Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2019 22 мин., 06.09.2019 1-я страница обложки. На фоне разных оттенков горчичного цвета длинный росток, который тянется из старого темного желудя,  лежащего на покрытой зеленью почве (фото www.lori.ru ). Сверху надпись: НЕ ЗАКАНЧИВАЙСЯ НА СМЕРТИ. Внизу страницы: КАК СПРАВИТЬСЯ С ЧУВСТВОМ, ЧТО ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ТЯЖЕЛА И БЕССМЫСЛЕННА. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Земная жизнь — тяжесть и наказание?»  (С.16-27). Пролог : (на заставке фото Александра Гаврилова) Александр Межиров . «А время быстро движется, идет...» .Стихотворение. 1968//Фома. - – сентябрь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. - – сентябрь 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 сентября. Церковное новолетие . [На церковном Соборе в Москве в      1492 году было принято решение праздновать новый год с 1 сентября.  При Петре I даты празднования начала гражданского и церковного нового года разделились, так как Церковь не перешла на новую (1 января) дату празднования, установленную царем. После революции 1917 года был введен новый, григорианский, календарь, по которому разница с прежним, юлианским, календарем составляет        + 13 дней.  Таким образом, по новому стилю церковное новолетие   отмечается 14 сентября]. Ил.: Мозаика «Сотворение мира», Кафедральный собор  города Монреале, Италия, мозаика XII в. -- С.4; 27 сентября. Воздвижение Креста Господня . [В этот день       православные христиане вспоминают два события: обретение Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, и      возвращение в Иерусалим в VII веке Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. И в том и в другом случае обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали].  Фото. - С.4; 1 сентября. 15 лет со дня трагедии в Беслане . сентября 2004 года террористы захватили школу в Беслане. В результате теракта погибли и позднее скончались от ранений 334 человека, в том числе 186 детей. Инвалидами стали 126 бывших заложников, из которых 70     — дети. Погибшие были похоронены на мемориальном кладбище,          которое теперь именуется «Городом ангелов»]. Ил.: Фрагмент мемориала «Древо скорби» в «Городе ангелов». - С.4;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9197-s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Христос в Ветхом Завете 11 мин., 22.12.2013 Новый Завет, как известно, говорит прежде всего об Иисусе Христе. При этом новозаветные авторы постоянно утверждают, что во Христе исполнились ветхозаветные пророчества. Но где именно в Ветхом Завете говорится о Христе, и откуда мы знаем, что это о Нем — ведь имя напрямую не названо? Расписание или знак? Прежде всего, надо признать: в Ветхом Завете мы не находим таких строк, которые выглядели бы математически точными доказательствами правоты Нового Завета. Пророк Исайя или царь Давид никогда не говорили: «В таком-то году в городе Вифлееме у Девы Марии родится сын Иисус, Он сотворит много чудес, а потом будет распят у стен Иерусалима и на третий день воскреснет». Но разве было бы хорошо, если бы они так сказали? Вряд ли, ведь тогда у людей не осталось бы свободы, а вера предполагает свободный выбор: ты можешь принять слова пророка, а можешь их отвергнуть. Именно поэтому далеко не все видят в Ветхом Завете пророчества о Христе. Во времена евангелистов именно этот вопрос разделил еврейский народ: одни увидели в Писании, которое они знали (Новый Завет ведь еще не был написан) подтверждение всему, чему учили последователи Иисуса из Назарета, и стали христианами. Другие решили, что Он тут ни при чем — именно такое восприятие до сих пор отделяет иудаизм от христианства. Что же это за пророчества, в которых можно увидеть, а можно и не увидеть Христа? В книге К. С. Льюиса «Серебряное кресло» (из цикла о Нарнии) есть точный образ: лев Аслан, отправляя двоих ребят в опасное путешествие, сообщает им о знаках , которые помогут им в пути. Но не дает им точной карты. Он говорит примерно так: «На одном из камней в этом разрушенном городе вы увидите надпись. Поступите согласно ее повелениям». И добавляет: «Знаки, которые ты увидишь в Нарнии, будут не совсем такими, как ты представляешь. Вот почему так важно помнить знаки наизусть, не обращать внимания на их внешнюю оболочку». Действительно, надпись в разрушенном городе оказывается такой огромной, что прочесть ее можно только с высоты, а ребята, утомленные дорогой, рассеиваются, забывают о знаках, не пытаются соотнести их с тем, что видят вокруг себя, поэтому не могут их распознать — и путь их оказывается куда более длинным и опасным.

http://foma.ru/xristos-v-vetxom-zavete.h...

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Пажеский корпус для детей из знатных дворянских семей был основан в 1759 и действовал вплоть до Февральской революции. В 1810 его перевели с Миллионной на Садовую улицу, в барочный дворец, возведенный Б. Растрелли для гр. М. И. Воронцова. У графа в юго-восточном флигеле была церковь прп. Михаила Малеина (или свв. Климента Римского и Петра Александрийского), освященная 25 ноября 1758 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. Церковь сохранялась и после покупки дворца в казну и закрылась только в 1799, когда Павел I, отдав дворец Мальтийскому ордену, поручил Кваренги создать вместо первоначальной церкви новый просторный храм на 1000 человек в честь святого покровителя ордена. Он был освящен 21 июня 1801 и разместился на втором этаже главного здания. Тот же зодчий возвел при корпусе католическую церковь, т. н. „Мальтийскую капеллу“ (церковь св. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО при Пажеском Его Императорского Величества корпусе). Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах рельефом изображены мальтийские кресты. Из прежней церкви в новую взяли: Острожскую Библию 1580 года, прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами апп. Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда. На стенах храма висели доски черного мрамора с именами павших воспитанников. Дважды – в 1875 и 1900 – в церкви производился реставрационный ремонт, а в 1901 на фронтоне был сделан новый крест и звонница с семью колоколами. В 1883 арх. М. Н. Парунов предложил выстроить во дворе Пажеского корпуса копию иерусалимской часовни Гроба Господня, но этот проект не был осуществлен.

http://sobory.ru/article/?object=19769

Скачать epub pdf Глава 11 Откр.11:1 . И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. Откр.11:2 .  А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. «Трость» указывает на то, что все явившееся на небе, хотя и считается у нас неодушевленным, разумно, а именно: жертвенник, престол и нечто другое, ибо слова «востани и измери церковь Божию» говорит данная ему трость, что указывает на измерение храма Божия ангельским разумением. Если же кто скажет, что слова эти он слышал от Ангела, давшего трость, то тому нужно ответить, что трость означает меру познания и разума, соответствующую принимающему, чего удостоятся все отличенные за добрые дела у Бога и Его Ангелов, ибо «позна Бог сущыя своя», – говорит слово Божие ( 2Тим. 2:19 ). Нужно знать, что некоторые под «храмом Божиим» понимали Ветхий Завет , а под «внешним двором» – Новый, неизмеримый по обилию спасающихся; под «сорока же двумя месяцами» – краткость времени до второго пришествия, в которое будут содержать тайны Нового Завета. А мы думаем, что храм Бога Живого есть Церковь , в которой приносятся нами словесные жертвы. Внешний двор – общество неверующих и иудеев, недостойных ангельского измерения за свое нечестие: «позна Бог сущыя своя», но Он, Всеведущий, беззаконных не знает. То же, что святый город – новый Иерусалим, или Вселенская Церковь будет попираться язычниками в течение сорока двух месяцев, как думаю я, обозначает, что в пришествие антихриста верных и твердых будут притеснять и гнать три с половиною года. Статья тридцатая Об Енохе и Илии Откр.11:3 . И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Откр.11:4 .  Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. Многие учители думали, что эти два свидетеля, Енох и Илия, при кончине мира получат от Бога время для пророчествования в три с половиною года, означенных тысяча двумястами шестьюдесятью днями. «Облечение во вретище» означает, что тогда все живущие и отвращаемые от антихристовой прелести будут достойны плача и сетования. Под видом двух маслин и двух светильников указал на них и пророк Захария ( Зах. 4:2, 3, 11–14 ), так как пища для умного света состоит в елее добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта 1. Древен и с доброй целью установлен закон чтить день Обновления, лучше же сказать, с днем Обновления чтить новые благодеяния, и чтить не однажды, но многократно, всякий раз, как с новым обращением года возвращается тот же день, дабы дарованное благо со временем не изгладилось из памяти и не исчезло, потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем у Исаии, острови к Богу ( Ис. 41:1 ), что бы ни надлежало разуметь под сими островами, a по моему мнению, разуметь должно Церкви, недавно устроенные из язычников, возникающие из горького неверия и получающие твердость, удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другого пророка ( Иер. 1:18 ), стена медяна, то есть, как думаю, душа твердая и златовидная, новоутвержденная в благочестии. Мы имеем повеление петь Господеви песнь нову ( Пс. 149:1 ), увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в эту лукавую слитность, и потом счастливо возвратились во Иерусалим, и как там, быв на земле чуждой, не могли петь божественной песни, так здесь составили и новую песнь, и новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали в добре, и иное уже совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого и обновляющего Духа. 2. Обновляется, и притом весьма великолепно, Скиния свидения, которую Бог показал, Веселиил совершил, а Моисей водрузил. Обновляется и царство Давидово, даже не однажды, но в первый раз при помазании, а в другой при провозглашении Давида царем. Быша же обновления во Иеросолимех, и зима бе ( Ин. 10:22 ), то есть зима неверия. И пришел Иисус – Бог и храм, Бог вечный, храм новый, в один день разоряемый, в три дня восстановляемый и пребывающий во веки, да буду я спасен, воззван от древнего падения и соделаюсь новой тварью, воссозданный таковым человеколюбием. Божественный Давид желает сердца чистого, в нем созидаемого, и духа правого, обновляемого во утробе его, не потому, чтобы не имел (кому же и иметь, как не великому Давиду?), но потому, что признает новым настоящее, непрестанно прилагаемое к прошедшему. Но какая мне нужда говорить о большем числе обновлений? Могу объяснить настоящее Обновление, которое ныне празднуем, от смерти преходя к жизни. Обновление, обновление – наш праздник, братия; да повторяется сие неоднократно от удовольствия! И какое еще обновление? Кто знает, пусть научит сему, а незнающий да обновит слух!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово архиепископа кишиневского Анастасия, произнесенное в Московском Успенском Соборе при поставлении на патриарший престол митрополита Тихона, 21 ноября 1917 года Источник Скачать epub pdf «Веселится ныне церковь Божия, зря, как Богоизбранная Отроковица входит в храм Господень, благодать совводящи». Ликуют ныне и радуются сугубою радостью православные русские люди, видя, как предводимый самою Пречистою в Ея храм входит Святитель великий, предобразуя нам благоволение Божие. Со светильниками и божественными песньми праведные Иоаким и Анна и с ними девственный лик ввели в храм Иерусалимский чистую Деву, чтобы уневестить Ее Небесному Жениху. В блистании священных огней, с пении и лики, поистине, как жениха церковного, ввел Священный Собор в дом Богородицы богоизбранного патриарха, чтобы обручить его с первосвятительским престолом и со всею Церковью Российскою. В самое Святая Святых древняго храма вступила ныне Пречистая Богоматерь. Не во Святое-ли Святых Русской земли вошел и наш нареченный Первосвятитель, когда вступил под сень величайшей святыни Русского народа: здесь все проникнуто благоуханием святыни, здесь, в доме Пречистой, искони было средоточие благоговейных помыслов, молитв и обетов православных русских людей; на этом благодатном месте святая Русь издревле соприкасалась с небом и ея живые земные строители таинственным союзом соединялись с ея небесными печальниками и заступниками. От собора этих святых предстоятелей за Русь и поставляется ныне новый светильник Церкви; от их благодатной руки изливается сугубое благословение на главу нового первоиерарха, как миро на главу Аароню. Сама Пречистая Матерь Божия от Своея чудныя иконы вручила ему жребий его высокого служения и соделала его стражем Своего Дома и всего православного достояния русской земли. Великий первопрестольник Российский Святитель Петр простирает ему свой жезл, процветший благодатью, чтобы ныне, когда раздирается хитон русской церкви, когда раздираются ризы русской державы и об одежде ея мещут жребий, он, наш новый первостоятель, собрал этим свяшенным жезлом расточенное, соединиль разстоящееся, подражая самому блаженному строителю и собирателю древней Руси, святому Петру и единоправным ему святителям Алексию и Ионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Содержание    Сейчас я хочу говорить с вами о том, о чем как правило не говорят, – о вере. Обычно, поверив и войдя и Церковь, мы на этом и успокаиваемся. Между тем надо разобраться, что же такое вера. «Вера есть сила, все внутри в благонастроении содержащая, или есть самое благонастроение, подающее преестественное, непосредственное, совершенное единение верующего с веруемым Богом». Итак, наше общение, наша связь с Богом находится в зависимости от того, какова сила нашей веры.    Нам кажется, что Бога можно просить о любой добродетели, но мы не делаем этого в отношении веры. Преподобный Симеон Новый Богослов, не будучи сам мучеником и не готовясь к этому подвигу, так определяет ее сущность: «Вера есть (быть готову) умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь». Здесь вера ставится в связь с мученичеством.    Если мы вспомним о крещении, которое совершается через погружение крещаемого в воду, перед нами встает вопрос: каков таинственный смысл этого действия? Николай Кавасила изъясняет это следующим образом: когда, погружаясь в воду, скрываемся в ней, то убегаем жизни в воздухе, что означает смерть, а когда появляемся на поверхности опять получаем воздух и жизнь. Подобное же говорит и Кирилл Иерусалимский: «И каким образом Христос воистину был распят, погребен и воскрес; а вы чрез крещение в подобии и сраспяться, и спогребстись, и востать с Ним удостоились...» Значит в самом крещении мы выражаем существо наше веры, готовность умереть за Христа.    Христос не требует от всех нас смерти за Него, какою Он за нас умер, но все мы должны иметь по крайней мере готовность к тому и свидетельствуем о том в крещении, умирая с верою, что такая смерть есть истинная жизнь. Продолжая раскрывать понятие «вера», Симеон Новый Богослов пишет: «Вера есть... нищету вменять в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знаменитость, и в то время как ничего не имеется, быть уверену, что всем обладаешь».    Милость Божия к нам заключается в том, что в крещении с нами не происходит фактической смерти – мы лишь свидетельствуем о готовности к ней. Для некоторых же, для сильных, эта смерть становится настоящей, они на самом деле сподобляются пострадать за Христа, но и мы, слабые, должны иметь по крайней мере готовность к смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3904...

12/25 Мучеников Прова, Тараха и Андроника (304). Преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов (ок. 787). Преподобного Симеона, Нового Богослова (1021) (память переносится с 12 марта). Преподобных Дионисия (1437) и Амфилохия (1452) Глушицких, чудотворцев. Священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого (1937). Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799). Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Ерманской (732), Мохнатинской (1691), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери. Тропарь мученикам Прову, Тараху и Андронику, глас 5 Святых мученик исправлением/Небесныя Силы преудивишася,/яко в теле смертнем,/безтелеснаго врага силою Креста,/подвизавшеся добре, победиша невидимо,/и молятся Господу,/помиловатися душам нашим. Кондак, глас 2 Троицы нам славу явиша,/доблии Христовы оружницы и мученицы,/с Тарахом Пров же и Андроник,/обличиша бо все мучителей безбожие, верою доблественне страдальчествовавше. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Тарахо, Прове и Андрониче,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 3 Божественное озарение, Симеоне отче,/восприяв в души твоей,/светило в мире показался еси светлейшее,/разгоняя того мракобесие/и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/Егоже прилежно моли/даровати нам велию милость. Ин тропарь, новосоставленный, глас 1 Внешния мудрости пребывая непричастен,/Божественныя же преисполнен был еси последи/и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне./Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием:/слава тя прославльшему Христу,/слава тя дивна Показавшему,/слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь, глас 4 Яко Света Трисолнечнаго зритель/и таинственнаго Богословия сказатель,/освященне Симеоне, отче наш,/испроси душам нашим просвещения свыше/и страстей отгони от нас мглу,/яко бо, служитель велий Христов,/всем подаеши полезная, преподобне. Кондак, глас 3

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Павел, Апостол – не от человеков и не через человека, но через Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Его из мертвых, 2) и все братия, которые со мною – церквам Галатии: 3) благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4) Который отдал Себя Самого за грехи наши, да избавит нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5) Которому слава во веки веков. Аминь. 6) Удивляюсь, что вы так скоро переходите от призвавшего вас благодатью Христовою к иному евангелию, 7) которое не иное, если только не иные – [люди], встревожившие вас и желающие превратить благовествование Христово. 8) Но хоть бы даже мы или Ангел с неба благовествовал вопреки тому, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9) Как прежде мы сказали, [так] и ныне снова говорю: если кто благовествует вопреки тому, что вы приняли, да будет анафема. 10) Только ведь человеков я призывал или Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я все еще угождал людям, не был бы рабом Христовым. 11) Делаю вам, братия, известным, что Евангелие, которое благовествовано мною, не есть по человеческому [вдохновению], 12) ибо и я не от человека принял его, ни научился, но через откровение Иисуса Христа. 13) Ибо вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я сверх меры гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14) и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерным ревнителем отеческих моих преданий. 15) Когда же стало благоугодно Тому, Кто избрал меня от утробы матери моей и призвал благодатью Своею, 16) дабы открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал сразу после сего прилагаться к плоти и крови, 17) и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, но пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18) Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. 19) Прочих же Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. 20) В том же, что пишу вам, – вот, пред Богом: не лгу. 21) Затем отошел я в страны Сирии и Киликии. 22) Я был неизвестен в лицо церквам в Иудее, что были во Христе, 23) а только внимали они слуху, что тот, кто гнал нас некогда, ныне благовествует веру, которую некогда истреблял, 24) и прославляли во мне Бога. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

284. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенск. Соборе июня 25; напечатано в Тв. Св. От., в Полицейск. и Губерн. Вед. 1853 г. и в собр. 1861 г.) 1853 год И будут царие кормители твои (Иса. XLIX. 23). Хотя Христос Спаситель дал Своей Церкви новый завет, высший ветхого, и новое Священное Писание, в новом свете открывающее тайны Боговедения и учение жизни: однако чрез сие не сделалось бесполезным Писание ветхозаветное. Особенно заключенные в нем пророчества, когда сокрытый в них свет открывается чрез отражение в событиях, чудным и благотворным образом освещают пути спасительного провидения Божия в мире и в роде человеческом. Посему Апостол Петр тогда, как пишет сам богодухновенное послание, и уже не первое, находит еще неизлишним отсылать читателей к ветхозаветному пророческому Писанию. «Имамы, – говорит, – известнейшее пророческое слово, емуже внимающе, якоже светилу, сияющу в темнем месте, добре творите, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших» ( 2Nemp. I. 19 ). В день Царев, приглашаю вас внять слову Пророка Исаии о царях, довольно загадочному. Может быть, дастся нам «разрешение гадания» ( Npumч. I. 3 ), и внимание ваше не будет потеряно. «И будут царие кормители... твои, и княгини их кормилицы твои» ( Ис.49:23 ). Кому это Пророк предвещает столь высоких кормителей и кормилиц? – Он обращает речь свою к Сиону, и к Сиону не возрастающему и цветущему, но являющемуся в безнадежном состоянии: «рече... Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя» ( Ис.49:14 ). Под именем Сиона Исаия разумеет, без сомнения, не гору, но население горы Сиона, Иерусалим с его обитателями; и притом, как пророк Божий, занятый не человеческими видами, но Божественными, в образе Иерусалима он зрит град Божий, обиталище истинной веры в Бога, Церковь Божию. Сему-то духовному Сиону, на его сетование об оставлении его Богом, ответствуется: что если бы и мать забыла свое дитя, но Господь не забудет его; – что ему даровано будет неожиданное многочадие: «и речеши в сердцы твоем: кто мне породи сих» ( Ис.49:21 )? – и что ему и многочисленным чадам его, вместо кормителей и кормительниц, даны будут цари и княгини: «и будут царие кормители... твои, и княгини их кормилицы твои». Кто же сии цари кормители Сиона? – Если бы о них пророчествовал Самуил: то мы могли бы догадываться, не суть ли это Давид и Соломон. Один из них возвысил Иерусалим в достоинство царствующего града, другой обогатил его. Один сильно питал в сынах его чувство благочестия, внеся в него кивот завета Божия, и дав богослужению высокое благолепие и торжественность, другой, – создав храм, ознаменованный чудесным присутствием Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010