8 . Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Здесь ясно говорится о создании разом целого народа от Сионской церкви. Образ рождения не плотский, это – рождение водою и Духом, как глаголал Господь Никодиму ( Ин. 3:1–8 ). 9 . Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ср. слова Езекии к Исаии ( Ис. 37:3 ) о бессилии своем, доводившем его почти до отчаяния. И в этом событии рука Господня не дала погибнуть прибегавшему в Нему. Оставит ли Господь Бог „чад Своих“, от Бога рожденных верою и воспринятых в Церковь Божию крещением водою и Духом, – оставит ли Господь Бог их без помощи? и не совершит ли Бог до конца спасение всего человечества, которое Он обещал Ему? В стихе 9 – будущность всей Христовой Церкви, которой при создании ее Богочеловек сказал: „не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство“ ( Лк. 12:32 ). Многи были скорби и гонения, испытанные Христовою невестою, Церковию, но от всех этих напастей избавлял ее Господь. 10 . Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, 11 . чтобы вам питаться и насыщаться от сосцев утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Под именем любящих Иерусалим подразумеваются только те из Иудеев, которые сердцем принадлежали Богу и в Иерусалиме чтили святое место, в котором Бог открывался Давиду и Соломону, и пророкам, и среди которого стоял храм посвященный священному имени Вездесущего и Вечноживущего. И плакали истинно по Иерусалиме не те, которые жалели мирского величия и славы его, угасавшей под ударами завоевателей, а те, которые-как Иеремия и Иезекииль, – плакали о том, что Иерусалим утратил чистоту и святость свою, будучи осквернен идолопоклонством и всеми пороками язычества. В грядущей же церкви Христовой будут любить Иерусалим сыны и дщери горнего Сиона, как место страданий и воскресения Христа Господа нашего, как место, где пролита всеочищающая кровь Священного Агнца, как град прообразующий горний Иерусалим,-место вечного покоя; и когда Иерусалим земной будет разрушен, они будут плакать о нем, памятуя Господа Иисуса, – но, зная приговор, произнесенный о нем, и исполняя повеление Господа, они не будут защищать его вместе с фанатиками Иудеями, а оставят его и уйдут в горы 1852 . Но если земной Иерусалим был разрушен, то горний Иерусалим был непрестанно пред умственными очами верующих; он был вечным престолом Церкви Христовой: он был „градом Бога живого, Иерусалимом небесным“ ( Евр. 12:22 ). К нему обращались мысли верующих, о нем радовались сетовавшие о гибели земного Иерусалима, ибо он был выражением Церкви земной и небесной, и эта церковь питала от сосцев своих чад своих утешением от Господа, даровавшего ей преизбыток славы, дабы прославилось на земле имя Господне (Ин. 17и ср. Флп. 2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 2003 году состоялось перенесение обретенных незадолго до того мощей владыки из Покровского кладбищенского храма в Христорождественский кафедральный собор. По благословению митрополита Рижского Александра (Кудряшова) в 2006 году учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского . Подготовила Курбеко О. В. Проповеди О неизбежности страданий 1   С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Мф. 16:21–23 Как удар грома с ясного неба – такое впечатление произвело на учеников это открытое заявление Господа о предстоящих Ему страданиях. Еще ранее Он говорил им, что Его путь – это и их путь. «Возненавидят вас имени Моего ради. Ученик не более учителя, и раб не более пославшего его. Кто не возьмет креста своего на себя и по Мне не грядет, тот не достоин Меня». И в жизни истинных учеников Христа есть свое время страстей-страданий, когда приходится восходить каждому в свой Иерусалим, на свою Голгофу, восходить на сужденный крест и принимать сужденную чашу, – до смерти включительно. Даже для сынов мира сего существует своя Голгофа. Нежданное, непрошеное приходит в дом страдание. Ты должен страдать, хочешь или не хочешь. Горькое – должен... Это «должен» горько даже для верного ученика Христова. И его пугает этот крест страданий. И в его душе рождается голос Петра: будь милостив к себе, да не будет с тобою этого, пощади себя. И в этом нет ничего удивительного, ведь и Сам великий Страдалец молился: «Если возможно, да минет Меня чаша сия». Это «должен» – необходимость, против которой мы бессильны. «В то время начал Иисус открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать...» Если путь Господень лежит в Иерусалим, если участь Его будут определять книжники, фарисеи и старейшины, то естественно, что Он должен много пострадать и быть убиен. Тот Иерусалим, куда Христос направляет путь Свой, – не Небесный Иерусалим, а город земной, обмирщившийся, отпадающий от Бога своего, не познавший и не уразумевший посещения Господня. Это тот Иерусалим, который у жертвенника Господня умерщвлял пророков и побивал камнями посланных к нему... А мир, братья мои, и по сей день всё тот же в основе своей. По наружности он, может быть, и не тот. Ныне на кресте не распинают уже никого, как Иисуса Христа, палицами не побивают никого, как били Петра и Иоанна, камнями не побивают никого, как Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

Сестра наша мала – слабый, плохо укрепленный Иерусалим. Братья (цари и пророки) сокрушаются о слабости Иерусалима. Сосцов нет у нее – Иерусалим не способен прокормить своих жителей во время длительной своей осады. Иерусалим едва ли стена , он не может защитить своего царя и жителей от могучих полчищ неприятеля, а потому не может по-настоящему украситься палатами из серебра , ибо бывает разграбляем неприятелями. Иерусалим и не дверь, которую бы можно было обложить кедровыми досками , не является крупнейшим торговым центром, открывающим двери свои торговым караванам дальних стран и через это обретающим богатства. И вопрошают братья: Что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Этим вопросом уничижается слава и честь Иерусалима. Когда будут свататься за нее , значит – определять величие этого города. А возможно, прозревается время прихода Мессии, когда настанет время брака с небесным Женихом, что придется делать с Иерусалимом, который столь слаб и не имеет земного величия?! Но Иерусалим (Невеста-Суламифь) с достоинством отвечает: Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты (обретшая мир). Уничиженный и малозначащий вид – это только внешнее, это по земным мирским понятиям и меркам. И юный Давид был слаб и даже смешон по сравнению с воинским величием Голиафа. Но его сила была в Боге. И он – победил. Сила святого Иерусалима не в высоких стенах и не в крепких воротах, сила его – в Боге. Он не нуждается в человеческой защите, Бог заботится о нем. Иерусалим не был особо выдающимся среди городов мира и в глазах мира сего был мал. Но в глазах Его (Бога) он как достигшая полноты и духовного совершенства Невеста, он – город мира, он – духовная стена (Закон и Пророки), хотя внешние стены его были не столь и внушительны. И сосцы как башни – не имея внешнего великого богатства, Иерусалим питал истинных чад своих молоком Слова Божия. Как башни – и красота, и крепость. Таковы слова Закона и пророков – двух сосцов Израиля, возвышающихся, как башни в низменности (в приземленности, недуховности) словес мира сего. Обретшая мир свой в Боге – такова Невеста Ягве и посреди войн, уничижений, треволнений этой скорбной и мятежной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но Он отклонил их приглашение указанием на то, что время славного явления Его миру ещё не настало, что такое явление Его теперь сопряжено с опасностью для Него, так как мир ненавидит Его за то, что Он всегда свидетельствовал, что дела мира злы. И потому Он посоветовал им одним отправиться в Иерусалим, а Сам остался в Галилее. Но когда они ушли, Он и Сам – как бы тайно – отправился в последнее путешествие по Земле – не в Иерусалим только земной, но и от мира сего. Направив путь Свой через самарийскую область, Он на пути имел случай научить ревностнейших из Своих учеников – сынов громовых – кротости и любви к презрителям и обидчикам, заставив их отказаться от желания казнить огнём небесным то самарянское селение, которое не хотело принять к себе великого Галилейского Пророка потому только, что лицо Его бе грядущее в Иерусалим на праздник; и показал им, что Сын Человеческий пришёл не губить души Человеческие, но спасать. Успокоенные ученики пошли с Ним в другое селение. Между тем, в Иерусалиме многие из народа ждали и искали Его во время праздника, надеясь услышать Его учение и увидеть чудеса, и много толковали о Нём, одни говоря, что Он добр, а другие – что Он только обольщает народ , хотя толки о Нём были ведены тайно, страха ради Иудейска. Последние слова указывают на то, что самих Иудеев среди пришедшего в Иерусалим народа было незначительное количество – если таковые вообще среди них находились. 1. Из того, что братья Иисуса Христа – ещё не уверовавшие в Ηего – предлагают Ему идти с ними в Иерусалим и там явить славу Свою, можно видеть, что они желали сами приобрести себе славы и выгод земной жизни как родственники великого человека, или опасаясь, чтобы ненависть к Нему фарисеев и саддукеев не отразилась и на их судьбе. Вот почему Иисус Христос, советуя им отправиться в Иерусалим, успокаивает их тем, что они от мира, а мир любит своих. Впрочем, каковы бы ни были ожидания и расчёты родственников Иисуса Христа на Него, мы уже в самом предложении их Иисусу идти в Иерусалим и там явить славу Свою можем видеть их предрасположенность к вере в Него, и с уверенностью можем сказать, что они вскоре – ещё во время земной жизни Его – уверовали в Него и признали Его Мессией, так как тотчас по Воскресении мы видим, что воскресший Господь является Иакову ( 1Кор.15:7 ), одному из братьев Своих, который по сошествии Святого Духа был поставлен Апостолами первым епископом Иерусалимским. По вознесении Господнем, в Сионской горнице, вместе с Апостолами, ожидая сошествия Святого Духа, были и братья Господни ( Деян.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

5–8. Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это совершится внезапно, в одно мгновение. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона. (И будет яко персть от колесе богатство нечестивых, и аки прах летяй множество утесняющих тя, и будет аки черта внезапу от Господа Саваофа. Присещение бо будет со громом и с трусом и гласом великим, буря несома и пламень огненный поядаяй. И будет аки соние видяй во сне нощию, богатство всех языков, елицы воеваша на Ариила, и вси, иже воеваша на Иерусалима, и вси собраннии нань и озлобляющии его. И будут аки во сне ядущии и пиющии, и воставшым, тощь их сон: и якоже во сне жаждай аки пияй, воспрянув же еще жаждет, душа же его вотще надеяся: тако будет богатство всех языков, елицы воеваша на гору Сионю). Когда окончится время наказания Иерусалима, то последует страшная кара Божия на притеснителей его. Богатство «нечестивых» – оскорбляющих народ Божий и в особенности жителей Иерусалима, отлетит от них, так легко, как прах от колеса быстро движущейся колесницы; войско врагов рассеется бесследно, как пыль бурным ветром, и поражение врагов будет так быстро и внезапно, как является черта от Господа Саваофа, т.е. как молния, мгновенно низвергающаяся по прямой линии и сразу разбивающая предмет, находящийся на пути её падения. Так посещение Божие или обнаружение гнева Божия над врагами Иерусалима, как и над жителями его, будет соединено с грозными небесными знамениями и земными явлениями – землетрясением, бурей-ураганом, громом и разрушительной молнией. Соединенные полчища разноплеменных врагов святого города, этого «льва Божия», при всех своих усилиях и средствах к его погибели, однако же будут рассеяны, как призрак сновидения. И алчность их, питавшаяся надеждой на богатую добычу при ограблении Иерусалима, увы! не утолится, потому что само намерение их овладеть городом останется недостижимым и ожидаемое обогащение добычей несбыточным, как сновидение охотника, который, увлекаясь погоней за львом, углубляется в безводную пустыню, томится жаждой и, изнуренный, засыпает в таком состоянии: во сне ему представляются журчащие источники цветущей долины, а наяву остается та же жаждущая, песчаная, раскаленная пустыня, и он, беспомощный, испытывает смертельное томление... Подобное чувство испытают и враги Сиона, при осаде этого «Льва-города».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

О как легко мог это сделать Христос! О с каким страхом и смятением смотрели Его враги на славный Его вход в Иерусалим! Как трепетали, думая: неужели станет царем, неужели станет нашим властителем? А Господу это не было нужно, ибо Царство Его не от мира сего. Он восседал на осленке, сопровождаемом ослицей, и горько плакал… Почему, почему Он горько плакал?! Это объясняют Его собственные слова, обращенные к Иерусалиму, которые услышали окружающие Его: о, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк. 19: 42 ). О, если бы ты, Иерусалим, в этот самый решающий для тебя день узнал, что служит к миру твоему: о, если бы узнал, что Я именно тот Мессия, Который пришел спасти тебя, что Я царь твой не земной, а Царь Небесный! Если бы ты знал!.. Но сокрыто это от очей твоих. Господь знал, что должен будет претерпеть народ, отвергший Его, распявший Его на Кресте, за отвержение Его, за Распятие Его. Он знал, что придут Веспасиан и Тит, обложат Иерусалим окопами, подвергнут его несказанным ужасам осады, описание которой читаем у историка еврейского Иосифа Флавия, современника этих событий. Неописуемо ужасна была страшная осада Иерусалима: матери убивали и варили детей своих, чтобы съесть их. Иерусалим был разрушен так, что не осталось в нем камня на камне. Храм Иерусалимский был разрушен, чтобы не быть никогда более восстановленным. Об этом плакал Христос. О, если бы ты, Иерусалим, хоть в этот день твой узнал, что служит к спасению твоему… Но это сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк. 19: 42 ). Народ ликовал, народ кричал, размахивая финиковыми ветвями: Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф. 21: 9 ). Народ постилал одежды свои под ноги осла, на котором Он ехал, дети восклицали, вознося хвалу Богу. А в черных душах своих книжники, фарисеи, первосвященники терзались, негодовали и, не выдержав, сказали Господу: «Запрети, запрети им: слышишь, что кричат». Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? ( Мф. 21: 16 ). И замолчали злобные люди. Они хотели, они просили, чтоб Господь запретил прославлять Его. А что ответил Господь? – Если они умолкнут, то камни возопиют ( Лк. 19: 40 ). Ибо о таком великом событии, которое видите вы, нельзя молчать – даже камням нельзя молчать.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Спасайся.   Письмо девяносто шестое Что означают слова Спасителя нашего: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф 23:37)? Ответ. 1) Повторение слова: Иерусалим, Иерусалим, означает великую любовь и сожаление Спасителя к городу сему, который Он хотел и старался всяким образом обратить к Богу, но который не восхотел того и все старание Его отринул. Поэтому плачевный глас, от любви сильной происходящий, обращает к нему и говорит: Иерусалим, Иерусалим, и прочее. 2) Из этого видим, какую и насколько горячую любовь имеет Бог к роду человеческому, как хочет и как бы алчет и жаждет спасения его. Господь уподобляет здесь Себя птице. Всякому известно, как птица малых своих птенцов любит, как хранит их, как печется, чтобы хищные птицы не похитили их, как кричит, когда видит находящую на них напасть, как во время бури и стужи собирает их под крылья свои и согревает их, как старается напитать их. Сама бедствует и страждет, только чтобы детей своих сохранить. Так Бог милосердный и благой печется о нашем спасении. Создал нас из любви по образу и по подобию Своему, но мы погибли. Тогда подал нам Святое слово Свое и через него нас призывает к Себе; устрашает примерами казнь пострадавших, и геенной; привлекает милостивыми Своими обещаниями, чтобы обратились и пришли к Нему. Послал к нам пророков Своих, после и Сам пришел взыскать и спасти нас, погибших. И апостолов послал к нам и повелел им увещать и молить нас, чтобы мы обратились и примирились с Ним. Возбуждает учителей и пастырей к наставлению, просвещению и исправлению нашему. Подает пищу, питье, одежду и утешение; повелевает солнцу Своему сиять для нас и дожди нам посылает. Наказывает нас, чтобы, как бы от сна, от греха пробудившись, покаялись, и так спаслись; и прочие бесчисленные для спасения нашего изобретает средства. Так хочет нас, как птица, под крылья благости Своей собрать и вознести в вечные кровы отечества небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

§ 31. Вход Господень в Иерусалим (Мк. 11:1–11; Мф.21:1–17; Лк. 19:29–46; Ин. 12:12–18) За шесть дней до праздника Пасхи Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. Подходя к Иерусалиму, Он приказал ученикам привести из ближайшего селения ослицу с осленком. Когда они привели и возложили на них одежды, то Иисус Христос воссел на молодого осла и продолжал Свой путь в Иерусалим. Ученики, а за ними и множество народа, постилали по дороге одежды, а другие резали пальмовые ветви и бросали их, восклицая: «Осанна (спаси), Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!». Прибыв в Иерусалим, Иисус Христос вошел в храм, выгнал оттуда продающих и покупающих и стал учить народ. Приступили к Нему хромые, слепые, и Он исцелял их. Дети, подражая старшим, также прославляли Господа и взывали: «Осанна, Сыну Давидову». Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим Православная Церковь празднует в воскресенье за неделю до Пасхи. На всенощном бдении, после чтения Евангелия, освящаются вербы и раздаются верующим, поэтому и праздник называется Вербным Воскресеньем. Тропарь праздника. Общее воскресение прежде Твоея страсти (прежде Твоих страданий) уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носящее (нося распускающиеся вербы, как знамения победы над смертью ), Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. § 32. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях (Мф. 22:35–40) После торжественного входа в Иерусалим, Иисус Христос учил народ в храме. Один законник спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?». Иисус Христос отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всем разумением твоим. Это есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя». На этих двух заповедях утверждается весь закон Божий 10 . § 33. Изображение Страшного Суда (Мф. 22:35–40) О Своем втором пришествии на землю и о Страшном Суде Иисус Христос учил следующим образом: «Сын Человеческий придет во славе и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престол славы Своей. Тогда соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Праведных Он поставит по правую сторону, а грешников по левую. И скажет Царь там, которые стоят по правую сторону: придите, благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство Небесное, потому что, когда Я был голодным, вы накормили Меня; жаждал, вы напоили Меня; был странником, вы одели Меня; был болен, вы посетили Меня. Когда праведники скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили, или жаждущим и напоили, странником и приняли… Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам, что вы сделали одному из меньших братий Моих, то сделали Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Ст. 17. И будет, елици аще не взыдут от всех племен земли во Иерусалим поклонитеся царю Господу Вседержителю, и сии онем приложатся, не будет на них дождя. С евр.: И будет, если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. Прежде, язычники были слишком далеки от Иудеев, от Иерусалима, не могли участвовать в Богослужении и в празднествах Иудейских, как не обрезанные, и нечистые ( Лев. 23:25 ). Время переменилось. Все народы теперь должны идти в Иерусалим, там должны молиться и почитать истинного Бога, Его признать верховным Царем царей, и там воздавать Ему достодолжное почитание. А, если, говорит пророк, не уверуют, не пойдут в Иерусалим, если приложатся к тем же неверующим народам, о которых было сказано выше, не будут почитать истинного Бога, как следует, то такие народы не получат дождя, т. е., «не будет им оказано ни малого человеколюбия» (бл. Феодорит). Дождь в Палестине был совершенно необходим и составлял величайшее благодеяние: без дождя все засыхало, умирало, появлялась засуха, голод, болезни, мор и т. п. А потому, дождь был символом благодеяний Божиих, небесных милостей ( Втор. 32:2 ; Ос. 6:3 ). Если пророк угрожает неверующим лишением дождя, то значит, что неверующие и враги Церкви лишаются милостей Божиих. К какому же времени должно относить это призвание народов в Иерусалим, как не ко временам новозаветным, когда Еллин и Иудей составили одно перед Господом? Какой Иерусалим должно здесь разуметь, как не Церковь Христову, призывающую к Себе все народы? Ст. 18. 19. Аще же колено Египетское не взыдет, ни приидет, и на сих будет язва, ею же поразит Господь вся языки, елицы аще не взыдут, еже праздновании праздник скинопигии. (Ст. 19) Сей будет грех Египту, и грех всем языком, елицы аще не взыдут еже праздновании праздник скинопигии. С евр.: И, если племя Египетское не поднимется в путь и не придет (сюда), то и у него не будет дождя и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей. (Ст 19) Вот что будет за грех Египта, и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судья от смеренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное 37 ». Спаси Вас Христос! Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы по 20-й главе Евангелия от Матфея: Третье предсказание о смерти и воскресении (17–19) и Просьба сыновей Зеведеевых (20–28). И мы читаем 17-й стих: Мф.20:17 . «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им». Слова: « восходя в Иерусалим », означают не только нечто духовное, но и реальное. Описанное здесь восхождение происходит из Иерихона (274 метра ниже уровня моря) в Иерусалим (762 метра над уровне моря, выше всех равнин Израиля). Еврейское слово алия, означает: «подъем», «восхождение», и по отношению к Иерусалиму, и Израилю в целом. Сказано: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» ( Пс.124:2 ); и еще: «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью…» ( Ис.66:10 ). Иерихон был проклятым городом, а Иерусалим благословенным. И восхождение Христа из Иерихона в Иерусалим глубоко символично. Здесь и раскрывается смысл Его грядущих страданий: Он берет на себя проклятие мира, и восходит на жертвенник Креста в Иерусалиме. Пророчески было предсказано: «…“пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме”?» ( 4Цар.18:22 ). Таким образом, восхождение в Иерусалим означает для Христа и начало восхождения на древо Креста. Слова: « отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им » означают, что тайна Креста не доступна посторонним, и только верующие в Иисуса из Назарета, как в Сына Божия (Богочеловека), могут быть посвященными в нее. Сказано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). И действительно, вера в распятого Бога – величайший соблазн для погрязших в казуистике заповедей иудеев; и безумие для слишком рационалистичных эллинов (греков). Но и наши современники, готовые принять нравственно-этические постулаты Евангелия, не способны принять адекватно проповедь о распятом Боге, как слишком драматичную и оскорбительную для их рафинированного слуха. Как же так, Бог, и умирает на древе, как какой-нибудь восставший раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010