Н.В.Сомин Скачать epub pdf 1. Введение Исследование непростой истории Церкви начала XX века только начинается, и потому неудивительно, что вне поля зрения исследователей остался целый ряд значительных личностей, без которых эта история не только неполна, но и не может быть адекватно понята. Одной из таких личностей, безусловно, является выдающийся русский богослов-моралист Василий Ильич Экземплярский . Этот удивительный человек производил на современников громадное впечатление своим исключительно высоким настроем мыслей, пламенной любовью ко Христу и незаурядным мужеством. Только один штрих: Экземплярский – автор уникальной коллекции «Лики Христа в мировой живописи». Ради этого он приобрел фотографический аппарат, сделался фотографом-любителем и таскал его с собой, даже по заграницам, ради пополнения своей коллекции (которая составила более 10000 единиц). Однако, в нынешних церковных кругах отношение к Экземплярскому неопределенно-настороженное: «то ли скандалист, то ли обновленец, – кто его знает». А знать бы стоило, поскольку его деятельность, несмотря на ее небесспорность, имеет для Церкви непреходящее значение. Его публицистика стала отражением ряда наиболее острых проблем, стоявших перед Церковью . А потому рассмотрение воззрений Экземплярского далеко не безразлично для понимания судеб Церкви в последующей истории XX в. В данной работе делается попытка выяснить основные идеи его богословия и церковной публицистики , причем ставится цель разгадать «феномена Экземплярского», т.е. определить место в церковной жизни этого замечательного человека. Биографических сведений об Экземплярском известно довольно мало. Он родился 26.01.1874 г. (в некоторых источниках – в 1875 г.) в Киеве. Его отец – протоиерей Экземплярский Илья Тихонович – после рождения сына овдовел, принял монашество с именем Иероним, в 1885 г. хиротонисан во епископа и умер в 1905 г. архиепископом Варшавским. Упомянуть об этом имеет смысл не столько потому, что сыновья архиепископов встречаются отнюдь не часто, но главным образом из-за уникальной личности архиепископа Иеронима. О нем вспоминали: «Святитель поражал всех, знавших его, своей исключительной приветливостью, ласковой речью, чуждой обидного упрека, нежным обращением со скорбной, мятущейся и даже виновной перед ним душой. Чувствовалась такая теплота и доброта души, что искренность охватывала человека, и он высказывал все сокровенное, как доброму, участливому отцу». Можно предположить, что пример отца, являющего подлинную христианскую любовь, имел для сына исключительное значение, во многом определившее всю его последующую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 20.07.1836, с. Дмитриевы Горы Меленковского у. Владимирской губ.- 2.11.1905, Варшава), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель. Род. в семье священника. Мать - дочь священника того же села. Впосл. И. неоднократно посещал свою родину (последний раз в 1891), снабжал храм утварью и облачениями, финансировал ремонтные работы, построил церковноприходскую школу, обеспечив ее существование вкладом в 10 тыс. р. В 1852 г. окончил Владимирское ДУ, где вместе с ним учился его старший брат Федор, в 1857 г.- Владимирскую ДС (был тенором-солистом архиерейского хора), в 1861 г.- КДА по первому разряду со степенью старшего кандидата богословия. С ним вместе учились буд. епископы Ириней (Орда) , Лаврентий (Некрасов) , Митрофан (Невский), а также С. М. Сольский . 4 февр. 1862 г. в ц. в честь Воскресения Господня на Подоле И. Т. Экземплярский венчался с А. С. Пилипеевой (Пилипей), дочерью покойного профессора КДС. С 25 окт. 1861 г. учитель церковно-библейской истории, литургики и канонического права в высшем и среднем отд-ниях Черниговской ДС, с 30 окт. преподаватель гражданской, с 17 нояб. того же года - церковной истории, а также библейской истории, литургики и канонического права в КДС. С осени 1866 г. там же заведовал кафедрой педагогики и воскресной школой, затем кафедрой гомилетики, с 1864 г. недолгое время являлся помощником инспектора. Многочисленные педагогические, исторические, публицистические статьи и рецензии Экземплярского печатались в семинарском ж. «Руководство для сельских пастырей», в редакции к-рого он исполнял обязанности секретаря (1863-1870), помощника редактора (с 1870), вел отдел библиографии. Печатался в Киевских ЕВ, «Воскресном чтении» и газ. «Киевлянин». Его публикации отличались самостоятельностью суждений, простотой и ясностью изложения, сочувственным отношением к бедственному положению белого духовенства. Занимался подготовкой учебника по педагогике для семинарий и руководства к начальному обучению, в частности вопросами методики преподавания Закона Божия, чтения, письма, отечественного языка, арифметики, рус. истории, географии, пения и черчения. По совокупности работ 30 июня 1870 г. был удостоен степени магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/293716.html

Памяти высокопреосвященного Иеронима, архиепископа Варшавского и Привислинского (20 июля 1836 г. – 2 ноября 1905 г.) Источник Краткий очерк жизни почившего Владыки Иеронима до вступления его на кафедру Холмско-Варшавскую Весною 1836 года случилось знаменательное событие в церковно-приходской жизни села Дмитриевых-Гор, Владимирской губернии, Священник этого села, Тихон Иванович Экземплярский со своею «матушкой» Анной Степановной отправились, провожаемые всем селом, на богомолье в Саровскую Пустынь, Тамбовской губернии, отстоявшую верстах в 200-х от Дмитриевых-Гор. Заветною целью этого путешествия было желание помолиться у могилы чтимого старца Серафима о том, чтобы Господь, молитвами старца, исцелил Тихона Ивановича от его болезни. Пешком и босиком совершили богомольцы путь свой и, по прибытии в Саров, долго молились тому, кого русский народ почитал уже и в то время за угодника Божия. И вот, в первую же ночь после молитвы, старец Серафим явился во сне Анне Степановне и сказал ей: «молитва твоя услышана не будет, муж твой не исцелеет... Береги того, кого носишь во чреве: он много послужит церкви». Немедленно Анна Степановна разбудила мужа и сообщила ему о своем видении. Помолились они еще несколько дней в Сарове и отправились в обратный путь, одновременно и скорбя, и радуясь. Прошла весна, наступило лето, и 20-го июля – в день памяти пророка Илии, с первым ударом колокола к заутрени, родился у Анны Степановны сын, названный Илиею. С большою любовию и радостию встретила вся семья рождение маленького Ильюши, но радость эта скоро омрачилась: Ильюша, после какого-то случайного падения, начал чахнуть, у него появился горбик, и огорченные родители считали его уже не жильцом на свете. Особенно огорчало это родителей потому, чти они потеряли надежду видеть исполнение предсказания старца Серафима. Но с течением времени мальчик окреп, выровнялся и отличался от других детей живостию, своими совершенно белыми волосами, чисто голубыми глазами и особою любовию к богослужению. С самых ранних младенческих лет дети Тихона Ивановича приучались к посещению церкви, но особенно заботились об этом в отношении Ильюши. Тихон Иванович брал его с собою решительно на все службы и уже очень рано, с 6-ти лет, Ильюша пел в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Варшава. Церковь Иоанна Лествичника. Cerkiew w. Jana Klimaka Карта и ближайшие объекты Построен в 1902–1905 годах на православном кладбище в Варшавском районе Воля архитектором В. Н. Покровским. Иконы для иконостаса написал киевский художник А. Мурашко. Храм был посвящен памяти сына архиепископа Варшавского Иеронима (Экземплярского) и освящен архиепископом Иеронимом 1 октября 1905 года. Архиепископ скончался через месяц после этого и был погребен под престолом нижней церкви, став первым православным архиереем, умершим и погребенным в Варшаве. Престол нижней церкви во имя святых Илии и Иеронима был освящен в 1906 году епископом Евлогием (Георгиевским) при сослужении ректора Холмской семинарии архимандрита Дионисия (Валединского), впоследствии митрополита Варшавского. В храме почивают святые мощи священномученика Василия Мартыша, прославленного в 2003 году Польской Православной Церковью в сонме новомучеников Холмских и Подляшских. Предместье Воля, где расположено единственное русское кладбище Варшавы, — тихая окраина польской столицы, застроенная зданиями 1960-х годов. Вольское предместье только в 1916 вошло в городскую черту, но история его начинается в XIV веке. Воля — это западные «ворота» Варшавы. Считается, что близ села Варшавская Воля происходили выборы (элекция) польских Королей. В 1794 здесь шли бои между правительственными войсками и местными повстанцами. Через Вольскую заставу вступил в город Наполеон. В 1831 здешний редут вновь стал местом боевых действий, когда в праздник иконы Владимирской Божией Матери Варшава была взята русскими войсками генерал-фельдмаршала кн. И. Ф. Паскевича-Эриванского, назначенного наместником Царства Польского. В память о победе наместник предложил переделать костел св. Лаврентия на Вольских укреплениях (построен в 1755 по проекту немецкого архитектора И.-Ф. Кнобля) в православную Владимирскую церковь. Проект перестройки составил К. А. Тон. Но вскоре замысел был изменен. Храм «в виде памятника» должен был сохранить первоначальный фасад, но внутри напоминать о «павших при штурме Варшавских укреплений воинах». Новый проект Паскевич поручил известному варшавскому зодчему А. Идзьковскому.

http://sobory.ru/article/?object=21437

Новиково. Церковь Иоанна Богослова в Ново-Александровке. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:Между 1891 и 1892. Год утраты:Не установлен. Архитектор: А.Ф. Миролюбов Ссылки:   Адрес: Тамбовская область, Староюрьевский район, Новиково Координаты: 53.327172, 40.600726 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История создания этого храма такова. 30 июня 1890 года отец Александра Ивановича Новикова Иван Петрович Новиков, попечитель Санкт- Петербургского учебного округа, скончался в своем родовом имении Новая Александровка, только что, прибыв сюда, по обычаю, на летние месяцы. А.И. Новиков в то время был местным земским начальником и также жил в Новой Александровке. В день смерти своего родителя он решил ознаменовать память почившего построением храма во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и устроением при храме двухклассной церковноприходской школы. Следует заметить, что и в то время на строительство требовалось обязательное разрешение. Новиков представил материалы на рассмотрение Тамбовского Епископа Иеронима Экземплярского, что вызывало с его стороны глубокое сочувствие. Архипастырские Советы обсудили дело во всех подробностях, и только в мае 1891 года было получено разрешение от св. Синода и благословение Епископа Иеронима на основании храма. Церковь была возведена в очень короткий срок - год с небольшим. Приостановки в строительстве вызывались только чисто технологическими причинами осадкой фундамента и просушкой стен. 20 августа 1892 года храм был отстроен. Стоимость построенного церкви, двухэтажной школы и двух кирпичных домов для церковного причта составила около 65000 рублей личных средств А.И. Новикова. (В некоторых источниках эта сумма неправильно определяется как стоимость постройки только церкви). Храм представлял собой правильный квадрат с колонами с четырех сторон, с пятью золочеными главами. Внешняя окраска была темно сиреневая, стены и купол изнутри светло бирюзовые. Своды были расписаны орнаментами, стены прекрасной живописью, пол покрыт метлахской плиткой. Особого внимания для описания заслуживает иконостас черного дерева, выполненный руками безвестного, но несомненно талантливого мастера и оформленный колоннами с тонкой и сложной резьбой. Впечатляло и изумительное сочетание небольших мелодичных колоколов. На двух столбах, близ западных дверей храма, были устроены резные киоты черного дерева с иконами нерукотворного Спаса и Божьей Материи Всех скорбящих радости (точной копии с такой же иконы, прославленной в то время в Санкт Петербурге чудотворениями). За несколько дней до освящения храма прах И.П. Новикова и одной из ближайших его родственниц был положен в склеп под правую придельную сторону алтаря.

http://sobory.ru/article/?object=36632

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Церковь готовится к торжествам по случаю 100-летия канонизации преп. Серафима Саровского (комментарий в аспекте культуры) Саровские торжества 1903 г. На заднем плане - архимандрит Серафим (Чичагов) Что происходило в Сарове 100 лет назад и перед этим «Чрезвычайно живописен был этот крестный, далеко растянувшийся ход, разнообразие горящих на солнце хоругвей, разноцветные, пестрые ризы сельского духовенства, толпы народа со всех сторон, высокая часовня-беседка с высшим духовенством в золоте, а там густой лес с просекой, по которой нескончаемою лентой проезжали казаки, спешившие навстречу Государю. После молебна, архиерей поднял в руках тяжелую икону Умиления и осенил ею народ на все четыре стороны. Ход тронулся далее к монастырю. Нельзя без волнения думать об этом торжественном возвращении в Саров для присутствия при прославлении того человека, который пред нею молился, пред нею умер, знаменитой теперь святыни, которая 70 лет назад была унесена трогательными дивеевскими «сиротами» как часть неценного для саровцев имущества «убогого Серафима». Теперь же она возвращалась во славе к прославляемому Старцу, который так чтил и любил ее.» (Из книги Е.Поселяниа «Светлые дни в Сарове»). За 10 лет до канонизации святого было предписано собрать и систематизировать сведения о случаях чудес, исцелений и знамений, совершенных им. Такой список чудес и исцелений был составлен к 1892 году и передан в Тамбов. Епископ Иероним (Экземплярский, 1890-1894 гг.) учредил специальную комиссию, которая проверила собранные сведения и составила свой документ, в который вошли описания 80-ти случаев чудесных исцелений. В 1895 году этот протокол был направлен в Синод. В народе пречудный старец Саровский уже давно почитался как чудотворец. В 1897 году при постройке храма над кельей о. Серафима для очистки места под храм разобран корпус, в котором находилась келья о. Серафима. Причем келья оставлена в неприкосновенности. Кирпич от разобранного здания использовался для укрепления основания горы против строящегося здания и архиерейского дома. 16 августа 1897 г. произведена торжественная закладка храма. Проект храма разработан профессором архитектуры А.С.Каминским.

http://sedmitza.ru/text/396978.html

Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич) Дата рождения: 11 января 1867 г. Дата смерти: 15 мая 1944 г. Дата хиротонии: 25 февраля 1901 г. Дата пострига: 30 января 1890 г. Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 г. в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея Николая Страгородского. Начальное образование получил в приходском, затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . 30 января 1890 г. на Валааме пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского; 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года г. окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 июня направлен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 г. назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 г. назначен исполняющим должность доцента кафедры Священного писания Ветхого завета Санкт-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 г. — исполняющий обязанности инспектора Московской духовной академии . 21 сентября 1894 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. 29 июля 1899 г. определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, 6 октября — инспектором духовной академии. С 21 января 1901 г. — ректор СПбДА. 25 февраля 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии . Хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Киевский Феогност (Лебедев), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископ Кишиневский Иаков (Пятницкий), епископ Борис (Плотников), епископ Гдовский Вениамин (Муратовский), епископ Нарвский Никон (Софийский) и епископ Сарапульский Владимир (Благоразумов).

http://patriarchia.ru/db/text/50857.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЕРОНИМ (ЭКЗЕМПЛЯРСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Иероним (Экземплярский).Фото с портала Православный поклонник на Святой Земле. Иерусалимское отделение ИППО Часто он со слезами говорил: " Не могу видеть спокойно горя людского; вот - бедная диаконская сирота, как бы ей помочь, устроить? " . " Владыка, говорю однажды, - бедная женщина просит разрешения сделать церковный сбор в соборе для уплаты за правоучение в гимназии " . - " Зачем собирать, я могу дать " и передает немалую сумму. И как знали доброту души владыки! Две недели назад встречаю в коридорах собора плачущего юношу. Говорит: " я к архиерею, слышал, что он помогает; я - сын священника (Василевский), сирота, мать бедная, - 8 детей " . Говорю о нем владыке в соборе - во время причастия, и сразу - " при первом свидании поговорим и устроим его " . И дождался бы бедный внимания к себе и начало уже сделано, если бы не болезнь и смерть... Другая характеристика высокопреосвященнейшего Иеронима, данная А.В. Жиркевичем несколько отличается от этих. Жиркевич отмечает, что подчиненное духовенство Виленской епархии называло его " архиереем-баричем " , так как он подчас небрежно, грубо, свысока относился именно к этому, бедному, подчиненному духовенству, несмотря на то, что сам вышел из той же среды. В материальной поддержке подчиненному духовенству архиепископ Иероним был даже скуп, но отличался удивительной доступностью и щедростью в сношениях со светскими просителями, причем не делал тут разницы между православными, католиками, евреями. " Через всю деятельность архиепископа Иеронима красными нитями проходят веротерпимость, глубокое уважение к чужой религии, даже нехристианской " . Внешность архиепископа Иеронима была такова, что характеризующий описывает ее в самых ярких красках. " Давно не видел наш город такого элегантного, такого прямо " шикарного " по внешности красивого архиерея... Высокий, стройный, хотя и старик, но бодрый, с глазами (несмотря на болезнь одного из них) сверкающими порой, в минуты особого одушевления из-за темных очков, из-под густых, седеющих, нависших бровей, блеском молодости, с важной осанкой ветхозаветного патриарха, подающий возгласы чистым, звучным, высоким тенором (точно все время поющий), так что каждое слово расплывалось по всему огромному храму, неся в медленных, как бы рассчитанных на эффект движениях своих нечто театральное, хотя и внушительное. К этому следует прибавить светскую любезность архиеп. Иеронима, особенно с дамами... Как человек наблюдательный, притом не без кокетства, Иероним отлично видел поклонение женщин, но он привык к этому и не скрывал этого... Несмотря на его, несколько чопорную внешность... любил в подходящем обществе пошутить, - рассказать... какой-нибудь курьез из собственного прошлого.

http://drevo-info.ru/articles/6364.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОВА Александра Даниловна (1-я треть XIX в.- 27.07.1905, Тамбов), подвижница благочестия. Род. в семье священника, рано потеряла отца, в 16 лет вышла замуж за семинариста, вскоре рукоположенного во священника к приходу ее отца. В 38 лет овдовела, оставшись с сыном и двумя дочерьми. После устройства сына в ДУ, а дочерей - в епархиальное жен. уч-ще А. раздала имущество нищим и начала странствовать по святым местам. На время каникул к ней присоединялся сын, поступивший в семинарию, по окончании к-рой он удалился на Афон, где принял монашество и схиму. После смерти дочерей А. поселилась в тамбовском в честь Вознесения Господня жен. мон-ре и всецело посвятила себя служению Богу. Подвижница ежедневно ходила к ранней литургии в Вознесенский мон-рь, затем к поздней в кафедральный собор или в тамбовский в честь Казанской иконы Божией Матери муж. мон-рь . После богослужения посещала болящих, семьи, где случилось горе, стремилась всем оказать вовремя поддержку и утешение, многих спасла от пьянства и курения. А. нанималась на различные работы и весь заработок, а также средства, получаемые от почитателей, раздавала нуждающимся. Ее простая, задушевная беседа возвращала в Православие многих колеблющихся и маловерующих. Для миссионерской работы со склада Богородичного братства ей выдавали ежемесячно иконы, брошюры, картинки с изображением священных событий. Еп. Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский) , узнав о деятельности А., благословил ее труды и подарил образ Спасителя и Евангелие. А. была усердной молитвенницей, есть свидетельства об исцелении больных по ее молитвам; особо молилась о скоропостижно скончавшихся и самоубийцах. А. сподобилась дара прозорливости, в частности предвидела революционные события 1905 г. в Москве, свою кончину. Современники так описывали облик А.: красивое, доброе лицо, почти без морщин, с румянцем, волосы темные, немного с проседью, улыбка на устах, взор быстрый, проницательный, одевалась во все черное, но не по-монашески; речь отрывистая, нередко загадочная, но всегда с оттенком задушевности, часто говорила в рифму: «Житейское море - у всех свое горе», «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду терпеть и я», «Бранят - в рай гонят, а хвалят - в ад пихают», «Кто гордится, тот никуда не годится», «Некогда лежать, надобно бежать, в гробе полежу, тогда и отдохну».

http://pravenc.ru/text/75988.html

Паневежис. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Небольшой деревянный храм в честь Воскресения Господня в городе Паневежис был воздвигнут в 1892 году. По данным Епархиального Совета, в 1937 году постоянных прихожан в Воскресенском храме было 621 человек. В 1925-1944 годах настоятелем и благочинным был о. Герасим Шорец, усилиями которого Паневежских приход стал важным центром церковной и общественной жизни. В Воскресенском храме с марта по ноябрь помещалась Сурдегская икона Божией Матери. При храме действовали благотворительное общество, которое содержало приют. Выпускались апологетические листки и т.п. В 1945 году было около 400 прихожан. В советские времена Воскресенский приход официально был зарегистрирован в 1947 году. По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии В 1888 г. было открыто приходское попечительство при Казанской Поневежской церкви. На его средства и по инициативе настоятеля прот. Петра Омельяновича на православном кладбище площадью 1,5 га за 3300 руб. была построена деревянная Воскресенская церковь. 23 октября 1892 г. чин освящения совершил викарный еп. Ковенский Григорий (Полетаев). Базиликальный храм имеет прямоугольный план с трапециевидной апсидой, над которой возвышается восьмерик с луковичной главой. Колокольня с запада включает три квадратных в плане яруса, над которыми – также восьмерик с главкой. Храм украшают канеллированные лопатки и резные оконные наличники с треугольными фронтонами. Белый с золотом резной одноярусный иконостас сочетает черты классицизма и русского стиля. В августе 1896 г. храм и кладбище посетил архиеп. Виленский и Литовский Иероним (Экземплярский), который нашел их благоустроенными. Помимо Воскресенской церкви, к Казанскому храму были приписаны церковь в здании Поневежской Учительской семинарии, освященная 30 октября 1888 г. архиеп. Алексием (Лавровым-Платоновым) и церковь в городской тюрьме, устроенная в 1894 г. Образ св. Александра Невского, подаренный семинарии будущим императором Александром III 25 марта 1873 г., сохранился в Воскресенской церкви. Оба храма были закрыты и разобраны в 1915 г.

http://sobory.ru/article/?object=24839

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010