Этот же сюжет передавал и митр. Евгений (Болховитинов) , ссылаясь на «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (М., 1807. С. 106). Блж. Николай Псковский с Псковскими святыми в молении перед Богородицей. Фрагмент Псково-Покровской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский с Псковскими святыми в молении перед Богородицей. Фрагмент Псково-Покровской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор, Псков) О почитании Н. в Пскове и внимании к его пророчествам свидетельствует небольшой эпизод в Житии прп. Никандра Псковского (кон. XVI в.). Однажды, еще до пострижения Никандра, подошел к нему «Никула, блаженный псковский, и ят его за руку, и начат глаголати ему, яко похаб ся творя, и прорече ему впредь страсти пустынныя». Никандр же «проразумев реченное ему и соблюдаше в себе вся глаголы реченныя». В изображении автора этого текста Н. ведет себя как типичный юродивый (хватает за руку, «похаб ся творя», говорит, видимо, намеками, к-рые нужно «проразумевати») (Житие Никандра Псковского// Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 2. С. 527, 535). Н. был погребен в Троицком соборе Пскова, мощи находятся под спудом. В большинстве источников Нового времени преставление Н. датируется 28 февр. 1576 г. Дата 27 февр. 7084 г. читалась на доске, лежавшей на гробнице Н. в Троицком соборе ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 302-303; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 35). В иконописных подлинниках кон. XVII-XIX в. стабильно указывается дата преставления Н. 6 дек. (РНБ. ОСРК. O.XIII. 3. Л. 79; Тит. 4765. Л. 105; Тихан. 403. Л. 71 об. и др.); видимо, при отсутствии сведений была взята дата памяти свт. Николая Мирликийского. Почитание Н., по мнению Е. Е. Голубинского , могло начаться до 1581 г. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 117). В ряде псковских лит. памятников содержится рассказ о явлении кузнецу Дорофею Пресв. Богородицы, прп. Антония Киево-Печерского и прмч. Корнилия Псково-Печерского во время осады польским кор. Стефаном Баторием Пскова в 1581 г. Пресв. Богородица, стоя на крепостной стене, призвала явиться свт. Нифонта Новгородского и Псковских святых, погребенных в Троицком соборе. Перед Ней встали благоверные князья Всеволод (Гавриил) Мстиславич , Довмонт (Тимофей) , равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич , а также Н. Они обратились к Пресв. Богородице с молитвой о защите города. Роль Н. в разных памятниках (самостоятельном «Видении Дорофею» кон. XVI в., в составе Жития блгв. кн. Довмонта, «Повести о Псково-Печерском монастыре» и в поздних редакциях «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков») описывается по-разному. Так, в «Видении Дорофею» Н. первым «начат дерзостней молитися» (Рассказ («видение»). 1952. С. 112-113). В др. текстах первыми обращаются со слезным молением к Пресв. Богородице прмч. Корнилий и Н. (Повесть о Довмонте. 2007. С. 518-520; Повесть о Псково-Печерском мон-ре. 2005. С. 490-491).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

331). В пособии для иконописцев, составленном В. Д. Фартусовым, отмечено, что святой «…типа русскаго, преклонных лет, очень умен и кроток; с малою круглою бородой, волосы просты, лицем худ; в фелони и омофоре, на голове шапка с вышитым крестом, в руках книга»; на хартии предлагается писать изречение: «Чернец, иже не имеет послушания ко игумену, какоже обещался, не может быти спасен» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 262-263). Характеристика К. как человека преклонных лет (не средовека, но еще не старца) в святительском облачении и с Евангелием в руке сохраняется в большинстве дошедших до нас памятников, варьируются форма волос и бороды, жесты рук. Святители Стефан, Кирилл Туровский и Симеон. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». 60-е гг. XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Святители Стефан, Кирилл Туровский и Симеон. Фрагмент иконы «Собор русских святителей». 60-е гг. XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Несмотря на раннее формирование почитания К., первые сохранившиеся изображения святого относятся к XIX в. На иконе «Собор русских святых» нач. XIX в. (происходит из Черновицкой обл. Украины, хранится в НКПИКЗ) изображен средовек с короткой бородой в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке, правой рукой благословляет, в левой держит свернутый свиток; надпись на нимбе: «Прп(д) Кирила Туро(в)». В соборе во имя святителей Кирилла и Лаврентия в Турове находится икона 1-й пол. XIX в. в золоченом окладе с образами 2 Туровских святых. У К.- волосы чуть ниже плеч и округлая борода средней длины; правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие. Свт. Кирилл Туровский, мч. Гавриил Белостокский и прп. Лаврентий Туровский. Икона. Нач. XX в. Москва (коллекция Игоря Возякова) Свт. Кирилл Туровский, мч. Гавриил Белостокский и прп. Лаврентий Туровский. Икона. Нач. XX в. Москва (коллекция Игоря Возякова) К рекомендациям Фартусова близок облик К. на иконе «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап.

http://pravenc.ru/text/1840435.html

Часто образ К. встречается на полях икон с разными сюжетами, на минейных иконах или включается в состав избранных святых. К. в облачении схимницы изображена на поле Евтропьевской иконы Божией Матери сер. XVIII в. из собрания В. М. Момота (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX вв. М., 2004. С. 67). В монашеском облачении она представлена вместе с прп. Анастасией на полях Владимирской иконы Божией Матери кон. XVIII в., руки - в жесте моления (РГИАХМЗ; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. Кат. 14); в составе избранных святых на иконе «Равноап. Мария Магдалина, прп. Петр Афонский, ап. Матфей, мц. Наталия и прп. Ксения, предстоящие Св. Троице (Новозаветной)» кон. XVIII - нач. XIX в. романовских писем (?) (РГИАХМЗ; Там же. Кат. 64); на поле Ченстоховской иконы Божией Матери 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы. 2006. Кат. 118); на иконе «Избранные святые» (ЦМиАР, кон. XIX в.); на небольшого размера семейной иконе «Прп. Ксения и мч. Виктор» нач. XX в. (частное собрание); со свитком в руке на иконе «Ангел-хранитель, прп. Ксения и мч. Агафия» 1889 г. иконописца И. Д. Картузова (частное собрание; Там же. Кат. 145). В Троицкой ц. в Ирбите хранится икона с избранными святыми, тезоименитыми семье имп. Александра III: блгв. кн. Александром Невским, св. Марией Магдалиной, свт. Николаем Чудотворцем, вмч. Георгием Победоносцем, равноап. кнг. Ольгой, блгв. кн. Михаилом Черниговским и К. Надпись в центре по нижнему полю иконы: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки» (Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в./Авт.-сост.: Ю. А. Гончаров и др. Екатеринбург, 1998. С. 223. Кат. 498). Особым почитанием К. пользовалась в семье имп. Николая II. Сестра императора вел. кнг. Ксения Александровна построила в Москве неск. благотворительных учреждений, при к-рых были освящены церкви во имя К. Престол во имя К. был в ц. блгв. кн. Александра Невского при Покровской мещанской богадельне. В 1891 г. Ксения Александровна основала ц. во имя К. при жен. уч-ще своего имени (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2462115.html

В монументальной живописи изображения К. встречаются в группе святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре и в стенописи «Шествие русских святых к небесам» (1898, П. Тергин) на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря. В росписи московского храма Христа Спасителя поясные образы прп. Нестора Летописца и К. были помещены в зап. части интерьера на юж. хорной арке (70-е гг. XIX в., худож. П. Ф. Плешанов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В соборе равноап. кн. Владимира в Киеве (1885-1896, худож. В. М. Васнецов) К. написан в полный рост, в схиме, голова покрыта куколем, в правой, поднятой вверх руке он держит крест, в левой - раскрытую книгу (Лк 13. 29). На заднем плане виднеются главы церкви и верхушки елей. Нек-рые иконы нач. и кон. XX - нач. XXI в. восходят к изображению К. из стенописи Владимирского собора в Киеве (напр., образ в окладе из ц. апостолов Петра и Павла в Мценске). Горельефный образ К. с крестом в руке (скульптор М. А. Чижов) сохранился среди рус. просветителей на нижнем фризе памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. по проекту М. О. Микешина в Новгороде. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) К. с непокрытой головой написан в левой группе Киево-Печерских чудотворцев. Его образ воспроизводится и на списках этой композиции кон. XX - нач. XXI в. В совр. иконописи получили распространение поясные и ростовые иконы К. Как правило, он держит в руках крест и Евангелие, иногда наименован Брянским или просветителем вятичей. В 2013 г. к 900-летию крещения Орловщины из Киево-Печерской лавры в Орёл был доставлен большой ростовой образ К. с мощевиком. На московской иконе (ок. 2000) К. представлен вместе с прп. Никоном Киево-Печерским в рост, поверх мантии надета епитрахиль, в руках - крест и развернутый свиток с текстом о крещении вятичей. Иконы К. встречаются в храмах Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской епархий. Его изображение входит в композиции Соборов святых этих земель (напр., «Собор Брянских чудотворцев», ок. 2006, иконописец мон. Варнава (Карцева); «Собор Рязанских чудотворцев», ок. 2006, кафедральный собор в честь Рождества Христова в Рязани). В 2013 г. в память о подвиге К. в Мценске была изготовлена медаль.

http://pravenc.ru/text/2462223.html

На сев. стене храма в 1874 г. находилась небольшая икона (81/2×63/4 вершков) - «пядница» с изображением Е. в молении между св. Иоанном Предтечей и ап. Андреем Первозванным ( Панов. 1874. С. 21). Необычная иконография иконы - над Е. «отроча Иисус на дискосе, а выше - Господь Саваоф и Св. Дух» - не нашла подтверждения у др. авторов. В 1913 г. образ указан «на гробнице преподобной» и без к.-л. подробностей в описании ( Дмитриев. 1913. С. 28); дважды кратко упомянута икона у Толстого ( Толстой. 1861. С. 71; 1887. С. 265). Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. Прмц. Евпраксия Псковская, подносящая храм Иисусу Христу. Фреска ц. св. Иоанна Предтечи в Пскове. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. В наст. время эта икона находится в собрании ПИАМ (инв. 1724, размер 37×30 см; изображение скрыто под записью); в музейных документах образ датируется XVII в. Е. показана вполоборота вправо, коленопреклоненной, смотрящей вверх, между св. Иоанном Предтечей и ап. Андреем Первозванным, держащими над нею дискос с Младенцем Христом и свиток, вверху в облаках Господь Саваоф и Св. Дух в виде голубя. Е. облачена в монашеское одеяние (розовая ряса, коричневая мантия, синий параман), на голове куколь, руки раскрыты ладонями перед грудью, в левой - светлые четки. Икона могла быть написана не ранее XVIII в., когда в соборе был устроен придел ап. Андрея Первозванного и его образ начал вводиться в иконографические программы. Изображение Е. встречается в сер. XIX в. в стенописи масляными красками над монастырскими св. воротами в составе святых (ап. Андрея, евангелиста Матфея и прп. Марфы), предстоящих композиции Рождества св. Иоанна Предтечи ( Панов. 1874. С. 6); в нач. XX в. в ряду святых на изображении (не уточняется - иконописном или стенном) под Смоленской иконой Божией Матери «по левую сторону царских врат» (наряду с блгв. князьями Довмонтом и Всеволодом, Александром Невским, прп. Параскевой, блгв. кнг. Марией и равноап. кнг. Ольгой) ( Дмитриев. 1913. С. 24). Образ Е. вводился в сюжеты с изображением рус. блгв. князей, напр., на иконе «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - под 4 мая, в княжеском одеянии, вместе с прп. Евфросинией Полоцкой.

http://pravenc.ru/text/187266.html

В. И. Охотникова Иконография Древних единоличных икон Н. не сохранилось. Самые ранние известные изображения Н. представлены на больших иконах, посвященных заступничеству Божией Матери за Псков, когда по молитвам Псковских святых город был спасен от нашествия войск польск. кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой для этих икон являются тексты «Повести о Псково-Печерском монастыре» и «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков», самые ранние списки к-рых относятся к кон. XVI - нач. XVII в. Блж. Николай Псковский в молении к Св. Троице. Икона. 2-я четв. XIX в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский в молении к Св. Троице. Икона. 2-я четв. XIX в. (Троицкий собор, Псков) Древнейшей иконой, относящейся к этим событиям, является Псково-Покровская икона Божией Матери («Явление Божией Матери старцу Дорофею») нач. XVII в., происходящая из псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в наст. время находится в кафедральном Троицком соборе Пскова). На иконе изображен вид Пскова сверху с вост. стороны в тот момент, когда разворачиваются события, описанные в «Сказании о видении Дорофея», включенном иноком Григорием в 80-х гг. XVI в. в «Повесть о Псково-Печерском монастыре». Описывая явление Пресв. Богородицы, пскович кузнец Дорофей отметил, как «предстали перед Ней благоверные великие князья Владимир Киевский, Всеволод и Довмонт Псковские и чуть сзади них, примерно в полусажени, блаженный Никола, что был юродивым в Пскове… И тогда игумен Корнилий и Никола юродивый, прослезившись, отвечали…» (Повесть о Псково-Печерском мон-ре/Публ. текста, пер. и коммент.: В. И. Охотникова//БЛДР. 2005. Т. 13: XVI в. С. 491-492). Н. представлен на фоне белой городской стены, в левой части иконы, в молении Пресв. Богородице вместе с предстоящими равноап. кн. Владимиром, блгв. князьями Всеволодом и Довмонтом Псковскими. Юродивый написан коленопреклоненным, левая рука опущена, правая - поднята в жесте моления к Божией Матери, вокруг его головы - нимб. На нем рубаха болотного цвета и лапти с обвязками поверх белых онучей. Изображение Н. плохо сохранилось (живопись потерта, с утратами), однако видно, что голова блаженного не покрыта. В ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома находится копия этой иконы нач. XXI в., в Псково-Печерском мон-ре - список, созданный в 2003 г. по заказу наместника архим. Тихона (Секретарёва) иконописцем Н. А. Денисовой.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Владимир Равноап. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Новгород. XV.] Св. равноап. Владимир. Икона. Новгород. 1-я треть XV века. 97 х 37. Из собрания И.С. Остроухова. С 1929 из Музея иконописи поступила в ГТГ. Файл 4840.jpg:   Размер: 437x1200, 0.52 MPix, 117 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (553) , (25) . Описание: [Вологда. XVI.] Свв. Владимир, Борис и Глеб с житием равноап. Владимира. Икона. Вологда. Середина - 3-я четверть XVI в. 158 х 119. Из ц. кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской ц. Вологодский музей. Файл 4841.jpg:   Размер: 1359x1800, 2.45 MPix, 461 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (406) , (10) . Описание: [Москва. 1950-70.] Равноапостольные Владимир, Ольга и мученица Людмила. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание. Файл 4843.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 234 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (513) , (10) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4844.jpg:   Размер: 668x1170, 0.78 MPix, 152 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (393) , (5) . Описание: [Новгород. XV.] Святые Владимир, Борис, Глеб. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 4845.jpg:   Размер: 901x1100, 0.99 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (427) , (8) . Описание: [Псков. XVI.] Успение со святыми князьями Владимиром, Борисом и Глебом (фрагмент). Икона. Псков. 1-я половина XVI в. 128 х 70. Из ц. Успения в Бутырках. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-1450-photo

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Ольга равноап. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 11 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 9001.jpg:   Размер: 353x1200, 0.42 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (387) , (9) . Описание: [Москва. 1950-70.] Почаевская икона со святителем Лвом Римским и равноапостольной Ольгой на полях (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание. Файл 9002.jpg:   Размер: 351x1200, 0.42 MPix, 90 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (706) , (38) . Описание: [Москва. 1970-е.] Св. Ольга. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.8 х 12.3. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 9003.jpg:   Размер: 516x1200, 0.62 MPix, 136 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (566) , 1 (36) . Описание: [Москва. 1950-70.] Равноапостольные Владимир, Ольга и мученица Людмила. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание. Файл 9004.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 234 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (490) , (23) . Описание: [Москва. 1969.] Св. равноапостольная Ольга с житием. Чуракова Е.С. Икона. Сергиев Посад. 1969 г. (написана к 1000-летию преставления равноапостольной Ольги). Файл 9005.jpg:   Размер: 1573x1800, 2.83 MPix, 361 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (680) , (21) . Описание: Икона Святой Равноапостольной княгини Ольги, копия росписи художника М. В. Нестерова во Владимирском соборе в Киеве. Выполнена наместником Псково-Печерского монастыря, архимандритом Алипием (Вороновым В. Н.) в 50-60-е годы XX века. Иконы, написанные архимандритом Алипием, можно увидеть в Псково-Печерском Свято-Успенском мужском монастыре под надвратным храмом во имя преподобного Корнилия. Псковский Кремль.

http://pravicon.com/icon-2597-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОВМОНТ (Тимофей) († 20.05.1299, Псков), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), правитель Нальшанской земли в составе Литовского великого княжества (ранее 1260-1266), служилый кн. в Псковской земле (1266-1299), муж св. кнг. Марии Димитриевны , зять вел. кн. Владимирского и Переяславского св. Димитрия Александровича . Источники сведений о Д. можно разделить на 2 группы: летописные записи и различные редакции жизнеописания св. князя. Наиболее древними являются краткие летописные заметки о Д., сохранившиеся в составе харатейной Новгородской I летописи старшего извода (список кон. XIII в., дополненный в 1-й трети XIV в.); они касаются псковского периода жизни князя. Подробный рассказ о событиях, предшествовавших побегу Д. из Литвы в Псков, содержит Ипатьевская летопись, повествующая об убийстве Д. кор. Миндовга . В др. летописях, отражающих своды XIV в., есть редкие упоминания о Д., летописи XV-XVII вв. соединяют сведения Новгородской I летописи с жизнеописанием Д., составленным псковским автором. Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Жизнеописание Д. сохранилось в неск. редакциях XIV-XVI вв. (далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции кон. XVI в.). В более ранних редакциях жизнеописание Д. не имеет заголовка либо именуется «Успение» Д., «Сказание» или «Повесть» о Д. Первоначальная редакция Повести была создана во 2-й четв. XIV в., история ее текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Д. и летописные статьи 2-й четв. XIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Д. князь изображен исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у ц. св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литов. периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В Повести о Д. воплотился псковский идеал князя - воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития вел. кн. св. Александра Невского, прославление ратной доблести Д. соединяется с перечислением его христ. добродетелей.

http://pravenc.ru/text/178701.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010