но 70-летний срок запустению Иерусалима, исполнился во второй год царствования Дариева. Посему, счисление оного (т. е. срока запустению Иерусалима) начинать должно с 11 года царя Седекии, при котором взят был город Иерусалим» (ок. 589 г. до Р. X.). Ст. 13. И отвеща Господь Вседержитель Ангелу глаголющему во мне глаголи добры и словеса утешна. С евр.: Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные. Молитва Архангела Михаила, покровителя Еврейского народа, была услышана. Господь Бог милостиво принял ее и отвечал Ангелу Хранителю и истолкователю Захарии, словами благими, словами утешительными. Пророк не сказал, какие это слова; но, по связи речи, нужно думать, что Господь Бог говорил о восстановлении, укреплении, благоденствии Иерусалима и городов Иудейских (ст. 16 и 17); утешал через сего пророка радостными обетованиями о будущей славе Иерусалима и храма его, т. е, утешал будущей славой пришествия в Иерусалим Сына Божия, основанием церкви Божией на всей земле, о благах небесных и т. п., о чем говорили и другие пророки. Ст. 14, 15. И рече ко мне Ангел глаголяй во мне: возопий глоголя, сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, (ст. 15) и гневом велиим Аз гневаюся на языки нападающыя: зане Аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая. С евр.: И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи, и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою (ст. 15) и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло. Слова благие и утешительные Господь Бог говорил Ангелу-хранителю Захарии, а св. Ангел уже сообщал пророку. Вот что Он сказал теперь Захарии, от имени Божия: «всем провозглашай: так говорит Господь Вседержитель: Я величайшею ревностью возревновал о городе Иерусалиме и о Сионе или о храме. Т. е., Я сильно люблю Иерусалим и св. храм его, непременно исполню все обетования о них, как обещал через пророков, и, с тем вместе, Я накажу те народы, которые нападали 15 на Иерусалим и Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3.3. Но я не дерзаю восходить туда один, не смею я и погружаться в сокрытые глубины тайн, не заручившись поддержкой какого-нибудь великого учителя. Не могу я взбираться туда, если Павел не идет впереди меня и не указывает мне путь в этом неведомом и трудном восхождении. Ибо сам он, величайший из апостолов, знал, что есть множество церквей, не только на земле, но и на небе, коих Иоанн насчитал семь (ср. Откр.1:4–11 ), но сам Павел, желая показать, что есть еще и церковь первенцев, в послании к евреям пишет: «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, но к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:18–22–23 ). Вот почему Моисей описывает народ Божий как разделенный на земле на четыре стана, а Апостол показывает четыре устроения святых на небе и призывает каждого из нас взойти к ним. Ибо не все приходят в каждое из этих мест, но одни приступают «к горе Сиону»; те, кто немного выше, приступают «ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму»; те, кто превосходят и их, приступают «к тьмам Ангелов»; те же, кто над всеми ими, приступают «к церкви первенцев, написанных на небесах». 3.4. Итак, если уразумел ты из сказанного, что такое устроение первенцев и в чем заключается тайна этого наименования, приготовься и усердствуй, насколько это в твоих силах, преображать свои поступки, свою жизнь, свое поведение, свои начинания, свою веру, дабы мог ты приступить «к церкви первенцев, написанных на небесах». Но если не столь ты силен, а немного слабее, приступи «к тьмам ангелов». Если не можешь достичь этого устроения, то, по крайней мере, поспеши «ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму». Но если и на это ты не способен, постарайся хотя бы прийти «к горе Сиону», «спасайся на гору» ( Быт.19:17 ). Только не прилепляйся к земле, не оставайся в долинах, не спускайся в низменности. Сдается мне, что именно так надо понимать принятие первенцев Левия, которые служат Богу у Его престола и скинии и непрестанным бдением совершают Божественные служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

У некоторых — пространные палаты, у некоторых — какие-то коммуналки с кем-то, у некоторых есть отдельные свои апартаменты, а некоторые могут целыми домами там обзавестись, по мере своих добродетелей. И Христос говорит: «В дому Отца Моего обителей много, — это очень важные слова, — Я иду приготовить место вам. Когда приготовлю место вам, опять приду и возьму вас к Себе, чтобы там, где Я, там и вы были». И вот мы приступили к этому городу — небесному Иерусалиму, и тьмам Ангелов. Тьма — это, дай Бог не ошибиться, кажется, сто или десять тысяч. 12:23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и — очень важная фраза — к духам праведников, достигших совершенства, Т.е. дух: есть в человеке дух, душа и тело. И дух праведников, как золото, очищенное в огне — это дух, достигший совершенства. Мы приступили к горе Сиону, к церкви первенцев, к небесному Иерусалиму, к духам праведников, достигших совершенства. Вот дух Сергия Радонежского достиг совершенства, дух Серафима Саровского достиг совершенства, дух патриарха Тихона Исповедника, страданиями и болезнями достиг совершенства; дух Иоанна Кронштадтского, дух блаженной Ксении Петербургской, дух Матроны Московской — это духи праведников, которые достигли совершенства. Тяжело достигли, но достигли. Ну и нам туда дорога, на самом деле: тяжело, но куда деваться — больше идти некуда. «Не хотите ли вы уйти?» — спросил однажды Христос у учеников Своих, и Пётр сказал Ему: «А куда нам идти? У Тебя — глаголы вечной жизни». Т.е. мы бы, конечно, ушли куда-нибудь, потому что слишком уж тяжело за Тобой ходить, но куда нам идти... Больше никто нам жизнь вечную не обещает. Все остальные обещают какую-то мелочь, а у Тебя — глаголы вечной жизни. Так что вот мы приступили к горе живой, к небесному Иерусалиму, и духам праведников, достигших совершенства, и к Крови кропления, к Иисусу Христу и к крови Его, говорящей лучше, нежели кровь Авелева. 12:25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, В общем, этот текст, 11-я и 12-я главы Послания апостола Павла к евреям, есть литургически читаемый текст в праздник Всех святых. Там из него будут изыматься некие части, которые будут читаться на богослужении, и вы будьте внимательны к этому тексту, потому что вы уже, так сказать, частично готовы к этому литургическому чтению. А вообще, закон такой: читай заранее то, что будут читать в церкви на службе, для того, чтобы в церкви на службе легче и глубже проникнуться и пропитаться словами Господа Иисуса Христа, звучащими из уст апостола или от Него лично.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

Здесь, напротив, говорится о том, что «не войдет в него (в святый град) ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (21:27), хотя наряду с этим (спасённые) народы принесут в него славу и честь свою... и принесут в него «славу и честь народов» (21:24, 26). Отсюда следует заключить, что история ещё продолжается, как внутри, так и за пределами св. града. 107 Продолжается проповедь Евангелия, христианское просвещение «спасенных народов, ходящих в свете его», т. е. «светильника», который будет «Агнец» (21:23), согласно благовествованию Ангела, несущего печное Евангелие (14:6–7), и обетованию песни Агнца (15:4); 3) всё это заставляет сделать то общее заключение, что явление и откровение небесного Иерусалима совершается до конца мира и ранее Парусии Христовой, до всеобщего суда и воскресения, ещё на грешной и не преображённой земле. Он является островом в океане греховного мира, или святым градом, окружённым стеною, в которую проникают лишь входящие чрез врата, за пределами же его остается греховная жизнь мира. Если соединить все эти образы с содержанием гл. 20-ой о первом воскресении и временной связанностью сатаны, за которою, однако, последует, вслед за его освобождением, восстание народов Гога и Магога, «окруживших стан святых и город возлюбленный», то установляется такое соотношение между 20-ой и 21-ой главами. В обеих их говорится об одном и том же, с тем только различием, что одни (как Charles) в содержании 21-ой и 22-ой глав усматривают не одно, но два схождения небесного Иерусалима, другие же их соединяют в одно (как Zahn), не останавливаясь перед всей трудностью соединить различные и даже противоположные черты, свойственные обоим описаниям. Вопрос о таком сближении обеих глав, конечно, не имеет прямого текстуального разрешения, и это отождествление, во всяком случае, остаётся лишь в качестве экзегетической гипотезы, однако имеющей для себя серьёзные основания в тексте. Если оба видения о схождении на землю небесного Иерусалима имеют различное значение, отсюда проистекает, что одно из них, именно первое, относится к трансцендентной для нас теперь жизни будущего века, наступающей после преображения мира, второе же к его земной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мы выслушали, братья, в Евангелии притчу Господа нашего Иисуса Христа о том, как «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» ( Лк.10:30 ). Иерей и левит, проходившие той же дорогой, посмотрев на него, прошли мимо. А какой-то самарянин, придя туда и увидев его, сжалился над ним; взяв вина и масла, он смешал их и возлил на раненого, перевязал ему раны, посадил его на своего осла, отвез его в гостиницу и дал содержателю гостиницы два динария, со словами: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» ( Лк.10:35 ). Рассмотрим же эту притчу, чтобы, уразумев ее сердцем и умом, познать, тайны Божьи. Человек – это Адам, Иерусалим – это небесный порядок жизни и мудрость, Иерихон же – мир; и вот, насколько Адам прежде преслушания обладал небесной мудростью и проводил жизнь равноангельскую, он имел свободный вход в небесный город Иерусалим, и, пребывая в заповедях Божьих, никем не был побеждаем, ни от кого не терпел ран. Когда же ослушался Бога и не соблюл Его заповедей, но поддался обольщению змея, тогда он сошел в Иерихон, то есть на эту землю, и стал делать земное. Ведь название – Иерусалим переводится словом – восхождение, Иерихон же означает – потоп. Следовательно, нисхождение из Иерусалима в Иерихон равносильно переходу от небесной жизни к жизни по наветам дьявола. Между тем, кто соблюдает заповеди Божьи, тот жительствует на небесах, как именно говорит апостол: «Наше же жительство – на небесах» ( Флп.3:20 ). Итак, сошел (Адам) от славы к бесславию, из рая сладости на землю, поросшую тернием, от жизни к смерти. «В день, в который ты вкусишь от дерева, – сказал (Бог), – смертью умрешь» ( Быт.2:17 ), то есть грехом, потому что грех – преслушание Богу – есть смерть души. Удалился (Адам) от правды, бывшей в раю, от святости, свойственной небу, и пришел в Иерихон, т. е. впал в преслушание, в греховную смерть. Тут подвергается он, далее, нападению разбойников, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Изъяснение псалма 78-го. «Псалом Асафу». Пророческое слово предвозвещает неистовство Антиоха, по прозванию Епифана, против народа иудейскаго, предвещание же сие излагает в виде молитвы, какую принесут тогда благочестивые, не одержавшие еще победы, но обуреваемые бедствиями. Пс.78:1 .   Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины. «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой». Благодать Духа премудро научила так начать молитву свою борющихся с такими жестокими бедствиями. Ибо прежде всего изобразили они, не собственныя свои страдания, но нечестивое поругание божественнаго храма, тогда как храм ни в чем не погрешил против Божия закона. «Языцы " , сказано, живущие в злочестии и беззаконии, возобладали достоянием Твоим, потому что осмелились войти в святилище храма Твоего; не только олтарями, но и жертвами бесовскими осквернили святое Твое. Пс.78:2 .   Трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих – зверям земным. «Положиша Иерусалим яко овощное хранилище». До основания разорив весь город, пресловутый Иерусалим соделали ничем неотличным от кущи, назначенной для хранения овощей. «Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным». С таким зверством и неистовством поступали с служителями Твоими, что тела их отдали на снедение зверям и плотоядным птицам. Пс.78:3 .   Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. «Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй». Решившись на убийство живущих благочестиво, делают, что по земле текут кровавыя реки, убиваемых же не позволяют удостоить погребения. Пс.78:4 .   Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. «Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас». За сие поносят нас живущие окрест; сие соделало нас достойными осмеяния у сопредельных с нами. Соседями же называет Пророк Филистимлян, Идумеев, Аммонитян, Моавитян и другие сопредельные народы, которые всегда были в противоборстве и вражде с Иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Как на земном брачном пире или вечере составляет главное отличие радость и веселие, на них обыкновенно совсем бывает удалена тоска и скука, так и в месте обитания праведников будут одни только нескончаемые радости и вечное блаженство. В-седьмых, место обитания праведников в будущей жизни называется в Слове Божием высшим или небесным Иерусалимом. Это видно, например, из слов святого апостола Павла: высший Иерусалим, – пишет он в Послании к галатам – свободен; он матерь всем нам ( Гал. 4, 26 ). Особенно же ясно видно из слов святого апостола Иоанна Богослова в его Откровении, в 21 гл., в которой, между прочим, читается, и я, Иоанн, увидел святый город, Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего... И вознес меня (Ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... (ст. 2, 10 и след.). Название места обитания праведников высшим или небесным Иерусалимом и подробное описание последнего, заключающееся в 21 гл. Откровения святого Иоанна Богослова, мы не должны, конечно, стараться понимать буквально и истолковывать слово в слово. Все это только образы и подобия, представленные нам в виду нашего слабого ограниченного понимания. В-восьмых, место обитания праведников изображается в Слове Божием под видом трех небес. Это ясно видно из следующих слов святого апостола Павла: знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает) восхищен был до третьяго неба... в рай, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12, 2–4 ). Прекрасной иллюстрацией к этим словам апостола может служить вышеприведенный рассказ блаженного Андрея о том, что видел и слышал он в своем восхищении в рай. В этом восхищении своем он прошел, как известно, все этитри неба и удостоился видеть и слышать на них все то, что и передал потом во всеобщую известность людям. Таково в общих чертах блаженство праведников, как оно изображается в Слове Божием и Писаниях отеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

е. жить согласно с волею Божией, а не по греховным влечениям своего сердца. Ту же мысль дают и пророки Захария и Иеремия, говоря о том же самом стечении язычников в Иерусалим. У пр. Захарии говорится об этом так: и приидут людие мнози и языцы мнози взыскати лице Господа Вседержителя во Иерусалиме и умолити лице Господне ( Зах. 8:22 ). А в книге пр. Иеремии о том же читаем следующее: и соберутся вси языцы во имя Господне во Иерусалим и не пойдут ктому (и уже не будут более поступать) во след похотей сердца своего злейшаго ( Иер. 3:17 ). История действительно показывает, что язычники, познавшие истинную волю Божию, возвещенную в Иерусалиме Иисусом Христом и Его Божественными учениками, оставляли свою греховную жизнь и начинали жить жизнью новою богоугодною (см. об этом ниже толков. на Ис. 11:6–8 ). б) Причиною, которая побудит язычников стремиться в Иерусалим, по словам пророка, будет то, что там будет преподаваться новый и священнейший закон: от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима. Здесь закон и слово Господне означают одно и то же, именно – закон евангельский, который есть слово или откровение, которое благоволил Бог сообщить людям чрез Сына Своего (в последок дний глагола нам в Сыне, Евр. 1:1 ). Но возникает вопрос: не противоречит ли настоящее пророчество Исаии тому, что мы видим теперь, именно – что христиане и теперь часто воюют между собою, а раздоров и несогласий между частными семействами и лицами и еще больше? На это нужно заметить, что пророк предсказывает в данном случае то, что должно было быть, без указания исключений и уклонений от этого, могущих зависеть от злой воли человека. Войны же и частные раздоры между христианами нужно считать именно исключениями или уклонениями от того общего идеала, к которому должны стремиться как целые общества, так и отдельные лица, уверовавшие во Христа. Этот высочайший идеал выражен в таких немногих словах: будите вы совершени, якоже (как) Отец ваш небесный совершен есть ( Мф. 5:48 ), любите всех, даже врагов своих, так, как Отец ваш небесный любит всех, злых и благих ( Мф. 5:44–45 ), а Он возлюбил мир так, что ради его даже Сына Своего не пощадил ( Рим. 8:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Горестное событие предызображало, что сим же путем пройдет некогда Божественный потомок Давида, с душой прискорбной даже до смерти, – с небольшим числом апостолов, перед наступлением страданий от первенца Божия – Израиля. Окрестности Елеона доселе являют следы двух плачевных прехождений: от быстрого, струившего чистую воду потока Кедрского уцелело одно глубокое русло; на роскошной долине Иосафатовой можно видеть только плач безуспешный и скорбь: она превратилась в мрачное, обширное кладбище. Южный холм Елеона – гора соблазна, оскверненный нечестием языческим, превратился с своими окрестностями в вечное запустение. Средний холм, охраняемый небесным Провидением, назначается для дел благочестивых, для событий великих. Провидя в своих созерцаниях, что Елеон будет любимым местом Спасителя, пророки, у самого восхода на гору, с юго-запада от оврага Кедрского избирали места для святых своих останков, – как бы желая хотя ими встретить надежду и утеху Израиля: в глубоких пещерах благочестивым путешественникам указывают гроба пророков. С пришествием Спасителя гора Елеонская облеклась неувядаемой славой. Господь почтил ее частыми Своими посещениями; ее глубокому безмолвию и уединению доверял Свои таинственные со Отцом беседы; там открывал небесные тайны Своим ученикам; там изрекал предвечные небесные определения. В прямом направлении к северу от гробов пророческих видна скала, с которой Спаситель, смотря на Иерусалим, плакал о предстоящей ему гибели: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:37–38 ). Выше, к вершине вознесения, от тех же гробов, указывают развалины здания, разделенного на несколько келий, которых, говорят, было двенадцать. Здесь, по преданию, апостолы составили Символ веры , в руководство образующейся Церкви. Еще выше, по тому же направлению, стоящий на земле обломок колонны означает то место, где преподал Господь молитву Отче наш… Несколько выше и правее Иисус Христос, беседуя в последний раз со Своими учениками, предсказал кончину мира и Свое второе пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Следует особо сказать об участии детей в описываемом событии. Матфей – единственный из евангелистов, кто говорит об этом: Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? ( Мф.21:15–16 ). В евангельской истории Иисуса дети играют немаловажную роль. Своим ученикам Он говорит: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ). Возлагая руки на детей, Иисус обращает к ученикам увещание: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:14 ). Дети обладают тем особым даром внутреннего видения, которого многие взрослые лишены по причине маловерия или отсутствия веры, обуревающих их грехов и страстей, искаженного восприятия действительности и неспособности за предметами земного бытия увидеть иную реальность. Дети не воспринимают мир рационально, и кроткого Царя на ослике они встречали с ликованием, которое исходило из их сердец, а не рассудка. Обратимся к святоотеческим толкованиям рассматриваемого события. Уже в середине II века Иустин Философ предлагает его развернутую аллегорическую интерпретацию в «Диалоге с Трифоном иудеем»: Изречение «он привяжет к виноградной лозе жеребенка своего и к плющу жеребенка ослицы своей» (ср. Быт.49:11 ) предуказывало как на дела, совершенные Им во время первого пришествия, так равно на народы, которые уверуют в Него. Они были как жеребенок, не имевший ни седла, ни ярма на шее своей, до тех пор, пока этот Христос не пришел и чрез посланных Им учеников не обратил их к учению Своему, и они, приняв то учение Его, покорили выю свою к перенесению всего в ожидании обещанных от Него благ. И действительно, Господь наш Иисус Христос , когда намеревался войти в Иерусалим, приказал ученикам привести к Себе ослицу, которая с жеребенком своим была привязана при входе в селение, называемое Виффагия, и, сев на нее, вступил в Иерусалим. Так как ясно было предсказано, что это будет исполнено Христом, то общеизвестное исполнение этого очевидно доказывает, что Он Христос... А что пророческий Дух вместе с патриархом Иаковом говорит, что Он будет иметь во владении именно ослицу подъяремную с жеребенком ее... это было предсказанием имеющих уверовать в Него людей как из синагоги вашей, так и из язычников. Ибо как осленок, не носивший ярма, был символом язычников, так подъяремная ослица указывала на людей из вашего народа, потому что вы имеете закон, который наложен был на вас чрез пророков. 30

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010