Ильмень; принесение иконы крестным ходом в Новгород; больной кн. Мстислав отсылает слуг за иконой; явление свт. Николая лежащему на одре князю. Обратный по хронологии порядок следования клейм может свидетельствовать о букв. воспроизведении некоего графического образца (прориси?). Свидетельством почитания в Новгороде круглой иконы с поясным образом свт. Николая служит происходящая из Никитской ц. наперсная круглая 2-сторонняя каменная иконка (из сланца) с фигурой Божией Матери «Оранта» и полуфигурой свт. Николая (1-я пол. XIV в., ГРМ): святитель представлен в поясном изводе, характерном для древнейших рус. (домонгольских) изображений,- фигура старца с благословляющей десницей, поднятой перед грудью, и большим кодексом Евангелия на левой руке, по сторонам головы вырезаны крупные литеры, составляющие надпись из греч. слова «святой» и славянского - «заступник». Наряду с другими святынями древнего Новгорода, прежде всего иконой Божией Матери «Знамение», круглый образ свт. Николая из собора со старинного княжеского двора стал святыней новой столицы России - С.-Петербурга. Сохранилась икона XVIII в. в соборе во имя равноап. кн. Владимира - круглая икона-список была врезана в живописную раму с образами Св. Троицы (Сопрестолие), архангелов, изображением Никейского чуда в верхней части и с житийными сценами вокруг круглой доски. В 1736 г. мастером Т. Семёновым была написана икона для Трехсвятительской ц. на Васильевском о-ве (ныне в ГЭ), повторявшая новгородский список нач. XVII в. (диаметр 58 см), о чем сообщает надпись на ее нижнем поле. Возможно, икону-список нач. XVII в. брали в крестные ходы и носили в дома к больным. Икона из собора в честь Преображения Господня всей гвардии является врезком круглой формы в раму, на которой воспроизведены Никейское чудо и 2 сцены из Жития свт. Николая - «Перенесение мощей в Бари» и «Избавление юноши Василия от сарацин». Лик святителя наделен особой суровостью, взгляд направлен влево, а не вправо, как на новгородских иконах-списках. О почитании иконы в гвардейском соборе свидетельствует чеканный оклад, покрывающий поля рамы и орнаментированную кайму круглого врезка, повторенную в очертаниях нимба святого.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Совр. иконы Н. находятся в ц. прп. Никандра Городноезерского в пос. Хвойная Новгородской обл., а также (поясные аналойные с частицами мощей) в ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке (2016, мастерская ТСЛ) и в ц. равноап. кн. Владимира в пос. Ливадия в г. Находке Приморского края (2017, мастерская Серафимовского мон-ря на о-ве Русском близ Владивостока), в соборе избранных святых Н. изображен на входных воротах в Валдайский Иверский мон-рь. Художники, видевшие керамический рельефный образ Н., стали изготавливать подобные произведения. Так, скульптор и иконописец А. А. Белашов в 1992 г. выполнил рельефную керамическую монохромную икону Н. по 2-му иконографическому типу (частное собрание). На ней Н., в длинной мантии и схиме с островерхим куколем, стоит слева на берегу оз. Городно; в его левой руке развернутый свиток. Справа за озером - часовня на фоне леса над местом захоронения преподобного, на пригорке расположена ц. Св. Троицы. В правом верхнем углу в облачном сегменте благословляющая десница Божия. Надпись на иконе: «Св. Пр: Никандръ чдотворецъ Гopoдhoeзepckiu». При создании этой иконы автор ориентировался на хромолитографию 1911 г. и копию иконы кон. XIX - нач. XX в., но творчески их переработал. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565252.html

201 Милостивая Киккская св. икона, по преданию, написана св. ап. и ев. Лукою и была послана им из Египта. Оттуда, во время владычества сарацин, она была перенесена в Царьград, а затем на о. Кипр, где и находится в обители, на горе Киккос (см. также 1427 стр.). Богоматерь изображена на ней с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, прильнувшим Своим ликом к Ее правой ланите. За свою чудодейственную силу эта св. икона пользуется славой не только среди христиан, но и иноверцев. Замечательна особенность этой св. иконы: ликов Богоматери и Богомладенца на ней видеть нельзя – половина иконы с верхнего угла до нижнего закрыта пеленой; когда и кем это сделано неизвестно; многие попытки приподнять пелену весьма тяжко наказывались. Вторично ей праздуется 26 дек. 202 По преданию, Минская св. икона, написанная св. ап. и ев. Лукою, была принесена из греческого г. Корсуня, или Херсонеса, св. равноап. еп. Владимиром в Киев, где и была поставлена в Десятинной церкви. Здесь она пребывала до 1500 г. и прославилась многими чудесами. В 1500 г., во время разорения Киева татарским ханом Махмет Гиреем, эта св. икона была брошена татарами в р. Днепр. Вскоре после этого, 13 авг. того же года, она чудесно явилась в Минске на р. Свислочи и помещена была в замковой церкви минских князей. Впоследствии она была перенесена в Минский Кафедральный собор, где хранится и поныне, прославившись многими чудесами. Она написана на деревянной доске (вышиною в 32 верш. и шириною в 21½ верш.) и представляет собою изображение Богоматери ст. сидящим на Ее левой руке Богомладенцем. 203 Михайловская св. икона, ныне находящаяся в Успенской церкви с. Большой Писаревки, Богодуховского y., Харьковской губ., прославилась чудесным исцелением одного неизлечимо-больного; свое наименование она получила оттого, что находилась в Михайловской церкви, замененной вновь отстроенной Успенскою. 204 Св. икона Млекопитательница , празднуемая 12 янв., находится в Афонском Хиландарском мон., куда передана была в XIII в. св. Саввою, архиеп. Сербским, который привез ее из обители св. Саввы Освященного в Палестине. Богоматерь на этой св. иконе изображена с Богомладенцем на Ее правой руке, питающимся Ее млеком; глава Богоматери увенчана короною, поддерживаемою ангелами. У наст. среди местно чтимых св. икон Богоматери тоже имеется св. икона с наименованием «Млекопитательница». Она была обретена в 1650 г., в 20 в. от Минска, на высоком дереве, в урочище Крестогорске, и помещается над царскими вратами в устроенном на месте ее явления храме Успения Божией Матери. Празднование в честь этой св. иконы, по устному преданию, прославившейся избавлением местных жителей от бедствий во время нашествия шведов и многими другими чудесами, совершается 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иконы Н. разных иконографических изводов продолжали создавать в XVIII-XIX вв. Древняя Русь и Россия Иконы Н. в Киевской, Центральной Руси и на Новгородской и Псковской землях Местные особенности почитания Н. складывались уже в домонг. период прежде всего в княжеской среде. Для изображений святителя было характерно использование варианта извода, в котором Н. представлен старцем - седым, лысоватым, с короткими, чуть волнистыми волосами и недлинной бородой; правой рукой, поднятой перед грудью, он благословляет, на левой руке - Евангелие, большой, украшенный кодекс; цвет фелони светлый (белый, зеленоватый, розовый). Поставление свт. Николая Чудотворца во епископа. Роспись ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны. Ок. 1343 г. Поставление свт. Николая Чудотворца во епископа. Роспись ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны. Ок. 1343 г. Образ святителя включен в программы монументальных росписей главных храмов новообращенной Руси, среди к-рых - мозаики и фресковые росписи собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Вопрос о количестве изображений Н. в этом крупнейшем из древнерус. храмов остается спорным в связи с плохой сохранностью нек-рых из них. Дискуссия касалась и истории собора. Укр. исследователи Н. В. Верещагина и Н. В. Холостенко насчитывают 5 изображений святителя и трактуют это не только требованиями программного характера, но и патрональной проблематикой росписи, основываясь на гипотезе о 2-м крестильном имени равноап. кн. Владимира (Василия) Киевского - Николай. С этим мнением не согласны российские историки, к-рые считают, что подобная гипотеза основана на поздней традиции имянаречения и не отражает реалий визант. периода Др. Руси ( Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 502). В. Д. Сарабьянов, насчитывающий в росписях киевской Св. Софии 3 фигуры Н., объясняет включение образа святителя в декор компартиментов храма различными аспектами программы ( Сарабьянов В. Д. Образ свт.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

К числу ранних относятся иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» (сер. XVI в., ГМЗРК; у И. крещатая фелонь, острая борода на конце раздвоена, надпись: «  ») и «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- в 1-м ряду 2-й слева, в белом клобуке, с длинной седой бородой. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) В древнерус. иконописи И. изображался преимущественно среди избранных святых. На правой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (2-я пол. XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 100-101. 482. Ил. 26-28) И. представлен в небольшом повороте влево, держит в руках Евангелие, на нем светлая фелонь и белый клобук, борода широкая, с небольшой проседью. На обороте 2-сторонней таблетки из Суздаля (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 276-279. Кат. 65; на лицевой стороне - «Жены-мироносицы у Гроба Господня») изображены святители Игнатий, И. (в центре, в зеленоватой фелони, борода сужается книзу) и прп. Авраамий Ростовский. На иконе «Избранные святые» в басменном окладе 2-й пол. XVI в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 86-89) - ростовые образы равноап. кн. Владимира, блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в центре), святителей Петра и Алексия Московских (слева), блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия и И. (справа). И. написан в клейме со святителями на иконе «Походная церковь» 3-й четв. или посл. трети XVI в. из ц. Св. Троицы («Белой Троицы») в Твери (ТОКГ; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 272-273. Кат. 169. Ил.). Наряду с др. избранными чудотворцами он предстоит Владимирской иконе Божией Матери в одной из групп святителей на створке строгановского складня нач.

http://pravenc.ru/text/674806.html

В Даниловом мон-ре существовала традиция изображения Д. А. вместе с особо почитавшимся в обители прп. Кассианом Римлянином (икона 2-й пол. XIX - нач. XX в. из частного собрания в Москве). На небольшом паломническом образке этого извода 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) одеяние св. князя необычных цветов - зеленая ряса и красная монашеская мантия. По заказу настоятеля мон-ря нмч. Феодора (Поздеевского), еп. Волоколамского, изучавшего наследие прп. Кассиана, в 10-х гг. XX в. была написана икона Д. А. и прп. Кассиана вместе с небесным покровителем заказчика - вмч. Феодором Стратилатом (частное собрание, Москва),- Д. А. в схиме, со скрещенными на груди руками. Рельефные гипсовые иконы святого той же иконографии выполнялись в 20-х гг. XX в. наместником Данилова мон-ря архим. Тихоном (Баляевым) (Церковно-исторический музей Данилова муж. монастыря в Москве). Уникальное изображение Д. А. с длинной бородой, в схиме и с короной на голове помещено в клейме на иконе «Собор св. вел. князей, княгинь и княжон» 2-й пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - вместе со св. князьями Александром Невским и Феодором Новгородским. В монашеском одеянии, со свитком в руке Д. А. представлен в верхнем ряду на иконе Божией Матери «Знамение» с Собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной в дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. на московской фирме Оловянишникова (ГЭ, опубл.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.,] 2000. Кат. R-62). Существовали иконы с фигурой Д. А. в схиме в группе молящихся святых на Боголюбской иконе Божией Матери (1-я пол. XIX в., частное собрание, Москва), а также его изображения с избранными блгв. князьями (икона 1-й пол. XIX в. из Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве). Важное место отводится Д. А. на иконах Собора Московских святых кон. XIX - нач. XX в. На 2 близких по иконографии иконах-пядницах (ЦМиАР) основатель Московского княжества изображен фронтально в центре, в схиме, по сторонам - Московские святители, мученики блгв. кн. Михаил Черниговский и его боярин Феодор, блаженные Василий, Максим и Иоанн Большой Колпак, блгв. вел. кн. Евфросиния (Евдокия) Московская, преподобные Андроник и Савва; вверху - Владимирская икона Божией Матери как главная рус. и московская святыня и текст тропаря: «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (на обороте одной иконы - чернильный штамп мастерской: «1-я Московская Артель художественно-иконописная»).

http://pravenc.ru/text/171280.html

Если видим нам внешний облик Христа, Его угодников, то икона должна изображать и их внутренний облик - их святость» (О талантах и иконописи//Владыка Иоанн - святитель русского зарубежья. 2008. С. 387). В этом смысле икона не является портретом, к-рый изображает только земной облик человека. Состояние духа, святость, передается гл. обр. в лике, а в соответствии с этим, полагает И., должна писаться и остальная часть иконы. Изобразить на иконе «невидимые подвиги» может только иконописец, сам живущий духовной жизнью. Наши древние иконописцы, говорит И., всегда готовились постом и молитвой к написанию иконы. Часто настроение иконописца, его желание послужить Богу имеют большее значение, чем искусство писания. Каждая икона после освящения должна почитаться. Иконы, явно не удовлетворяющие требованиям правосл. иконописи, нельзя ставить в храмах и даже в домах, считает И. После Петра Великого, говорит он, в Россию вместе с тем хорошим, что было принесено с Запада, вошло и чуждое правосл. духу влияние, в т. ч. и в иконописи: «вместо подражания древнерусским иконописцам стало господствовать подражание чуждым Православию художникам Запада», новые изображения не соответствовали духу иконописи (Там же. С. 389). И. затрагивает в словах и др. темы, такие как: Евангелии о помазании миром Христа, сколько и когда было совершено помазаний - в слове «Первые мироносицы»; жизнь духовная и действительная - в «Слове о двух пирах» и проч. Исторические сочинения «Происхождение закона о престолонаследии в России» было написано И. в янв.-авг. 1925 г. Митр. Антоний (Храповицкий) поручил И., обучавшемуся тогда на Богословском фак-те Белградского ун-та, составить доклад на эту тему с целью выяснить, насколько закон соответствует духу рус. народа и вытекает из его истории. По собственному признанию И., получилось большое исследование, к-рое было изложено вначале в короткой статье и только в 1936 г. напечатано полностью в Шанхае. Книга начинается с равноап. кн. Владимира и заканчивается царем-мучеником.

http://pravenc.ru/text/468963.html

М. Васнецов придал М. В. облик рус. князя домонг. времени: он одет в рубаху с крупным орнаментом по подолу, тяжелое корзно с крестами в медальонах, шапка аналогична княжеским головным уборам в произведениях XI-XIV вв. ( Эртель А. Д. Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве. К., 1898. Ил. на с. 91). Его атрибуты отличаются от атрибутов представленного там же св. кн. Михаила Тверского, к-рому, по-видимому, сознательно были приданы черты князя «московской» эпохи. Композиция Васнецова стала образцом для нек-рых икон нач. XX в. (напр., для образа из частного собрания, на к-ром Феодор в отличие от князя представлен в шубе). Однако в искусстве этого периода сохранял популярность и более традиц. вариант изображения в шубе, который, впрочем, также наделялся аутентичными деталями и подвергался стилизации в духе модерна (роспись собора вмч. Пантелеимона Новоафонского мон-ря, 1911-1914). К нач. XX в. на территории Российской империи существовало неск. храмов и приделов во имя М. В. или Черниговских чудотворцев, появившихся в Синодальную эпоху и имевших иконы этих святых. К их числу относятся придел Богоявленской ц. в Казани, храм в Михайловском Заводе Пермской губ. (1839-1844), церкви при саратовском исправительном приюте для малолетних преступников (1878), при городской пересыльной тюрьме в С.-Петербурге (1894), при детском приюте в Камышлове (1894), при уч-ще для слепых детей в Перми (1894-1896) и исправительном учреждении в Ярославле (1898), придел в соборе Покровского мон-ря в Бугуруслане, храм в Геленджике (1910-1913, перестроен в 1995) и др. Подобные престолы скорее всего посвящались небесным покровителям храмоздателей, напр., церковь в Михайловском Заводе была построена основателем поселения М. Г. Сведомским, а храмы в Перми и Камышлове - екатеринбургским купцом М. Ф. Рожновым (причины посвящения М. В. и Феодору неск. тюремных храмов неясны). Известны домашние иконы Черниговских чудотворцев, относящиеся ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. и исполненные по тем же причинам. На них святые могут быть представлены вместе или по отдельности, иногда с др. патрональными святыми. Изредка встречаются иконы с изображением только боярина Феодора (нач. XX в., частное собрание - представлен в типе средовека, в плаще и шапке, возможно, по образцу икон М. В.). Иконография М. В. в это время отличается вариативностью признаков и смешением черт средневек. традиции с мотивами, характерными для академизма и стиля модерн. Изображения Черниговских чудотворцев кон. XX - нач. XXI в. обычно опираются на памятники XVI-XVII вв. Образы святых встречаются в произведениях исторической живописи (В. С. Смирнов, «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя», 1883, ГТГ). Фигура князя включена в композицию «Древо государей Российских» на своде парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, исполнена под рук. Ф. Г. Торопова) и в серии условных портретов рус. князей и царей. Исторические и житийные циклы

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Московским, помещен Л. В центральной части складня 2-й пол. XVI в. образу Софии Премудрости Божией предстоят в молении святые, изображенные в 3 ряда на створках (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 100-101. 482; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. С. 274-277. 98. Ил. на с. 276). Среди них представлены ростовские молитвенники Л., Исаия, Игнатий. Л. изображен на левой створке в небольшом повороте вправо, левой покровенной рукой поддерживает Евангелие с красным обрезом, правая рука в молении; фелонь светло-зеленая, клобук и омофор белые, борода небольшая, русая. Икона «Избранные святые» 2-й пол. XVI в. (ЦАК МДА; «Угодно в очах Божиих дело сие…». 2004. С. 86-89) включает ростовые образы равноап. кн. Владимира, блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в центре), святителей Петра и Алексия Московских (слева), блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, Л. (2-й справа) и свт. Исаии Ростовского. В 30-х гг. XIX в. романово-борисоглебским иконописцем М. Ф. Архиповским была выполнена икона «Арх. Михаил, Леонтий и прп. Иоанн Кущник» (Иконы «романовских писем»: Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли. М.; Рыбинск, 2011. С. 220. Кат. 4). На иконе «Избранные святые» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл. (СПГИАХМЗ; Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат./Авт.-сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 21) в 1-м ряду слева от свт. Николая Чудотворца изображены Ростовские святители Л., Исаия, Игнатий, справа - Московские святители, во 2-м ряду - др. Ростовские и Московские чудотворцы. Известна прорись с иконы XVII в. «Богоматерь с предстоящими Леонтием, Андреем Боголюбским (?) и неизвестной преподобной» (ГРМ; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 308). Л. представлен на иконе «Святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, митрополиты Московские, Леонтий и Стефан Сурожский в молении иконе Божией Матери «Знамение»» 2-й пол. XVII в. из ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ; Бусева-Давыдова, Рутман.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Над головой фигуры сохранились следы примыкания сени в виде арочки со стрельчатым завершением, отмечающей это изображение как чтимый образ; возможно, рядом с ним были помещены или вмонтированы в стену мощи. Мнение о том, что этот образ являлся чтимым, высказывали акад. Ф. Г. Солнцев, Г. Н. Логвин, И. А. Стерлигова; В. Д. Сарабьянов считал возможным, что «особое почитание его (Н.- Авт.) образа было обусловлено присутствием здесь частицы его мощей или какой-то реликвии, связанной с именем этого святого» ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 97). В этом же компартименте находятся образы св. епископов древних Церквей М. Азии и Понта, регионов, связанных с местом крещения равноап. кн. Владимира,- святителей Климента, папы Римского, и Капитона Херсонесского, Фоки Синопского. Т. о. была выражена тема вхождения Руси в содружество христ. народов; торжественное представление образа Н. отразило во всей полноте преемственное почитание святителя, характерное для Византии (см. также: Там же. С. 54, 97, 103, 221, 363. Ил. 35, 77, 289, 296). Появление иконы-фрески в декоре киевского княжеского собора согласуется с визант. традицией: подобные образы Н. в рост известны в храмах свт. Николая Каснициса в Кастории, свт. Николая «тис Стегис» близ кипрской Какопетрии (обе росписи - кон. XII в.), в Успенском монастыре Милешева, Сербия (ок. 1228). Избрание свт. Николая Чудотворца епископом в Мирах. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Бишелье. XIII в. (Пинакотека, Бари) Избрание свт. Николая Чудотворца епископом в Мирах. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Бишелье. XIII в. (Пинакотека, Бари) К числу ранних изображений относится фреска с фигурой Н. из собора княжеского Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве (1108-1113, ГТГ). Святой представлен в рост в белом облачении; правой, приподнятой перед грудью рукой он благословляет молящихся, на непокрытой левой - раскрытое Евангелие, к-рое святитель держит перед собой (уникальная деталь для раннего периода древнерус. искусства), по замечанию И.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010