Митрополит Минский и Слуцкий Павел: Недовольным властью надо меняться самим Митрополит категорически предостерегает людей от уличных протестов. 26 декабря, 2013 Митрополит категорически предостерегает людей от уличных протестов. Новый руководитель БПЦ рассуждает об уличных акциях и “чернобыльском кранике”, выгоняет из церквей музеи и предлагает лечить грипп крепкой верой. Новый митрополит Минский и Слуцкий Павел имеет безупречную репутацию. Хорошее образование, работа в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата, миссии в Иерусалиме, США, Австрии… Еврорадио пытается понять, что за человек поставлен во главе Белорусской православной церкви, по его делам и высказываниям. “Что это, если не чертовское сопротивление?” В 2003 году Павел (Пономарев) возвращается из Австрии в Россию и получает кафедру архиепископа Рязанского и Касимовского. Его предшественник — митрополит Симон (Новиков) — так же, как и Филарет, посвятил епархии более 30 лет и отправился “на покой” по решению Священного Синода РПЦ. Новый архиепископ начинает активно решать “квартирный вопрос” за счет городских музеев. Епархия озвучивает планы по возвращению зданий Рязанского кремля. Мэрия идет на компромисс с Церковью, и в 2006 году музей лишают первых пяти помещений. Образовывается Общественный комитет защиты музея-заповедника “Рязанский кремль”, активисты которого называют захват помещений «церковным рейдерством». Вскоре лишаются постов директор музея Людмила Максимова и ее заместитель Ирина Кусова — активный член комитета. Архиепископ Павел возмущение активистов комитета называет “чертовским сопротивлением”:  “Это самозваная, нигде не зарегистрированная непонятная организация, которая состоит из 10 душевнобольных человек. Они выступают категорически против любых попыток передачи Церкви ее имущества. Что тут скажешь? Это просто больные люди”. Интересное совпадение. В начале 2008 года о “коварных намерениях” владыки Павла захватить помещение музея истории ВДВ рассказывает его директор Степан Таненя. Музей размещается в здании бывшей семинарии, поэтому претензии Церкви на него выглядят вполне понятными.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

Н.И. Державин Главные церковные праздники Церковный календарь Часто вызывает недоумение и путаницу существование так называемого «старого» и «нового» стилей. Как они появились и почему православные праздники не совпадают с западными? В 325 году Церковь на Никейском соборе избрала египетский календарь, установленный в 46 году до н. э. при Юлии Цезаре александрийским астрономом Созигеном. Этот календарь получил название «Юлианский». Юлианский год немного длиннее астрономического: он равен в среднем 365, 25 дням, тогда как астрономический равен 365, 2422 дням. Поэтому юлианский календарь немного запаздывает по сравнению с астрономическим, и за 128 лет это опоздание достигает почти целых суток. В 1582 году по инициативе папы Григория XIII и на основе проекта итальянского математика Луиджи Лилио во всем западном мире быд введен новый, так называемый «григорианский» календарь. Набежавшиес 325 года лишние десять дней были отброшены, и после 4 октября вместо 5-го наступило сразу 15 октября. Григорианский год в среднем тоже немного длиннее астрономического, но разница в один день накапливается лишь за 4240 лет. Ко времени перехода католиков на новый стиль Церковь была уже разделена на Восточную и Западную. Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская Православная Церковь не признали григорианский календарь. В 1918 году по решению Совнаркома Россия перешла на григорианский календарь, давно уже существовавший во всем мире. Церковь же оставила старый, юлианский, календарь, который с тех пор стал называться еще и «старым стилем». Поэтому во всех церковных календарях всегда указываются две даты – по старому и по новому стилю. В настоящее время разница между старым и новым стилем составляет 13 дней. Главные церковные праздники В христианской Церкви каждый день года посвящен памяти тех или иных святых, а также различным событиям Священной истории и истории Церкви. Существует определенная иерархия праздников: они делятся на великие, средние и малые. Самые главные христианские праздники связаны с событиями из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Этих праздников двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми 55 . А все праздники этого годового Церковного круга венчает Пасха.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На реках Вавилонских (1957 г.) Многие любят это глубоко-трогательное песнопение – псалом 136-ой, который воспевает наша Церковь в течение трех предшествующих Великому Посту воскресных дней, непосредственно вслед за обычными полиелейными псалмами. Да и как не любить его? Сколько невыразимо-скорбной тоски, сколько необычайной силы и глубины чувства сокрыто в этом печально-величественном гимне иудеев, за грехи свои потерявших свое возлюбленное отечество – светлый Сион – и отведенных в мрачный плен вавилонский! «На реках Вавилонских тамо седохом я плакахом, внегда помянути нам Сиона... На вербиих посреде его обесихом органы наша… Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских!... Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? – Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! ( Псал. 136, 1–5 ).» Какое поучение, какой назидательный смысл для нас, однако, в этом песнопении, и почему поется оно перед наступлением Великого Поста? Скорбный гимн этот, как и все поучительные прообразы Ветхого Завета, имеет в христианстве весьма важное общечеловеческое значение, но для нас, православных русских людей, подобно ветхозаветным иудеям, лишившихся своего отечества, он особенно близок и не может не затрагивать самых чувствительных и сокровенных струн нашего сердца. Как это несомненно явствует из всей многовековой истории нашего народа, мы, православные русские люди, представляем собою в Новом Завете или, по крайней мере, до сего времени представляли, новый избранный народ Божий – «Новый Израиль». Об этом красноречиво свидетельствуют безчисленные сокровищницы Божественной благодати, которыми так обильно была наделена русская земля, в виде множества чудотворных икон и св. мощей прославленных угодников Божиих, постоянно источавших дивные знамения и чудеса. Это же утверждали и многие духоносные мужи, которых воздвигала благодать Божия из среды нашего народа. И чудесный Промысел Божий над русским народом столь во многом напоминает нам те ветхозаветные времена, когда Господь Вседержитель «рукою крепкою и мышцею высокою» Сам направлял судьбы Своего избранного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Новые посягательства Приемником неутомимого старца Феофана был избран патриарх Паисий (1645-1660). Получив от султана Ибрагима (1640-1649) подтверждавший законность своего избрания фирман, Паисию сразу же удалось добиться указа, в очередной раз закреплявшего право владения святынями Палестины за Иерусалимским Патриархатом. Новый патриарх, стараясь найти средства для оплаты долгов и хоть как-то восполнить пустевшую уже не один год казну, много путешествовал по православным государствам. В 1649 году он посетил и Москву. За время его долгого отсутствия участились нападки армян, которым в 1656 году при содействии правителя Газы Хусейна-паши удалось захватить одни из врат в Вифлееме и владения абиссинцев. Много усилий пришлось приложить членам Братства, чтобы к 1657 году эти владения были возвращены в лоно Иерусалимской Церкви. В 1658 году была возвращена обитель св. Иакова. Неожиданно Хусейна-пашу перевели в Иерусалим и, как следовало ожидать, посягательства армян участились. По их доносу патриарх Паисий был арестован и чудом избежал смертной казни, будучи обвинен в шпионаже в пользу русского царя. Лишь благодаря вмешательству самого султана Магомета IV (1648-1687) Паисий был оправдав и освобожден. На Поместном Соборе в Константинополе преемником Паисия был избран сионский инок Нектарий (1661-1669). Подобно своим предшественникам, новый патриарх был вынужден испрашивать милостыню на содержание Святого Гроба за пределами Палестины. Нектарий подолгу отсутствовал. Посягательства армян и католиков увеличивались, однако, не имея другого выхода, патриарх снова и снова отправлялся за милостыней. Благодаря этим сборам заботливому предстоятелю Сионской Церкви к 1666 году удалось украсить Крипту в храме Гроба Господня, восстановить Архангельский монастырь, возвести стены вокруг обители св. Саввы и основать в ней для паломников странноприимницу. В 1666 году с помощью денег и лести католикам удалось добиться от султана документа, дававшего им право на владение Гробом Пресвятой Богородицы в Гефсимании. В том же году латинянам удалось поместить в Воскресенском храме передвижной алтарь, в котором они служили на протяжении семи лет, заграждая проход к Крипте не только православным, но и христианам других конфессий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Новый Завет Рождение Божией Матери Очень, очень долго, на протяжении тысяч лет, ждали люди, чтобы явился Спаситель, Которого Бог обещал первым людям, Адаму и Еве. Многие пророки возвещали о Нем, но люди часто не понимали их слов и думали, что те говорят о каком-то земном царе. Но вот, наконец, наступило время, когда должен был родиться на земле Спаситель наш – Господь Иисус Христос. Недалеко от города Иерусалима жили тогда муж с женою, преклонного возраста. Звали их Иоаким и Анна. Были они людьми очень добрыми, хорошими, жили дружно, любили Бога и всегда молились Ему. Одно было только у них горе, не было у Иоакима и Анны детей. А в те времена люди думали, что, если нет в семье детей, это наказанье Божие за что-нибудь плохое. Иоаким и Анна дожили до старости и все же не оставляли надежды на то, что Бог даст им ребенка. Горько плакала Анна, глядя как птичка кормит своего птенчика. И дала она обещание Господу, что, если будет у нее дитя, то посвятит его на служение Богу. Услышал Господь молитвы праведных Иоакима и Анны. Именно их Он избрал родителями Пречистой Девы. Велика была радость Иоакима и Анны, когда, наконец, у них родилась девочка. Назвали они ее Марией. И росла Дева им на радость – доброй, умной и прекрасной. В те времена детство было короче, чем теперь. Замуж выходили и женились лет четырнадцати, а младенчество кончалось всего в три года. Когда вышла Мария из младенческого возраста, вспомнила Анна о своем обещании и решила его исполнить, – посвятить дочь свою Богу и отдать Ее на воспитание при храме. Прекрасен был Иерусалимский храм, торжественны и праздничны богослужения в нем. При храме жили не только священники, но и праведные женщины, которые заботились о его чистоте и благолепии. А еще, они воспитывали и обучали девочек. К ним и привели Марию Ее родители. С Нею шли Ее подруги, держа в руках зажженные свечи. Толпа народа собралась посмотреть на торжественную процессию. При входе в храм было пятнадцать ступеней. Когда священники поднимались по ним, хор пел молитвы. Иоаким и Анна поставили маленькую Марию на первую ступеньку, и вдруг, Она сама, без всякой помощи, поднялась по пятнадцати высоким ступеням. А наверху, ждал Ее Первосвященник. Он взял Ее за руку и ввел в храм, сначала в ту часть, где стояли все молящиеся, а потом в самую святую часть храма, в «Святое Святых», куда сам он входил только раз в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

О Вознесении Господа на небо ( Лк. 24:50–52 ) Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в день Вознесения Господня и обретения мощей свт. Алексея 1) Почему Господь пред Своим Вознесением явился в Иерусалиме, а не на месте, Им избранном для Вознесения Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их ( Лк. 24:50 ). Воскресший Господь являлся ученикам Своим не только в Иерусалиме, но и на пути в Эммаус, и в Галилее на горе, и на берегу озера Тивериадского: почему же, наконец, Он явился им не прямо на месте, которое избрал для Своего вознесения, но в Иерусалиме и вывел из него вон? Нет сомнения, что как всякое действие Божественной мудрости Его, так и сие исполнено глубокого знаменования. Это значит, что благодать отступает от ветхого Иерусалима, который обетованного ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял ( Ин. 1:11 ), излиянную для спасения мира кровь Его сам на себя принял к своему осуждению, своим неверием и христоубийством сам себе приготовил оставление и разрушение. И как Пришедший не погубит души человеков, но спасти из среды погибающих начал уже избирать Себе спасаемых, взял из ветхого града лучшие камни и художеством небесного архитекторства – словом истины и спасения – очистил и приготовил их для нового здания; то дабы показать, что Он не ветхому, отжившему служит, не к ветхой ризе новый плат приставляет, не в ветхие мехи вино новое вливает, а устрояет новую ризу спасения, новые сосуды благодати, новый живой град Небесного Царствия на земле; Он несет избранные Им живые камни из ветхого града на свободное, чистое, высокое место, дабы здесь благословить новосозидаемую Церковь Свою, подобно как некогда благословил Свое новое райское творение. 2) О благословении, преподанном Господом апостолам, а чрез них всем верующим в Него, при вознесении на небо Извед их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их. Воздвиг руце на небо и простер их на благословляемых в знамение, что преподает благословение небесное и пренебесное, и так обширное, как далеко досязают Его руце, в которых вси концы земли ( Пс. 94:4 ). Какими словами благословил? Сего не написал святой Лука; но веруем, что то был поток Божественной благодати, жизни и силы, который не только исполнил предстоявшие сосуды, но и простерся и простирается и на всю Церковь Христову до последнего истинного христианина пред вторым пришествием Христовым. Более нежели вероятно, что к сему благословению принадлежат преданные святым Матфеем слова Христовы: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Обрезание Господне I. Мои мысли Праздник Обрезания обычно проходит незаметно… И не знаешь: двунадесятый ли это праздник или нет? Пасха стоит – выше и вне двенадцати (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово… Итого двенадцать. Ясно, что первый – Обрезание – уже не есть двунадесятый праздник; но он чтится. Но почему же он проходит так незаметно? И вообще, в этот день – как-то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько. а) При великом свете Рождества Господня и при грядущем Крещении – Богоявлении Троицы – этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах. б) Ему даже и времени нет: 31 декабря отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь одни день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только одни день праздника. в) А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви, как Василий Великий , почивший 1 января; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. г) Но со времен Петра Великого, перенесшего Новый год с церковного празднования 1 сентября на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание… Может быть, даже многие и не знают этого праздника? Во всяком случае в сознании верующих этот праздник один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев. д) Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов?.. Например, Преполовение тоже считается праздником. Но Преполовение проходит тоже малозаметно. Ясно, что Обрезание, праздник, как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему. В чем же дело? Не пропускаем ли мы это? Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот восьмой день по Рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над Ним ветхозаветного чина, или тайнства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти. После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев; так что «обрезанного» считали Божиим, а «не обрезанного» – язычником, как и у нас делили людей на «крещеных» и «нехристей», или некрещеных… Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет. Это я сам слышал от такой одной несчастной матери, заспавшей и задушившей во время сна своего ребенка и горько о том мучившейся и плакавшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Преподобный Савва Новый Светоч на небосводе Церкви, святой Савва родился в 1862 году в Восточной Фракии и происходил из бедной семьи. Постоянное чтение житий святых с самого детства воспламенило его сердце желанием монашеской жизни. Однако родители, видя будущее сына совсем иным, заставили его прервать обучение в 12 лет и хотели сделать сына мелким лавочником. Несмотря на угрозы матери, которая говорила: «Если ты станешь монахом, я умру», он бежал из дома и, как олень, стремящийся к источнику (ср.: Пс. 41: 2), пришел в скит святой Анны на горе Афон. Новоначальный инок явил самоотречение и полное послушание. Но однажды товарищи подговорили его попробовать гороха без благословения духовного отца. Когда он сделал это, перед ним предстал бес и сказал, ликуя: «Я тебя прельстил!» 12 лет спустя (1887) Савва отправился паломником в Святую Землю и, поклонившись святым местам, принял постриг в монастыре святого Георгия Хозевита в 1890 году. Вернувшись в скит святой Анны, он совершенствовался в писании икон, а затем был рукоположен в священника и в течение года служил при Патриаршей школе в Иерусалиме. В 1907 году святой Савва перебрался в скит Хузивского монастыря и удалился в одну из его пещер, чтобы предаться безмолвию. Единственными его занятиями были молитва и иконопись. Ел он зерна, размоченные в воде, не чаще одного раза в день и отпивал немного воды из источника. Опасаясь мусульман, которые грабили и разоряли земли, где жили христиане, он вынужден был вернуться в Грецию (1916). Некоторое время подвижник провел на Патмосе, а затем вернулся на Афон. Однажды он отправился в Афины купить там нечто необходимое для хозяйства и узнал, что митрополит Пентапольский Нектарий (память 9 ноября) разыскивает его. Он тотчас отправился на Эгину и оставался при Нектарии до его блаженной кончины. Общение с прославленным святым нашего времени, терпение Нектария во время испытаний, его смирение, отеческие советы и, наконец, сама его смерть, сопровождавшаяся чудесами, – все это завершило духовное развитие преподобного Саввы.

http://pravoslavie.ru/52746.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Троицы Корецкий ставропигиальный женский монастырь Украина, Ровенская обл., г. Корец, ул. Киевская, д. 56. Монастырь был основан в 1571 году, в 1752 году отошел к униатам, затем к католикам, а в 1880 году обращен в православный, в 1984 году получил статус ставропигиального. Расположен над рекой Корчик в небольшом украинском городе Корце Ровенской области. Через Волынь проходил путь из Киева к святыням Востока – Иерусалиму, Константинополю и на Афон. Первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, совершая второе паломничество по святым местам в 1064 году, основал на северном полуострове Корецкого тригорья женскую обитель, которая была посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы. Эта обитель стала именоваться Корецким Благовещенским девичьим монастырем. При нашествии Батыя в 1242 году он был разрушен. С прекращением опустошительных набегов монголо-татар Корецкий монастырь начал восстанавливаться. Он был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении XIII–XV bb. монастырь-крепость выдержал многочисленные жестокие нашествия крымских татар. Но в 1496 году Корецкая обитель была разрушена крымским ханом Менгли-Гиреем. Более двух недель монголо-татары осаждали город. Наконец стены города были сожжены, город захвачен, а жители уничтожены «от млада до велика». Сестры вместе с княжеским войском защищали обитель, но силы были неравные. Монастырь со всех сторон был окружен ордынцами. Когда же наутро стены предали огню и монголо-татары ворвались в обитель, она оказалась пустой. Сестры и воины князя Василия Корецкого покинули монастырь, воспользовавшись подземными ходами. Монастырь был разрушен до основания. Корецкий Успенский монастырь прекратил свое существование на три четверти века. Один из корецких князей, ревностный сын православной церкви, князь Евфимий активно защищал свое княжество от наполняющих Волынь католиков. Он видел в этом угрозу Православной Церкви и решил восстановить Корецкий женский монастырь. В 1571 году на руинах древней обители он закладывает новый женский монастырь. Начатое Евфимием строительство монастыря было завершено его сыном Иоакимом в 1579 году. Иоаким пожелал освятить монастырский храм в честь Воскресения Христова. Так возродился из руин и начал жизнь новый Корецкий Свято-Воскресенский женский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 98. Об апостольских узах. В четверг 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) …Здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. ( Деян.25:14 )-15 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении нашему вниманию было предложено повествование о том, как новый прокуратор Порций Фест представил царю Ироду Агриппе II дело апостола Павла (см. Деян.25:13-19 ). Прежний прокуратор Феликс, хорошо зная и понимая невиновность апостола, отомстил заключенному благовестнику и проповеднику за его нравственное превосходство тем, что оставил в узах. В вопросе, касающемся дальнейшей судьбы Павла, Фест сразу же столкнулся с крайним ожесточением иудейских вождей, которые требовали не только наказания, но кровавой расправы, насильственной смерти благовестника Христова. Брать на себя это решение новый прокуратор не хотел. Более того, он боялся и римский закон преступить, и иудеев против себя обратить. А потому изрек резолюцию, обращаясь к Павлу: …ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься ( Деян.25:12 ). Лично для него это был практически оптимальный выход. Иудеев можно было успокоить тем, что над апостолом будет совершен справедливый императорский суд, и вместе с тем он, Фест, оставался как бы ни при чем, неповинным в пролитии крови праведника. Но вот в Кесарии случилось важное событие: Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли поздравить Феста. Царь Ирод Агриппа II был сыном царя Ирода Агриппы I, последним царем из фамилии Иродовой. Воспитывался он при дворе римского императора Клавдия. В его владении был Халкис (в Сирии), а также тетрахия Филиппа и тетрахия Лисания. Он был наделен полномочиями иметь надзор над храмом Иерусалимским, воздвижение которого при нем было окончено, а также избирать первосвященников Иерусалимских. Вереника же была его родной сестрой. Вначале она была замужем за своим дядей Иродом, правителем Халкиса, но после его смерти жила с братом в беззаконной связи. Известно также, что после она выйдет замуж за киликийского царя Полемона, а потом станет любовницей Веспасиана и Тита. Кроме того, Вереника была сестрой Друзиллы, жены Феликса.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010