7 Это был монах Варлаам Левин, проповедовавший то же учение об антихристе в 1722 году. Сведение о нем находится в книге г. Есипова «Раскольничьи дела XYIII столетия», с.3–5 7. 8 Подлинное дело о Талицком не отыскано, но в ска­занной книге (с. 59 – 84) г. Есипова помещена выписка из дел Преображенской канцелярии, представленная в 1750 году императрице Елизавете Петровне. 9 В царской грамоте на имя преосвященного Афанасия от 13 марта 1701 года сказано, что о. Иоанн посылается «с Москвы на Холмогоры по сыскному делу вора Гришки Талицкого» для пострижения и неисходного пребывания в Соловецком монастыре. 11 Этот крест большого размера, вызолоченный, был несколько времени запрестольным в Голгофской Распятской церкви, когда она была деревянная, а теперь поставлен в Успенском приделе каменного Распятского храма, над самою гробницей о.Иисуса. 12 Три грамоты архиепископа Варнавы, по предмету построения и освящения церкви и учреждения Распятского ски­та, хранятся в ризнице Соловецкого монастыря. 13 Два потира с дискосами и прочим прибором, крест напрестольный с частицами св. мощей, богато убранное Евангелие и серебряное кадило присланы, как видно из надписи, в 1715 году. Все эти вещи хранятся в ризнице Распятского скита. 14 Эта икона, точный список со знаменитой чудотвор­ной иконы, что в Киево-Печерской Лавре, ныне находится над царскими вратами в Зосимо-Савватиевской церкви, прилежащей к соборному Преображенскому храму Соловец­кого монастыря. 15 В старости о.Иисус никуда не ходил без жезла, который и теперь хранится в ризнице Голгофского скита. 17 Подлинное завещание, к сожалению, не сохранилось. О. Макарий в житии старца своего сообщает кратко его содержание: после хвалы Богу за все Его благодеяния в течение долголетней и многотрудной жизни своей, праведник выражает надежду свою на воскресение и жизнь вечную, утешает учеников своих, прощается с ними, благодарит благотворителей и, наконец, объявляет, что после него не остается никакой собственности. 18 Незадолго до кончины своей, о.Иисус вручил со­бранные им на церковное строение 236 рублей, 1 алтын и 2 деньги Анзерскому строителю Спиридону, прося употребить их на построение каменной Распятской церкви. Но Анзерский строитель с несколькими монахами против совести своей объявил, что деньги и заготовленные материалы бы­ли назначены усопшим на построение теплой церкви в Анзерском скиту. Эта церковь была построена, но вскоре сгорела со всею ризницею и имуществом (Описание Соловецкого монастыря, ч. II, с. 374).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Большую часть своих доходов он употреблял на милостыню. Заступался за обиженных и страждущих несправедливо. Оклеветанного в сношениях с врагами Государя шестидесятилетнего старца Иоанна Пётр I повелел отослать в Соловецкий монастырь для пострижения в монашество. В 1701 году 3 апреля Иоанн был пострижен в монашество с именем Иова. На первое время послали отца Иова на послушание в монастырскую поварню. Он первый являлся на работу. Старец рубил дрова, носил их по высоким лестницам в поварню. Так же усердно проходил и другие послушания. Не однажды являлся ему искуситель в образе знакомого ему в мире врача и говорил как бы с состраданием: «Возлюбленный! Следует тебе поберечь своё здоровье, чтобы, изнуривши плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистого и смиренного. Ты, при старости своей, работаешь черноризцам, как купленный раб, не привыкши прежде к таким трудам. Не следует тебе так трудиться и потому, что ты священноинок. Довольно с тебя и того, что, оставив славу и честь в мире, ты пришёл в убожество и принял тяжкие труды ради пищи. Я даже удивляюсь, как ты можешь принимать суровую пищу после сладких брашен. Берегись, чтобы недуги твои не умножились, тогда и я не возьмусь помочь тебе, и ты прежде времени умрёшь. Если совета моего не послушаешь, то мне будет очень жаль». «Хорошо не щадить плоти, чтобы она не восстановляла брани, – отвечал Иов мнимому своему знакомцу, – впрочем, хотя бы плоть изнемогала, но сила Божия в немощи совершается. Пост есть мать целомудрия, ты внимай себе с подобными». Услышав такой ответ, врач исчез. Слава о Соловецком подвижнике дошла до Петра I; удостоверясь в клевете на духовника своего, он хотел возвратить его к царскому двору на прежнее служение, но Иов просил оставить его в Соловках. В 1702 году он переселился в Анзерский скит. В 1710 году пострижен в схиму с именем Иисуса. Однажды Иисус, находясь у пустынника Паисия, жившего в 6 вёрстах при высокой горе, называемой ныне Голгофа, продолжил молитву свою до полуночи; уставши, он сел и в тонком сне вдруг увидел в келье своей необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1701 г. по ложному доносу подвижник был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество. Удостоверившись, что Иов был оклеветан, царь хотел возвратить духовника к себе, но тот отказался. В 1710 году он принял великий ангельский образ — схиму — с именем Иисус. Есть нечто более ценное, чем почет и уважение других людей, есть то, что выше человеческой справедливости — это духовное родство, близость со Христом; глубокий мир в сердце, спокойствие совести и радость труда и сострадания ради Бога. Остановиться на внешнем в программе АА, это значит, ничего не достигнуть и не понять. Ведь 12 Шагов даны для духовного роста и обновления, бросить пить — только начало. Господи, молитвами преподобного Иова дай мне желание и силы вникать в сердцевину программы выздоровления — дай мне увидеть духовную красоту анзерского схимника Иисуса. 20 марта Сегодня в Церкви вспоминается святой Лаврентий, который был ктитором (церковным старостой, экономом) монастыря в честь Пресвятой Богородицы на острове Саламине. Вот и всё, что о нем известно. Сколько в содружестве АА незаметных людей, опытом, молчаливой поддержкой, трудами которых держится та или иная группа. С другой стороны, сколько прекрасных, добрых и талантливых людей кануло в безвестность, заблудилось в стране никчемности, сколько бесславно погибло от смертельной и прогрессирующей болезни под названием алкоголизм. У меня есть выбор — трудиться над собственным выздоровлением и помогать другим (иногда словно бы приходится продираться сквозь колючие кусты), или остановиться, повернуть назад, вернуться в мир хаоса, тьмы и смерти, из которого я выбираюсь, мягко говоря, не без труда. И там уж я точно кану в безвестность. Выбор всегда за мной. 21 марта Нам, людям больным, нужен особый режим жизни: на обычные будничные вещи нам приходится тратить больше сил и времени, чем здоровым людям. Если для более здорового человека покупка обыкновенной стиральной машины может стать интересным и значительным делом, то для меня даже возвышенные, редкие переживания, возникающие во время глубокого общения, интересной учебы, поиска новой работы или рождения ребенка, могут стать скукой и обузой.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

В 1826 году скит особенно приведен был в благоустройство, тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Досифея второго: с разрешения святейшего Синода, в ските Голгофском выстроена и освящена в 1830 г. новая каменная церковь во имя Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и при ней теплый придел во имя Успения пресвятыя Богородицы. В сем-то приделе, на левой стороне, и находится гробница блаженного старца отца Иова; деревянная же церковь выстроенная основателем скита, иеромонахом Иовом и пришедшая в ветхость, – перенесена в то же время под гору, на то самое место, где было первое явление пресвятой Богородицы блаженному старцу, т.е. на место келии пустынножителя иеродиакона Паисия. С сего же времени, постоянно назначается в скит иеромонах из соловецкого братства, опытный в иноческой жизни, в качестве строителя, и десять или более под его ведение иноков тоже Соловецкого монастыря; последние посылаются всегда из особенно расположенных к воздержной и безмолвной жизни, по собственному их согласию или желанию. Устав скитский изданный самим основателем, старцем Иовом, относительно церковного и келейного правила и постной трапезы, исполняется в точности доселе, исключая того, что возобновителем скита архимандритом Досифеем, по немощи братии, благословленно на трапезе вкушать рыбу в те дни, в которые разрешает это святая Церковь . Обитель скита, а особенно пришелец – богомолец, немало назидается в ските сем непрерывным чтением Псалтири св. Давида. С давнего времени существует эта отрадно – умилительное чтение, в теплом Успенском приделе, у самой гробницы основателя. Оно не прерывается ни днем ни ночью, кроме того часа, в который совершается божественная служба в том храме. Во всё остальное время, чрез каждый два часа, в ските слышатся три удара на колокольне в небольшой колокол, – этим извещается смена чтеца – инока. Цель этого чтения та, чтобы в ските непрестанно славословилось от иноков имя Божие, и чтобы при этом непрестанном славословии Бога, поминались на каждой славе Псалтири благочестивый Самодержец России с Августейшим домом, святейший Синод, вся братия Соловецкого монастыря, братия скитская, благодетелей и посетителей обители и все православные христиане, как живущие, так особенно усопшие, с испрашиванием первым долгой жизни, здравия и спасения, а последним – вечного покоя с надеждою на воскресение по вере в воскресшего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XVII в. живописные иконы, складни и кресты, созданные на Соловках и в монастырских вотчинах, имеют в навершии («в сиянии») образ Спаса Нерукотворного, Св. Троицы или Божией Матери «Знамение». В XVIII-XIX вв. композиция «Преображение Господне» (главный праздник Соловецкого мон-ря) осеняет многие иконные и гравированные «раздаточные» образы. После бомбардировки мон-ря англичанами в 1854 г. «в сиянии» вновь стал изображаться образ Божией Матери «Знамение», чудесно спасший обитель от вражеского нападения. Сохранился серебряный чеканный оклад на икону «Спас Вседержитель, с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (20-е гг. XVII в., ГМЗК), исполненный в 1700 г. мастером А. И. Первовым, вклад резчика мон-ря мон. Антония (ГММК, см.: Сохраненные святыни. 2001. С. 190-191. Кат. 63). Из описей нач. ХХ в. известно, какие образы З. и С. хранились в Соловецком мон-ре. Наибольшее число иконографических вариантов - в Преображенском соборе и в приделе во имя З. и С.: иконы «Зосимы и Савватия, над ними Знамение Богородицы, внизу монастырь», «Спасителя во весь рост с припадающими Зосимою и Савватием», «Богородицы, изображена в рост, перед Нею в молении преподобные Зосима и Савватий, а вокруг чудеса», «Собор Соловецких чудотворцев». В соборе были редкие самостоятельные иконы, изображающие сюжеты жития З., «каждая длиною 44, шириною по 31 вершку… преподобные Зосима, Савватий и Герман водружают крест… Преподобный Зосима видит церковь на воздусе, ангелы принесоша преподобному Зосиме пищу». З. и С. на иконах предстоят в молении не только образу Богоматери «Знамение», но и др. иконам Божией Матери -Тихвинской и Одигитрии. В церкви на горе Голгофе на о-ве Анзере находился образ, на к-ром преподобные предстояли св. Иоанну Предтече, вероятно как тезоименитому святому в миру прп. Иова (Иисуса) Анзерского (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 878-879, 881 об; Д. 40. Л. 31, 36 об., 65 об., 191 об., 374 об.- 375, 454). Примеры подобной иконографии - икона сер. XVII в., с избранными святыми на полях (Галерея Я. Морсинка в Амстердаме, см.: Бенчев. 2007. С. 145), образ нач. XVIII в.- св. Иоанн Предтеча в молении, поодаль З. и С. внутри обители (происходит из Дмитрова, ЦМиАР). Образы З. и С. были изображены на серебряных пластинах, украшавших престолы Преображенского собора: «…святый престол деревянный… с трех сторон доски серебряные, на них изображено… Пресвятая Богородица в облаках, пред Нею в молении Преподобные Зосима, Савватий, Герман и святитель Филипп… освящен 1860 года мая 1 дня» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 157).

http://pravenc.ru/text/200051.html

В киоте над Святыми воротами находился образ Спаса Нерукотворного. На памятной плите под образом слева была следующая надпись: «Сей образ Спаса и Господа нашего Иисуса Христа написан тщанием и усердием Основателя Анзерского скита Преподобного Елеозара Чудотворца; во время нападения на обитель англичан в 1854 году сей образ перенесен и поставлен здесь под Святыми воротами в защищение и спасение обители от врагов видимых и невидимых». После закрытия обители икона была утрачена. По левую сторону от иконы – еще одна плита с надписью об истории возведения крепости такого содержания: «По указу Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича построена вокруг монастыря доселе существующая каменная крепость для защиты обители от нападения иноплеменных в 1854 г. при 27 игумене Иакове на монастырскую сумму, собранную с береговых монастырских вотчин, по плану Соловецкого монаха Трифона; строение продолжалось 12 лет под смотрением воеводы Ивана Яхонтова». http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/ Строители монастырского града Созидался монастырский град стараниями тысяч тружеников. История не сохранила имен не только строителей, но и многих зодчих. Мы не знаем, под чьим руководством возводились Никольский и Филипповский храмы, колокольня, мельница, келейные корпуса и другие постройки. Зодчих известно немного. Среди них создатели Успенского Трапезного комплекса и, предположительно, Спасо-Преображенского собора новгородцы Игнатий Салка и Столыпа, архитекторы крепости «городовой мастер» из Вологды Иван Михайлов и постриженик Соловецкого монастыря монах Трифон (Кологривов) из поморского села Ненокса, а также архангельский губернский архитектор А. Шахларев, по проекту которого возводился Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Имена этих зодчих навечно вписаны в историю монастыря. Деревянный ансамбль монастыря возводился при игумене Ионе I (середина XV века). Святитель Филипп (1548–1566) начал каменное строительство. В годы его игуменства в обители появились Успенский трапезный комплекс, Спасо-Преображенский собор, Сушило, несколько каменных келейных корпусов. При преподобном Иакове, который руководил обителью с 1581 по 1597 годы, завершилось строительство Никольской церкви, возводилась крепость, началось строительство церкви Благовещения.

http://sobory.ru/article/?object=02999

В это время он поручал управление братиею любимым ученикам своим –схимонаху Матвею и монаху Макарию. Так, однажды (а именно 18 июня 1712 года, в среду) о.Иисус, посетив одного уважаемого им пустынножителя, иеродиакона Паисия, в уединенной его келье у подошвы самой высокой горы острова, что ныне зовется Голгофою, решился пробыть здесь несколько времени в особой келье. Утомившись ночною молитвою, старец присел для краткого отдыха. Внезапно он увидел, как бы в тонком сне или забытьи, пресвятую Владычицу Богородицу, сияющую неизреченным светом и при Ней преподобного Елеазара Анзерского. Объятый благоговейным ужасом, старец пал лицем на землю и услышал голос Царицы Небесной: «Сия гора отныне нарицается второю Голгофою. На ней будет церковь во имя распятия Сына Моего и Бога, устроится скит и наречется Распятским, соберется множество монахов и прославится на ней имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки!» С этими словами видение прекратилось, но в то же время раздался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест». О.Иисус много удивлялся виденному и слышанному и рассказал о том духовному брату своему Паисию. Оба они вместе с великою радостию благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за очевидный опыт промышления о спасении душ человеческих. Паисий изобразил все видение о.Иисуса разными словами на деревянном кресте, сделанном руками самого старца. 11 В день памяти Первоверховных апостолов о.Иисус, совершив литургию в Анзерском скиту, отправился с учениками своими Матфеем и Макарием на вершину Голгофской горы, окропил всю гору освященною водою, водрузил приготовленный крест и поставил небольшую часовню для совершения всенощных бдений. С того времени он начал иметь попечение об учреждении новой обители иноческой на месте, избранном Самою Богоматерью. От преосвященного Варнавы, епископа Холмогорского, он получил благословение на устройство храма и скита на горе Голгофе и переселился туда с несколькими учениками, отказавшись от управления Анзерским скитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Ему назначили послушание в братской поварне. Семидесятилетний старец рубил дрова, носил их на плечах по крутым лестницам и целые ночи проводил в молитве. Братию он изумлял смирением и покорностью всем, строгостью своего постничества: он не вкушал ничего, кроме воды и хлеба. За это его прозвали Иовом Постником. Узнав о его великих подвигах, настоятель снял с него все послушания и предоставил ему отдельную келию, где бы он мог заниматься рукоделием, читать Священное Писание и творить Иисусову молитву. До Петра I дошел слух о святой жизни его бывшего духовника. К тому времени Петр узнал о непричастности старца Иова к делу Талицкого и стал звать его обратно к себе. Но старец не захотел возвращаться в мир: ему предстоял новый подвиг – скитское житие. Он переселился в скит на Анзерском острове, основанный преподобным Елеазаром. Братские келии стояли в этом скиту на версту одна от другой. Отшельники собирались вместе по субботним дням в храме, а в воскресенье после Литургии опять расходились по своим уединенным келиям. Старец Иов считал себя последним послушником в скиту, однако братия избрали его своим настоятелем. Но и в настоятельстве он целыми днями трудился, а ночами молился, стоя на коленях. Подражая преподобным Феодосию и Сергию, он обходил келии иноков, чтобы стуком напомнить о молитве тем, кто сходился для разговоров. Заботясь о больных скитниках, он перевязывал их раны, мазал освященным маслом и тем исцелял их. На службу старец всегда приходил первым, а в уме и сердце непрестанно держал Иисусову молитву. В 1710 году старец Иов принял великую схиму с именем Иисуса в память о пророке Иисусе Навине. Однажды иеросхимонах Иисус остался на ночь у подножия горы с остроконечной вершиной. В тонком сне подвижнику явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром, который на этом месте начинал свои подвиги. Богородица сказала старцу: «Сия гора отныне нарицается второю Голгофою. На ней будет Церковь во имя распятия Сына Моего и Бога, устроится скит и наречется Распятским».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Если рукодельем своим старцу удавалось заработать немного денег, он делил их на три части: одну для церкви, другую для братии, а третью для нищих. Имущества у него не было никакого, кроме немногих духовных книг и двух ветхих одежд. Одну из них, власяницу, он носил прямо на теле, вместо белья. Другую, ветхую рясу, надевал сверху. Жизнь в скиту была в высшей степени суровая. Старец достиг благодатных даров. Братия роптала, что слишком трудно носить воду на гору из озера. О. Иисус помолился, чтоб открылась вода на самой горе. После молитвы его явилась старцу Пресвятая Владычица с преп. Елеазаром и двумя ангелами и указала ему место для колодца. Когда утром стали копать — докопались до обильного источника чистой и вкусной воды. Раз у келии старца притаились разбойники, выжидая, когда он уйдет к утрени, чтоб тогда войти и ограбить келью. Читая правило, прозорливый старец прибавил к молитве своей такие слова: «Пошли, Господи, сон утрудившимся в суетном угождении врагу». Двое суток проспали воры у его келии, пока старец не разбудил их. Он, накормив их, отпустил, но начальство захватило их и посадило в тюрьму. Выпущены они были по просьбе о. Иисуса, покаялись и целое лето трудились для обители. Один из скитян, которого волновали страсти, пришел просить помощи у старца. Научив его борьбе с ними, о. Иисус прикоснулся к телу его своим жезлом. И страсти навсегда погасли в этом иноке. О. Иисус получил от Бога уведомление о времени смерти. Он простился с братиею и тихо почил 85 лет от роду — 6 марта 1726 г. Необыкновенный свет в минуту кончины его осветил келию, слышалось небесное пение и разлилось благоухание. Тело его почивает в каменном храме на вершине Голгофы, и имя его в северном поморье пользуется большим почитанием. Пустынножитель Феофан и ученик его Климент Один брат Соловецкой обители, именем Петр, бывши на Анзерском острове, по монастырским нуждам, часто посещал тамошнего пустынножителя Феофана, жившего под горой, называемой Голгофа. Однажды, ведя духовную с ним беседу, он спросил его: «Отче Феофане! Сколько лет жительствуешь ты в пустыне?» Старец отвечал: «25 лет». — Тогда Петр стал просить его: «Скажи мне, отче, Господа ради, где и как жил ты прежде, как ушел в пустынь сию, и как здесь подвизался?» — Старец прослезился и сказал: «Усердное твое прошение побеждает меня. Выслушай славы ради имени Божия, и во спасение души своей.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010