Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) Часть первая. Мир Нового Завета Глава 1. Политическая и социальная среда палестинского иудаизма Первые ученики Иисуса Христа были палестинскими иудеями. Все остальные авторы 27 книг Нового Завета также были иудеями, за возможным исключением Луки. Поэтому, чтобы понять Новый Завет , надо обладать информацией о палестинском иудаизме I века н. э. Эта глава нашей книги будет посвящена его политической и социальной среде, а следующая глава -столь же важной теме, среде культурной и религиозной. Палестина – относительно маленькая страна. Ее площадь составляет примерно 26 ООО квадратных километров. Ее длина – около 240 км, а средняя ширина наиболее широкой, южной, части – около 120 км. К северу она еще уже. Таким образом, Палестина меньше Швейцарии и не достигает даже половины Шотландии. Если взять для сравнения США, то она будет размером примерно со штат Мэриленд и чуточку больше штата Вермонт. Эта земля отличается здоровым климатом, прекрасными пейзажами, а также богатой и плодородной почвой, на которой могут расти фрукты самых разных стран, от заснеженного севера до тропического юга. Отделенная от других стран пустыней, горами и морем, но лежащая у стыка трех континентов, она была провиденциально предназначена стать родиной не только иудаизма, но и вселенского христианства. I. Обзор политической истории Палестины: от Александра Македонского до падения Иерусалима (70 год н. э.) В 586 году стены Иерусалима пали под натиском армий Навуходоносора, город подвергся опустошению, а большинство иудеев – депортации в Вавилон. Полвека спустя Вавилонская империя была сама низвергнута индийцами и персами, и иудейским пленникам разрешили вернуться в Иудею, которая теперь превратилась в одну из персидских провинций. Вернувшись около 537 года до н. э. в Иерусалим, иудеи начали восстанавливать храм, лежавший в руинах. После неоднократных увещеваний пророков Аггея и Захарии здание было окончательно завершено в 515 году до н. э. Впоследствии, под руководством Неемии, были заново построены стены Иерусалима (около 445 года до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Глава 30. Преступный и постыдный союз Иудеи с Египтом против Ассирии. Покаяние перед Богом – основа спасения народа и страны. Бог – победитель ассирийцев 1–2. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. (Горе, чада отступившая, сия глаголет Господь: сотвористе совет не мною и заветы не Духом моим, приложити грехи ко грехом: идущии снити во Египет, мене же не вопросиша, еже помощь имети от фараона и заступление от Египтян). Сыны Божии – жители Иерусалима оскорбили своего великого и мудрого Отца – Господа тем, что без Его воли решились искать зашиты у древних врагов своих, а теперь соседей – Египтян: святое правосудие требует наказания виновных, ради их же спасения. И вот пророк возвещает народное «горе», именно нападение и осаду от ассирийцев, от которых искали защиты евреи в Египте. Мысль вождей народа была проникнута убеждением, что Египтяне помогут им потому, что ассирийцы одинаково опасны как для евреев, так, по завоевании их, и для самих Египтян. И вот, по общему совету между собой, но не испрашивая воли Божией, через пророка или первосвященника, представители иудейского правительства решились заключить завет или договор с Египтом. Но, поступая так, они прилагали новый грех к прежним подобным грехам ослушания воли и власти своего Царя – Господа (гл.5:13–19,21,24–30). И это новое преступление весьма велико потому, что существенно нарушает весь закон и совершенно расходится с неоднократным особенным откровением воли Божией через пророка. Притом, Египтяне были всегдашними врагами, от которых евреи избавлялись только при помощи Божией; Египтяне были язычники, а потому, как несоединенные священными узами веры, всегда могли оказаться изменниками Израильтян, если то было выгодно. И как можно было ожидать помощи от фараона более, нежели от Бога, если некогда одного из его предшественников Господь так страшно поразил и потопил со всем войском в пучине Красного моря? Так, очевидно, новый грех евреев представлял несчастное соединение глубокого нечестия с великим неблагоразумием и влек за гобой неизбежно величайшее «горе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 7. Жизнь Ранней Церкви Христиане в окружавшем их мире. Что значило быть христианином в первые века истории Церкви? Чем отличались они от нехристиан? Как они жили? И чем отличались от христиан позднейших времен? За исключением самых первых дней существования Церкви Христовой в Иерусалиме, ее члены не жили отдельным обществом. Они служили или работали, как все остальные люди. Они не добивались установления нового политического или социального строя. Те, кто были рабами, – оставались рабами, а те, кто владели рабами, продолжали ими владеть. Христиане старались быть хорошими гражданами и выполняли свои гражданские обязанности. Воины продолжали служить в римской армии. Богатые оставались богатыми, а бедные – бедными. Но при этом христианство совсем по-новому понимало смысл жизни, ее цель и в связи с этим устанавливало новый характер отношений людей друг с другом. Христианин – владелец раба видел в последнем своего брата и близкого себе человека. Богатый христианин, видя страдания бедного, сострадал ему и приходил на помощь. Члены Церкви видели друг в друге братьев и сестер во Христе, а в остальных людях – тех, кто носит «образ и подобие Божие», а потому, вне зависимости от своего происхождения, социального положения, образования, ума и способностей, достоин любви и уважения. Таким образом, христианство не было новым социально-политическим учением. Это была новая жизнь, наполненная новым смыслом и содержавшая новый характер отношений между людьми. Апостол Павел не требовал от христиан-рабовладельцев, чтобы они отпускали на волю всех своих рабов, но когда, будучи сам заключенным в тюрьму, встретил там беглого раба Онисима , то написал письмо его хозяину Филимону : «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне: я возвращаю его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование, но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе и по плоти и в Господе. Итак, если имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне». ( Флм.10–18 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Дональд Карсон (баптист) Послание Иуды Введение Кто написал это послание? Послание начинается с кратких сведений об авторе. Его звали Иуда, по рождению он был братом Иакова, по призванию – рабом Иисуса Христа. Традиция приписывает это послание Иуде, брату Иисуса, упомянутому в Мф. 13:55 и Мк. 6:3 . Вероятно, он был младшим сыном Марии и Иосифа, наряду с Иаковом, Иосией и Симоном. Некоторые исследователи утверждают, что он был сыном Иосифа от первого брака. При жизни Иисуса братья отказывались верить в Него ( Ин. 7:5 ), однако позднее Иаков обратился, вероятно под воздействием явления Иисуса после воскресения ( 1Кор. 15:7 ). Впоследствии он стал главой Иерусалимской церкви ( Деян. 12:17 ). Именно этот Иаков традиционно считается автором новозаветного Послания Иакова, и, учитывая его высокое положение, со стороны Иуды было вполне естественно рекомендовать себя как брата Иакова. Возможно, Иуда и Иаков упомянуты как «братья Господни» в 1Кор. 9:5 . Высказывают предположение, что автором послания мог быть апостол Иуда – «Иуда Иаковлев», как он назван в Лк. 6:16 и Деян. 1:13 (Фаддей [Леввей] в Мф. 10:14 и Мк. 3:18 ). С этой точкой зрения трудно согласиться, так как, во–первых, ст. 17 едва ли мог быть написан апостолом, а, во–вторых, согласно правилам греческого языка, в Лк. 6:16 подразумевается «сын», а не «брат». Существует гипотеза, что Послание Иуды представляет собой псевдоэпиграф (см.: Введение ко 2 Пет.), но в таком случае следовало бы ожидать, что автор припишет свое послание менее загадочному персонажу или, назвавшись Иудой, воспользуется для обеспечения признания своего сочинения родством с Иисусом. Смирение, с которым автор, как и его более известный брат, избегает подобного определения, следует расценивать как знак подлинности. Где и когда написано это послание? Иуда не приводит никаких сведений о своем местонахождении в период написания послания. Из 1Кор. 9:5 мы знаем, что братья Господа много путешествовали, проповедуя Евангелие, поэтому любые наши предположения будут носить умозрительный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Дональд Карсон (баптист) Послание к Римлянам Введение Послание Павла к христианской общине в Риме представляет собой один из самых важных среди когда–либо написанных документов. Его влияние на церковь огромно. Достаточно сказать, что это послание сформировало учение Августина, Кальвина, Лютера и Уэсли. Тем не менее оно не учебник по систематическому богословию, а письмо, написанное в конкретных исторических обстоятельствах, и мы сможем лучше понять его, если поймем эти обстоятельства (см. также общую статью «Читая послания»). Обстоятельства общего характера 1. Павел В 15:14–29 Павел сообщает некоторые подробности о своих ближайших планах. Он направляется в Иерусалим, где собирается передать иудео–христианской общине деньги, собранные во время миссионерской деятельности в церквах новообращенных язычников. Из Иерусалима Павел намерен направиться в Испанию, чтобы начать там новую евангелическую работу. По дороге в Испанию он собирается остановиться в Риме. Сравнивая эти планы с тем, что рассказывает Лука в Деяниях апостолов, можно заключить, что Павел писал Послание к Римлянам в конце своего третьего миссионерского путешествия, вероятно, в период трехмесячного пребывания в Греции ( Деян. 20:3–6 ). Большую часть этого времени он, несомненно, провел в Коринфе (см.: 2Кор. 13:1,10 ), и косвенным подтверждением тому, что именно здесь было написано Послание к Римлянам, служит просьба Павла принять Фиву из Кенхреи, портового города неподалеку от Коринфа ( Рим. 16:1,2 ). Эта остановка в Коринфе, вероятно, произошла в 57 г. н. э., а может быть, годом раньше или позже. Определенное значение для нашего понимания Послания к Римлянам имеет тот факт, что в этих стихах Павел отмечает, что достиг решительного поворотного пункта в своей миссионерской деятельности. Он решил проповедовать в Испании, потому что для своей работы он «не имеет такого места в сих странах», то есть в Восточном Средиземноморье ( Рим. 15:23 ). Создав сильные церкви «от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим. 15:19 ), Павел решил, что вверенная ему Божья работа – образовывать церкви, которые имели бы стратегически важное значение и через которые можно было бы возвещать Евангелие – на этой территории завершилась. Как ранние американские первопроходцы чувствовали себя стесненными и шли дальше каждый раз, когда замечали, что еще над одной хижиной подымается дымок, так и Павел чувствовал «стеснение» от христиан и хотел двигаться дальше, двигаться к тем, кого мы назвали бы сегодня «неевангелизированными народами». 2. Церковь в Риме

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Древен и с доброй целью установлен закон чтить день Обновления, лучше же сказать, с днем Обновления чтить новые благодеяния и чтить не однажды, но многократно, всякий раз как с новым обращением года возвращается тот же день, дабы дарованное благо со временем не изгладилось из памяти и не исчезло, потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем у Исаии, «острова к Богу» ( Ис.41:1 ); что бы ни надлежало понимать под этими островами, а по моему мнению понимать должно Церкви, недавно устроенные из язычников, возникающие из горького неверия и получающие твердость, удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другого Пророка ( Иер.1:18 ), «медная стена», то есть, как думаю, душа твердая и златовидная, новоутвержденная в благочестии. Мы имеем повеление «петь Господу песнь новую» ( Пс.149:1 ), увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в эту лукавую слитность, и потом счастливо возвратились во Иерусалим, и как там, будучи на земле чуждой, не могли петь божественной песни, так здесь составили и новую песнь, и новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали в добре, и иное уже совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого и обновляющего Духа. Обновляется, и притом весьма великолепно, Скиния свидения, которую Бог показал, Веселиил совершил, а Моисей водрузил. Обновляется и царство Давидово, даже не однажды, но в первый раз при помазании, а в другой – при провозглашении Давида царем. «Настал же тогда праздник обновления в Иерусалиме, и была зима» ( Ин.10:22 ), то есть зима неверия. И пришел Иисус – Бог и храм, Бог вечный, храм новый в один день разоряемый, в три дня восстанавливаемый и пребывающий вовеки, да буду я спасен, воззван от древнего падения, и сделаюсь новой тварью, воссозданный таковым человеколюбием. Божественный Давид желает сердца чистого, в нем созидаемого, и духа правого, обновляемого во утробе его, не потому, чтобы не имел (кому же и иметь, как не великому Давиду?), но потому, что признает новым настоящее, непрестанно прилагаемое к прошедшему. Но какая мне нужда говорить о большем числе обновлений? Могу объяснять настоящее Обновление, которое ныне празднуем – от смерти преходя к жизни. Обновление, обновление – наш праздник, братья; да повторяется это неоднократно от удовольствия. И какое еще обновление? Кто знает, пусть научит этому, а не знающий да обновит слух!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Встречаем и постимся? 31.12.2019 860 Время на чтение 7 минут Новый год во время поста — эта тема неизменно возникает в православных СМИ в конце декабря, хотя, казалось бы, основные полемические вопросы по этому поводу уже давно выяснены. Каждый год — и слава Богу — кто-то начинает ощущать себя христианином в такой мере, что задумывается: как же теперь быть со всем этим, привычным с детства — елкой, новогодним застольем, чувством праздника и предвкушением новизны — в своей новой, церковной жизни? Как отнестись к этому празднованию разумно? Мы задали вопросы, связанные с новогодней темой, священнослужителям Саратовской епархии. Почему Православная Церковь не может отмечать Рождество 25 декабря, как Католическая? Ведь так было бы логично: Христос родился, и мы вслед за тем отмечаем начало нового года от Рождества Христова. Отвечает священник Николай Протасов, настоятель Свято-Никольского храма р.п. Базарный Карабулак: — До 1917 года в Российской империи использовался юлианский календарь, и круг церковных праздников остался привязанным к нему и после того, как большевики перевели страну на григорианский календарь — летоисчисление «по новому стилю». То есть 7 января — то же 25 декабря, но по юлианскому календарю. Сдвинуть весь богослужебный круг на 13 дней теоретически возможно, но практически — маловероятно, так как это внесет сумятицу в определение даты Пасхи и других подвижных праздников церковного года. Помимо того, сохранение верности традициям и установлениям церковным является важным для избежания возможных расколов и нестроений, к которым может привести поспешное решение данного вопроса. Помимо Русской Православной Церкви Рождество Христово по юлианскому календарю отмечают Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церковь. Почему в новогоднюю ночь в некоторых храмах совершаются службы? Это ведь не церковный праздник. Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова: — Для совершения таких служб есть несколько причин. Во-первых, если мы как христиане испрашиваем в утренних молитвах благословения на каждый день, тем более важно попросить помощи Божией в наступающем новом году. Для этого существует даже специальный чин, совершаемый в храмах 31 декабря или 1 января,— молебное пение на новый год.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/31/vstrec...

Закрыть itemscope itemtype="" > День Обрезания Господня - это день Закона Божия 13.01.2012 402 Время на чтение 20 минут Двунадесятый ли это праздник? Праздник Обрезания обычно проходит незаметно. И не знаешь, «двунадесятый» ли то праздник или нет. Пасха стоит выше и вне «двунадесятых» (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым Днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово... Итак, двенадцать. Ясно, что Обрезание не есть двунадесятый праздник; но он чтится. Незаметный Но почему же он проходит так незаметно? И вообще в этот день как-то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, - этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах. Ему даже времени нет: 31 декабря (по старому стилю - прим. ред.) отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника. А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий, почивший 1 января; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. А с Петра Великого, перенесшего Новый год с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание. Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник - один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев. Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов? Например, праздник Преполовения тоже проходит малозаметно... Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему. В чем же дело? Не пропускаем ли мы его? Мало задумывались Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот восьмой день по рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над ним ветхозаветного чина или таинства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти. После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев, так что «обрезанный» считался Божиим, а «необрезанный» - язычником, как и у нас делили людей на крещеных и «нехристей», некрещеных... Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет; это я сам слышал от одной несчастной матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый «союз безбожников» и его «крестоповалы» Игорь Друзь о силах, стоящих за организованной и продуманной атакой на Православную Церковь 27.08.2012 2481 Время на чтение 7 минут Спиливание креста на киевском майдане дегенератками из FEMEN, как и следовало ожидать, вызвало «цепную реакцию» . В России новые последователи большевиков снесли еще 3 креста. Всякая широко разрекламированная в СМИ акция вандализма находит немало подражателей среди психически неустойчивого криминального элемента. Да и засылка новых вандалов теми же организаторами вовсе не исключена. Мы имеем дело с прекрасно организованной и продуманной атакой на Церковь, за которой стоят мощные и влиятельные силы. Либеральные маргиналы всегда любили говорить, что Россия и Русская Православная Церковь никому не нужны и никого не интересуют на Западе. Но, как показывают последние события, очень даже нужны и страшно интересуют. Антихристианский и русофобский запал западной «элиты» настолько велик, что она заступилась за «обиженных» дегенераток – «пусек», только потому, что они устроили богоборческий шабаш. Хотя сам ранг руководства Госдепа США, депутатов Европарламента и Бундестага, делает просто неприличным их заступничество за хулиганок, их диковатое вмешательство по этому поводу во внутренние дела России. Однако, хотя Россия доказала свою способность противостоять высокопоставленным сатанистам и наказала «панк-группу», но дело «пусек» все же не было доведено до конца – не были раскрыты заказчики шабаша и его организаторы. Даже не было сделано попытки этого. И вот перед нами – очередной этап спецоперации против Христианства, невзирая на кажущуюся странность его «первого залпа», прозвучавшего над Крещатиком, в Киеве. Напомним, что FEMEN там уничтожили униатский крест, установленный в память жертв НКВД (рядом находилось его здание). Но в данном случае это не столь уж важно, важен факт безнаказанного глумления над христианской символикой в центре Киева – нового Иерусалима, колыбели Крещения Руси. Так расширяется коридор дозволенного. При этом таким своеобразным выбором организаторы кощунства поставили православных патриотов в довольно сложную ситуацию: крест не их, и поставлен еретиками и русофобами (но мы все равно против такого акта вандализма над христианской символикой). Но благодаря такому выбору кураторов FEMEN, теперь автоматически исключается участие в давлении на преступников со стороны депутатов от КПУ, активистов других прорусских левых движений, симпатизирующих Православию. Да и правящей Партии Регионов не совсем с руки сильно заступаться за крест, поставленный в период майдана их врагами. Короче говоря, нет твердого консенсуса политических сил, позволяющего их гарантированно «закрыть». Это все весьма затрудняет «посадку» ведьм, ведь украинское следствие в таком резонансном деле ориентируется на мнение в верхах. А мнения – то никакого и нет…

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/27/no...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010