Вход в мечеть – с северной стороны. Портик с семью арками соответствует семи нефам внутреннего пространства, из которых центральный шире и выше других. Размеры мечети 82 м в длину и 54 м в ширину. Здание соответствует в плане христианским базиликам, поэтому в литературе можно встретить утверждение, будто оно представляло собой первоначально византийскую церковь , посвященную празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Такой церкви на Храмовой горе не было. Просто строили Аль-Аксу, как и Купол-над-Скалой, византийские зодчие: у арабов, пришедших из аравийских пустынь, не было еще тогда ни собственных мастеров, ни своих понятий об архитектуре. Связь с той же римско-византийской традицией явственно проступает и в истории минарета – основной вертикали мусульманского зодчества. Не нужно быть специалистом в истории архитектуры и строительной техники, чтобы понять, что минарет восходит к столпам византийских подвижников Ближнего Востока, за которыми, в свою очередь, виднеются римские и византийские триумфальные императорские колонны (Траяна в Риме, Константина в Константинополе). Сам столп – это специальное архитектурное сооружение не менее двух этажей высотой, с внутренней лестницей и небольшим крытым от дождя и солнца помещением и балконом наверху. Уединявшийся на столпе жил там, никогда не спускаясь, получая пищу и воду на веревке снизу и, как правило, общаясь с приходившими, порой многочисленными, верующими со своего балкона. Что касается размеров столпа, то знаменитый Симеон Стилит (Столпник) начинал на столпе высотой примерно 4 м, а закончил жизнь на башне гораздо более величественной: ок. 12 м. От его и других столпов пошли мусульманские минареты, устроенные точно так же, с балкона которых кричат муэдзины, как кричал когда-то, обличая грешников, Симеон Столпник. Неудивительно, что арабы взяли за образец мечети римско-византийскую базилику, за образец минарета – потрясший когда-то их воображение (именно как тип литургической, к Богу устремленной архитектуры) столп св. Симеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

10 . Проанализируйте рассказ «Повести временных лет» о выборе веры и установите, чем привлекала другие народы византийская литургия и храмы. 11 . О развитии какой медицинской науки у ромеев свидетельствуют записи врача Аривасия из Амиды и на чем строились эти знания? 12 . Сравните описания обстоятельств смерти василевса Александра авторами Псамафийской хроники и Продолжателя Феофана. В чем они сходятся и разнятся? 13 . В чем с точки зрения ромеев проявилась нечестивость Александра? 14 . Чем, по словам Захария Митиленского, был вызван голод в городе Амиде и к чему он привел? Можно ли рассматривать этот случай как типичный? 15 . В чем Йешу Стилит видел причину бедствий и смертей, обрушившихся на жителей области сирийского города Эдессы? Для кого была обычной такая точка зрения? Чему она учила? 16 . Какие выводы можно сделать из рассказа хрониста Феофана о пожарах в Антиохии? 17 . Что порицал, а что хвалил хронист Иоанн Малала, описывая последствия землетрясения в Антиохии? Как это соотносится с общественными представлениями ромеев? 18 . О чем свидетельствуют строки письма Исидора Пелусиота ? Как вы думаете, менялось ли отношение византийцев к войне и убийству на ней? 19 . Как характеризует византийцев поведение Алексея Комнина после разгрома печенегов? Как вы думаете, почему Анна Комнина решила включить этот эпизод в свою историю? 20 . Чьи погребения появились в пределах средневекового византийского города раньше прочих и когда это случилось в Константинополе? Где, исходя из слов Михаила Хрисолора, они размещались? Подумайте, почему на территории средневекового Рима было больше гробниц, чем в Константинополе? 21 . Отличался ли средневековый Запад от Востока в отношении взгляда на могилы в городе? Чем это можно объяснить? 96 Для сравнения, Католическая и Православная Церкви соблюдают следующие семь главных таинств, богоучережденных священных действий или чинов: крещение, конфирмация (миропомазание), причащение, покаяние (исповедь), елеоосвящение (соборование), брак, духовный сан (священство).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О характере плясок, которые воспретил Анастасий, весьма неодобрительно отозвался Прокопий Газский (Paneg. с. 16) в таких словах: «Мужчины, как бы обменивая свою природу на женскую, хотели быть по виду женщинами. Распущенными телодвижениями и мимикой (“заменяя слова движениями руки»), они приводили в неистовство весь народ сладострастным возбуждением. Распаляясь и доходя до ссор и неистовства, люди делились на партии взаимной ненавистью и бросались друг на друга. Ты очистил от этой скверны своих подданных». – Юстин возвратил партиям их пантомимов, и они не только забавляли народ в ипподроме, но плясали с «паллиями» (μετ παλλων) на улицах, гоняясь по всему городу и доводя народ до полного неистовства. Malala. с. 43 (Exc. de ins. 171). – О языческом и безнравственном характере плясок, правившихся в ночное время в марте месяце в Эдессе, пока их не запретил Анастасий, с возмущением говорит Иешуа Стилит (Chron. de Josue Stylite, cap. 28; 31). – Ученик Прокопия, Хорикий, явился впоследствии ревностным защитником пантомимов и мимов. – Craux. Chorikios, Apologie des mimes. Les textes grecs. Paris, 1886. 35–77. 1271 Malala.396–398. Из Малалы в сокращенной форме воспроизведено это свидетельство у Иоанна Никиусского (франц. перев., р. 491). 1276 Malala.392; Jean de Nik. c. 89, p. 492. – Ср.: Nöldeke. Die Gassanidischen Ftirsten aus dem Hause Gafna’s//Abh. d. Berl. Akad. 1887. 1277 Procop.b. pers. 1, 7; Jos. Styl. c. 24. – Иешуа относит этот ответ Анастасия к более раннему обращению Кавада, в 495 году, до бегства Кавада к «гуннам». 1279 Описание Амиды см.: Амм. Марц. 1, 240 (18, 9). Город этот подвергся осаде со стороны персов в 359 году и был взят. Подробное описание этого события дано Аммианом Марцеллином, который выдержал осаду и спасся после взятия города персами. 1, 247–270 (19, 19). 1282 Основателем этого монастыря был сириец, родом из области Анзитены, получивший прозвище Уртайского по имени туземного племени, среди которого он распространял христианство. Монастырь был очень многолюден. Когда Кавад подступил к городу, многие монахи разбежались, но осталось до 300 человек. Таково свидетельство Иоанна Эфесского (Comment, р. 186), который провел здесь свои юные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Но столпничество преподобного Симеона отнюдь не может быть объясняемо понижением монашеского идеала, выразившемся в том, что естественное монашеское желание близкого общения с Богом здесь превращается в нечто наивное, чисто внешнее (стилит стоит на столпе, дабы уменьшить расстояние между собой и небом). Эта мысль прямо опровергается текстом сирийского жития, когда в нем мы читаем такие выражения: «Конечно, мы все знаем и убеждены, что Господь есть Бог всякого места и на небе, и на земле, и в высоте, и в глубине, в морях и в безднах, под землей и вверху неба» 51 . Ссылка на слова блаженного Феодорита, что преподобный Симеон, увеличивая высоту своего столпа, постепенно таким образом возвышался к небу и отдалялся от земных сует 52 , не может иметь значения ввиду метафорического смысла этих слов. Обращая теперь внимание на ряд внешних перемен в аскетической жизни преподобного Симеона с самого ее начала (по сирийскому житию), мы замечаем в ней постоянное стремление к все большему и большему ограничению себя в занимаемом пространстве, так сказать, аскетизм места, полным завершением которого является столпничество. С другой стороны, понятно само собой, что пребывание на столпе сопровождалось еще большими страданиями, чем стояние на земле, так что это был новый вид самоумерщвления, для сынов века сего непонятный, почему блаженный Феодорит и пишет целую библейско-историческую апологию столпничества преподобного Симеона, где приводит примеры пророков Божиих Исаии, Иеремии, Осии, Иезекииля, совершавших, по повелению Божию, непонятные символические действия. Сирийское житие повторяет эту апологию 117–118) с присоединением новых библейских примеров и раскрытия мысли о вездеприсутствии Божием и о возможности благоугождения Богу на всяком месте. У блаженного Феодорита имеется аргумент в пользу столпничества и ad hominem. «Как цари, – говорит он, – по прошествии известного периода времени, переменяют изображения на монетах, оттискивая на них то фигуры львов, то изображения звезд и Ангелов, и другими новыми изображениями на монетах стараются обозначить цену металла, так и царствующий над всеми Бог налагает как бы новые черты на дело благочестия, предлагая многоразличные образы жизни, чтобы подвигнуть к славословию уста не только питомцев веры, но и страждущих неверием» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Итак, если мы оставим, согласно своей задаче, в стороне монументальное искусство, вкусы двора и властителей, всю приличную, но часто обманчивую внешность и попробуем при помощи мелких художественных произведений, плодов домашнего досуга и общего эстетического воспитания, восстановить образ мыслей и художественные стремления эпохи, то должны будем перейти из столицы в провинцию, из дворца в монастырь. Ибо, каковы бы ни были причины этого, но к началу VI века древнегреческая культура с ее философией и изяществом, ее театрами и светской литературой отходила уже на задний план, после того как ханжа Юстиниан, следуя общему потоку, мог закрыть последние школы в Греции, а знаменитостью эпохи сделался Симеон Стилит, к столпу которого шли и принцессы крови, и сам император, моля о советах. Это было время, когда для восточного монашества, выдвинувшегося за столетие перед тем великими личными подвигами своих глав, силой их искреннего убеждения, святостью их жизни, громадным влиянием на Церковь и ее лучших представителей, уже прошла эпоха первого, живого и искреннего увлечения аскетизмом, и обнаружились зачатки разложения. Людям образованным (историк Церкви Созомен) было противно и оскорбительно видеть колоссальный рост невежественной массы, стремившейся править Церковью , попиравшей научное направление, данное православию Иоанном Златоустом и Григорием Богословом , в то время как другие ( Иоанн Мосх , Иоанн Климак) полагали необходимым привести эту беспорядочную массу в сознание, напоминая ей великие примеры прошедшего или даже путем строгой организации и уставов направить к плодотворной деятельности или создать при посредстве их живой родник высших христианских идеалов и «божественной философии». Но, не говоря даже о диких крайностях, разнузданности и всякого рода гнусностях, какие указываются нам самими поборниками идеи монашества в VI–VII стол., как необходимом отсадке этого небывалого возмущения общественности, из всех исторических сведений этой эпохи мы можем извлечь для себя весьма существенное заключение, что современное восточное монашество шло вразрез с научно-духовным постижением христианства в греческой церкви, ставило сухой догмат на место чувства и выставляло свою дикую простоту как принцип против умеренности Византии, своей страстностью довершая разлад, начавшийся уже с эпохи Константина и доставивший магометанству такую легкую победу над Сирией и Египтом. Понятно, затем, какие взгляды на искусство могли образоваться в подобной среде, в положительную или отрицательную сторону, как недалека она была от крайностей противохудожественного направления древнего христианства и какую оригинальную окраску должен был получить самый антик, пройдя через руки простых, малообразованных, но страстно настроенных монахов миниатюристов и каллиграфов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Annae Comnenae Alexias/Hrsg. von D. R. Reinsch, A. Kambylis. B. I, II. Berlin, New York, 2001, B. I. S. 356–357. Guilelmus Gemeticensis , Gesta Normannorum Ducum, par Jean Marx, Paris, Rouen, 1914, Р. 16. Повесть временных лет/Библиотека литературы Древней Руси XI–XII века, под ред. Д. С. Лихачева, М.: Наука, 1997, Т. I, С. 90. Сага об Одде Стреле, пер. Г. В. Глазыриной/Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия, под редакцией Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой, А. В. Подосинова, М., 2009, Т. V, С. 258–266. Окшотт Э. Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения, М.,: Центрполиграф, 2007, С. 64–65. Мы благодарим уважаемого Юрия Алексеевича Соколова за лекции по истории Древней Руси, в которых он любезно поделился с нами своими выводами в форме устной консультации. Чекалова А.А . Иешуа Стилит или Прокопий? (к вопросу о манере изображения греческими и сирийскими авторами войны между Византией и Ираном в 502-506 гг.)//Византийские временник 42 (67) (1981). С. 71–77. Фирдоуси . Шахнаме. Пер. Ц.Б. Бану-Лахути и В.Г. Берзнева. Т. 5. От начала царствования Искендера до начала царствования Йездгерда, сына Бахрама Гура. М., Наука, 1984. С. 172–177. Dumézil G. La religion romaine archaïque avec un appendice sur la religion des Etrusques. Paris, Payot, 1974. P. 215-256, 597–598.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/6175610

1294 По сообщению Иешуа Стилита, граждане Эдессы твердо верили, что их город находится под особой защитой Иисуса Христа и не может быть взят персами. Эту веру разделял Ареобинд и сами персы. Местные селяне, укрываясь за камнями, наносили урон персидской и гуннской коннице, оставаясь сами неуязвимыми. После отступления персов Ареобинд наградил их деньгами (Jos. Styl. с. 62–64). 1295 Подробное описание осады Амиды дал в своем сочинении Евстафий из Эпифании, как сообщает о том Евагрий (3, 37). Вероятно, он пользовался такими первоисточниками, как Иешуа Стилит. Извлечение из Епифания сохранил Захария (7, 3–5, с. 103–115). 1296 Захария знает цифру 11 кентенариев золота, но рассказывает, что Кавад не подписал присланного ему текста договора и разорвал хартию. Zacharias. 7, 5, р. 1300 Procop.b. pers. 1, 10. Г. С. Дестунис в своем переводе Прокопия – прил. 10 к 4 гл. I кн. «Персидские войны» – собрал несколько сведений о положении Дары по путевом журналу Чирикова (Зап. Кавк. отд. И. Р. Г. О. за 1875 год). 1301 Подробное описание сооружения Дары сохранил Захария (7, 6, p. 115–118). Интересно отметить одну подробность о поденной плате: рабочие получали по 4 кератия в день, а человек с ослом – 8 кератиев. Кератий равнялся 6 фоллам, а 2 кератия составляли один милиарисий; 24 кератия в пересчете на золото принимались за одну номизму, т. е. 1 / 72 часть фунта золота. Название «милиарисий», milliarense, происходит оттого, что эта монета, которых из фунта серебра чеканилось 72, составляла в пересчете на золото 1 / 1000 часть фунта. См.: Mommsen. Das römishe Münzwesen. 790–791. 1304 Ennod. Paneg 12. – Хотя у нас нет сведений о том, что готы завладели также Сингидоном, но Шмидт (Gesch. der deut. Stämme, I Abth., 5 Buch, 310) с уверенностью предполагает, что власть готов простиралась до Железных ворот на Дунае. Тут, как и в других случаях, проявляется шовинизм, не чуждый германским ученым в решении вопросов германской древности. 1306 Malala. 450. Феофан, воспроизводя сведения из хроники Малалы, называет имя отца Мунда – Γεσος – Chron. 218, 32. Марцеллин-комит (Chron. s. a. 505) называет его Geta, т. е. по тогдашнему словоупотреблению – славянином.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

С конца V в. и до VIII в. среди осветительных приборов стал доминировать тип лампады с полусферическим или цилиндрическим широким туловом с выпуклым краем и узкой ножкой, которая вставлялась в лампадофор 874 . Остатки такого лампадофора из синего (кобальтового) стекла были найдены в Херсонесе в слое третьей четверти V–VI в. на месте античного театра, между храмом 1958 г. и «храмом с ковчегом». В целом виде он имел диаметр 24,5 см и высоту 12,5 см. На его горизонтально отогнутом бортике шириной около 7 см было шесть отверстий диаметром 2,5 см для установки лампад, а между ними на одинаковом расстоянии друг от друга были размещены три овальных отверстия для подвешивания 875 . Л.А. Голофаст, собравшая всевозможные материалы о находках ранневизантийских стеклянных лампад в Херсонесе, выделяет среди них несколько типов и подтипов как местного производства, так и привозных, аналогии которым обнаруживаются в других районах византийского мира в Причерноморье и Средиземноморье вв. 876 Среди них – конические лампады с выпуклым сферическим дном; лампады с выпуклым коническим дном, украшенные стеклянной каплей либо налепным «бутоном», как правило, из ярко-синего стекла; лампады с тремя петлевидными круглыми или овальными в сечении небольшими ручками, за которые они подвешивались к бронзовому кронштейну или крестовидному держателю с крючками на концах ветвей 877 . Скорее всего, именно такие осветительные приспособления имел в виду сирийский хронист Йешу Стилит, когда писал, что Анастасий, новый игемон-градоначальник Эдессы, прибывший в конце 496/497 г., в числе прочих мер по благоустройству этого византийского города приказал ремесленникам накануне каждого воскресенья подвешивать над лавками кресты с пятью зажженными «светилами» (phanoi) 878 . В этом случае три из них могли быть стеклянными масляными светильниками-лампадами, а два – восковыми свечами, укрепленными на штырях по концам горизонтальной ветви креста. Опять-таки с конца IV в. в обиходе появилась часть так называемых рюмок (сосудов на ножке-подставке).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поземельная собственность была обложена, помимо денежных и натуральных повинностей, еще одним налогом, а именно поставкой рекрутов, tironum praebitio. Старое представление о военной службе как обязанности каждого гражданина было давно забыто, и поставка рекрутов рассматривалась как налог на имущество. 198 По расчету количества земли отдельные собственники ставили по несколько рекрутов, или же, напротив, несколько мелких собственников ставили одного человека. От этой обязанности не были освобождены императорские домены. Крупные собственники сдавали в солдаты колонов, и Вегеций (время Феодосия I) жалуется, что в солдаты попадают самые плохие люди, которыми тяготятся их господа. 199 Ввиду того, что государство имело возможность вербовать на службу за деньги варваров и предпочитало их в качестве солдат, нередко допускалась замена людей соответствующей суммой денег. По указу о наборе от 375 года откуп определен в 36 солидов, 200 397 – 25 201 , 410 – 30 202 . Промышленное население городов платило раз в четыре года особый налог, введение которого принадлежит Константину Великому . Он называло lustralis collatio и обнимал все виды промысла. К сбору этого налога не имели отношения декурионы, а купцы и ремесленники, занесенные в особы списки, matricula, выбирали из своей среды старшин, mancipes, которы производили раскладку и взыскивали деньги. 203 При полном отсутствии статистических данных по вопросу об этом налоге, интересно отметить одно случайное известие о сумме, какую давал этот налог в одном городе на крайнем Востоке империи в конце V века. Иешуа Стилит сообщает, что Эдесса, главный город провинции Осроены в Месопотамии, платила каждые четыре года 140 фунтов золота. 204 В соответствии с поземельной податью, capitatio terrena, существовала другая прямая подать – подушная, capitatio humana. По-видимому, она была вначале распространена на все население империи, кроме поземельных собственников. Но скоро начались изъятия в пользу городского населения. Сохранился указ Константина от 313 года, в котором городское население провинций Ликии и Памфилии освобождается от этой подати, причем законодатель замечает, что таково общее положение городов востока, т. е. все диоцезы, носившей имя Восток. 205 От 395 года имеется такое изъятие от подушной подати для всей Фракии, причем оно распространяется и на колонов, т. е. сельское население. 206 Но подушная подать несомненно существовала и лежала на сельском населении. От 386 года имеется указ относительно Армении и Каппадокии о новом, по-видимому облегченном, способе обложения, 207 и во всех указах о ветеранах речь идет о разных условиях изъятия их и их семейств от подушной подати. 208

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Кроме того, в распоряжении осажденных были метательные снаряды, которыми они бросали огромные камни в осаждающих, нанося большой вред людям и снарядам. Говорят, что в течение осады погибло громадное число персидских воинов столько же от суровой стужи, как и от неудачных приступов к стенам. Кобад был уже готов снять осаду и предлагал осажденным уплатить ему небольшую сумму за отступление, как в пользу персов неожиданно сложились благоприятные обстоятельства, передавшие им город. Собственно, точных сведений об этом не дают даже и очень осведомленные о событиях писатели, и притом современники, как Иисус Стилит и ритор Захария. Будто бы одно из главных укреплений стены вверено было защите монахов, которые недостаточно внимательно относились к порученному им делу и раз ночью не доглядели, как персы приблизились к стене и подставили лестницы. По другим слухам, персы пробрались в город через подземный ход, воспользовавшись темной ночью. Так или иначе, город был взят неожиданно, и защитники оказались не в состоянии принять мер к спасению. Три дня продолжалась, однако, в городе неравная борьба между персами и побежденными горожанами. Огромная добыча из золота, серебра и драгоценных одежд, равно как мраморные статуи и всякие драгоценности снесены были на реку Тигр и отправлены на судах в Персию. Когда по приказанию Кобада стали очищать город от трупов защитников, погибших во время битвы последних дней, то насчитали, говорят, до 78000. Персы не желали окончательно разрушать этого города; напротив, имея в виду его укрепления и географическое положение на границе между двумя империями, они предполагали сохранить его как крепость, на которую можно бы было опираться в войне с Византией, для чего Кобад, отступая с войском от Амиды, оставил в ней гарнизон из 3000 человек. Между тем как сам Кобад три месяца провел под Амидой, отдельные персидские отряды делали опустошительные набеги по Северной Месопотамии, доходя до Едессы, причем персам помогали арабские хищники, наводившие ужас на местное население и заставлявшие его искать спасения в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010