б) Новый Иерусалим ( Откр.21:2 ) 2 И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Первая стародавняя мечта, отраженная в писаниях пророков, была о новом небе и земле. Вторая заветная мечта пророков – мечта о новом Иерусалиме, святом городе. «Вот, Я творю новое небо и новую землю…». – И пророк Исаия продолжает: А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не у слышится в нем более голос плача и голос вопля ( Ис.65:17–19 ). Новый мир и новый Иерусалим – библейские понятия, неотделимые друг от друга. Это единство двух понятий сохраняется и в Книге Откровения, явно опирающейся на пророчество Исаии. Оно придает городу Иерусалиму космический масштаб. Иерусалим – образ, метафора самой сущности нового мира. Итак, новый Иерусалим, «святой город» – как он называется в Священном Писании , – нисходит с неба. Этот таинственный образ тоже имеет свои корни в иудейской апокалиптической сфере. Он же был воспринят и ранними христианами, например апостолом Павлом в Послании к Галатам ( Гал.4:26 ) или в Послании к Евреям ( Евр.12:22 ). В этой иудейской сфере существовала мысль о том, что новый Иерусалим уже от века предсуществует на небе. И этот небесный, но пока еще невидимый город спустится на эту землю, а именно в Палестину, чтобы заменить собою оскверненный или уничтоженный ветхий Иерусалим. Иначе картина представлена у Иоанна в Откровении. Здесь сначала возникает новый мир – указание на то, что все прежнее представление теряет свой национально-иудейский характер. Новый Иерусалим – не возобновление Иерусалима в его идеальном состоянии, не замена одного города другим, подобным, но лучшим. Нет, Новый Иерусалим – метафора нового мира, Царства Божьего, населенного Церковью спасенных, народом Тела Христова. Если же смотреть вглубь иудейской мечты о Небесном Иерусалиме, то мы увидим, что на формирование такого представления повлиял эллинизм. Первоисточник его – философия Платона, величайшего философа древности. Он учил об идеях, о том, что в высшем невидимом мире существуют идеи всех вещей, то есть их идеальные, совершенные прообразы. Все, что есть на земле – лишь несовершенные копии небесных идей. Согласно этой философии, должен существовать и Небесный Иерусалим, несовершенной копией которого является Иерусалим земной. Эллцнская философия и вообще культура оказала большое влияние на иудеев межзаветной эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Но не сказано «сшедший с неба», а именно «сходящий». Этим город Иерусалим ставится как бы между небом и землей. Но не просто между ними, как в новом, третьем месте, а именно как соединение того и другого, как сходящий от Бога с неба на землю. Новое небо и новая земля, это – паки-небо и паки-земля, новый Иерусалим – это паки-Иерусалим, паки- Церковь . Это – место соединения нового неба и новой земли, место особого пребывания Бога с прославленными людьми, Церковь вечности. Небесный город Иерусалим святый , ибо является местом особого пребывания Бога и прославленных святых в вечности. В него не войдет ничто нечистое (ст. 27). Он – новый , в отличие от того старого, бывшего на прежней земле, бывшего святилищем ветхозаветной Церкви. Город – новый, ибо он в новом мире вечности. Старого мира тления и старого Иерусалима уже нет. Но опять, как ранее о земле и небе, надо разуметь не совершенное исчезновение прежнего и создание его заново, а новое бытие или пакибытие прежнего города и прежней христианской Церкви, бывшей на прежней земле. Миновали не они сами, а их прежнее бытие. Приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. В подобных выражениях представлялись Иерусалим и Церковь Ветхого Завета, а также и Церковь Нового Завета. «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый» ( Ис. 52:1 ). «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли называется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь» ( Ис. 54:5–6 ). Так и в Новом Завете Церковь именуется невестой Христовой ( 2Кор. 11:2 ; Еф. 5:22–33 ; Откр. 19:7–8; 22:17 ). Небесная Церковь, вышний Иерусалим, приготовленный как невеста, украшенная для мужа – Христа. За долгие века земного странствования Церковь украсилась божественной красотой для своего мужа-Христа. «Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?.. Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна как полки со знаменами» ( Песн. 3:6; 6:4 ). Вся Песнь Песней Соломона есть гимн нетварной красоте Церкви. Эту красоту стяжают святые, «ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его». Об этой святой земле восклицает пророк: «О, как велика благость его и какая красота его!» ( Зах. 9:17 ). «Отличительная особенность святых подвижников – вовсе не их доброта, которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная» (священник Павел Флоренский ). Этой красотой украшайся, душа, дабы на тебя Бог, «как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (красотой – слав.)» ( Ис. 61:10 ). Такой красотой будет украшен небесный Иерусалим, Церковь для Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ст. 11–15. 2. …Многие народы издалека придут к имени Господа Бога с дарами в руках;... роды родов восхвалят тебя, (восстановленный Иерусалим), восклицаниями радостными. Прокляты все ненавидящие тебя!... О, блаженны любящие тебя! они возрадуются,... когда увидят всю славу твою, и будут веселиться вечно... Эти пророчественные слова Товита ближайшее оправдание свое получили после плена Вавилонского, когда разрушенный Иерусалим с новой красотой возник из пепла своего, и в нем воздвигнут был второй храм Господень. Тогда, действительно, многие цари языческие посылали щедрые дары ко храму Господню и отпускали огромные суммы для жертв Иегове 1038 ; а некоторые из них самолично приходили в Иерусалим и усердными жертвами превозносили славу Бога Еврейского 1039 . Но, поскольку восстановленный Иерусалим разрушен был снова, и слава его погибла навсегда, равно, и храм исчез с лица земли, – а, между тем, святой старец вдохновенно говорит о славе Иерусалима в роды родов и о вечном веселии сынов его, стремящихся к нему с дарами в руках; то в полном смысле своем это пророчество должно быть относимо к духовным чадам новозаветной церкви и благодатному царству Обетованного Мессии, возникшему первоначально на священной почве города Иерусалима. Ст. 16–18. 3. …Иерусалим отстроен будет из сапфира и смарагда, и из дорогих камней; стены твои, башни и укрепления из чистого золота; и площади Иерусалимские выстланы будут бериллом, анфраксом и камнем из Офира. На всех улицах его будет раздаваться: аллилуия, – и будут славословить, говоря: благословен Бог, который превознес Иерусалим, на все веки!.. Черты, в которых описывается здесь Иерусалим земной, прямо указывают на Иерусалим небесный 1040 , т. е. на торжествующую и светоносную церковь Христову, по открытии в ней царства славы; ибо такими же точно чертами описывается красота небесного царства и слава будущей жизни в откровении св. Иоанна Богослова 1041 . Символизм этого описания внушает нам, что Иерусалим небесный будет устроен из одних только избранных, которые в течение земной жизни своей назидали себя на твердом основании веры Иисус-Христовой, а также на чистом золоте и драгоценных камнях всех добродетелей 1042 , наипаче же – милосердия христианского и благотворительности 1043 . Глава 14. Предсмертное завещание Товита

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так Владыка неба и земли посылает через своего священника Мелхиседека благословение града Иерусалима Аврааму и всему роду его. Благословение Иерусалима почило на «отце веры» ( Рим. 4:11–12 ), Аврааме, а через него на всей Церкви ветхозаветной, столицей, центром и святилищем которой и стал Иерусалим. Как и первый Адам, второй Адам – Христос ( Рим. 5:18–19 ) рождается не в Иерусалиме, но сюда приходит вкусить смерть. На месте погребения Адама умирает Христос на Кресте (вот почему под распятием Христовым бывает изображение черепа Адама, знак того, что – «смертию смерть попрал»), и на третий день боголепно воскресает. Кровь и вода Голгофы ( Ин. 19:34 ; 1Ин. 5:6 ) – вот баня пакибытия вселенной. Центр смерти становится центром жизни. «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» ( Ис. 60:1 ). Церковь также поет: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же чистая красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего». Так Иерусалим начинает преобразовывать уже весь мир по Божественному плану Спасителя: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). «Радуйся, Сионе Святый, мати Церквей, Божие жилище» (святой Иоанн Дамаскин ). Иерусалим – место, связывающее Восток и Запад, тысячелетние споры Востока и Запада разрешаются только через Иерусалим. Географический центр становится центром мистически-духовным, сердцем мира, соединяющим его с небом. Город земной становится городом духовным, Церковь ветхозаветная – Церковью новозаветной. Восклицает апостол о христианах: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» ( Евр. 12:22 ). И тот же апостол восклицает о Церкви: «А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал. 4:26 ). «Вышний Иерусалим», Церковь – это богочеловечество («невеста», ставшая «одной плотью» с «женихом»), небо, сходящее на землю, пакибытие в этом бытии. И вот тайнозритель видит и в новом мире пакибытия святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Христос, входящий в Иерусалим, входящий в твою и мою жизнь, это Учитель, который не оставляет нас и, войдя в нашу жизнь, уже не покидает нас никогда. Как мы знаем, что даже когда Он возносился на небо, Он сказал: “… и се, Я с вами во все дни до скончания века”. И в Святых Дарах, в своём Святом Слове Евангелия, Он по-прежнему среди нас, ибо Он сам сказал: “Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди”. А в Святых Дарах мы принимаем свою жизнь, Входящего в Иерусалим твоей и моей души. Посему будем подражателями древних патриархов, которые ходили, как в присутствии Бога, ожидая Его пришествия, взирая, проницая очами веры будущее. И они не находили для себя определённого места вдохновения, ибо искали Города Небесного. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, который силой благодати Своей вводит нас в Иерусалим Небесный, в Иерусалим Надмирный, Новый Город, как он называется в Апокалипсисе, сходящий от Бога. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, который умалил Отца, и Отец послал Духа Святого в сердца верующих, дабы схождением благодатных огненных языков облистать сиянием Божества душу каждого верующего человека. Христос, входящий в Иерусалим, это Христос, сошедший на землю нас ради человек и нашего ради спасения, Сын Божий, грядущий на страдания и крестную смерть, нас ради человек и нашего ради спасения. Поэтому вникнем в своё внутренне состояние, как мы приветствуем Господа, сохранится ли эта преданность по отношению к Нему и во время всей седмицы, да не будет САМОРАСТЛЕНИЯ, когда люди будут вопиять: “распни, распни Его”. Даже те, которые не постились всё время Великого поста, совершите этот подвиг в Страстную седмицу. Сораспните себя Христу Иисусу и Он смирит наше ослиное упрямство во грехе, укротит и обратит нас в кротких осляти, на которых восседает Праведность Божия и Святость Божия. Особенно моё слово обращено к тем, которые сегодня будут причащаться Тела и Крови Иисуса Христа. Священники уже возгласили: “Святая Святым”. И когда вы пойдете к Причастию, ваши открытые уста, как ворота града Иерусалима, и вы примете в себя Самого Христа, для того, чтобы сияние Его Божества очистило, освятило, преобразило, преосуществило, преложило бы нас из состояния чад гнева в состояние чад Божиих.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-pr...

8 . Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Здесь ясно говорится о создании разом целого народа от Сионской церкви. Образ рождения не плотский, это – рождение водою и Духом, как глаголал Господь Никодиму ( Ин. 3:1–8 ). 9 . Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ср. слова Езекии к Исаии ( Ис. 37:3 ) о бессилии своем, доводившем его почти до отчаяния. И в этом событии рука Господня не дала погибнуть прибегавшему в Нему. Оставит ли Господь Бог „чад Своих“, от Бога рожденных верою и воспринятых в Церковь Божию крещением водою и Духом, – оставит ли Господь Бог их без помощи? и не совершит ли Бог до конца спасение всего человечества, которое Он обещал Ему? В стихе 9 – будущность всей Христовой Церкви, которой при создании ее Богочеловек сказал: „не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство“ ( Лк. 12:32 ). Многи были скорби и гонения, испытанные Христовою невестою, Церковию, но от всех этих напастей избавлял ее Господь. 10 . Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, 11 . чтобы вам питаться и насыщаться от сосцев утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Под именем любящих Иерусалим подразумеваются только те из Иудеев, которые сердцем принадлежали Богу и в Иерусалиме чтили святое место, в котором Бог открывался Давиду и Соломону, и пророкам, и среди которого стоял храм посвященный священному имени Вездесущего и Вечноживущего. И плакали истинно по Иерусалиме не те, которые жалели мирского величия и славы его, угасавшей под ударами завоевателей, а те, которые-как Иеремия и Иезекииль, – плакали о том, что Иерусалим утратил чистоту и святость свою, будучи осквернен идолопоклонством и всеми пороками язычества. В грядущей же церкви Христовой будут любить Иерусалим сыны и дщери горнего Сиона, как место страданий и воскресения Христа Господа нашего, как место, где пролита всеочищающая кровь Священного Агнца, как град прообразующий горний Иерусалим,-место вечного покоя; и когда Иерусалим земной будет разрушен, они будут плакать о нем, памятуя Господа Иисуса, – но, зная приговор, произнесенный о нем, и исполняя повеление Господа, они не будут защищать его вместе с фанатиками Иудеями, а оставят его и уйдут в горы 1852 . Но если земной Иерусалим был разрушен, то горний Иерусалим был непрестанно пред умственными очами верующих; он был вечным престолом Церкви Христовой: он был „градом Бога живого, Иерусалимом небесным“ ( Евр. 12:22 ). К нему обращались мысли верующих, о нем радовались сетовавшие о гибели земного Иерусалима, ибо он был выражением Церкви земной и небесной, и эта церковь питала от сосцев своих чад своих утешением от Господа, даровавшего ей преизбыток славы, дабы прославилось на земле имя Господне (Ин. 17и ср. Флп. 2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 2003 году состоялось перенесение обретенных незадолго до того мощей владыки из Покровского кладбищенского храма в Христорождественский кафедральный собор. По благословению митрополита Рижского Александра (Кудряшова) в 2006 году учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского . Подготовила Курбеко О. В. Проповеди О неизбежности страданий 1   С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Мф. 16:21–23 Как удар грома с ясного неба – такое впечатление произвело на учеников это открытое заявление Господа о предстоящих Ему страданиях. Еще ранее Он говорил им, что Его путь – это и их путь. «Возненавидят вас имени Моего ради. Ученик не более учителя, и раб не более пославшего его. Кто не возьмет креста своего на себя и по Мне не грядет, тот не достоин Меня». И в жизни истинных учеников Христа есть свое время страстей-страданий, когда приходится восходить каждому в свой Иерусалим, на свою Голгофу, восходить на сужденный крест и принимать сужденную чашу, – до смерти включительно. Даже для сынов мира сего существует своя Голгофа. Нежданное, непрошеное приходит в дом страдание. Ты должен страдать, хочешь или не хочешь. Горькое – должен... Это «должен» горько даже для верного ученика Христова. И его пугает этот крест страданий. И в его душе рождается голос Петра: будь милостив к себе, да не будет с тобою этого, пощади себя. И в этом нет ничего удивительного, ведь и Сам великий Страдалец молился: «Если возможно, да минет Меня чаша сия». Это «должен» – необходимость, против которой мы бессильны. «В то время начал Иисус открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать...» Если путь Господень лежит в Иерусалим, если участь Его будут определять книжники, фарисеи и старейшины, то естественно, что Он должен много пострадать и быть убиен. Тот Иерусалим, куда Христос направляет путь Свой, – не Небесный Иерусалим, а город земной, обмирщившийся, отпадающий от Бога своего, не познавший и не уразумевший посещения Господня. Это тот Иерусалим, который у жертвенника Господня умерщвлял пророков и побивал камнями посланных к нему... А мир, братья мои, и по сей день всё тот же в основе своей. По наружности он, может быть, и не тот. Ныне на кресте не распинают уже никого, как Иисуса Христа, палицами не побивают никого, как били Петра и Иоанна, камнями не побивают никого, как Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Иерусалим Иерусалим – сердце Палестины, центр политической и религиозной жизни иудейского народа. Вся «страна Израиля» была святою, ибо она только одна могла приносить Богу первые плоды, или же первородных, или «постоянные» хлебы предложения. Но окруженные стенами города этой земли были еще священнее, чем она сама. Ни один прокаженный не пропускался в них, а тело, вынесенное для погребения из города, не могло уже быть принесено обратно. Иерусалим же – «святой град» по преимуществу, ибо в нем находились великие святыни: гора со всеми священными зданиями, и храм – в священнейшем месте ее. А в этом священном месте было еще более страшное по своей святости место – именно Святое Святых, где некогда был Ковчег Завета со скрижалями заповедей Божиих и другими священными предметами, где пребывала Шехина видимо. Храм был венцом религиозной системы, славою и утешением Израиля: как растения к солнцу, так и сердца евреев влеклись к храму; в своих синагогах и молитвенных домах, рассеянных по всей земле, они во время каждой службы обращали свои взоры ко храму. Иерусалим и храм были предметом постоянной и пламенной любви евреев. На реках вавилонских, повесив на прибрежных вербах свои органы, евреи плакали, вспоминая о Сионе, и в слезах восклицали: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя» ( Пс. 136, 5 ). Со всех концов вселенной, где бы ни жили иудеи, всегда раздавался тот же вопль, который вырвался из груди изгнанников при источниках Иордана. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ( Пс. 41, 1–4 ). Та же самая горячая любовь к Иерусалиму выражается и теперь в безумной надежде, высказываемой в Таргуме (на Песн. песн. VIII, 1), на то, что тела праведных иудеев, умерших на чужой стороне, проложат себе путь под землею к Масличной горе, и воскреснут из мертвых именно там. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого, когда прешла сень законная, сделался «Материю Церквей» (воскр. стих. 8 гл.), прообразом Иерусалима небесного, «Церкви первородных, на небесех написанных» ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь совершилась великая искупительная жертва за род человеческий: смерть, воскресение, вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Св. Духа на Апостолов, которые, облеченные силою свыше, «изшедше проповедаша всюду, даже до последних земли» благовествование спасения нашего ( Мрк. 16, 20 . Деян. 1. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но Он отклонил их приглашение указанием на то, что время славного явления Его миру ещё не настало, что такое явление Его теперь сопряжено с опасностью для Него, так как мир ненавидит Его за то, что Он всегда свидетельствовал, что дела мира злы. И потому Он посоветовал им одним отправиться в Иерусалим, а Сам остался в Галилее. Но когда они ушли, Он и Сам – как бы тайно – отправился в последнее путешествие по Земле – не в Иерусалим только земной, но и от мира сего. Направив путь Свой через самарийскую область, Он на пути имел случай научить ревностнейших из Своих учеников – сынов громовых – кротости и любви к презрителям и обидчикам, заставив их отказаться от желания казнить огнём небесным то самарянское селение, которое не хотело принять к себе великого Галилейского Пророка потому только, что лицо Его бе грядущее в Иерусалим на праздник; и показал им, что Сын Человеческий пришёл не губить души Человеческие, но спасать. Успокоенные ученики пошли с Ним в другое селение. Между тем, в Иерусалиме многие из народа ждали и искали Его во время праздника, надеясь услышать Его учение и увидеть чудеса, и много толковали о Нём, одни говоря, что Он добр, а другие – что Он только обольщает народ , хотя толки о Нём были ведены тайно, страха ради Иудейска. Последние слова указывают на то, что самих Иудеев среди пришедшего в Иерусалим народа было незначительное количество – если таковые вообще среди них находились. 1. Из того, что братья Иисуса Христа – ещё не уверовавшие в Ηего – предлагают Ему идти с ними в Иерусалим и там явить славу Свою, можно видеть, что они желали сами приобрести себе славы и выгод земной жизни как родственники великого человека, или опасаясь, чтобы ненависть к Нему фарисеев и саддукеев не отразилась и на их судьбе. Вот почему Иисус Христос, советуя им отправиться в Иерусалим, успокаивает их тем, что они от мира, а мир любит своих. Впрочем, каковы бы ни были ожидания и расчёты родственников Иисуса Христа на Него, мы уже в самом предложении их Иисусу идти в Иерусалим и там явить славу Свою можем видеть их предрасположенность к вере в Него, и с уверенностью можем сказать, что они вскоре – ещё во время земной жизни Его – уверовали в Него и признали Его Мессией, так как тотчас по Воскресении мы видим, что воскресший Господь является Иакову ( 1Кор.15:7 ), одному из братьев Своих, который по сошествии Святого Духа был поставлен Апостолами первым епископом Иерусалимским. По вознесении Господнем, в Сионской горнице, вместе с Апостолами, ожидая сошествия Святого Духа, были и братья Господни ( Деян.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Сестра наша мала – слабый, плохо укрепленный Иерусалим. Братья (цари и пророки) сокрушаются о слабости Иерусалима. Сосцов нет у нее – Иерусалим не способен прокормить своих жителей во время длительной своей осады. Иерусалим едва ли стена , он не может защитить своего царя и жителей от могучих полчищ неприятеля, а потому не может по-настоящему украситься палатами из серебра , ибо бывает разграбляем неприятелями. Иерусалим и не дверь, которую бы можно было обложить кедровыми досками , не является крупнейшим торговым центром, открывающим двери свои торговым караванам дальних стран и через это обретающим богатства. И вопрошают братья: Что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Этим вопросом уничижается слава и честь Иерусалима. Когда будут свататься за нее , значит – определять величие этого города. А возможно, прозревается время прихода Мессии, когда настанет время брака с небесным Женихом, что придется делать с Иерусалимом, который столь слаб и не имеет земного величия?! Но Иерусалим (Невеста-Суламифь) с достоинством отвечает: Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты (обретшая мир). Уничиженный и малозначащий вид – это только внешнее, это по земным мирским понятиям и меркам. И юный Давид был слаб и даже смешон по сравнению с воинским величием Голиафа. Но его сила была в Боге. И он – победил. Сила святого Иерусалима не в высоких стенах и не в крепких воротах, сила его – в Боге. Он не нуждается в человеческой защите, Бог заботится о нем. Иерусалим не был особо выдающимся среди городов мира и в глазах мира сего был мал. Но в глазах Его (Бога) он как достигшая полноты и духовного совершенства Невеста, он – город мира, он – духовная стена (Закон и Пророки), хотя внешние стены его были не столь и внушительны. И сосцы как башни – не имея внешнего великого богатства, Иерусалим питал истинных чад своих молоком Слова Божия. Как башни – и красота, и крепость. Таковы слова Закона и пророков – двух сосцов Израиля, возвышающихся, как башни в низменности (в приземленности, недуховности) словес мира сего. Обретшая мир свой в Боге – такова Невеста Ягве и посреди войн, уничижений, треволнений этой скорбной и мятежной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010