Хотя центрами почитания святого оставались Москва и Углич, его изображения присутствуют в убранстве петербургских храмов: в соборе равноап. кн. Владимира на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон» 60-х гг. XIX в.; в приделе блгв. вел. кн. Александра Невского Исаакиевского собора помещено необычное мозаичное изображение Д. И. (по оригиналу Н. А. Майкова) в виде несомого ангелами мальчика в белой рубашке, с пальмовой ветвью, ангелы держат венок и горностаевую мантию, слева внизу - лежащая на подушке корона. Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Святой также представлен в композиции генеалогического древа российских государей в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве 1883 г. (артель Ф. Г. Торопова). В связи с тем что в день памяти Д. И. 15 мая 1883 г. состоялась коронация имп. Александра III, на рубеже XIX и XX вв. создавались иконы, где св. царевич представлен в числе др. святых, память к-рых празднуется в этот день (прп. Пахомий Великий, святители Ахиллий Ларисский и Исаия Ростовский). Такова икона, помещенная над киотным образом блгв. вел. кн. Александра Невского и св. Марии Магдалины (патрональных святых императора и императрицы) в Вознесенском соборе Новочеркасска, освященном в 1905 г. ( Азизов Д. , свящ. Новочеркасский войсковой кафедр. собор: История, архитектура, святыни. Р.-н/Д., 2002. С. 54). Согласно академическому руководству В. Д. Фартусова, Д. И. следует писать «типа русскаго… дитя на восьмом году… в сорочке, шароварах, сапожках, на плечах кафтанчик, на голове шапочка, в руках платочек (полотенце, шитое золотом)» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 282). На старообрядческих иконах Соборов русских святых Д. И. представлен в правой группе блгв. князей 1-м в ряду, рядом с прп. Петром, царевичем Ордынским: на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г.

http://pravenc.ru/text/178207.html

на иконе «Собор святых града Владимира и области его» (кон. 50-х гг. XX в., мон. Иулиания), являющейся вкладом свт. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения. Единоличные иконы святой стали писать после ее прославления. Ок. 2000 г. к 800-летию Княгинина мон-ря была написана икона М. Ш., изображающая ее в рост, вполоборота вправо, в молении Владимирской иконе Божией Матери. На ней светло-охристая ряса, коричневая мантия, темно-зеленые параман и куколь на голове. Правая рука в молении, в левой - развернутый свиток с цитатой из ее наставления сыновьям. На поземе иконы справа изображен Успенский собор Княгинина мон-ря. Подпись: «Св. блгв. кн. Мария Владимирская, во иноцех Марфа». На постаменте памятника равноап. кн. Владимиру Святославичу и свт. Феодору во Владимире, установленному в честь 850-летия переноса столицы из Киева во Владимир (2007, скульптор С. М. Исаков, архит. С. В. Герасимов), помещено рельефное изображение М. Ш. в монашеском облачении, с развернутым свитком в левой руке. А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562162.html

В Соборе русских святых Н. изображен на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМИР) - оглавно, голова не покрыта, вместе со св. князьями Михаилом Черниговским и Александром Невским (просматриваются княжеские одежды). На иконе «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) князь-инок изображен в рост, прямолично, парно с кнж. Анной (пам. 3 нояб.; по принципу близости памяти в месяцеслове); святой представлен в той же позе, что и на хромолитографии к его Житию (СПб., 1871), сходство касается и типа лика, и положения рук, но в отличие от иконы - облачение княжеское (голова непокрыта). В XX в. изображение Н., традиционное для иконописи, следующей канонам визант. и дренерус. живописи, вошло в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ),- он занимает место в группе чудотворцев Ближних пещер. Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Скульптура на пр-те Перемоги в Киеве. 2006 г. Скульптор Е. Деревянко Прп. Николай Святоша, кн. Черниговский. Скульптура на пр-те Перемоги в Киеве. 2006 г. Скульптор Е. Деревянко В монументальной живописи также встречается нетипичный для изображения князя-инока извод, где он представлен в мирских одеждах, напр., в росписи Никольской ц. с. Вёска (1799) Борисоглебского р-на Ярославской обл., включающей образы мн. рус. князей и в т. ч. некоего «князя Николы» ( Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 151. Табл. 2А. 4). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле образ помещен в ряду Киево-Печерских святых (1673-1675; Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 265, 320). Изображение преподобного вошло в число 14 Киево-Печерских святых, почивающих в Ближних пещерах, представленных в росписи трапезной палаты Трапезной ц.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и на совр. повторениях, напр. в московских храмах свт. Николая в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002, М. В. Пыжов), равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), в вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111) и др. На иконе «Собор святых града Владимира и области его» (кон. 50-х гг. XX в., мон. Иулиания), являющейся вкладом свт. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения, полуфигура Е. с поднятой в крестном знамении десницей - крайняя слева в верхнем ряду правой группы святых. Ее совр. изображения находятся в основном в храмах Владимира и Суздаля, в частности на иконах Соборов Владимирских и Суздальских чудотворцев в Княгинином и Покровском мон-рях. Е. написана в числе рус. святых на зап. стене ц. Покрова Пресв. Богородицы МДА (стенопись восстановлена после пожара в 1987-1988). Ок. 1998 г. создан комплекс фресок собора Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст., где в числе жен-подвижниц в медальонах встречается образ Е. (худож. М. А. Кашина). Рисунок Е. в рост, с крестом и со свитком в руках выполнен для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и его супругой Н. Шелягиной в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 26). Изображения Е. вводились и в минейные циклы, напр., в Святцах на сент. кон. XX в. представлены 2 соименные святые - прп. Евфросиния Александрийская и Е. Их иконографии сходны, Е.- в охристой рясе, темно-вишневой мантии, темно-зеленом клобуке и парамане, руки прижаты к груди, надпись: «Прп Eyфpocihuя Суждальская» (ПЦК, 2003. М., 2002. Вкл.). Лит.: Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900; Неск. слов о лицевых списках Жития прп. Евфросинии Суздальской//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн.

http://pravenc.ru/text/187882.html

изображен как старец в полном облачении предстоятеля кафедры. В патерике с гравюрами мастера иером. Илии он изображен стоящим на берегу реки, между 2 церквами - одноглавой у подножия горы и 3-главой на подклете в отдалении. Интересен использованный здесь вариант облачения: митра Н. напоминает тиару благодаря выпуклым элементам наподобие камней или жемчужин, огибающих ее снизу и сверху по контуру, она увенчана небольшим крестом; на святителе также фелонь, офомор, перекинутый им на правую, благословляющую руку, из-под фелони видны палица и епитрахиль. В левой руке Н. держит 12-конечный крест (каждый из 4 концов креста имеет тройное завершение). Этот тип воспроизводился и позднее: святитель в митре, фелони, омофоре с нашитыми крестами, с палицей, с посохом в правой руке и Распятием в левой, напр.- на гравюре работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702). На основе гравюры Тарасевича, вероятно, была сделана надгробная икона Н. (после 1842, с прописями кон. XX в., мастерская Киево-Печерской лавры) над ракой в Ближних пещерах лавры. Портрет этот удостоверяет точное время появления раки Н. в Ближних пещерах, хотя первоначальное погребение святого находилось в Дальних пещерах, близ погребения прп. Феодосия Печерского (Киевские пещеры и Киево-Печерская лавра. К., 1864. С. 47). На иконе он предстает зрелым, но не пожилым человеком, с недлинной рыжеватой бородой. Святитель изображен по пояс стоящим у аналоя, на к-ром лежит небольшая раскрытая книга. Он облачен в архиерейскую красную мантию, на голове - клобук, в левой руке - посох с сулоком. На груди - панагия и наперсный крест. Образ Н. включен в роспись киевского собора во имя равноап. Владимира (художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, 1885-1896): он написан стоящим и благословляющим, с черными короткими волосами, с длинной, черной, разделенной надвое бородой, без шапки, в белых ризах, омофор с крупными черными крестами, розовая епитрахиль, Евангелие на левой руке. К этому же типу принадлежат литографированные иконы, отпечатанные на Афоно-Илиинском подворье в Одессе рус.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Отдельная иконографическая композиция с образом Н. была создана в апр. 2011 г. с.-петербургским иконописцем Ю. В. Филипповым для ц. равноап. Нины в С.-Петербурге в Полежаевском парке в связи с почитанием святой как заступницы за Ленинград в период блокады и в память о мучениках блокады. В основе изображения - видение в 1942 г. митр. Зиновию (в схиме Серафим (Мажуга), местночтимый святой УПЦ) стоящей на коленях перед престолом Божиим и слезно молящейся о спасении Ленинграда Н.; снятие блокады произошло 27 янв. 1944 г., в день памяти святой. На иконе Н. представлена стоящей на облаке в коленопреклоненном молении, по ее ланитам катятся крупные слезы, в правом верхнем углу в небесном сегменте - полуфигурный Деисус, в левом, рядом с подписью с именем святой,- изображение дарованного Н. Пресв. Богородицей креста из виноградной лозы. Ниже - панорама блокадного Ленинграда с видом на разные части города, в т. ч. на Петропавловский собор, с группой молящихся во главе с митр. Ленинградским и Новгородским (впосл. патриарх Алексий I (Симанский)) перед Казанской иконой Божией Матери. По словам иконописца, Божественное участие в жизни города он показал не только через образ Н., но и введя в композицию изображения ангелов: ангела, меч которого обращен в сторону надвигающейся тьмы; ангела, укрепляющего обессилевших людей; ангела, принимающего души людей, «во дни блокады скончавшихся»; ангела, покровительствующего детям. По нижнему полю иконы идет надпись: «Образ предстательства святыя Нины о граде Петрове иже на Неве» ( Кутейникова Н. С. Иконографические поиски петербургских мастеров: Юрий Филиппов//Науч. тр. ин-та Репина. СПб., 2018. [Вып. 44]: Проблемы развития Отечественного искусства. С. 146-155). В 2012 г. иконописцем А. Шишовым был создан несколько обобщенный вариант этой композиции (дар свящ. В. Матяшева в ц. блгв. кн. Александра Невского в Тбилиси, в которой настоятелем был митр. Зиновий (Мажуга), в наст. время икона находится во Владимирском соборе С.-Петербурга): под коленями Н.- гористая местность, в небесном сегменте - изображение Спасителя, а вместо развернутой и символической картины блокадного Ленинграда над горными лещадками справа от святой показан стоящим в огненном столпе заключенный в крепостные стены город Петра с узнаваемой архитектурой. В 2013 г. икона была творчески переосмыслена груз. иконописцем А. Гоглидзе - изображение в среднике дополнено включением в композицию слева, на горе, груз. храма, на полях - избранные груз. и рус. святые, в числе к-рых и митр. Зиновий (Мажуга) (икона передана Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в дар ц. св. Жен-мироносиц в С.-Петербурге).

http://pravenc.ru/text/2577665.html

Начиная с XVI в. значение образов Б. и Г. именно как рус. в сонме христ. святости подчеркивается включением их изображений в развивавшиеся в тот период многофигурные композиции, гл. обр. посвященные прославлению Богородицы: напр., иконы «О тебе радуется» (1-й трети XVI в.) из Успенского собора в Дмитрове (ГТГ; в группе мучеников справа вверху с Владимиром); Покрова Богородицы (новгородская 40-х гг. XVI в.) из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; в группе мучеников слева вверху с Владимиром). Б. и Г. входят в состав иконографических изводов, возникших в период позднего средневековья. Этот извод представлен иконами, к-рые связаны с семьей боярина, затем царя Бориса Феодоровича Годунова, где изображены святые покровители самого Бориса и членов его семьи, как правило, это Б. и в пару к нему Г., мч. Феодот Анкирский (Киринейский), покровитель 2-го имени царя (Богдан - греч. Феодот), вмч. Феодор Стратилат (святой сына), равноап. Мария Магдалина (святая жены), прп. Ксения Римляныня (святая дочери). Эти святые представлены 2 симметричными группами, напр. на иконах Прокопия Чирина рубежа XVI-XVII вв. (ГТГ). На иконе 1581-1589 гг. из ПИАМ - 4 фигуры (без Г. и св. Феодора Стратилата, на иконе из ГРМ - 5 фронтальных фигур, без мч. Феодота Анкирского, причем Б. помещен в центре на первом плане, а др. святые, в т. ч. Г.,- на втором). Подобные иконографические решения в «годуновских» иконах, нарушавшие традицию и разрушавшие парность изображений Б. и Г., вызвали жесткую критику современников: «Тех святую двоицу, не разлучимую Богом, человекоугодницы иконописаньми на дцках разлучаху единаго от другаго» («Временник» Ивана Тимофеева. С. 294). Образы Б. и Г. присутствуют также на золотых дробницах с черневыми изображениями, к-рые являются частью убора, исполненного по заказу Бориса Годунова в 1599-1600 гг. для оклада иконы Св. Троицы письма Андрея Рублёва в Троице-Сергиевом мон-ре. На надгробном покрове Бориса Годунова (усыпальница Годуновых ок. Успенского собора Троице-Сергиева мон-ря), пожертвованном царем Василием Ивановичем Шуйским в нач. XVII в., была укреплена большая золотая пластина-дробница с черневым изображением Б. и Г. (см. об этом: Спирина. С. 458).

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

31 января 1997 г. в доме прихожанки г.Воскресенска Московской области замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. князя Владимира. А в 1998 году началось мироточение широко известной ныне иконы Государя Николая Александровича. Икона является одной из литографических копий образа, написанного в Калифорнии. Порфироносный Помазанник Божий изображен на нем в золотисто-красных тонах, в неземном сиянии, с символами царской власти – державой и скипетром в руках. «Сия святая икона написана для прославления Царя-Мученика в России», – гласит надпись на образе. Мироточение иконы воспринято верующими как еще один знак святости Государя, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном Отечестве. В 1999 году образ начал свой путь по храмам и городам России, куда его переносят для поклонения. Он находился в числе других икон на борту самолета во время «крестного хода по воздуху» вокруг пределов России в июне 1999 г. 3. По многим признакам наше время можно назвать эпохой нового иконоборчества. Проявляется оно многообразно, подчас в изощренных формах. Всем памятна публичная ритуальная рубка икон топором в самом центре столицы России, в Манеже. Повсеместным стало поругание святых образов, изображенных на календарях и плакатах, газетах и журналах, которые по прочтении выкидывают на помойку. Да и в торговых точках такая печатная продукция зачастую валяется на полу в метро, соседствует с содомитскими картинками. Еще выразительный пример: некто проф. Е.К. Дулуман, «кандидат богословия», на интернетовском сайте «Атеизм» дает рецепт, как подделать мироточение: нужно взять икону и несколько раз легонько процарапать ее наждаком, а затем разбрызгать масло пульверизатором. Святотатец признается, как сам проделал это с иконами. Поэтому вполне применимы и к нашему времени слова, сказанные Владыкой Мефодием про 1920е годы: «Ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание святых икон, храмов Божиих и других святынь. Знамением обновления благодать Божия явственно утверждает истину почитания святых икон, святость храмов Божиих и православного богослужения и обличает безумие хулителей святых икон, безбожников и сектантов» 9 .

http://azbyka.ru/znameniya-ot-ikon-v-kon...

В XVII в. поддержанию и развитию почитания Черниговских чудотворцев, отразившегося в посвящениях приделов вотчинных храмов, способствовали представители рус. аристократии - члены многочисленных княжеских родов, относящих свое происхождение к М. В. Внимание к образу князя-мученика прослеживается в ктиторской деятельности князей Воротынских, потомков черниговских Рюриковичей (возможно, одной из причин этого было участие воеводы кн. М. И. Воротынского в принесшем победу рус. войскам сражении с крымскими татарами при Молодях, после к-рого, по-видимому, мощи Черниговских святых были принесены в Москву). Уже в 20-х гг. XVII в. престолы и, соответственно, иконы Черниговских святых существовали в храмах принадлежавших Воротынским сел Мошок в Муромском (позднее Судогодском) уезде ( Добронравов. 1897) и Воротынец в Нижегородском у. ( Давыдова. 2008); по-видимому, они были основаны примерно в 10-20-х гг. XVII в. Несомненно, с вкладом Воротынских были связаны икона Черниговских святых, к 60-м гг. XVII в. находившаяся в усыпальнице этого рода - ц. во имя кн. равноап. Владимира Кириллова Белозерского мон-ря, и, возможно, икона из Успенского собора той же обители (Церкви и ризница Кирилло-Белозерского мон-ря. 1861. С. 162, 195). Вероятно, родством нек-рых княжеских родов и Романовых объясняется появление престола Черниговских чудотворцев в Покровском храме подмосковного с. Измайлова ( Холмогоров. 1887. С. 33-34). Храм и его придел (2-й придел посвящен Макарию Калязинскому) существовали уже в 1623 г. и были «строением» боярина Ивана Никитича Романова, дяди царя Михаила. По мнению А. В. Топычканова, датирующего деревянную церковь в Измайлове рубежом 10-х и 20-х гг. XVII в., освящение одного из приделов в честь Черниговских чудотворцев могло быть вызвано родственными связями И. Н. Романова: его жена происходила из рода князей Литвиновых-Мосальских, потомков черниговских Рюриковичей, а дочь была выдана замуж за кн. А. И. Воротынского ( Топычканов. 2015. С. 465-476). В каменном Покровском соборе царской усадьбы Измайлово (70-е гг. XVII в.) и в др. церквах этого села в посл. четв. XVII в. придела Михаила и Феодора уже не было, а его храмовые иконы оказались в ц. св. Иоанна Предтечи соседнего «приселка» Ивановское. Опись 1687 г. упоминает «образ князя Михаила Черниговского… образ князя Михаила Черниговского и болярина ево Феодора» (Опись дворца и хозяйственных заведений 8 марта 1687 года - Топычканов. 2004. С. 254). Эти данные свидетельствуют о совместном бытовании единоличных икон М. В. и его изображений вместе с Феодором.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

В росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896) В. М. Васнецов изобразил святого как средовека с легкой проседью в волосах и бороде, одетого в богато орнаментированные рубаху и шубу, в княжеской шапке, с крестом и мечом ( Эртель А. Д. Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве. К., 1898. Ил. С. 91; эскиз (ГТГ) - Гусакова В. О. В. Васнецов и религ.-нац. направление в рус. живописи кон. XIX - нач. XX в. СПб., 2008. С. 73); вид одежды М. Я. указывает на принадлежность персонажа к московской эпохе, тогда как др. князь-мученик, Михаил Черниговский, живший раньше М. Я., представлен в княжеском костюме домонг. периода. Сходные образы М. Я., часто выполненные в стиле модерн, входили в состав мозаичного декора с.-петербургского храма Воскресения Христова (Спас на Крови) (образ между 1896 и 1902 гг., мастерская Фроловых по оригиналу В. В. Беляева, ГЭ; Религиозный Петербург. СПб., 2004. Кат. 615. С. 348) и собора св. Александра Невского в Варшаве (1905-1910, оригинал Ф. Р. Райляна; Гусакова С. Ил. С. 171), мозаичной композиции «Русские святые князья» по эскизу (1910) Н. К. Рериха на фасаде Троицкого собора Почаевской лавры (1906-1910), а также в состав росписи собора вмч. Пантелеимона Новоафонского монастыря (1911-1914). Впрочем, в этих и других изображениях есть много индивидуальных отличий, к которым относятся возрастная характеристика князя, а также детали его костюма, пейзажные мотивы и иные иконографические признаки. Это обусловлено не только личными предпочтениями художников, но и разной степенью их знакомства со средневек. искусством и древними изображениями М. Я. О неустойчивости иконографии князя и в то же время о ее стандартизации и приближении к образам др. представителей этого чина святости свидетельствуют иконы рубежа XIX и XX вв. Среди них можно встретить идеализированные образы М. Я., выполненные в академической традиции, с условной княжеской атрибутикой, иконы, ориентирующиеся на монументальную живопись этого периода (в т. ч. на образ работы В. М. Васнецова), и памятники, независимо от техники исполнения воспроизводящие изображения русских князей, характерные для XVI-XVII вв.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010