В 1710 году за строгую подвижническую жизнь удостоен был по­стрижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя. Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради без­молвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келлие, предоставленной ему одним пустынножи­телем Паисием, жившим при горе, называемой Голгофою, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомленный, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келлию, Божию Ма­терь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божиего... Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как бла­гословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голго- фо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келлию для себя; пустынники же жили в уединенных местах под ведением схим­ника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. В келлие в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь , на нужды братии и на милостыню. Так прошли годы, и старец стал чувствовать приближение смерти. Он сосредоточил тогда всю заботу свою на приготовлении к жизни загробной; смиренная душа его возбуждала себя к покаянию: «Душе моя, душе моя, восстань! Что спишь? Конец приближается, и долж­на смутиться...» Всю жизнь свою угождавший Богу трепетал, как бы не угодивший... Между тем Господь, удостоивший его и прежде особенных от­кровений, не утаил от него теперь и времени его кончины. Задолго до смерти он сказал братии, что смерть его последует в воскресный день до восхода солнца. Так и сбылось. И в предсмертные минуты он весь исполнен был необыкновенной радости, которая доказывала, что он готов был перейти в вечность... И вечность наступила для него. По­жив на земле подобно Ангелу, бестрепетно отошел он продолжать свое ангельское житие перед лицом Живущего во свете неприступном... Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но церковь была заперта, и тогда, прислушавшись, все поняли, что пение раздавалось из кельи усопшего старца. Они вошли в келью и огласили ее своим горьким плачем. С честию приготовили тело старца к погребению и перенесли его в церковь без народа. Хотя множество собралось на Голгофу людей, – а их никто не уведомлял о кончине старца, – но не могли прийти на перенос тела из кельи, вследствие особенно сильного дождя. Желание старца исполнилось – он был перенесен и погребен без «бытности мирских людей». Благоговейно отпели братия его тело, похоронили в могиле, собственноручно им выкопанной. Ныне над его могилой храм и устроена рака, на которой сделано и изображение самого иеросхимонаха Иисуса. А братия еще тогда положили на его могилу доску, на которой было написано: «Здесь скончался 1720 г., марта 6 дня, преподобный Иов, в схиме Иисус строитель прежде бывший анзерский, а потом голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 г. Строительство Анзерское принял 1706 г. В схиму постригся в 1710 году, на гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года. Показавший образ добродетелей словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною». Этими словами братия кратко, но верно выразили свое замечательно правильное понимание личности иеросхимонаха Иисуса. Действительно, это был истинный христианин, никакие испытания не могли отвратить его от любви к Богу, ввергнуть в отчаяние и уныние. Вера и надежда всегда его поддерживали и тогда, когда другой впал бы в отчаяние, он нашел новые силы для новой деятельности и является перед нами великим в своем смирении подвижником благочестия. Благоговейная память о нем свято чтится служением панихид. Скит иеросхимонаха Иисуса, после его смерти, утратил свою самостоятельность, был в подчинении у Соловецкого монастыря, и из него были вывезены все его сокровища; братия разошлась в Анзерский скит и Соловецкий монастырь. В 1723 году он соединен с Анзерским скитом. В 1764 году отдан в ведение Соловецкого монастыря, настоятелем которого, Досифеем II был возобновлен и приведен в благоустроенный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

328 ...молящеся со слезами... – Слёзные молитвы были доказательством искреннего покаяния. В «Чине исповедания» говорилось: «...слезы же плакатися грехов своих, без плача бо невозможно покаятися» (Требник. М., 1647. Л. 98 об.). 337 ...умныма очима... – Традиционная формула житийной и церковно-учительной литературы, обозначающая духовный взор, некий пророческий дар, который, по христианским представлениям, был достоянием лишь истинных подвижников. 338 ...Ветхи деньми... – Традиционная для житийной и учительной литературы формула для обозначения Бога-Отца, возможным источником её являются слова пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхаго днями, и подведен был к нему» ( Дан.7:13 ). 339 ...Святаго Духа в голубине образе. – Елеазар описывает один из типов иконописного изображения Новозаветной Троицы, три ипостаси которой изображались сидящими на отдельных «престолах». Близкими к описанному по типу иконографии могут быть названы изображения Новозаветной Троицы на иконах XVIXVII вв. Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Изобразительный характер видений Елеазара, соотносимый им с конкретными иконописными образцами, объясняется тем, что он был иконописцем. По Житию Елеазара, он был и мастером-резчиком иконостасов. 345 ...в Деисусе описуются. – Деисус – иконный ряд из трех образов: в середине Христос, а по бокам от него Богородица и Иоанн Предтеча. 346 ...нерукотворенный образ Христа Бога... – Лик Христа, запечатлевшийся на полотенце, которым Христос отирал лицо. Тип иконного изображения Христа. 348 ...имущи, на себе три звезды велми светлы... – Елеазар описывает один из типов иконографического изображения Богородицы, отличающийся наличием трёх звёзд на мафории Богоматери. Их толкование было различным. По христианским представлениям, считалось, что звёзды символизировали сохранение Богородицей девства до, во время и после рождения Иисуса Христа. Народная догматика трактовала звезды как образ единого рождённого от Троицы Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вручая Иову управление скитом, архимандрит сказал: «Чадо Иове, вручаю тебе скит Святыя Троицы, блюди его опасно, как все устроено, так все да будет; устава церковного не изменяй, но твори все по правилам святых отец». И священноинок Иов, свято соблюдал, наставления своего учителя, в течение 8 лет заведывая скитом Св. Троицы и преподобного основателя Елеазара. По прибытии в скит, старец собрал всю братию, отслужить с ними молебен с коленопреклонение Пресвятой Троице и преподобному Елеазару, прося благословения Божия и помощи угодника. А после молебна обратился к братии с кратким словом, увещевая на подвиг. Сделавшись настоятелем Анзерского скита, священноинок Иов с усердием стал заботиться о духовном совершенствовании подчиненной братии. Часто старец по ночам обходил кельи. Если он видел инока на молитве, радовался и тихо удалялся. Если же видел, их говорящими, то стучал в дверь и уходил, глубоко опечаленный. На утро призывал к себе нерадивого и убеждал трудиться. Внушения его не оставались бесплодными. Братия старалась подражать ему, некоторые по его благословению удалялись в уединение и там подвизались в молитве. Отец Иов часто посещал этих пустынников и уже тогда, обладая даром прозорливости, если видел уклонения, исправлял и наставлял. Из его учеников своей строгой жизнью были известны два инока – схимонах Матфий и монах Макарий: число же всей братии возросло до 30 человек. Уча других, о. Иов в тоже время сам подвизался еще усерднее прежнего. Особым подвигом, который он принял на себя в Анзерах, было служение братии в больнице. Ухода за больными он не покидал потом до самой своей смерти. Часто, поручая управление Матфию или Макарию, старец удалялся в пустыню и там проводил по нескольку времени. Нередко он посещал пустынника Паисия для духовной беседы, который жил на высокой горе. На этой горе подвизался по нескольку времени преподобный Елеазар Анзерский и здесь-то было угодно Богу, чтобы был устроен храм и братство. Орудием же своей воли Ему благоугодно было избрать священноинока Иова, который в это время уже носил имя Иисуса (в честь Иисуса сына Навина) и был сподоблен (с 1710 г.) равноангельского образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Вручая Иову управление скитом, Владыка сказал: «чадо Иове, вручаю тебе скит Святыя Троицы, блюди его опасно, как все устроено, так все да будет; устава церковнаго не изменяй, но твори все по правилам святых отец». И иеромонах Иов свято соблюдал наставления, своего учителя, в течение 8 лет заведывая скитом Св. Троицы и преподобного основателя Елеазара. По прибытии в скит, старец собрал всю братию, отслужил с ними молебен с коленопреклонением Пресвятой Троице и преподобному Елеазару, прося благословения Божия и помощи угодника. А после молебна обратился к братии с кратким словом, увещевая на подвиг. Сделавшись настоятелем Анзерского скита, иеромонах Иов с усердием стал заботиться о духовном совершенствовании подчиненной братии. Часто старец по ночам обходил кельи. Если он видел инока на молитве, радовался и тихо удалялся. Если же видел их говорящими, то стучал в дверь и уходил глубоко опечаленный. На утро призывал к себе нерадивого и убеждал трудиться. Внушения его не оставались безплодными. Братия старались подражать ему, некоторые по его благословению удалялись в уединение и там подвизались в молитве. О. Иов часто посещал этих пустынников и, уже тогда обладая даром прозорливости, если видел уклонения, исправлял и наставлял; из его учеников своею строгою жизнью были известны два инока – схимонах Матфий и монах Макарий; число же всей братии возросло до 30 человек. Уча других, о. Иов в то же время сам подвизался еще усерднее прежнего. Особым подвигом, который он принял на себя в Анзерах, было служение братии в больнице; ухода за больными он не покидал потом до самой своей смерти. Часто, поручая управление Матфию или Макарию, старец удалялся в пустыню и там проводил по нескольку времени. Нередко он посещал пустынника Паисия для духовной беседы, который жил на высокой горе; на этой горе подвизался по нескольку времени преподобный Елеазар Анзерский и здесь то было угодно Богу, чтобы был устроен храм и братство; орудием же Своей воли Ему благоугодно было избрать иеромонаха Иова, который в это время уже носил имя Иисуса (в честь Иисуса, сына Навина) и был сподоблен (в 1710 г.) великой схимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но церковь была заперта, и тогда, прислушавшись, все поняли, что пение раздавалось из кельи усопшего старца. Они вошли в келью и огласили ее своим горьким плачем. С честью приготовили тело старца к погребению и перенесли его в церковь без народа. Хотя множество собралось на Голгофу людей, а никто не уведомлял их о кончине старца, – но не могли придти на перенос тела из кельи, вследствие особенно сильного дождя; желание старца исполнилось – он был перенесен и погребен без «бытности мирских людей». Благоговейно отпели братия его тело и похоронили в могиле, собственноручно им выкопанной. Ныне над его могилой – храм и устроена рака, на которой сделано изображение самого иеросхимонаха Иисуса. А братия еще тогда положили на его могилу доску, на которой было написано: «здесь скончался 1720 г., марта 6 дня, преподобный Иов, B схиме Иисус, строитель прежде бывший анзерский, а потом голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 г. Строительство Анзерское принял 1706 г. В схиму постригся в 1710 г.; на гору Голгофу пришел жить строителем 1714 г. Показавший образ добродетелей словом и житием, любовью и духом, верою и чистотою сердечною». Этими словами братия кратко, но верно выразили свое замечательно – правильное понимание личности иеросхимонаха Иисуса. Действительно, это был истинный христианин: никакие испытания не могли отвратить его от любви к Богу, ввергнуть в отчаяние и уныние; вера и надежда всегда его поддерживали, и тогда, когда другой впал бы в отчаяние, он нашел новые силы для новой деятельности и является перед нами великим в своем смирении подвижником благочестия. Благоговейная память о нем свято чтится служением панихид. Память 6 марта Иеросхимонах Никон из мещан г. Арзамаса; в монашество пострижен в 1783 году о. Назарием; в 1785 году посвящен в иеродиакона и вскоре же в иеромонаха; принял схиму в 1805 году. В сане иеромонаха о. Никон 16 лет трудился в печении просфор и исправлял притом чреду священнослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По получении последней грамоты, старец сдал навсегда строительство Анзерского скита и с некоторыми учениками перешел для жительства на гору Голгофу. Поселившись на ней, он начал устраивать скит. Вскоре ученики Иисуса соорудили на Голгофе деревянную церковь , которая, к общему утешению, освящена была архимандритом Фирсом в честь Распятия Господня, согласно грамоте преосвященного, от 15-го мая 1715 года. Петр I, узнав о явлении блаженному старцу Пресвятой Богородицы и новоустраиваемом Распятском ските на Голгофе, по особенному расположению к бывшему духовнику, много помог ему своими щедротами. Так, в скором времени последовало повеление об отпуске каждогодно из архангельских государственных хлебных магазинов хлеба на продовольствие братии Голгофского скита. А в 1714 году, при самом начале устройства скита, для церкви Голгофской от царевны, великой княжны Марии Алексеевны, поступило пожертвование многих драгоценнейших утварей, одежды и книг, с клеймами, именно в Голгофский скит. Особенно же дорогою жертвою была местная святая икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе, с позолоченными полями, и в ней вкладной ящик со многими св. мощами. Царица Параскева Феодоровна (вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевич а), кроме других пожертвований, пожаловала на строение церковное на горе Голгофе сто рублей, а князь Меньшиков дал сто червонцев. Много было и других благотворителей. Но особенно попечение о строении Голгофо-Распятского скита имела уже известная благодеянием скиту царевна Мария Алексеевна. Вот письмо ея по этому предмету к архимандриту Фирсу. «Пречестныя обители Соловецких Чудотворцев отцу архимандриту с братиею усердствуем, да благодать Божия, милость, мир и любовь, при всегдашнем благоденствии, да умножаются. Писано прежде сего к пречестности вашей, дабы старательство имели о всяких припасах, как о кирпиче, так и о других надлежащих нуждах в Свято-Распятский Анзерский скит, к хотящей быть Распятия Господня каменной церкви, и ныне просим: да попечение имеете к оному Богом избранному и прославляемому месту, а наипаче о кирпиче прилежное попечение потребно. Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась за переменою вице-губернатора Алексея Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его святаго волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и пошлет ктиторов к оной св. церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пречестного отца Иисуса на оный и прочие припасы берите. Повторяя, просим и повелеваем, дабы прилежное попечение и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздаст вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя предаем. Ц. Мария с царствующаго града Москвы, 1715 года марта 15-го дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старая церковь во имя Распятия была перенесена под гору и поставлена на месте первого явления Божией Матери иеросхимонаху Иисусу. Вместо нее была выстроена новая, каменная во имя Распятия Господня и придел во имя Успения Божией Матери, где и находится гробница подвижника. У гробницы непрерывно днем и ночью (кроме часов богослужения) живущие здесь старцы читают псалтирь с поминовением о здравии Августейшего Дома и Святейшего Синода, а равно и других лиц, и за упокой всех православных, и прежде всего иеросхимонаха Иисуса. II Подвижники пустынножители После иеросхимонаха Иисуса монашество продолжало процветать на Соловках развиваясь в двух направлениях: одни иноки достигали совершенства в духовной жизни пустынножительством, а другие – подчиняясь всем требованиям общежития и трудясь на братию. То и другое направления имеют своих представителей – людей, достигших высокого духовного совершенства и удостоенных еще при жизни дара прозрения и чудотворения. Пустынножительство процветало и процветает преимущественно в Филипповой пустыни и в Анзерах, где уединенная местность и суровая природа, не лишенная, однако, своеобразной красоты, сами по себе располагают к богомыслию и молитве. Здесь подвизались старцы Герасим, Панфил, Никодим, Иоанн, Феодор, и многие другие. Старец Герасим пришел из Никандровой пустыни и подвизался вместе со своим учеником Панфилом. Оба они перенесли много искушений. У Панфила от одного странного искушения даже искривилось лицо, и закрылся глаз. Но они не были лишены и благодатных озарений. Оба они часто видели свет на том месте, где ныне устроена церковь Живоносного Источника. Панфил умер в 1845 году, а учитель через три года спустя. Никодим и Иоанн были друзья между собой. Пройдя разный монастырские испытания и послушания, они поселились в Филипповой пустыни, в недалеком друг от друга расстоянии и здесь спасались, нередко навещая друг друга и проводя время в общей молитве. Первый скончался в 1854 году, а последний в 1876 году. Феодор же подвизался в Андреевском ските на Заяцком острове, а скончался в Анзерском ските.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

5293. ДЕЯНИЕ Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского) , протоиерея Алексия Мечева , иеросхимонаха Алексия (Соловьева) , иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители, митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) , епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова) , архимандрита Макария (Глухарева), священника Алексия Гнеушева, игумена Кизилташского монастыря Парфения и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных Оптинских старцев. –2000, 9, 69. 5294. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в день совершения чина канонизации Собора новомученников и исповедников Российских. –2000, 10, 56. 46. Сказания о земной жизни Божией Матери 47. История чудотворных икон и других святынь 5295. ДУРАСОВ Г. Святыни каргопольские. – 1994, 7–8, 105. 5296. ИВАНОВ Е. Возвращение двух святынь. – 1991, 11, 15. 5297. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1993 года: 1. О мироточении икон, находящихся в Рождество-Богородицком храме г. Уфы. 2. Благословить местное почитание мироточащих икон как чудотворных. – 1994, 2, 39. 5298. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ Священного Синода (1993–1994): Признать мироточение двух икон Божией Матери в женском Скоропослушницком монастыре чудом, а иконы Богоматери чудотворными. – 1994, 7–8, 4. 5299. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 5 октября 1994 года: Признать мироточение двух икон – Святой Троицы и Казанской Божией Матери в Знаменской Церкви с. Кузьминского чудом, а иконы чудотворными. – 1994, 9–10, 3. 5300. О.К. Празднования в честь икон Пресвятой Богородицы “Благодатное Небо” и “Споручница грешных”. – 1998, 5, 31. -------- 5301. ЕВГЕНИЯ (ОЗЕРОВА), игумения. Аносинская святыня. (Из дневника). – 1995, 11, 76. 5302. ШЕРЕДЕГА Н. Ахтырская икона Божией Матери. (К 250-летию со дня прославления). – 1989, 7, 16. 5303. МОХОВ В., прот. О Богородско-Уфимской иконе Божией Матери. – 1994, 3, 142.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010