1896. Примеч. 7 на с. 4). В предстоянии Св. Троице изображены святые 3 поколений семьи Романовых по муж. линии на иконе из ризницы Троице-Сергиевой лавры - «Мч. Феодор Пергийский, прп. Михаил Малеин и прп. Алексий, человек Божий» (1-я пол. XVII в.; СПГИАХМЗ). Редкий вариант подбора святых царской семьи - с образами небесных покровителей царя и царевен Ирины Михайловны, Анны Михайловны и Татианы Михайловны - представлен на иконе «Святые Анна, Михаил Малеин, Ирина и Татиана в молении Божией Матери «Знамение»» (2-я пол. (?) XVII в.; СПГИАХМЗ). Предстоящим перед образом Феодоровской Божией Матери вместе со святителем и мч. Феодором М. М. изображен в центральном клейме на иконе «Усекновение главы св Иоанна Предтечи, с житием» (1-я треть XVII в., Поволжье, Кострома (?), коллекция В. А. Бондаренко; «И по плодам узнается древо». 2003. Кат. 24. С. 246-256). В описи Образной палаты 1669 г. упоминаются 2 иконы с одним составом святых: «Образ преподобные Евдокеи, да Михаила Малеина, да Алексея, человека Божия, да царевны Ирины, оклад и венцы чеканные» ( Успенский. 1902. С. 12, 13). В монументальной живописи 1-й пол. XVII в. образ М. М., государева ангела, входит в циклы программного характера, где изобразительными средствами подчеркивались права преемственного наследования новой династии на царствование. Основой композиционных схем таких росписей стало сопоставление изображений святых князей, родоначальников династии Рюриковичей, с образами св. покровителей первых Романовых, указывающее на родственную связь правящих домов. В 1640 г. были созданы росписи ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина; поновлены в 1882) с приделом во имя М. М. На сев.-зап. столбе в верхнем ярусе помещены фигуры равноап. кн. Владимира (на зап. грани), равноап. кнг. Ольги (на сев. грани) и св. кн. Бориса (на юж. грани), выше, в медальонах,- полуфигуры М. М. (над св. кн. Борисом) и св. Евдокии (на вост. грани). На сев. грани юго-зап. столба, напротив М. М., над св. кн. Глебом, прп. Алексий, человек Божий,- тезоименитый святой наследника престола.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

С. Основные изображения князя для этого собора были созданы В. М. Васнецовым (икона главного иконостаса рядом с образом кнг. Ольги и в паре с иконой св. Александра Невского, сцены Крещения В. С. и Крещения киевлян в крещальне собора, образы В. С., его жены Анны, Бориса и Глеба в композиции «Преддверие рая» в барабане купола). В. С. представлен в имп. одеждах визант. типа, воспроизведенных с большой точностью (туника, плащ-хламида, стемма с пендулиями). На иконе главного иконостаса он показан старцем с длинной седой бородой, в росписях крещальни - как средовек с округлой бородой. Для академической иконописи этого периода (в т. ч. в связи с распространением имени св. равноап. князя среди населения империи) характерны многочисленные отдельные изображения св. князя (по пояс или в рост) на храмовых и домашних иконах, литографированных листах, иногда на пасхальных яйцах. Среди них преобладают 2 основных иконографических варианта: в одеждах рус. образца, в шапке, напоминающей древние княжеские головные уборы или шапку Мономаха (икона, 1897, ГМИР) и в визант. имп. одеждах. Иконы с изображением В. С. на фоне Киево-Печерской лавры и Московского Кремля символизировали преемственность Московской Руси по отношению к Киеву (икона кон. XIX в., ГИМ). В число атрибутов В. С. в это время по-прежнему входил крест, иногда свиток с текстом молитвы и лежащие рядом доспехи (хромолитография - Од.: В. С. Тиль и Ко, 1878 (РГБ)). В нек-рых произведениях с помощью поз и жестов, характерных для академической иконописи (возведенные горе очи, приложенная к груди рука) особо подчеркивалась молитва равноап. князя за свой народ. рекомендовалось изображать В. С. в «русском типе», с большой бородой, короткими кудрявыми волосами, кафтане, свите, «венце, схожем с шапкой», со свитком с текстом молитвы за новопросвещенный народ ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 353). Крещение Руси. Икона. 1988 г. (Музей МП «Софрино») Крещение Руси. Икона. 1988 г. (Музей МП «Софрино») Образ В. С. оставался довольно распространенным и в традиц.

http://pravenc.ru/text/159104.html

В Горбатовском у. совершались 2 крестных хода. Горбатовский (24 июня - 22 авг.) двигался по г. Горбатову и его окрестностям с посещением нек-рых селений Балахнинского у. Закудменский крестный ход (26 июня - 22 авг.) совершался на северо-востоке Горбатовского у. Т. о., к нач. XX в. в течение года от святых врат Оранской пуст. отправлялись 9 крестных ходов, главным был Нижегородский. Эти шествия охватывали почти всю территорию Нижегородской губ., кроме Балахны и Макарьева. Время пребывания чудотворной иконы в населенных пунктах было разным. В сельских храмах и деревнях икона находилась в среднем 1-3 дня, в уездных центрах - в зависимости от количества храмов и общего числа прихожан: в Арзамасе - 30 дней, в Ардатове - 13, в Горбатове - 9, в Лукоянове -7-9, в Сергаче - 5-7, в Княгинине - 5, в Починках - 12, в с. Павлове - 8 дней. В 1889 г. было учреждено Нижегородское Свято-Георгиевское об-во хоругвеносцев, для того чтобы «исполнять обряды крестных ходов, совершаемые в Нижнем Новгороде в определенные для сего дни, а также при встрече и проводах Чудотворной Оранской иконы Божией Матери». В 1895 г. на средства общества и на частные пожертвования в Москве был изготовлен ковчег для иконы, украшенный эмалированными вставками и чеканными изображениями местночтимых святых, в память бракосочетания имп. мч. Николая и имп. мц. Александры Феодоровны . Во время Нижегородского крестного хода вместе с Оранской носили особо почитаемые в Н. Новгороде иконы: Спаса Нерукотворного из нижегородской Спасской часовни, Смоленской иконы Божией Матери из Георгиевской ц., а также хоругвь с изображениями небесного покровителя Н. Новгорода блгв. кн. Георгия Всеволодовича и равноап. кн. Владимира и хоругвь Нижегородского ополчения К. Минина и кн. Д. Пожарского. Нижегородские архиереи ежегодно утверждали офиц. расписания крестохождений с чудотворными иконами в епархии. В нач. XX в. расписание Нижегородского крестного хода публиковалось в местной прессе. 22 дек. 1894 г. еп. Владимир (Никольский) утвердил «Инструкцию о порядке крестных ходов, совершаемых по разным случаям в Нижнем Новгороде, а также при встрече и проводах св. чудотворной иконы Владимирской (Оранской) Божией Матери». 27 марта 1901 г. еп. Назарий (Кириллов) утвердил «Правила ношения св. чудотворных икон по городам и селениям Нижегородской епархии» ( Драницын. 1904. С. 115-117).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Кат. 70), И. представлен вполоборота, несущим Евангелие, на нем архиерейская шапка, саккос, омофор; его борода короче обычной длины, внешность схожа с обликом свт. Филиппа. Вместе со свт. Филиппом он изображен на расшитом клобуке, предназначенном для Ионы (Сысоевича), митр. Ростовского и Ярославского; этот клобук был вложен в ростовский Успенский собор Д. А. Строгановым (ГМЗРК; Силкин. 2002. С. 285-289). Как молитвенник за град Москву И. в числе 4 святителей представлен на лицевом фрагменте омофора, вложенного в новгородский Софийский собор, возможно патриархом Никоном (сер. XVII в., НГОМЗ; Игнашина. 2003. С. 66-67. Кат. 40). На иконах, судя по произведениям XVII-XVIII вв., и на прорисях И. обращается в молении к иконному изображению в верхней части композиции, которое несут ангелы, напр. к образу Божией Матери «Знамение» на иконе из Покровского придела ц. во имя прор. Илии в Ярославле мастера Федора Зубова (1660, ЯИАМЗ), к образу Спаса Нерукотворного, как на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 346-347), или представлен прямолично (Там же. С. 354-355). Фигура И. в составе молящихся святителей Московских гравирована на золоченом окладе московской работы, выполненном в XVII в. для каменной новгородской иконы с образом арх. Михаила XV в. из собрания П. И. Щукина (ГИМ; 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. Кат. 293); И. изображен среди избранных святых на правом поле киота-рамы Владимирской иконы Божией Матери (сер. XVII в., ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 339. Кат. 75). В позднем искусстве встречаются иконы такого же извода, особенно среди работ мастеров, придерживавшихся традиционной манеры, как мстёрские иконописцы И. В. Брягин и В. И. Шитов (1899, ГРМ). Четыре святителя, покровителя Москвы, в т. ч. И., могли изображаться в молении святому (по сторонам центральной фигуры), напр. свт. Иоанну Златоусту, как на прориси с иконы XVII в. из Сийского лицевого подлинника (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 356-367), или св. равноап.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Вскоре после прославления Д. появились его иконы с Ростовскими и избранными святыми, тезоименными заказчикам, напр. образ 80-х гг. XVIII в. в окладе мастера С. П. Кузова (СПГИАХМЗ, находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), икона XIX в. (частное собр.), «Владимирская икона Божией Матери, с избранными и ростовскими святыми» 1855 г. письма А. Ф. Крылова (ГМЗРК). Вероятно, как новопрославленный святой Д. представлен венчающим левую группу на иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ). Икона святителя 2-й пол. XVIII в. (ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в пос. Выездное близ Арзамаса) включает клейма с 2 иконами Божией Матери, избранными праздниками, святым и тропарем в картушах. Несмотря на традиц. стиль исполнения образа избранных святых в петербургском окладе 1833 г. (ЦМиАР, в центре - свт. Митрофан Воронежский), сохраняется крест в деснице Д. как отсылка к его портретам. Вместе с Московскими святителями и свт. Митрофаном Д. был изображен на ярославской иконе 30-х гг. XIX в. (ЯХМ). Очевидно, частным заказом объясняется иконография эмалевой иконы нач. XX в. мастера А. А. Назарова (ГМЗРК) - коленопреклоненные равноап. кнг. Ольга и Д. перед изображением Покрова Богородицы. Вместе со свт. Иаковом Ростовским Д. представлен молящимся в облаках над фигурами избранных святых (эмаль 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). Необычны по иконографии иконописные образы Д. кон. XVIII в. (МПИ), 30-х гг. XIX в. работы художников арзамасской школы из придела в честь Покрова Богородицы Воскресенского собора в Арзамасе и ц. Смоленской иконы Божией Матери в Выездном. Изображения Д. в составе Собора Ростовских чудотворцев известны со 2-й пол. XVIII в. (икона из ГРМ - «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» - Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145). В нек-рых произведениях святитель представлен в центре композиции, напр. на иконе со мн. местночтимыми святыми 1838 г. (Д. вполоборота вправо, в омофоре под архиерейской мантией и в клобуке, с крестом и развернутым свитком) и кон. XIX - нач. XX в. (обе в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - прямолично, в богослужебном облачении, с благословляющей десницей и высоким жезлом в левой руке ( Вахрина В. И. Изображения местночтимых Ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). Эта иконография получила распространение в финифти - образок кон. XVIII - нач. XIX в. (А. И. Всесвяцкий?, ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), складень «Ростовские чудотворцы» кон. XIX в. из собр. А. А. Титова (ГМЗРК) и др. Часто писались совместные иконы Д. и свт. Иакова Ростовского - покровителей Спасо-Иаковлевского мон-ря, особенно монастырскими мастерами или по заказам обители (икона 1-й пол. XIX в., эмали XIX в., ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/178011.html

Замолодино (ГРМ) . Кроме того, святители П. и Алексий изображались в композиции, иллюстрирующей 11-й кондак Акафиста Пресв. Богородице (роспись Дионисия в Ферапонтовом мон-ре), а также в клеймах на Владимирской иконе Божией Матери, со сказанием (сон Темир-Аксака, видение во время нашествия Махмет-Гирея). Иконография П. в синодальный период в целом повторяла сложившиеся типы и изводы: иконы 90-х гг. XIX в. письма И. С. Чирикова (частное собрание) и 1901 г. М. И. Дикарёва (ГМИР), выходцев из Мстёры, владельцев московских мастерских. Тогда же Дикарёв написал образ П. (в митре, с дикирием и трикирием в руках) в академической манере (1901, ГМИР). В 1890 г. Чириков создал образ святителей Московских П., Алексия, Ионы, Филиппа с равноап. вел. кн. Владимиром (ГИМ; в надписи на обороте иконы сообщается, что она была поднесена кн. В. А. Долгорукову Обществом хоругвеносцев семи кремлевских соборов и мон-рей в память его 25-летнего служения московским генерал-губернатором). Среди 5 Московских святителей образ П. помещен на иконе «Вход Господень в Иерусалим, с избранными иконами Божией Матери и святыми» 1916 г. работы В. П. Гурьянова и мастерской (частное собрание; написана, вероятно, по заказу прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны). Образ П. вводился в композиции «Собор Московских святых» (напр., 2 иконы кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР), «Образ всех российских чудотворцев» (старообрядческие иконы XVIII-XIX вв., ГМИР, ГТГ, ГИМ, МИИРК). Свт. Петр, митр. Московский, и св. Иоанн Предтеча. Фрагмент иконы «Петровская икона Божией Матери, с избранными святыми». 1837 г. Иконописец И. С. Пешехонов (ЦМиАР) Свт. Петр, митр. Московский, и св. Иоанн Предтеча. Фрагмент иконы «Петровская икона Божией Матери, с избранными святыми». 1837 г. Иконописец И. С. Пешехонов (ЦМиАР) Своеобразный иконографический вариант представлен на иконе 2-й четв. XIX в. (собрание В. М. Федотова), выполненной в живописной манере. П. изображен дважды: пишущим икону Божией Матери в свой келье и изготавливающим себе гроб. Два сюжета из Жития П., вероятно, служили дополнением к единоличной иконе святого, могли располагаться под или над его местным образом в иконостасе храма.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

держит свиток с алфавитом, к-рому предшествуют библейские слова: «Начало мудрости - страх Господень» (Притч 1. 7). Характерные детали иконографии указывают на то, что Бронников в своей композиции ориентировался на монументальный памятник К. и Мефодию чеш. скульптора Э. Макса (исполнен в Риме в 1842-1845, выкуплен кор. Фердинандом I (V) для храма Девы Марии перед Тыном в Праге и установлен там в 1847). В России монумент был воспроизведен на литографии в издании Е. П. Новикова «Православие у чехов» (1848). При определенных различиях литографии и памятника (К. представлен в схиме, Мефодий держит в руках не Евангелие, а икону с изображением Страшного Суда, напоминающую по форме «скрижаль») очевидна их близость не только в расположении фигур, форме и размерах креста, но и в трактованном Бронниковым как скалистый уступ постаменте памятника. Литография легла в основу выпущенной в 1885 г. к 1000-летию кончины св. Мефодия памятной медали (Варшавский монетный двор, 1885 г. Медальер лицевой стороны Ф. Витковский, см.: Каталог нумизматического аукциона «Коллекционные русские монеты и медали». М., 2009. 59. 10 окт. Лот 325). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона. Ок. 1885 г. (Музей русской иконы, Москва) Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Икона. Ок. 1885 г. (Музей русской иконы, Москва) Появление большого креста в иконографии К. и Мефодия, в частности на примере литографии Бронникова, вполне закономерно. Миссия святых издавна воспринималась как апостольская, а сами первоучители были носителями не только Слова, но и веры, что в России этого времени ассоциировалось с идеями просвещения страны. Отсюда аллюзии на иконы с изображением равноап. кн. Владимира, крестившего Русь, иконография к-рого получила широкое распространение в те же десятилетия, особенно накануне празднования в 1888 г. 900-летия принятия на Руси христианства. При этом композиция повторяла иконы равноапостольных Константина и Елены, обычно расположенных по сторонам Голгофского креста. Такая примечательная деталь пражского памятника, как икона «Страшный Суд» в руках св.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

С 40-х гг. XVII в. Д. И. часто изображается вместе с др. рус. святыми, прежде всего со св. князьями,- в росписях столпов храмов (напр., роспись 1640 г. ц. свт. Николая Чудотворца (Надеина) в Ярославле, где на столпах изображены в основном св. князья и цари; стенопись 1684 г. Успенского собора ТСЛ, где представлены мученики, князья и преподобные; роспись 1690 г. ц. Спаса Нерукотворного в с. Николо-Заболотье Тутаевского р-на Ярославской обл., где Д. И.- один из последних представителей династии Рюриковичей - изображен вместе с ее родоначальником равноап. кн. Владимиром). Вместе с рус. князьями (рядом с блгв. вел. кн. Георгием) Д. И. показан на нижнем поле житийной иконы блгв. князей Василия и Константина Ярославских 2-й пол. XVII в. из Успенского собора в Ярославле (ЯИАМЗ). На иконе «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Древо государства Московского») 1668 г. письма Симона Ушакова из ц. Св. Троицы в Никитниках (ГТГ) св. царевич со свитком в руке изображен среди прославляющих Богородицу Московских чудотворцев, недалеко от старшего брата, царя Феодора Иоанновича. Пример развития этой темы - прорись иконы Московских чудотворцев 2-й пол. XVII в., где Д. И. как невинно убиенный отрок композиционно выделен по сравнению с остальными святыми - в центре, у подножия престола, с воздетой для крестного знамения рукой, что отражает особое почитание св. царевича как молитвенника за столицу и гос-во ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 341). Известны случаи изображения Д. И. на иконах вместе с патрональными святыми членов царской семьи (образ Божией Матери «Моление о народе» 30-40-х гг. XVII в. (филиал ГИМ музей «Новодевичий монастырь»)) и со святыми разных ликов (икона Божией Матери «Моление о народе» нач. XVIII в., ГМИР). На необычной по композиции иконе сер. XVII в. (под записью XIX в.) из местного ряда иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (над юж. дверями) Д. И. представлен в нижнем регистре вместе со свт. Николаем Чудотворцем, преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и Алексием, человеком Божиим (патрональным святым царя Алексея Михайловича); выше помещены Тихвинская икона Божией Матери и София Премудрость Божия с 8 Новгородскими святыми. Д. И. изображен в молении, с мученическим крестом в деснице, сделана попытка показать возраст святого - его фигура небольшого размера размещена на высоком ступенчатом амвоне. Вместе с вмч. Андреем Стратилатом св. царевич показан на поле иконы «Успение Богородицы» 1660 г. из Успенской ц. в Белозерске (ЧерМО).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Еще на одной мозаике запечатлено событие, которое мы все не раз видели на кадрах кинохроники: митрополит Николай (Ярушевич) благословляет танковую колонну " Дмитрий Донской " , построенную на пожертвования верующих. В притворе – мозаичные иконы св. блаженной Матроны Московской и прп. Серафима Вырицкого, молившихся в годы войны о спасении Отечества и даровании победы нашему воинству. Изображены и Предстоятели Русской Православной Церкви в годы войны Святейшие Патриархи Сергий и Алексий I. А в самом храме на мозаиках отображены все важнейшие битвы и сражения великой Отечественной. В нижнем ряду – наши воины, а над ними небесные покровители Русской земли. Например, наши воины 41-го: пехотинцы, летчики, партизаны. А над ними во весь рост в центре композиции св. Александр Невский, слева св. равноап. кн. Владимир, а справа свв. Борис и Глеб. И над ними надпись, слова Евангелия: " Все, взявшие меч, мечом погибнут " . Внизу надписи, напоминающие о важнейших сражениях трагического 41-го: " Оборона Брестской крепости " , " Оборона Украины, Молдавии, Белоруссии " , " Сражение за Смоленск " , " Битва за Москву " . На иконе мы видим и Русскую землю в 41-м году: слева горящая Брестская крепость, справа Москва, Кремлевские башни на фоне противотанковых ежей. И особенный смысл в образе св. Александра Невского в сиянии над Русской землей.  Объем статьи не позволяет рассказать о всех мозаиках, отображающих ход Великой Отечественной. Панно нижней галереи храма посвящены событиям Великой Отечественной. На мозаиках верхней галереи – события русской истории, связанные с чудесной помощью Царицы Небесной нашему воинству. Например, изображены сражения войны 1812 г. и в небе - чудотворная Смоленская. На других мозаичных панно - иконы Торжество Пресвятой Богородицы и Августовская. И замечательная мозаичная икона, в центре которой во весь рост стоят святой апостол Андрей Первозванный и святой равноапостольный князь Владимир. Слева на иконе изображены события XVIII столетия и надпись: " 1783 г. Бескровное присоединение Крыма " . А в правой части мозаики – события XXI века и надпись: " 2014 г. Бескровное возвращение Крыма " .

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

1348–1350 гг. Широкое распространение культа К. в Др. Руси сначала в Киеве, в XII-XIV вв. в Новгороде и Пскове, в XVI-XVII вв. на Русском Севере и Урале, наличие на этих территориях посвященных святому храмов и изображений на иконах и в монументальных росписях, очевидно, связано с особым почитанием К. как покровителя водных стихий, мореплавателей и новообращенных народов, а также с присутствием его мощей. Честная глава К. была перенесена равноап. кн. Владимиром из Рима в Киев и положена в Десятинной ц. Вероятно, именно там находилось древнейшее на Руси изображение К. (икона или фреска). Возможно, во 2-й пол. XII в. Нифонт, архиеп. Новгорода, привез частицу мощей К. из Киева. Согласно описи 1749 г., она сохранялась в Софийском соборе Новгорода до позднейших времен ( Царевская. 1999. С. 262). Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г. Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г. Этой же древней иконографии святого следовали иконописцы, создавшие 2 иконы К. с клеймами жития: «Климент, папа Римский, с 13 клеймами жития» XVI в. из ц. свт. Николая с. Нёнокса Архангельской обл. (АМИИ; см.: Иконы Рус. Севера. Т. 1. С. 226-235. Кат. 47) и «Климент, папа Римский, с 20 клеймами жития» кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ; Рус. житийные иконы. 1999. С. 110-112. Кат. 24) из г. Сольвычегодска, вероятно, из ц. св. Климента, одной из 9 каменных церквей города. На обеих вышеуказанных иконах изображение К. соответствует описанию его в иконописных подлинниках XVI в. («Климент сед, власы кудри с ушей, брада аки Власьева, проста, на конце завилась, риза кресты багрова и киноварием, испод вохра с белилы» - Сийский иконописный подлинник. С. 214; похожее описание с добавлением «кудряв аки Георгий» см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 52) и в Строгановском иконописном подлиннике под 25 нояб. В среднике иконы из Архангельского музея К. изображен в рост, фронтально, в левой, покрытой платом руке - раскрытое Евангелие, правая поднята в благословляющем жесте; святой облачен в хитон, крещатую колоколообразную фелонь, широкий омофор, на правом боку - палица; с трех сторон средника расположены 13 клейм жития: «Климент предстоит ап.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010