Бог всемогущ, и Иисус, как Сын Божий, равный Отцу, всесилен, но всемогущество Бога отступает перед человеческой свободой. Бог может предложить людям путь к спасению, но не может навязать его им. Выше мы говорили, что, проповедуя Царство Небесное, Иисус не интересовался властью над земным царством, не претендовал на какую-либо политическую власть или роль. Он пришел не для того, чтобы спасти Иерусалим от разрушения и Израильское царство от уничтожения, а чтобы спасти мир от рабства греху и открыть людям путь к «городу, сходящему от Бога с неба» – новому Иерусалиму ( Откр.21:2 ). Это, однако, не означает, что Он был безразличен к судьбе Своей страны. Напротив, в Нем жила горячая человеческая любовь к ней, которая сочеталась с ясным пониманием Своей собственной миссии. Иисус прямо обвиняет Иерусалим в том, что он не узнал времени посещения своего. Термин «посещение» (πισκοπ) наводит на мысль о некоем параллелизме между словами Иисуса и пророчеством Захарии о рождении Мессии: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил (πεσκψατο) народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего ( Лк.2:68–69 ). Дарование народу Израильскому Мессии было особым посещением Божиим. Но народ не распознал этого посещения, остался глух к Его проповеди, не воспринял Его призыв к покаянию. Тайна спасения осталась сокрыта от глаз его. Последующая христианская традиция однозначно воспримет разрушение Иерусалима в 70 году войсками Тита как наказание народа израильского за отвержение Мессии. В III веке Ориген , полемизируя с иудеем, напишет: ...Пусть он поразмыслит над тем, каким образом Иисус предсказал будущую судьбу Иерусалима, которую ему готовили римляне, – предсказал в то время, когда он твердо стоял и в нем совершалось еще все иудейское богослужение... Тогда перед Иерусалимом не стояло еще никакого войска с целью окружить его, обложить и осадить. Эта осада в первый раз началась при императоре Нероне и тянулась вплоть до правления Веспасиана. Сын этого последнего, Тит, и разрушил Иерусалим до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Евангелиях Матфея и Марка здесь прибавлено: Многие же будут первые последними, и последние первыми. Это значит, что раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что иудеи, быв некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, уверовав, будут первыми. Иуда был сыном царствия и вместе с другими Апостолами слышал: сядете на двенадцати престолах ( Мф.19:28 ), однакож сделался сыном геенны; а ефиоплянин ( Деян.8:27 ), будучи варваром, язычником, удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. Зач. 92. Новое предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении. Читается в четверг 27-й недели по Пятидесятнице. Это новое, по счету, по Евангелию Марка третье, предречение Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении находится и в Евангелии Матфея ( Мф.20:17, 19 ) и Марка ( Мк.10:32, 34 ), но у еванг. Луки оно изложено несколько полнее, чем там. Оно было высказано Господом на пути в Иерусалим (се восходим в Иерусалим), где в скором времени имел Он пострадать. У еванг. Марка сказано, что когда шел туда Иисус Христос с Апостолами, то Апостолы были в страхе за Него, своего Учителя; так как знали, что против Него возбуждены начальники иудейские: но Господь шел впереди их, как бесстрашный вождь, предшествующий своим воинам на битве духовной, каковую готовилось дать всему Иудейству малое воинство Христово под водительством Его, своего великого Вождя (Мих.). С другой стороны этим шествием Господь показывал, что Он ради спасения рода человеческого поспешает к страданию и не убегает от смерти (Феоф.). Лк.18:31 . Поéм же обанáдесяте ученики своя, речé к ним: сé восхóдим во Иерусалим, и скончáются вся писанная прорóки о Сыне человечесте: (Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Если мы хотим расти духовно, если мы хотим расти профессионально, то должны быть внимательней к Его поручениям и иметь правильное отношение к ним. Давайте рассмотрим это на примере Священного Писания. Одним из самых интересных героев Ветхого Завета является Неемия. Итак, давайте вспомним, какое поручение дал Господь Неемии. «В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек, из Иудеи. И спросил я их об уцелевших иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился пред Богом небесным» (Неем. 1, 1-4). …Многие из нас хотят понять: «Каков Божий Промысел в моей жизни, каково Божье видение моей жизни, каковы Его поручения? На примере Неемии мы видим, что произошло следующее: Неемия находился в престольном городе, и к нему приходят брат с друзьями. Они рассказывают о том, что происходит на его родине. И как только Неемия услышал, что на родине разруха, что стены Иерусалима разрушены, он сел и начал молиться, взывать ко Господу, искать ответа на вопрос, что же ему делать. Он просит прощения за свой народ, он отождествляет себя со своим народом. А далее он возлагает на себя миссию: идти и восстановить стены Иерусалима. Он говорит: «Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима» (Неем. 2, 12). А как он узнал о том, что это Божье поручение? Прежде всего, он услышал сердцем, что есть такая проблема. Мне очень понравилось определение одного священника относительно того, что есть Божий Промысл. Он сказал: «Если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься». Что бы вы сделали в этой ситуации? Неемия услышал о нужде, это глубоко затронуло его сердце, и он начал молиться. Он почувствовал: будь он сейчас на том месте, он бы начал с того, что приступил бы к строительству. Будь он в Иерусалиме, он бы созвал всех своих знакомых и начал строить.

http://pravmir.ru/duxovnost-kak-otvetstv...

Таким образом, говорит: Так как Я взревновал о Иерусалиме ревностью великою и о Сионе, которых враги угнетали более, чем Я хотел, посему так говорит Господь: «Обращусь к Иерусалиму не с одной только милостью, но со многим милосердием, и дом Мой», т. е. храм будет создан в нем при Зоровавеле и Иисусе, сыне Иоседека, и строительный шнур распрострется над Иерусалимом. Под Иерусалимом и Сионом, – [что значит] видение или место наблюдения мира, – которые помышляют не о войнах века сего, не о низменном и земном, а о мире и согласии и высоте небесной, можно разуметь Церковь . Бог , гневающийся на неё за грехи и пороки, и за постепенное охлаждение любви ( Мф.24:12 ), предает её преследованиям, чтобы она явилась, как чистое золото и серебро в горниле. А враги её, которым она предана, стремясь погубить её, наполнят Иерусалим кровью убитых от ворот до ворот. После этого Господь, обещающий мир и милосердие говорит, что имеет снова воссоздать её. И плотничий шнур или землемерная веревка будет протянута в нем соответственно определенным мерам и правильному расположению отдельных частей. А что это за канат, это показывается в следующей главе, где пророк говорит: Я поднял глаза мои и увидел: и вот муж, и в руке его землемерная веревка ( Зах.2:1 ). А храм Божий, который противники разрушили, мы можем видеть в достопоклоняемом Теле Господа, о котором Он сам говорил: Разорите храм сей, и Я в три дня воздвигну его ( Ин.2:19 ). Оно было сокрушено в страданиях, но восстановлено в воскресении, и стало семенем или зачатком всех храмов, о которых и Апостол говорит: Вы есте храм Божий и Дух Божий обитает в вас ( 2Кор.6:16 ). Зах.1:17 . Еще воскликни, говоря: Сие говорит Господ воинств: «Снова потекут мои города благами; и снова утешит Господ Сион, и снова изберет Иерусалим». LXX: И сказал мне ангел, говоривший во мне: Сие говорит Господь всемогущий: «Снова прильются города благами, и снова Господь умилосердится над Сионом, и снова изберет Господь Иерусалим». – Ангел, прежде говоривший пророку: «Восклицай: Сие говорит Господь воинств», – теперь снова приглашает его, чтобы он восклицал, – не силою голоса, а напряжением мысли, – и повелевает восклицать следующее: Снова переполнятся благами города Мои, которые ты ныне видишь опустошенными от огня Вавилонского; снова будут они изобиловать во всем, и в прежнем их жалком положении утешит их Господь настоящими благами, и изберет Иерусалим, который немного прежде Он отвергал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда же они покаются, Господь обратится к Сиону и будет обитать среди Иерусалима, под которыми нужно понимать одно и то же государство, или [один и тот же] город; и там, где прежде царствовала ложь пороков и грехов, после этого будет жить истина – Христос. Гора же Господа воинств назовется горой святой, о которой говорится: Надеющиеся на Господа, как гора Сион ( Пс.124:1 ), и: Велик Господь и достоин великой хвалы во граде Бога нашего, в горе святой Своей ( Пс.47:2 ). О ней восклицают Исаия и Михей: В самый последний день будет уготована гора Господня на вершине гор и [будет] высока над холмами, и потекут к ней все народы и поспешат народы многие, и скажут: «Приидите, взойдем на гору Господню, и к дому Бога Иакова» ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:1–2 ). Об этой же горе и об этом же граде говорит и апостол Павел в рассуждении священной речью: Вы приступили к горе Сион, ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному и к многим тысячам ангелов, и к церкви первородных, написанных на небесах ( Евр.12:22–23 ), – если впрочем латинский язык не препятствует принимать послание в виду несомненного свидетельства (auctoritatem) Греков. Зах.8:4–5 . Сие говорит Господь воинств: Еще будут обитать старцы и старицы на улицах Иерусалима, и посох мужа в руке его вследствие множества дней [жизни]. И улицы города наполнятся детьми и отроковицами, играющими на улицах его. LXX: Сие говорит Господь всемогущий: Еще будут сидеть старцы и старицы на улицах Иерусалима, каждый держа в руке посох свой от множества дней. И улицы города будут наполнены отроками и отроковицами, играющими на улицах его. – Когда Я обращусь к Сиону и буду обитать в среде Иерусалима, преуспевание во всех делах, полное спокойствие и отдых от войн будут таковы, что не останется ни одного врага, так что старческий возраст людей обоего пола будет достигать до последнего предела, и они будут поддерживать дрожащие члены с помощью посоха. Улицы города наполнятся также играющими мальчиками и девочками. А это обыкновенно бывает тогда, когда города пользуются безопасностью и глубоким миром, так что радостное настроение городов сопровождается играми и танцами [или: пением] веселящегося возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если мы отнесем это к Церкви, которой обещаются истинные и вечные блага, то должно думать, что это те блага, о которых мы читаем написанное: Увидишь блага Иерусалима ( Пс.127:5 ) и в другом месте: Если захотите и послушаете Меня, будете вкушать блага земные ( Ис.1:19 ) и в другом месте: Будешь полагаться на Господа, и возвысит тебя над благами земли. Муж мудрый, которому Господь открыл сокровенные тайны премудрости Своей, с надеждой ожидает получить эти блага в будущем и говорит: Верую, что увижу блага Господни на земле живых ( Пс.26:13 ). Этими благами, как мы видим, и потекли изобильно церкви Господни после пламени жесточайшего преследования, которое оне претерпели от язычников и еретиков ариан, и – по восстановлении мира, – Сион был утешен, Иерусалим [снова] избран, – Сион и Иерусалим, немного прежде отвергнутые. Это же мы можем относить и к храму Господню, и к каждому из верующих. Некоторые относят утешение Сиона и избрание Иерусалима и прочее, проповедуемое всеми пророками в этом роде, к небесному Иерусалиму, который по разрушении его пороками, был воссоздан добродетелями. Но более правильно толковать это в отношении к Церкви. Зах.1:18–21 . И поднял я глаза свои и увидел: и вот четыре рога, и сказал я ангелу, который говорил во [или: ко] мне: «Что это ?» И сказал он мне: «Это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим». И показал мне Господ четырех рабочих, и я сказал: «Что эти идут делать?» Он сказал мне, говоря: «Те суть роги, которые разбросали Иуду по одному человеку, и ни один из них не поднял главы своей, а эти [люди] пришли сокрушить их, чтобы низвергнуть роги народов, которые подняли рог на землю Иуды, чтобы разсеять ее. LXX: И поднял я глаза свои, и увидел, и вот четыре рога, и сказал я ангелу, который говорил во мне: «Что это, Господи?» И сказал он мне: «Это роги, которые разсеяли Иуду, Израиля и Иерусалим». И показал мне Господь четырех рабочих, и сказал я: «Что эти идут делать?» И сказал он: «Те суть роги, которые разсеяли Иуду, и сокрушили Израиля, и ни один из них не поднял главы, а эти вышли, чтобы отточить их в руках своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После этого вводится лицо Бога, говорящего Иерусалиму, то есть Церкви первенцев и той, которая создана в апостолах и чрез апостолов: на стенах твоих Я поставил стражей , под которыми мы можем понимать или ангелов, или апостолов и всех предстоятелей ее и учителей. Они охраняют стены Церкви, чтобы противник наш диавол, который подобно льву рыкающему ходит и ищет, как войти в нее, не получил возможности опустошать стадо Господне. Эти стражи не должны умолкать нм днем ни ночью, ни при радости, ни при скорби, но постоянно молить о милосердии Господа, чтобы стадо Его и стены Иерусалима охранялись и ограждались Его помощию. Поэтому и обращается речь к этим стражам и учителям: о вы, напоминающие о Господе и днем и ночью утруждающие мольбами милосердие Его! Никогда да не умолкает молитва в устах ваших. Не давайте покоя Ему , подразумевается – Господу, но всегда беспокойте, вовремя и не вовремя, и подражайте ходатаю пред строгим судьею. Ибо если он, вследствие постоянной мольбы, оставил суровость духа, то восколько более Отец небесный даст блага просящим у Него? Молить же вы должны до тех пор, пока Иерусалим, павший у иудеев и обратившийся в пример и позорное название, не будет прославляться во всей вселенной. Но удивляюсь: с какою целью LXX вместо того, что стоит в еврейском: не давайте покоя Ему, пока Он не устроит и не сделает Иерусалим славою на земле , говорят то, смысл чего не вяжется с предшествующим: ибо Он не подобен вам, если исправит и сделает Иерусалим славою на земле . Разве только согласовать это при помощи искусства красноречия, – что говорится стражам Церкви, что не будет подобен никто из тех, которые своею проповедью сделают то, что Иерусалим исправится и сделается радостию всей земли. Ст. 8–9. Господь поклялся десницею Своею и мышцею силы своей: не дам уже пшеницы твоей в пищу врагам твоим и сыновья чужие не будут пить вина твоего, над которым ты трудился. Ибо убирающие ее будут есть и восхвалять Господа и собирающие его будут пить в святых дворах Моих. LXX: Господь поклялся десницею Своею и силою мышцы Своей, что Я уже не отдам пшеницы Моей для пищи врагам твоим, и сыновья чужие не будут более пить вина твоего, над которым ты трудился; но собиравшие будут есть это и собиравшие будут пить это в святых дворах Моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но что Иисус Христос не был простым „мечтателем“ (Schwärmer), что Он знал будущее, в этом не может быть никакого сомнения в данном случае уже потому, что Его пророчество о разрушении Иерусалима сбылось вполне. Не может быть никакого сомнения и в том, что Он ясно отличал одно будущее событие от другого – разрушение Иерусалима от Своего второго пришествия. Разрушение Иерусалима не могло слу­читься мгновенно: его, по словам Христа ( Лук. 21: 20 ), могли взять язычники только посредством правильной осады, – на что, конечно, требовалось время, – между тем как пришествие Сына человеческаго будет мгновенно и неожиданно, ибо „как молния исходит от востока, и видна бывает даже до запада; так будет и пришествие Сына человеческаго“, – а потому и неудивительно, если Христос говорит, что „о дне том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один“. Штраус вполне сознавал несостоятельность своего предположения, и потому выше­приведенное место, где пришествие Сына человеческого сравнивается с молнией, старается объяснить тем, что Христос не будет скры­ваться, как лжехристы, а явится открыто, явно для всех, как молния с востока бывает видна даже до запада. Но подобное „объяснение“ едва-ли может быть кем-нибудь принято, так как оно ровно ни на чем не основывается, и мы, как и сам Штраус, положительно не имеем никакого основания думать, что лжехристы будуть почему-то скрываться (verborgen sein würden). Молния всегда и всеми считается только символом быстроты или внезапности, но ни как не символом того, о чем говорит Штраус. Выражение Иисуса Христа: „если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, не верьте“ – также не значит того, что лжехристов будут показывать народу только другие люди, как остроумно толкует это место Штраус, желая оградить свое мнение от возможных против него возражений. Не лучшим оказывается и мнение других представителей отри­цательной критики (Зиферта, Неандера, Вейссе, Шульца и др.), ко­торые полагают, что в пророчественной речи Христа представлены одновременными разрушение Иерусалима и второе пришествие (παρουσα) потому будто-бы, что ученики ложно (falsch) поняли речь Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

По пророчествам Иезекииля ( Иез. 47:12 ) и Иоиля ( Иоил. 3:8 ), эта живая вода будет выходить из храма и орошать сухие места. Это значит, что струи благодати Божией будут изливаться на верующие души чрез таинства, совершаемые в христианских храмах. Иерусалим, из которого по слову Захарии, будет выходить живая вода, есть образ Церкви Христовой, хранящей истинное Богопочтение, подобно тому, как ветхозаветный Иерусалим был таковым хранилищем. Но преимущественно обилует благами духовными, плодами благодати Св. Духа, небесный Иерусалим, или царство славы. Блаженство обитающих в небесном Иерусалиме, как показано тайнозрителю Иоанну Богослову, состоит в том, что пред их лицем течет чистая река воды жизни, исходящая от престола Бога и Агнца ( Апок. 22:1 ) и питающая их. Зах.14:9 И будет Господь в царя по всей земли, в день он будет Господь един, и имя Его едино. Под всею землею, в которой будет царствовать Господь, разумеется здесь в ближайшем смысле не вся земля, не весь мир, а судя по связи с дальнейшими словами о границах земли, собственно земля Ханаанская, которая впрочем здесь является образом всей вселенной. Настанет время, когда весь мир сделается царством Господа, когда истинное Богопознание и Богопочтение, которое в Ветхом Завете было достоянием одного избранного народа, будет достоянием всех обитателей земли. Не будет тогда слышно имен разных богов, – все будут знать и произносить имя единого истинного Бога, – имя Христа, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян. 4:12 ), кроме имени Христова. Зах.14:10 Обходя всю землю и пустыни, от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму. И вознесется (Иерусалим) на месте и пребудет от врат Вениаминих до места врат первых, даже до врат угольных и до столпа Анамеиля, и до подточилия царева. Имя Господне будет обходить всю землю и пустыни. Ближайшим образом разумеется земля Иудина и пустыни Иудейские, судя по указанным здесь граничным городам. Гаваи – город в трех часах на север от Иерусалима ( Нав. 18:24 ); Реммон – город на юг от Иерусалима, на границе Идумеи ( Нав. 15:32, 19:7 ; 4Цар. 22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во вратах сынов народа (то есть для простого народа, или общенародных), которыми, по близости их к дворцу, входили и выходили цари иудейские и при которых собирался народ для суда, Пророк, имея в виду нарушение жителями Иерусалима закона о субботе, говорит: «не выносите нош в день субботний, и не вносите их вратами Иерусалимскими. И не выносите нош из домов ваших в день субботний, и никакого дела не делайте; но святите день субботний так, как повелено отцам вашим, которые впрочем не слушали и не приклонили уха своего. Если послушаете меня в том, чтоб не носить нош вратами сего города в день субботний: то вратами сего города будут ходить цари и князи, сидящие на престоле Давида, и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно. А если не послушаете меня в том, чтобы святить день субботний: то возгорится огнь во вратах его, и пожрет чертоги Иерусалима и не потухнет» (гл. 17). Угрозы и увещания пророка не только остались без всякого действия на слушателей, но даже имели следствием злоумышление против него. И сказали они: «пойдем, посоветуемся о мерах против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника, и совет у мудреца. и слово у пророка; пойдем сразим его языком! и не будем внимания обращать на все слова его». Посему пророк в сильнейших выражениях жалуется на своих врагов и призывает на них мщение Боже. «Внемли мне, о Иегова, и услышь голос моих противников! платят ли злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицом Твоим, чтоб говорить о них доброе, чтоб отклонять от них гнев Твой. Итак предай сынов их голоду, и низложи их мечом; пусть жены их останутся бездетными вдовами и мужья их поражены будут смертью , юноши их умерщвлены мечом на войне. Ты, Иегова, знаешь весь совет их на меня к смерти; не закрой вины их, И греха их не изгладь пред лицом Твоим» 16 5) (гл. 18.). В другое время пророк покупает кувшин у горшечника, и, вышедши на долину сынов Енномовых 17 , при старейшинах народа и старейшинах священнических разбивает кувшин, и говорить: «как сокрушен горшечников сосуд, которого уже не можно починить: так Иегова воинств сокрушит народ сей и город сей. Вот, Он ведет зло на место сие, о котором кто ни услышит, у того зазвенит в ушах. Вот приходят дни, когда место сие не будут уже называть долиною сынов Енномовых, но долиною убиения. И отниму рассудок у Иудеи и Иерусалима на месте сем, и сражу их мечом пред лицом врагов их; и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным. И сделаю город сей предметом ужаса и посмеяния. И плоть друг друга будут есть, находясь в тесноте и осаде, когда стеснят их враги их» (гл. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010