Осада крепости, в которой отсиживался Илл, затянулась надолго. Верина умерла в самом начале осады, и тело ее было погребено в свинцовом гробе. Умер также и Марс. Пампрепий вызвал против себя подозрение; он был в глазах Илла чернокнижником и знатоком тайных наук, на его предсказания Илл полагался и теперь покарал его смертью и сбросил его труп со стены осажденной крепости. Будучи лично знаком с Иоанном, как своим боевым товарищем, Илл вступил с ним в сношения, и тот согласился переслать императору его письмо. Илл умолял о прощении и напоминал Зенону о всех своих многочисленных заслугах перед ним. Но Зенон остался непреклонен (486 г.). Осада длилась. Заболела дочь Илла Анфуса и умерла. Отвлеченный семейным горем, Илл поручил командование охраной и обороной крепости Индаку, сыну Коттуны, который был известен своими разбойничьими подвигами и быстротой своих ног. Леонтий пал духом, и Илл читал какие-то книги, быть может чернокнижные, в которых Пампрепий нашел указание на предсказанное Иллу царство. Индак оказался предателем. Он убедил однажды Илла выслать охрану ночью за стены, так как будто бы имел известие о готовящемся приступе, и в ту же ночь пустил осаждавших в город. Леонтий и Илл спокойно спали, когда на улицах раздался обычный возглас имперских солдат: Ζνων Αγουστε τοβικας. 1194 Ворвавшиеся в неприступную крепость солдаты не давали никому пощады, и в происшедшей свалке был убит предатель Индак. Леонтий хотел лишить себя жизни, но Илл удержал его: он все еще надеялся примириться с Зеноном. Оказавшись пленником Иоанна, Илл просил отослать прах его дочери Анфусы в Тарс, где у него был семейный склеп, пощадить жизнь его жены и другой дочери, Феклы, а также и некоего Конона. Иоанн исполнил его волю. Но Конон предупредил помилование и лишил себя жизни, хотя оказалось, что Зенон был согласен помиловать его. Илла и Леонтия Иоанн сдал правителю соседней провинции Памфилия, имевшему резиденцию в Селевкии, городе, который часто страдал от исавров, и тот казнил их на площади за стенами города. Головы казненных были отправлены в Константинополь. Там их носили на шестах в ипподроме и выставили затем в предместии Сики (488 г.). Зенон приказал срыть большую часть укреплений в Исаврии. Из причастных к восстанию видных людей подверглись казни Артемидор, телохранитель Трокунда, брата Илла, Конон, сын Лонгина, и Коттуна. Иешуа-Стилит прибавляет сведение, что всем оставшимся в живых защитникам Илла отрубили руки. 1195 Гроб Верины Зенон, по просьбе жены, приказал доставить в Константинополь, и мятежная супруга Льва была погребена в церкви св. Апостолов рядом с ним. 1196 Так счастливо для Зенона закончилось это замешательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

е. к 993 г. (ср. Пападопуло-Керамевс. 1908, 115). Конечно, Лев Диакон, и как константниополец, и как лицо, близкое к великой церкви, должен был знать эту дату лучше. Поэтому ряд историков считали 995 г. годом завершения работы над " Историей " (Розен. 225-226; Васильевский. 1875, 118). Но обнаруживается новое недоразумение: русских Лев изображает язычниками, тогда как к 995 г. Русь уже была христианской. Да и общий настрой десятой книги " Истории " напоминает скорее о 989 г., а не о 90-х годах. Как же решить дело с обновлением собора св. Софии через шесть лет? Можно предположить, что данная фраза является вставкой переписчика (читателя) либо самого Льва Диакона, просматривавшего свою рукопись впоследствии. Это небольшое вставное предложение как бы прерывает рассуждение о бедствиях; дальнейший рассказ представляется естественным продолжением предыдущей фразы, причем слово " - и " после слов о восстановлении купола является совершенно неуместным (Сюзюмов. 1916, 139). 74 Лев Диакон имеет в виду район Евтропия который находился между Халкидоиом (в состав которого он, вероятно, входил) и Иерией, на азиатском берегу, между совр. Фенербахчи и Кадыккеем (Жанен. 1950, 452-454). Но в районе существовал и особый монастырь Евтропия, где подвизался упомянутый Львом " монашек " . 75. Монах стилит-столпник проявлял свое религиозное рвение тем, что непрерывно стоял на высоком столбе. Знаменитый Лука Столпник простоял на столбе, как описывает его житие, 45 лет, и тоже на берегу моря, в монастыре Евтропия. Полагать, что данный монах и есть Лука Столпник, невозможно, так как Лука умер 11 декабря 979 г., и в его житии ничего не сказано о подобной его кончине (Синаксарь, 301-304). 76. Эти слова можно понять по-разному. Возможно, речь идет в том, что история (как наука) вообще когда-нибудь расскажет об этих бедствиях (Газе. XVIII). Но в то же время слова " хата " (по порядку) дают основания думать, что в дальнейшем автор сам хочет изложить все эти явления (Фишер. 1886, 355-357; Крумбахер.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

Исповедь – см.: покаяние. Исповедание грехов совершалось и совершается в христианских храмах по разному, утром и вечером, но обязательно до Божественной литургии. При этом в день Причащения до литургии нельзя есть и пить. Кроме поста необходимы чтение духовных книг, богомыслие и дела милосердия. Перед частной И. каждого священник, прочитав предварительно молитвы, совершает общую И., то есть беседует о грехах со всеми собравшимися на чинопоследование покаяния, возбуждая покаянное настроение. Дети прибегали к И. с 7-летнего возраста. Историки Византии – писатели светские и духовные, писавшие либо в жанре истории, по периодам или правлениям императоров, либо в ставшем популярным со второй половины VI в. жанре всемирной хроники, когда изложение событий начиналось с первочеловека Адама или следовало как продолжение сочинения предшествующего хрониста. Основные среди них: в III в. – Дексипп (270 г.); в IV в. – Аммиан Марцеллин, рассказывающий о деяниях римских императоров с 354 до 378 гг.; Евнапий из Сард – о периоде 270–404 гг.; в V в. – Олимпиодор Фиванский – о периоде 407–425 гг., ПрискПанийский из Фракии – о периоде 433–472 гг., Малх Филадельфиец – о периоде 306–480 гг.; Кандид Исавр – от 457 до 491 гг.; язычник Зосим – о периоде с 285 до 410 гг.; в VI в. – Марцеллин Комит, скомпилировавший латинскую хронику испанского епископа Идация и доведший изложение с 379 г. до начала VI в.; анонимные сирийские составители «Эдесской хроники» (540 г.); сирийский клирик, учитель Йешу Стилит с его хроникой истории Месопотамии до 507–518 гг.; другой сириец, Иоанн Малала (в пер. с сирийск. «Ритор»), – о событиях от сотворения мира до 574 г.; столичный чиновник, преподаватель Иоанн Лид, составивший историю императорской администрации; Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565 г.), написавший 8 книг о войнах императора Юстиниана I с персами, вандалами и готами до 554 г., а также создавший трактат о многочисленных постройках этого императора и памфлет против него, известный как «Тайная история»; константинопольский ритор и адвокат Агафий Миринейский, или Схоластик (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для характеристики того, как понимал Юстиниан вероисповедную свободу в отношении еретиков, припомним, что все дела о религии и о всем с нею связанном подлежали церковному суду, монофизиты судились православными епископами и монахами. Особенно монашество заняло в V и VI столетиях руководящее положение в области церковной политики, и его Влияние было направлено в сторону крайних мер против еретиков. С мнением монахов считались государи. Симеон Стилит, подвизавшийся 40 лет на столпе, принимал послов от Феодосия и Пульхерии, привозивших ему царские грамоты, и давал правительству свои советы по церковным делам. Между тем, все вопросы церковной политики имели для империи в VI столетии крайне важное и деликатное значение. С ними были связаны жизненные интересы всего Востока, особенно Сирии. Правительство само упоминало в похвалу себе, что до 70000—80000 еретиков было изгнано из Сирии. Страна должна была запустеть. Насильственное, вызванное религиозными гонениями опустошение Сирии и до сих пор может быть засвидетельствовано состоянием опустевших городов и селений. В безлюдных и безводных пустынях Сирии попадаются селения и помещичьи виллы с окнами и галереями кругом домов, с террасами и лестницами и с различными службами, производящие на путешественника такое впечатление, что как будто жившее в них население лишь недавно покинуло эту местность, оставив свои дома под угрозой какой-то опасности. Но Сирию обезлюдило не персидское или арабское нашествие, но религиозное преследование. Религиозная политика Юстиниана подготовила порабощение этой страны арабами. В то время, как гонимые православными монофизиты массами покидали Сирию и искали приюта в Персии и Египте, до 500 монофизитствующих монахов пришли в столицу, где императрица Феодора дала им покровительство и приют. Она обратила в монастырь дворец Ормизды, где гонимые монофизиты нашли себе пристанище. Источники повествуют (Иоанн Ефесский), как император иногда посещал эту новую обитель, основанную в его же дворце для гонимых им еретиков. Такова неискренность императора, особенно рельефно проявившаяся в церковных делах.

http://sedmitza.ru/lib/text/442793/

Стенон – дословно с греч. «узкий», византийское название пролива Босфор. Степаненко Валерий Павлович – советский и российский византинист последней четверти ХХ – начала XXI вв., профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков Уральского государственного университета (Екатеринбург), знаток византийских моливдулов. Стефания – венец, который носили кесарь или севастократор (см.: корона, кесарикий). Стигмата – особая публичная отметка, которую в ранней Византии наносили на руку рекрутам или ремесленникам, прикрепленным к государственным мастерским-эргастулам. Стилиан Зауц – логофет дрома при Льве VI Мудром (886–912 гг.), василеопатор. Стилит – дословно с греч. «столпник». Стилобат – дословно с греч. «стул колонны», верхняя ступень, либо поверхность фундамента здания, особенно храма, на которой покоятся основания колонн здания. Стипиоты – хорошо известная в Византии с XII в. фамилия. Стихарь – вид расшитой длиннополой туники, вероятно с широкими короткими рукавами или, чаще, длинными узкими, которую представители духовенства надевали во время церковной службы. Изначально – позднеантичная туника из грубой материи. Позднее такая одежда напоминала дивитисий. Подпоясывалась особым поясом – зонарием, который придерживал также епитрахиль. У епископов С. дополнялся епиманиками. Иногда С. с золотой вышивкой, галунами-парагаудиями как знак отличия дарили вассальным правителям Византии. Стихерон – тропарь, который пели после строф псалма. Стол (литургический) – мог размещаться в разных помещениях (пастофорий, мемориальная часовня, иногда баптистерий). Предназначался для различных целей, исключая литургию Евхаристии (Причащения), которая совершается на освященном престоле. Формы различны: квадратная, прямоугольная, круглая, полукруглая (сигмовидная). Такие столы, особенно в погребальном контексте, часто называют менсами. Стола – длиннополая широкая рубашкообразная туника. Служила верхней женской одеждой, а также входила в одеяние византийского духовенства. Стоя – открытая лишь с одной стороны галерея (портик) на колоннах или столбах. Могла охватывать рыночную площадь и служить местом для устройства лавок – эргастириев и авак. Бывала двухэтажной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 512 году проживал в столице знаменитый палестинский монах Савва. Он воспользовался милостивым вниманием императора, чтобы ходатайствовать о сложении с оклада Палестины ста фунтов золота. Анастасий отнесся внимательно к его просьбе и отдал приказ о сбавке префекту претория Зотику. Но Марин привел основательные мотивы в отмену этого распоряжения, и дело расстроилось. Савва повидался с Марином, корил его за корыстолюбие и, если верить автору жития, предсказал пожар его дома во время бунта, происшедшего в тот год в ноябре месяце. 1414 Деятельность виндиков и хрисотелия принесли свои результаты. Золото стекалось в казну и, вероятно, по местам выходили стеснения денежного рынка. В этом смысле можно понять жалобы на корыстолюбие императора Анастасия у Иоанна Антиохийского. Он корит императора за «ненасытную страсть к деньгам», за то, что он откупался от варваров вместо того, чтобы воевать с ними, и водворил всеобщую бедность (κοινην πασι δωρμενος ην πεναν). Но тот же самый автор прибавляет, что Анастасий возводил в обедневших по его вине городах общественные здания и заботился о благоустройстве их, давая делу вид благотворения и благочестия (εσεβεας τρπ). 1415 Точно так же и Иешуа Стилит в конце своей хроники делает замечание, что этот столь внимательный раньше к нуждам своих подданных государь стал к концу своего правления иным. 1416 В связи с упорядочением финансового управления империи стояло выделение из ведомства комита частной казны императора другого, носившего имя sacrum patrimonium, которое получило своего особого начальника с титулом комита. В Западной империи это выделение существовало, по-видимому, с давних пор. Краткий указ, сохранившийся в Кодексе Юстиниана (1, 34), не дает материала для более точного выяснения круга ведомства нового сановника. К тем же заботам об улучшении и обеспечении государственного хозяйства относится указ Анастасия о лишении свободного поселенца на частной земле права покинуть свое местопребывание, если он состоял на данном хозяйстве в течение тридцати лет. 1417 По тогдашним условиям земельных отношений этот закон в равной мере обеспечивал интересы как землевладельца, так и арендатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

– Известны походы против персов Маврикиева зятя Филиппика в конце VI столетия; 586 быть может тогда же и были поставлены столпы около Едесы, едва ли не имевшие первоначально значения укрепленных пунктов. – Феодор поинтересовался знать, живут ли и теперь тут столпники. Ему ответили, что подвизается здесь один старец, Феодосий, от старости выживший из ума, то радующийся при виде проходящих, то сокрушающийся; по словам проводников, он живет на столпе вот уже 95 лет. 587 На другой день Феодор отправился к Феодосию. Стилит не хотел было принять его, советуя ему лучше заботиться о подавлении ересей, а его оставить в покое, но потом принял архиепископа и пророчески произнес, что Феодор подавит ереси и персидского царя сделает рабом Христовым. При этом он рассказал следующую повесть (§ 55). Много лет тому назад в Едесе жил богатый и знатный человек по имени Адер (δερ), отец трех сыновей; золота, серебра, рабов и скота было у него в изобилии и ежедневно на стол у него выходило по 50 номисм. Человек религиозный и мнихолюбец, он построил много церквей и часто приходил к Феодосию для духовной беседы. Однажды он явился к столпнику в печальном виде, говорил о тленности всего мирского, желал оставить дом свой и идти согласно заповеди Спасителя, прося на дорогу молитвы и одного хлеба (§ 56). Феодосий похвалил его рвение и дал ему хлеба. Адер удалился в Иерусалим, поклонился Гробу Господню и всем святым местам, затем ушел в Савину лавру и принял здесь пострижение с именем Афанасия (§ 57). Между тем жена его сокрушалась об оставлении её мужем; тогда в одну из ночей явился ей в белых ризах Афанасий, детей обещал взять себе, а её убеждал идти в монастырь. Он явился и Феодосию, которому сказал, что через три дня игуменья монастыря, неподалеку от столпа, умрет, и просил на её место поставить его жену; он прибавил еще, что его младший сын последует за ним: уйдет в лавру св. Савы, потом займет патриаршую кафедру в Иерусалиме, которою будет править довольно лет. По смерти игуменьи, умер сначала старший сын Афанасия, за ним последовал средний, да и третий заболел горячкою (λβρ πυρετ συνχεται).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Иоанн бар Масой Йездигерд I, шаханшах Йездигерд II, шаханшах Йешу бар Шушан – см. Иоанн X, сир. патриарх Йешу из Иннйва, корреспондент Георгия, епископа арабов (VII в.) Йешу Стилит (Иисус Столпник), в т. ч. Псевдо (VIII в.) Йешу, еп. Неджрана (VII в.) Йоханнан – см. Иоанн Йусуф ибн Умар ат-Такафи Йуханна ибн Масавайхи – см. Иоанн бар Масой Кавад I, шаханшах Каин Каландион – см. Иоанн III, патриарх Антиохийский Каппадокийские отцы – см. Василий Великий , Григорий Назианзин , Григорий Нисский Кардаг (Map Кардаг) (VII в.) Карпиан, адресат послания Евсевия Кесарийского Кевани – см. Феодор бар Кони Келестин, папа Римский Кийоре – см. Кир ал-Кинди, Абд аль-Масих (нач. IX в.) Киприан и Юста, св. Кир (Кийоре), глава Эдесской школы (437) Кир (Курра), en. Эдессы (V в.) Кир, ученик Фомы Эдесского (VI в.) Кириак, еп. Амиды Кириак и Иулитта, св. Кирилл Александрийский Кирилл Иерусалимский Кириллона (IV в.) Кисвай, врач Клавдий, император Клеопа Климент Анкирский Климент Римский Климент Римский , Псевдо Климент, Псевдо, автор Восьмикнижия Константин Великий , император Констанций II, император Косма и Дамиан, св. Крескент, св. Куми (или Кумай), переводчик Аристотеля (V в.) Курра – см. Кир Лев I Великий, папа Римский Лев Синкелл Левкий, Фирс и Каллиник, св. Леонтий из Неаполя Кипрского Леонтий и Публий, св. Лийута, отец Маруты Лот Лука, апостол– см. Мученичество апостола Луки Лукиан, греч. писатель Лукиан и Маркиан, св. Маана Маврикий, император Маздай, царь Макарий Египетский (Великий) Македоний, еретик Македоний II, патриарх Константинопольский Макин – см. Георгий аль-Макин Маккавеи, иудейская династия Маккиха II, католикос Востока (1257−1265) Максим Исповедник Максимиан, император Малахия – см. также Книга пророка Малахии Маммант Каппадокийский, мученик аль-Мансур, халиф Map Ава – см. Ава Map Авдишо – см. Авдишо Map Афрем – см. Ефрем Сирин Map Аха – см. Аха Map Дадишо – см. Дадишо Map Евгений – см. Евгений Map Йаккира – см. Йаккира Map Кардаг – см. Кардаг Map Кириак – см. Кириак Map Папа – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Феодорих не мог не усматривать в эдикте против ариан, которых в Византии оставалось мало, прямой вызов со стороны императора и как бы желание затронуть национальные чувства итальянцев и религиозный фанатизм духовенства и возбудить вражду к еретическому королю. Король ответил, в свою очередь, преследованием православных или католиков и, не теряя надежды на разъяснение недоразумений, пригласил к себе в Равенну папу Иоанна и дал ему поручение идти в Константинополь с требованием отмены эдикта против ариан. Если бы исполнение этого желания встретило затруднения, то посольству было поручено настаивать и даже угрожать войной. Итальянское посольство встречено было императором и высшими классами населения с исключительным почетом, папу приветствовали как наместника св. Петра и оказали ему высшие почести. Хотя предмет посольства не был выполнен и закон против ариан не был отменен, но слухи об особенно почетном приеме и о тайных переговорах, будто бы веденных папой Иоанном в Константинополе, вселили в Феодориха подозрение, что посольство ему изменило. Когда послы возвратились, он заключил их в темницу, где папа чрез несколько дней и умер. Казни и темничные заключения, к которым стал прибегать Феодорих в последнее время, значительно охладили отношения между готами и римлянами. Принимая под влиянием страха и раздражительности не совсем согласные с его характером исключительные меры, он налагал руку на все дело своей жизни. Он умер в 526 г., в августе, в весьма натянутых отношениях с Римом и Константинополем. В Равенне сохранился монументальный надгробный памятник Феодориха. 176 Лучшие известия у Иоанна Антиохийского/Fragmenta. Hist. Graecorum. V. Ар. Muller Landolfi Sagacis Additamenta. P. 365, 366. Auctor. antiquissim. 1–11. 177 Главный источник – Иисус Стилит: Chronique de Josue le Stylite ecrite vers Pan 515-par P. Martin. Leipzig, 1876. Важно исследование: Мег ten. De bello Persico ab Anastasio gesto. Jena, 1905. 181 Подробности: Панченко Б. А. О «Тайной истории» Прокопия/Визант. Временник. III. С. 496–501, 486–487. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1283 По сообщению Иешуа Стилита (гл. 54), число убитых доходило до 80 тысяч. Это число, по его словам, выяснилось, когда персы во избежание трупного запаха свозили потом тела в одно место. Цифра эта, очевидно, преувеличена. От Иешуа ее заимствовал Захария (VII4, р. 109), и через посредство последнего она перешла к Михаилу Сирийцу (Chabot. II, 156–159). Иоанн Эфесский сообщает, что из числа монахов было убито 90 человек, остальные были взяты в плен и уведены в Персию (Comment. 186). 1285 Ареобинд принадлежал по отцу и матери к высшей столичной знати. Он был сын Дагалайфа и внук того Ареобинда, который прославился единоборством с персом в первую войну Феодосия Младшего и затем достиг консульства. Мать его была Годисфея, дочь Ардабурия, внучка Аспара (см. Theoph. 145, 16–24). Ареобинд был женат на Юлиане, дочери кратковременного римского императора Олибрия и Плацидии, дочери Валентиниана III. Сын от этого брака был Олибрий, достигший консульства в 491 году. Плацидия отличалась великим благочестием и оставила по себе память сооружением великолепного храма и монастыря в квартале Гонориях; ее дочь унаследовала благочестие и благотворительность. Иоанн Лидиец (de mag, 3, 53) сообщает, что Ареобинд питал пристрастие к музыке, пению, танцам и что роскошь и нега, которые он себе позволял, вредно отражались на ходе военных предприятий. 1286 Патрикий был консулом в 500 году вместе с Ипатием, племянником Анастасия. Малала называет его фригийцем по происхождению (Chronograph. 404, 1). – Прокопий не различает Патрикия от Патрикиола, отца Виталиана, и знает только одно лицо этого имени в персидской войне (Proc. b. р. 1, 8). Иоанн Лидиец (de mag.) бросает Патрикию и Ипатию упрек в трусости и неопытности в военном деле. 1292 У Прокопия – De bel. Pers. 1, 9. – ход военных действий представлен иначе. – Ареобинд бежит в крепость Констанцию, бросив свой лагерь на разграбление. Кавад не преследует его и направляется против Патрикия и Ипатия. Передовой отряд персидской армии, состоявший из 900 эфталитов, был истреблен до одного человека. О приближении армии Кавада вожди не имели никаких сведений и в полной беспечности готовили себе обед. Нападение конницы Кавада оказалось для них совершенно неожиданным и застало людей без оружия за обильной трапезой. В панике бежали все, кто куда мог. Патрикий и Ипатий бежали первыми и спаслись, но много людей погибло на месте и во время бегства. Так как Кавад получил известие о вторжении гуннов, то отступил со всеми своими силами на север и вел там войну. Иешуа Стилит знал события на месте, и его рассказ, более полный и точный, заслуживает большего доверия, чем сокращенное изложение Прокопия. Эпизод гибели Глоны рассказан подробно и Прокопием (b, р. 1, 9, р. 43–46). Сын Глоны, принявший начальство по смерти отца, сжег церковь св. Даниила, где погиб его отец, чего персы, по замечанию Прокопия, вообще никогда не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010