елеем, нередко исцелял их. Этого подвига любви и заботливости о ближних не оставлял он до самого блаженного своего преставления ко Господу. В 1710 году старец о.Иов был вызван настоятелем соловецким архимандритом Фирсом в обитель, и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в великий ангельский чин – схиму (с наименованием Иисус, в память Иисуса Навина, вождя израильского). Впоследствии о. иеромонах Иов, находясь в должности строителя Анзерского скита, нередко удалялся на безмолвие, а еще чаще ходил к пустынножителям для собеседования с ними. На это время поручал, он обыкновенно дела скита своим ближним и более успевшим в подвиге иноческом ученикам, схимонаху Матфею и монаху Макарию, и вверял им наблюдение за церковным уставом и клиросным пением. В одно время, именно, в 1712 году, июня 18-го числа, в среду, отец Иов восхотел посетить одного уважаемого им пустынножителя, иеродиакона Паисия, пребывавшего в уединенной келии своей, находившейся от Анзерского скита в 6-ти верстах, при высочайшей горе (нынешняя Голгофа), на которой некогда жил, тоже в безмолвии, основатель Анзерского скита, преподобный Елеазар. Пришедши к келии пустынника, о. Иов толкнул в дверь, прочитал, по обычаю иноческому, Иисусову молитву, и по молитве получив дозволение, вошел в самую келию; началась беседа пустынножителей о пользе душевной и продолжалась до самого вечера. После чего о. Иов пожелал с пустынножителем пробыть несколько времени, и о. Паисий дал ему особую келию. Однажды о. Иов, по обычаю своему, стал с вечера на молитву, которую и продолжал до самой полуночи, прочитывая псалмы с коленопреклонением. Когда же утрудился и сел для малого отдыха, и при этом уклонился в тонкий сон или только забылся, вдруг увидел в келии своей сияющий необыкновенный свет, и в этом свете еще более сияющую в небесной славе Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, Приснодеву Марию, и при Ней преподобного Елеазара анзерского. В благоговейном страхе встал о. Иов с места и поклонился Владычице лицом до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Аз убо Троицкаго скита постриженик, един от последних чернец Макарий, аще и многое возбранение себе восприях от добраго нашего наставника и блаженного отца и достопамятнаго скитского строителя иеросхимонаха Иисуса Распятского или и впредь некое от него запрещение понесу, еже заповеда ми о себе молчати, и ничтоже отнюдь повеле являти; но некая Сила Судеб Божиих весьма понуждает меня о нем, всем на спасение душевное, возвестити» (7, с. 96). И… покоряясь влечению этой непреодолимой силы, Макарий–Летописец уже при земной жизни старца Иова стал свидетельствовать о его духовных подвигах. Так, благодаря этому дерзновению ученика, «теоретически» несвойственному строгим принципам монашеского послушания, весть о подвигах богоносного соловецкого аввы разлетелась с острова Анзер в разные уголки Святой Руси. «Официально» же, то есть по благословению своего старца–чудотворца, отец Макарий несколько лет составлял жизнеописание основателя и первоначальника Свято-Троицкого скита преподобного Елеазара Анзерского. Это жизнеописание также быстро распространилось по всем уголкам Русской земли. В 1710 году инок–летописец приступил к новому труду – возобновлению утраченной вкладной книги Свято-Троицкого Анзерского скита: «В лето 1710 марта 1 дня начата сия книга вкладная перваго начальника и строителя святаго пустыннаго скита, иже во Анзерском острове, преподобнаго отца нашего Елеазара чудотворца. И нынешняго, по нем наставшего, ревнителя его Боголюбиваго того же дивнаго Анзерского скита, от господина нашего трудолюбиваго строителя и приснопамятнаго, и блаженнаго отца иеромонаха Иова Распятскаго сия книга от многих старых книг, и давных лет разных записок, вкупе собрана но отеческому его благословению и приказу» (7, с. 98). С 1704 по 1710 год инок Макарий выполнял очень важную для скита работу. Строитель Иов поручил летописцу вести отводные книги, в которых переписывалось все имущество скита. К послушанию своему отец Макарий отнесся ревностно. Описи имущества составлялись им необычайно подробно, с указанием особой ценности и значимости церковной утвари. Литературный дар отца Макария преобразил сухой документ, каким обычно являются отводные описи, в настоящую поэму, прославляющую Христову Церковь :

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1710 году старец Иов был вызван соловецким настоятелем, архимандритом Фир– сом, в обитель и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в великую схиму с именем Иисус, в честь и память об израильском вожде Иисусе Навине. Получив такое священное имя духоносный старец с еще бблыыим вниманием и усердием стал проводить свою ангелоподобную жизнь. Он, теперь уже иеросхимонах Иисус, нередко удалялся на безмолвие в пустынные места, а также ходил к отшельникам для духовной беседы. Однажды, в 1712 году, старец захотел посетить уважаемого им пустынника, иеродиакона Паисия, жившего в четырех верстах от Анзерского скита, при высокой горе, называемой ныне Голгофой. После беседы скитоначальник пожелал некоторое время пробыть с пустынножителем, и отец Паисий выделил ему особую келью. Спустя некоторое время старец Иисус, по своему обычаю, стал на вечернюю молитву, которую продолжал до самой полуночи. Утомившись, он присел и в тонком сне вдруг увидел в кельи необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу, а с Ней преподобного Елеазара Анзерского. В благоговейном страхе, встав с места, он поклонился видению до земли. При этом услышал голос Небесной Царицы: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит для тебя с двумя учениками, схимонахом Матфием и монахом Макарием, скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки» (1, с. 121). С этими словами Пречистой видение окончилось. Но в то же время послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!» (1, с. 121). Старец удивился виденному и слышанному и всё рассказал иеродиакону Паисию. Тот же всё слышанное вырезал на кресте, сделанном руками самого иеросхи– монаха Иисуса. 29 июня, в праздник святых апостолов Петра и Павла, преподобный Иисус, исполняя волю Божию, с учениками Матфием и Макарием отправился из Анзерского скита на гору Голгофу, там освятил воду, и, окропив ею гору, водрузил приготовленный крест с надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Едущие по одному направлению посещают: а) скиты Спасо-Вознесенский на Секирной горе, за 10 верст от монастыря, и б) Савватиевский, в 3-х верстах от первого; подъем на Секирную гору богомольцы совершают пешком. В Савватиевском ските совершается неусыпное чтение Псалтири с поминовением благотворителей о здравии и об упокоении. Следующие по другому направлению посещают скиты, находящиеся на Анзерском острове: а) Свято-Троицкий Анзерский, в 22 верстах от монастыря, где под спудом почивают мощи прп. Елеазара, Анзерского чудотворца, и б) Голгофо-Распятский, в 4,5 верстах от первого. На монастырских лошадях богомольцы доезжают до урочища «Реболда», в 14 верстах от монастыря, где находится дом для проживающих здесь перевозчиков, которые на карбасах перевозят прибывших на Анзерский остров к урочищу «Кеньга» через пролив шириною 4,25 версты; оттуда уже идут пешком 2½ версты до Свято-Троицкого Анзерского скита; здесь служатся молебны или панихиды, а от этого скита желающие идут пешком или нанимают лошадей для проезда в Голгофо-Распятский скит; но на гору Голгофу поднимаются пешком; плата за проезд от Свято-Троицкого Анзерского скита до горы Голгофы и обратно, к урочищу «Кеньга», полагается по 50 коп. с человека. В Голгофо-Распятском ските служатся панихиды, на которых поминается и имя основателя скита иеромонаха Иова, в схиме Иисуса, здесь почивающего. В этом ските совершается неусыпное чтение Псалтири с поминовением благотворителей о здравии и об упокоении. Все ворота монастырской стены открываются в 3 часа утра, а закрываются в будни в 10 часов вечера; в навечериях же воскресных и праздничных дней, когда совершаются всенощные бдения, – с окончанием оных, но для исповедников остается на всю ночь открытою калитка в Святых воротах, у которой в это время находится привратник. В день обратного отбытия парохода тотчас же после трапезы служится безвозмездно общий напутственный молебен. Андреевская пустынь при Соловецком монастыре. Эта заштатная, общежительная пустынь находится на острове, который известен под названием Большого Заячьего или Заяцкого. Этот остров расположен на Белом море, в шести верстах от Соловецкого монастыря. Андреевская пустынь по количеству братии принадлежит к числу самых незначительных обителей на севере. В пустыни имеется только один храм, деревянный, во имя св. апостола Андрея Первозванного, по имени которого и называется пустынь. Этот храм построен в 1702 году, по повелению императора Петра Великого, который в это время посетил Соловки и стоял здесь со своим флотом из 13 кораблей и с 4000 человек войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Среди разнообразных забот о благоустроении своего скита, Препод. Елеазар приближался к кончине и созревал для вечности. Опыты своей духовной жизни он изложил в рукописи и сохранил их на память ищущим спасения. «В одно время стою я пред образом Христа Спасителя и со слезами молюсь, говоря: Владыко Христе, Царь и Создатель мой! Что воздам за Твою ко мне милость? Ничто же благо сотворих пред Тобою», – и вижу, как бы голубь прикоснулся к моему лицу и, сказав: «Богу принесу слёзы твоя», стал невидим. После сего возрадовалась душа моя». «Когда скончался у нас брат Тихон, другой брат, также Тихон, взял себе две книги, принадлежавшие умершему. Настало время вечерней молитвы. Братии собралось в церковь только ещё четыре человека. Вдруг я заметил над главами иноков некую силу Божию в виде голубине, но у Тихона этого не было. Много дивился я, не понимая тайны. Но вскоре провинившийся подошёл ко мне, и, с умилением каясь в проступке, испросил себе прощение». «Когда меня угнетали многие скорби, так что я близок был к мысли оставить Анзерский скит, мне неоднократно слышался неведомый голос: «не бойся, Господь с тобою», или: «в нетерпении вашем стяжите души ваши» ( Лк.21:9 ), или: «вы, сильные, немощи немощных носите» ( Рим.15:1 ). Таким явлениям я не верил, чтобы не впасть в прелесть вражию. Но неверие моё исчезло при следующем явлении: стою я в келье и смотрю в окно; в это время внезапно представилось мне, будто на полуденной стороне разразился страшный гром, и послышались Евангельские слова укоризны: «о роде неверный и развращённый, доколе буду с вами, доколе терплю вы?» ( Мф.17:17 ). «В тоже скорбное для меня время, было мне следующее видение: стою я будто в какой-то прекрасной долине. Некто подошёл ко мне и, указав на небо, сказал: посмотри! взглянув, я увидел по всему небу необыкновенно светлый луч, подобный радуге. Немного спустя, незнакомец снова сказал: подними ещё взор свой к небу. Я повиновался и узрел среди неизреченного света образ Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и двух Апостолов. Наконец неведомый мне светоносный юноша в третий раз произнёс; воззри ещё к небу! Я опять поднял взор и на этот раз увидел Нерукотворный образ Христа Спасителя, величины необычайной. Затем незнакомец, упрекнув меня в малодушии и недостатке терпения ради Того, Кто всё претерпел за нас, стал невидим».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вершине горы Голгофы каменная церковь о пяти главах, в которой два престола: 1) холодный в честь распятия Господня и 2) теплый во имя Успения Божией Матери, устроенный в трапезе с правой стороны; а по левую сторону находится надгробная рака над могилою преподобного строителя иеросхимонаха Иисуса, с изображением лика его. Храм вышиною в 17 сажень, а от подошвы горы до 86 сажень. К нему приделаны в связи колокольня, с братскими кельями с западной стороны в два этажа. Внутри храма на западной стене находится крест, взятый от прежней деревянной церкви; на нем надпись: «освятися жертвенник во храме распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при державе Благочестивейшего Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца, при Благородном царевиче и Великом Князе Алексее Петровиче, между патиаршеством, по благословению Преосвященных Архиереев российских и по благословению Преосвященного Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важского, в его епархии, в лето от сотворения мира 7223 года от Христова Рождества 1715 г. индикта, месяца Августа в день, на память Святого Мученика Андрея Стратилата, на воспоминание Страстей Христовых, в пяток». Прежде бывшая на горе деревянная церковь перенесена на низ горы и поставлена на юго-западной стороне ее, на том самом месте, где была келья старца Паисия и освящена в честь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1835 года июля 14 дня. На скате горы с южной стороны находится двухэтажное каменное здание, в котором первоначально жила братия и была братская трапеза с поварнею, но по сырости жилье оставлено, и теперь это здание служит кладовою. Там же с восточной стороны находится двухэтажное деревянное строение, на каменном фундаменте, построенное в 1833 году; в нем помещается братия, трапеза и поварня. С северной стороны в одноэтажном деревянном строении помещаются квасоварня, погреб и другие принадлежности. На колокольне находится семь колоколов. Жизнеописание священноинока Иова, в схиеромонасех Иисуса, основателя Голгофораспятскаго скита на Анзерском острове (в миру духовника Императора Петра I)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно обратить внимание на то, что слова эти Иисус Христос произнес " громким голосом " . Молитвенное общение, с Отцом этого не требовало (Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11, 41-42)). Слова Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? были произнесены для народа, стоявшего на Голгофе. Этим прямым обращением к Священному Писанию, пророчески предизображавшему крестные страдания Мессии, Иисус с Креста хотел в последний раз наполнить людям о своем спасительном деле, на которое послал Его Отец. Преодолевая только человеческое понимание крестных мук Иисуса важно удержаться и от другой крайности и не умалять страданий нашего Спасителя. Воплотившийся Бог испытал на Кресте все мучения человеческой плоти. Страдания вочеловечившегося Господа усугублялись еще тем, что Он, хотя принял человеческую природу, но был лишен всякого греха. Смерть же есть следствие греха. Человек был сотворен бессмертным, и смерть вошла в человеческую жизнь вместе с грехом. Для Богочеловека, свободного от греха, она была совершенно противоестественной. С этим связана и великая скорбь Иисуса Христа в Гефсиманском саду и Его моление о чаше. Голгофские страдания Иисуса Христа, нераздельно соединившего Свое Божество с человеческой природой, не закончились в тот вечер, когда наступила Его смерть, сопровождавшаяся великими знамениями. Согрешая и творя беззакония, люди продолжают распинать Христа. В этом убеждает двухтысячелетний опыт Церкви, Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах возник на Анзерском острове Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря. Там подвизался иеромонах Иов (в схиме - Иисус). В среду 18 июня 1710 года он вышел из Свято-Троицкого Анзерского скита и отправился к иеродиакону Паисию, проходившему на этом же острове подвиг пустынничества. Преподобный Иов остался у него на ночь и встал на молитву. В полночь, утрудившись, он сел и в это время увидел в келье необычный свет и в сиянии славы Божию Матерь, а вместе с Нею преподобного Елеазара Анзерского. Царица Небесная показала на гору, у подножия которой была келья, и сказала: " Эта гора отныне называется вторая Голгофа " . Когда видение закончилось, с высоты раздался другой голос: " Освяти гору Голгофу и поставь крест " . Преподобный Иов вместе с учениками 29 июня 1710 года освятили гору и воздвигли на ней крест. Пророчество точно исполнилось через двести с лишним лет, когда возник Соловецкий лагерь особого назначения и место это было обильно полито кровью замученных там священнослужителей и простых верующих людей.

http://pravoslavie.ru/1699.html

По смерти Иисуса дело о строении церкви приняло другой оборот. Анзерский строитель с братством против совести объявили, будто Иисус приказал о.духовному при своей кончине, чтобы все данные им деньги и заготовленные материлы отдать в Анзерский скит на сооружение придельной теплой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Церковь в Анзерах была выстроена, но, за неправильное присвоение чужого, вся вскоре сгорела со всею ризницею и имуществом. Сверх сего обитатели Троицкого Анзерского скита неблагоприятно смотрели, что Голгофораспятский скит независим от них и состоит на своем иждивении; поэтому, чтобы совершенно его уничтожить, они начали сначала переманивать к себе живущих там иноков, в чем и преуспели: в 1721 году два брата перешли в Анзерский скит, два брата в Соловецкий монастырь, один брат скончался, а затем осталось на Голгофе только два пустыннолюбивых инока: Геннадий и Сергий, у которых в том же 1721 году, по приказанию властей Соловецкого монастыря, монахом Евфимием отобрана вся скитская наличная сумма, все имущество и церковные дорогие вещи, и все это отдано в Анзерский Троицкий скит для хранения, чтобы опять воры не похитили как прежде и чтобы чрез то не навлечь на себя гнева царского и укоризны за крайнее нерадение. Эти вещи анзерский строитель с братиею принял для хранения и дал расписку в получении голгофским монахам. В 1722 году по донесении в Приказ инквизиторских дел и по представлению Приказа Преосвященному Варнаве, Архиепископу Холмогорскому и Важскому, оставшееся имение Распятского скита иеросхимонаха Иисуса, деньги сто червонных и тридцать восемь рублей и 32 аршина золотого малинового штофа на одежду престола и жертвенника, по прошению анзерского строителя, Преосвященным отданы не были, но об них донесено было на разрешение Св. Синода; а так как в то время издан был духовный регламент, то Св. Синод на основании следующего пункта: «ежели где монастырь малолюден, таковый подлежит сообщить во едину обитель», указом 1723 года июля 28 дня определил Распятский скит приписать к Анзерскому Троицкому скиту, а оставшееся имение, деньги и все вещи и даже келейное имущество строителя иеросхимонаха Иисуса немедленно прислать в московскую канцелярию Св. Синода, что вскоре и было исполнено. Таким образом, прежняя независимость Распятского скита и средства к многолюдному в нем обитанию иночествующих кончились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиеп. Филарет вслед за митр. Евгением ошибается, говоря, что сказание о жизни и чудесах Симеона верхотурского написано сибирским митр. Игнатием 540 . Это сказание состоит из нескольких статей и Игнатию принадлежит лишь первая из них, повесть об открытии мощей в 1694 г., которое Игнатий описывает как главное действующее лицо при этом. За этой повестью следуют без хронологического порядка чудеса в селе Меркушине по открытии мощей и повесть о перенесении их в 1704 г. из Меркушина в Верхотурье с дальнейшими чудесами до 1731 года 541 . Эти статьи составлены разными авторами: так, рассказ о чуде 1696 г. написан кем-то из свиты иеромонаха Израиля, посланного Игнатием для обозрения епархии; чудеса в Меркушине записаны священниками села, которым поручил это Игнатий и одним из которых был Иоанн. Во всех этих статьях есть любопытные черты епархиального управления в XVII–XVIII в. Когда писалось житие Елеазара Анзерского, никого из учеников пустынника не было в живых; биограф упоминает о смерти патриарха Никона и о его подробном житии, говорит об иконе, написанной этим Никоном в Анзерском скиту 65 лет назад. Никон пришел к Елеазару не раньше 1635 г. Таким образом, житие составлено около 1700 г. Биограф дает понять, что до него жизнь Елеазара никем не была описана, что он собрал сведения о святом «точию от слышания» и лишь некоторые из чудес последнего времени «в памяти обретошася» 542 , но что в Поморий ходили по рукам другие записки о чудесах Елеазара: так, некто из Каргополя говорил, что у него есть немалая повесть о них, которой не мог достать биограф. Одним из первых учеников Иисуса Анзерского в житии его является монах Макарий 543 . Последний в 1710 г. по поручению Иисуса составил вкладную книгу, или систематическую опись вещам, пожертвованным в Анзерский скит; здесь записан и вклад каргопольского купца, приказного чудовского бурмистра Ивана Андреева «списанные им чудеса преп. Елеазара» 544 . При житии и в повести о Соловецких пустынножителях помещали «свиток» или автобиографическую записку Елеазара, подлинник которой будто бы хранился в Анзерской библиотеке и в которой Елеазар преимущественно рассказывает о своих искушениях и видениях. Нет основания отвергать подлинность этой записки; но биограф о ней не упоминает и в житии трудно указать черту из нее заимствованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Архиеп. Филарет вслед за митр. Евгением ошибается, говоря, что сказание о жизни и чудесах Симеона Верхотурского написано сибирским митр. Игнатием 541 . Это сказание состоит из нескольких статей, и Игнатию принадлежит лишь первая из них, повесть об открытии мощей в 1694 году, которое Игнатий описывает как главное действующее лицо при этом. За этой повестью следуют без хронологического порядка чудеса в селе Меркушине по открытии мощей и повесть о перенесении их в 1704 году из Меркушина в Верхотурье с дальнейшими чудесами до 1731 года 542 . Эти статьи составлены разными авторами: так, рассказ о чуде 1696 года написан кем-то из свиты иеромонаха Израиля, посланного Игнатием для обозрения епархии; чудеса в Меркушине записаны священниками села, которым поручил это Игнатий и одним из которых был Иоанн. Во всех этих статьях есть любопытные черты епархиального управления в XVII-XVIII веках. Когда писалось житие Елеазара Анзерского, никого из учеников пустынника не было в живых; биограф упоминает о смерти патриарха Никона и о его подробном житии, говорит об иконе, написанной этим Никоном в Анзерском скиту 65 лет назад. Никон пришел к Елеазару не раньше 1635 года. Таким образом, житие составлено около 1700 го да. Биограф дает понять, что до него жизнь Елеазара никем не была описана, что он собрал сведения о святом «точию от слышания» и лишь некоторые из чудес последнего времени «в памяти обретошася» 543 , но что в Помории ходили по рукам другие записки о чудесах Елеазара; так, некто из Каргополя говорил, что у него есть немалая повесть о них, которой не мог достать биограф. Одним из первых учеников Иисуса Анзерского в житии его является монах Макарий 544 . Последний в 1710 году по поручению Иисуса составил вкладную книгу, или систематическую опись вещам, пожертвованным в Анзерский скит; здесь записан и вклад каргопольского купца, приказного чудовского бурмистра Ивана Андреева – «списанные им чудеса преп. Елеазара» 545 . При житии и в повести о соловецких пустынножителях помещали «свиток» или автобиографическую записку Елеазара, подлинник которой будто бы хранился в Анзерской библиотеке и в которой Елеазар преимущественно рассказывает о своих искушениях и видениях. Нет основания отвергать подлинность этой записки; но биограф о ней не упоминает, и в житии трудно указать черту, из нее заимствованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010