[К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И воскресшаго из мертвых в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и на слова апостольские: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... и что Христос погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию и проч. (1Кор.15:1–4).] Огласительное поучение пятнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями и проч. (Дан.7:9). Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий и проч. (Дан.7:13).] Огласительное поучение шестнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго пророки; и также на слова из Послания к Коринфянам: Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных, и проч. (1Кор.12:1) Дары различны, но Дух один и тот же, и проч. (1Кор.12:4).] Огласительное поучение семнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, в котором предлагается продолжение учения о Святом Духе, и на слова из Первого послания к Коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости, и проч. (1Кор.12:8).] Огласительное поучение восемнадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: и во едину Святую Соборную Церковь, верую воскресению плоти и жизни вечной. Также на слова Иезекииля: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих, и проч. (Иез.37:1).]     Книга святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (315–386), в которой помещаются его огласительные и тайноводственные поучения, наглядно показывает высоту, красоту и спасительность православного веро – и нравоучения, образец преподавания христианских догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Вход Господень в Иерусалим — это цветение Креста. Издревле на обратной стороне креста изображается цветение, и это то, что мы можем видеть в сегодняшнем празднике, в наших ваиях любви и чистоты, которые мы приносим Господу и которые, согласно смыслу Поста, должны быть не только ветвями, срезанными с цветущих верб, но и теми ваиями, которые в этот день Церковь «срывает» с райских деревьев. Господь грядет и зовет всех верных посмотреть на Него. Каков Он на небе, таков и на земле, и как Он действует на небе, так действует и на земле. «Рано ад торжествует», — можем сказать мы о том дне входа Господня в Иерусалим и о сегодняшнем дне, потому что приближается Божья победа. «Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23, 39). Его Царство грядет и приидет, и Царствию Его не будет конца. Господь сокрушит на Кресте всех Своих врагов, и эти враги — диавол и все наши грехи, и самая смерть. «…Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Мы — Его народ, мы названы Его именем, и мы вслед Ему идем. «Господи, куда Ты идешь?» — «»Куда Я иду, туда вы не можете ныне придти» (Ин. 8, 21), но после все пойдете». «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2). Господь идет впереди всех нас. Впереди каждого из нас, чтобы мы увидели в празднике Благовещения и в празднике Входа Господня в Иерусалим не только грядущую скорую Голгофу, но и Гроб Его, и уже сейчас присутствующее ликование пасхальной зари, и Вознесение Его с воскресшей Плотью, и ниспослание Духа Святаго в Пятидесятницу. Все это есть благовещение праздника, и все это есть путь, который Он открывает для всех, кто идет с Ним. Здесь присутствует торжество Второго Пришествия Господня, когда Он будет приветствовать всех, кто сегодня всем сердцем приветствует Его. «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26), — говорит Господь. Только бы нам не оказаться среди тех, кто, неделя не пройдет, как сменят восклицания торжества и похвалы на крики проклятия. Небо для нас там, где Господь, и что бы ни происходило, мы будем там, где Господь. Благовещение — это «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!» С нами Бог! И мы будем с Ним! Праздник Вхождения в Иерусалим — это наше вхождение в Небесный Град, потому что он вошел в наши умы и сердца навеки. Аминь.

http://moral.ru/вход-господень-в-иерусал...

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:4–5). «Собрав их...» Христианство изначально рождается как явление общинное. Как христианства нет без Церкви, так и Церкви нет без общины. Христос собирает людей не только для того, чтобы они имели личностное богообщение, но и чтобы открыть христианам чудо церковного единства, подарить людей друг другу. Церковь Христова – это единство любви, это духовная семья, собранная не только для небесной трапезы – Чаши Господней, но и для того, чтобы не быть одинокими в этом мире, чтобы идти ко спасению вместе, взявшись за руки. Как же печально сегодня выглядит наше «индивидуалистичное» христианство, христианство не общины, но прихода. Приход – это пришел, помолился, ушел, даже не посмотрев в лицо человеку, стоявшему на службе рядом с тобой. А община – это единый организм, в котором люди знают друг друга, служат друг другу «каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10), и учатся любить не только Христа, но и друг друга. В Книге Деяний мы неоднократно будем читать о таких общинах, основанных апостолами и их учениками. «Не отлучайтесь из Иерусалима...» Наступивший праздник вместе с новой радостью несет также и новые искушения. Человека подстерегают плотоугодие, потеря духовной трезвости, расслабление. Гораздо труднее сохранить себя в чистоте в период праздника, чем в суровое время поста. «Не отлучайтесь из Иерусалима», – предупреждает нас Спаситель, т. е. не отходите от благодати, не теряйте приобретенного великопостными трудами, не оставляйте молитвы, пребывайте в духовной бодрости. Заслуженный отдых не должен послужить причиной падения. Стены Иерусалима – трезвение, внимание, молитва – да сохранят нас от всякого врага, чтобы мы, пребывая в чистоте, ожидали «обещанного от Отца» – крещения Духом Святым. «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:6–8).

http://pravoslavie.ru/112077.html

На другой день, по утру, возвращаясь в Иерусалим Он взалкал. На дороге встретилась смоковница, и Он подошел к ней, думая найти несколько плодов. Оказалось, что на ней одни только листья, и Он сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода во век». Смоковница тут же засохла. Пораженным ученикам Он объяснил силу и значение веры. В Иерусалим Он пришел в храм и учил. Здесь приступили к нему первосвященники и старейшины народа с вопросом: «На чем он основывает свою власть делать все это?» Взаимным вопросом о крещении Иоанновом Он привел их в замешательство, а притчами о двух сынах, посланных в виноградник, и о делателях в винограднике, убивших сына хозяина, который явился требовать от них плодов, ясно и не обинуясь дал знать, что ждет и Его и их убийц: «почему сказываю вам, что отнимется от вас царствие Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его». После Евангелия вместо обыкновенного канона трипеснец, и по окончании его – светилен: «Чертог Твой вижду Спасе мой» и пр. «Спаситель мой! Я вижу Твой чертог украшенный, но не имею одежды, чтобы войти в него. Податель света! соделай светлою одежду души моей, и спаси меня». Этот же светилен поется (по трижды) во вторник и в среду. В стихирах «хвалитных и стиховных» выражается значение совершившихся в эти дни событий, вместе с тем указывается необходимость всем верующим не холодно и безучастно воспоминать их, а последовать за Спасителем на всем Его крестном пути, всей душей и всем сердцем разделяя великие скорби и страдания Его последних дней на земле. «Господь, идя на вольные страдания, говорил апостолам на пути: вот восходим в Иерусалим, и будет предан Сын человеческий (так любил называть себя Господь), как предсказано о Нем. Пойдем и мы, с мыслями чистыми, будем сопутствовать Ему, распнемся вместе с Ним и ради Его умрем для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним и услышат Его призыв: уже не в земной Иерусалим, чтобы страдать, восхожу Я, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему; и вознесу вас вместе с Собой в высший Иерусалим, в царство небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   Спасайся.    Что означают слова Спасителя нашего: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколь­ко раз хотел Я собрать детей твоих, как пти­ца собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф 23:37)?    Ответ.    1) Повторение слова: «Иерусалим, Иеруса­лим», означает великую любовь и сожаление Спасителя к городу сему, который Он хотел и старался всяким образом обратить к Богу, но который не восхотел того и все старание Его отринул. Поэтому плачевный глас, от любви сильной происходящий, обращает к нему и говорит: «Иерусалим, Иерусалим», и прочее.    2) Из этого видим, какую и насколько го­рячую любовь имеет Бог к роду человеческо­му, как хочет и как бы алчет и жаждет спасе­ния его. Господь уподобляет здесь Себя пти­це. Всякому известно, как птица малых своих птенцов любит, как хранит их, как печется, чтобы хищные птицы не похитили их, как кричит, когда видит находящую на них на­пасть, как во время бури и стужи собирает их под крылья свои и согревает их, как старается напитать их. Сама бедствует и страждет, толь­ко чтобы детей своих сохранить.    Так Бог милосердный и благой печется о нашем спасении. Создал нас из любви по об­разу и по подобию Своему, но мы погибли. Тогда подал нам Святое слово Свое и через него нас призывает к Себе; устрашает приме­рами казнь пострадавших, и геенной; привле­кает милостивыми Своими обещаниями, что­бы обратились и пришли к Нему. Послал к нам пророков Своих, после и Сам пришел взыскать и спасти нас, погибших. И апосто­лов послал к нам и повелел им увещать и мо­лить нас, чтобы мы обратились и примири­лись с Ним. Возбуждает учителей и пастырей к наставлению, просвещению и исправлению нашему. Подает пищу, питье, одежду и уте­шение; повелевает солнцу Своему сиять для нас и дожди нам посылает. Наказывает нас, чтобы, как бы от сна, от греха пробудившись, покаялись, и так спаслись; и прочие бесчис­ленные для спасения нашего изобретает сред­ства. Так хочет нас, как птица, под крылья благости Своей собрать и вознести в вечные кровы отечества небесного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

III. Позаботимся с своей стороны, чтобы эта божественная искра не только не погасла в нас, по нашему нерадению о ней, но, напротив, с каждым днем нашей жизни более и более разгоралась и пламенем своего огня обняла бы все наше существо. Тогда и мысли наши будут светлы и чисты, и чувства наши святы и непорочны, и желания наши устремлены к небесному и духовному. А в таком случае и сень смерти телесной не устрашит нас, и самая ночь смерти будет светла для нас, как день, невечереющий в Царствии Божием. Аминь. (Составлено по слову прот. М. Поторжинского, напечатанном в проповедях, приложенных к «Руководству для сельских пастырей» за 1889 г., апрель). Поучение 2-е. Вход Господень в Иерусалим (Слезы Господа о нас) I. Npaздhuk Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи. Когда Господь воскресил Лазаря, то это чудо произвело решительное действие как на лиц, веровавших в Господа, так и на врагов Его. Враги Христовы, видя, что число последователей Христовых быстро умножается, решились убить Его и дали повеление указать, где Он находится. Господь, хотя знал об этом умысле врагов, но не побоялся идти в Иерусалим на праздник Пасхи, так как наступило для Него время – пострадать за спасение рода человеческого. Подходя к Иерусалиму, Он велел ученикам привести ослицу и осленка; ученики положили на ослицу одежды свои, посадили на нее Иисуса Христа, и Господь поехал в Иерусалим. Когда Он стал спускаться с горы Елеонской, ученики и множество собравшегося на праздник Пасхи народа, с пальмовыми ветвями в руках, встречали и сопровождали Его, восклицая: «Осаана Сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне, осанна в вышних!» Во время этих криков народ бросал на дорогу одежды и ветви. Крики эти не нравились фарисеям, и они сказали Иисусу Христу: «Запрети ученикам Твоим», но Господь ответил: «Если они умолкнут, камни возопиют». Другим не нравились восклицания детей, но Господь напоминал, что об этих восклицаниях было предсказано еще Давидом. Когда Господь увидел Иерусалим с горы Елеонской, Он заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты, хотя в сей твой день, узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто от глаз твоих. И вот, придут дни, когда враги твои обложат тебя окопами, разорят тебя, убьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне». Вошедши в храм, Господь начал выгонять продающих в нем и покупающих, и сказал: «Дом Мой – дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Фарисеи и книжники старались схватить Иисуса Христа, но не могли этого сделать, потому что народ неотступно слушал Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Отсюда, совершив чудо воскрешения Лазаря, Спаситель “вос­­­­хо­дит” в Иерусалим — в “мир сей”, который возненавидел Его, который ищет Его, чтобы уничтожить. Отсюда, с места, где завершился Ветхий Исход, начинается Новый — через Страсти к Воскресению и победе над смертью — к Жизни Вечной. В синоптических Евангелиях (Мф, Мк, Лк) нет прямой параллели Ин 10:40, но в каждом из них последний путь Христа из Галилеи в Иерусалим совпадает с паломническим путем Заиорданской стороной через Десятиградие и Перею с двумя переправами через Иордан. Следовательно, и у синоптиков Иисус перед восхождением через Иерихон в Иерусалим был в Вифаваре — на месте Крещения. Это тоже возвращение “за Иордан”, которое не могло остаться незамеченным, не напомнить о тех событиях, которые здесь произошли. В первых трех Евангелиях нет оснований для предположения о времени пребывания Спасителя в Вифаваре, но в каждом из них — Мф 20:17–19; Мк 10:32–34; Лк 18:31–33 перед Иерихоном Иисус, “отозвав двенадцать учеников одних”, повторяет им то, что открыл им в начале пути на Страсти: Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21; ср. Мк 8:31; Лк 9:22) — возможно, что эти слова были сказаны в Вифаваре. Христос третий раз втайне открывает ученикам сущность Своего “удивительного” учения на пути из Галилеи в Иерусалим, но они опять не разумели сказанного (Лк 18:34). Когда они впервые услышали, на какой путь вступает их Учитель и призывает следовать за Ним, Петр, который только что исповедал, что Христос — Сын Бога Живаго, которому Иисус только что сказал, что сделает его основанием Своей Церкви и даст ему ключи Царства Небесного, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22; ткж. Мк 8:32). Ответ Христа Петру резок и решителен, как на третье искушение от диавола: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:23; ср.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Устное откровение содержит в себе четыре отдела: 1) Иерусалим будет заселен не как город, а как бы деревня, по причине множества людей и скота в нем находящимся. И Я буду для него, говорит Господь, огненною оградой вокруг (IX, 8) 97 , подобно тому, как зажигают ночью огни вокруг стад, чтобы удалить от них диких зверей, и прославлюсь посреди него (VIII; IX, 8), 4, 5. Иерусалим в эту эпоху был ничто иное, как развалины, он был почти покинут своими жителями еще во время Неемии ( Heeм. VII, 4; XI, 1 ). И между тем мы узнаем от Иозефия, что около эпохи воплощения Иисуса Христа, население возросло до того, что покрывало, за древними стенами (без сомнения – Неемииными) весь обширный Безефский холм, или Новый Город, который окружил укреплениями только Ирод Агриппа, при императоре Клавдии. В продолжении пяти веков, отделяющих эпоху Захарии от пришествия Мессии, Бог хранил свой Иерусалим, и он сделался самым славным из городов всего Востока, а не только Uyдeu.(longe clavissimam, говорит Плиний Н. nat., V, 15, urbium Orientis, non Iudacac modo). Таким образом это пророчество исполнилось в своем буквальном смысле и самым точным образом. Иерусалим получил длину и ширину, которые превосходили всякое предвидение человеческое, но именно размер назначенный ему с давних времен человеком, державшим в руке землемерную вервь. Между тем это пророчество представляет на втором и третьем плане два другие смысла, более обширных и важных: Иерусалим духовный, церковь , есть город без стен, непрестанно расширяющийся чрез обращение все увеличивающихся в числе язычников (II, 11; Uc. LIV, 2; LX, 4 ; Лук.14:22 ). И в тысячелетнем царстве, по окончательном восстановлении Евреев, все города будут без стен и без ворот ( Иез.38:11 ). 2. Но откуда явится в Иерусалиме все это множество обитателей? Первые призванные сами Евреи, которые остались в земле изгнания и говорили: Patria est ubicumgue bene est (отечество – везде, где хорошо), Ангел призывает их и восклицает: эй! эй! бегите из северной страны (Ассирии, Вавилонии, Иер.6:22; 15:15 ), говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся, Сион, обитающий у дочери Вавилона. – 6, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Завершающие эпизоды земной жизни нашего Господа и начало Его небесной жизни связаны с Иерусалимом и его ближайшими окрестностями, где каждый камень вызывает в памяти самые важные события, какие только происходили в этом мире. Иерусалим, который часто подвергался осаде и разрушению и столь же часто заново отстраивался «на собственных обломках», по сути дела, уже не имеет ничего общего с Иерусалимом Ирода, погребенным под толстым слоем мусора и вековой грязи; даже точное местонахождение Голгофы неизвестно, а исторические ассоциации самым печальным образом обезображены и замутнены предрассудками. «Его нет здесь: Он воскрес». В мире нет более печального зрелища, чем Иерусалим в сравнении с его былой славой и с полными жизни городами Запада; и все–таки вокруг него сосредоточено столь много священных воспоминаний, ароматом которых наполнен сам тамошний воздух, что даже Рим вызывает к себе меньший интерес, чем этот город, видевший Распятие и Воскресение. Храм Ирода на горе Мориа, где некогда собирались благочестивые иудеи со всех концов земли и хранились золотые и серебряные сокровища, будившие алчность завоевателей, совершенно исчез, от него «не осталось камня на камне» — настолько буквально сбылось пророчество Христа; однако на массивных основаниях Соломоновых построек вокруг того места, где стоял храм, по–прежнему заметны следы рук рабочих–финикиян; «стена плача» омыта слезами евреев, которые каждую пятницу собираются подле нее, чтобы оплакать грехи и несчастья своих предков; а если смотреть с Елеонской горы вниз, на гору Мориа и мусульманскую мечеть Скалы, Иерусалим и сегодня являет собой одно из самых впечатляющих, а равно и самых волнующих зрелищ на земле. Поток Кедрон, который Иисус перешел в великую ночь после последней Пасхи, и Гефсиманский сад с его древними оливковыми деревьями, хранящий память о Его муках, и Елеонская гора, откуда Он вознесся на небеса, — все они по–прежнему существуют, как и руины Вифании, обители мира и святой дружбы, которая приютила Его в последние ночи перед распятием. Стоя на этой горе, откуда открывается великолепный вид, или на том месте, где начинается дорога на Иерихон и Вифанию, и глядя на гору Мориа и Святой город, мы в полной мере понимаем, почему Спаситель заплакал и воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Христос всегда отклонял от Себя всяческие почести, запрещая бесам, которых изгонял, разглашать то, что Он Сын Божий, запрещая исцеленным рассказывать о чуде исцелений. Но теперь пришло время открыть людям Его достоинство как Христа, и вход в Иерусалим имел целью именно это: объявить всем о пришествии Мессии. Однако Он пришел не для того, чтобы стать земным царем или поставить народ израильский превыше всех других народов, хотя именно такого царя ожидали иудеи. Царство Христово не от мира сего, и слава Его не могла иметь ничего общего с триумфальной мишурой земных царей. Он появляется в Иерусалиме в, казалось бы, бедном и смиренном виде. Нет великолепных коней, нет колесниц, нет никакого внешнего блеска. Но всякая слава земная ничтожна и исчезает, как дым. Однако есть другая слава, неизмеримо более высокая, — слава доблестного смирения, кротости, добродетели, ибо эти великие духовные качества неизмеримо выше всех внешних атрибутов силы и власти. Царство Христово не от мира сего, и слава Его должна была быть иной, надмирной, Божественной. И эту славу стяжал Он в Своем смиренном шествии. Он сидел на осле не гордо подняв голову, а низко опустив ее и орошая Свои святые ланиты потоками слез. Он открылся народу израильскому как смиренный и страдающий Мессия, тихий и кроткий, Который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Ис. 42, 3). О чем Он плакал? Об этом мы узнаем из Его собственных слов: Иерусалим, Иерусалим! О, если бы и ты, хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (Лк. 19, 4). О, если бы ты узнал, что именно Я тот Мессия, Который пришел спасти тебя, что Я Царь твой — не земной, а Небесный! Господь знал, что должен будет претерпеть народ, который отвергнет Его. Он знал, что придут войска и обложат Иерусалим окопами, подвергнут его неописуемым ужасам осады, что город будет разрушен, и не останется в нем камня на камне, и храм Иерусалимский будет разрушен, чтобы никогда не быть восстановленным. О, если бы Иерусалим знал, что служит к спасению его!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010