Письмо Никона Полянскому находится в РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 206; текст письма издаётся впервые: 2104 Никонъ Божиею милостию патриархъ. Данилу Леонтьевичю благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа. Аминь. Писал я к великому государю прежде сего с московскимъ стрельцом и с монастырским служкою о своих нуждах и о келейном нестроении на кириловских властей. И нын послал я к великому государю писмо Каменного монастыря с служкою, с Андрюшкою Кузьминым, на них же, кириловскихъ, что он великого государя указу чинятся ослушны и кльи не достраивают, и плотники их, не достроя клей по их приказу, от того дла збежали. А было в тх кльях строена вмсто церквицы для церковного правила особая малая клеица. И нын нам от безпокойства в нестроении их и достал теснота стала большая и положить ничего нгд. И братия, которые со мною терпят, Господа ради, скитаются кое-гд – в хлбне и в поварне, и хотят розно брести. А которое внизу и построено, а вверху недостроено. И от той их недостройки в кльях ничего положить нельзя, сверху дождем и снгом набивает. И от дождевой и от снежной мокроты все мокнет и тлет. И ты, Господа ради, спомози нам и восприим, поднеси великому государю, чтоб великий государь умилосердился надо мною и по моим бы письмам свой, великого государя, милостивой указ учинил. Здрав буди и сего нашего прошения не забуди, да и сам от Господа Бога незабвен будеши. Л. 200 ...двсти тесницъ. – Теснина (теснина, тесина) – доска, пилёная доска – Даль 4, 403. Л. 203 ...был в Крестном монастыр строителем. – Крестный монастырь на острове Кий основан патриархом Никоном в 1656 г. Монастырь выстроен по обету: в 1639 г. на острове Кий Никон, тогда ещё никому не известный иеромонах Анзерского скита, нашёл спасение от морской бури – Шушерин 1997, 28. Л. 204 ...в Кожезерской монастырь. – Кожеозерский Богоявленский мужской монастырь основан в середине XVI в. на острове в Коже-озере – Зверинский 1, 164 250). В 1643–1646 гг. Никон был игуменом этого монастыря – Шушерин 1997, 30; Кр. описание 1902, 480; Известие 1906, 17; Лобачёв 1995, 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

По ходатайству Архимандрита Досифея, чрез Архангельского Г-на Генерал-Губернатора и Кавалера Миницкого, Г-ц Главноуправляющий Почтовым Департаментом Князь Александр Николаевич Голицын утвердил, чтобы в Соловецкий монастырь из города Кеми учрежден был почтовый ход на казенном отчете с почтальоном, от 15-го Мая и до Октября 15-го числа, или от открытия реки Кеми и до замерзания оной. По благословению Святейшего Синода возобновлен Ряспятский скит па Анзерском острове каменным строением на горе Голгофе во имя Распятия Господня, с колокольнею, келиями и службами. Сия церковь совершенною постройкою окончена и освящена Архимандритом Досифеем 1830 года Сентября 13-го дня, а теплый придел оной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы освящен тогож 1830 года 24-го Октября, там же находится и гроб Праведного Иисуса. основателя сего скита. В мукомольной мельнице, находящейся в монастыре, вся внутренность переделана по новому механическому расположению и прибавлен четвертый постав и там же переправлена толчея о 6 пестах и устроена вновь сукновальная Машина; В сем же году был в монастыре известный в России путешественник и издатель Отечественных Записок, Статский Советник П. П. Свиньин для собрания сведений о местоположении и устройстве сей обители. Июля 28-го дня прибыл для богомоления Преосвященнейший Аарон, Епископ Архангельский, и пробыв в монастыре до 7-го числа Августа, выехал в г. Кемь на монастырском судне, для дальнейшего обозрения своей Епархии. Июля 31-го дня Указом Св. Синода предписано быть Благочинным над Московскими Ставропигиальными монастырями тому Архимандриту, который находится Членом Московской Синодальной Конторы, а Настоятелю Соловецкого монастыря исключительно предоставлено быть и Благочинным своего монастыря и руководствоваться в сем случае Инструкцией, данною от Св. Синода в 1793 году. Сделана в монастыре большая медная водосвятная чаша мерою в 50 ведр, наподобие церковного потира, весом с крышею 11 пудов. По северной линии монастырских строений близ сельдяных ворот, впусте стоявшие пороховые погреба переделаны на монастырские келии, и на оных в 1831 году накладен третий этаж в длину на 15, а в ширину на 7 саженей, со многими простенками, с накатными потолками и с прочею принадлежностью. 1829 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

подвижников XIX века: епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819) — праведника, почитаемого за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). Ревностно исполняя повеление Воскресшего Господа идти, учить все народы (Мф. 28:19), архимандрит Макарий со смирением и самоотверженностью потрудился «во благовестии Христовом» народам алтайского края. Новое поколение христианских миссионеров видит в нем образец апостольского горения; народ церковный благоговейно хранит память о нем, его трудах и чудесах по его молитвенному предстательству, на протяжении всего времени со дня его смерти не угасает особое почитание подвижника в Алтайской и Орловской епархиях; священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), – подвижника и аскета Нижегородской епархии, за праведность удостоенного Богом даров исцеления и прозорливости, сподобившегося многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом, и великое множество людей с теплой верой и любовью и до ныне ходит молиться на его могилу; игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступили материалы: – о праведной жизни, исполненной смирения и благодатных даров Святого Духа, чудесах и молитвенном подвиге преподобного Иова (+1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита. Память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году; – о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев, причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году. Со дня их прославления в Оптину пустынь обратилось около 300 приходов и монастырей Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей с просьбой выделить частицы святых мощей преподобных Оптинских старцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

После того блаженный старец осенил себя крестным знамением, сложил крестообразно руки на персях и без всяких предсмертных страданий предал Господу чистую свою душу. Стоявший за дверями кельи ученик видел в келье необыкновенный свет, слышал голоса поющих и обонял дивное благоухание. Те же ощущения испытали в это время и другие иноки по своим кельям. Честна пред Господом смерть преподобных Его! Так почил о Господе блаженный подвижник иеросхимонах Иисус, 85-ти лет от рождения, в Неделю Православия (первое воскресенье Великого поста) 6 марта 1720 года, перед рассветом. Хотя о кончине старца не было оглашено учениками его, но вскоре узнали о том не только монахи Соловецкого монастыря и Анзерского скита, но и многие богомольцы из мирян. Все они стеклись в скит и долго оставались около кельи почившего, дожидаясь выноса в церковь и погребения тела. Вдруг пролился сильный дождь 16 , который принудил пришельцев разойтись, а между тем Голгофские иноки и пустынножители поспешили исполнить последнюю заповедь своего старца и совершили погребение тела его в отсутствие мирских людей. При отпевании читано было духовное завещание почившего старца 17 . Тело о.Иисуса погребено в каменном склепе, глубиною не более одного аршина от поверхности земли. Над могилою поставлена деревянная гробница, а на ней – доска со следующею надписью:       «Здесь       скончался      1720 года, марта 6 дня, преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель прежде бывший Анзерский, а потом Голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 года. Строительство анзерское принял 1706 года. В схиму постригся в 1710 году. На гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года, показавши образ добродетелей – словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною. От рождения жития его было 85 лет. 1720 года, марта 9 дня, погребен здесь». Вскоре усердием учеников над могилою старца поставлена часовня и на доске над гробницею изображен лик почившего. По преставлении блаженного основателя Распятского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь. АЛЕКСИЙ II Божией милостию смиренный Патриарх Московский и всея Руси ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО APXIEPEЙCKOГO СОБОРА Средник иконы Собора новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церквио канонизации митрополита Макария (Невского ; 1835–1926), протоиерея Алексия Мечева (1859–1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева ; 1846–1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866–1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (†1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича ; 1697–1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова ; 1784–1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792–1847), священника Алексия Гнеушева (1762–1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816–1867) и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных Оптинских старцев Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод ( Мф 13:1–23 ). “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”, – сказал Господь верующим в Него ( Мф 11:28 ). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях. К лику таких пастырей принадлежат:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С годами отец Иоанн, посвятив себя богомыслию, выходил из дома только на церковные службы, не прекращая благотворений через доверенных лиц. В 1701 году, по ложному доносу царю (якобы, узнав о злоумышлении, «он, яко духовник, не открыл начальству»), преподобный был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с именем Иов. После многих испытаний старец Иов был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав о святой жизни подвижника и удостоверившись, что старец был оклеветан, царь Nemp I хотел возвратить духовника к себе, но преподобный Иов отказался. В 1702 году для большего безмолвия он перешел в Анзерский скит Святой Троицы, где вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара был назначен настоятелем. Помня слова Господни: Ему же дано будет много, много и взыщется от него (Лк. 12, 48), на новом поприще священноинок Иов положил много труда и забот. Мудрый наставник всех учил смиренному послушанию Богу и начальникам как первой добродетели, без которой не может быть спасения; приучал к постоянному труду и заботе о ближних. Он сам посещал больных, омывал и перевязывал им раны, а нередко исцелял их недуги своей молитвой. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал. В 1710 году преподобный Иов принял и великий ангельский образ с именем Иисус. Вскоре Сама Матерь Божия определила дальнейший путь иеросхимонаху Иисусу: Она явилась ему во сне вместе с первоначальником и покровителем скита преподобным Елеазаром Анзерским (память 13/26 января) и сказала, что на горе, отныне называемой второй Голгофой, на Анзерском острове, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. Приняв этот чудный сон за благословение Божие, старец Иисус в 1714 году переселился на жительство на гору Голгофу и с помощью учеников, схимонаха Матфея и монаха Макария, основал Голгофо-распятный скит, где продолжил свой многотрудный подвиг. В 1715 году была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Сам престарелый строитель, в пример братии, нередко рубил дрова, носил воду, в пекарне затворял тесто. В своей келлии старец постоянно занимался рукоделием, а деньги, которые за это выручал, делил на три части: на нужды церковные, на нужды братии, на милостыню нищим. Себе он не оставлял ничего, имея при себе лишь несколько духовных книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Свидетельствую своею бедною рукою и страхом Божиим. Аминь. О писме, великий государь, не покручинься, Господа ради, что худо и не исправлено. То и черное и белое, у себя иного не оставил, а се мало вижу. Бог Отец о имени Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, молитву приемлет и просимое дает, яко же свидетельствует слова истина: – рече, – чего просите о имени Моем от Отца Моего, даст Сего ради и аз о имени Христа Бога и святаго ради Рождества С Его прошу Т . Не премолчи о нашем к тебе, великому государю, прошении, да не в суд ти будет писание се и прошение наше. Здрав буди и нас, сирых, во царствии своем не забуди. Примечания Л. 194 И по прехождении триех лет был челом я тебе... чтоб ты, великий государь, отпустил меня в монастырь. – По мнению протоиерея Льва Лебедева, патриарх Никон усматривал некий мистический смысл в троичных этапах своей биографии: в Анзерском ските он пробыл три года, столько же в Кожеозерской пустыни; по три года служил архимандритом Ново-Спасского монастыря, а затем новгородским митрополитом; а пробыв три года на патриаршей кафедре, в 1655 г. Никон попросил у царя Алексея Михайловича об уходе – Лебедев 1995, 115. И ты, великий государь, прислал посетити Афанасиа Матюшкина... И я о той милости не зело порадовался. – О приезде в Воскресенский монастырь стольника Афанасия Ивановича Матюшкина с царскими подарками патриарх Никон вспоминал и в послании к Алексею Михайловичу в 1659 г. См.: Примечания. Л. 29. Об А.И. Мапошкине см.: Примечания. Л. 2, ...враг моих к теб... Романа Бобарыкина и Ивана Сытина... – Земельная тяжба с помещиком Иваном Константиновичем Сытиным, начавшаяся в конце 1660 г., и дело о монастырских землях со стольником Романом Федоровичем Боборыкиным, возникшее в 1661 г., возобновились почти одновременно в 1663 г. Самым «громким» и обидным для Никона было спорное дело с Боборыкиным, которое Монастырским приказом было решено в пользу стольника. В переписке с Алексеем Михайловичем из Воскресенского монастыря патриарх Никон неоднократно вспоминал об этих делах. См.: Примечания. Л. 244; Примечания. Л. 59 – 59 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свидтельствую своею бедною рукою и страхом Божиим, Аминь. О писме, великий государь, не покручинься, Господа ради, что худо и не исправлено. То и черное и блое, у себя иного не оставил, а се мало вижу. Богъ Отецъ о имени Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, молитву приемлет и просимое дает, яко же свидтельствует слова истина: – рече, – чего просите о имени Моем от Отца Моего, дастъ Сего ради и аз о имени Христа Бога и святаго ради Рождества Его прошу 2059 Не премолчи о нашемъ к тебе, великому государю, прошении, да не в суд ти будет писание се и прошение наше. Здравъ буди и насъ, сирыхъ, во царствии своемъ не забуди. Примечания Л. 194 И по прехождении триех лтъ бил челом я теб... чтоб ты, великий государь, отпустил меня в монастырь. – По мнению протоиерея Льва Лебедева, патриарх Никон усматривал некий мистический смысл в троичных этапах своей биографии: в Анзерском ските он пробыл три года, столько же в Кожеозерской пустыни; по три года служил архимандритом Ново-Спасского монастыря, а затем новгородским митрополитом; а пробыв три года на патриаршей кафедре, в 1655 г. Никон попросил у царя Алексея Михайловича об уходе – Лебедев 1995, 115. И ты, великий государь, прислал постити Афанасиа Матюшкина... И я о той милости не зло порадовался. – О приезде в Воскресенский монастырь стольника Афанасия Ивановича Матюшкина с царскими подарками патриарх Никон вспоминал и в послании к Алексею Михайловичу в 1659 г. См.: 5. Примечания. Л. 29. Об А.И. Матюшкине см.: 2. Примечания. Л. 2. ...врагъ моих к теб... Романа Бобарыкина и Ивана Сытина... – Земельная тяжба с помещиком Иваном Константиновичем Сытиным, начавшаяся в конце 1660 г., и дело о монастырских землях со стольником Романом Фёдоровичем Боборыкиным, возникшее в 1661 г., возобновились почти одновременно в 1665 г. Самым «громким» и обидным для Никона было спорное дело с Боборыкиным, которое Монастырским приказом было решено в пользу стольника. В переписке с Алексем Михайловичем из Воскресенского монастыря патриарх Никон неоднократно вспоминал об этих делах. См.: 9. Примечания. Л. 244; 12. Примечания. Л. 59–59об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Священный Синод, рассмотрев эти материалы, подтвердил мнение Комиссии о том, что есть все основания для общецерковного прославления в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, на основании всего вышеизложенного предлагается: 1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. 2. Включить имена ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 3. Прославить в лике новомучеников и исповедников 860 мучеников и исповедников, материалы о жизни, служении и мученическом подвиге которых рассматривались Синодальной Комиссией по канонизации святых и одобрены Священным Синодом. 4. Рассмотреть вопрос о канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. 5. Рассмотреть вопрос об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Современный список сего дела, на столбцах, хранится в архиве Соловецкаго монастыря. 170 . Отписка соловецкаго архимандрита Макария патриарху Иоакиму. 1676 г. ноябрь 1090 Великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху Московскому и всея Росии. Всемилостиваго Спаса и Пречистыя Богородицы и преподобных чудотворцов Зосимы и Саватия Соловецкого монастыря архимандрит Макарий, келарь старец Иларион, казначей иеромонах Феодосий з братиею, твоего архиерейского благословения просим, Бога молим и челом бьем. В прошлом, государь, во 184 году, июня в 17 день, подал нам, богомольцам твоим, воевода Иван Мещеринов роспись, за своею рукою, взятым вором чернцом, которые взяты в монастыре, a в росписи государь написано: взятых в монастыре чернцов четырнатцать человек; да в прошлом, государь, во 183 году взятых на Соловецком острову чернцов семь человек; да выходцов в прошлых во 182-м и во 183-м и во 184-м трое человек черных попов, восмь человек чернцов; да высланых из монастыря два попы да три чернцы. И те, государь, выходцы и высланые из монастыря, и монастырские осадные сидельцы ныне, по твоему святительскому указу, у нас, богомольцов твоих, роспрашиваны, где хто родился и хто где постригся. И соборной и апостольской церкви во всем покорилися, и у отцев духовных, у священников, которые с нами, по твоему святительскому благословению, посланы в Соловецкой монастырь, исповедывалися и пречистых таин – тела и крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащались, и впред обещаютца лице свое крестить первыми тремя персты правые руки, исповедание православные веры говорить без прилогу «истиннаго», и святую аллилуию говорить потрижды, а в четвертые Слава Тебе Боже, и клобуки, и камилавки и рясы приняли и, благодаря Бога, носят и впред обещаютца носить безо всякого сомнения. А в Соловецком, государь, монастыре, в книгохранительной службе, сыскал я, богомолец твой, в писмяных книгах, которые писаны при великих князех – две книги: Миротворной Круг, а в них написано исповедание православные веры в толку, а написано: и в Духа Святаго Господа и животворящаго, без прилогу «истиннаго»; такожде и в книге Катихисисе писмяном, и в Анзерской пустыни в Миротворном же Круге такожде, и в письмяном, государь, Уставе чин церковный написан против новоисправного Устава и печатного, которой напечатан в новоисправных Шестодневах печатных; и в житии преподобнаго отца Зосимы чин и устав и предание написано против Типиков студийского и еросалимского, и против того письмяного Уставу, которой в книгохранительной нашел я, богомолец твой; и Филиппа, государь, митрополита в письмяной во Псалтири с следованием в полдесть, в 9-м часу, в Богородичне написано: и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010