посылая апостолов проповедовать Евангелие во всем мире, Иисус Христос заповедал им: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам ( Мф. 28:19, 20 ). Поэтому, исповедуя крещение, мы вместе исповедуем свою веру и в прочие таинства, которые установил Господь, и которые преданы православной церкви святыми апостолами, равно как и обязываемся соблюдать все заповеданное Господом в Евангелии. Спасительные таинства суть такие действия, Иисусом Христом установленные, в которых, под видимыми знаками, сообщается верующим в Иисуса Христа невидимая спасительная Благодать. Поэтому ныне скажу вам о спасительной Благодати. Слово благодать значит благое даяние. В этом смысле слово благодать означает всякое благое даяние Божие или всякий дар Божий. Но если говорится о спасительной Благодати, действующей в Христовой церкви, то под Благодатию разумеется сила Духа Божия, сообщаемая верующим в Иисуса Христа, для совершения их спасения. Эта спасительная сила Духа Божия, сообщаемая верующим в Иисуса Христа, по преимуществу есть Благодать или благое даяние, потому что даруется христианам по заслугам Иисуса Христа. Единородный Сын Божий, Иисус Христос, для того и сходил на землю, пострадал и умер на кресте, чтобы, Своими заслугами удовлетворив правосудию Божию, примирить Бога с человеками и ниспослать от Отца Всесвятого Духа Утешителя, для спасения верующих. Поэтому Благодать Божия называется и даром ( Рим. 5:15, 16 ), различные действия Благодати – дарами Святого Духа ( 1Кор. 12:4–11 ). 2) Необходимость спасительной Благодати

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Задача настоящего очерка заключается не в том, чтобы показать превосходство чудес Господа нашего Иисуса Христа над ложными чудесами или чудесами, производимыми силой диавола. Сам Иисус Христос очень ясно засвидетельствовал, что Его чудеса не имеют ничего общего с чудесами, производимыми силою Веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:22–30 ) для того, чтобы наши слабые доказательства сделались в этом случае совершенно излишними. В самом деле, что может быть общего между обилием чудесных дел, совершенных Иисусом Христом, светлых, как лучи солнца, простых, как всемогущество, благодетельных, как любовь, угодных Богу, как фимиам чистой святой молитвы, с так называемыми ложными чудесами, творимыми силой диавола, нечистыми как по способу, так и по цели совершения их, противоречивыми, зловредными, и которые не превышают законов природы, вложенных в творения? Задача наша раскрыть божественное превосходство чудес Иисуса Христа над чудесами даже истинными, совершенными святыми мужами, по силе, данной им Богом. Божественный Промысл, пекущийся о спасении рода человеческого, никогда не оставлял людей без дара чудотворения ни прежде, ни после Иисуса Христа: в Ветхом Завете мы знаем великих чудотворцев: Моисея, Илию, Елисея; в Новом Завете мы видим бесчисленный сонм чудотворцев, которые, после апостола Петра и до нашего времени воскрешали мёртвых, возвращали зрение слепым, слух глухим, разрешали язык немых и укрепляли члены расслабленных. Сам Иисус Христос предсказал, что верующий в Него будет творить чудеса большие, чем Он: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит: потому что Я к Отцу Моему иду» ( Ин.14:12 ). Однако эти слова не должно понимать в том смысле, что чудеса святых мужей равны и даже превосходят Его божественные чудеса. Смысл приведённых слов тот, что все чудеса, совершенные св. мужами, как прежде, так и после Иисуса Христа, принадлежали Ему, потому что творились во имя Его: одни (в Ветхом Завете), чтобы приготовить людей к принятию Его, другие (в Новом Завете), чтобы устроить на земле Царство Божие – святую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Из лекций по Догматическому богословию В чем состоит невидимая сторона Евхаристии? – Вся сущность учения об этом предмете сводится к двум вопросам: а) действительно ли в Евхаристии присутствует Иисус Христос и б) как присутствует? На первый вопрос, существуют два ответа: восточно-­православная церковь , католики и лютеране признают, что в таинстве Евхаристии действительно присутствуют Тело и Кровь Иисуса Христа; цвинглиане говорят так, что хлеб и вино в Евхаристии суть только символы, знаки распятого на Кресте Тела Иисуса Христа и пролитой на Кресте Крови Его, а вся вообще Евхаристия есть не что иное, как поминки о крестной смерти Христа Спасителя. Так же в сущности говорят и кальвинисты: по их воззрению, в Евхаристии предлагаются только знаки Тела и Крови Иисуса Христа, но верующие, принимая хлеб и вино, духовно причащаются животворящей силы, исходящей от существа и лица Иисуса Христа. Ответы на второй вопрос нисколько разнообразились. Католики учат, что хлеб и вино в Евхаристии пресу­ществляются в Тело и Кровь Христовы, так что от них остаются только внешние свойства (цвет, запах и проч.), сущность же их изменяется в сущность Тела и Крови Иисуса Христа; выражением этого учения служит термин пресуществление. В сущности, и в нашей церкви содержится то же самое понятие, только для выражения его употребляется термин «преложение». Лютеране отвергают пресуществление и на его место ставят сосуществование (consubstatiantio) хлеба и вина с Телом и Кровию Христа при сохранении своей субстанции. Итак, на вопросы, действительно ли в Евхаристии присутствует Иисус Христос и как присутствует, христианские вероисповедания дают до противоположности раз­личные ответы. Православная церковь , католики, лютеране и кальвинисты на первый вопрос отвечают положитель­но, цвинглиане – отрицательно; на второй вопрос право­славная церковь , католики и лютеране отвечают так, что Иисус Христос присутствует в Евхаристии Своим Телом и Своею Кровию, кальвинисты, что Он присутствует своею Животворящею силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010