С особым благоговением почитаются народом церковным подвижники XVIII и XIX веков: митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) – ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность; епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) – праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) – почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространению на Алтае веры Христовой; священник Алексий (Гнеушев; 1762-1848), Бортсурманский, – подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом дара исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом и великое множество людей с теплой верой и любовью ходят молиться на его могилу; игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: – праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); – свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году)

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Через нек-рое время свящ. Иоанна обвинили в сочувствии Г. Талицкому , автору сочинения о Петре I как об антихристе . талицкий был арестован в 1700 г., под пыткой он сообщил, что рассказал о своих взглядах на исповеди о. Иоанну. Духовник, храня тайну исповеди, не доложил царю и по повелению Петра I был сослан в Соловецкий мон-рь. 13 марта 1701 г. о. Иоанн прибыл в Холмогоры. Архиеп. Афанасий (Любимов) в грамоте в Соловецкий мон-рь писал о том, что свящ. Иоанн должен быть пострижен в монашество и отдан в послушание опытному старцу. 3 апр. соловецкий архим. Фирс совершил постриг Иоанна с именем Иов, о чем доложили царю. Инок был отдан в научение мон. Ионе. Святой удивлял братию смирением, ночным молитвенным подвигом. Он выполнял тяжелую физическую работу, соблюдая при этом строгий пост. Сначала его послушанием была заготовка дров, затем он трудился в поварне, позже - в братской трапезной. По сообщению Житий, И. в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя. однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника. Вскоре И. был освобожден от монастырских послушаний, архимандрит благословил его затвориться в келье. Петр I хотел вернуть И. на прежнее служение, но старец просил оставить его на Соловках. В 1702 г. по благословению архим. Фирса И. переселился в Свято-Троицкий скит на о-ве Анзерском. После того как в 1703 г. строитель скита старец Исаия скончался, Холмогорский архиепископ предложил архим. Фирсу назначить настоятелем (строителем) скита И. Вызванный в Соловецкий мон-рь, святой в 1706 г. принял назначение и просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, в чем ему было отказано. Одной из важнейших сторон деятельности И. в качестве строителя Свято-Троицкого скита было сохранение памяти об основателе обители прп. Елеазаре . По инициативе И. были созданы неск. редакций Жития прп. Елеазара, молитва, тропари святому. 1 марта 1710 г. ученик И. Макарий начал составление вкладной книги скита. Согласно «Сказанию… о разорении Троицкия пустынныя церкви… и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, И. хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части прп. Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667-1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить прп. Елеазара и И. как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: 7 глав из 8 открываются небольшими вступлениями, посвященными прп. Елеазару, в «Сказании...» же подробно описана деятельность И. по возвращению собственности скита. При И. число насельников увеличилось до 30 чел. Монахов, желавших отшельничества, И. благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архим. Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Прп. Иисус стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Его погубило в бытовом отношении именно то, что он был хорошим священником. В 1700 году некий книгописец Григорий Талицкий начинает распространять специфический самиздат — написанные им «тетради», в которых обвиняет Петра в том, что он ни много ни мало — антихрист. Такие высказывания государственные люди и в наши времена редко прощают, а уж тогда — тем более. Преподобный Иов Анзерский Через два месяца «Гришку» поймали, допрашивали и пытали. Смутьян признался во всем — и в том числе дал показания против царского духовника: якобы он ему на исповеди о своих взглядах рассказывал, а батюшка на путь истинный не наставил да и «куда следует» не сообщил. После этого за отцом Иоанном пришли как раз «откуда следует» и отправили по царскому приказу в далекий Соловецкий монастырь.  Пожилой и нездоровый человек в суровом климате и на физически тяжелых послушаниях, он не пал духом, а принял свое новое положение даже с каким-то энтузиазмом: наложил на себя строгий пост, подолгу молился. В постриге он получил имя Иова. Одна из особенностей монархии в России — это следование за волей государя, которую можно охарактеризовать как «чего левая пятка пожелает». В какой-то момент Петр Алексеевич решил, что погорячился, и захотел освободить старца от монашеских трудов и назначить на прежнюю должность. Анзерский скит И тут преподобный повел себя совершенно несознательно. Вместо того, чтобы воспользоваться случаем и вернуться к духовному окормлению государя, он решительно просит оставить его на Соловках. Его отправляют настоятелем в знаменитый Анзерский скит — тот самый, в котором сначала принял постриг будущий патриарх Никон, а затем оказавшийся своеобразным дипломатическим центром во время Соловецкого восстания (противостояние братии Соловецкой обители реформам Никона). Нет смысла рассказывать обо всех достижениях преподобного Иова, получившего в схиме имя Иисус, в честь ветхозаветного вождя Иисуса Навина, на новой должности — достаточно напомнить, что именно он по прямому указанию Пресвятой Богородицы и основателя Анзерского скита преподобного Елеазара построил на том же острове Анзер скит Голгофо-Распятский (в нем сейчас и пребывают мощи святого), ставший в XX веке новой Голгофой — местом страдания новомучеников. Устав скита был крайне суров, он включал в себя огромное монашеское правило с тремястами земными поклонами в день и строжайший вечный пост (даже рыбу насельники не ели). Маленький человек

http://pravmir.ru/prepodobnyj-iov-anzers...

После закрытия Соловецкого мон-ря и организации в 1923-1939 гг. на Соловецких о-вах СЛОН в зданиях А. Г.-Р. с. располагалось отд-ние лагеря. Общее число заключенных на горе Голгофе составляло ок. 300 чел. Здесь содержалась часть заключенного в СЛОН правосл. и католич. духовенства, а также женщины-уголовницы, больные венерическими заболеваниями, наркоманки, проститутки, воровки. С окт. 1928 г. на Анзерском о-ве находился в заключении вместе с еп. Григорием (Козловым) сщмч. Петр (Зверев) , скончавшийся на острове от тифа в 1929 г. и похороненный у подножия скита. Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в. Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в. В 60-х гг. XX в. с открытием Соловецкого гос. историко-архитектурного музея-заповедника комплекс сооружений бывш. А. Г.-Р. с. получил статус памятника архитектуры, подлежащего охране гос-ва. К 2001 г. сохранился в полуразрушенном состоянии каменный Распятский храм и отреставрированный Воскресенский храм у подножия горы Голгофы. Близ Воскресенского храма в 1998 г. был выстроен небольшой келейный корпус, в к-ром каждое лето живут неск. иноков Соловецкого мон-ря. 3 июля 1994 г. братией Соловецкого мон-ря был освящен и воздвигнут у подножия горы Голгофы поклонный крест в память правосл. иерархов, содержавшихся в заключении на Анзерском о-ве. В 2000 г. состоялось обретение мощей прп. Иисуса. 24 авг. 2008 г. архиеп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил чин великого освящения храма Распятия Господня, к этому дню полностью отреставрированного. Арх.: РГАДА. Ф. 1201. Соловецкий мон-рь. Оп. 1-5. Ист.: Мелетий, архим. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове: С прил. жизнеописания священноинока Иова, в схимонасех Иисуса, основателя Голгофского скита. М., 1892. СПб., 19122; Тогда на Анзерском острове: Мат-лы по истории соловецкого отшельничества/Сост. С. Морозов. М., 2000. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836; Порфирий, архим. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове. СПб., 1864; Соловецкий Патерик. М., 1906, 1991р. С. 109-136; Православные русские обители. С. 32-35; Розанов М. М. Соловецкий концлагерь в монастыре: 1922-1939 гг.: В 3 кн. Б. м. [Франкфурт н/М.], 1979-1987; Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 193-203; Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. С. 181-187; Чухин И. И. Каналоармейцы. Петрозаводск, 1990. С. 40-42; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Ист. сборники; Вып. 2); Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность. Архангельск, 1997. С. 115; Севастьянов С. К. Житие Иисуса Голгофского - малоизвестный памятник соловецкой агиографии 1-й пол. XIX в.//Гуманитарные науки в Сибири. 1998. 4. С. 22-28.

http://pravenc.ru/text/115450.html

После постройки в 1828 г. в Голгофо-Распятской обители каменного храма в честь Распятия (освящен 13 сент. 1830) св. мощи И. почивали под спудом в сев. теплом приделе в честь Успения Пресв. Богородицы. 11 июня 2000 г. мощи были обретены в полуразрушенном храме в честь Распятия, ныне они почивают в храме Воскресения Христова у подножия Голгофы. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование к-рому было установлено в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Архиерейский юбилейный Собор 2000 г. установил общецерковное почитание И. Ист.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 2. С. 362-382; Порфирий (Карабиневич-Пашута), архим. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском о-ве (в мире духовник имп. Петра I)//Странник. 1863. 12. С. 89-111; Севастьянова С. К. Житие Иисуса Голгофского малоизв. памятник соловецкой агиографии 1-й пол. XIX в.//Гуманитарные науки в Сибири. 1998. 4. С. 22-28 [раннее житие И.]; Прп. Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. С. 213-275 [вкладная кн. анзерского скита 1710 г.]. Лит.: Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. 10. С. 177-201; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 192-200; Мелетий, архим. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском о-ве: С прил. жизнеописания священноинока Иова, в схимонасех Иисуса, основателя Голгофского скита. СПб., 19123; Богуславский Г. А. Острова Соловецкие: Очерки. Архангельск, 19783; Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 109-136; Севастьянова С. К. Рассказы о Елеазаре Анзерском во вкладной книге Анзерского скита 1710 г. и традиция патерикового повествования в соловецкой лит-ре XVII-XIX вв.//Гуманитарные науки в Сибири. Новосиб., 1994. 4. С. 11-15; она же. Цикл агиографических произведений об Иисусе Голгофском//Проблемы межтекстовых связей: Сб. науч. ст. Барнаул, 1997. С. 16-23; она же. Малоизвестный памятник соловецкой письменности нач. XVIII в. об основании Голгофо-Распятского скита//Традиция и лит. процесс: [Сб. ст.: К 60-летию Е. К. Ромодановской]. Новосиб., 1999. С. 129-137; она же. «Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове (в мире духовник императора Петра I)» соловецкого архим. Порфирия - памятник соловецкой агиографии 2-й пол. XIX в.//Тр. Рубцовского индустриального ин-та. Рубцовск, 2000. Вып. 7. С. 8-17; она же. Анзерский монах Макарий - малоизвестный автор кон. XVII - нач. XVIII в.//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 204-213; Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2001. С. 75-95; Столяров В. П. Образы Св. Земли на Соловецких о-вах//Соловецкое море: Альм. Архангельск; М., 2003. 2. С. 99-112; Буланин Д. М. Повесть об основании Голгофо-Распятского скита//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 521-523.

http://pravenc.ru/text/578146.html

С. К. Севастьянова Иконография И. сложилась в Соловецком мон-ре. Современные преподобному иноки изображали «внешний вид его так: он был среднего роста, телосложения благообразнаго; имел лицо широкое, гладкое; на ланитах приметен был румянец. Глаза светлые и проницательные, взгляд приятный; волосы на голове украшены снего-светлою сединою, кудрявые, благолепно расстилались по плечам; уста и нос умеренные; борода густая, одного цвета с волосами на голове; длина ее доходила до трех дланей и в конце раздвоялась» (Соловецкий патерик. СПб., 1892. С. 136). Согласно летописи Анзерского Голгофо-Распятского скита 1774 г., на горе Голгофе была «на западной стороне, противу церкви часовня деревянная, старая, покрыта тесом… Гробница поставлена над иеромонахом Иисусом, столярной работы, выкрашена краской голубой, наверху крест осмиконечной с подножием, слова и трость и копие желтой краски» (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 115 об.). В Соловецком патерике упомянуто, что «усердием учеников блаженнаго старца над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик преподобнаго» (Соловецкий патерик. М., 1892. С. 108-111). Изображение И. на раке появилось после переноса ее в XIX в. в ц. в честь Распятия Господня, когда «мощи внутри церковной трапезы оказались по левую сторону» (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 72 об.). По сведениям патерика, рака святого была в Успенском приделе этого храма. В описи Соловецкого мон-ря нач. ХХ в. сообщается: «Рака деревянная, вышиною 181/2, длиною 42, шириною 141/2 вершков, обтянута со всех сторон парчевою материею. На верху ее образ основателя Голгофскаго скита иеросхимонаха Иисуса, написанный на доске длиною 43, шириною 151/2. Решетка с трех сторон медная, литая, а с четвертой - железная» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 458 об.). Очевидно, иконография И. сложилась только в XIX в., более ранние изображения неизвестны. Послушник Анзерского скита Александр (возможно, мон. Александр (Заливский)) создал в 50-х гг. XIX в. гравюру с изображением Соловецких чудотворцев ( Ровинский. 1884. С. 10). Он, вероятно, является и автором иллюстрации с изображением И. в рукописном Житии святого 2-й трети XIX в. (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 65 об.; Розов Н. Соловецкая библиотека//Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов: Сб. ст. М., 1980. С. 326). На И. схима, мантия с каймой по краям с текстом молитвы «Трисвятое», на голове куколь. Преподобный с окладистой светлой бородой изображен сидящим на широком пне, рядом - череп человека, в руках - крест и раскрытая книга. На фоне - гора с небогатой северной растительностью, действительно напоминающая Голгофу на Анзере, на ее вершине - 5-главая церковь.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась; за переменою Вице-губернатора Алексия Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его Святого, волю боящихся Его сотворить и молитву их услышит, и пошлет ктиторов к оной Святой церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пре честного отца Иисуса на оный и прочее берите. Повторяя просим, и повелеваем дабы прилежное попечение, и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздарит вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя придаем». У подлинного написано: Ц. Мария с царствующего града Москвы, 1715 года Марта 15 д. На освящение новоустроенной деревянной церкви на горе Голгофе не во имя честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, как прежде было предназначено, а, во имя Страстей Христовых, последовала Преосвященного Варнавы – Архиепископа Холмогорского и Важского в Соловецкий монастырь к архимандриту Фирсу, с братиею следующая грамота: «Божиею милостию смиренный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, собственною рукою. Нашей Холмогорской епархии, о Святом Дусе сыну и сослужителю нашему, Соловецкого монастыря архимандриту Фирсу. В нынешнем 1715 году Мае, в 14 день нам Преосвященному Архиепископу бил челом Анзерского острова новозванной горы Голгофы строитель монах Иисус, и подал челобитную за рукою; а в челобитной его написано: в прошлом де 1714 году по благословению нашему Архиерейскому и по храмоставленной грамоте верховно на том Анзерском острове, на новозванной горе Голгофе, построить новую деревянную церковь во имя честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А ныне де по указу Благородной Государыни Царевны и Великой Княжны Марии Алексеевны велено ту церковь освятить во имя Страстей Христа, Бога нашего; и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы его строителя монаха Иисуса благословить и повелеть тое новопостроенную церковь во имя Страстей Христа, Бога нашего, освятить и антиминс выдать, и освящение той церкви дать нашу Архиерейскую благословенную храмоосвятительную грамоту, на твое архимандричье Фирсово имя, и мы милостию Божиею Преосвященный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, слушав того его строителева Ииусова челобитья, пожаловали его строителя, благословили вышепомянутую церковь во имя Страстей Христа, Бога нашего, когда та церковь будет в готовности построена противу указу и благословенной нашей архирейской данной грамоты, и кресты буде на той церкви на главах поставлены будут, вам Архимандриту Фирсу освятит соборне со иеромонахи и со диаконы, по исправному чиновнику, как напечатано о положении освященного антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А святый антиминс в ту новопостроенную церковь при сей на шей архиерейской благословенной грамоте выдан тое горы Голгофы иеродиакону Спиридону, и велено ему той антиминс везти со всяким бережением и чистотою. Писася на Холмогорах, в дому Всемилостивого Спаса и в нашем Архиерейском, лета Господня 1715 месяца Мая в 15 день». Сия благословенная грамота по подписанию рукою преосвященного Архиепископа и на челобитной отпущена без пошлины. На подлинной печать красного воску с благословляющею рукою. Подлинная грамота имеется в Соловецкой ризнице. Таким образом Голгофораспятский скит получил первоначальное свое основание. Построенная деревянная церковь снабжена была богатою церковною утварью, иконами и книгами от щедрость царских, а более всего от царицы Параскевы Феодоровны (вдовствующей супруги царя Иоанна Алексеевич а) и Великой Княжны Марии Алексеевны по особенному их благоволению к строителю скита Иисусу, который до пострижения в монашество был духовником их Царских Величеств и Высочеств; но по неизвестному следствию по делу Гришки Талицкого подпал он царскому гневу и прислан в Соловецкий монастырь для пострижения. Слух о богатых царских вкладах и о пожертвованиях других знаменитых лиц распространился по окрестным местам, от чего в 1718 году на новоустроенный скит напали разбойники и, бив нещадно, братию разогнали, а имущество церковное и скитское, ограбив, увезли с собою, которое и после не было найдено. При таких скорбных обстоятельствах Иисус все еще не оставлял попечения о построении в своем ските каменной церкви; в 1719 году дал он троицкому строителю достаточное количество денег на заготовку кирпича и другие строительские материалы, которых не малое количество было заготовлено, но как строитель переведен был в Оленецкий Юрьегорский монастырь, то и работа опять остановилась. Наконец силы стали истощаться и, поверженный на болезненном одре, распятский строитель Иисус просил своего приемника, анзерского строителя Спиридона о продолжении заготовки строительных материалов и отдал ему остальные 236 рублей, один алтын и две деньги, каковой суммы при тогдашней дешевизне достаточно бы было для окончания постройки. Но последовавшая затем кончина прекратила неутомимое рачение Иисуса. Будучи при смерти, добродетельный старец кроме вышеупомянутых денег еще дал иеромонаху Филарету, монаху Проклу и послушнику Онисиму сто червонных и тридцать восемь рублей завещевая им достроить храм, и, приобщившись св. Таин Христовых, мирно отошел в вечные обители 1720 года марта 6 дня, на 85-м году от рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поклонный крест встречает нас недалеко от скита у горы Голгофы. Поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я думаю о тех святых людях, которые своими страданиями здесь последовали подвигу Спасителя. Среди них был священномученик Петр (Зверев). Анзерская Голгофа стала местом его кончины. Лежа в оскверненной церкви на Голгофе, он умирал от тифа и сделал на стене надпись: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Один из друзей видел, как великомученица Варвара пришла к умирающему и причастила его святых Христовых Таин. Трудно поверить в это здоровому румяному обывателю, но что откроется ему у порога смерти? Перед нами скит во имя Распятия Господа Нашего Иисуса Христа у горы Голгофы. Его основал преподобный Иов, которого сослал сюда Петр I, когда тому было уже более шестидесяти лет. И не захотел он возвращаться в Москву, когда сам император вручил ему амнистию. Он трудился в поте лица, подавая пример молодым монахам, жившим в скиту. Заходим в храм Воскресения Христова. Еще недавно он был залит кровью заключенных, которых содержали в этом храме. Тогда его называли «кровавой харчевней»… Молимся преподобному Иову Анзерскому. Иногда во время моих экскурсий приходил помолиться с нами скитоначальник отец Евлогий. Бывают такие люди, в присутствии которых боишься сделать какое-то неверное движение или сказать неправильное слово, чтобы не оскорбить их, и отец Евлогий принадлежит к таким людям. Однажды мне пришлось побывать в его келье, и вот по какому случаю. Второй год подряд на Анзер хотел попасть один американец (назовем его Джоном); его дед был из казаков, и внук сохранил его фамилию и православную веру. Принадлежал он к зарубежной православной церкви, которая на тот момент еще не объединилась с Русской Православной. Джон мечтал своими глазами увидеть знаменитую березу, которая выросла в форме креста у анзерской Голгофы. В первый свой визит он не успел этого сделать, и вернулся на следующий год. Я сопровождала его на Анзере, и меня попросили отвести его к отцу Евлогию. Оказалось, что в скиту поселился на время один пресвитерианец, и отец Евлогий посчитал, что ему будет интересно встретиться со своим соотечественником православной веры. Испытывая некоторое смущение, я подошла к келье скитоначальника и там увидела дощечку с надписью: «После 20.00 беспокоить только в случае пожара». А времени уже десять вечера! К счастью о. Евлогий сам вышел к нам навстречу и пригласил зайти внутрь. С благоговением и замиранием сердца я заходила в келью, которая сильно напоминала деревенскую избушку. О. Евлогий предложил американскому гостю встретиться с пресвитерианцем, а затем остаться ночевать, но тот очень боялся опоздать на самолет, и поэтому отказался. И все равно на свой рейс он не успел…

http://pravmir.ru/moi-solovki/

Свято-Троицкий скит на Анзерском о-ве. Литография. В. Черепанова. 1884 г. Свято-Троицкий скит на Анзерском о-ве. Литография. В. Черепанова. 1884 г. Автобиографический «Свиток» Е. привлекал внимание исследователей, неоднократно издавался. 1-ю ч. произведения составляют рассказы святого о начале скита на Анзерском о-ве, главной темой 2-й ч. является духовный опыт, приобретенный Е. за время пустынножительства. Особенностью сочинения является ярко выраженный мистический характер: большое место в нем уделено описанию борьбы подвижника с бесами, являвшимися в виде животных и людей, зачастую принимавших облик святых. «Свиток» содержит рассказы о благодатных видениях, укреплявших святого в его подвиге: Е. неоднократно являлась Пресв. Богородица, он имел откровение о Св. Троице, видение Нерукотворного образа Спасителя - «тако бысть велик - во все небо». Автор стремится донести до читателей духовный смысл происходивших с ним событий. В языке повествования книжные формы совмещаются с конструкциями и оборотами живой речи, это вызвано, по-видимому, тем, что Е. плохо владел книжным церковнослав. языком и не ставил задачу создать лит. произведение, но стремился передать свой опыт др. пустынникам. Эмоциональный, личностный и одновременно духовно взвешенный рассказ о внутренней жизни подвижника делает «Свиток» уникальным документом истории рус. аскетизма в XVII в. Большое место в «Свитке» отведено иконографически точным описаниям бывших Е. видений. Излагая видение Св. Троицы, преподобный уточняет, что каждая из Божественных Ипостасей имела Свой престол (иконография типа «Отечество»; см.: Прп. Елеазар. 2001. С. 297-298); видение Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, ап. Иоанна, 2 ангелов и апостолов святой характеризует: «...якоже и в деисусе описуют»; на голове Пресв. Богородицы был багряный мафорий с 3 звездами - «якож описуют»; Е. имел видение Смоленской иконы Божией Матери; явившийся преподобному ап. Павел держал в руках образ Божией Матери «Знамение». Точно описывать детали Е. скорее всего помогал опыт иконописца. Известно, что по бывшему ему свыше откровению святой написал образ Иисуса Христа «на убрусе» (Спаса Нерукотворного), к-рый первоначально находился в келье святого, затем - в скитской Троицкой ц., между 1704 и 1707 гг. был помещен в часовне над гробницей святого (в XIX в. Е. считали автором образа Спасителя, находившегося на св. вратах Соловецкого мон-ря, но эта икона была создана не позднее нач. XVI в.). Под рук. Е. иером. Никон написал еще одну икону Нерукотворного образа Спасителя, находившуюся, как следует из Жития, над входом в Троицкий храм (иконы из Анзерского скита не сохр.).

http://pravenc.ru/text/189679.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010