За братской трапезой и в праздники Никон всегда угощал странников и нищих. «И по обеде убо всем оным странным пришельцем нозе умываше, елико их случашеся». В те годы по случаю войн многие «ратные люди» искали и находили приют и отдых в монастырских стенах. Патриарх «их всех приимаше и насыщаше и ноги их омываше, елико не приключишася, яко бе по двести и по триста во един день» 161 . Никон и здесь исполнял келейное правило по уставу Анзерского скита, которому оставался верен до конца жизни. Повседневной пищей Патриарха были хлеб и огородные овощи, в праздник – уха из мелкой рыбы. Питием служила постоянно вода из «Животворного источника», который, чудесно открылся при сооружении подземной церкви «Обретения Креста Господня» 162 . Духовные подвиги и труды Патриарха Никона Господь венчал благодатными дарованиями. Во время его правления и после ухода в Воскресенский монастырь многие люди получили чудесные исцеления по его молитвам 163 . Впоследствии, находясь в ссылке, святитель Никон по особому Божию внушению занялся лечением больных, о чем будет сказано в соответствующем месте. При этом он использовал не только молитву и освященные воду и елей, но и чисто врачебные, лекарственные средства, что свидетельствует об искреннем желании святителя помогать страждущим, а не создавать о себе ложную славу. Известно несколько важных пророческих сновидений Патриарха Никона 164 . Многие факты жизни говорят о наличии у него также дара прозорливости 165 . К концу 1666 г. грандиозное здание Воскресенского собора было доведено до сводов, почти окончено, так что общий внутренний и внешний вид храма уже достаточно определился. Определились и многие «святые места», наметился круг окрестных земель, в которых они сосредотачивались. После осуждения патриарха и его кончины преданные друзья и единомышленники Никона старались довершить его замысел. В 1685 г. был достроен и освящен главный собор Воскресения Христова. В период с 1679 по 1694 гг. были сооружены другие каменные храмы, палаты и кельи монастыря, воздвигнуты прекрасные каменные стены с башнями и надвратным храмом Входа Господня в Иерусалим. Сложился архитектурный комплекс полного цикла Господских праздников, который содержал в себе храмы, посвященные всем важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

За братской трапезой и в праздники Никон всегда угощал странников и нищих. «И по обедне убо всем оным странным пришельцам нозе умываше, елико их случащеся». В те годы по случаю войн многие «ратные люди» искали и находили приют и отдых в монастырских стенах. Патриарх «их всех приимаше и насыщаше и ноги их омываше, елико не приключишася, яко бе по двести и по триста во един день» 217 . Никон и здесь исполнял келейное правило по уставу Анзерского скита, которому оставался верен до конца жизни. Повседневной пищей патриарха были хлеб и огородные овощи, в праздник – уха из мелкой рыбы. Питием служила постоянно вода из «животворного источника», который чудесно открылся при сооружении подземной церкви Обретения Креста Господня 218 . К концу 1666 года грандиозное здание собора было доведено до сводов, почти окончено, так что общий внутренний и внешний вид храма уже достаточно определился. Определились и многие «святые места», наметился круг окрестных земель, в которых они сосредотачивались. После осуждения патриарха и его кончины преданные друзья и единомышленники Никона старались довершить его замысел. В 1685 году был достроен и освящен главный собор Воскресения Христова. В период с 1679 по 1694 год были сооружены другие каменные храмы, палаты и кельи монастыря, воздвигнуты прекрасные каменные стены с башнями и надвратным храмом Входа Христа в Иерусалим. Сложился архитектурный комплекс полного цикла Господских праздников, который содержал в себе храмы, посвященные всем важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа. При Никоне, в недостроенном еще соборе, были освящены три церкви: на Голгофе, в которой он особенно часто любил служить, иод Голгофой – во имя Иоанна Предтечи, «иже за истину пострада радуяся», и церковь Успения Богородицы в северном крыле собора, где в палестинском храме находится темная палата («темница»), имеющая придел во имя Скорбящей Божией Матери. В церкви Иоанна Предтечи сам Никон указал место своего погребения. Оно находится там, где в палестинском храме Воскресения отмечено место погребения Мелхиседека, «первого архиерея Иерусалимского; зде же на сем месте, гроб святейшаго архиерея Никона, патриарха Московского» 219 . Внутреннее устройство собора в точности воспроизводит по плану и размерам устройство Иерусалимского храма Воскресения в Палестине. Здесь были созданы: Голгофская церковь , Гроб Господень с часовней (кувуклией) над ним, камень миропомазания, плита «середина вселенныя» и прочее. Внутренние пространства собора также подобны первообразным, хотя в них есть немало самобытного. Но по отделке (внутри и снаружи) и по своему наружному виду Ново-Иерусалимский храм, создаваемый Никоном, очень отличался от палестинского прототипа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За монастырской оградой Монастыри непременно обносились стеной. Она ограждала территорию монастыря от внешнего мира и превращала его в особую духовную крепость. За монастырскую ограду старались, по возможности, вынести гостиничные кельи, хотя их устройство допускалось и в монастыре, но сразу при входе. И в Соловецком монастыре они находились у входа, слева от Святых ворот, в Благовещенском келейном корпусе. Скотные дворы и конюшни устраивались подальше от монастыря. В Соловецкой обители по уставу, который заповедовал преподобный Зосима, скотные дворы были устроены даже на другом острове – Большой Муксалме, более чем в 10 км от монастыря. Хозяйственные службы, в большинстве своем, также выносились за территорию монастыря и лишь самые необходимые размещались между кельями и монастырской оградой. Так и в Соловецкой обители такие службы, в основном, находилась в посаде вокруг монастыря или за келейными рядами в Северном и Южном двориках. Святые врата Главный, парадный вход в монастырь называется Святыми воротами. Прототипом для Святых врат монастырей стали Золотые ворота в Иерусалиме. Над Святыми воротами часто устраивалась колокольня или небольшой надвратный храм. Надвратную церковь обычно посвящали празднику Входа Господня в Иерусалим, Иоанну Предтече или праздникам в честь Пресвятой Богородицы, что означало Её покровительство над монастырским градом. В Соловецком монастыре надвратный храм посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Нередко в таких храмах при самом входе в монастырь совершались монашеские постриги, и новопостриженный как бы впервые входил в обитель в своем новом состоянии. В киоте над Святыми воротами находился образ Спаса Нерукотворного. На памятной плите под образом слева была следующая надпись: «Сей образ Спаса и Господа нашего Иисуса Христа написан тщанием и усердием Основателя Анзерского скита Преподобного Елеозара Чудотворца; во время нападения на обитель англичан в 1854 году сей образ перенесен и поставлен здесь под Святыми воротами в защищение и спасение обители от врагов видимых и невидимых». После закрытия обители икона была утрачена.

http://sobory.ru/article/?object=02999

И тако подвизася преподобный Елиазар, первый бе началник и строитель Анзерскаго скита. И поживе богоугодно доволна лета, и в старости мастите преставися ко Господу в лето 7164 (1656) года месяца ианнуариа в 13 день. И погребен бе невдалее от церкви живоначалныя Троицы, созданней от него. И потом братиа поставиша над ним молитвенный храм – часовню. И поставиша икону, образ Господа нашего Иисуса Христа, на поклонение приходящим с верою. О учениках строителя Елиазара Бе ученицы преподобнаго Елиазара: иеромонах Никон, монах Никодим, монах Никифор. И той монах Никодим бысть вторый строитель в Ванзерском ските по старце своем, преподобнем Елиазаре. И поживе во всяком воздержании неколико лет и преставися с миром в лето 7181-ое (1673) месяца ианнуариа в 22 день. Пребысть в монашеских подвизех 43 лета. Третий ученик блаженнаго Елиазара – монах Никифор. И той бе во младых летех пребывая житие постническое же и безмолвное. И пребысть в монашеских исправлениях немного лет. И преставися в вечный покой. И погребены бысть оба в той же часовни с преподобным Елиазаром. А иеромонах Никон бе попрежде сих подвижников, подвизася добре неколико время. И по некоему Божию изволению изыде ис того Анзерскаго скита. И выеха на Онегу реку. И вселися тамо в пустыню на Кожеезеро, идеже пребывал постническое и безмолвное пребывание пустыннолюбивый житель преподобный Никодим Кожеезерский. И вселися тамо. И пребысть неколико время в постнических подвизех уединенный. И потом принужден бе братиею в Кожеезерский монастырь игуменом. И ту подвизася неослабно. Потом же бысть митрополит великаго Новаграда. И Божиим изволением и повелением благовернаго и благочестивейшаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича 370 всея России принесе в царствующий град Москву из Соловецкаго монастыря мощи святителя Филиппа 371 на отечество свое с подобающею честию в лето 7160 (1652) года месяца иуллиа в 3 день. И последи сподобися быти патриарх царствующаго града Москвы и всея России. И бысть рачитель к церковному устроению и книжному исправлению и монастырьскому строению. И во изгнании скончася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерусалим), Спасояковлевский в Ростове и Соловецкий. Внутренняя жизнь монашества Внешняя обстановка монашеской жизни во многом имела влияние и на нравственное состояние монашества. За всю первую половину XVIII столетия оно представляет мало утешительных явлений и обрисовывается непривлекательными чертами во всех законодательных и других официальных и неофициальных памятниках того времени. Главными его недостатками выставляются упадок в монастырях не только общежительного, но и всякого порядка, своеволие и бродяжничество монахов, полное отсутствие религиозного образования и господство суеверия. Во время разных розысков по монастырям при Петре, а особенно при Анне Иоанновне тайная канцелярия заставила дорого поплатиться за эти беспорядки и суеверия многие монастыри, даже один из лучших – Саровский, в котором сохранялись и строгое общежитие, и, по крайней мере внешнее, обрядовое благочестие. Из высоких подвижников за это время, кроме, конечно, сокровенных рабов Божиих, встречаем одного иеросхимонаха Иисуса, бывшего сначала священником – духовником Петра I, потом в 1708 г. сосланного на Соловки и здесь постриженного; в 1713 г. он основал Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове, отличавшийся при его жизни строгим подвижничеством. Введение штатов 1764 г. произвело в монашестве сильное потрясение и на первых порах еще более расстроило его жизнь; никогда еще не было столько бегства монахов из обедневших монастырей и их бродяжничества, как несколько лет спустя после 1764 г. – кто искал себе лучшей жизни по разным монастырям, кто удалялся в лес для пустынного жительства, а некоторые уходили даже за границу – в Молдавию или на Афон. Но когда это движение немного поуспокоилось, началось лучшее время для монашества, и те же самые штаты 1764 г., то самое лишение старого вотчинного богатства, которые привели было монашество к расстройству, стали обращаться ему в пользу. Св. Синод и разные святители, ревновавшие о благе монашества, принялись за устройство монастырей, сообразно новому положению, через введение в них общежития, и за возвышение их внутреннего благоустройства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Летом 1695 года отец Товия, отправляясь в Холмогоры, чтобы получить ежегодное государево жалованье на скит, взял с собой инока Макария и представил его архиепископу Холмогорскому и Важскому Афанасию. Товия бил челом владыке, чтобы тот посвятил чернеца Макария во иерейскую степень священства. Владыка Афанасий Товии, будучи опытным архипастырем, не отказал, но прежде решил проверить, насколько Макарий освоил навыки монашеской жизни. После долгой беседы с иноком преосвященный счел, что в монашеской жизни тот неискусен и во иеромонашество посвятить его будет недостойно. Решение владыки было справедливым – ведь в иночестве Макарий не прожил и полугода. Тогда из Холмогор Макарий был отправлен в Соловецкий монастырь под начало архимандрита Фирса и скоро по его благословению вновь возвратился на Анзер. Молодой, полный сил инок выполнял в Свято-Троицком скиту самые тяжелые послушания: заготавливал дрова, ходил на морской промысел и, кроме того, занимался иконописанием. Отец Макарий вспоминал, как он в ту пору долгое время старался изобразись иконописный образ святого основателя Свято-Троицкого скита, «но не знал подобия Елеазара» (7, с. 96) и, печалясь от этого, постоянно молил преподобного о помощи. В один из дней по окончании вечерни преподобный явился ему во сне и сказал: «Что, брат, хочешь меня видеть? Смотри! Я и есть Елеазар» (7, с. 96). Иконописец «воспрянул от радости и встал на колени и смотрел на святого с прилежанием, пока тот стал невидим» (7, с. 96). Отец Макарий хорошо запомнил облик преподобного: «возрастом посредний, дебел составы и плотию и добр разом, бороду имел длинную и округлую, негустую» (7, с. 96). Так, чудесным образом, был написан самый первый образ преподобного Елеазара Анзерского. Вскоре, начитанный, но практически малоопытный в суровой подвижнической жизни инок Макарий обрел себе богомудрого духовного наставника. Его таланты и способности к подвижничеству раскрылись под началом будущего великого соловецкого святого, иеромонаха Иова (в схиме Иисуса). День за днем наблюдая жизнь своего преподобного учителя, инок Макарий проникся величием его духовного подвига и, несмотря на запрет смиренного старца, отважился поведать о нем:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На двух зазвонных одинакового веса по 80 пудов отлиты подписи. На 1): «Божиею Милостию и Святыя живоначальныя Троица помощию, лета зн с (год записан неверно, правильно – зн г. от СМ – 1547 г. от Р.Х.) месяца Сентевриа в и (8) день, при державе благовернаго и Христолюбиваго великаго князя Ивана Васильевича, царя и государя всеа Русии Владимирскаго и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тверскаго, и Югорскаго, и Пермскаго, и Вятскаго, и Болгарскаго и иных, при архиепископе Великаго Нова-града и Пскова владыке Феодосии, слит колокол сей на Океан море, в пречестную обитель Соловецкаго монастыря, ко храму Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, повелением раба Божия игумена Филиппа с братией; а делал мастер Тимофей Оскарев Псковитянин». На 2): «При державе благочестивейшаго государя нашего царя и великаго князя Петра Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца, вылит сей колокол здес в Соловецком монастыре, при настоятеле Господине отце Архимандрите Маркияне Ярцове, в лето ск и (7228 г. от СМ – 1720 г.), от воплощения же Бога Слова года месяца декемвриа в и (8) день. Мастер Василий Осипов». На старинном же зазвонном колоколе, весом около 30 пудов, следующая надпись: «При державе благочестиваго и Христолюбиваго царя, великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии, и при благоверных царевичах Иоанне и Феодоре Иоанновичах, лит сей колокол в преименитом граде Пскове; а мастеры Михайловы дети Матфей да Кузьма, аминь. А вылит в лето зс з (год записан неверно, правильно – з з – 7067 г. от СМ – 1559 г.) года». Всех вообще разновесных колоколов на двух ярусах колокольнии с часовыми, находящимися на Успенской колокольне, считается до 42; в Анзерах в Троицком скиту 6; на Голгофе в Распятском скиту 8 колоколов; итого всех колоколов 55. В 1830 году вылито 18 колоколов новых 299 . В Свято-Троицком Анзерском скиту есть колокольня каменная, выстроенная в том же 1803 году над братскими келиями, находящимися в связи с церковью. На ней 6 колоколов: наибольшие весом от 40 до 90 пудов с немецкими надписями, а один средний с латинской таковою: «Asseurus Coster Amsterdami me fecit; sole Deo gloria» («Асвер Костер сделал меня в Амстердаме; слава Единому Богу»).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наибольшее количество изображений Г. в связи с особым почитанием было сосредоточено в Соловецком мон-ре. Первое упоминание о его изображении содержится в описи мон-ря 1582 г.: на серебряной крышке Евангелия вместе с преподобными Зосимой и Савватием - «писаны чернилы» (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 109). Судя по монастырским документам, иконы с образом Г. хранились и в ризнице обители (нек-рые под серебряными окладами), и во мн. соловецких храмах. Единоличные иконы преподобного встречаются редко; к ним относятся, напр., пядница сер. XVII в. из соловецкой ризницы (ГММК); икона 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК), Г.- в схиме и монашеской мантии с «золотопробельным» письмом складок, с непокрытой головой, волнистыми волосами и окладистой бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. В местном ряду соловецкой ц. свт. Филиппа, митр. Московского, стоял образ Г. и прп. Елеазара Анзерского на одной доске, над ними - Св. Троица. Вместе 4 Соловецких святых - Зосима, Савватий, Г. и Филипп, митр. Московский,- были изображены на иконах местного ряда в храмах Савватиевского скита, Филипповской пуст., Вознесенского скита на Секирной горе; существовали также хоругви с таким изводом. Сохранившимися образцами иконографии являются иконы 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора мон-ря (ГММК), 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва, впосл. в музее КДА (НКПИКЗ), а также сев. резьба по кости кон. XVIII в. (Елецкий краеведческий музей) - добавлен вид обители и образ «Восстание Иисуса Христа из гроба». Образы 3 соловецких преподобных представлены на иконах-пядницах 2-й трети XIX в. (ЦМиАР; Г. написан в центре), 2-й пол. XIX в. с частицами мощей (к-рая в 80-х гг. XX в. передана архим. Германом (Красильниковым) в Данилов муж. мон-рь в Москве, в 1992 временно находилась в Соловецком мон-ре, затем до 1995 на Соловецком подворье - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве, где был выполнен список с образа - Первый на Москве Московский Данилов мон-рь. М., 2000. С. 161, 171, 249). В молении образу Спасителя вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Елеазаром Анзерским Г. изображен на поморской иконе нач. XIX в. (СГИАПМЗ) в полном соответствии с указанием большинства иконописных подлинников. 5 Соловецких святых со свт. Стефаном Сурожским помещены на сев. иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР), Г.- слева во 2-м ряду, со сложенными в молитве ладонями.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Но место святое, Распятский скит с священною горою Голгофою, не оставалось пусто: в нем благоговейные иноки, любители безмолвия, непрестанно один за другим, а иногда двое и трое вместе, жили пустыннически. Из описи 1764 года видно, что в то время, кроме других строений, были там три кельи ветхие и три новые. В том же 1764 году, по утверждении духовных штатов, Анзерский Троицкий скит и с ним Распятский приписаны навсегда к ставропигиальному первоклассному Соловецкому монастырю. В 1755 году указом Преосвященного Варсонофия из архангелогородской духовной консистории анзерскому строителю иеромонаху Мелхиседеку было предписано, чтобы взятые в 1721 году из Распятского скита, значащиеся по описи церковные вещи присланы, были в дом Преосвященного для хранения, кои и были отосланы, но не все; а в 1758 году вторично указом консистории и остальные были вытребованы как то: евангелие лучшее, сребро-позлащенные потиры с прибором; кадило: серебряное, бархатное и однозолотные ризы, епитрахили и воздухи и прочее. А когда в 1764–1765 годах, по возведении Соловецкого монастыря на степень первоклассного и ставропигиального, приписаны были к нему оба вышеупомянутые скиты Анзеро–Троицкий и Голгофо-распятский, тогда соловецкий архимандрит Досифей I, в 1768 году, просил Святейший Синод о возвращении из архиерейского дома взятых туда упомянутых вещей, как собственности Распятского скита, жалованной от царствующих особ, на что и последовал из Синода в Соловецкий монастырь и к архангельскому Преосвященному указ, повелевающий все те вещи возвратить, и они возвращены. В 1826 году Соловецкого монастыря настоятель архимандрит Досифей I, соревнуя общему усердию монашествующей соловецкой братии, испрашивал благословения Святейшего Синода на возобновление Распятского скита, как места священного и удобного к безмолвной: иноческой жизни. В 1827 году последовало «указное дозволение, чтобы вместо деревянной церкви, построенной Иисусом и пришедшей по истечение 114 лет в совершенную ветхость, соорудить новую каменную в честь распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Церковь эта с прочими при ней постройками окончена и освящена в 1830 году сентября 13 дня, архимандритом Досифеем с братиею. В том же году с разрешения Св. Синода устроен в трапезе с правой стороны теплый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы и 24 октября освящен. Утварь церковная, священные облачения и книги выданы в достаточном количестве из Соловецкого монастыря, а равно и все потребное для священнослужения и содержания братии. О строении в настоящее время

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обет послушания настоятелю и братству руководит всеми силами души и тела соловецкого инока до конца его жизни. Большая часть соловецких иноков, исполняя многочисленные послушания, находят покой только на болезненном одре или в могиле. Священный сан и разные монастырские должности принимаются иноками не по желанию, а только в исполнение обета послушания. И престарелые старцы – схимники, находясь в тесном затворе, по усердию, занимаются каким-нибудь делом: иной, вооружась очками, действует иглой, другой вяжет рыболовную сеть, немощнейший щиплет старые верёвки на конопатку судов. Посетители обители могут побывать в нескольких скитах; так, в двух с половиной вёрстах на восток находится Иисусова Пустынь. Здесь находится часовня во имя святителя Филиппа и церковь во имя Пресвятой Богородицы Живоносный Источник. Внутри этого храма на середине колодезь. При входе в церковь направо на доске надпись следующего содержания: «Святитель Филипп, будучи игуменом Соловецким, любил удаляться сюда по временам на молитву; незадолго перед избранием его в митрополита всероссийского на молитве явился ему Иисус Христос в терновом венце, в оковах, униженный, обагрённый кровью, с ранами на теле, в таком виде, как он, после поруганий и биений перед судилищем Пилата, веден был в темницу. На месте этого явления брызнули из земли струи чистой ключевой воды». В память этого явления, в 1565 году, святитель Филипп поставил здесь часовню, устроил из дерева изображение Иисуса Христа, подобное виденному им, а на месте, где брызнула из земли вода, ископал колодезь. По той же дороге в 10 вёрстах от монастыря, на Большом Муксальмском острове находится скотный двор, на котором до 100 голов рогатого скота. По другой дороге, в 35 вёрстах от монастыря, на Анзерском острове находится скит Анзерский, основанный преподобным Елеазаром; здесь почивают его святые мощи. Жертвователями в этот скит были: великая старица инокиня Марфа Иоанновна (мать царя Михаила Феодоровича), патриарх Филарет, цари Михаил Феодорович, Алексий Михайлович, Иоанн и Пётр Алексиевичи, патриарх Никон и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010