Церковь во имя архистрига Михаила в Варшаве. 1894 г. (сооружение для лейб-гвардии Литовского полка). Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя архистрига Михаила в Варшаве. 1894 г. (сооружение для лейб-гвардии Литовского полка). Фотография. Нач. XX в. 27 февр. 1898 г. архиеп. Флавиана на Холмско-Варшавской кафедре сменил архиеп. Иероним (Экземплярский) , к-рый сумел наладить более конструктивные отношения с гражданскими властями Привислинского края, дал большую инициативу духовенству на местах. Были изданы новые правила о вероисповедной принадлежности, в соответствии с к-рыми лицам, ошибочно записанным в число православных, разрешалось переходить в католичество, но при условии рассмотрения каждого конкретного случая епархиальным архиереем. Все эти меры позволили уменьшить напряженность в церковной жизни тех районов, где существовала проблема «упорствующих» униатов, их число стало медленно снижаться. При архиеп. Иерониме возводились новые храмы в соответствии с утвержденной в 1899 г. «Инструкцией временным комитетам по постройке и починке православных церквей Холмско-Варшавской епархии». Кроме того, после издания в 1901 г. Высочайшего повеления об обязательном строительстве при военных казармах отдельных зданий для полковых храмов в епархии было возведено много военных церквей, напр. в Варшаве, Мариамполе, Холме, Седлеце, Скерневицах, Новоминске, Конске, Сташове и Остроленке, Лапах, ряд сельских церквей. Новые храмы были построены также в городах Бела, Прасныш, Остров, Радом, Люблин, Кольно и др. В 1898 г. в епархии существовал 21 благочиннический округ. Серьезные последствия для В. е. имело издание в 1905 г. манифеста « Об укреплении начал веротерпимости ». В крае усилилась католич. пропаганда. Мн. прежде воссоединившиеся с РПЦ униаты вновь отпали от Православия, причем иногда возвращались в унию целые приходы. С 17 апр. 1905 по дек. 1907 г. от правосл. Церкви в В. е. отпало 6590 чел. 16 июня 1905 г. Холмско-Варшавская епархия была разделена на Холмско-Люблинскую, в состав к-рой вошли Люблинская и Седлецкая губернии, и Варшавско-Привислинскую, занимавшую остальную часть Привислинского края.

http://pravenc.ru/text/150457.html

Как опытного педагога, его стали приглашать для преподавания педагогики в разные учебные заведения, напр. в женские гимназии, в женское духовное училище. Епархиальное начальство также пользовалось дарованиями и трудолюбием прот. Экземплярского, давая ему специальные поручения, возлагая на него должности, напр. должность благочинного церквей. В это же время И. Т. достиг значительного материального благосостояния. Супруга учредителя коллегии, г-жа Галаган, ценя высокие качества законоучителя и желая удержать его у себя, внесла в Кредитное Учреждение капитал с тем, чтобы процентами с него о. Экземплярский пользовался, состоя на службе в коллегии, а по прослужении в должности определенного числа лет и весь капитал поступил в его собственность. Тем временем супруга И. Т-ча, давно больная, скончалась. Прослужив еще несколько лет в должности законоучителя вдовцом, прот. Экземплярский в 1885 г. призывается к высшему иерархическому служению в сане епископа. Сам знаменитый митрополит Киевский Платон, признавая достоинство и заслуги О. протоиерея Экземплярского, избрал его себе в сотрудники и викарии и посвятил в сан епископа Чигиринского. Незадолго до рукоположения в епископский сан, протоиерей Илья Тихонович, согласно обычаю, пострижен в монашество, с наречением Иеронимом, и некоторое время был архимандритом – настоятелем Михайловского Златоверхого монастыря, в котором настоятельствовал и в сане епископа Чигиринского. Древний Михайловский монастырь много обязан Преосвященному Иерониму своим благоустройством, особенно обновлением своего соборного храма. С июня 1890 г. Преосв. Иероним получает в управление самостоятельную Тамбовскую епархию. Здесь на первых порах потребовались от него усиленные архипастырские труды. Два страшные бедствия одно за другим, – сначала голод, потом холерная эпидемия – обрушились на Тамбовскую губернию. Преосвященный Иероним в это время был ангелом-утешителем своей бедствующей паствы. Девять месяцев подряд он раздавал от себя ежедневно по семь пудов печеного хлеба голодающим, а во время холеры разослал по епархии более 600 противохолерных аптечек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Королевич Владислав (см. Владислав IV Ваза ) был вынужден собрать совет для рассмотрения жалоб, представленных правосл. послами. Результатом деятельности совета стало подписание королевичем 1 нояб. 1632 г. «Статей для успокоения народа русского греческой религии», в к-рых было признано существование правосл. церковной иерархии в Речи Посполитой; о В. б. в «Статьях» сказано, что взамен ц. Св. Троицы, находящейся у униатов, братству передаются 3 храма в Вильно - Воскресения Христова, св. Иоанна и св. Юрия на предместье. В 1633 г. король грамотой подтвердил право виленских братчиков принимать пожертвования, беспрепятственно распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, вернул братству право именоваться Свято-Троицким (ранее Свято-Троицким признавалось только униатское братство). Согласно королевскому привилею 1635 г., только в виленской и киевской школах разрешалось преподавать латынь и греческий. В 1648 г. братская типография прекратила работу, т. к. из-за широкого употребления польск. языка книги на церковнославянском не имели спроса, кроме того, издание богослужебной лит-ры началось в Киеве. Осенью 1677 г. в Свято-Духовом храме по приглашению братчиков читал проповеди иером. (впосл. митр. Ростовский) св. Димитрий (Туптало) . В 1749 г. сгорели Свято-Духовская ц. и корпуса братской школы, после чего занятия в школе не возобновились. Численность братства постоянно сокращалась, в посл. четв. XVIII в. братчиками состояли неск. купцов и мещан. В 1795 г., после 3-го раздела Польши, Вильно вошел в состав Российской империи, Виленская губ. стала частью Минской епархии. Минский архиерей принял Свято-Духов мон-рь в свое непосредственное управление, а приписные к мон-рю церковные учреждения сделал самостоятельными. Виленские братчики сочли, что это ущемляет их права, и обратились с жалобой в Святейший Синод. Жалоба не была удовлетворена, братство вскоре перестало существовать. 2-я пол. XIX - нач. XX в. Иероним (Экземплярский), архиеп. Литовский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Иероним (Экземплярский), архиеп.

http://pravenc.ru/text/158638.html

О чем он пел, то Господь ему и дал. Он избран был в законоучители коллегии Павла Галагана. Посвящая его во священника к церкви той коллегии, митрополит Арсений сказал ему: «у вас, изящного во всех отношениях, и церковь будет изящна». Посетившая вскоре ту церковь Императрица Мария Александровна долго говорила с о. Илиею и потом сопровождавшим ее сказала: «первого такого священника встречаю». Митрополит Платон всем сердцем полюбил о. Илию Тихоновича и убедил его принять сан архиерейский, быть у него викарием. «И откуда у тебя все это, чего и мы не имеем?!» выражал он удивление своему избраннику. Но раньше принятия архиерейского сана в жизни о. Илии Тихоновича был случай, получивший историческую известность. В каникулярное время в м. Коростышеве, живя на даче, за болезнию местного священника, моего тестя, протоиерей Илия Тихонович Экземплярский встречал и принимал митрополита Платона. Сей сподвижник м. Семашки в Вильне радостию радовался, видя особенную любовь между духовенством православным и католическим в Коростышеве. Он посетил и то и другое духовенство, и священника и ксендза, церковь и костел, и в последнем назвал костел и церковь родными сестрами, которые давно поссорились, но в свое время помирятся и будут опять едино. Душою этого великого события был протоиерей Илия Тихонович Экземплярский. Потом последовали пострижение его в монашество и хиротония во епископа 3-го ноября, ровно 20 лет назад. Стоял при пострижении в пещерах Киевской Лавры и я, и так близко, как Иоанн Богослов при кресте, так близко, что слышал, как постригаемый учитель мой говорил постригавшему архимандриту Ювеналию, указывая на меня – «это чадо мое»! «Хорошо управлявший домом своим и детей своих содержавший в послушании со всякою честностию», Преосв. Иероним стал для Киева, Тамбова, Вильны и Варшавы таким епископом, какого желал Ап. Павел в Послании к чаду своему Тимофею ( 1Тим.3:1–7 ). Могу ли не воспомянуть и сего? Когда Владыка Иероним первый раз вступил в Седлецкий собор, то на мою речь ответил: «возлюбленный ученик мой, оставляя Вильну и отправляясь в Варшаву, я думал о тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

2 марта 1900 г. в день освящения новых устроенных зданий Николаевского приюта для солдатских детей. Варшава, 1900; Речь, сказанная в Великий Пяток пред Плащаницей. Варшава, 1900; Архипастырское обращение к пастырям Холмско-Варшавских воссоединенных от унии приходов. Варшава, 1905; Высокопреосв. архиеп. Иероним Экземплярский (1836-1905): Биогр. очерк, нек-рые статьи и неск. проповедей. К., 1906. Лит.: Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь: Ист. очерк. К., 1889. С. 88-93; Биогр. сведения о новом Литовском архипастыре Иерониме//Литовские ЕВ. 1894. 21. С. 177-178; Прибытие в Вильну и вступление на Литовскую кафедру преосв. Иеронима//Там же. 24. С. 207-209; Православное торжество в Гродне 20 и 21 нояб.//Там же. 47. С. 449-451; Освящение церкви в селе Беловеже Пружанского у. Гродненской губ. Посещение Преосв. Иеронимом Белостокского собора//Там же. 1895. 6. С. 53-54; Освящение в г. Вильне, на предместье Снипишки, Чудовской церкви-школы//Там же. 37. С. 338-340; Ковенский крепостной собор и торжество освящения его 17 сент. 1895 г.//Там же. 39. С. 358-361; Закладка памятника гр. М. Н. Муравьеву//Там же. 1897. 40. С. 374-375; Вступление высокопреосв. архиеп. Иеронима на кафедру Холмскую и Варшавскую. Варшава, 1898; Красковский Д. Пребывание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, в Холме 2-4 мая 1898 г. Речь архиеп. Иеронима//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1898. 11. С. 224-230; Прощание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, с бывшей литовскою паствою. Вильна, 1898; Высокопреосв. Иероним, архиеп. Холмско-Варшавский, бывш. архиеп. Литовский и Виленский. Вильна, 1898; Пребывание высокопреосв. Иеронима в г. Холме 24-28 янв. 1899 г.//Там же. 1899. 7. С. 90-93; Пребывание высокопреосв. Иеронима, архиеп. Холмского и Варшавского, в Вене в течение времени 2-8 апр. 1899 г.//Там же. 16. С. 205-208; 17. С. 218-226; Закладка церкви на Вольском правосл. кладбище//Там же. 1903. 27. С. 339-340; Новый храм на Вольском правосл. кладбище//Там же. 1905. 42.

http://pravenc.ru/text/293716.html

ст.) 1905 г. и полученная тогда же сентября (ст. ст.)] в Санкт-Петербурге (Письма святителя Тихона. С. 197). Вероятно, решение Тихона о посещении доминиона было спонтанным: напр., архиепископ хотел избежать встречи с находившимся в США с 20 июля/2 августа по 30 августа/12 сентября 1905 г. председателем Комитета министров Российской империи Витте. Так, напр., в день подписания Портсмутского мирного договора после экуменического богослужения в епископальном храме (Christ church) состоялся в гостинице «Wentworth» праздничный обед: «За обедом я съел невозможное и неприличное количество устриц. Я сидел рядом с Витте и он мне сказал между прочим “желаю вам чтобы в вас влюбился какой нибудь красивый американский миллионане и когда у вас будет дворец в Newport’e вы меня к себе приглости. Выпьемте за это” . Cruel I dutifully drank some champagne» [запись в дневнике барона Романа Розена, Sept. 5Ш 1905 (РГИА, ф. 1038, on. 1, годы 1902–1907, д. 305, л. 73)]. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. И. Манухиной.М.: Изд-во «Московский рабочий»; Изд. отдел Всецерковного Православного Молодежного Движения, 1994. С. 148], недостоверны: «Приближался Холмский праздник... Прибыли архиепископ Иероним, епископ Антоний (Храповицкий) , Гродненский епископ; приехал представитель Синода и Обер-Прокурора – директор хозяйственного управления Петр Иванович Остроумов. Я сделал все, чтобы на празднике архиепископу Иерониму были оказаны все знаки почитания» [Путь моей жизни. С. 149]. Во-первых, архиеп. Варшавский и Привислинский Иероним (Экземплярский) на празднество открытия самостоятельной Холмской епархии прибыть не смог, о чем и уведомил телеграммой: «Обычный мой недуг, которого я так боялся, посетил меня и лишает возможности быть на празднике; прошу извинить меня великодушно и принять мое заочное приветствие. Архиепископ Иероним» [Ф.К. Праздник 8-го сентября в гор. Холме//Люблинские губернские ведомости.– 1905.– 17 (30) сентября]. Во-вторых, еп. Гродненский и Брестский Никанор (Каменский) 8/21 сентября 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вообще за недолгое время своего архиерейства на Холмщине святитель Тихон посетил более ста приходов и обителей. Он старался везде послужить – где литургию, где всенощную, где, по недостатку времени, молебен. Но уже в феврале 1898 года покровитель святителя Тихона, владыка Флавиан, был переведен на Кавказ и назначен Экзархом Грузинской Церкви. Новым архиепископом Холмским и Варшавским стал владыка Иероним (Экземплярский). Его отношения со святителем Тихоном можно охарактеризовать как ровные, но прохладные. Владыка Иероним не скрывал, что хотел бы иметь возможность лично выбрать викария, а епископ Тихон не питал к нему того пиетета, как к владыке Флавиану. Однако при взаимном уважении и несклонности обоих к конфликтам и интригам их совместное служение могло бы продолжаться долго, если бы не стечение обстоятельств, приведшее к конфликту святителя Тихона с игуменьей Екатериной (в миру графиней Ефимовской). Неоднократно в истории Церкви бывали случаи взаимного непонимания или даже конфликтов между праведниками. Так было и на этот раз. Епископ Тихон, будучи благочинным монастырей, совершал ревизию в женских обителях. Побывав в Леснянской обители (получившей свое название от станции Лесная Полесской железной дороги), он поставил на вид игуменье отсутствие положенной отчетности и сказал ей о том, что недопустимо распоряжаться монастырским добром, как личной собственностью. Это очень обидело матушку Екатерину – молитвенницу и подвижницу, отдававшую все силы на служение ближним, тем паче что Леснянская обитель, основанная по благословению преподобного Амвросия Оптинского, первоначально создавалась на личные средства игуменьи. Еще более ее обидел нелестный отзыв святителя Тихона в докладе правящему архиерею. В результате она отправилась в Санкт-Петербург с жалобами на епископа Тихона. Синодальные знакомые матери игуменьи скоро поняли, что подробный разбор дела может стать неблагоприятным для самой жалобщицы. Поэтому святитель Тихон был переведен с повышением – на самостоятельную, хоть и отдаленную, кафедру и назначен епископом Алеутским и Аляскинским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Предчувствуя близкую кончину, старец говорил окружающим, что верно читают уже в церкви «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко», сам произнес с чувством эту молитву праведного Симеона и тихо скончался. Высокопреосвященный Иероним не даром особенно чтил праздник Сретения Господня. Образование Илья Тихонович получил во Владимирской духовной семинарии, где, обладая прекрасным голосом он был певчим архиерейского хора, что не помешало ему быть и превосходным учеником. Как лучший воспитанник, он отправлен был для завершения образования в Киевскую духовную академию, в которой окончил курс учения в 1861 г. По окончании образования, И. Т. около 10 лет трудился в должности учителя сначала Черниговской, а потом Киевской духовной семинарии и вместе занимался литературными трудами, сотрудничая в журналах «Воскресное чтение» и «Руководство для сельских пастырей»; в последнем вел отдел библиографии. Занимая в семинарии кафедру педагогики, Илья Тихонович в 1865 г. издал собственное руководство по этому предмету, под заглавием: «Руководство к начальному обучению. Дидактика и методика». Удостоенный в 1870 г. ученой степени магистра богословия, И. Т. оставляет скромную должность семинарского преподавателя, принимает сан священства и делается законоучителем модного в то время учебного заведения в Киеве, коллегии Павла Галагана. Было что-то особенное в этой перемене службы, потому что, – как рассказывал сам Высокопреосвященный Иероним, – покойная Императрица Мария Александровна, при посещении коллегии, выслушав наедине объяснение причины, побудившей Илью Тихоновича принять священный сан, прослезилась. В должности законоучителя коллегии Галагана круг деятельности И. Т. Экземплярского расширился: скоро он сделался одним из самых известных и популярных киевских священников. Церковь коллегии стала усердно посещаться избранною публикой. Многих привлекало его прекрасное служение, чудный голос, проповеди, вдобавок удобное время службы – 11 час. дня. Многие избирали его своим духовником и не оставляли его до принятия им архиерейского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

При нем же расширена деятельность Холмского братства. В феврале 1898 г. он был назначен экзархом Грузии, а вскоре потом переведен в Киевскую митрополию. Он оставил здесь по себе память очень мягкого и обходительного человека, неутомимого священнослужителя и ревностного архипастыря. преосвященного Флавиана был архиепископ Иероним (Экземплярский) , переведенный сюда из Вильны. Он закончил образование в Киевской академии, долго был законоучителем в Киеве. В 1878 г. возведен в викария Киевского, а в 1890 г. был назначен в Тамбов. В 1894 г. переведен в Вильну, где возведен в архиепископа. Высоко держа знамя православия, он в то же время умел пользоваться глубоким уважением со стороны иноверцев. Вникая сердечно в жизненные отношения русских, живущих в Привислинском крае, он с особенною симпатиею отнесся к задаче Свято-Троицкого братства поддерживать бедных детей от смешанных браков, пожертвовав в братство на это дело 40 000 руб. Он открыл общество вспомоществования бедным ученикам Варинавского духовного училища, с значительным от себя пожертвованием. По его же ходатайству увеличены пенсионные оклады служащим в духовно-учебных заведениях. В 1905 г. 8 сентября совершилось отделение от Варшавской епархии Холмской епархии, в составе Люблинской и Седлецкой губерний. (Подробно можно прочесть об этом в книге Ф. Кораллова, изданной в 1906 году. Здесь сообщается, что в 1072 г. был холмским епископом Иоанн, и что Даниил Галицкий сделал Холм своею столицею, где епископом был Иосаф. С 1596 года здесь были униатские епископы, до воссоединения униатов с православием в 1875 г. В 1874 г. униатскихъприходов было 266 – с 260 т. прихожан, а в 1905 г. было церквей 283 с 390 тыс. прихожан). Болея, арх. Иероним не участвовал в этом торжестве. Он готовил себе усыпальницу-храм. И вскоре же после освящения его, скончался (2 ноября 1905 года). Воздавая ему благодарную память, Свято-Троицкое братство издало сборник воспоминаний о нем, где разносторонне освещена многообразная деятельность почившего. Восьмым Варшавским архиепископом был назначен Никанор (Каменский) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

05.01.1835 20.01.1835 26.09.1836 Владимир Алявдин (Алаудин?) 21.11.1836 08.03.1841 Иннокентий Борисов 06.04.1841 01.01.1843 Иеремия Соловьев 31.01.1845 30.06.1845 Варлаам Успенский 15.08.1845 10.01.1858 30.03.1858 31.10.1859 Антоний Амфитеатров 10.01.1860 04.01.1865 Серафим Аретинский 14.02.1865 31.12.1877 04.02.1878 14.01.1883 20.02.1883 11.05.1885 Виталий Иосифов 03.11.1885 03.06.1890 Иероним Экземплярский 12.07.1890 19.12.1892 Ириней II Орда 16.01.1893 26.01.1898 Иаков Пятницкий 28.06.1898 27.04.1902 Димитрий Ковальницкий 05.06.1902 08.06.1907 03.01.1908 16 09.1908 Агапит Вишневский 26.10.1908 18.09.1911 16.11.1911 18.05.1917 Сщмч. Никодим Кротков 21.06.1917 10(23)08.1921 Сщмч. Никодим Кротков, паки Александр (1932?) Чикагская Основана в 14(27)04.1922. Местопребывание – в г. Чикаго (США). Упразднена в 1957 г. 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Леонтий Туркевич) 04(17)12.1956 23.12.1956(05.01.1957) Чимкентская Чимкентская и Акмолинская. Основана 09(22)11.1990. 09(22)11.1990 01(14)02.1991 02(15)02.1991 Чистопольская Основана 01.03.1899. Именование – по г. Чистополь (Казанская губерния; Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1926 г. 01.03.1899 14.07.1900 Антоний Храповицкий 10.09.1900 26.03.1905 18.07.1905 27.08.1905 Феодосий Олтаржевский 27.08.1905 17.01.1912 Алексий II Дородницын 04.03.1912 30.05.1913 Анастасий Александров 29.06.1913 15(28)02.1922 29.06(12.07)1922 06.1926 13(26)04.1934 04(17)09.1935 Андрей Солнцев Чистопольская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Чистополь (Татарская АССР). Казанское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)01.1924 Василий Троицкий (1928) 04(17)09.1932 18.09(01.10)1933 Василий II Катагошин Читинская Основана 28.01.1894. Иркутское викариатство (выделено из территории Селенгинского викариатства той же епархии). Самостоятельная с 12.03.1894. Упразднена в 1936 г. («...передана в управление Иркутским Преосвященным» [Саввин Д. Читинско-Забайкальская епархия в 1917–1936 гг.//Православие в Забайкалье. История и современность. Чита, 2004. С. 35]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010