Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 202 об.) В соответствии с академической традицией К. описан под 5 июня в подлиннике для иконописцев В. Д. Фартусова: «...типа греческаго, преклонных лет, с широкой бородой более средней величины, изчерна с проседью; в саккосе и митре. В руках хартия с его изречением: «Аз да постражду, яко да отвратит Господь смущение от людей своих»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 305). К этому описанию близко изображение К. (вместе со свт. Лукой Новгородским) на одном из клейм иконы «Собор русских святителей» (60-е гг. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге), где святой показан стоящим на орлеце в богатом парадном облачении - золотисто-охристой фелони, розоватом омофоре и с палицей, в голубом подризнике и расшитой драгоценными камнями митре. Обеими руками митрополит поддерживает закрытое Евангелие, положенное на перекинутый через правую руку светло-оливковый плат. Изображение К. в академической манере помещено в группе подвижников XII в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в. и ок. 2010). К. был изображен в росписи алтарной арки над иконостасом придела во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Фартусов по эскизам акад. Н. А. Лаврова; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). В иконописи сер. XX в. К. изображен на иконе «Святые первосвятители всея Руси» мон. Иулиании (Соколовой) (митрополичьи палаты ТСЛ) - в виде старца с длинной, сужающейся книзу бородой, в мантии с истоками и в белом куколе, с развернутым свитком (надпись: «Прошу и молю повержите тело мое вне града») в правой руке и с посохом в левой; наименован святитель блж. Константином, чудотворцем Черниговским ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 223). К. включен также в группу Киевских чудотворцев на др.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

на золотом, охристом или зеленоватом фоне, напр. иконы посл. трети XIX в. (музей «Наследие прп. Нила»), нач. XX в. (собор Покровского мон-ря в Москве). Подобные изображения имеются в настенных росписях московских храмов, напр. ц. Покрова на рву (вост. часть придела св. Василия Блаженного, ок. 1905, мастера из Палеха). На большой иконе рубежа XIX и XX вв. (собрание Ф. Р. Комарова) святой написан прямолично, он сидит, погруженный в глубокую молитву, опираясь на крюки; иконописный образ восходит к ранним скульптурам Н. Поясное изображение Н. 1-й пол. XIX в. было в интерьере ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в дер. Кравотынь Осташковского р-на Тверской обл. (не сохр.). В XIX - нач. ХХ в. получили распространение подобные миниатюрные образки, выполненные в технике темперы, чеканки и штамповки по металлу, росписи по эмали (музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Встречаются изводы с поясным образом Н. и его изображением на фоне обители, иногда его писали с Владимирской (Селигерской) иконой Божией Матери в руках. На минейных иконах кроме фронтальной фигуры под 27 мая встречается сюжет «Обретение св. мощей прп. Нила Столобенского» (эмалевая минея на май, 3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь в Финляндии). В кон. XIX - нач. ХХ в. создавали много заказных икон с образами Н. и тезоименитых святых заказчика и его семьи. Сохранились изображения Н. со свт. Николаем Чудотворцем, блгв. кн. Александром Невским и вмч. Пантелеимоном, преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, равноап. имп. Константином, прп. Кириллом Новоезерским и др. Часто на таких иконах помещалось скульптурное изображение святого (напр., «Господь Вседержитель с прп. Нилом Столобенским и свт. Николаем Чудотворцем», «Прп. Нил Столобенский, с ангелом-хранителем и избранными святыми» и др. (музей «Наследие прп. Нила»)). Небольшие «раздаточные» образки Н. писали в Осташковском, Ржевском, Зубцовском, Старицком и др. районах В. Волги. Они могли быть монохромными или яркими по цветам (синий, вишневый, красный, белый и черный), что характерно для крестьянских мастеров.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Существенное отклонение от общепринятых схем обнаруживает роспись конхи апсиды, хотя ее центральное изображение - образ Божией Матери «Знамение» (ныне утрачено; на этом месте - образ Божией Матери «Живоносный Источник») вполне традиционно для данной части храма. Однако в церкви Л. м. этот образ приобрел неповторимые черты. В его поле, определенное границами конхи, были введены 2 фронтальные фигуры. Одна из них - пророк, по-видимому Исаия, предсказавший Боговоплощение: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7. 14; этот текст был запечатлен на свитке погибшего изображения прор. Исаии в сев.-вост. простенке главного купола новгородского Софийского собора; см.: Мясоедов В. Фрагменты фресковой росписи Святой Софии новгородской//ЗОРСА. 1915. Т. 10. С. 26). Парная ему фигура остается под записью; судя по частично раскрытому древнему фрагменту свитка со словами: «ИСКОНИ БЕ СЛОВО…» (Ин 1. 1), это ап. Иоанн Богослов. Очевидно, их присутствие по сторонам Богоматери с Предвечным Младенцем на Ее лоне было призвано акцентировать догмат Воплощения и служило изобразительным комментарием. Исключительное значение этого образа для заказчика росписи архиеп. Климента соотносится с существованием в Новгороде древней местночтимой святыни - чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Каноническое ее почитание было оформлено не позднее сер. XIV в. и должно было иметь длительную предысторию, основанную на устных преданиях. Формирование местной традиции могло влиять на выбор иконографических мотивов в росписях новгородских церквей, созданных на протяжении этого периода. Программа росписи жертвенника и диаконника следовала распространенному в XII в. новгородскому обычаю посвящать эти части храма Богоматери и св. Иоанну Предтече. Однако в декорации диаконника на сев. и юж. стенах зафиксировано изображение четы неизвестных святых в молебном предстоянии св. Иоанну Предтече. При этом мужской образ на основании княжеского типа одежд идентифицирован как равноап. кн. Владимир Святославич, крестивший Русь,- древнейшее из сохранившихся в монументальной живописи изображений этого святого.

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Волынского, и было предпринято, согласно Высочайше утвержденному 15 дек. 1906 г. определению Св. Синода, восстановление этого древнего храма в его первоначальном виде, благополучно доведенное до конца и завершившееся торжественным освящением его в Высочайшем присутствии 3 сент. 1911 г. Святогорский Успенский Зимненский , 2 кл., общ., в с. Зимном, в 5 в. от г. Владимира-Волынского. Основание мон. положено св. равноап. кн. Владимиром, устроившим, по преданию, здесь 2 церкви: большую, на горе, Успенскую и малую – у подошвы этой горы, – во имя Св. Троицы. Успенский храм по своей архитектуре и способу постройки относится к XV–XVI в. В 1899 г. он был реставрирован. Под ним на глубине 10 арш. под землею проходят пещеры – сначала в виде длинного коридора, а после разветвляются, направляясь в разные стороны. В стенах этой обители жили первые святители земли Волынской – св. Стефан (см. 27 апр.), св. Амфилохий (см. 10 окт.), св. игумен Нифонт (см. 8 апр.), впоследствии архиепископ Новгородский, продолжавший летопись пр. Нестора с 1116 по 1157 г., и здесь же скончался первый игумен лавры Киевской, пр. Варлаам, при возвращении из Царьграда в Киев (см. 19 нояб.). После насильственного совращения в унию зимненских монахов в 1682 г. митр. Львом Заленским, обитель упала и прекратила свое существование. В первой полов. XVIII в. мужской Зимненский монастырь обращен был в приходскую церковь , при которой в 1893 г. учрежден женский мон. Главная святыня мон. Зимненская чудотворная икона Божией Матери, по преданию, та самая, которою патриарх Цареградский благословил св. Владимира на супружескую жизнь с греческой царевной Анной. Изображение Богородицы с Богомладенцем на левой руке – поясное; образ – письма греческого, писан на кипарисной доске с золотым фоном. Икона эта в 1757 г. покрыта серебряною вызолоченною ризою. При мон. двухклассная школа. Дубенская Николаевская община, в г. Дубно, учрежденная в 1909 г. Воронежская епархия Мужские: В. Акатов Алексеевский , 2 кл., в г. Воронеже, в верхней части его, называемой Акатовой, составившийся из 2 обителей: Успенского мон. и основанной в 1620 г. его игуменом Кириллом (сн. о следующ. мон.) Акатовой пуст., в которую и был переведен упраздненный в 1700 г. Успенский мон. В мон. находятся чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы Троеручницы и Живоносного Источника. При мон. второклассная регентская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1910-1914 гг. собор был расписан бригадой художников во главе с В. П. Гурьяновым . Монументальная живопись исполнена в неорус. стиле, с элементами неовизантийского и академического направлений, а также стиля модерн. В орнаментальном живописном убранстве органично использовано сочетание серебра и золота. В соборе помещен ряд композиций на исторические темы, в т. ч. «Сретение Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве», «Крещение святой Руси при святом князе Владимире» в юж. люнете придела св. равноап. кн. Владимира на юж. стене (аналог росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве). Еще одна сцена, посвященная Иверской иконе Божией Матери, помещена в люнете сев. стены над окнами в приделе Рождества Иоанна Предтечи - «Старец Гавриил сподобился принять на море образ Пресвятые Богородицы Иверския». В вост. люнете алтарной части храмового пространства одним из самых выразительных образов является изображение Пресв. Богородицы, исполненное по типу эскиза Васнецова («Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов»), но решенное Гурьяновым через призму иконописной традиции. В барабане собора расположена композиция, иллюстрирующая одно из самых загадочных мест в тексте Откровения Иоанна Богослова, - «Поклонение двадцати четырех старцев Сидящему на престоле». Вероятно, старейшим сохранившимся зданием обители являются старые настоятельские кельи на юж. стороне мон-ря - первоначально одноэтажные палаты, построенные ранее сер. 90-х гг. XVII в. (возможно, в сер. XVII в.; ср.: Одинец. 1990. С. 137, 138-139). В 1750 г. они были надстроены на 1 этаж, а в 1781 г. при ремонте кровли 2-й этаж был увеличен в высоту (Там же. С. 138-139). Одновременно со строительством Никольского собора на южной стороне мон-ря построены патриаршие кельи ( Она же. 2001. С. 86). Верхние покои келий посредством деревянной галереи (разобрана в нач. XVIII в.) соединялись с Никольским собором. Патриаршие кельи были расписаны первоначально в кон. XVII в., в XVIII в. росписи заменили (перед входом в сени 2-го этажа сохранился портрет патриарха Адриана). В 1767 г. между старыми настоятельскими кельями и патриаршими кельями построена деревянная галерея, разобранная в 1778 г. ( Она же. 1990. С. 137). В дек. 1870 г. по прошению жившего в П. Н. м. на покое еп. Никодима (Казанцева) и при участии митр. Иоанникия (Руднева) в одном из помещений в патриарших кельях устроена церковь во имя святого праведного Никодима, освященная самим еп. Никодимом 17 дек. того же года ( Никифор (Бажанов). 1886. С. 56; Леонид (Толмачёв). 2015. С. 77-78).

http://pravenc.ru/text/2579990.html

В академической монументальной живописи Е. помещен среди рус. святых, напр. в росписи 70-х гг. XIX в. худож. Фартусова в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 77), в группе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе поморской композиции «Собор Русских святых» Е. представлен в левой группе святителей во 2-м ряду, который занимают Новгородские архипастыри, 3-м после святителей Никиты и Иоанна: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 456-457); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - погрудно, вполоборота к центру, в белом клобуке, с длинной раздвоенной или узкой на конце бородой. На иконе близкого извода сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) Е. написан в 1-м ряду 2-м слева, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - в 7-м ряду 5-м справа. Фигура Е. находится на одном из клейм иконы «Образ русских святителей» 60-х гг. XIX в. из собора во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге. В церковном искусстве ХХ в. Е. изображен среди Новгородских чудотворцев на фоне собора Св. Софии на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) : «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве); «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ). Сохранился эскиз мон. Иулиании с оплечным рисунком Е. и др. Новгородских святителей для лицевых миней рус. святых, созданных после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Иконографическим образцом для совр. иконописцев является рисунок для Миней МП работы прот.

http://pravenc.ru/text/187753.html

В сер. XVIII в. близ архиерейского места в новгородском Софийском соборе находилась икона без оклада с образами Новгородских святителей Нифонта, Евфимия, М. и Ионы (Описи новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 72). В описи 1833 г. уточняется, что икона находилась на 2-м столбе и помимо святителей Новгородских на ней был образ Божией Матери «Знамение» (Опись имущества. 2003. С. 525). На иконе «Богоматерь Тихвинская, с Новгородскими святыми» 1-й четв. XIX в., вероятно «романовских писем» (из коллекции Н. П. Лихачёва, ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 221. Кат. 139), полуфигура М. помещена в медальон, обрамленный цветочной лозой; он в светлой розоватой фелони и белом клобуке, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. В кон. XIX в. была написана икона «Избранные Новгородские святители и прав. Иаков Боровичский», предназначенная для врезного чеканного креста-мощевика нач. XVIII в. (частное собрание). М.- вверху слева, в синем саккосе (редкая деталь) и белом клобуке, с Евангелием в руке, образ ориентирован на академическую традицию. Необычный иконографический вариант представлен на иконе «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в., находящейся в соборе равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге ( Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 237. Ил. 204): на одном клейме М. (XIX в.), изображенный вместе со святителями Симеоном и Евфимием, облачен в схиму и архиерейскую мантию, в руке - развернутый свиток с текстом: «Услыши Б[о]же мoлehie мое…» (Пс 60. 2-3); надпись: «с. Моисей схим». В кон. XVII-XIX в. образ М. (обычно в белом клобуке, с округлой бородой, место в ряду святителей варьируется) неизменно включали в композицию «Собор Новгородских чудотворцев», в частности на иконе кон. XVII в., дополненной ликами святых и новгородскими чудотворными образами (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

В числе Пермских и Устюжских святых И. (в молении, в охристой фелони и архиерейской шапке, с Евангелием в правой руке) показан в правом клейме иконы «Свт. Стефан Пермский, с деисусом и избранными святыми», происходящей из дер. Цилиба Ленского р-на Архангельской обл. (1717, ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 147, 267. Ил. 77; Дары музею им. Андрея Рублёва, 1957-2003: Кат./Сост.: Т. Н. Нечаева. М., 2003. С. 37. Кат. 101. Ил. 39). Образ Божией Матери «Необоримая стена и Покров России» (1866, Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина) создан в мастерской с. Покча Пермской губ., согласно надписи, «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь царя-освободителя Александра II» как вклад в ц. Благовещения Богородицы крестьянина В. И. Федосеева. Представленные святые прославились апостольским и миссионерским служением, И. изображен вместе с ап. Андреем Первозванным, равноап. вел. кн. Владимиром, блгв. кн. Александром Невским (небесный покровитель имп. Александра II), равноапостольными Кириллом и Мефодием, Пермскими святителями. В составе композиции «Собор русских святых» И. включен, в частности, в группу святителей на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на северодвинской иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. и на образе 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), на поморской иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. Необычно - в белом клобуке И. представлен во главе среднего ряда группы святителей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Крайним справа в 1-м ряду святителей (крайний слева - свт. Стефан Пермский) он написан на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53). Образ И. присутствует в группе подвижников XV в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

http://pravenc.ru/text/578252.html

к этой композиции неоднократно обращались как граверы, так и иконописцы. Гравюры: почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. 1509); Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510); Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) и многих др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517). Иконы: из Кириллова Белозерского мон-ря (1-я треть XIX в., КБМЗ); из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ); из мастерской Киево-Печерской лавры (сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); работы иконописца из посада Клинцы Стародубского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.) (2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова) и многие др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на игуменство, как, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ): «        ». Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Роспись трапезной палаты Трапезной церкви Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. Ижакевич Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Роспись трапезной палаты Трапезной церкви Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. Ижакевич Встречаются варианты неожиданной переработки классической схемы развернутой «соборной» иконографии. Так, на литографии, изготовленной в 1883 г. в московской мастерской А. А. Абрамова (ГРМ, см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 169), изображение равноап. вел. кн. Владимира заменили фигуры 2 святых, переместившихся со своих привычных мест в центр композиции: Н. В. (подпись в нимбе: «Никонъ Печ.») и прп. Иоанна Многострадального. Можно предположить, что такая переработка существующей композиции в нарушение ее иерархического и традиц. строя была вызвана спецификой заказа, цель к-рого - показать определенные лица или конкретное событие (вариант - постриг некоего Иоанна неким Никоном). Наиболее ранние сведения об изображении Н. В. в монументальной живописи относятся ко времени масштабных работ по обновлению живописи Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1722-1730 гг., выполненной художниками лаврской иконописной мастерской и известной по описанию 20-30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Михляева, на колокольне же устроены часы. Церковный двор вымощен, снивеллирован и приведен в полный порядок; с улицы же устроена чудная железная ограда, украшенная священными изображениями. Реставрация храма исполнена так великолепно и изящно, что красота храма, если не превосходит, то на верное не уступает первоначальной. Теперь внутреннему благолепию храма соответствует его наружный вид. Великий сонм святых небожителей, изображенных на иконостасе главного храма, окружает снаружи столь же многочисленный собор святых Ангелов и Праведников. На самом верху находятся изображения Архангелов, ниже идут изображения св. Апостолов, далее изображения важнейших событий из жизни Христа Спасителя, Богородицы и особенно чтимых святых: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , св. равноап. князя Владимира, кн. Ольги, св. Гурия, Варсонофия и Германа, которые вместе с чудотворцем Николаем изображены окружающими Божию Матерь, сидящую в облаках на престоле. Петропавловский собор, построенный Михляевым, получил от него и достопримечательные приношения, которые и доселе хранятся в соборе, именно: напрестольный, серебряный вызолоченный, крест (1693 г.) с св. мощами, украшенный жемчугом и изумрудами, святое Евангелие (1681 года), украшенное также жемчугом и разноцветными камнями, и священные сосуды, сребропозлащенные и украшенные дорогими камнями, среди коих на потире имеются бриллианты. На поименованных священных предметах находятся надписи о пожертвовании их в Петропавловский храм „от прииждивения благоговейного и честного господина Ивана Афанасьева сына Михляева». На рукояти же лжицы вырезано: Peter Michlaeff. Вероятно Петр Великий лично вырезал и подарил эту ложку Михляеву, который, как святыню, и передал ее в храм. Массивная серебряная дарохранительница двух-ярусная с изображением вверху её Воскресения Христа Спасителя-также дар храмоздателя. Из св. икон особенно замечательны храмовые, из коих икона Петра и Павла, современная построению храма, а также другие иконы-дар храмоздателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010