26 Имя царя эфталитов – Ахшунвар. См.: Nöldeke – Tabari. S. 123. Нэльдеке, правда, отождествляет Ахшунвара с Кунхой, сыном царя кидаритов – Кидары (Ibid.). 27 Маги – жрецы зороастрийской веры. Роль магов в государстве Сасанидов была очень велика. Со времен парфянской династии Аршакидов они вместе со знатью образовывали собрание, которое избирало шаха из числа его детей или формально закрепляло власть за кандидатом, названным в завещании умершего шаха. Это собрание было особенно влиятельно в IV – V вв. в период усиления знати, и еще в правление Кавада I оно давало о себе знать. Об этом собрании не раз упоминает и Прокопий (В. P.I. 5. 3 – 4; 21. 20 – 22). О роли магов упоминает и историк Агафий (Agath. II. 26). Об участии магов в походах Прокопий говорит неоднократно (см., напр., В. Р. 1.7., 19; II. 26.3. II. 13,9; II.24.2etc.). 28 После этого поражения от эфталитов Фируз уступил им город Талекан, обещал уплатить определенную дань, а сын Фируза Кавад был отдан заложником и пробыл у эфталитов два года, пока условленная сумма не была уплачена. См. Josh. Styl. Ch. 10. Рассказ Прокопия об этом поражении Фируза, имевшем место около 468 г., отличен от изложения Иешу Стилита и близок к персидской традиции, сохранившейся у Табари. Кроме того, Иешу Стилит говорит еще об одном (также неудачном) походе Фируза против этого племени, имевшем место раньше и завершившемся тем, что на выручку Фирузу пришел император Зинон, пославший шаху золото для эфталитов. Josh. Styl. Ch. 10. 30 Об обычае персов клясться на соли известно и по другим источникам. См.: Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С. 469. Примеч. 3. У многих древних народов соль была символом дружбы и гостеприимства. См.: Schleiden M. J. Das Salz: Seine Geschichte, seine Symbolik und seine Bedeutung in Menschenleben. Leipzig. 1875. S. 70 – 73. У армян, в частности, обет сопровождался клятвой, символическим выражением которой служила соль. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 469. 31 О том, что Фируз нашел свою смерть во рву, вырытом царем эфталитов, сообщает и современник событий Лазарь Парбский. См.: Collection des historiens de l’ArménieEd. V. Langlois. P. 1876. P. 351. Ср., также: Agath. IV. 27. (Этот историк, правда, говорит о нескольких рвах). Той же версии придерживаются персидские и арабские хронисты. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 294. История похода Фируза против эфталитов окутана множеством легенд. Согласно одной из них, шах, чтобы не нарушать данную эфталитам клятву не пересекать их границу, повелел поместить на повозку и везти перед войском пограничный камень. По другой легенде он приказал тащить перед войском пограничную башню, водруженную Варахраном V, на что потребовалось 50 слонов и триста солдат. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 294. N 2.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

54 Об обладавшем чудодейственной силой отшельнике Иакове известно и из житийной литературы. См.: AASS (August. 2). Приведенная здесь легенда свидетельствует о том, что Кавад старался щадить религиозные чувства местного населения. 55 Как видно из этой фразы, несмотря на усилия константинопольской дипломатии, эфталиты выступили на стороне персов, 56 По свидетельству Псевдо-Захарии, амидяне прикрепили к зубцам стен цепями матрасы и таким образом принимали удары баллист. См.: Zach. VII. 3. 57 О хитрости с холмом, хотя и с некоторыми различиями в деталях, сообщают Иешу Стилит и Псевдо-Захария. См.: Josh. Styl. Ch. 50; Zach. VII. 3. 58 Употребление Прокопием словосочетания «так называемые» в применении к монахам некоторые исследователи рассматривают, с одной стороны, как почтение к этой части духовенства, с другой стороны, как подчеркнутую отстраненность историка от религиозной темы. См.: W. III. Erläuterungen: S. 463 zum §22. В действительности, это всего лишь описательная формула, используемая Прокопием, писавшим в традициях аттикизма, для явлений и реалий, не существовавших в произведениях античных авторов. Ср. Cameron Al. Agathias. Oxford, 1970. Р. 75, 98 – 99. 59 По свидетельству Иешу Стилита, войска были посланы из Константинополя в апреле 503 г. См.: Josh. Slyl. Ch. 54. 60 Полководец Ареовинд и по отцовской, и по материнской линии принадлежал к высшей военной знати; сын внучки всесильного некогда Аспара Диагисфеи. Консул 506 г. Женат был на Юлиане, принадлежавшей к аристократическому роду Анициев. В 512 г. во время восстания в Константинополе народ хотел провозгласить его императором, однако он испугался оказанной ему чести и бежал на противоположный берег Золотого Рога. См.: PLRE. II. Р. 143 – 144. 61 Келер – иллириец, земляк императора Анастасия, – занимал пост магистра оффиций в 503 – 518 гг. и играл в государстве весьма важную роль при всем том, что не одобрял религиозной политики императора, являясь приверженцем православия. См.: PLRE. II. Р. 275 – 277. 62 Речь идет о Флавии Патрикии, консуле 500 г., магистре militum praesentalis 500 – 518 гг. Источники описывают его как справедливого и прямого мужа, но в 503 г. он был уже достаточно стар и, по словам Псевдо-Захарии, отличался слабостью ума. См.: Zach. VII. 4. Ср.: PLRE. II. 840 – 842.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

66 Фаресман – лаз по происхождению, был, вероятно, в то время комитом rei militaris. В 505 – 506 гг. он исполнял уже должность магистра милитум per Orientum. Внуки этого Фаресмана Руфин и Леонтий принимали участие в войне с вандалами. См.: В. V. II. 19,1; 20.10. 67 Годидискл и Весса принадлежали к тем семействам готов, которые остались во Фракии, в то время как Теодорих, будущий король остготов, прозванный Великим, двинулся в 488 г. по наущению императора Зинона в Италию, где и основал свое королевство. Годидискл известен лишь по этой войне, когда он, по всей видимости, имел чин трибуна. Между тем Весса стал впоследствии видным военачальником, сражавшимся, на многих фронтах. При этом известно, что он отличался не только военной доблестью, но и огромным корыстолюбием. См.: PLRE. II. Р. 515, 226 – 229. 68 Критикуя отсутствие единого главнокомандующего, Прокопий, по всей видимости, намекает и на подобного же рода слабость системы военной организации на Востоке и при Юстиниане. Такие намеки у историка достаточно часты. См.: Rubin В. Das Zeitalter Justinians. В., 1961. Bd. 1. S. 256. Точку зрения Прокопия о необходимости единого военного руководства разделяют Иешу Стилит и Иоанн Лид. См.: Josh. Styl. Ch. 55; Joan. Lyd. 111. 53. 69 Апион принадлежал к фамилии крупных египетских землевладельцев. См. о нем Чекалова А. А. Константинополь в VI в.: восстание Ника. М., 1968. С. 35 – 36. 70 Константина, основанная Севером или Каракаллой, имела название Антинополя. При Константине I была укреплена и переименована по имени этого императора. Арзамон (совр. Гарпам) расположен между Константиной и Дарой. Став здесь лагерем, Ареовинд намеревался угрожать Нисибису. Ипатий же и Патрикий расположились лагерем к северу от Амиды, примерно в 70 км от нее. Их целью было возвратить этот захваченный персами город. 71 По сообщению Иешу Стилита, Ареовинд, узнав о возможном походе против него Кавада, обратился за помощью к Патрикию и Ипатию, но те отказали ему, говоря, что заняты осадой Амиды. См.: Josh. Styl.Ch.55.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

63 Биографию Прокопия см. в: Rubin B. Ор. cit, Col. 23 – 28; Удальцова 3. В. Указ.. соч. С. 146 – 160. 80 Подробнее см.: Чекалова А. А. Иешу Стилит или Прокопий? (К вопросу о манере изображения греческими и сирийскими авторами войны между Византией и Ираном в 502 – 506 гг.)//ВВ. 1981. Т. 42. С. 71 – 77. 82 Christensen A. Le règne du roi Kawadh I et le communnisme mazdakite. Kobenhavn, 1925. P. 95 – 127; Дьяконов М. M. Очерк истории Древнего Ирана. M., 1961, С. 410 – 411. Примеч. 153. 90 Вспомним, что и «Война с персами» начиналась о правления сына Феодосия (Аркадия). См.: В. Р. I.2. 1. 93 Бенедикти Р. Взятие Рима Аларихом: (К вопросу об историографическом методе Прокопия Кесарийского)//ВВ. 1961. Т. 20. С. 23 – 31. 108 Димитриу А. К. К вопросу о Historia Arcana//Летопись историко-филологического общества при Новороссийском университете. IV. Византийское отделение. II. Одесса, 1894. С. 258 – 301. 109 Dahn F. Procopius von Caesareä Ein Beitrag zur Historiographie der Völkerwanderung und des sinkenden Römertums. B., 1865. 110 Haury J. Procopiana. Augsburg, 1892; Idem. Zur Beurteilung des Geschitsschreibers Procopius von Cäsarea. München, 1896. 111 Панченко Б. О «Тайной истории» Прокопия//ВВ. 1895. Т. 2. С. 24 – 57, 340 – 371; 1895. Т. 3. С. 96 – 117, 300 – 316, 460 – 527; 1897. Т. 4. С. 402 – 521. 113 Жанр псогоса, соединяющей в себе традиции языческой инвективы и христианского псогоса, требовал от автора исключительно очернительства. 114 Эту датировку (550 г.) предложил в свое время И. Хаури. См.: Haury J. Procopiana. P. 9 – 21. С тех пор ее разделяет большинство исследователей. Правда, Дж. Эванс вернулся, без достаточных, на наш взгляд, оснований, к старой датировке – середина 558 – 559 г. См.: Evans J. A. S. Procopius. Р. 45 – 46. Г. Фатурос относит создание «Тайной истории» к 552 г., а предисловия к ней – ко времени после смерти Юстиниана. См.: Fatouros G. Zur Prokop-Biographie//Klio. 1980. Bd. 62. S. 517 – 523. 126 Mickwitz G. Die Kartellfunktionen der Zünfte nnd ihre Bedeutung bei der Entstehung des Zunftwesen//Soc. Scient. Fennika. Commentationes Humanarum Litterarum. 1936. Vol. VIII. 3. P. 198 – 204.

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

В то время как современник этой войны, житель Эдессы Иешу Стилит, рассказывая о ней в своей хронике, сосредоточил внимание почти исключительно на событиях, происходивших вокруг его родного города, и дал, таким образом, по существу описание войны с точки зрения эдессита, Прокопий выделяет в этой войне главное событие – военные действия в районе города Амиды. В соответствии с этим он определил для себя главную тему и именно ей посвятил свой рассказ, сделав это с необычайным блеском 80 . Иной раз Прокопий просто в угоду читателю выбирает из массы черт какого-то явления то, что особенно может поразить его воображение. Так, говоря о маздакитском движении, сторонником которого некоторое время был и шах Кавад, Прокопий сообщает, что среди прочих новшеств маздакитами была введена и общность жен 81 . Разумеется, это не было главным в маздакитстве (более того, спорным является само наличие подобного положения в догматике маздакитов 82 ), но именно эта черта могла особенно поразить воображение византийского обывателя, читающего сочинение Прокопия. И если историк в данном случае и не дает полной картины маздакитского движения, то он все же позволяет судить о вкусах своей среды. Важным литературным компонентом сочинения являются речи его персонажей, которые служат не только риторическим украшением произведения, но и несут важную смысловую нагрузку, ибо для историка это благоприятный случай высказать собственные взгляды по тому или иному вопросу. Вложенные в уста врагов, они, в частности, позволяют автору высказать критику в адрес императора, а порой и весьма дерзко пошутить на его счет. Подобная роль речей в произведениях Прокопия, конечно, не означает, что они полностью представляют собой плод свободного полета фантазии писателя. Прокопий пользуется реальными речами исторических лиц, преображая их по содержанию и стилистически согласно потребностям и правилам жанра. Неоднократно историк использует речи для того, чтобы охарактеризовать ситуацию или действующих лиц. В качестве примера сошлемся на знаменитую речь императрицы Феодоры, произнесенную ею на императорском совете в критические минуты восстания Ника 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

«... император приказал построить стену вокруг селения Дара, которое находится на границе. Выбрали каменщиков из всей Сирии, и они отправились туда строить. Персы же вышли из Низибии и препятствовали им.» (Иешу Стилит. Сирийская хроника. 90.,/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.167) Как сообщает Феодор Чтец : «Царь Анастасий построил город Дару и, построив его, видел во сне апостола Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенес туда и положил там остатки его.» (кн.2 frg. 57) 269 Хрисаргирон – подать, выплачиваемая золотом или серебром (откуда и получила свое название)раз в четыре года. Налог на средства производства. Ввиду сложности точного определения его размеров, при сборе хрисаргирона были многочисленные злоупотребления. Евагрий не совсем прав, рассматривая этот налог только как налог на людей сомнительных профессий. 270 Отдаленные по времени от себя события Зосима заимствовал в основном из «Всеобщей истории» Евнапия – язычника и неоплатоника, умершего в 414 г. Понятно отношение последнего к св. Константину и предвзятое описание событий Евнапием. 271 Об убийстве Криспа (в 326 г. по современной датировке) также сообщают Евтропий: «начал он преследовать своих родственников и, в частности, сына своего, мужа выдающегося, а также сына сестры своей, юношу достойного нрава, убил, а вскоре и с женой своей поступил так же ... " (Евтропий. Краткая история от основания Города. 6.1 Последнее издание – Римские историки IV века. М., 1997 г. с.69) Секст Аврелий Виктор: «Из них старший по возрасту (Крисп) неизвестно по какой причине по приказу отца был лишен жизни ...» (Секст Аврелий Виктор. О цезарях. rл.XLI., 10. Последнее издание – Римские историки IV века. М., 1997 г. с.120) Он же уточняет в книге «О нравах римских императоров»: «Между тем Константин, достигнув благодаря удивительной удаче в войнах единоличного управления всей Римской империей, приказал, – как полагают, – по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Сиракузы – древнегреческий, римский, а затем византийский город на острове Сицилия. С конца IX в. – в руках арабов, а через столетие – норманнов. Сириаки, сиры – население Сирии, говорившее на арамейском наречии. Сирика – ценные ткани, изготовленные в Византии из импортных материалов, в первую очередь из шелка и тонкой шерсти, иногда с вышивкой золотными нитями. Пользовались спросом за пределами Империи, служили в качестве дипломатических подарков, для выкупа христианских пленников у варваров. См.: оксос. Сирикарий – византийский ткач сирики. Сирикопрат – торговец сирикой. Сирия – древнее название области между Средиземным морем на западе и рекой Евфрат и Сирийской пустыней на востоке, населенной арамейцами. В XVI-XV вв. до н. э. в северной С. существовало государство Митанни, в XIV в. завоеванное хеттами. С XI в. до н. э. С. сначала принадлежала ассирийцам, потом вавилонянам и персам. В 332 г. до н. э. завоевана царем Александром Македонским, в 312 г. здесь возникло эллинистическое царство Селевкидов, а в 64 г. до н. э. оно было покорено Римом. В ранневизантийское время делилась на две провинции. Первая Сирия охватывала территорию северной С. и сирийское побережье от города Палта до Селевкии (3). Главный город – Антиохия на Оронте. Вторая Сирия охватывала территорию южной С. Главный город – Апамея. В 636 г. С. была завоевана арабами (с VIII-IX вв. сиры или сириаки стали арабоязычными), в 968 г. – египетским султаном, в 1078 г. – сельджуками, в 10991187 гг. – в руках крестоносцев, а с 1198 г. – опять владение мусульман Египта. С 1517 г. находилась под властью турок-осман. Далеко не все сирийцы знали греческий язык, но как историки Византии имеют особенно большое значение. Ныне С. – область азиатской Турции (185,5 тыс. кв. км). Плоскогорье с горными хребтами Ливан и Антиливан и реками Эль-Аси (древ. Оронт) и Иордан постепенно переходит на востоке в сирийско-аравийскую пустыню, распадается на собственно С. и Палестину. См.: Келесирия, Финикия, Ливан, Дамаск, Пальмира, Кесария Пелестинская, Лаодикея Сирийская, Селевкия, Кирр, Вероя (2), Бостра, Эмеса, Йешу Стилит, Евагрий Схоластик , Иоанн Епифанийский, Иоанн Малала, Иоанн Эфесский, Эдесская хроника, Кирилл Скифопольский , Симеорн Стилит, Симеон Стилит Младший (Дивногорец), Симеон Юродивый, Савва Великий (Освященный), яковиты, Бар Эбрей, Дионисий Тельмахрсский, Михаил Сирией, гассаниды, Хамданиды, Пигулевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изучал геогрфию, астрологию. Симеон Стилит Старший (388–459 гг.) – сирийский анахорет, родом из Киликии, из бедной крестьянской семьи; создатель новой формы подвижничества во имя Бога – столпничества, то есть стояния на высоком столпе (греч. стиле) в течение многих лет. По словам Евагрия Схоластика , С. С. провел в подвижничестве 56 лет; «в первом монастыре, где он учился божественным [вещам], – девять лет; затем в так называемой мандре – 47 лет, [из них] в некоем узком месте он состязался 10 лет, на колоннах менее высоких – семь лет и на сороколоктевой – 30 лет». К концу V в. на месте «мандры» на склоне горы, в Калаат Симане (между Антиохией и Кирром) был построен храм С. С., развалины которого сохранились до нашего времени. Симеон Стилит Младший (Дивногрец) (521–592 гг) – знаменитый сирийский аскет второй половины VI в., который жил в горах около Антиохии. Согласно Житию, Бог побудил его подняться на столп в возрасте семи лет. На столпах или вершинах гор он нес свое подвижничество в течение 68 лет, питаясь только побегами кустарника. Пользовался большой известностью среди ромеев и варваров, которые массами паломников приходили к нему просить чудес и заступничества небес. Память отмечается Церковью 24 мая. См. агиография. Симеон Фессалоникский – архиепископ Фессалоники (1416/1417–1429 гг), умер в 1429 г.; последний крупный византийский мистик, богослов. Его главным произведением стал трактат по церковным праздникам, о мистических и литургических обрядах византийской Церкви, представленный в форме диалога между автором и священником. Автор двух писем деспоту Андронику Палеологу и двух посланий церквам своего прихода. Симеон Юродивый (ум. 590 г.) – святой подвижник, монашествовавший в Палестине и Эмесе в период правления Юстина II – Маврикия (565602 гг.). Его Житие было написано в 640-е гг. Леонтием Неапольским со слов Иоанна, архидиакона Эмесского. Содержит массу бытовых подробностей о провинциальном византийском городе VI в. в Сирии. См.: агиография. Симион – древнее, употребляемое рядом византийских авторов обозначение воинских значков и знамен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Столпник – греч. стилит, святой из числа преподобных, который избрал особый вид религиозного подвижничества – долгое, иногда годами стояние, нахождение на «столпе» (каком-нибудь возвышении, башне, колонне) для углубленной молитвы. Основатель столпничества – сирийский монах Симеон Стилит (ум. 459 г), который пребывал на столпе больше 30 лет. Страбон (ок. 64–63 г. до н. э. – ок. 20 г. н. э.) – греческий географ и историк из города Амасия в Понте. Происходил из знатной семьи. Путешествовал по Малой Азии, был в Коринфе, Италии (Рим, Кампания), Египте, поднимался вверх по Нилу. На основе письменных источников написал «Географию» в 17 книгах, которая интересна не только с географической, но и с исторической и культурной точек зрения. По значимости она сравнимо с «Руководством по географии» Клавдия Птолемея, но привлекла внимание только в позднюю античность и византийское время. Страстотерпцы – так Православная Церковь называет погибших от рук убийц и злодеев. Стратегемата – сборник военных хитростей, правил и сведений. См.: военные трактаты. Стратегикон – стратегика, сочинение о принципах военного искусства. См.: Онасандр, военные трактаты, тактикон. Стратиг – дословно с греч. «военачальник»; 1) до оформления фемного строя – любой полководец, военачальник, глава воинского контингента, нередко как синоним стратилату; 2) в конце VII-XI вв. – наместник, правитель военно-административного округа (фемы), командир фемного войска, а также комендант отдельного города или крепости. Представлял на местах власть василевса, решал гражданские и военные дела от его лица, осуществлял суд в пределах своего округа. С конца Х в. – глава гражданской администрации стратигии (стратигиды). Согласно «Тактике Льва», С. фем Анатолик, Армениак, Фракисиев получали 40 литр золота в год, их коллеги из фем Опсикий, Вукеллариев и Македонии – по 30, Каппадокии, Пафлагонии, Фракии, Колонии (2) – по 20, остальные – от 10 до 5; 3) С.-автократор – военачальник, обладавший всей полнотой власти, имевший право вести войну по своему усмотрению, то есть главнокомандующий (синоним – стратопедарх). После Х в. этот термин практически не употреблялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 Гидулянов. Вост. патриархи, 481. 13 Деяния вселенских соборов Изд. Казанской духовной акад. I. 265. 14 Гидулянов. Восточные патриархи, 551. 15 Gregorii Theologi. Ep. 147, 202; Patrologia Сгаеса. Т. XXXVII. 16 Marin. Les moines de Constantinople. Paris, 1897. 17 Моя статья: Археологические памятники Сирии//Известия. VII. 18 Tillemont. Memoires pour servir a Fhistoire eccles. XV. P. 347: «II n " y a guere de saints dans I " eglise dont le nom soit aussi celebre qu " est celui de S. Symeon Stylite. Cependant 1 " honneur que nous luy rendons aujourdhui n " est qu " un reste de celuy que les Fideles luy ont rendu de son vivant mesme»; см. еще р. 462. 19 De Vogue. Syne Centrale. I. P. 142; ср.: Ф. Успенский. Памятники Сирии//Известия Русского археологического института в Константинополе. VII. Моя статья: О вновь открытых мозаиках в церкви св. Димитрия//Известия. Т. XIV. Сноски к главе XI 1 Krumbacher. Geschichte der Byzantin. Literatur. S. 919 (2-te Ausgabe). 2 Для внутренних отношений см.: Sievers. Studien zur Geschichte der romischen Kaisern. S. 489. 3 Mommsen. Ostgothische Studien. S. 245. Neue Archif der Gesellsch. 14 B. 1889. 4 Malchi Fragm. II ed. Dindorf. P. 397. 5 Malchi Fragm. 18; Comes Marcell. A. 479. О числе шедшего в Италию войска см. соображение: Dahn. Die Konige. Hartmann. Gesch. Italiens. I. 73. 8 Monumenta Germ. Histor. Auctorum antiquissimorum. 1—2; Eugippii. Vita s. Severini. C. I, IV—VI; X, XXVIII, XLIV. Эти места сохранились и поныне под названием: Klosterneuburg, Tulln, Mauer. Сноски к главе XII 1 Rose. Kaiser Anastasius. Halle, 1882. S. 16. 2 Comes Marcellinus. P. 94//M. G. Histor. Chron. minora. Vol. XI. Ζωναρς (XIV. 4) прямо говорит: Δια τς εφδους Βουλγρων και των ΣκυΟν. 4 Лучшие известия у Иоанна Антиохийского//Fragmenta. Hist. Graecorum. V. Ар. Muller Landolfi Sagacis Additamenta. P. 365, 366. Auctor. antiquissim. 1 — 11. 5 Главный источник — Иисус Стилит: Chromque de Josue le Stylite ecrite vers Pan 515 — par P. Martin. Leipzig, 1876. Важно исследование: Мег ten. De bello Persico ab Anastasio gesto. Jena, 1905.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010