Москва. Церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Никола в Котельниках Карта и ближайшие объекты Котельники - старый московский район, названный по слободе котельников, изготовлявших котлы, в которых варилась пища. Отсюда и получили названия и набережная Котельническая и небольшие переулки Котельнические 1-й, 4-й, 5-й. Деревянный храм святителя Николая на этом месте упоминается в 1654 г. В 1822-1824 гг. по проекту О.И. Бове в стиле классицизма была построена новая церковь. Здание построено на средства князя С.М. Голицына в память его предков Строгановых, живших в приходе этой церкви. На южной стороне есть три замечательные барельефные композиции: " Вход в Иерусалим " , " Поклонение волхвов " , " Избиение младенцев " . Богослужения в храме возобновлены в 1992 г. Главный престол освящен во имя святителя Николая, приделы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, мученицы Евдокии. Первое упоминание о церкви на месте современного храма относится к 1547 году. Это была деревянная церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. В 1625 году храм сгорел, на его месте была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Название церкви, как и района, связано с местом проживания котельников, производивших котлы для готовки. В 1657 году деревянное строение заменяют каменным храмом на средства купцов Строгановых. В новом Никольском храме была устроена родовая усыпальница храмоздателей. В 1688 году церковь вновь перестраивается, устраивается новый придел. Главный престол церкви был освящен во имя святителя Николая, придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. С годами церковь обветшала, позже сильно пострадала при пожаре 1812 года. В 1822-1824 гг. по проекту О.И. Бове была возведена новая церковь в стиле ампир. Здание построено на средства князя С.М. Голицына в память его предков Строгановых. Храм расположился на склоне Швивой горки и был рассчитан на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада. На южной стороне церкви находятся три барельефные композиции: " Вход в Иерусалим " , " Поклонение волхвов " , " Избиение младенцев " . В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой был устроен новый придел мученицы Евдокии (в трапезной). Очередная перестройка храма прошла в 1892 году под руководством архитектора Н.П. Маркова.

http://sobory.ru/article/?object=02997

оклад Св. Синода о назначении Ректора и профессора Богословских наук Московской духовной Академии и Настоятеля Ставропигиального Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого монастыря, Архимандрита Филарета Епископом Калужским и Боровским был Высочайше утверждён в 6 число Апреля 1819 года, что приходилось тогда в самый первый день Св. Пасхи 298 . Об этом определении дан был указ Св. Синода тогдашнему Митрополиту Московскому Серафиму, от 21 Апреля за 299 . В этом Указе подробно прописано Митрополиту, – где и кому с ним совершить наречение и хиротонисание Филарета в Епископы, – именно наречение в Московской Синодальной Конторе, а посвящение – в большом Успенском Соборе. Священнодействующими при наречении и хиротонисании были назначены – сам Высокопреосвящ. Митрополит Серафим и находившиеся тогда в Москве, преосвященные – Викарий Московский Лаврентий, Епископ Дмитровский, Грузинский Митрополит Иона и Архиепископы Пафнутий и Досифей 300 . При Указе приложены были два печатных экземпляра «Чина присяги архиерейской». На одном из них предписано было подписаться по листам вверху всем Святителям, рукополагавшим Филарета в Епископы, а на другом подписаться по листам же, но внизу, самому Филарету. Самая эта подпись была прописана во всей полноте на особом, приложенном к Указу, листе и состояла в следующих словах: «Аз, первоклассного Ставропигиального монастыря Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Архимандрит Филарет, ныне наречённый Епископ Калужский и Боровский, сие здесь написанное и подписанное моей рукой, приемлю и вручаю пред святым Евангелием братиям моим, преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освящённому собору в граде Москве в большом Успенском соборе, лета Господня 1819, Июня 1 дня». Наконец в этом же Указе было предписано взыскать за эти два печатных экз. «чина и присяги архиерейской» (по 9 полулистов в каждом экз.) с хиротонисованного 4р. 50к. ассигнациями, а на проезд его в епархию и домашнее там обзаведение, сообразно существовавшему тогда обыкновению, назначена к выдаче тысяча рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Ольшаны. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В церковных ведомостях 1830 года о Свято-Николаевском храме записано: «Построена в 1753 году, а починена 1793 года тщанием прихожан оной церкви. Зданием деревянная с такою же колокольней, крепка и недостаточного в ней нет ничего». Население Олышаной началось не позже 1650 г., и в начале 18 столетия было так велико, что в 1724 г. существовало в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский». Главным храмом был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным. В 1815 г. его переименовали в храм Покрова Богородицы. Существовавший недалеко от Рождественского, Покровский храм был закрыт в 1792 году, а его святыня была перенесена в Рождественский храм. В 1725 году храм Рождества Богородицы сгорел. Священник Кондратий Захарьевич и гг. Ковалевские: Харьковского полка есаул Иван, сотники: Ольшанский Федор, Золочевский Павел и Пересечанский Никита получили тогда же по просьбе своей благословение архипастырское построить новый храм, попрежнему деревянный, со всей утварью. Новый храм был освящен в 1736 году. Каменный храм в честь Рождества Богородицы был освящен в 1797 году. «Храм сей переименован в Покровский в 1815 году. В сем храме имеется напрестольный крест с частью животворящего древа креста Господня, принесенного из Иерусалима благочестивым странником, прихожанином сей церкви, Иоанном Крупой, который во второй раз возвратился из Иерусалима в 1836 году». Воскресенский деревянный храм, предшествовавший каменному, был построен в 1722 году. «Но едва ли это был первый храм. Строители каменного храма и такой же колокольни с оградой, освященного в 1797 г., были майор Максим Иванович Ковалевский и протоиерей Иоанн Седаковский». 16 мая 1745 года было дано благословение на строительство нового храма во имя Трех Святителей. Предыдущий Трехсвятительский храм сгорел в 1743 году, но его иконостас и утварь успели спасти. В 1842 году на месте деревянного был построен каменный приходской храм. «По делу 1741 года видно, что древний Николаевский храм был с приделом положения ризы Богородичной». Метрики и исповедные росписи Николаевского прихода начинаются с 1726 года.

http://sobory.ru/article/?object=03995

Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида Источник Содержание I. Св. Евангелия. II. Беседы на Евангелие. III. Апостол IV. Служебники V. Кормчая VI. Св. Апостол и Св. Отец правила VII. Повести Св. Отец VIII. Уставы IX. Шестодневы Х. Псалтыри XI. Октои XII. Минеи служебные XIII. Триоди XIV. Каноники XV. Синодики XVI. Торжественники XVII. Сборники. XVIII. Сборники XIX. Святцы ХХ. Св. Иоанна Златоустого XXI. Св. Ефрема Сирина XXII. Пр. Иоанна Дамаскина XXIII. Иннокентия, папы Римкого (417) XXIV. Св. Дионисия Ареопагита XXV. Св. Иоанна Лествичника XXVI. Антиоха черноризца XXVII. Алфавит или духовная лествица XXVIII. Летописцы XXIX. Гранографы ХХХ. О Псковском Печерском монастыре XXXI. О иконе Иверской Божией Матери и Св. Афонской Горе XXXII. О ризе Господней XXXIII. Како поклонятися образом XXXIV. Св. Григория Назианзина XXXV. Св. Исаака Сирина XXXVI. Георгия Исиды XXXVII. Житие Св. Панкратия Тавроменийского XXXVIII. Житие Русских Святых и службы им XXXIX. Житие Св. Патриарха Никона XL. Возражение Св. Патриарха Никона XLI. Родословные XLII. Космография XLIII. Аристотель Премудрый XLIV. О еретицех, обращающихся к Правоверной Вере XLV. Большой Катехизис XLVI. Соборное деяние 1666–1667 годов XLVII. Обращение Сеньки Медведева XLVIII. Рукописи нотные безлинейные XLIV. Рукописи первоначальных линейных нот Заметки о старопечатных книгах того же книгохранилища     Любитель и покровитель церковного просвещения в России, Святейший Патриарх Никон , не мог не оставить в сем отношении памяти и в любимом монастыре своего строения, Воскресенском. И действительно, собранная здесь его трудами библиотека заслуживает полного и всестороннего исследования; мы же, с своей стороны сделаем, что можем, с помощью данных, заключающихся в монастырских актах. Подробная Опись этой Библиотеки появляется впервые лишь в «Описных книгах» 1680 года, а меж тем в той же Описи, в перечневой ведомости монастырских актов, находим несколько таких, которые дают уразуметь, что Библиотека, собранная Патриархом Никоном в Воскресенской обители, уже и Описи 1680 года (то есть, едва минуло 14 лет по его отбытии из сей обители), является далеко не в целостном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

поиск:   разделы   рассылка Анастасия Кузина, Светлана Хохлова Местопродавцы. Как один застройщик умудряется игнорировать сразу Президента России, патриарха и Генпрокуратуру? Источник:  Московский комсомолец Деньги превыше инстинкта самосохранения. Несмотря на то что в Московской области пока не кончилась свободная земля, начался массовый самозахват под строительство зон охраны памятников. Строят коттеджи, строят и высотки, приговаривая: " Ой, да ладно, это ж чистое поле, никто не заметит! И вообще, кому оно нужно, это поле, когда людям коттеджи нужны... " Так пытались продать Бородинское поле, так торгуют участками в охранной зоне Радонежа, так началось высотное строительство под Ново-иерусалимским монастырем. При этом опыт Майи Склюевой, которая продала 10 участков Бородинского поля и села на 5 лет, никого не останавливает. Но не останавливает это и покупателей земли или непостроенной квартиры в охранных зонах... Обо всем этом – в материале депутата городского поселения Истра Светланы Хохловой. Откуда они только берутся, эти дольщики и покупатели? Ведь, как правило, информации о продажах в зонах охраны не бывает? Или я ошибаюсь? Может, вы встречали объявление: " Продаю квартиру на территории Московского Кремля " ? Но кто ж этому поверит? А у нас верят. Верят в то, что можно законным путем приобрести квартиру в 27-этажной высотке в лесу (!) с пением птиц (!) и запахом ландышей (!). Или коттедж на Бородинском поле. Или жилье в Новом Иерусалиме с видом на монастырь. Круто и по дешевке. И дешевка-то не настораживает. Наоборот: " Берем, еще парочку! " Регламент – это серьезно Начнем со справки. Новый Иерусалим – это памятник федерального значения. Великая православная святыня, имеющая такое же огромное значение для русской истории и культуры, как, например, Радонеж. Новый Иерусалим назван его создателем святейшим патриархом Никоном Русской Палестиной и был создан как икона Святой земли – так прекрасны были окрестности реки Истры, так напомнили они царю Алексею и патриарху родину Господа нашего Иисуса Христа.

http://religare.ru/2_101502.html

Скачать epub pdf 20. Говорит ли Ветхий Завет о Христе? Новый Завет, как известно, говорит прежде всего об Иисусе Христе. При этом новозаветные авторы постоянно утверждают, что во Христе исполнились ветхозаветные пророчества. Но где именно в Ветхом Завете говорится о Христе, да и откуда мы знаем, что это сказано о Нем – ведь имя напрямую не названо? Расписание или знак? В Евангелии от Луки есть одно удивительное место ( Лк 24:13–32 ). Два ученика Христа, уже после Его смерти и воскресения, возвращаются домой из Иерусалима, беседуя обо всех происшедших событиях. Они уже слышали весть о Воскресении, но не могли поверить ей. Наконец, они встретили Самого Христа – но сначала Его не узнали, и Ему пришлось подробно раскрыть им смысл ветхозаветных пророчеств о страдающем Мессии, то есть о Нем Самом. И только потом, когда они остановились на ночлег и незнакомый Странник преломил с ними хлеб, они узнали в нем Учителя. А ведь это были те самые люди, которые следовали за Ним во время Его земной жизни, слушали Его проповеди, жаждали установления Его Царства. Они наверняка много раз читали соответствующие места Писания – и тем не менее, они не могли связать одно с другим, распознать в происходивших событиях исполнение пророчеств. Как же так получилось? Прежде всего, надо признать: в Ветхом Завете мы не находим таких строк, которые выглядели бы математически точными доказательствами правоты Нового Завета. Пророк Исайя или царь Давид никогда не говорили: «В таком-то году в городе Вифлееме родится сын Иисус у девы Мария, Он сотворит много чудес, а потом будет распят у стен Иерусалима и на третий день воскреснет». Но разве было бы хорошо, если бы они так сказали? Тогда у людей не осталось бы свободы выбора; к примеру, мы можем узнать из календаря, в какой момент сегодня или завтра зайдет солнце – но к вере эти факты не имеют ни малейшего отношения, именно потому, что они факты. Вера предполагает выбор: ты можешь принять слова пророка, а можешь их отвергнуть. Именно поэтому далеко не все видят в Ветхом Завете пророчества о Христе. Во времена евангелистов именно этот вопрос разделил еврейский народ: одни увидели в Писании, которое они знали (Новый Завет ведь еще не был написан) подтверждение всему тому, чему учили их последователи Иисуса из Назарета, и стали христианами. Другие решили, что Он тут не при чем – именно такое восприятие до сих пор отделяет иудаизм от христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Закрыть «На реках вавилонских» 11.02.2017 984 Время на чтение 4 минуты Великий пост — время псалмопений. То, что написано в Духе Святом, мы должны благодатно воспринимать как относящееся лично к нам и сугубым образом к нашему времени. Потому что чем дальше идет история, чем более приближается она к концу, тем очевиднее становится истина и правда Священного Писания. Существует множество псалмов о скорбных испытаниях богоизбранного народа, но ни один из них не раскрывает эти испытания с такой силой, как 136 псалом о пребывании народа Божия в вавилонском плену. Эта печальная песнь, которую мы услышим сейчас на утрени, — жалоба Богу. Скорбные плененные не находят себе утешения в псалмопении — они не могут увеселять этим пением гордых угнетателей. Они не могут забыть Иерусалим. Они не могут простить Едом и Вавилон. Мы знаем, что в нашей отечественной истории есть свой Иерусалим — единственно спасающая православная вера, и есть свой Вавилон — с небывалой еще враждой против Церкви Христовой и торжеством зла. Есть также вечный Иерусалим, о котором мы воспоем среди Пасхи, пройдя Великий пост: «Светися, светися, новый Иерусалиме». И есть вечный Вавилон, о котором Откровение, утешая нас, пророчески торжественно возвещает: «Пал, пал Вавилон, город великий» (Откр. 14, 8). Народ Божий — в слезах, но «сеющие слезами радостию пожнут». Они оказались на реках вавилонских, в чуждой земле, далеко от родины, из которой они были вывезены как военнопленные. Земля Вавилона не была ни в коей мере благосклонной к этому народу, как египтяне в начале плена. Завоеватели поселили их в аду рабского труда. И там они сидели, изливая горе о своих несчастьях. Воспоминания о Сионе источали слезы из их глаз, но это были очистительные слезы: «тамо седохом и плакахом»; слезы воспоминания: «плакахом, егда помянути нам Сиона» — святую гору, на которой был построен их Храм. Их любовь к Богу, устремленность к Храму была несравненно больше их заботы о собственном доме. Они отложили в сторону свои музыкальные орудия: «на вербиих посреде его обесихом органы наша». Они не спрятали органы в кустах или в расщелинах скал, но повесили их на вербах, на виду, чтобы они напоминали им об их плачевных переменах. Но, может быть, кто-нибудь скажет, что они были неправы — ведь хвала Богу уместна во всякое время.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/11/na...

И.П. Ювачев XXXIV. Святые места у католиков Русская церковь «на раскопках». – Двенадцать станций Страстного пути. –Наглядные изображения евангельских событий. – Место гефсиманской молитвы Спасителя. – Монастырь кармелиток. – Вечные молчальницы. – Галлерея Молитвы Госдодней. – Культ Сердца Иисусова. Все путешественники замечают, как резко различаются католические святые места от православных. В противоположность обычаю греческих монахов, у католиков вам не помешают молиться, не станут вас тормошить за рукав и тянуть куда-нибудь в сторону, чтобы выпросить денег. Кроме того, с первого же взгляда примечается у них блестящая чистота. Впрочем, в таком же роде есть одно место в Иерусалиме и у православных, но только не у греков, а у русских. Это место «порога» древних городских ворот на раскопках, близ храма Гроба Господня. Еще в 1859 году куплен был русскими участок земли около 200 квадратных сажен, но до возникновения Православного Палестинского общества он был заброшен без всякого употребления. Между тем раскопки археологов показали, что здесь лежит драгоценное указание на древнее расположение городских стен, а вместе с тем и подтверждение, что почитаемые места Голгофы и Гроба Господня находятся вне прежнего Иерусалима, «потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города», и «на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый» (Иоанн. 19: 20, 41). Как теперь евреи стараются поближе быть погребенными к стенам священного города, так, вероятно, и богатый Иосиф Аримафейский имел свою усыпальницу недалеко от ворот Иерусалима. От этих ворот остался теперь истертый каменный порог, и сохранились следы петель в старых стенах, найденньгх на русском месте. Протестанты, однако же, не довольствуются этими доказательствами и принимают за Голгофу небольшой холм по северную сторону современного Иерусалима, недалеко от Дамасских ворот (около четверти версты). Но и тут Гробница Господня указывается в двух различных местах: по Гордону она находится вправо от дороги, а по Кондеру (командированный Английским обществом – Palestine Exploration Fund) – влево.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Пятьдесят лет спустя»: Вселенский Патриарх и Папа Римский на Святой Земле Историческая встреча 5 января 1964 года стала началом «диалога любви» 26 мая, 2014 Историческая встреча 5 января 1964 года стала началом «диалога любви» При всей значимости паломничества в Иерусалим, далеко не все Папы и Патриархи посещали Святой Град. Исторически паломничество во многом связано с катехизацией и миссионерством, так что не многие архиереи в былые времена считали нужным в нем участвовать, покидая свою епархию. Ведь если будешь хорошо молиться, то будет у тебя в келье « и Афон, и Святая Земля «. Предстоятели Церквей приезжали в Иерусалим обычно по совершенно особым поводам. Иногда – на освящении важных храмов. Так, св. Кирилл — один из отцов церкви и Александрийский Папа– был в Иерусалиме в 438 (439) г. на освящении новой базилики в честь первомученика Стефана. Другие приезжали на архиерейские соборы, собиравшие епископов разных поместных Церквей. Так, Иерусалимский Собор 1443 года, на котором присутствовали все восточные православные Патриархи или их представители, был одним из важнейших этапов в деле отвержении Флорентийской унии. Это касается и предстоятелей Русской Церкви. Приезд на Святую Землю в 1924 году митр. Антония (Храповицкого) – первоиерарха Русской Зарубежной Церкви – был предпринят для «спасения» Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и определения ее статуса в новых эмигрантских условиях. Первое посещение Святой Земли Московским Патриархом Алексием I состоялось в 1945 году, знаменуя новый этап в жизни Церкви в Советском Союзе, а также выход Московского Патриархата «на международную арену». Последний визит Патриарха Кирилла был связан с освящением большого собора в честь всех русских святых в Иерусалиме. Константинопольские Патриархи также не все бывали в Иерусалиме, хотя в XX веке упрощение способов передвижения сделали возможным посещение соседней поместной Церкви без того, чтобы надолго оставлять свою. Одним из наиболее значимых визитов было паломничество Вселенского Патриарха Афинагора в Иерусалим в 1964 г. По времени он было скоординировано с посещением Святой Земли Римским Папой Павлом VI.

http://pravmir.ru/pyatdesyat-let-spustya...

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Глава 6. Жизнь Богоматери по Вознесении Христовом Сион — имя, часто упоминаемое в приложении к той «горнице», в которой, по-видимому, соединялись ученики Христовы по распятии Его, представляет южную из возвышенностей, на которых лежит Иерусалим. Царь Давид укрепил его, выбрал местом постоянного жилища, устроил новую Скинию, в которую перенес Кивот Завета. Евреи считали Сион горой Божией, святой, и, хотя впоследствии храм Иерусалимский, заменивший Скинию, был воздвигнут на горе Мориа, но Сион продолжал считаться священным. Доселе на Сионской возвышенности указывают заветную «горницу Сионскую», явившуюся первым храмом священных событий. Тут Господь воскресший дважды являлся ученикам при затворенных дверях, тут был избран, по вознесении Его, на место предателя Иуды новый апостол Матфей; в той же горнице были собраны верующие, когда в день Пятидесятницы сошел на них Св. Дух. По преданию, около этой горницы находился дом св. Иоанна Богослова, где, по воле Господа, жила Пресвятая Богородица. Сюда приходили к Ней ученики Христовы, и вместе говорили они о всем пережитом за последнее время. Она рассказывала им о детстве и юности Христа, вместе вспоминали они дни страданий и смерти Его, и должно было казаться верующим, видевшим в своей среде Богоматерь, что Ее устами говорит сам Христос. Господь перед вознесением повелел апостолам пребывать в Иерусалиме, и 120 человек христиан проводили все свое время в неперестающей молитве, готовясь принять обещанного Утешителя. До смерти Христа мы не видим Богоматери среди Его учеников, — Она стояла как бы в стороне, — теперь же Она стала как бы средоточием молодой христианской общины. В день «пятидесятый» Богоматерь находилась вместе с апостолами и другими верующими. В третий час дня произошел шум как бы от бури, наполнивший весь дом, и в виде разделяющихся огненных языков на каждого из христиан сошел Св. Дух. Получив теперь обетованного Утешителя и Вдохновителя, апостолы, во исполнение слова Христа «шедше, научите вся языки», — разошлись с проповедью по вселенной, причем время от времени возвращались в Иерусалим. Богоматерь же пребывала с усыновленным Ей апостолом Иоанном, и любимый ученик Христов служил Ей с нежностью сына и бесконечной преданностью. Только раз, получив с апостолом Петром поручение — сходить в Иерусалим, чтобы призвать Св. Духа на новопросвещенных, он расстался с Богоматерью, но потом уже не покидал Ее в Иерусалиме до самого конца дней Ее.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010