Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим заменит «старый»? О символике восстановления обители на Истре и необходимости симфонии властей 02.12.2019 2117 Время на чтение 9 минут Ново-Иерусалимский монастырь в Московской области полностью восстановлен. Об этом заявил глава правительства Дмитрий Медведев на итоговом заседании попечительского совета благотворительного фонда по воссозданию обители. За десять лет проведена колоссальная работа по созданию инженерной инфраструктуры и восстановлению интерьеров монастыря. Существует мнение, будто патриарх Никон, начиная строить Новый Иерусалим, пытался сделать центром Православия Москву вместо Константинополя, давно уже превратившегося к тому времени в Стамбул. Своими размышлениями о значении и смысле восстановления обители реке Истре делится наш автор Владимир Янчевский . Сердце будет пламенем палимо//Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,//Стены Нового Иерусалима//На полях моей родной страны. Николай Гумилев, 1921 г. Чтобы понять замысел патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, нам надо углубиться в историю более чем на 250 лет назад, в конец 14 века. В места, находящиеся практически рядом с Ново-Иерусалимским монастырём. В город Звенигород. В 90-е годы 14 века здесь княжил Юрий Дмитриевич Звенигородский и сюда же по его просьбе из Сергиева Посада приходит Савва Сторожевский. Начинается строительство Звенигородского городка (кремля) и Сторожевского монастыря. Возникает идея - «Небесного Звенигорода» как «Небесного Града» и Нового Иерусалима. Это идея симфонии власти светской и духовной. К сожалению, по целому ряду причин после смерти прп. Саввы эта идея не получила дальнейшего развития, но её помнили и строительство Никоном величественного Воскресенского монастыря практически рядом со Звенигородом нельзя назвать случайным. Саввино-Сторожевский монастырь очень любил и Алексей Михайлович и неоднократно приезжал туда. Дело в том, что наряду с идеей « Москва - Третий Рим», существовала и идея «Москва - Новый Иерусалим». Надо понимать, что под понятием Новый Иерусалим понимался не некий земной храм, копия храма Гроба Господня, а Новый Иерусалим как Небесный Град из Откровения св. ап. Иоанна Богослова.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/no...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Новый год и Рождество. 3 вопроса для верующих 5 мин., 30.12.2018 Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям? Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники. Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками. Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год? Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим. Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой. Откуда взялась новогодняя елка?

http://foma.ru/novyij-god-i-rozhdestvo.h...

Время появления термина «новомученик» (греч.: νεομρτυς) и его хронологические рамки определяются исследователями по-разному. В визант. агиографических источниках эпитет «новый» (νος) и обозначение «новый мученик» (νος μρτυς), или «новомученик», обычно прилагались к святым, пострадавшим от мусульман и от иконоборцев начиная с VII-VIII вв. Вероятно, эпитет «новый» использовался для того, чтобы отличить мученика, пострадавшего в недавнее время, от «древнего» святого (I-VII вв.) ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Эпитет «новый» встречается в агиографических текстах VIII в., что видно на примере Мученичества шестидесяти святых новых мучеников, пострадавших от арабов в Иерусалиме в 725 г. (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1892. Т. 12. Вып. 1. С. 1-7). Первоначально Мученичество было написано на сирийском языке, однако сохранилось лишь в переводе на греческий. Также термин «новомученик» присутствует: в груз. Мученичестве Або Тбилисского († 786; пам. 8 янв.), араба по происхождению, принявшего христианство; в греч. Мученичестве Илии Дамасского († 779; пам. сир. 1 февр.; пам. визант. 4 февр.), пострадавшего за отказ отречься от Христа (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 42-59); в греч. Мученичестве Вакха Нового († 786/7; пам. греч. 15, 16, 17, 18 дек., 11 апр.), к-рый воспитывался в семье мусульманина и христианки, затем принял веру матери и не пожелал отступить от нее (изд.: Combefis F. Christi martyrum lecta trias: Hyacinthus Amastrensis, Bacchus et Elias novi martyres. P., 1666. P. 61-126); в синаксарном сказании о Феофиле Новом († 780; пам. греч. 30 янв.), попавшем в плен к арабам (SynCP. Col. 434); в груз. переводе греч. Мученичества Романа Нового († 780; пам. греч. 1 мая), монаха, жившего в период иконоборчества ( Peeters P. S. Romain le néomartyr († 1 mai 780) d " après un document géorgien//AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 393-427). Раннее свидетельство употребления термина «новомученик» содержится в «Душеполезных рассказах» прп. Анастасия Синаита († после 701), в частности в повествовании о христианке Евфимии,- рабыне аристократа мусульманина из Дамаска, который жестоко избивал ее за посещение церкви ( Binggeli A. Anastase le Sinaïte: Récits sur le Sinaï et Récits utiles à l " âme. Éd., trad., comment. P., 2001. P. 252 [diss]).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Д.Ю. Лушников Библиография Источники 1. Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1989. 2. Библия. Тора, Пророки, Писания и Новый Завет . В русском переводе с параллельным текстом на иврите. Иерусалим, 1991. 3. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Пер. под ред. еп. Кассиана (Безобразова) . М.,1997. 4. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык/Гл. ред. проф. Алексеев А.А. РБО. СПб., 2001. 5. Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого/Пер. В. Н. Кузнецовой . М., 2002. 6. Biblia Sacra Vulgata: iuxta Vulgatam versionem. Stuttgart, 1994. 7. Die Bibel. DB. 1982. 8. La Bible. Nouveau Testament. Traduction oecumenique de la Bible/Ed. Poche. 1969. 9. The Greek New Testament. 4th revised edition/United Bible Societies. 10. The Holy Bible. KJV. 1979. 11. The Holy Bible. NRSV. ABS. 1991. 12. The Jerusalem Bible/Ed. Darton Longman & Todd Ltd. London, 1985. Древние авторы и святоотеческие творения 13. Clement d " Alexandrie. Le Protreptique/SC. 2. Paris, 1949. 14. Eusebius. Historia Ecclesiastica/PG 20. 15. Philo. De confusione linguarum/Philonis Alexandrini opera quae supersunt: In 6 vol./Ed. L. Cohn. Berlin: De Gruyter, 1962. 16. Philo. De fuga et inventione/Philonis Alexandrini opera quae supersunt: In 6 vol./Ed. L. Cohn. Berlin: De Gruyter, 1962. 17. Philo. De opificio mundi/Philonis Alexandrini opera quae supersunt: In 6 vol./Ed. L. Cohn. Berlin: De Gruyter, 1962. 18. Philo. Legum allegoriae/Philonis Alexandrini opera quae supersunt: In 6 vol./Ed. L. Cohn. Berlin: De Gruyter, 1962. 19. Theodoreti Cyrensis. Interpretatio Epist. ad Philipp./PG 82, 569. 20. Геродот. История: В 9-ти кн./Пер. Г. А. Стратановского. М., 2001. 21. Ефрем Сирин , прп. Толкование на послание к Филиппийцам/Творения. Т. 7. СТСЛ, 1995. 22. Игнатий Богоносец , св. Послание к Ефесянам/Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. 23. Игнатий Богоносец , св. Послание к Траллийцам/Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. 24. Икумений, en. Триккский. Толкование пастырских посланий к Тимофею и Титу. Киев, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия: третий Рим или новый Иерусалим? 15.04.2008 686 Время на чтение 14 минут Каковы принципы взаимоотношений духовной и политической власти? Что исторически предпочтительней для России: их взаимодействие, взаимопроникновение или противостояние? Наконец, что такое духовная власть? Эти вопросы стали предметом обсуждения на прошедших в конце декабря в Москве в Паломническом центре Московского Патриархата V Панаринских чтениях, организованных ОВЦС Московского Патриархата, Институтом философии РАН, философским факультетом МГУ, Государственной академией славянской культуры. Один из докладов, прозвучавших на чтениях, мы предлагаем вниманию читателей. Что есть Россия: третий Рим или новый Иерусалим? Ответ на вопрос: как соотносятся эти два великих предназначения России, связан с другим: как соотносятся власть духовная и власть политическая. В нашей стране этот вопрос традиционно сводился к проблеме отношений священства (Церкви) и царства (власти). После большевистского переворота Церковь в России была окончательно отделена от государства, и таким образом оно, это государство, обозначило свой светский характер. Это то, что можно назвать институциональным подходом, в соответствии с которым устанавливаются два принципа - принцип отделения института Церкви от института власти и принцип верховенства политической власти по отношению к власти духовной в общей системе государственности и ее структур. В соответствии с институциональным подходом власть духовную отождествляют с социальным институтом в общем ряду других социальных институтов, по сути приравнивая ее к ним и не выделяя ее. Взаимоотношения политической и духовной власти сведены к формальным юридическим нормам. И в этом смысле духовная власть отождествляется с Церковью, а Церковь понимается с правовой точки зрения как организация, подобная другим организациям. Институциональный подход строится на светском отношении к Церкви со стороны политической власти. Но духовную власть следует понимать еще и в широком смысле - как власть духа. Известно, что престол в душе человека никогда не бывает пуст: там или Бог, или его противоположность. В этом смысле политическая власть - это совокупность людей, которые являются носителями того или иного духа. И потому не может быть светской политической власти, не подчиненной власти духовной. Есть власть, в большинстве своем подчинившая себя тому или иному духу. Этот выбор определяет режим ее правления и проводимую ею политику: является ли она богоугодной или богопротивной, дарованной Господом или попущенной Им вследствие богоотступничества народа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Псалмопевец обращается здесь к Иерусалиму и Сиону, как бы к одному лицу, хотя тот и другой не есть одно и то же. Иерусалим есть город, а Сион – гора, или, точнее, Сионом называется один из холмов горы, на которых расположен и построен Иерусалим. На Сионе была древняя неприступная крепость хананейского племени иевуссеев, и неприступною она считалась, вероятно, потому, что с западной стороны представляет, как и ныне, отвесную скалу, а с прочих сторон ограждена крепкою стеной. Несмотря на то, Давид, сделавшись царем, завоевал эту крепость у иевусеев, построил на ней новую скинию, вместо прежней Моисеевой и, распространив Иерусалим, сделал его своею столицей. По возвращении иудеев из плена (спустя семьсот пятьдесят лет после Давида), город Иерусалим представлял собою развалины прежнего, когда-то знаменитого Иерусалима. Иудеям дано от персидского царя право восстановить город и стены его, что они, при помощи Божией, под управлением Ездры и Неемии, и сделали, в течение пятидесяти двух дней, и затем принялись строить на месте прежнего, разрушенного Навуходоносором храма Соломонова, новый храм. Вот к этим-то иудеям, новым представителям Иерусалима и Сиона, пророк-псалмопевец и обращается с предложением или поучительным советом воздать достойную хвалу Господу и, как на побудительную причину к сему похвалению, указывает на то, что Господь помог им укрепить вереи врат города и благословил сынов их, как благословлял их чрез патриархов Авраама, Исаака и Иакова, – силою, разумом и обилием плодов земных, и, что всего важнее, – даровал им ту милость, что они опять, как и прежде, живут под покровом Божиим, в тебе, город Иерусалим. По словам св. Иоанна Златоуста , «в высшем значении сии слова: хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион, – можно относить к Церкви. А что значит: вереи укрепил? – Поставил вне опасности, сделал непобедимым. И еще: ибо надежнее Иерусалима укрепил Церковь , не вереями и вратами оградив ее, но крестом и сильным изречением Своим, в котором поставил для нее везде ограду, сказав: врата ада не преодолеют ее. И благословил сынов твоих в тебе. Как сказал в начале: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и сие слово распространилось по всей земле, так и после сего сказал: идите, научите все народы, и сие повеление в короткое время заняло все пределы вселенной» с 1142].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Томос 1347 г . Первые месяцы по окончании гражданской войны были для византийской Церкви довольно смутным временем. Когда Кантакузин вошел 8 февраля 1347 г. в императорский дворец, бывший патриарх Иоанн Калека все еще находился в нем, заключенный в своих комнатах императрицей Анной( 54 ). Он отказывался признать приговор, вынесенный в его отсутствие. Во дворце состоялся новый собор в присутствии императоров, многих сенаторов и монахов, но патриарх, который тоже был приглашен, отказался на него явиться. Против него был обнародован новый Томос, содержавший, как и Томос 1341 г., решения сразу двух соборов: одного, состоявшегося 2 февраля под председательством Анны, и другого – состоявшегося неизвестного числа того же месяца под совместным председательством Анны и Кантакузина( 55 ). Этот документ является подтверждением Томоса 1341 г. и подводит Калеку под осуждение, наложенное на Варлаама 56 . Акиндин тоже отлучается, «хотя относительно него и состоялся уже приговор собора.» Февральский Томос 1347 г. первоначально был подписан одиннадцатью епископами – теми, что находились в Константинополе в момент прихода Кантакузина( 57 ). Кантакузин опубликовал в марте prOstagma, подтверждающую решение собора. Через несколько недель прибыли епископы, участвовавшие в Адрианопольском соборе; во главе их стоял патриарх Иерусалимский Лазарь; состоялся новый собор на этот раз в храме св. Софии в присутствии, как и раньше, Анны, Иоанна V Палеолога и Иоанна VI Кантакузина ; двадцать епископов подписали подтверждение обоих Томосов – Томоса 1341 г. и Томоса 1347 г., и это подтверждение было присоединено к февральскому Томосу. Таким образом, в Константинополе в течение нескольких недель состоялось три собора, утвердивших учение св. Григория Паламы . Избрание Исидора патриархом. Перед Кантакузином стояла трудная задача – найти того, кто заменил бы Иоанна Калеку. В конце концов 17 мая 1347 г. патриархом был поставлен святитель Исидор Вухарис, бывший нареченный епископ Монемвасии; рукоположил его архиепископ Кизический Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Православные встретили Рождество на Земле и в космосе Москва, 10 января 2006 г . 7 января православные христиане отметили Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В ночь на 7 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Рождественские повечерие, утреню и Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве . Президент Владимир Путин встретил Рождество в Якутске , где он молился в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе. Службу возглавил епископ Якутский и Ленский Зосима. В Вифлеем , где родился Иисус Христос, приехали более 15 тысяч паломников со всего мира, в том числе из России. Рождественское богослужение возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил. Праздник Рождества Христова отметили у самого северного купола планеты 12 российских полярников на единственной в мире дрейфующей научной станции " Северный полюс-34 " . Начальник станции Томаш Петровский сказал, что " натурные эксперименты и исследования проводятся в круглосуточном режиме " . " Час-другой выкроим, чтобы, как и весь православный мир, отметить Рождество " , – добавил он. На православное Рождество в Антарктиде российские полярники станции Беллинсгаузен пригласили коллег из национальных антарктических экспедиций Китая, Уругвая и Чили, которые расквартированы по соседству на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо). Гости полярников-россиян выразили особое пожелание присутствовать на праздничной литургии в храме во имя Святой Живоначальной Троицы. Богослужение совершил настоятель – иеромонах Каллистрат (Романенко) из Троице-Сергиевой Лавры. Православные Каракаса пришли на Рождественскую службу в церковь Святителя Николая, построенную 60 лет назад российскими кадетами. Она расположена в восточном районе венесуэльской столицы. Священник – отец Павел Волков, которому уже 83 года, был среди трех десятков российских кадетов, прибывших после войны в Венесуэлу. Православное Рождество завершило праздники на орбите для экипажа 12-й основной экспедиции на Международную космическую станцию. У заступивших в октябре на полугодовую космическую вахту Валерия Токарева и Уильяма Макартура только пять " красных дней " календаря: новый российский праздник День народного единства, американский День благодарения, католическое Рождество, Новый год и православное Рождество. Как и миллионы землян, космонавты встретили Рождество, как и Новый год, около наряженной елочки.

http://pravoslavie.ru/15849.html

Слово при обновлении академического храма Когда иудеи возвратились из плена вавилонского, на печальных развалинах опустошенного Иерусалима, на священных развалинах разграбленного славного храма Соломонова начали они созидать новый храм Господу Богу. Этот новый храм не мог сравниться в великолепии с погибшим созданием великого царя. Были тогда старцы, которые помнили еще красоту Соломонова храма. Смотрели они на новый храм, вспомнили прежний и... громко заплакали старцы. Восстал тогда Аггей пророк и утешал несчастных сынов Израиля. Чем же, какими словами утешал пророк Божий слезы плачущих старцев? Он говорил: Велия будет слава храма сего последняя паче первыя ( Агг. 2,10 ). Наш обновленный храм, конечно, скромнее даже Зоровавелева храма, но ведь не Соломонов храм был у нас и раньше, а потому, смотря на этот храм и воспоминая прежний, не будем мы плакать, подобно старцам иудейским, нет, мы можем веселиться, радоваться и благодарить Господа Бога, Который венчал венцом успеха наше начинание. Не могли бы мы создать и этого свода, если бы не было на то благословения Того, Кто весь небесный свод простер, яко кожу, и украсил его стройными хорами светил. Нет среди нас пророка, который бы нам сказал, будет ли слава храма сего велия паче первой, но об этом мы можем сами молиться Господу Богу и молиться об этом особенно благовременно теперь. А что есть слава храма христианского? Чем славны храмы наши? Какие храмы назовем мы славными? Не следует ли назвать славными те храмы, в которых христиане молятся особенно много и особенно прилежно? Слава храма христианского – в чем она, как не в тех благодатных настроениях, которые в нем переживают молящиеся? Молитвы души христианской, слезы умиления, восторги радости духовныя, смирение нелицемерное, воздыхания глубокие сердечные, сокрушение о грехах своих, благие намерения в деле спасения души своей – вот что составляет славу храма христианского! Не бесславен был ваш прежний храм. Пути, которые вели к нашему храму, никогда не рыдали от сознания того, яко несть ходящих по ним в праздник, как рыдали некогда пути Сиони, по слову Иеремии пророка (см.: Плач 1,4 ). Переживали мы в нем и восторги радости духовной, и о грехах своих скорбели, просили милости у Бога, обретали мир душевный, утешались и умилялись службами церковными. Да не лишит Господь нас этого бесценного утешения и в обновленном храме! Да будет здесь как бы та таинственная лествица, которую видел некогда Иаков праотец! Ангелы Божии, эти служебные духи, посылаемые на служение всем, хотящим наследовать спасение (см.: Евр. 1,14 ), пусть по этой таинственной лествице возносят к престолу Вседержителя воздыхания, радости и скорби земнородных и да сходят они на землю с фиалом благости, а не гнева и ярости! Пусть возносятся здесь непрестанные молитвы, да просвещаются и умиляются души здесь молящихся, и да будет слава храма сего последняя велия паче первыя!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Юрьевец. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Новый Входоиерусалимский собор Карта и ближайшие объекты Успенский собор (Новый Входоиерусалимский) - монументальный центрический храм в стиле позднего классицизма. В основе композиции - поставленный на цоколь квадратный в плане четверик с четырехгранной купольной кровлей (глава утр.). Прямоугольные выступы алтаря и притвора трактованы как ризалиты с фронтонными портиками - пилястровым (восточный) и колонным (западный). На боковых фасадах им соответствуют четырехколонные портики боковых входов, также с фронтонами, что обеспечивает симметрию объема по обеим осям. Прямоугольные проемы в интерколумниях, частью ложные, размещены в два света. Нижние окна - значительно более высокие - такие же, как на флангах фасадов.  Укрупненные формы декора лаконичны. Боковые стены притвора рустованы; крупный руст - своеобразные наличники с полуциркульной аркой завершения и небольшими ушками с сережками - обрамляет также фланговые окна, зрительно увеличивая их размер. Строгий тосканский ордер портиков сочетается с развитым антаблементом, дополненным мелкими двухступенчатыми консольками, и широким гладким аттиком, служащим основанием купола. Внутри четыре столба усложненного профиля несут сферический купол на парусах. Между столбами и стенами перекинуты подпружные арки. В апсиде полуциркульный свод, остальные перекрытия плоские. В западной части храма сохранились две кафельные печи, обведенные вверху общим для всего интерьера карнизом. Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111-116; РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 2713. (Опись церковного имущества епархиального Костромского Спасов-ходненского собора в 1865 г.); ЮКМ 585 (Рукопись Б.В. Ширяева. Юрьевец, 1912-17, с. 61). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч. 3», М., Наука, 2000, с. 734-737. Рядом с зимним Входо-Иерусалимским собором построенным в 1733 годк, стоит летний Успенский (новый Входо-Иерусалимский) храм, построенный на сто лет позднее, в стиле русского классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=05989

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010